Танец смерти (Лист)
Totentanz (английский: Танец мертвецов ): Парафраз на Dies irae , S.126 , это название произведения Ференца Листа для фортепиано и оркестра соло, , что оно примечательного тем основано на григорианской простой мелодии Dies irae , а также стилистическим новшествам. . Впервые он был запланирован в 1838 году, завершен и опубликован в 1849 году и пересмотрен в 1853 и 1859 годах.
Одержимость смертью
[ редактировать ]
Некоторые названия произведений Листа, такие как «Totentanz» , «Funérailles» , «La lugubre gondola» и «Pensee des morts» , показывают увлечение композитора смертью . У молодого Листа мы уже можем наблюдать проявления его одержимости смертью, религией, раем и адом. По словам Алана Уокера , [1] Лист часто посещал парижские «больницы, игровые казино и приюты» в начале 1830-х годов и даже спускался в тюремные застенки, чтобы увидеть приговоренных к смерти.
Источники вдохновения
[ редактировать ]
В эпоху романтизма из-за увлечения всем средневековым аспект фантастической или гротескно-жуткой иронии часто заменял первоначальный моральный замысел. Музыкальный пример такой иронии можно найти в последней части «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза , в которой цитируется средневековая (григорианская) мелодия Dies Irae ( «Судный день ») в шокирующе модернистской манере. В 1830 году Лист присутствовал на первом исполнении симфонии и был поражен ее мощной оригинальностью. («Танец смерти») Листа «Totentanz» , набор вариаций для фортепиано с оркестром, также перефразирует равнинную песню Dies Irae .
Другим источником вдохновения для молодого Листа была знаменитая фреска «Триумф смерти» Франческо Трайни (во времена Листа приписываемая Андреа Орканья , а сегодня также Буонамико Буффальмакко ) на Кампо Санто в Пизе . Лист сбежал в Италию со своей любовницей графиней д'Агу и в 1838 году посетил Пизу. Лишь десять лет спустя первые наброски Листа материализовались в полную версию его «Тотентанца» . Пересмотры последовали в 1853 и 1859 годах, а его окончательная форма была впервые исполнена в Гааге 15 апреля 1865 года учеником Листа Гансом фон Бюловым , которому посвящена работа.
Стилистические новации
[ редактировать ]
Листа основан на григорианском материале, он Поскольку «Totentanz» содержит средневековые звучащие отрывки с каноническим контрапунктом , но, безусловно, самым инновационным аспектом партитуры является шокирующе модернистский, даже ударный характер фортепианной партии. Начало удивительно близко к вступлению в Бартока « Сонату для двух фортепиано и ударных» , произведение, написанное почти сто лет спустя. » Листа Возможно, это не совпадение, поскольку Барток часто исполнял «Тотентанц . Другими модернистскими особенностями являются части, подобные токкате , где повторяющиеся ноты пианиста бьются с дьявольской интенсивностью и особыми звуковыми эффектами в оркестре - например, col legno в струнных звучит как дрожь или лязг костей. Ричард Пол (ранний биограф) отмечает: «Каждый вариант раскрывает какой-то новый характер — серьезного человека, ветреного юношу, презрительного сомневающегося, молитвенного монаха, смелого солдата, нежную девушку, игривого ребенка». [2]
Существующие версии
[ редактировать ]Как и большинство произведений Листа, существует несколько версий. Рядом с первой версией « Totentanz» вторую версию «De Profundis» (1919) подготовил Листа Ферруччо Бузони на основе рукописных источников Листа . Стандартной версией является последняя и третья версия произведения (1859 г.). Лист также написал версии для двух фортепиано (S.652) и фортепиано соло (S.525). Однако оригинальное издание для двух фортепиано под редакцией Эмиля фон Зауэра просто включало сольную партию исполнения Листа для фортепиано и оркестра с транскрипцией оркестрового сопровождения на втором фортепиано. [3] С тех пор доктор Андрей Каспаров переосмыслил эту постановку как произведение для фортепианного дуэта. [4] Он с большим эффектом показывает широту Totentanz , когда он равномерно распределен между двумя исполнителями.
Стивен Тарп переписал произведение для органа соло. [5]
Известные исполнители
[ редактировать ]Помимо выступлений Ганса фон Бюлова , Белы Бартока , Сергея Рахманинова и Ферруччо Бузони , исторически значимые выступления включают выступления студента Листа Хосе Вианна да Мотта (1945 – Port Nat S IPL 108), а также Дьёрдь Чиффра (EMI 74012 2) . ), Клаудио Аррау , Хорхе Болет (Decca), Артуро Бенедетти Микеланджели (1961 – Arkadia HP 507.1; 1962 – Memoria 999-001), Мишель Берофф (EMI Classics), Байрон Янис (RCA), Марта Аргерих , Кристиан Цимерман (Deutsche Grammophon) ), Арнальдо Коэн (Наксос и BIS), Раймонд Левенталь и Энрико Пейс на Втором Международном конкурсе пианистов имени Ференца Листа в 1989 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уокер, Алан (1983). Ференц Лист: Виртуозные годы 1811–1847 . Фабер и Фабер. п. 152.
- ^ Пол, Ричард (1883). Ференц Лист. Этюды и воспоминания: Сборник сочинений о музыке и музыкантах , т.2 . Лейпциг: Бернхард Шлике. п. 402.
- ^ Зауэр, Эмиль (5 октября 2013 г.). «Музыкальная библиотека Петруччи | Тотентанц | стр.126 (Лист, Франц)» . Imslp.org . Проверено 7 января 2015 г.
- ^ Кэмпбелл, Джон (17 февраля 2014 г.). «Обновление Artsong | Обзоры | Норфолкская камерная супруга: Духовой квинтет Берлинской филармонии с Андреем Каспаровым, фортепиано» . Artsongupdate.org . Проверено 27 июля 2014 г.
- ^ https://ohscatalog.org/world-premieres-and-transcriptions-volume-1/