Человек и Супермен
Человек и Супермен | |
---|---|
![]() Харли Грэнвилл Баркер в роли Джона Таннера и Лилла Маккарти в роли Энн Уайтфилд в первой постановке, Royal Court Theater, Лондон, 1905 год. | |
Автор: | Джордж Бернард Шоу |
Дата премьеры | 23 мая 1905 г. |
Место премьеры | Сценическое общество , Театр Royal Court , Лондон |
Язык оригинала | Английский |
Жанр | Сатирическая комедия |
«Человек и Супермен» — четырехактная драма , написанная Джорджем Бернардом Шоу в 1903 году в ответ на призыв Шоу написать пьесу на тему Дон Жуана . [1] «Человек и Супермен» открылся в Королевском придворном театре в Лондоне 21 мая 1905 года как четырехактная пьеса, поставленная « Сценическим обществом» , а затем Джоном Юджином Ведренном и Харли Грэнвилл-Баркер 23 мая без акта III («Дон Жуан в Ад"). [2] Часть третьего акта « Дон Жуан в аду» (акт 3, сцена 2) была исполнена во время постановки драмы 4 июня 1907 года при Королевском дворе. Полностью пьеса не ставилась до 1915 года, когда Передвижная репертуарная труппа поставила ее в Лицейском театре Эдинбурге в .
Краткое содержание
[ редактировать ]Г-н Уайтфилд недавно умер, и в его завещании указано, что его дочь Энн должна быть оставлена на попечение двух мужчин, Робака Рэмсдена и Джона Таннера. Рамсден, почтенный старик, не доверяет Джону Таннеру, красноречивому юноше с революционными идеями, которого в ремарках Шоу описывает как «необычайно беглого в речи, беспокойного, возбудимого (обратите внимание на фыркающую ноздрю и беспокойный голубой глаз, всего лишь тридцать второй на дюйм слишком широко открыт), возможно, немного злюсь». [3] Несмотря на то, что говорит Рамсден, Энн принимает Таннер в качестве своего опекуна , хотя Таннер совсем не хочет этой должности. Она также бросает вызов революционным убеждениям Таннер своими собственными идеями. Несмотря на явную приверженность Таннера анархии , он не может обезоружить обаяние Энн, и в конечном итоге она убеждает его жениться на ней. [4] предпочитая его своему более настойчивому поклоннику, молодому человеку, другу Таннера, по имени Октавиус Робинсон.
Список персонажей
[ редактировать ]- Гектор Мэлоун-старший , пожилой джентльмен, который всю свою жизнь упорно трудился, чтобы достичь высокого социального статуса, которым теперь гордится.
- Энн Уайтфилд , молодая женщина, изящная, несколько загадочная. Она соответствует персонажу Донья Ана в мифе о Дон Жуане (в акте III режиссура Шоу называет донью Ану де Уллоа «настолько красивой, что в сиянии, в котором внезапно засветился ее тусклый желтый ореол, можно почти принять ее за Анну». Уайтфилд»).
- Генри Стрейкер , шофер с акцентом кокни (изображающий Лепорелло из оперы Моцарта ). [5]
- Джон Таннер , которого также называют «Джек Таннер», хорошо образованный человек с хорошей речью, который серьезно относится ко всему, включая самого себя; «политический смутьян и закоренелый холостяк». [6] Якобы потомок Дон Жуана , а также современное изображение персонажа Дон Жуана (в третьем акте Шоу отмечает сходство Дон Жуана с Таннером: «Кроме того, в кратком поднятии его лица, теперь скрытого полями шляпы, было любопытное предложение Таннера: более критичное, привередливое, красивое лицо, более бледное и холодное, без безудержной доверчивости и энтузиазма Таннера и без налета его современной плутократической вульгарности, но все же сходство, даже тождество»). Само имя «Джон Таннер» является англизированной формой испанского имени «Хуан Тенорио», которое является полным именем дона Хуана. [7]
- Вайолет Робинсон , сестра Октавиуса Робинсона. Она тайно вышла замуж за Гектора Мэлоуна-младшего.
- Миссис Уайтфилд , мать Энн и вдова покойного мистера Уайтфилда.
- Сьюзан Рэмсден , старая старая сестра Робака Рамсдена.
- Гектор Мэлоун-младший , американский джентльмен, тайно женатый на Вайолет Робинсон.
