Смерть и Преображение
Смерть и Преображение (нем. Tod und Verklärung ), соч. 24) — тональная поэма для оркестра Рихарда Штрауса . Штраус приступил к сочинению в конце лета 1888 года и завершил работу 18 ноября 1889 года. Произведение посвящено другу композитора Фридриху Рошу.
Музыка изображает смерть артиста. По просьбе Штрауса это было описано в стихотворении его друга Александра Риттера как интерпретация «Смерти и преображения» после того, как оно было написано. [1] Когда человек умирает, в его голове проходят мысли о его жизни: его детская невинность, борьба его зрелости, достижение его мирских целей; и в конце он получает вожделенное преображение «из бесконечных пределов небес».
История выступлений
[ редактировать ]Премьера Штрауса состоялась 21 июня 1890 года на Эйзенахском фестивале (в той же программе, что и премьера его «Бурлеске ре минор» для фортепиано с оркестром). Он также дирижировал этим произведением во время своего первого выступления в Соединенном Королевстве, на концерте Вагнера с Филармоническим обществом 15 июня 1897 года в Королевском зале в Лондоне.
Критическая реакция
[ редактировать ]Английский музыкальный критик Эрнест Ньюман описал это как музыку, под которую не хочется умирать или просыпаться. «Он слишком эффектен, слишком ярко освещен, слишком полон пышной толпы; тогда как это путешествие нужно совершать очень тихо и в одиночку». [2] : 399
Французский критик Ромен Роллан в своей книге «Musiens d'aujourd'hui» (1908) назвал это произведение «одним из самых трогательных произведений Штрауса, построенным с величайшей полезностью». [3]
Структура
[ редактировать ]Состоит из четырех частей (в сжатом виде поэтических мыслей Риттера):
- Ларго (Больной, при смерти)
- Allegro molto agitato (Битва между жизнью и смертью не дает человеку передышки)
- Мено моссо (Жизнь умирающего проходит перед ним)
- Модерато (Желаемое преображение)
Обычное представление длится около 25 минут.

Инструментарий
[ редактировать ]
|
Цитируется
[ редактировать ]В одной из своих последних композиций, «Im Abendrot» из « Четырех последних песен » , Штраус остро цитирует «тему преображения» из своей тональной поэмы, написанной 60 лет назад, во время и после последней строки сопрано «Ist dies etwa der Tod?» (Возможно, это смерть?).

Незадолго до своей смерти он заметил, что его музыка абсолютно правильна, его чувства отражают чувства художника, изображенного внутри; Штраус сказал своей невестке, лежа на смертном одре в 1949 году: «Забавно, Алиса, смерть — это именно то, как я сочинил это в « Tod und Verklärung ». [4]
Дискография
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2021 г. ) |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Брайан Гиллиам: «Ричард Штраус», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 16 января 2007 г.), (доступ по подписке)
- ^ Ньюман, Эрнест (1915). «Музыка смерти» . Музыкальные времена . 56 . Новелло: 399 . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Цитируется по Мейсону, Дэниелу Грегори (1918), «Современные композиторы» , стр. 84.
- ↑ Комментарии Деррика Паффета к диску DG 447 762-2.
- ^ Хант Дж. Галльское трио - Чарльз Мунк, Поль Пэрей, Пьер Монтё. Джон Хант, 2003, 2009, с. 204.
- ^ Штраус: Четыре последние песни и т. д. Архивировано 17 сентября 2016 г. на Wayback Machine , arkivmusic.com.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ньюман, Эрнест. «Музыка смерти» The Musical Times , 1 июля 1915 г., стр. 398–399.
- «Герр Рихард Штраус» , The Musical Times , 1 февраля 1903 г., стр. 115.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео на YouTube , Симфонический оркестр Фландрии под управлением Яна Латама-Кёнига.
- Смерть и Преображение : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур