Ла Гранж (актер)

Лагранж (1635 — 1 марта 1692), настоящее имя которого было Шарль Варле , был французским актёром и членом труппы Мольера .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Шарль Варле был сыном Гектора Варле и Мари де Лагранж. Пара поженилась в Париже 9 мая 1634 года и вскоре после этого переехала в Монпелье . Шарль родился в 1635 году и был крещен в Нотр-Дам-де-Табль в Монпелье 8 марта 1636 года в возрасте около 9 месяцев. [ 1 ] У него был младший брат Ахилл Варле (родился 17 декабря 1636 г.) и сестра Жюстин-Франсуаза (родилась 14 мая 1638 г.). После рождения его сестры семья покинула Монпелье и в 1642 году переехала в Париж (Ахилл и Жюстин крестились в церкви Сен-Николя-де-Поли 12 февраля 1642 года), но вскоре после того, как дети потеряли родителей и стали сироты. [ 2 ]
Карьера в компании Мольер
[ редактировать ]Лагранж присоединился к труппе Мольера в 1659 году, вскоре после того, как они вернулись в Париж из гастролей по провинции. Будучи молодым и привлекательным, он был молодым премьером и обычно играл любовников Мольера, роли, которые, как Чарльз Диккенс-младший , «одни из наименее интересных из его персонажей». написал [ 3 ] Позже Лагранж играл более разносторонние роли, такие как главные роли в «Александре ле Гранде» Мольера Расина (1665) и «Доме Жуане» (1666), а также Акасте в «Мизантропе» Мольера (1666). [ 4 ] [ 5 ]
Ла Гранж также выступал в качестве секретаря и историка труппы, создавая реестр всех поставленных пьес, а также квитанции и другие комментарии по вопросам, затрагивающим компанию. [ 6 ] [ 7 ] Эти документы являются важным источником информации для ученых, интересующихся этим периодом. В 1664 году [ 4 ] (или 1667) [ 5 ] Лагранж заменил Мольера в роли оратора, члена труппы, который обращался к публике и представлял пьесы.
Свадьба
[ редактировать ]
25 апреля 1672 года, во время пасхальных каникул в компании, Ла Гранж женился на Мари Рагено де л'Эстан (18 мая 1639 - 2 февраля 1727), известной как Маротт (имя горничной в «Высмеиваниях» Мольера ). Рагено, по-видимому, впервые стал сотрудничать с труппой в 1660 году в качестве горничной актрисы мадемуазель де Бри, а позже начал играть небольшие роли, возможно, начав с роли Маротта, но вскоре за ним последовала Жоржетта в «Школе женщин» Мольера в 1663 году. [ 8 ] [ 9 ] Она исполнила главную роль в опере Мольера « Графиня д'Эскарбаньяс» в 1671 году. [ 4 ] Мари Рагено была дочерью Сиприена Рагено, кондитера, которого сейчас в основном помнят как персонажа пьесы Сирано де Бержерак» 1898 года. Эдмона Ростана « [ 4 ] Вскоре после замужества с Лагранжем она стала официальным членом труппы Мольера, получив половину доли. [ 10 ] а в 1680 году была одним из основателей Комеди Франсез вместе со своим зятем Ахиллом, который также был актером, известным как Верней.
После Мольера
[ редактировать ]Мольер умер в 1673 году, после чего Ла Гранж сыграл важную роль в восстановлении труппы во время перехода к ее новому театру в Отеле де Генего . Когда в 1680 году труппа объединилась с актерами Hôtel de Bourgogne, образовав Комеди-Франсез, он стал оратором новой труппы. В 1682 году он отредактировал и написал предисловие к первому собранию пьес Мольера. [ 4 ] [ 5 ]
Оценка
[ редактировать ]Историк театра Сэмюэл Шаппюзо в 1674 году описал Ла Гранжа как актера следующим образом:
Лагранжа обычно считают, и это справедливо, хорошим актером как в серьезных, так и в комических ролях. Хотя он не выше среднего телосложения, он хорошо сложен, имеет веселые и непринужденные манеры, что производит хорошее впечатление еще до того, как он заговорит. Он сменил Мольера не только как оратор , но и в заботе об общем благополучии труппы, будучи одновременно умным и заслуживающим доверия. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Монгредьен 1972, с. 98.
- ^ Тьерри (1876), стр. 2–3.
- ^ Диккенс (1885), с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д и «Ла Гранж» в Хартнолле (1983), с. 470.
- ^ Jump up to: а б с Дональд Рой, «Ла Гранж» в Банэме (1995), с. 623.
- ^ Тьерри (1876).
- ^ Янг (1947).
- ^ Тьерри (1876), с. 21.
- ^ «Мари Рагено» , cesar.huma-num.fr. Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Ховарт (1997), с. 161.
- ^ Шаппюзо, Самуэль (1674). Французский театр , с. 166, под редакцией Г. Монваля. Париж: Bonnassies, 1875. Отрывок переведен и процитирован в Howarth (1997), p. 188.
Источники
[ редактировать ]- Банхэм, Мартин (1995). Кембриджский путеводитель по театру , второе издание. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43437-9 .
- Диккенс, Чарльз (1885). «Старый французский театр», в двух частях. Часть II. Круглый год. Еженедельный журнал. , том 36, стр. 5–11. Лондон: Чарльз Диккенс. Посмотреть в Google Книгах .
- Хартнолл, Филлис, редактор (1983). Оксфордский компаньон театра , четвертое издание. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-211546-1 .
- Ховарт, Уильям Х., редактор (1997). Французский театр в эпоху неоклассицизма 1550–1789 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. (цифровая перепечатка 2008 г.: ISBN 978-0-521-10087-8 .)
- Монгредьен, Жорж (1972). Биографический словарь французских актеров 17 века , второе издание. Париж: Национальный центр научных исследований. ISBN 9780785948421 .
- Тьерри, Эдуард, редактор (1876). Шарль Варле де ла Гранж и его регистр . Париж: Жюль Клей. Посмотреть на HathiTrust .
- Янг, Берт Эдвард, редактор; Янг, Грейс Филпутт, редактор (1947). Регистр Ла Гранжа: 1659–1685 , два тома. Париж: Э. Дроз. Запись в каталоге HathiTrust . (Факсимиле 1977 года: Женева: Slatkine Reprints. OCLC 4045273 .)