Танцевальная сюита из клавишных пьес Франсуа Куперена

Оркестровая ( Танцевальная сюита из клавишных пьес Франсуа Куперена Tanzsuite aus Klavierstücken von François Couperin ), TrV 245, была написана Рихардом Штраусом в 1923 году и состоит из восьми частей , каждая из которых основана на избранных пьесах из Франсуа Куперена . «Клавесенских пьес» соло написанные для клавесина в период с 1713 по 1730. Его также иногда называют просто «Куперен-сюита» .
История композиции
[ редактировать ]
Истоки Танцевальной сюиты возникли в результате сотрудничества Штрауса с Генрихом Крёллером (1880–1930), который поставил балет Штрауса « Йозефслегенде» для его премьеры в Берлине в 1921 году. [ 1 ] Аранжировки Штрауса клавишных пьес Куперена были частью «Balletsoirée» (балетного вечера), премьера которого состоялась 17 февраля 1923 года (в рамках Венского фашинга или карнавала), состоявшего из четырех частей. Часть 1 была «Франсуа Куперен»: социальные и театральные танцы в манере Людовика XV » Куперена на основе книг 1–4 « Пьесов де Клавесен (сочиненных в период с 1713 по 1730 год). Вторая часть — Мориса Равеля , « Мать гусыня» премьера которой состоялась в Вене (с оркестровкой Равеля). Третья часть представляла собой подборку Рамо музыки под названием «Женихи балерины»: танцевальная сцена в балетном стиле времен Людовика XIV (неизвестно, была ли музыка переложена для современного оркестра, и если да, то кем). Вечер завершился (как и должно было) четвертой частью под названием «Галопвальцер» венского Иоганна Штрауса II , состоящей из Трича-Трача-Польки соч. 214, за которым следует Accelerationen -Walzer Op.234. Это было «чистое танцевальное представление», напоминающее Вену «эпохи Рингштрассе» (1858–1900). [ 2 ]
Будучи содиректором Венской оперы, Штраус тесно сотрудничал с Крёллером при выборе музыки для «Вечера балета». Однако основная роль Штрауса заключалась в выборе и оркестровке клавишных пьес Куперена. Штраус долгое время был франкоязычным человеком и давно интересовался французской музыкой. В своих работах над «Ариадной на Наксосе» и «Буржуазной дворянской сюитой» он «присвоил и переосмыслил» [ 3 ] музыка французского барокко ( , Жан-Батист Люлли в частности ).
Музыка, которую он аранжировал для Балетной вечеринки, была опубликована как его Tanzsuite aus Klavierstücken von François Couperin (TrV 245) в 1923 году (Штраус не дал ей номера опуса). Каждая пьеса Танцевальной сюиты основана на двух или более клавишных пьесах Куперена, за исключением финального марша, основанного на одной пьесе. Группировка пьес отражает потребности балета. Хотя оркестровка сохраняет атмосферу той эпохи (например, орнамент), в балете предложены более поздние комбинации инструментов: например, вступительная часть Карильона аранжирована для колокольчиков, челесты, арфы и клавесина, что больше напоминает Чайковского балет . чем французское барокко . Штраус также сочинил коды, завершающие несколько частей. «Похоже, что Штраус предпринял целенаправленную попытку объединить прошлое и настоящее 1923 года, благодаря чему его Танзесюита имеет особое отношение к канонизированному неоклассицизму ». [ 4 ]
История выступлений
[ редактировать ]Полная балетная вечерина была исполнена только дважды: один раз 17 февраля 1923 года под управлением Клеменса Краусса. [ 5 ] и снова в Вене 25 июля 1929 г. [ 6 ] Однако танцевальная сюита обрела собственную жизнь, часто под названием «Куперен-сюита», и как концертная пьеса, и как отдельный короткий балет. Премьера балета в Германии состоялась в Дармштадте 24 марта 1924 года и в Дрезденской опере в 1930 году. Последующие спектакли с новой хореографией были поставлены в Вене (1944, 1970), Байройте и Мюнхене (1951), Дрездене (2014). [ 7 ] Часть танцевальной сюиты была использована для музыки к немому фильму 1926 года « Кавалер розы», который несколько раз показывали в Германии, Лондоне и Нью-Йорке.
