Шейкс против Шава
Шейкс против Шава | |
---|---|
![]() Опубликованная Ланчестером 1953 года версия с изображением марионеток Шекспира и Шоу. | |
Написал | Джордж Бернард Шоу |
Персонажи | |
Дата премьеры | 9 августа 1949 г. |
Место премьеры | Лицей Холл, Малверн |
Предмет | Шекспир и Шоу спорят о том, кто лучший писатель |
Жанр | Кукольный |
Шейкс против Шава (1949) — кукольный спектакль, написанный Джорджем Бернардом Шоу . Это была последняя законченная драматическая работа Шоу. Спектакль длится 10 минут и представляет собой комический спор между Шоу и Шекспиром, в котором два драматурга спорят о том, кто лучший писатель, что является своего рода интеллектуальным эквивалентом Панча и Джуди .
Источник
[ редактировать ]Пьеса была написана Шоу для Ланчестерских марионеток , которые базировались в собственном театре в Фоли-Хаусе , Малверн, Вустершир, Англия. Основатели компании, Уолдо и Мюриэл Ланчестеры , регулярно выступали на фестивале в Малверне. Шоу, видя их выступления на протяжении многих лет, «Шейкс против Шава» . в 1949 году написал для труппы [1] Пьеса стала последним выражением давних «дебатов» Шоу с Шекспиром и критики того, что он называл бардолатрией . Ранее он изобразил Шекспира в своей пародии «Тёмная леди сонетов» . [2]
Арчибальд Хендерсон пьеса Дж. Б. Фэгана с очень похожим названием «Шекспир против Шоу» отмечает, что пьеса опирается на давнюю традицию сатирических сценок, сравнивающих Шоу с Шекспиром, восходящую к 1905 году, когда в театре Хеймаркет была поставлена . Этот набросок представлял собой судебное дело, в котором Шекспир подает в суд на Шоу после лекции, которую Шоу прочитал ранее в том же году, в которой он сказал, что Шекспир был «узкомыслящим человеком из среднего класса», у которого «не было ни религии, ни политики, ни большие опасения». Шоу часто участвовал в этих сценках, одалживая костюмы или даже сочиняя диалоги для пьесы под названием « Его дикий овес» (1926). Призраки Шекспира и Шоу также появляются в «Назад в GBS»; или «Кошмар в летнюю ночь» (1932), фантазия, действие которой происходит в 2156 году, когда два драматурга запутались друг с другом. Другой, «Прибытие Бернарда Шоу: фантазия в одном акте», был пародией на «Дон Жуана в аду» , в которой Шоу, Шекспир и Мефистофель участвуют в дебатах. [3]
Персонажи
[ редактировать ]Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]
Уильям Шекспир приезжает в Малверн в поисках выскочки Шоу, цитирующего строки из его собственных пьес. Появляется Шоу, и Шекспир сбивает его с ног. Он начинает отсчитывать его, но Шоу вскакивает и сбивает Шекспира с ног. Шекспир тоже возвращается. Они начинают спорить. Шоу утверждает, что «Макбет» превзошел « роман Скотта Роб Рой» , и «доказывает» это, устраивая битву между призраками двух шотландцев, в которой Роб Рой побеждает.
Затем Шоу утверждает, что Адам Линдси Гордон превзошел стихи Шекспира, цитируя строки «Жук проносится во мраке / И трясется среди глыб» (на самом деле это искаженная версия строк Джеймса Уиткомба Райли ). Шекспир смеется над этим. Он говорит Шоу, что тот никогда не смог бы написать «Гамлета» или «Короля Лира» . Шоу отвечает, что Шекспир не мог написать «Дом, где разбиваются сердца» , и создает стилизацию своей собственной пьесы с персонажами, позирующими в подражание Джона Эверетта Милле картине «Северо-Западный проход ».
Шекспир защищает эмоциональную силу своего произведения. Шоу отстаивает практическую ценность своих идей. Шоу заканчивает тем, что цитирует собственные слова Шекспира и создает небольшой светильник, символизирующий его собственную репутацию. Шекспир гасит свет, и пьеса заканчивается.
Марионетки
[ редактировать ]
Уолдо Ланчестер вырезал шесть марионеток (головы вырезал Джек Уайтхед), а Мюриэль нарядила их, посоветовавшись с Шотландией по поводу правильных тартанов для Макбета и Роба Роя. [1] Марионетка Шоу сейчас находится в Музее Джорджа Бернарда Шоу, Уголок Шоу , в Айот-Сент-Лоуренс, марионетка Шекспира находится в Фонде места рождения Шекспира , а остальные четыре куклы - Макбет, Роб Рой, капитан Шотовер и Элли Данн - находятся в Музей графства Стаффордшир [4] в Шагборо-холле .
Производство
[ редактировать ]В оригинальной постановке диалог был заранее записан актерами и транслировался во время спектакля. Ланчестерам пришлось синхронизировать кукольный спектакль с записью. Льюис Кассон озвучивал Шекспира, а Эрнест Тезигер — Шоу. Рассел Торндайк и Арчи Дункан озвучили Макбета и Роба Роя соответственно. Сесил Траунсер и Изабель Дин озвучили Шотовера и Элли. [1]
В 2007 году пьеса была возрождена Генри Беллом в Театре «Оранжевое дерево», где Дадли Хинтон и Джон Пол Коннелли сыграли две основные роли, написанные для марионеток. Джон Такстер из The Stage охарактеризовал постановку как «творящую историю». [5]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Петерсон, Артур Э. (октябрь 1949 г.). «Шейкс против Шава». Хозяин Марионеток . Коттингем: Гильдия Британского театра кукол и моделей: 237–9.
- ^ О Салливан, Морис Дж., Другие жизни Шекспира , Макфарланд, 2005, стр.92.
- ^ Арчибальд Хендерсон, Джордж Бернард Шоу: Человек века , Appleton-Century-Crofts, Нью-Йорк, 1956, стр.720 и далее.
- ^ Инвентарные номера: 2007.022.0178 (Макбет); 22.0179 2007 г. (Роб Рой); 22.0180 2007 г. (капитан Шотовер); 22.0181 2007 (Элли Данн)
- ^ Сцена, Обзор, 2007 .