Женева (спектакль)
Женева | |
---|---|
![]() | |
Написал | Джордж Бернард Шоу |
Дата премьеры | 25 июля 1938 г. (в польском переводе) 1 августа 1938 г. (на английском языке) |
Место премьеры | Польский театр , Варшава (польский) Малвернский фестиваль (английский) |
Язык оригинала | Английский |
Предмет | Фашистские диктаторы предстали перед судом |
Жанр | политическая сатира |
Параметр | Женева в 1930-е годы |
«Женева, воображаемая страница истории в трех действиях» (1938) — актуальная пьеса Джорджа Бернарда Шоу . В нем описывается встреча на высшем уровне, призванная сдержать все более опасное поведение трех диктаторов, герра Баттлера, синьора Бомбардоне и генерала Фланко (пародии на Адольфа Гитлера , Бенито Муссолини и Франсиско Франко ).
Из-за своей актуальности в преддверии Второй мировой войны пьеса Шоу постоянно переписывалась с учетом быстро меняющихся событий. Хотя поначалу пьеса имела успех, легкомысленное изображение Гитлера и фашизма в последующие годы имело ограниченное возрождение.
Сюжет
[ редактировать ]В офисе «Комитета интеллектуального сотрудничества» в Женеве присутствует единственный человек — безнадежно перегруженная секретарша по имени мисс Бегония Браун. Появляются разные люди с требованиями возмещения обид: еврей, жалующийся на притеснения в Германии ; колониальный политик, которому было отказано в праве занять свое место, и южноамериканская женщина, которая возражает против политики убийств и вендетты. Британский викарий и российский большевик также жалуются на соответствующее влияние их конкурирующих идеологий. Викарий тут же умирает от шока, осознав, что дружил с коммунистом. Еврей говорит, что главными виновниками являются фашистские диктаторы Баттлер, Бомбардоне и Фланко. Он предлагает им обратиться в Международный суд в Гааге , что секретарь и делает. Голландский судья принимает дело к рассмотрению, вызывая в суд Баттлера, Бомбардоне и Фланко.
Ко всеобщему изумлению, все диктаторы подчинились призыву. Их предстают перед судом, который транслируется по международному телевидению. Батлер, Бомбардоне и Фланко защищаются грандиозными речами. Судья комментирует: «Оказывается, мы не любим и не можем любить друг друга, что перед нами стоит проблема, как установить мир между людьми, которые искренне не любят друг друга и имеют для этого очень веские причины: короче говоря, что человеческая раса в настоящее время не состоит исключительно или хотя бы в значительной степени из симпатичных людей». Великобритании Сэр Орфеус Мидлендер, министр иностранных дел , угрожает Баттлеру, что, если Германия вторгнется в другую страну, Великобритания предпримет военные действия.
Ситуация, похоже, обостряется, приходят новости о том, что Земля сошла со своей орбиты и всему человечеству грозит замерзание насмерть. Политические разногласия больше не кажутся существенными. Но теперь у всех лидеров есть другой план решения проблемы – или ее игнорирования. Вскоре выяснилось, что сообщение было ложным. Поможет ли этот момент общей, хотя и иллюзорной, опасности объединить нации? Это сомнительно. Но пьеса заканчивается на ноте надежды: «Они пришли, эти ребята. Они бушевали: они бросили нам вызов. Но они пришли. Они пришли».
Создание
[ редактировать ]Друг и биограф Шоу Арчибальд Хендерсон говорит, что он предложил Шоу написать пьесу о Муссолини, говоря: «Возможно, это повлияло на Шоу, который решил рассмотреть всех тоталитарных лидеров и диктаторов, объединенных в одну пьесу». Британский посол в пьесе представляет собой составную фигуру, основанную на британских политиках того времени, в том числе аристократе Эрике Драммонде, 16-м графе Перте и братьях Остин Чемберлен и Невилл Чемберлен . По словам Хендерсона,
Женева была неизбежным и логичным результатом его изучения Лиги Наций. Двое главных героев, секретарь Лиги и сэр Орфей Мидлендер, взяты из его наблюдений за сэром Эриком Драммондом и двумя Чемберленами как за составным государственным деятелем. Актер Эрнест Тезигер , сыгравший роль сэра Орфея Мидлендера, поразительно напоминал гримом сэра Остина Чемберлена. [1]
