Искушение (спектакль)
Искушение | |
---|---|
Написал | Вацлав Гавел |
Персонажи |
|
Язык оригинала | чешский |
Жанр | Фауст |
Параметр | Научный институт |
«Искушение» ( чеш . Pokoušení ) — фаустовская пьеса, написанная чешским драматургом Вацлавом Гавелом в 1985 году, премьера которой состоялась в Австрии 22 мая 1986 года в Бургтеатре. [ 1 ] в Вене. Премьера спектакля состоялась в Чехословакии 27 октября 1990 года в театре имени И. К. Тыла в Пльзене . [ 2 ] Премьера состоялась в Великобритании 30 апреля 1987 года в The Other Place Theater в Стратфорде-на-Эйвоне. Премьера состоялась в США 9 апреля 1989 года в Общественном театре Нью-Йорка. [ 3 ] В 1989 году «Искушение» было переведено на английский язык чешской писательницей и журналисткой Мари Винн . [ 4 ]
Сюжет
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Действие искушения происходит в научном институте. Персонажи, проработавшие вместе в Институте неопределенное время, довольно хорошо знакомы друг с другом. Они вместе посещали корпоративные вечеринки и существуют как «сообщество» ученых, которым поручено продвигать научные (и строго научные) знания. [ 5 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Сцена 1 : пьеса начинается в комнате института. Доктор Фустка, главный герой и представитель персонажа Фауста в пьесе, заходит к своим соратникам, его приветствуют и спрашивают о его частных занятиях. Фустка быстро отказывается от частных занятий, а остальные персонажи улыбаются друг другу. Входят заместитель и директор (главный антагонист и представитель Сатаны ), и директор объясняет группе, что Институт, научный институт, должен победить растущий культ/причуду черной магии. [ 5 ]
Сцена 2 : в своей квартире Доктор использует черную магию, чтобы вызвать волшебника по имени Фистула, калеку. [ 6 ] и четкое изображение Мефистофеля в пьесе. После ряда странных разговоров Фистула соглашается помочь Фистке в изучении черной магии в обмен на свидетельства о том, что Фистула помог ему. [ 7 ]
Сцена 3 : позже той же ночью на корпоративной вечеринке волшебник демонстрирует свои силы, заставляя возлюбленную Фустки, Маркету, влюбиться в него и поцеловать его. [ 8 ]
Сцена 4 : Подруга Фустки, Вильма, видит это. Позже той ночью в своей спальне Вильма рассказывает Фоустке о его взаимодействии с Маркетой. Фустка парирует, вызывая танцора, но они помирились. Когда танцовщица бросает Вильме цветы, Фустка теряет их и швыряет ее на землю. [ 9 ]
Сцена 5 : Вернувшись в исходную комнату, происходит повтор первой сцены до объявления режиссера. Он обвиняет Фустку в том, что он предал благородное дело науки Института, изучая и даже используя черную магию. Фустке гарантирован суд «невиновен, пока его вина не будет доказана». [ 10 ]
Сцена 6 : вернувшись в свой кабинет, Фустка снова встречает Фистулу, и они спорят о «трюке», устроенном на вечеринке. Фистула диагностирует у Фустки СДС, синдром пересмотра прошлых ошибок. Фистула сообщает Фустке, что, среди прочего, его разоблачила Вильма, и Фустка сомневается. [ 11 ]
Сцена 7 : Снова в исходной комнате начинается «суд» над доктором Фусткой. Фустка способен убедить всех, что его исследования темной магии преследовали научные цели, и впоследствии прославился своим блеском; Следующая вечеринка группы оказывается костюмированной вечеринкой с участием ведьм, волшебников и т. д., запланированной для того, чтобы высмеять черную магию и прославить исследования доктора Фаустки. [ 12 ]
Сцена 8 : Вернувшись в спальню Вилмы, Фустка обвиняет Вилму в том, что она рассказала о своих действиях режиссеру, на что Вильма отвечает разрывом отношений. Обезумевший и расстроенный, Фустка пытается задушить Вилму, но приходит Танцор, и его пускают внутрь. Танцор входит и танцует с Вилмой, в то время как Фустка беспомощно сидит и наблюдает. [ 13 ]