- Октавиус Робинсон , любезный молодой человек, влюбленный в Энн Уайтфилд. Брат Вайолет Робинсон. Он представляет «Дона Оттавио» из мифа о Дон Жуане.
- Робак Рамсден , стареющий гражданский реформатор, который был другом покойного г-на Уайтфилда. Он соответствует статуе из мифа о Дон Жуане, который, в свою очередь, является олицетворением духа дона Гонсало, отца доньи Аны (в акте III Шоу пишет о Статуе: «Его голос, за исключением гораздо более выдающегося интонация так похожа на голос Робака Рамсдена»).
- Мендоса , анархист, сотрудничающий с Таннером. Мендоса — «президент Лиги Сьерры», самопровозглашенный разбойник и еврей . Он соответствует представлению Шоу о Дьяволе , каким он был бы изображен в мифе о Дон Жуане (Шоу пишет о «Дьяволе» в третьем акте: «Алый нимб начинает светиться; и в него поднимается Дьявол, очень мефистофелевский , а не совсем не похоже на Мендосу, хотя и не так интересно»).
Интерпретация и выступления
[ редактировать ]Дон Жуан Плей
[ редактировать ]Длинный третий акт пьесы, в котором показан сам Дон Жуан, беседующий с несколькими персонажами в аду , часто вырезается. Чарльз А. Берст замечает об Акте III:
Парадоксально, но этот поступок является одновременно посторонним и центральным в драме, которая его окружает. От него можно отказаться, и обычно так и происходит, на том основании, что он слишком длинный, чтобы включить его в и без того полноценную пьесу. Что еще более важно, в некоторых аспектах это отступление, действует иначе, чем остальной материал, задерживает непосредственную хорошо продуманную сюжетную линию, и большая часть ее сюжета уже неявно присутствует в остальной части пьесы. Спектакль и без этого идет хорошо. [8]
«Дон Жуан в аду» представляет собой философский спор между Доном Хуаном (которого играет тот же актер, что играет Джека Таннера) и Дьяволом , за которым наблюдают Донья Ана (Энн) и статуя Дона Гонсало, отца Аны (Робак Рамсден). Этот третий акт часто исполняется отдельно как самостоятельная пьеса, наиболее известный в 1950-х годах в постановке с участием Чарльза Бойера в роли Дон Жуана, Чарльза Лотона в роли Дьявола, Седрика Хардвика в роли Командора и Агнес Мурхед в роли Доньи Аны. [9] Эта версия также была выпущена как устный альбом на LP , но еще не вышла на компакт-диске. В 1974–1975 годах Курт Каснар , Мирна Лой , Эдвард Малхэр и Рикардо Монтальбан совершили поездку по стране в Джона Хаусмана , сыграв в 158 городах за шесть месяцев. репризе постановки [10]
Идеи
[ редактировать ]Хотя «Человека и Супермена» можно разыграть как легкую комедию нравов , Шоу задумал драму как нечто гораздо более глубокое, как следует из названия, которое исходит из Фридриха Ницше философских идей о « сверхчеловеках » (хотя Шоу дистанцируется от Ницше, поместив философа в самый конец длинного списка оказавших влияние). [5] [11] [12] Как отмечает Шоу в своем «Посвящении» (посвящение театральному критику Артуру Бингэму Уолкли ), он написал пьесу как «предлог для пропаганды наших собственных взглядов на жизнь». [5] В центре сюжета Джон Таннер, автор «Справочника революционера и карманного компаньона», который опубликован вместе с пьесой в виде 58-страничного приложения. развивается И в пьесе, и в «Справочнике» Шоу берет тему Ницше о том, что человечество посредством естественного отбора в сторону «сверхчеловека», и развивает аргумент, предполагающий, что основной движущей силой отбора является женщина: Энн Уайтфилд прилагает настойчивые усилия, чтобы соблазнить Таннер женится на ней, но остается холостяком. Как говорит сам Шоу: «Дон Хуан сменил пол и стал Доной Хуаной, вырвавшись из Кукольного дома и заявив о себе как личность». [5] [13] Это явный, намеренный переворот Тирсо де Молины пьесы «Севильский обманщик и каменный гость» , более широко известной как источник « » да Понте Дон Жуана ; здесь Энн, представляющая Донью Ану, является хищником - «Дон Хуан - это добыча, а не охотник», как отмечает Шоу. [5] [14]
Энн называют « жизненной силой », и она отражает точку зрения Шоу о том, что в каждой культуре женщины заставляют мужчин жениться на них, а не мужчины берут на себя инициативу. [5] Салли Питерс Фогт предполагает: «Тематически изменчивый миф о Дон Жуане становится благоприятной средой для Творческой эволюции », и что «легенда... становится в Человеке и Супермене средством, посредством которого Шоу передает свою космическую философию». [15]
Производство
[ редактировать ]В 1905 году Театр Гудзона поставил пьесу для 192 представлений. Продюсер: Чарльз Диллингем .
