Jump to content

Человек и Супермен

Человек и Супермен
Харли Грэнвилл Баркер в роли Джона Таннера и Лилла Маккарти в роли Энн Уайтфилд в первой постановке, Royal Court Theater, Лондон, 1905 год.
Автор: Джордж Бернард Шоу
Дата премьеры 23 мая 1905 г.
Место премьеры Сценическое общество , Театр Royal Court , Лондон
Язык оригинала Английский
Жанр Сатирическая комедия

«Человек и Супермен» — четырехактная драма , написанная Джорджем Бернардом Шоу в 1903 году в ответ на призыв Шоу написать пьесу на тему Дон Жуана . [1] «Человек и Супермен» открылся в Королевском придворном театре в Лондоне 21 мая 1905 года как четырехактная пьеса, поставленная « Сценическим обществом» , а затем Джоном Юджином Ведренном и Харли Грэнвилл-Баркер 23 мая без акта III («Дон Жуан в Ад"). [2] Часть третьего акта « Дон Жуан в аду» (акт 3, сцена 2) была исполнена во время постановки драмы 4 июня 1907 года при Королевском дворе. Полностью пьеса не ставилась до 1915 года, когда Передвижная репертуарная труппа поставила ее в Лицейском театре Эдинбурге в .

Краткое содержание

[ редактировать ]

Г-н Уайтфилд недавно умер, и в его завещании указано, что его дочь Энн должна быть оставлена ​​на попечение двух мужчин, Робака Рэмсдена и Джона Таннера. Рамсден, почтенный старик, не доверяет Джону Таннеру, красноречивому юноше с революционными идеями, которого в ремарках Шоу описывает как «необычайно беглого в речи, беспокойного, возбудимого (обратите внимание на фыркающую ноздрю и беспокойный голубой глаз, всего лишь тридцать второй на дюйм слишком широко открыт), возможно, немного злюсь». [3] Несмотря на то, что говорит Рамсден, Энн принимает Таннер в качестве своего опекуна , хотя Таннер совсем не хочет этой должности. Она также бросает вызов революционным убеждениям Таннер своими собственными идеями. Несмотря на явную приверженность Таннера анархии , он не может обезоружить обаяние Энн, и в конечном итоге она убеждает его жениться на ней. [4] предпочитая его своему более настойчивому поклоннику, молодому человеку, другу Таннера, по имени Октавиус Робинсон.

Список персонажей

[ редактировать ]
  • Гектор Мэлоун-старший , пожилой джентльмен, который всю свою жизнь упорно трудился, чтобы достичь высокого социального статуса, которым теперь гордится.
  • Энн Уайтфилд , молодая женщина, изящная, несколько загадочная. Она соответствует персонажу Донья Ана в мифе о Дон Жуане (в акте III режиссура Шоу называет донью Ану де Уллоа «настолько красивой, что в сиянии, в котором внезапно засветился ее тусклый желтый ореол, можно почти принять ее за Анну». Уайтфилд»).
  • Генри Стрейкер , шофер с акцентом кокни (изображающий Лепорелло из оперы Моцарта ). [5]
  • Джон Таннер , которого также называют «Джек Таннер», хорошо образованный человек с хорошей речью, который серьезно относится ко всему, включая самого себя; «политический смутьян и закоренелый холостяк». [6] Якобы потомок Дон Жуана , а также современное изображение персонажа Дон Жуана (в третьем акте Шоу отмечает сходство Дон Жуана с Таннером: «Кроме того, в кратком поднятии его лица, теперь скрытого полями шляпы, было любопытное предложение Таннера: более критичное, привередливое, красивое лицо, более бледное и холодное, без безудержной доверчивости и энтузиазма Таннера и без налета его современной плутократической вульгарности, но все же сходство, даже тождество»). Само имя «Джон Таннер» является англизированной формой испанского имени «Хуан Тенорио», которое является полным именем дона Хуана. [7]
  • Вайолет Робинсон , сестра Октавиуса Робинсона. Она тайно вышла замуж за Гектора Мэлоуна-младшего.
  • Миссис Уайтфилд , мать Энн и вдова покойного мистера Уайтфилда.
  • Сьюзан Рэмсден , старая старая сестра Робака Рамсдена.
  • Гектор Мэлоун-младший , американский джентльмен, тайно женатый на Вайолет Робинсон.
  • Октавиус Робинсон , любезный молодой человек, влюбленный в Энн Уайтфилд. Брат Вайолет Робинсон. Он представляет «Дона Оттавио» из мифа о Дон Жуане.
  • Робак Рамсден , стареющий гражданский реформатор, который был другом покойного г-на Уайтфилда. Он соответствует статуе из мифа о Дон Жуане, который, в свою очередь, является олицетворением духа дона Гонсало, отца доньи Аны (в акте III Шоу пишет о Статуе: «Его голос, за исключением гораздо более выдающегося интонация так похожа на голос Робака Рамсдена»).
  • Мендоса , анархист, сотрудничающий с Таннером. Мендоса — «президент Лиги Сьерры», самопровозглашенный разбойник и еврей . Он соответствует представлению Шоу о Дьяволе , каким он был бы изображен в мифе о Дон Жуане (Шоу пишет о «Дьяволе» в третьем акте: «Алый нимб начинает светиться; и в него поднимается Дьявол, очень мефистофелевский , а не совсем не похоже на Мендосу, хотя и не так интересно»).