Сцена 9 : Вернувшись в квартиру Фустки, Хубова рассказывает Фустке о своих опасениях по поводу фистулы, но Фустка все это игнорирует. Фистулу впускают, и он обвиняет Фустку в нарушении соглашения о сохранении секретности их встреч. Фустка, как и его предыдущий суд, убеждает Фистулу, что он раскрыл их встречи только для того, чтобы завоевать доверие Директора и способствовать интересам темной магии. Фистула, довольный, говорит, что сам дьявол не потерпел бы такого нарушения сделки. [ 14 ]
Сцена 10 : на костюмированной вечеринке Фустке неоднократно не удается привлечь внимание режиссера. Когда он, наконец, это делает, Режиссер показывает, что он с самого начала был в курсе Фоустки; он также сообщает, что Фистула была его сообщницей в выяснении правды. Он утверждает, что нельзя служить двум господам ради собственных интересов. Пока директор произносит свою речь, все в институте окружают Фоустку, его поджигают, все заволакивает дым, и спектакль заканчивается. [ 15 ]
Обзоры и критика
[ редактировать ]Отзывы критиков о пьесе и ее элементах были неоднозначными. Повторение, наблюдаемое в «Искушении» , призванное загипнотизировать публику и усилить напряжение пьесы, было описано как «значимое». [ 16 ] и «умерщвляюще, потому что не раскрывается никаких новых идей». [ 17 ] Выступления Фистулы получили высокую оценку, а его персонаж был описан как «ужасно загадочный». [ 16 ] и «причудливый, диковинный и совершенно захватывающий». [ 17 ] Уолтера Брандеса хвалили за исполнение роли доктора Фустки, поскольку он «опытно справляется с опасной двуличностью персонажа». [ 16 ] и терпит многоречивое присутствие персонажа на сцене. [ 16 ]
Темы и мотивы
[ редактировать ]Тоталитаризм
[ редактировать ]Гавел верил в важность того, чтобы опыт диктовал подход к политике, обществу и даже морали. Его подход к дипломатии вдохновил многие школы мысли, которые до сих пор известны. [ 18 ] Программный стиль правления, показанный в «Искушении», препятствовал влиянию личного опыта, ведущему к порабощению. [ 19 ] Гавел полагался на «непрерывный процесс поиска, демистификации и проникновения под поверхность явлений». [ 19 ] Гавел предположил, что открытый, постоянный путь к просветлению — лучшая философия, чем простое принятие системы, которая навязывает мысль. [ 19 ]
Власть и политика
[ редактировать ]Гавел также верил в первоначальные благие намерения всех политиков. [ 20 ] Гавел считал концепции политики и морали неразделимыми, а попытки рассматривать каждую из них в отдельности — пародией. [ 18 ] Гавел был очень популярен среди простых американцев благодаря своей идее о неразрывной связи между религией и политикой. [ 21 ] Он считал, что хорошие люди часто развращаются атрибутами власти и в конечном итоге отклоняются от своих первоначальных целей — достижения общего блага. Гавел также считал, что люди приходят в политику по одной из трех причин. Первая причина заключалась в том, что человек воспринимал лучший способ ведения дел. [ 20 ] Вторая причина – это естественный поиск человеком самоутверждения. [ 20 ] Третья причина – это очевидные преимущества, которые дает политическая фигура. [ 20 ]
Фустка — яркая модель принципов Гавела в действии. На протяжении всего «Искушения » Фустка разрывается между самосохранением и личной выгодой. [ 18 ] Фустка, очевидно, заинтересован в преимуществах использования ритуалов, но в конечном итоге оказывается пойманным на попытке сыграть на обеих сторонах. [ 22 ] [ 22 ]
Легенда о Фаусте
[ редактировать ]Легенда о Фаусте оказала значительное влияние на Гавела еще до того, как он начал писать «Искушение» . [ 23 ] Во время пребывания в тюрьме в мае 1977 года ему в камеру был доставлен экземпляр Иоганна Вольфганга фон Гете «Фауста» Томаса Манна , а затем и «Доктор Фауст» , ни один из которых не был запрошен. [ 23 ] О том периоде времени сам Вацлав сказал, что он «чувствовал, как будто [он] физически был искушен дьяволом. [ 24 ]