В 1917 году театр «Эбби» поставил пьесу для 7 спектаклей. Режиссером постановки выступил Дж. Огастес Кио. [16]
В 1925 году театр «Эбби» поставил пьесу для семи спектаклей. Режиссером постановки выступил Майкл Дж. Долан. [17]
В 1927 году театр «Эбби» поставил пьесу для семи спектаклей. Режиссером постановки выступил Леннокс Робинсон . [18]
В 1946 году Третья программа BBC впервые транслировала всю пьесу по беспроводной связи. Режиссером постановки выступил Питер Уоттс. В нем снимались Джон Гарсайд, Леонард Сакс , Себастьян Шоу , Гризельда Херви и другие. [19]
В 1968 году BBC адаптировала пьесу для телевидения как « Пьесу месяца» . Сохранился лишь короткий отрывок из этой пьесы.
В 1977–1978 годах РСК поставил спектакль в лондонском театре «Савой» . [20]
В 1981 году лондонский Национальный театр поставил спектакль, в который вошел номер «Дон Жуан в аду» режиссера Кристофера Морахана с Дэниелом Мэсси в главной роли в роли Джека Таннера и Пенелопой Уилтон в роли Энн Уайтфилд. [21]
В 1982 году режиссер Дэвид Уилер поставил постановку в Charles Playhouse в Бостоне с Ричардом Джорданом и Дайаной Сэлинджер в главных ролях . Во время репетиций продолжительность спектакля постепенно сократилась до трех часов, но эпизод «Дон Жуан в аду» сохранился нетронутым. [22]
телевизионная версия с Питером О'Тулом в главной роли и Барри Морсом в роли Дьявола. В 1982 году в Великобритании впервые транслировалась [23]
В 1990 году Репертуар Южного побережья в Коста-Меса, Калифорния, поставил постановку, в которую вошел номер «Дон Жуан в аду», поставленный Мартином Бенсоном, с Джоном де Ланси в главной роли в роли Джека Таннера и его женой Марни Мосиман в роли Энн Уайтфилд. [24]
В 1996 году, чтобы отпраздновать BBC Radio 3 50-летие , сэр Питер Холл поставил аудиопродукцию с Рэйфом Файнсом в роли Джека Таннера, Джуди Денч в роли миссис Уайтфилд, Джоном Вудом в роли Мендосы, Джульет Стивенсон в роли Энн Уайтфилд и Николасом Ле Провост в роли Октавиуса. Робинсон и Джек Дэвенпорт в роли Гектора Мэлоуна.
В 2012 году Ирландский репертуарный театр и театральная группа Gingold представили возрождение, поставленное и адаптированное Дэвидом Сталлером , с Максом Гордоном Муром в главной роли в роли Джека Таннера. [25]
В 2015 году лондонский Национальный театр поставил спектакль, в который вошел номер «Дон Жуан в аду» режиссера Саймона Годвина с Рэйфом Файнсом в роли Джека Таннера и Индирой Вармой в роли Энн Уайтфилд. [26]
В 2019 году на канадском фестивале Шоу была поставлена полная постановка с Мартой Бернс в роли Мендосы/Дьявола, Греем Пауэллом в роли Джека Таннера и Сарой Топхэм в роли Энн. [27]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Во введении Шоу признает настойчивые подсказки драматического критика Артура Бингэма Уолкли : Бертолини, Джон А. (1991). Драматургическая личность Бернарда Шоу . Карбондейл: Издательство Университета Южного Иллинойса. стр. 29–31 . ISBN 0809316501 .
- ^ Эванс, Т.Ф. (1999). Современные драматурги: Джордж Бернард Шоу (Критическое наследие) . Нью-Йорк: Рутледж. п. 98. ИСБН 0-415-15953-9 .
- ^ «Акт I. Шоу, Бернард. 1903. Человек и Супермен» . www.bartleby.com . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ «Персонаж Энн Уайтфилд в «Человеке и Супермене» Шоу». Изучение английской литературы. 4 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Человека и Супермена Посвящение
- ^ «Театр Блэкберд: Человек и Супермен» . Липскомбский университет.
