Prince Serebrenni
![]() Первое издание | |
Автор | Aleksey Konstantinovich Tolstoy |
---|---|
Оригинальное название | Князь Серебряный |
Язык | Русский |
Жанр | исторический роман |
Издатель | Русская газета / Chapmann & Hall |
Дата публикации | 1862 |
Место публикации | Россия |
Тип носителя | печать ( в твердом и мягком переплете ) |
ISBN | 0-543-95808-6 |
Князь Серебряный в Алексея Константиновича . — исторический роман Толстого , написанный в 1859—1861 годах и впервые опубликованный в журнале «Русский вестник» 1862 году (№ 8—10, августовские — октябрьские номера), где он был разделен на части I (главы 1-19, в № 8) и II (главы 20-40, № 9 и 10). [ 1 ] Переведенный княгиней Голицыной для Chapmann & Hall, он вышел на английском языке в 1874 году. [ 2 ]
«Князь Серебрянни» (также известный как «Серебряный рыцарь» , согласно альтернативному переводу), роман о России XVI века, вдохновленный произведениями сэра Вальтера Скотта и немецких романтиков . [ 3 ] стал популярным романом для молодежи в России. Признавая ограниченность его как исторического документа, критики неизменно хвалили его за то, как он «наполнил читательскую аудиторию идеями справедливости, честности, благородства и человеческого достоинства». [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Алексей Толстой в течение многих лет был заинтригован темой, которая стала лейтмотивом книги: борьба между Иваном Грозным , самым жестоким из всех русских монархов, и боярством , сообществом высокопоставленных аристократов, выступавших против царя и его тирании. , в основном осуществленный опричниками . Некоторые из его стихов и баллад, в частности «Василий Шибанов» и «Князь Михаил Репнин» , исследовали эту историческую дилемму. Смерть Николая I и возникновение новой атмосферы открытости побудили Толстого приступить к работе над романом о катастрофе, которую может принести абсолютная монархия. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Толстой начал работать над «Князем Серебряным» в конце 1840-х годов. Ряд источников сообщал, что в ходе своей калужской миссии вместе с сенатором Давыдовым Толстой читал роман Александре Смирновой-Россетте и Николаю Гоголю . [ 5 ] Именно тогда (по сообщению П. А. Кулиша) Гоголь рассказал Толстому о народной песне «Ходит по двору господин Пантелей», которая тут же была включена в сюжет. По словам старшего помощника сенатора Давыдова Н.Колмакова, роман к этому времени был закончен. [ 6 ] Если так, то это могло относиться только к самой первой, черновой версии. [ 1 ]
После этого, по-видимому, наступил долгий перерыв, ибо о романе не было упоминания вплоть до 1855 года. «Я хотел бы сесть и написать « Князя Серебряного» , но все еще не могу найти его во себе», — жаловался Толстой в письме своему жене 10 мая 1855 года. Он снова упомянул об этом в своем письме от 13 декабря 1856 года. К этому времени роман был закончен, но результат не порадовал автора. [ 1 ]
[Роман]... должен быть переработан и стилистически улучшен. Серебряному надо придать больше характера, ибо он лишен индивидуальности и более невзрачен, чем любой из ваших «jeune-premier». Его личность заставила меня много задуматься. Он должен быть простым (в хорошем смысле), но смелым - но в этом он будет очень похож на Митьку. Мне бы хотелось сделать его чрезвычайно наивным, человеком очень благородным, совершенно чуждым всему злу, который не может видеть дальше своего носа, который видит только одно и не может связать это с тем, что следует за ним. Искусно исполненный этот трюк заинтересует читателя. [ 7 ]
Снова последовала пауза, и в 1859 году работа возобновилась. В письме к своему другу и переводчику Болеславу Маркевичу Толстой от 4 февраля 1859 года писал: «Я работал над «Серебряным», но не успел его закончить, слишком беспокоен был ум мой». Также в 1859 году он писал Михаилу Погодину , который просил включить фрагмент в сборник «Утро» : «Роман мой еще нуждается в доработке, и ни один фрагмент не может быть опубликован в его теперешнем виде. Тысячи мелочей помешали мне начиная с этого». В письме от 20 марта 1860 года он сообщил Маркевичу, что роман теперь практически закончен, но вторая его часть выглядит гораздо сильнее первой, требующей доработки. [ 1 ]
Премьера «Князя Серебряного» состоялась на творческом вечере во дворце в конце декабря 1861 года. Чтения, продолжавшиеся несколько дней, имели большой успех и принесли автору книгу-брелок от супруги императрицы Марии Александровны в качестве личного подарка. [ 8 ]
Источники
[ редактировать ]Князь Серебряный был первым в русской литературе образцом исторического романа, написанного в западноевропейской традиции. Во многом в духе классики сэра Вальтера Скотта и Александра Дюма вымышленный персонаж здесь действует среди реальных исторических личностей в тщательно исследованном и искусно воссозданном историческом контексте. Основным источником для Толстого была «История государства Российского» Николая Карамзина . Автору было важно воссоздать реальную жизнь Древней Руси с ее языком, бытом, обычаями и привычками. Большую пользу для него оказали «Русские сказки» , «Русские песни» и «Русские народные сказки» — произведения Ивана Сахарова популярные в то время . Он также использовал «Калики Перехожье» (по-древнерусски: «Слепые менестрели») Петра Бессонова , «Духовные стихи» Виктора Варенцова и «Повседневную жизнь русских» Александра Терещенко. [ 4 ]