Однажды осенью Гавел написал «Искушение» за десять ночей в своем фермерском доме Градечек . Когда он закончил пьесу, он был «физически и психически истощен». Он упал с лестницы, у него поднялась температура, и он оставался в постели с ознобом, находясь без лекарств и еды, потому что его занесло снегом. По возвращении в Прагу Гавел «сказал, что он ускользнул от дьявола на коже его зубы». [ 25 ]
Сюжет « Искушения» во многом вдохновлен легендой о Фаусте — человеке, который продал свою душу дьяволу. В отличие от оригинальных мифов о Фаусте, (Дьявола), Фистулы, в «Искушении интерпретация персонажа Мефистофеля » не является классической демонической фигурой; это маленький человек, который «производит явно неприятное впечатление». [ 22 ] Фистула усугубляет двусмысленность своего персонажа, заявляя Фустке, что «[Фустка не] знает, дьявол ли я или только притворяюсь ... Я могу быть, а может и не быть». [ 22 ]
Фистула отходит дальше от архетипа Мефистофеля, преуменьшая его роль искусителя, предлагая Фустке психологическое объяснение того, что Фустка демонизирует Фистулу только для того, «чтобы избавить [себя, Фустку] от ответственности - и облегчить [его] совесть». [ 23 ] Этот современный подход к персонажу также является более личным и психологическим, чем традиционно духовным, поскольку эксперт по Фаусту Лорна Фицсиммонс даже утверждает, что Гавел использует Фистулу, чтобы подразумевать принцип неопределенности Гейзенберга, когда он заявляет, что «истина - это не просто то, во что мы верим, в конце концов». , но также почему, кому и при каких обстоятельствах мы это говорим». [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пирс, Джина М. « Иррациональные» восстания против соцреализма: чешские и русские вариации легенды о Фаусте» . Школа российских и азиатских исследований . Проверено 19 декабря 2012 г.
- ^ «Литературные произведения и пьесы» . Архивировано из оригинала 10 марта 2012 года . Проверено 20 марта 2012 г.
- ^ Рич, Фрэнк (10 апреля 1989 г.). «Обзор/Театр; Крик гнева врага государства» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 марта 2012 г.
- ^ Уинн, Мари. «Биография и история публикаций Мари Винн» . Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Гавел 1989 , стр. 5–14.
- ^ Гавел 1989 , с. 2.
- ^ Гавел 1989 , стр. 15–27.
- ^ Гавел 1989 , стр. 27–38.
- ^ Гавел 1989 , стр. 38–45.
- ^ Гавел 1989 , стр. 45–55.
- ^ Гавел 1989 , стр. 55–64.
- ^ Гавел 1989 , стр. 64–75.
- ^ Гавел 1989 , стр. 75–81.
- ^ Гавел 1989 , стр. 81–88.
- ^ Гавел 1989 , стр. 88–102.
- ^ Jump up to: а б с д Крискуоло, Майкл. "Искушение" . nytheatre.com . Архивировано из оригинала 30 января 2013 г. Проверено 13 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Бланшар, Джейн. «Искушение Гавела » . Вашингтон Таймс . Проверено 29 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Рупник, Жак (14 марта 2012 г.). «Во славу Вацлава Гавела» . Новая Республика .
- ^ Jump up to: а б с Попеску, Делия (2012). Политическое действие в мысли Вацлава Гавела . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. стр. 11–14. ISBN 9780739149577 .
- ^ Jump up to: а б с д Гавел, Вацлав. «Пригласительная речь на премию Соннинга» . Дано 28 мая 1991 года . Проверено 11 марта 2012 г.
- ^ Эриксон, Эдвард Э. «Ответственная жизнь: взгляд Вацлава Гавела» . Институт действий .
- ^ Jump up to: а б с д Гавел 1989 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б с Рокамора, Кэрол (2004). Поступки: Жизнь Вацлава Гавела в театре . Ганновер, Нью-Гэмпшир: Смит и Краус. п. 241 . ISBN 1-57525-325-9 .
- ^ Гавел, Вацлав (1991). Нарушая покой: разговор с Карелом Гвиздалой . Нью-Йорк: Винтажные книги. п. 67.
- ^ Эда Крисеова (1993). Вацлав Гавел: Официальная биография . Сент-Мартинс Пресс. п. 215. ИСБН 0-88687-739-3 .
- ^ Фицсиммонс, Лорна (2008). Жизнь Фауста . п. 8.
Источники
[ редактировать ]- Гавел, Вацлав (1989). Искушение: пьеса в десяти сценах . Нью-Йорк: Гроув Пресс.