Интерпретация и выступления

[ редактировать ]

Дон Жуан Плей

[ редактировать ]

Длинный третий акт пьесы, в котором показан сам Дон Жуан, беседующий с несколькими персонажами в аду , часто вырезается. Чарльз А. Берст замечает об Акте III:

Парадоксально, но этот поступок является одновременно посторонним и центральным в драме, которая его окружает. От него можно отказаться, и обычно так и происходит, на том основании, что он слишком длинный, чтобы включить его в и без того полноценную пьесу. Что еще более важно, в некоторых аспектах это отступление, действует иначе, чем остальной материал, задерживает непосредственную хорошо продуманную сюжетную линию, и большая часть ее сюжета уже неявно присутствует в остальной части пьесы. Спектакль и без этого идет хорошо. [8]

«Дон Жуан в аду» представляет собой философский спор между Доном Хуаном (которого играет тот же актер, что играет Джека Таннера) и Дьяволом , за которым наблюдают Донья Ана (Энн) и статуя Дона Гонсало, отца Аны (Робак Рамсден). Этот третий акт часто исполняется отдельно как самостоятельная пьеса, наиболее известный в 1950-х годах в постановке с участием Чарльза Бойера в роли Дон Жуана, Чарльза Лотона в роли Дьявола, Седрика Хардвика в роли Командора и Агнес Мурхед в роли Доньи Аны. [9] Эта версия также была выпущена как устный альбом на LP , но еще не вышла на компакт-диске. В 1974–1975 годах Курт Каснар , Мирна Лой , Эдвард Малхэр и Рикардо Монтальбан совершили поездку по стране в Джона Хаусмана , сыграв в 158 городах за шесть месяцев. репризе постановки [10]

Хотя «Человека и Супермена» можно разыграть как легкую комедию нравов , Шоу задумал драму как нечто гораздо более глубокое, как следует из названия, которое исходит из Фридриха Ницше философских идей о « сверхчеловеках » (хотя Шоу дистанцируется от Ницше, поместив философа в самый конец длинного списка оказавших влияние). [5] [11] [12] Как отмечает Шоу в своем «Посвящении» (посвящение театральному критику Артуру Бингэму Уолкли ), он написал пьесу как «предлог для пропаганды наших собственных взглядов на жизнь». [5] В центре сюжета Джон Таннер, автор «Справочника революционера и карманного компаньона», который опубликован вместе с пьесой в виде 58-страничного приложения. развивается И в пьесе, и в «Справочнике» Шоу берет тему Ницше о том, что человечество посредством естественного отбора в сторону «сверхчеловека», и развивает аргумент, предполагающий, что основной движущей силой отбора является женщина: Энн Уайтфилд прилагает настойчивые усилия, чтобы соблазнить Таннер женится на ней, но остается холостяком. Как говорит сам Шоу: «Дон Хуан сменил пол и стал Доной Хуаной, вырвавшись из Кукольного дома и заявив о себе как личность». [5] [13] Это явный, намеренный переворот Тирсо де Молины пьесы «Севильский обманщик и каменный гость» , более широко известной как источник « » да Понте Дон Жуана ; здесь Энн, представляющая Донью Ану, является хищником - «Дон Хуан - это добыча, а не охотник», как отмечает Шоу. [5] [14]

Энн называют « жизненной силой », и она отражает точку зрения Шоу о том, что в каждой культуре женщины заставляют мужчин жениться на них, а не мужчины берут на себя инициативу. [5] Салли Питерс Фогт предполагает: «Тематически изменчивый миф о Дон Жуане становится благоприятной средой для Творческой эволюции », и что «легенда... становится в Человеке и Супермене средством, посредством которого Шоу передает свою космическую философию». [15]

Производство

[ редактировать ]

В 1905 году Театр Гудзона поставил пьесу для 192 представлений. Продюсер: Чарльз Диллингем .

