Фортепианный квартет (Штраус)
Фортепианный квартет до минор | |
---|---|
Фортепианный квартет Рихарда Штрауса | |
![]() Титульный лист первого издания | |
Ключ | До минор |
Каталог | ТрВ 137 |
Опус | 13 |
Составленный | 1884–1885 |
Преданность | Георг II, герцог Саксен-Майнингенский |
Опубликовано | 1886 |
Продолжительность | 37–40 минут |
Движения | четыре |
Подсчет очков |
|
Премьера | |
Дата | 8 декабря 1885 г. |
Расположение | Веймар |
Исполнители |
|
Фортепианный квартет до минор , соч . 13, TrV 137, был написан Рихардом Штраусом с 1884 по 1885 год. Раннее камерное музыкальное произведение тогдашнего 20-летнего композитора, оно демонстрирует значительное влияние Иоганна Брамса . Он написан для стандартного фортепианного квартета, состоящего из фортепиано, скрипки, альта и виолончели. На премьере 8 декабря 1885 года в Веймаре партию фортепиано исполнял сам Штраус.
Произведение состоит из четырех частей общей продолжительностью от 37 до 40 минут. Первая часть выполнена в сонатной форме со множеством резких контрастов и постоянно меняющимся настроением. Вторая часть представляет собой легкое и игривое скерцо, в котором преобладает прыгающий мотив. Третья часть лирична и задумчива, а финал возвращает к бурному настроению вступительной части.
Работа была благосклонно встречена прессой и публикой. Штраус представил его на конкурс Berliner Tonkünstlerverein и получил первую премию из 24 работ. Хотя Фортепианный квартет в конечном итоге никогда не мог соперничать с успехом других его ранних камерных произведений, Штраус дорожил этим произведением и регулярно программировал его до 1920-х годов.
Фон
[ редактировать ]
Фортепианный квартет до минор был написан осенью и зимой 1884–85 годов, с датой автографа 1 января 1885 года. Это раннее камерное музыкальное произведение, написанное, когда Штраусу было 20 лет, демонстрирует значительное влияние Иоганнеса Брамса , особенно его Фортепианный квартет соль минор (1856–1861) и Фортепианный квартет до минор (1875). [ 1 ] Когда позже Штраус ретроспективно говорил о своем периоде Brahmsschwärmerei («увлечение Брамсом»), он прямо упомянул Wandrers Sturmlied (1884) и Burleske (1885–1886), но не Фортепианный квартет, который, по словам его биографа Рихарда Шпехта, был « самое сильное признание Брамса, которое когда-либо делал Штраус». Музыковед Питер Йост предполагает, что Штрауса несколько смущало его стилистическое сходство с произведениями Брамса в последние годы его жизни. [ 2 ]
Через несколько недель после завершения работы Berliner Tonkünstlerverein , берлинская профессиональная ассоциация музыкантов, провела конкурс на «лучший полученный фортепианный квартет» с Генрихом Дорном , Йозефом Райнбергером и Францем Вюлльнером в качестве судей. Мотивированный провалом своей Сонаты для виолончели на аналогичном конкурсе тремя годами ранее, Штраус представил свой Фортепианный квартет и был удостоен первой премии из 24 представленных работ, получив премию в 300 марок . [ 2 ]
Премьера Фортепианного квартета состоялась в Веймаре 8 декабря 1885 года, партию фортепиано исполнил композитор. В письме своему отцу Штраус упомянул трех других исполнителей как «Грюцмахер, Халир и Хагель», предположительно Леопольда Грюцмахера (виолончель), Карела Халира (скрипка) и неизвестного альтиста по имени Хагель. [ а ] Штраус назвал премьеру очень успешной. [ 2 ]
Первое издание вышло в июле 1886 г.; Штраус получил оплату в размере 200 марок от своего издателя Ойгена Шпицвега , владельца издательства Aibl в Мюнхене . Работа посвящена Георгу II, герцогу Саксен-Майнингенскому ; Будучи придворным капельмейстером в Майнингене , Штраус стремился завоевать доверие герцога. После того как Штраус подал в отставку и занял должность в Мюнхене, герцог выразил благодарность за преданность в письме Штраусу: «Самоотдача вашего изобретательного, прекрасного квартета доставит мне большое удовольствие. По этому случаю я хотел бы сказать вам что мне очень грустно видеть, как ты уходишь и признаешься, что благодаря твоим достижениям я полностью излечился от своего прежнего заблуждения, что ты по молодости еще не достоин быть единственным директором оркестра». [ 2 ]
Структура
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Исполняет Фортепианный квартет Эймса. | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Фортепианный квартет состоит из четырех частей общей продолжительностью от 37 до 40 минут.