Сам Алексей Толстой был знатоком истории фольклора Древней Руси; это позволило ему, по словам биографа Кулешова, создать вполне правдоподобную панораму русской жизни XVI века. Критики высоко оценили новый язык Толстого, сложную, сложную вещь, построенную по архаичным языковым структурам, с одной стороны, но лаконическую и доступную - с другой. Автора очень беспокоило то, как будущие редакторы будут обращаться с его красочными стилями, и он умолял их никогда не менять, скажем, старое «богачество» на современное «богатство» или «петчаловаца» на «петчалицу» . или грусти ). Хорошо осознавая недостатки своего романа с точки зрения профессионального историка, Толстой озаглавил его: «Повесть о грозных временах», опять-таки во многом в фольклорном ключе. [ 4 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Князь Никита Серебряный едет в Москву. В селе Медведевка его небольшой вооруженный отряд челяди сталкивается с бандой опричника Хомяка. Тут же князь узнает, что кровопролитие и беззаконие здесь были вдохновлены новой политикой царя Иоанна , известной как опричнина. Другая сюжетная линия связана с Еленой Морозовой, женой помещика Медведевки, которой помогал князь; она оказывается его давней возлюбленной, которой пришлось выйти замуж за старика, чтобы помешать своими нежелательными пассами другому подлому опричнику, Вяземскому . Далее по пути Серебряный выручает преступника по имени Перстен (последний отплатит князю, выведя его из грозненской тюрьмы) и встречает самого грозного царя. Потрясенный цинизмом Бориса Годунова (последний предполагает, что им следует объединить усилия в антигрозненском союзе) и разрывающийся между своей праведной ненавистью к царю с его коррумпированными опричниками и собственной присягой на верность, Серебряный, всевозможные приключений позади, он решает пойти на войну, сражаться за свою страну (а не за ее аморального правителя) и умереть смертью благородного человека. [ 4 ]
Прием
[ редактировать ]По мнению советского ученого В. Кулешова, примечательным качеством романа А. Толстого является его искусное и лаконичное построение, с тщательно продуманным сюжетом, мастерски построенным и драматически развивающимся, с множеством переплетающихся интриг. Каждая серия читается как законченный фрагмент, аккуратно вписывающийся в общую схему. Именно эта всеобъемлющая сеть логики создает ощущение неизбежности грядущего и заставляет задуматься о хрупкости и иллюзорности жизни человека в беспокойном мире, рассуждал критик. Слабые стороны Алексея Толстого проявляются, когда дело доходит до романтических сцен и когда персонажи начинают действовать мелодраматически. Ему прекрасны диалоги, где, по словам Кулешова, проявляется его дар драматурга. [ 4 ]
Иван Грозный персонаж
[ редактировать ]Толстому приписывают то, что он был первым русским писателем, попытавшимся воссоздать характер царя Иоанна IV во всей его сложности. Он изображает царя человеком, движимым жестокими крайностями, высокоинтеллектуальным, но патологически садистским, театральным в поведении (с оттенком болезненного чувства юмора) и изобретательным в своих интригах, человеком, который в одну минуту может показаться полным раскаяния, однако другой в приступе демонической ярости. До Толстого царя Иоанна в основном идеализировали как строителя «новой России», и писатели, и историки подчеркивали его победы и редко обращали внимание на темные стороны его правления. Критики, однако, отмечали, что лично Толстой был слишком потрясен действиями царя Иоанна, чтобы отдать ему должное за какие-либо достижения, социальные, политические или геополитические, а такие были. С другой стороны, бояре в романе представлены как слишком добродетельные люди для своего блага, а автор изображает их как защитников высоких моральных ценностей. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Толстой, Алексей (1964). Собрание сочинений, Том 3. Комментарий И. Г. Ямпольского . Москва: Госиздат. стр. 569–574.
- ^ Tolstoy, Aleksei Konstantinovich. Prince Serebrenni . ISBN 0543958086 .
- ^ "Aleksey Konstantinovich Tolstoy" . poemhunter.com . Retrieved 2011-10-10 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Kuleshov, V.I. "Alexei Konstantinovich Tolstoy. Prince Serebrenni. The Preface" . az.lib.ru . Retrieved 2011-10-10 .
- ^ Russkaya Starina magazine, 1890, No. 11, pp. 362-363.
- ^ Kolmakov, N.M. The Old Russian Court. Russkaya Starina, 1886, No.12, pp. 520-521
- ^ Alexey Konstantinovich Tolstoy to Sofia Miller. Vol. IV. Letters. Pp. 93-94
- ^ "Алексей Константинович Толстой. Краткое расписание и библиография" . az.lib.ru. Проверено 10 октября 2011 г.