В 1917 году театр «Эбби» поставил пьесу для 7 спектаклей. Режиссером постановки выступил Дж. Огастес Кио. [16]

В 1925 году театр «Эбби» поставил пьесу для семи спектаклей. Режиссером постановки выступил Майкл Дж. Долан. [17]

В 1927 году театр «Эбби» поставил пьесу для семи спектаклей. Режиссером постановки выступил Леннокс Робинсон . [18]

В 1946 году Третья программа BBC впервые транслировала всю пьесу по беспроводной связи. Режиссером постановки выступил Питер Уоттс. В нем снимались Джон Гарсайд, Леонард Сакс , Себастьян Шоу , Гризельда Херви и другие. [19]

В 1968 году BBC адаптировала пьесу для телевидения как « Пьесу месяца» . Сохранился лишь короткий отрывок из этой пьесы.

В 1977–1978 годах РСК поставил спектакль в лондонском театре «Савой» . [20]

В 1981 году лондонский Национальный театр поставил спектакль, в который вошел номер «Дон Жуан в аду» режиссера Кристофера Морахана с Дэниелом Мэсси в главной роли в роли Джека Таннера и Пенелопой Уилтон в роли Энн Уайтфилд. [21]

В 1982 году режиссер Дэвид Уилер поставил постановку в Charles Playhouse в Бостоне с Ричардом Джорданом и Дайаной Сэлинджер в главных ролях . Во время репетиций продолжительность спектакля постепенно сократилась до трех часов, но эпизод «Дон Жуан в аду» сохранился нетронутым. [22]

телевизионная версия с Питером О'Тулом в главной роли и Барри Морсом в роли Дьявола. В 1982 году в Великобритании впервые транслировалась [23]

В 1990 году Репертуар Южного побережья в Коста-Меса, Калифорния, поставил постановку, в которую вошел номер «Дон Жуан в аду», поставленный Мартином Бенсоном, с Джоном де Ланси в главной роли в роли Джека Таннера и его женой Марни Мосиман в роли Энн Уайтфилд. [24]

В 1996 году, чтобы отпраздновать BBC Radio 3 50-летие , сэр Питер Холл поставил аудиопродукцию с Рэйфом Файнсом в роли Джека Таннера, Джуди Денч в роли миссис Уайтфилд, Джоном Вудом в роли Мендосы, Джульет Стивенсон в роли Энн Уайтфилд и Николасом Ле Провост в роли Октавиуса. Робинсон и Джек Дэвенпорт в роли Гектора Мэлоуна.

В 2012 году Ирландский репертуарный театр и театральная группа Gingold представили возрождение, поставленное и адаптированное Дэвидом Сталлером , с Максом Гордоном Муром в главной роли в роли Джека Таннера. [25]

В 2015 году лондонский Национальный театр поставил спектакль, в который вошел номер «Дон Жуан в аду» режиссера Саймона Годвина с Рэйфом Файнсом в роли Джека Таннера и Индирой Вармой в роли Энн Уайтфилд. [26]

В 2019 году на канадском фестивале Шоу была поставлена ​​полная постановка с Мартой Бернс в роли Мендосы/Дьявола, Греем Пауэллом в роли Джека Таннера и Сарой Топхэм в роли Энн. [27]

