История государства Российского от Гостомысла до Тимашева
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( июнь 2020 г. ) |
Автор | Aleksey Konstantinovich Tolstoy |
---|---|
Оригинальное название | История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева |
Язык | Русский |
Жанр | Поэма |
Дата публикации | 1883 |
Место публикации | Россия |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
История Государства Российского от Гостомысла до ( англ . История Государства . Тимашева году Российского от Гостомысла до Тимашева ) — стихотворение в 83 стихах русского поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого написанное в 1868 , Первоначально запрещенный цензурой и впервые опубликованный в 1883 году в газете «Русская старина» , через восемь лет после смерти автора, он стал одним из самых известных примеров политической сатиры в России XIX века, популярной среди русских интеллектуалов многих поколений. [ 1 ] [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Замысел стихотворения зародился в те времена, когда Толстой сильно интересовался русской историей и много размышлял о том, как она перекликается с его временем. Как отметил У. Е. Харкинс, Толстой не был ни славянофилом , ни западником , но разделял определенные взгляды каждого лагеря, восхищаясь как конституционной монархией западного типа, так и периодом Киевской Руси в русской истории, считая последний героическим и прогрессивным. [ 2 ] Однако, в отличие от славянофилов, он считал варяжское влияние в самый ранний период русской истории благотворным и ненавидел эпоху возникновения Московии , которая привела к созданию централизованного Русского государства и приходу Золотой Орды . по нему как корень всех русских бед. Толстого отталкивала вся история России, вплоть до его собственных времен. [ 2 ]
«История государства Российского» была написана в 1868 году и вдохновлена двумя стихотворениями, вошедшими в антологию « Русская тайная литература XIX века », составленную Николаем Огаревым в Лондоне в 1861 году : одно — «Сказка», другое — « Как у нас». Великий Новгород... », последнее Михаила Дмитриева . также » Карамзина «История послужила, видимо, вдохновением. [ 3 ] При жизни Толстого стихотворение распространялось в рукописных вариантах, пока оно впервые не появилось в печати в 1883 году. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Стихотворение впервые было опубликовано в журнале «Русская старина» (ноябрьский номер 1883 г., стр. 481–496) под названием «История государства Российского из Гостомысла». 862-1868 . Что касается точного названия стихотворения, то автор в своих письмах называл его по-разному: «L'storye de Russie», «L'historie de Russie jusqu'a Timashev», «История России». По крайней мере четыре раза в письмах к Болеславу Маркевичу (7 февраля, 3 ноября 1869 г.) и Михаилу Стасюлевичу (20 мая, 12 ноября того же года) он использовал название «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», которое впоследствии было принято. как последний от издателей. [ 1 ]
Первая публикация стихотворения была полна ошибок, многие из которых были исправлены в следующих двух номерах, № 12 за 1868 год и № 1 за 1869 год « Русской старины» . статья Владимира Жемчужникова в «Новом времени» Некоторую корректировку послужила и (№ 2780) (подпись МВ-н). Тем не менее в 1884 году стихотворение было опубликовано или, вернее, переиздано в Берлине , без учета каких-либо этих исправлений. В 1907 году стихотворение вошло в первое издание Полного собрания сочинений А. К. Толстого (т. 1, с. 465–477). Петр Быков Составивший его использовал текст «Русской старины» и учел поправки № 12 за 1868 год, игнорируя все остальные. Процесс восстановления оригинального текста продолжался десятилетиями. Версия, вошедшая в Полное собрание сочинений А. К. Толстого 1937 года , считается окончательной и с тех пор текст не менялся. [ 1 ]
Сюжет
[ редактировать ]
