Дон Жуан (драма)
Дон Жуан | |
---|---|
Написал | Aleksey Konstantinovich Tolstoy |
Дата премьеры | 1905 |
Место премьеры | Труппа братьев Адельгейм |
Язык оригинала | Русский |
Жанр | Драма |
Дон Жуан ( рус . Дон Жуан ) — 1862 года драма Алексея Константиновича Толстого , впервые опубликованная в апрельском номере журнала «Русский вестник» . [ 1 ] «Дон Жуан» при жизни автора ни разу не появлялся на сцене. В 1891 году цензура признала его продукцию «непригодной». Впервые спектакль был поставлен в 1905 году труппой братьев Адельгейм. Позже была написана музыкальная композиция к пьесе Эдуарда Направника . П. Чайковский положил на музыку пьесу «Огни Далекой Альпухарры ...»; она известна как « Серенада Дон Жуана ». [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Истоки пьесы восходят к концу 1857 года, когда у Алексея Константиновича Толстого впервые возникла первоначальная идея. К лету 1858 года он написал Дон Жуана » первую черновую версию « . 20 марта 1860 года он сообщил своему другу, писателю и переводчику Болеславу Маркевичу , что написал и переписал драму, затем прочитал ее критику Василию Боткину и писателю Николаю Крузе, которые дали ему свое одобрение. Маркевич в своих письмах критиковал некоторые стороны пьесы (необходимость пролога, отсутствие Дон Жуана в эпилоге и т. д.), но его мнение в целом игнорировалось. Осенью 1861 года, находясь в Москве , Толстой прочитал произведение Михаилу Каткову и Ивану Аксакову ; их замечания были признаны точными, и в текст были внесены некоторые поправки. В конце марта 1862 г. А. К. Толстой отправил рукопись в «Русский Вестник», желая, чтобы из этого окончательного варианта «ни одного слова не было вычеркнуто». Его требование было немедленно принято, и стихотворение появилось в апрельском номере журнала. [ 1 ]
Свою драму «Дон Жуан» Толстой посвятил Моцарту и Э.Т.А. Гофману , поскольку последний «первый увидел в этом персонаже не бабника, а искателя высокого идеала», как он объяснял в письме Маркевичу в 1860 году. [ 3 ] Будучи романтиком, Толстой приписывал любви божественный смысл, считая ее связующим звеном между душой человека и высшими сферами. В отличие от героя Тирсо де Молины , его Дон Жуан действует в духе истинного романтика, ищущего любви, «которая помогает нам увидеть сквозь этот чудесный свод универсальных законов вещи скрытых начал нашего мира». Толстой приблизил Дон Жуана к Фаусту ; некоторые сцены и персонажи (например, Сатана ) также указывают на влияние Гете . [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Yampolsky, Igor. Commentaries to Don Juan . The Works by A.K. Tolstoy in 4 volumes. Moscow. Khudozhestvennaya Literatura Publishers. 1964. Vol II. Dramas. Pp. 665–668.
- ^ Серенада Дон Жуана . Музыка П. И. Чайковского, слова А. К. Толстого. Исполняет Дмитрий Хворостовский .
- ^ Сочинения А. К. Толстого в 4-х томах. Письмо Болеславу Маркевичу от 20 марта 1860 г. Том IV, стр. 113-114.
- ^ Ямпольский, Игорь (1964). "Сочинения А.К. Толстого в 4 томах. Том I. Стихи. Биография. С. 8-52" . Москва. Художественная литература Проверено 0 января 2015 г.