  1. Во введении Шоу признает настойчивые подсказки драматического критика Артура Бингэма Уолкли : Бертолини, Джон А. (1991). Драматургическая личность Бернарда Шоу . Карбондейл: Издательство Университета Южного Иллинойса. стр. 29–31 . ISBN  0809316501 .
  2. ^ Эванс, Т.Ф. (1999). Современные драматурги: Джордж Бернард Шоу (Критическое наследие) . Нью-Йорк: Рутледж. п. 98. ИСБН  0-415-15953-9 .
  3. ^ «Акт I. Шоу, Бернард. 1903. Человек и Супермен» . www.bartleby.com . Проверено 8 апреля 2018 г.
  4. ^ «Персонаж Энн Уайтфилд в «Человеке и Супермене» Шоу». Изучение английской литературы. 4 июля 2008 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Человека и Супермена Посвящение
  6. ^ «Театр Блэкберд: Человек и Супермен» . Липскомбский университет.
  7. ^ Хеллер, Агнес (2008). Гёр, Лидия; Гервиц, Дэниел (ред.). Момент Дон Жуана: очерки наследия оперы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 182. ИСБН  978-0231137553 .
  8. ^ Берст, Чарльз А. (1973). Бернард Шоу и искусство драмы . Чикаго: Издательство Университета Иллинойса. п. 126 . ISBN  0-252-00258-Х .
  9. ^ Шоу, Бернард, Дон Жуан в аду , Нью-Йорк: Dodd, Mead & Company (дата не указана, за исключением продления авторских прав в 1931 году) (с фотографиями из постановки).
  10. ^ Лой, Мирна и Джеймс Коцилибас-Дэвис, Бытие и становление . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1987; ISBN   0-394-55593-7 стр. 339–340
  11. ^ Пэсли, Малькольм , изд. (1978). Ницше: Образы и мысль: Сборник очерков . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 246 . ISBN  978-0-520-03577-5 .
  12. ^ Биллингтон, Майкл (26 февраля 2015 г.). «Обзор Человека и Супермена – Рэйф Файнс овладевает противоположным мужчиной Шоу» . Хранитель . Шоу… подносит зеркало к Ницше
  13. ^ Сингх, Девендра Кумар (1994). Идея сверхчеловека в пьесах Г.Б. Шоу . Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Atlantic. стр. 18–21. ISBN  8171563902 .
  14. ^ Грей, Томас С. (2008). Гёр, Лидия; Гервиц, Дэниел (ред.). Момент Дон Жуана: очерки наследия оперы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 100. ИСБН  978-0231137553 .
  15. ^ Фогт, Салли Питерс. «Энн и Супермен: тип и архетип». В книге «Современные критические взгляды: Джордж Бернард Шоу» , под редакцией Гарольда Блума . Нью-Йорк: Издательство Chelsea House, 1987. с. 221.
  16. ^ «Человек и Супермен 1917 (Аббатство) | Архивы аббатства | Театр аббатства — Амхаркланн на Майнистрич» . Театр Эбби . Проверено 1 января 2020 г.
  17. ^ «Человек и Супермен 1925 (Аббатство) | Архив аббатства | Театр аббатства — Амхаркланн на Майнистрич» . Театр Эбби . Проверено 1 января 2020 г.
  18. ^ «Человек и Супермен 1927 (Аббатство) | Архивы аббатства | Театр аббатства — Амхаркланн на Майнистрич» . Театр Эбби . Проверено 1 января 2020 г.
  19. ^ «Себастьян Шоу, Гризельда Херви и Эсме Перси в первом полнометражном выступлении «Человека и Супермена» Бернарда Шоу». Радио Таймс . Сувенирное издание к 50-летию: 74. 1973.
  20. ^ «Постановка Человека и Супермена — Театралия» . theatricalia.com . Проверено 8 апреля 2018 г.
  21. ^ «Постановка Человека и Супермена — Театралия» . theatricalia.com . Проверено 29 июня 2020 г.
  22. ^ Клэй, Кэролайн (26 января 1982 г.). «Ловушка супруга» . Бостон Феникс . Проверено 9 июля 2024 г.
  23. ^ «Человек и Супермен» . 10 октября 1982 года . Проверено 8 апреля 2018 г. - через www.imdb.com.
  24. ^ «ТЕАТР: Представитель Южного побережья берется за «Человека и Супермена»: * пьеса, самая длинная и амбициозная Шоу, редко ставится целиком. Но режиссер Мартин Бенсон считает идею постановки только одной части «немыслимой » . Лос-Анджелес Таймс . 4 сентября 1990 г.
  25. ^ «Человек и Супермен — Ирландский репертуарный театр» . irishrep.org . Проверено 8 апреля 2018 г.
  26. ^ Клэпп, Сюзанна (1 марта 2015 г.). «Обзор «Человека и Супермена: Рэйф Файнс возвышается над Дон Жуаном Шоу» . Наблюдатель . Проверено 7 мая 2015 г.
  27. ^ «Фестиваль Шоу — Человек и Супермен» . Проверено 14 сентября 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 366a0c5ec16ca545107740102cd07877__1720791660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/77/366a0c5ec16ca545107740102cd07877.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Man and Superman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)