По мнению Уильяма Харкинса, « Историю государства Российского» следует рассматривать «как важное произведение автора, претендующего на звание ведущего юмористического поэта России, а не как серьезное или вполне последовательное изложение определенной идеологической позиции». ." [ 2 ] Начинается оно коротким отрывком из «Летописи Нестора » (стр. 8): «Земля наша обширна и обильна, одного ей не хватает — порядка». Фраза, составляющая половину 1-го стиха ( Послушайте ребят / Что вам расскажет дед / Земля наша богата / Порядка в ней лиш нет . - А теперь послушайте, дети / Что дедушка говорит / Богата наша земля. Приказ / Это единственное, чего ему не хватает) и повторяется потом много раз в виде припева. [ 4 ]
В стихах 2-6 праотцы Руси ( Гостомысл , собственно, ни разу не упоминал), заметив факт (по выражению Нестора) принимают решение ввести варягов, чтобы поставить перед собой задачу навести порядок в богатых землях Руси. В стихах 7–8 мы видим трех братьев, после недолгого размышления прибывающих на место происшествия. Рассказы о деяниях Рюрика , а затем Игоря , Олега , Ольги и Святослава (стихи 9–14) отмечены «макаронным» (по описанию У. Хоскинса) использованием немецкого языка : Ну, думают, команда/Здесь nogu slomit tchort/Es ist je eine Shande/Wir mussen wieder fort . - О боже, что за фикс, думают они, тут черт ногу сломает/Обидно, и надо уходить отсюда! (Первое впечатление Рюрика и его команды о месте). [ 4 ]
После Святослава пришел Владимир : «Da endigte Fur immer/Die alte Religion» («Тогда пришел конец старой религии...»), его обоснование звучит по-русски: Перун уж отчен гадок/Когда его спихнём/Увидите, порядок /Какой мой заведём (Перун, видите ли, слишком омерзителен. Вы только посмотрите, какой у нас будет Орден, когда мы свергнем ему!). Владимир умирает («от горя, не сумев навести порядок», согласно стиху 20) и вступает Ярослав Мудрый : приближаясь к наведению порядка, он заканчивает тем, что разбивает страну на части, просто «из любви к своему дети» (стих 21). [ 4 ]
Ненавидящий монгольское иго , Толстой затем описывает приход врага в нейтральной, веселой манере, оставляя большую часть желчи для местных русских лидеров, быстро доносящих друг на друга наследникам иностранных хозяев (стих 26).
Иван III освобождает русских от оккупации, но все равно не приводит ни одного Ордена, вступает в игру Иван IV . Здесь сдержанность Толстого становится еще более очевидной: грозненская эпоха (которая всегда ужасала автора) описана в тоне скорее ироническом, чем враждебном ( Иван Васильич Грозный/Ему был имярек/За то што был серьёзный/Солидный человек Эта антиидиллия заканчивается. (Жизнь была бы довольно беззаботной/С таким царем/Но ах! Ничто не вечно/И царь Иван умер) и приходит царь Федор , антипод его отца, "быстрый не умом, а словом" ( . ..Был разумом не бодор/трезвоънит лиш горазд - Стих 33.) Царь Борис , претензии которого на добродетель, по мнению автора, были "серьезны". ум», «красивость» и «брюнет» (стих 34), за ним следует Самозванец (Самозванец) с девушкой . Поляки взбунтовались, были изгнаны, и Василий взошел на престол только для того, чтобы его попросили «все земля моментально оторвется», что привело к новому вторжению поляков, которые на этот раз привели с собой казаков («Казак и поляки/Они били нас снова и снова/И без царя нам очень вниз/Как рак из глубины»). Минин и Пожарский выступили, чтобы прогнать поляков, а Михаил взошел на престол, так и не принеся с собой ничего ожидаемого Ордена (стих 47). [ 4 ]
Миссия царя Алексея , по-видимому, заключалась в том, чтобы родить Петра , и именно тогда «наступили новые времена в нашем Государстве», ибо «Царь Петр действительно любил дисциплину/Почти как царь Иван» (стих 48). В поисках этого, выбрав Амстердам в качестве порта захода, он сбрил народу бороды, «одел всех нас голландцами» и действительно поддерживал определенную дисциплину, которая быстро исчезла с его смертью (стих 55).

