Смерть Ивана Грозного
Смерть Ивана Грозного | |
---|---|
![]() Ф.Б.Китто, Лондон, 1869 г. | |
Автор: | Aleksey Konstantinovich Tolstoy |
Дата премьеры | 1867 |
Место премьеры | Александринский театр , Санкт-Петербург |
Язык оригинала | Русский |
Жанр | Историческая драма |
Иоанна Грозного ( русский : Смерть Иоанна Грозного , романизированный : Смерть Иоанна Грозново — историческая драма Алексея . Смерть Константиновича ) Толстого журнал «Записки» . [ 1 ] [ 2 ] Это первая часть трилогии , за которой следует «Царь Федор Иоаннович» и завершается «Царь Борис» . [ 2 ] Все три пьесы были запрещены цензурой . [ 3 ] Он драматизирует историю Ивана IV в России и написан белым стихом . [ 4 ] На Толстого повлияло творчество Уильяма Шекспира при написании трилогии, которая сформировала основу его репутации как писателя в России того времени и как драматурга по сей день. [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]В начале 1863 года Алексей Толстой сообщил Якову Полонскому в письме из Дрездена , что он работает над «большой поэмой в стихах « Смерть Иоанна Грозного … Два ее акта кончены и, как мне говорят, хороши», он добавлен. Ухудшение здоровья замедлило творческий процесс, но к лету того же года третий акт был закончен и в конце 1863 года пьеса была практически готова. [ 1 ]
Некоторые подробности первоначального проекта были прослежены в переписке Толстого с Каролиной Павловой , которая переводила текст на немецкий язык и ее просили внести изменения в соответствии с теми, которые Толстой вносил в свой первоначальный текст. Некоторые сцены, исключенные автором из окончательного варианта пьесы, выглядели значительными, например, Бориса Годунова разговор с царицей Анастасией Романовной о предоставлении ей опеки над Дмитрием после Иоанна и Федора смерти . Также вырезана сцена разговора Годунова с няней Дмитрия. Обе, по мнению Толстого, осадили «Царя Федора Иоанновича» , вторую пьесу трилогии и обе пробились в нее позднее, хотя, как заметили критики, некоторые фрагменты, о которых можно было бы сказать совершенно то же самое, сохранились в оригинале. текст. [ 1 ]
Готовясь к первому отдельному изданию пьесы, вышедшему в ноябре 1866 года, Толстой снова внес изменения. В журнальной версии в обеих сценах первого акта ни о каких переговорах с британским послом не упоминается. Заключительные слова Захарьина («Прости нас всех! Вот цена, которую нам придется заплатить за единовласти , [ 6 ] за нашу собственную испорченность") также впервые появилась в книжной версии, подытоживая, очевидно, главную идею драмы. Толстой учитывал чужие мнения, которые ему стали известны. В пятом акте он отбросил некоторые архаизмы и также несколько скоморохских куплетов , чтобы избежать нежелательного комического эффекта. [ 1 ]
Источники
[ редактировать ]Основным источником для Толстого в работе над драмой (как и всей трилогией) была «История государства Российского» Николая Карамзина . Весь Акт 1 построен на одном небольшом фрагменте IX тома, описывающем чувства Иоанна после убийства сына, его отказа от престола, реакции бояр на это и его согласия (по его выражению) «терпеть это бремя правления еще на какое-то время» [ 7 ] Детали этого фрагмента «Истории» развернуты Толстым в полноценные сцены: обращение Захарьева к боярам, размышление Иоанна о возможности принесения схимной присяги , его разговор с боярами. [ 1 ] Рассказ гонца в сцене 2 первого действия основан на описании Карамзиным осады Пскова. [ 8 ] из которого Толстой взял множество подробностей, совместив их в хронологическом порядке. Сцена Гарабурды (исключительно важная для структуры пьесы, по «Постановочному плану» автора) полностью выдумана, но некоторые детали опять же взяты у Карамзина (в том числе переговоры Михаила Гарабурды с Грозным в 1573 году). [ 1 ]
Кроме «Истории » Карамзина Толстой использовал, хотя и в меньшей степени, «Сказки о князе Курбском », изданные в 1831 году Н. Устряловым. Письма Курбского во второй сцене первого акта представляют собой мозаику из его реальных писем, из которых наиболее заметно письмо 1679 года. [ 9 ] В четвертом акте синодического чтения Ивана Грозного цитируется реальный документ. Главные персонажи пьесы — исторические личности, большинство второстепенных (слуги, стольники) — вымышленные. Заметным исключением является псковский гонец, фигура, фигурирующая в исторических хрониках. Члены Боярской думы имеют имена реальных людей, за исключением Сицкого, совершенно вымышленной части. [ 1 ]
