Jump to content

Фортепианный квартет (Штраус)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Фортепианный квартет до минор
Фортепианный квартет Рихарда Штрауса
Титульный лист первого издания
Ключ До минор
Каталог ТрВ 137
Опус 13
Составленный 1884–1885
Преданность Георг II, герцог Саксен-Майнингенский
Опубликовано 1886  ( 1886 )
Продолжительность 37–40 минут
Движения четыре
Подсчет очков
  • фортепиано
  • скрипка
  • альт
  • виолончель
Премьера
Дата 8 декабря 1885 г. ( 1885-12-08 )
Расположение Веймар
Исполнители

Фортепианный квартет до минор , соч . 13, TrV 137, был написан Рихардом Штраусом с 1884 по 1885 год. Раннее камерное музыкальное произведение тогдашнего 20-летнего композитора, оно демонстрирует значительное влияние Иоганна Брамса . Он написан для стандартного фортепианного квартета, состоящего из фортепиано, скрипки, альта и виолончели. На премьере 8 декабря 1885 года в Веймаре партию фортепиано исполнял сам Штраус.

Произведение состоит из четырех частей общей продолжительностью от 37 до 40 минут. Первая часть выполнена в сонатной форме со множеством резких контрастов и постоянно меняющимся настроением. Вторая часть представляет собой легкое и игривое скерцо, в котором преобладает прыгающий мотив. Третья часть лирична и задумчива, а финал возвращает к бурному настроению вступительной части.

Работа была благосклонно встречена прессой и публикой. Штраус представил его на конкурс Berliner Tonkünstlerverein и получил первую премию из 24 работ. Хотя Фортепианный квартет в конечном итоге никогда не мог соперничать с успехом других его ранних камерных произведений, Штраус дорожил этим произведением и регулярно программировал его до 1920-х годов.

Штраус в 1886 году

Фортепианный квартет до минор был написан осенью и зимой 1884–85 годов, с датой автографа 1 января 1885 года. Это раннее камерное музыкальное произведение, написанное, когда Штраусу было 20 лет, демонстрирует значительное влияние Иоганнеса Брамса , особенно его Фортепианный квартет соль минор (1856–1861) и Фортепианный квартет до минор (1875). [ 1 ] Когда позже Штраус ретроспективно говорил о своем периоде Brahmsschwärmerei («увлечение Брамсом»), он прямо упомянул Wandrers Sturmlied (1884) и Burleske (1885–1886), но не Фортепианный квартет, который, по словам его биографа Рихарда Шпехта, был « самое сильное признание Брамса, которое когда-либо делал Штраус». Музыковед Питер Йост предполагает, что Штрауса несколько смущало его стилистическое сходство с произведениями Брамса в последние годы его жизни. [ 2 ]

Через несколько недель после завершения работы Berliner Tonkünstlerverein , берлинская профессиональная ассоциация музыкантов, провела конкурс на «лучший полученный фортепианный квартет» с Генрихом Дорном , Йозефом Райнбергером и Францем Вюлльнером в качестве судей. Мотивированный провалом своей Сонаты для виолончели на аналогичном конкурсе тремя годами ранее, Штраус представил свой Фортепианный квартет и был удостоен первой премии из 24 представленных работ, получив премию в 300 марок . [ 2 ]

Премьера Фортепианного квартета состоялась в Веймаре 8 декабря 1885 года, партию фортепиано исполнил композитор. В письме своему отцу Штраус упомянул трех других исполнителей как «Грюцмахер, Халир и Хагель», предположительно Леопольда Грюцмахера (виолончель), Карела Халира (скрипка) и неизвестного альтиста по имени Хагель. [ а ] Штраус назвал премьеру очень успешной. [ 2 ]

Первое издание вышло в июле 1886 г.; Штраус получил оплату в размере 200 марок от своего издателя Ойгена Шпицвега [ де ] , владельца издательства Aibl в Мюнхене . Работа посвящена Георгу II, герцогу Саксен-Майнингенскому ; Будучи придворным капельмейстером в Майнингене , Штраус стремился завоевать доверие герцога. После того как Штраус подал в отставку и занял должность в Мюнхене, герцог выразил благодарность за преданность в письме Штраусу: «Самоотдача вашего изобретательного, прекрасного квартета доставит мне большое удовольствие. По этому случаю я хотел бы сказать вам что мне очень грустно видеть, как ты уходишь и признаешься, что благодаря твоим достижениям я полностью излечился от своего прежнего заблуждения, что ты по молодости еще не достоин быть единственным директором оркестра». [ 2 ]

Структура

[ редактировать ]
Внешний звук
Исполняет Фортепианный квартет Эймса.
значок аудио И. Аллегро
значок аудио II. Шутка: Скоро
значок аудио III. Прогулка
значок аудио IV. Финиш: Оживленный

Фортепианный квартет состоит из четырех частей общей продолжительностью от 37 до 40 минут.