Шоу потратил два года на работу и редактирование пьесы после того, как впервые написал ее в 1936 году. Раннюю версию отправили Лоуренсу Лангнеру из Театральной гильдии в Нью-Йорке. Лангнера это не впечатлило, и он отказался ставить спектакль. Особенно его встревожило явно сочувственное отношение Шоу к диктаторам. Он писал: «Ваше влияние было прямо противоположным влиянию диктаторов... Однако вы, похоже, оправдываете фашизм с его нетерпимостью, расовой ненавистью, экономическим рабством, разжиганием военного духа... главным образом на том основании, что... .Диктаторы — это «супермены», а супермены «добиваются цели». Шоу сказал, что он уже переписал его, приняв более критическую позицию: «Мюссо полностью подвел меня, выступив против меня антисемитом... теперь вы можете бросить копию, которую я вам отправил, в огонь как бесполезную». [2] По мере развития политических событий Шоу приходилось постоянно переписывать пьесу. По словам Майкла Холройда , в итоге «Женева была сыграна и напечатана в восьми различных версиях». [3]
Производство
[ редактировать ]Впервые он был исполнен в Польском театре в Варшаве 25 июля 1938 года в переводе на польский язык. Его первая британская постановка состоялась на фестивале в Малверне 1 августа 1938 года. Шоу написал брошюру, сопровождающую постановку в Малверне. Лондонское производство открылось 22 ноября 1938 года. [4] с большим количеством добавленных сцен. Актуальность тем, связанных с надвигающейся войной, привлекла публику, и спектакль был показан в 237 раз. [2] закрытие в середине июня 1939 года. [5]
Шоу снова переработал пьесу для выступления в Нью-Йорке в январе 1940 года, но атмосфера изменилась, когда война стала реальностью. По словам Стэнли Вайнтрауба, шутливая и легкомысленная манера поведения не понравилась публике: «карикатуры больше не были умными - если они когда-либо были такими… это сразу же провалилось». [2]
Ответы
[ редактировать ]Беатрис Уэбб не понравилось то, что она услышала, когда Шоу читал отрывки из проекта Женевы в 1936 году, написав «каждый персонаж, испорченный в нравственности и манерах и бесполезный в интеллекте, с кое-где скучными диссертациями по общественным делам». Когда она увидела ее на сцене, она изменила свое мнение, отметив: «спектакль появился в самый лучший момент: он снимает ужасное напряжение, которое мы все испытываем по поводу международных отношений, смеясь над всеми, кого это касается». [6] Гомер Вудбридж говорит: «Как драматизированная брошюра или трактат, эта пьеса указывает на слишком много направлений, чтобы быть эффективной», но карикатура на Муссолини остроумна и убедительна. [7] И парламентская, и фашистская политика карикатурны, и только голландский судья представляет разум. Однако, в соответствии с просталинскими взглядами Шоу, русский комиссар изображен без сатиры.
Г.А. Пилеки отмечает, что первые рецензенты придерживались мнения, что Шоу был слишком мягок по отношению к диктаторам, был «чрезмерно критичен по отношению к британцам и в целом сочувствовал диктаторам», но что после войны постановка в Нью-Йорке была истолкована как « Британская пропагандистская миссия». Изучение поправок Шоу к его проектам пьесы «Пилеки» приходит к выводу, что Шоу намеренно сделал дела диктаторов более рациональными, чтобы создать более сбалансированную версию своей типичной «шавианской диалектики». В ранней версии у еврея и Баттлера есть аргумент, в котором еврей утверждает, что представляет интеллектуально превосходящий, образованный народ, в то время как Баттлер утверждает, что он хочет уничтожить недочеловеков, ядовитых паразитов и евреев. В окончательной версии Баттлер говорит, что он всего лишь пытался изгнать иностранцев из своей страны, сравнивая свои планы с политикой Белой Австралии , принятой в Британской империи. [8]
Предисловие
[ редактировать ]Шоу написал свое предисловие к пьесе десять лет спустя, в 1946 году, после Второй мировой войны окончания . Он оглянулся на свое описание недостатков как диктаторов, так и парламентской демократии, подтвердив свою часто повторяемую точку зрения о том, что «воля цивилизации к жизни всегда побеждается демократией», приводя доводы в пользу формы технократического и меритократического правительства. Он заявил, что Гитлер оказался «псевдо-мессией и безумцем». [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хендерсон, А., Бернард Шоу: Человек века . стр.651.
- ^ Jump up to: а б с Вайнтрауб, Стэнли, «GBS и деспоты», Литературное приложение к Times , 22 августа 2011 г.
- ^ Холройд, Майкл, Шоу , 1991, стр.406.
- ^ «Савиль: Женева во вторник, 22 ноября», The Stage, 24 ноября 1938 г., стр. 12.
- ^ «Болтовня», The Stage, Бернарда Шоу 8 июня 1939 г., стр. 8: « Женева будет выведена из Сэвилла в субботу, 17 июня».
- ^ Jump up to: а б Трейси К. Дэвис, Джордж Бернард Шоу и социалистический театр , Прегер, Вестпорт, Коннектикут, 1994, стр. 140–6.
- ^ Вудбридж, Гомер Э., Джордж Бернард Шоу: творческий художник , издательство Университета Южного Иллинойса, Карбондейл, Иллинойс, 1963, стр.146.
- ^ Пилецкий, Женева Г. А. Шоу , Лондон: Мутон, 1965, пасс.