Неточности и выдумки
[ редактировать ]По мнению Толстого, действие драмы происходит в 1584 году, в год смерти Иоанна. Однако убийство Иваном своего сына, отречение от престола, осада Пскова , пожар в Александровской слободе — все это относится ко второй половине 1581 года. несвязанный. Значительно увеличив историческую роль Бориса Годунова, он заставил его принять участие в ряде событий, к которым он не имел никакого отношения. По словам И.Ямпольского, речь Бориса в Думе , столкновение с Сицким, обращение к царю Ивану от имени Думы с просьбой о его возвращении на престол, его противодействие женитьбе монарха на принцессе Гастингсской и нежелательная поддержка царицы Марии, Советы Ивана Федору всегда прислушиваться к тому, что скажет Борис, - все это были художественные выдумки автора. [ 1 ]
Идея развернуть ее в трилогию пришла Толстому во время работы над «Царем Федором Иоанновичем», но, как отмечает И.Ямпольский, « Смерть Иоанна Грозного» создает впечатление, что какое-то дальнейшее развитие характера Годунова уже было в уме автора. . На это же можно было бы смотреть и в появлении в пьесе Михаила Битяговского, фигуры, которая, согласно историческим источникам, выйдет на сцену много лет спустя. Кроме того, Толстой создал новые логические нити между участием Битяговского в конфликте Бориса с боярами, его агитацией народа против Шуйского и Бельского - до убийства Дмитрия . [ 1 ]
История производства
[ редактировать ]«Смерть Ивана Грозного» впервые была показана в Александринском театре в Санкт-Петербурге в 1867 году . [ 10 ] Успеха он не имел, поскольку главную роль отдали комическому актеру. [ 11 ]
Всемирно известный МХАТ начал свой второй сезон постановкой спектакля, который открылся 29 сентября 1899 года. [ 12 ] Режиссером его выступил выдающийся театральный деятель Константин Станиславский , который первоначально также играл главную роль. [ 12 ] Когда Станиславский после первых выступлений заболел, его заменил Всеволод Мейерхольд . [ 13 ]
В 1904 году пьеса получила свою первую постановку в Нью-Йорке, которая открылась 1 марта в Новом Амстердамском театре на Бродвее в переводе С.Р. ДеМейсснера . [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я А.К. Толстой. Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, Художественная литература, 1964. Т 2. Драмы. Стр. 668-673.
- ^ Перейти обратно: а б Мозер (1992, 270).
- ^ Хартнолл (1983, 831).
- ^ Эриксен, Маклауд и Виснески (1960, 832).
- ^ Банхэм (1998, 1115), Эриксен, МакЛауд и Виснески (1960, 832) и Мозер (1992, 270).
- ^ Единовластие (Russian): Absolute, uncontrolled rule of one person.
- ^ Николай Карамзин. История Государства Российского, первое изд., 1821, том IX, стр. 355.
- ^ История, Том IX, стр. 322-344.
- ^ Сказания, Т.2, 103-104, 128-139, 141-143
- ^ Банхэм (1998, 1115) и Мозер (1992, 270).
- ^ Банхэм (1998, 1115).
- ^ Перейти обратно: а б Бенедетти (1999, 386) и Уорролл (1996, 112).
- ^ Браун (1995, 11) и Уорролл (1996, 112).
- ^ См . статью пьесы на IBDB и запись архивных материалов на Worldcat.org .
Источники
[ редактировать ]- Бэнхэм, Мартин, изд. 1998. Кембриджский путеводитель по театру. Кембридж: Кембриджский университет. ISBN 0-521-43437-8 .
- Бенедетти, Жан. 1999. Станиславский: Его жизнь и искусство . Переработанное издание. Оригинальное издание опубликовано в 1988 году. Лондон: Метуэн. ISBN 0-413-52520-1 .
- Браун, Эдвард. 1995. Мейерхольд: революция в театре. Ред. 2-е изд. Лондон: Метуэн. ISBN 0-413-72730-0 .
- Эриксен, Гордон, Гаррард Маклауд и Мартин Виснески, ред. 1960. Британская энциклопедия, 15-е издание. Объем
- Хартнолл, Филлис, изд. 1983. Оксфордский компаньон театра . 4-е изд. Оксфорд: Оксфорд UP. ISBN 0-19-211546-4 .
- Мозер, Чарльз А., изд. 1992. Кембриджская история русской литературы. Преподобный изд. Кембридж: Кембриджский университет. ISBN 0-521-42567-0 .
- Толстой, Алексей Константинович (Алексис К. Толстой). 1926. Смерть Ивана Грозного: Драма в стихах. Пер. Альфред Хейс. Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трубнер.
- ---. 1933. Смерть Ивана Грозного: Трагедия в пяти действиях . Пер. Джордж Рапалл Нойес. В Шедевры русской драматургии. Эд. Джордж Рапалл Нойес. Том. 2. Нью-Йорк: Эпплтон/Дувр. 457–546.
- Уорролл, Ник. 1996. МХАТ. Исследования театральной постановки сер. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-05598-9 .