Штраус вернулся к Куперену и написал вторую сюиту «Дивертисмент для камерного оркестра» по мотивам клавишных пьес Куперена , соч. 86, который был опубликован в 1942 году. Он содержал дополнительный материал, который Штраус написал для балета Verklungene Feste: Tanzvisionen aus zwei Jahrhunderten ( «Прошлые праздники: танцевальные видения двух столетий ») в 1940 году.
Источник каждого движения
[ редактировать ]Люкс «Штраус» | Счет | Источник в Куперене (Книга, заказ, пьеса) |
---|---|---|
1. Выход и церемониальный танец (Паванна) | ![]() |
|
2. Общий | ![]() |
|
3. Карильон | ![]() |
|
4. Сарабанда | ![]() |
|
5. Гавот | ![]() |
|
6. Вихревой танец | ![]() |
|
7. Аллеманда и Менуэт | ![]() |
|
8 марта | ![]() |
|
Источник: Норман Дель Мар (т. 2, стр. 277); Хейслер, стр. 109–10) |
Коллекция сольных пьес Куперена для клавесина ( pièces de clavecin ) состоит из 25 сюит , для которых Куперен использовал термин «ordre» в смысле «последовательность». Каждая последовательность состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет название. В зависимости от издательства они также делятся на тома. Однако первоначальная публикация состояла из четырех томов (том 1, опубликованный в 1713 году, содержит последовательности 1–5, том 2, опубликованный в 1717 году, содержит последовательности 6–12, том 3, опубликованный в 1722 году, содержит последовательности 13–19, том 4, опубликованный в 1730 году, содержит последовательности. 20–25). Во втором столбце указывается название произведения, за которым следуют три цифры: сначала «livre» или том, в котором оно было первоначально опубликовано; во-вторых, «порядок» или последовательность, в которой это происходит; в-третьих, его положение в этой последовательности. Например, 8-я часть танцевальной сюиты «Марш» взята из «Провансальских матерей», 11-й пьесы третьей части, содержащейся в первом томе.
Инструментарий
[ редактировать ]
В танцевальной сюите используется камерный оркестр со следующими инструментами:
- 2 флейты, гобой, английский рожок (гобой), 2 кларнета, 2 фагота
- 2 валторны, труба, тромбон
- куранты
- Клавесин, арфа, челеста
- Струны 4, 3, 2, 2, 2
Записи
[ редактировать ]Было несколько записей этой пьесы, в том числе:
Название компакт-диска (дата выпуска) | Оркестр и дирижер | Ссылка |
---|---|---|
Рихард Штраус - композитор, дирижер, пианист и концертмейстер, Том 3 (2010) | Венская филармония , Рихард Штраус | Документы 291373 |
Танцевальная сюита из фортепианных пьес Франсуа Куперена (2006) | Камерный оркестр Европы , Эрих Лейнсдорф | Отчеты COE — CDCOE809 |
Рихард Штраус: Полное собрание тональных стихотворений и концертов (2014) | Симфониетта Монреаля, Шарль Дютуа | Коллекционное издание Decca – 4786480 |
Балетные сюиты по Куперену (1999) | Бамбергский симфонический оркестр , Карл Антон Рикенбахер | Кох – 365352 |
Р. Штраус: Полное собрание сочинений для оркестра (ремастер 2014) | Государственная капелла Дрездена , Рудольф Кемпе | Уорнер Классикс – 4317802 |
Штраус: Слабые фестивали / Танцевальная сюита / Дивертисмент. (1993) | Токийский столичный симфонический оркестр , дирижёр Хироши Вакасуги | Denon Records B00000DT02 |
Запись со Штраусом, дирижирующим Венским филармоническим оркестром, была сделана в 1944 году в рамках празднования его 80-летия.
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Уэйн Хейслер-младший, Балетное сотрудничество Рихарда Штрауса , University of Rochester Press, 2009. ISBN 978-1-58046-321-8
- Норман Дель Мар , Рихард Штраус: критический комментарий к его жизни и творчеству (второе издание), Том 2. Фабер и Фабер, Лондон (1986). ISBN 978-0-571-25097-4 .