После этого «правило несколько царей, а еще больше цариц» (стих 56), Анна и («истинный жандарм») Бирон кратко упоминается . Часто цитируемый 58-й стих дает краткий обзор самого беззаботного периода послепетровской России: Весёлая царица/Была Елисавет/Поёт и веселица/Порядка только нет . - Веселая царица была царица Елизавета /Поет, веселится/А Ордена ноль.)
Екатерина Входит , Вольтер и Дидро советуют ей дать свободу своему народу и таким образом сохранить Порядок, но... Господа, им возразила/Она, вы меня комблез /И тотчас прикрепила/Украинцев к земле . - Господа, - парировала она/Вы слишком добры ко мне/И мгновенно привязали украинцев к суше.)
После Павла I (из Мальтийского ордена , но с «нерыцарскими манерами») пришел Александр I , человек «слабых нервов, но мягких манер», чья реакция на наступление Наполеона в 1812 году была вежливым отступлением. Казалося, ну ниже/Нельзя сидеть в дыре/Англяд, уж мы в Париже/С Луи ле Дезире . - Казалось, яма поглубже, чтобы обитать/Трудно будет найти/Тогда о чудо! Мы в Париже / С Луи ле Желанием ) В этот ликующий момент истории «цвета России расцветают», ее земля изобилует, но порядка все еще не видно (стих 67). [ 4 ]
Причину внезапного завершения рассказа Толстой объясняет в 68-м стихе: « Последнее сказанье/Я б написал мое/Но чаю наказание,/Boyus monsier Veillot» . (Я бы написал заключительную часть своего рассказа, но жди наказания, а пугает меня месье Вейо ), который является начальником почтового отделения МВД России с правом перлюстрации . [ 5 ] И именно 68-й стих сделал стихотворение Толстого актуальным для всех последних времен русской истории: [ 6 ] Hodit' byvayet sklizko/Po kameshkam inym/Itak, o tom tchto blizko/My lutche umoltchim . - Some cobbles may prove slippery to be stepped on/So of the things that are close to us we'd rather keep mouths shut.)
Толстой заканчивает свое стихотворение саркастической песней министрам Александра II , изображая их в виде группы детей, спускающихся на санях по заснеженному склону. Из них он называет всего восемь, ибо их много, так много, что и не упомнишь имён/ И спускаясь вниз, они скользят по одной-единственной дорожке.) Стихотворение заканчивается нелепо-скромным обращением Толстого к МВД. Министр Александр Тимашев заявил, что, поскольку его лицо появилось над страной, как заря, он ввел Орден на своей земле. Вновь упоминая Нестора Летописца и скатываясь тотально к пародированию стиля последнего, Толстой просит читателя исправить возможные ошибки автора ради истины, затем заключает: Составил от былинок/Рассказ немудры сей/Худый смиренный инок/Раб божий Алексей . (Составлено из небольших былин/Этот совсем неразумный рассказ/Один тощий смиренный инок /Раб Божий, по имени Алексей. - Стих 83). [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ямпольский, Игорь. Комментарии к истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева . Произведения А. К. Толстого в 4 томах. Том I. Москва, Художественная литература. 1964. Стр.762-763.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уильям Э. Харкинс (1968). "Пародия А.К.Толстого на историю государства Российского". Славянское обозрение . 27 (3): 459–469. дои : 10.2307/2493346 . JSTOR 2493346 .
- ^ Перейти обратно: а б «Гейловая энциклопедия русской истории: Алексей Константинович Толстой» . www.ответы.com . Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Алексей Константинович Толстой. Юмористическая и сатирическая поэзия» . az.lib.ru. Проверено 1 января 2011 г.
- ↑ Таким образом Толстой подразумевает, видимо, что он никогда не собирался публиковать свое стихотворение, а пересылал его друзьям через контору г-на Вейо.
- ^ Ванюков, Андрей. История государства Российского от... и до...