  1. Аллегро
  2. Шутка: Скоро
  3. Анданте
  4. Финиш: Оживленный

Первая часть выполнена в сонатной форме и открывается низким унисоно- темой в струнных, которая делает паузу на аккорде и впоследствии разливается фортиссимо в триолях на фортепиано. Подобный ряд музыкальных приемов используется в фортепианном квартете соль минор и до минор Брамса . [ 3 ] По мнению музыковеда Людвига Финшера , вступительная часть основана не на лаконичных мотивах , а на обширных тематических группах. В то время как первая тематическая группа «богата брамсовская», вторая представляет собой «одну из первых великих кантилен Штрауса, огромную мелодию насыщенных пафосом жестов». В разработке уже показан Штраус в его «ненасытной» манере обработки мотивов. [ 4 ]

Музыкальный критик Майкл Кеннеди отмечал, что «настоящего Штрауса следует узнать в широком размахе второй темы первой части и в манере Тилла , с которой он меняет настроения во время этого Аллегро». [ 5 ]

Шутить. Скоро

[ редактировать ]

Вторая часть представляет собой игривое скерцо , в котором преобладает прыгающий мотив, появляющийся в различных вариациях . [ 4 ] Обозначенный presto , он полон энергии, с перепадами октав повсюду. [ 6 ] отголоски «Бурлеске » для фортепиано с оркестром, написанного в 1886 году. Слышны [ 5 ] Напротив, часть трио романтична и лирична, в которой инструменты меняются по очереди. [ 4 ] Раздел трио упоминается в коде . [ 5 ]

Третья часть — рефлексивное Анданте минор фа . Мягкое вступление струнных приводит к длинной элегической фортепианной теме, которую осторожно подхватывают струнные. [ 4 ] Вторую лирическую тему подхватывает альт, и Штраус изящно развивает обе темы. [ 6 ] Маленькая тройная фигура предвещает Ариадну на Наксосе , написанную почти 30 лет спустя. [ 5 ]

Финал. Живой

[ редактировать ]

Финал возвращается к бурному настроению вступительной части. [ 6 ] «грубое произведение, почти полностью состоящее из мотивных жестов». [ 4 ] Первая тема полна «острых граней» и синкопированных ритмов. [ 6 ] но настроение снова меняется, когда спокойная вторая тема ( molto con espressione на виолончели вводится ). Обе идеи получили широкое развитие, что привело к выводу об аккорде до минор . [ 6 ]

Кеннеди отмечает, что это движение больше похоже на Шумана, чем на Брамса, хотя в некоторых фигурах оно также предвещает зрелого Штрауса. [ 5 ]

Прием и наследие

[ редактировать ]
Иоганнес Брамс ок. 1885 г.

Хотя премьера прошла успешно и произведение принесло Штраусу престижный конкурс, его Фортепианный квартет не получил большого освещения в прессе, возможно, из-за обилия произведений в этом жанре и доминирования фортепианных квартетов Брамса. [ 2 ] Сам Штраус, похоже, был удивлен тем, что Фортепианный квартет был восторженно принят публикой — в письме своему наставнику Гансу фон Бюлову Штраус назвал собственное произведение «отнюдь не приятным и лестным произведением». [ 7 ]

После выступления в Берлине 22 мая 1886 года на вечере Tonkünstlerverein [ de ] Vossische Zeitung написала :

Новая работа [Рихарда Штрауса] свидетельствует об эстетическом чувстве, изобретательности и техническом мастерстве. Как здесь композитор держится в пределах здоровой чувственности, так и свои темы он развивает ясно и по большей части живо и художественно. Лишь первое Аллегро и Скерцо квартета кажутся наиболее своеобразными по содержанию, причем последнее особенно по своей ритмике. Анданте поначалу очаровывает своей мягкой и полной набухшей кантиленой, но по ходу утомляет из-за отсутствия более живого контраста. Финал свежий и оживленный; Учитывая основной характер работы, нам хотелось бы более широкой концепции этого движения. Аранжировка инструментов, особенно струнных, столь же мелодична, сколь часто характерно очаровательна. [ 8 ]

Произведение было исполнено в Кёльне в 1887 году на ежегодном фестивале Allgemeiner Deutscher Musikverein . Музыкальный критик Рихард Поль похвалил Штрауса, несмотря на то, что он был последователем Новой немецкой школы Ференца Листа и поэтому критически относился к камерной музыке в стиле Брамса: [ 2 ]

Рихард Штраус обладает необычным композиторским талантом – у него есть собственные мысли, творческие идеи, большая формальная ловкость и «длинное дыхание», свидетельство высокого мастерства. «Квартет» длился три четверти часа и тем не менее держал нас в напряжении до самого конца. Последняя часть, однако, самая слабая – но это случается с большинством композиторов, поскольку удовлетворительно завершить ее гораздо труднее, чем начать. Драматурги обычно справляются со своими заключительными действиями не лучше. Первое движение велико по своим масштабам и широкому развитию; В скерцо есть настоящий юмор, но оно настолько исключительно сложно ритмично, что, как сказал мне один добрый артист, «нужно очень хорошо уметь следить за ритмом, просто чтобы его слушать». Анданте благородно и прекрасно течет. [ 9 ]

