Jump to content

Танец смерти (Лист)

Totentanz (английский: Танец мертвецов ): Парафраз на Dies irae , S.126 , это название произведения Ференца Листа для фортепиано и оркестра соло, , что оно примечательного тем основано на григорианской простой мелодии Dies irae , а также стилистическим новшествам. . Впервые он был запланирован в 1838 году, завершен и опубликован в 1849 году и пересмотрен в 1853 и 1859 годах.

Одержимость смертью

[ редактировать ]
Танец смерти ( Totentanz ) из Liber Chronicarum [Нюрнбергские хроники], 1493, аттр. Майклу Вольгемуту

Некоторые названия произведений Листа, такие как «Totentanz» , «Funérailles» , «La lugubre gondola» и «Pensee des morts» , показывают увлечение композитора смертью . У молодого Листа мы уже можем наблюдать проявления его одержимости смертью, религией, раем и адом. По словам Алана Уокера , [1] Лист часто посещал парижские «больницы, игровые казино и приюты» в начале 1830-х годов и даже спускался в тюремные застенки, чтобы увидеть приговоренных к смерти.

Источники вдохновения

[ редактировать ]
Триумф смерти , ок. 1355

В эпоху романтизма из-за увлечения всем средневековым аспект фантастической или гротескно-жуткой иронии часто заменял первоначальный моральный замысел. Музыкальный пример такой иронии можно найти в последней части «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза , в которой цитируется средневековая (григорианская) мелодия Dies Irae ( «Судный день ») в шокирующе модернистской манере. В 1830 году Лист присутствовал на первом исполнении симфонии и был поражен ее мощной оригинальностью. («Танец смерти») Листа «Totentanz» , набор вариаций для фортепиано с оркестром, также перефразирует равнинную песню Dies Irae .

Другим источником вдохновения для молодого Листа была знаменитая фреска «Триумф смерти» Франческо Трайни (во времена Листа приписываемая Андреа Орканья , а сегодня также Буонамико Буффальмакко ) на Кампо Санто в Пизе . Лист сбежал в Италию со своей любовницей графиней д'Агу и в 1838 году посетил Пизу. Лишь десять лет спустя первые наброски Листа материализовались в полную версию его «Тотентанца» . Пересмотры последовали в 1853 и 1859 годах, а его окончательная форма была впервые исполнена в Гааге 15 апреля 1865 года учеником Листа Гансом фон Бюловым , которому посвящена работа.

Стилистические новации

[ редактировать ]
Вступительные меры

Листа основан на григорианском материале, он Поскольку «Totentanz» содержит средневековые звучащие отрывки с каноническим контрапунктом , но, безусловно, самым инновационным аспектом партитуры является шокирующе модернистский, даже ударный характер фортепианной партии. Начало удивительно близко к вступлению в Бартока « Сонату для двух фортепиано и ударных» , произведение, написанное почти сто лет спустя. » Листа Возможно, это не совпадение, поскольку Барток часто исполнял «Тотентанц . Другими модернистскими особенностями являются части, подобные токкате , где повторяющиеся ноты пианиста бьются с дьявольской интенсивностью и особыми звуковыми эффектами в оркестре - например, col legno в струнных звучит как дрожь или лязг костей. Ричард Пол (ранний биограф) отмечает: «Каждый вариант раскрывает какой-то новый характер — серьезного человека, ветреного юношу, презрительного сомневающегося, молитвенного монаха, смелого солдата, нежную девушку, игривого ребенка». [2]

Существующие версии

[ редактировать ]

Как и большинство произведений Листа, существует несколько версий. Рядом с первой версией « Totentanz» вторую версию «De Profundis» (1919) подготовил Листа Ферруччо Бузони на основе рукописных источников Листа . Стандартной версией является последняя и третья версия произведения (1859 г.). Лист также написал версии для двух фортепиано (S.652) и фортепиано соло (S.525). Однако оригинальное издание для двух фортепиано под редакцией Эмиля фон Зауэра просто включало сольную партию исполнения Листа для фортепиано и оркестра с транскрипцией оркестрового сопровождения на втором фортепиано. [3] С тех пор доктор Андрей Каспаров переосмыслил эту постановку как произведение для фортепианного дуэта. [4] Он с большим эффектом показывает широту Totentanz , когда он равномерно распределен между двумя исполнителями.

Стивен Тарп переписал произведение для органа соло. [5]

Известные исполнители

[ редактировать ]

Помимо выступлений Ганса фон Бюлова , Белы Бартока , Сергея Рахманинова и Ферруччо Бузони , исторически значимые выступления включают выступления студента Листа Хосе Вианна да Мотта (1945 – Port Nat S IPL 108), а также Дьёрдь Чиффра (EMI 74012 2) . ), Клаудио Аррау , Хорхе Болет (Decca), Артуро Бенедетти Микеланджели (1961 – Arkadia HP 507.1; 1962 – Memoria 999-001), Мишель Берофф (EMI Classics), Байрон Янис (RCA), Марта Аргерих , Кристиан Цимерман (Deutsche Grammophon) ), Арнальдо Коэн (Наксос и BIS), Раймонд Левенталь и Энрико Пейс на Втором Международном конкурсе пианистов имени Ференца Листа в 1989 году.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Уокер, Алан (1983). Ференц Лист: Виртуозные годы 1811–1847 . Фабер и Фабер. п. 152.
  2. ^ Пол, Ричард (1883). Ференц Лист. Этюды и воспоминания: Сборник сочинений о музыке и музыкантах , т.2 . Лейпциг: Бернхард Шлике. п. 402.
  3. ^ Зауэр, Эмиль (5 октября 2013 г.). «Музыкальная библиотека Петруччи | Тотентанц | стр.126 (Лист, Франц)» . Imslp.org . Проверено 7 января 2015 г.
  4. ^ Кэмпбелл, Джон (17 февраля 2014 г.). «Обновление Artsong | Обзоры | Норфолкская камерная супруга: Духовой квинтет Берлинской филармонии с Андреем Каспаровым, фортепиано» . Artsongupdate.org . Проверено 27 июля 2014 г.
  5. ^ https://ohscatalog.org/world-premieres-and-transcriptions-volume-1/
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 138aebe0db533bef917b598b62e6be35__1719990960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/35/138aebe0db533bef917b598b62e6be35.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Totentanz (Liszt) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)