- ^ Хеллер, Агнес (2008). Гёр, Лидия; Гервиц, Дэниел (ред.). Момент Дон Жуана: очерки наследия оперы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 182. ИСБН 978-0231137553 .
- ^ Берст, Чарльз А. (1973). Бернард Шоу и искусство драмы . Чикаго: Издательство Университета Иллинойса. п. 126 . ISBN 0-252-00258-Х .
- ^ Шоу, Бернард, Дон Жуан в аду , Нью-Йорк: Dodd, Mead & Company (дата не указана, за исключением продления авторских прав в 1931 году) (с фотографиями из постановки).
- ^ Лой, Мирна и Джеймс Коцилибас-Дэвис, Бытие и становление . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1987; ISBN 0-394-55593-7 стр. 339–340
- ^ Пэсли, Малькольм , изд. (1978). Ницше: Образы и мысль: Сборник очерков . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 246 . ISBN 978-0-520-03577-5 .
- ^ Биллингтон, Майкл (26 февраля 2015 г.). «Обзор Человека и Супермена – Рэйф Файнс овладевает противоположным мужчиной Шоу» . Хранитель .
Шоу… подносит зеркало к Ницше
- ^ Сингх, Девендра Кумар (1994). Идея сверхчеловека в пьесах Г.Б. Шоу . Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Atlantic. стр. 18–21. ISBN 8171563902 .
- ^ Грей, Томас С. (2008). Гёр, Лидия; Гервиц, Дэниел (ред.). Момент Дон Жуана: очерки наследия оперы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 100. ИСБН 978-0231137553 .
- ^ Фогт, Салли Питерс. «Энн и Супермен: тип и архетип». В книге «Современные критические взгляды: Джордж Бернард Шоу» , под редакцией Гарольда Блума . Нью-Йорк: Издательство Chelsea House, 1987. с. 221.
- ^ «Человек и Супермен 1917 (Аббатство) | Архивы аббатства | Театр аббатства — Амхаркланн на Майнистрич» . Театр Эбби . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «Человек и Супермен 1925 (Аббатство) | Архив аббатства | Театр аббатства — Амхаркланн на Майнистрич» . Театр Эбби . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «Человек и Супермен 1927 (Аббатство) | Архивы аббатства | Театр аббатства — Амхаркланн на Майнистрич» . Театр Эбби . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «Себастьян Шоу, Гризельда Херви и Эсме Перси в первом полнометражном выступлении «Человека и Супермена» Бернарда Шоу». Радио Таймс . Сувенирное издание к 50-летию: 74. 1973.
- ^ «Постановка Человека и Супермена — Театралия» . theatricalia.com . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ «Постановка Человека и Супермена — Театралия» . theatricalia.com . Проверено 29 июня 2020 г.
- ^ Клэй, Кэролайн (26 января 1982 г.). «Ловушка супруга» . Бостон Феникс . Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ «Человек и Супермен» . 10 октября 1982 года . Проверено 8 апреля 2018 г. - через www.imdb.com.
- ^ «ТЕАТР: Представитель Южного побережья берется за «Человека и Супермена»: * пьеса, самая длинная и амбициозная Шоу, редко ставится целиком. Но режиссер Мартин Бенсон считает идею постановки только одной части «немыслимой » . Лос-Анджелес Таймс . 4 сентября 1990 г.
- ^ «Человек и Супермен — Ирландский репертуарный театр» . irishrep.org . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Клэпп, Сюзанна (1 марта 2015 г.). «Обзор «Человека и Супермена: Рэйф Файнс возвышается над Дон Жуаном Шоу» . Наблюдатель . Проверено 7 мая 2015 г.
- ^ «Фестиваль Шоу — Человек и Супермен» . Проверено 14 сентября 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Человек и Супермен в стандартных электронных книгах
- «Человек и Супермен» , аудиоверсия пьесы.
- Человек и Супермен , оцифрованная копия первого издания из Интернет-архива .
- Человек и Супермен в базе данных Internet Broadway
- Обзор, фотографии и другая информация
- Читайте онлайн на сайте Project Gutenberg.
- « Справочник революционера и карманный спутник », приложение к книге «Человек и Супермен» (изображения страниц)
- « Старое радио ». Загрузка MP3 спектакля 1950 года.