Музыкальный критик Артур Джонстон писал в 1904 году, что Штраус «показывает себя лучшим брамсианцем, чем Брамс, избегая всех худших недостатков своей модели» и что квартет «может считаться зрелым произведением любого, кроме Штрауса». Он назвал его «чрезвычайно хорошим квартетом ортодоксального толка — можно даже сказать, одним из лучших существующих произведений для фортепиано и трех смычковых инструментов». [ 10 ]

Хотя Фортепианный квартет никогда не соперничал с успехом Сонаты для виолончели (1883) или Сонаты для скрипки (1887), Штраус дорожил этим произведением и регулярно программировал его до 1920-х годов; к тому времени он уже заработал репутацию благодаря крупномасштабным сценическим произведениям и оркестровым произведениям. [ 2 ] Соната для скрипки 1887 года осталась его последним крупным произведением камерной музыки, а Фортепианный квартет «представляет собой один из последних моментов юношеского ученичества Штрауса перед тем, как он открыл путь к своей музыкальной независимости». [ 6 ]

По состоянию на 2022 год записи Фортепианного квартета включают:

Записи Фортепианного квартета до минор.
Год Исполнители Этикетка Каталог Продолжительность
1993 Фортепианный квартет Эймса Дориан 90167 38:35
1994 Ральф Готони, Марк Лубоцкий, Мартти Роузи, Матти Хирвикангас Ундина ОДЕ840-2 39:46
1997 Кристиан Бор, Райнер Муг, Рональд Томас, Паскаль Девуайон Авангард 99156 36:41
1999 Петер Вёпке, Роланд Мецгер, Инго Зиннхоффер, Вольфганг Саваллиш Искусство Музыка 472592 38:45
2000 Лирический фортепианный квартет Черный ящик ББМ1048 37:53
2005 Фортепианное трио Мендельсона, Михаэль Степняк Кентавр CRC2718 34:03
2006 Фортепианный квартет Моцарта ЦРТ МДГ6431355 39:00
2006 Альварес Квартет ГЕРА HER2121 38:22
2007 Nash Ensemble Гиперион CDA67574 40:30
2010 Фортепианный квартет Примроуз Меридиан CDE84584/5 38:25
2014 Квартет Форе Сони 88843023672 37:05
2016 Дорен Динглингер, Тони Найс, Александр Вэй, Дэниэл Блюменталь CPO 5551162 40:22
2017 Канадский квартет Кентавр CRC3384 40:50
2018 Мюнхенское фортепианное трио, Тило Виденмейер Подлинный ОБЩ18496 37:29

Примечания

[ редактировать ]
  1. Исполнителей премьеры иногда ошибочно называют «участниками квартета Халир», основанного десять лет спустя в Берлине. [ 2 ]
  1. ^ Гиллиам, Брайан Рэндольф; Юманс, Чарльз (2001). «Штраус, Рихард (Георг)» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Йост, Питер, изд. (2021). Рихард Штраус. Фортепианный квартет до минор, соч. 13 (PDF) . Мюнхен: Г. Хенле Верлаг . стр. V–VII. ИСМН 979-0-2018-1495-7.
  3. ^ Гиллиам, Брайан Рэндольф (1997). Рихард Штраус: Новые взгляды на композитора и его творчество . Дарем: Издательство Университета Дьюка . стр. 5–7. ISBN  0-8223-2114-9 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Бёмер, Карл. Рихард Штраус. Фортепианный квартет до минор, соч. 13 (на немецком языке). Вилла Музыка . Проверено 8 января 2021 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди, Майкл (2007). Примечания к записи Hyperion CDA67574 . Гиперион Рекордс .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Бромбергер, Эрик. «Фортепианный квартет до минор, соч. 13 (Рихард Штраус)» . Филармония Лос-Анджелеса . Проверено 25 декабря 2021 г.
  7. ^ Стеницер, Макс (1911). Рихард Штраус (на немецком языке). Берлин: Шустер и Леффлер. п. 57.
  8. ^ «Театр, музыка, концерты и т.д.» . Vossische Zeitung (на немецком языке). Нет. 239. Берлин. 25 мая 1886 г. стр. 3–4.
  9. ^ Пол, Ричард (14 июля 1887 г.). «24-е собрание музыкальных исполнителей Всеобщей немецкой музыкальной ассоциации в Кельне» . Musikalisches Wochenblatt [ de ] (на немецком языке). Том 18, № 29. Лейпциг: Печать. стр. 354–355.
  10. ^ Джонстон, Артур (1905). Музыкальная критика . Манчестер: Издательство Манчестерского университета . стр. 39–41. OCLC   1049669158 - через Интернет-архив.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 16cc13b232eeeced12ab3502e508b64c__1714412760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/4c/16cc13b232eeeced12ab3502e508b64c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Quartet (Strauss) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)