- Аллегро
- Шутка: Скоро
- Анданте
- Финиш: Оживленный
Аллегро
[ редактировать ]
Первая часть выполнена в сонатной форме и открывается низким унисоно- темой в струнных, которая делает паузу на аккорде и впоследствии разливается фортиссимо в триолях на фортепиано. Подобный ряд музыкальных приемов используется в фортепианном квартете соль минор и до минор Брамса . [ 3 ] По мнению музыковеда Людвига Финшера , вступительная часть основана не на лаконичных мотивах , а на обширных тематических группах. В то время как первая тематическая группа «богата брамсовская», вторая представляет собой «одну из первых великих кантилен Штрауса, огромную мелодию насыщенных пафосом жестов». В разработке уже показан Штраус в его «ненасытной» манере обработки мотивов. [ 4 ]
Музыкальный критик Майкл Кеннеди отмечал, что «настоящего Штрауса следует узнать в широком размахе второй темы первой части и в манере Тилла , с которой он меняет настроения во время этого Аллегро». [ 5 ]
Шутить. Скоро
[ редактировать ]
Вторая часть представляет собой игривое скерцо , в котором преобладает прыгающий мотив, появляющийся в различных вариациях . [ 4 ] Обозначенный presto , он полон энергии, с перепадами октав повсюду. [ 6 ] отголоски «Бурлеске » для фортепиано с оркестром, написанного в 1886 году. Слышны [ 5 ] Напротив, часть трио романтична и лирична, в которой инструменты меняются по очереди. [ 4 ] Раздел трио упоминается в коде . [ 5 ]
Анданте
[ редактировать ]
Третья часть — рефлексивное Анданте минор фа . Мягкое вступление струнных приводит к длинной элегической фортепианной теме, которую осторожно подхватывают струнные. [ 4 ] Вторую лирическую тему подхватывает альт, и Штраус изящно развивает обе темы. [ 6 ] Маленькая тройная фигура предвещает Ариадну на Наксосе , написанную почти 30 лет спустя. [ 5 ]
Финал. Живой
[ редактировать ]
Финал возвращается к бурному настроению вступительной части. [ 6 ] «грубое произведение, почти полностью состоящее из мотивных жестов». [ 4 ] Первая тема полна «острых граней» и синкопированных ритмов. [ 6 ] но настроение снова меняется, когда спокойная вторая тема ( molto con espressione на виолончели вводится ). Обе идеи получили широкое развитие, что привело к выводу об аккорде до минор . [ 6 ]
Кеннеди отмечает, что это движение больше похоже на Шумана, чем на Брамса, хотя в некоторых фигурах оно также предвещает зрелого Штрауса. [ 5 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]
Хотя премьера прошла успешно и произведение принесло Штраусу престижный конкурс, его Фортепианный квартет не получил большого освещения в прессе, возможно, из-за обилия произведений в этом жанре и доминирования фортепианных квартетов Брамса. [ 2 ] Сам Штраус, похоже, был удивлен тем, что Фортепианный квартет был восторженно принят публикой — в письме своему наставнику Гансу фон Бюлову Штраус назвал собственное произведение «отнюдь не приятным и лестным произведением». [ 7 ]
После выступления в Берлине 22 мая 1886 года на вечере Tonkünstlerverein [ Zeitung написала :
Новая работа [Рихарда Штрауса] свидетельствует об эстетическом чувстве, изобретательности и техническом мастерстве. Как здесь композитор держится в пределах здоровой чувственности, так и свои темы он развивает ясно и по большей части живо и художественно. Лишь первое Аллегро и Скерцо квартета кажутся наиболее своеобразными по содержанию, причем последнее особенно по своей ритмике. Анданте поначалу очаровывает своей мягкой и полной набухшей кантиленой, но по ходу утомляет из-за отсутствия более живого контраста. Финал свежий и оживленный; Учитывая основной характер работы, нам хотелось бы более широкой концепции этого движения. Аранжировка инструментов, особенно струнных, столь же мелодична, сколь часто характерно очаровательна. [ 8 ]
Произведение было исполнено в Кёльне в 1887 году на ежегодном фестивале Allgemeiner Deutscher Musikverein . Музыкальный критик Рихард Поль похвалил Штрауса, несмотря на то, что он был последователем Новой немецкой школы Ференца Листа и поэтому критически относился к камерной музыке в стиле Брамса: [ 2 ]
Рихард Штраус обладает необычным композиторским талантом – у него есть собственные мысли, творческие идеи, большая формальная ловкость и «длинное дыхание», свидетельство высокого мастерства. «Квартет» длился три четверти часа и тем не менее держал нас в напряжении до самого конца. Последняя часть, однако, самая слабая – но это случается с большинством композиторов, поскольку удовлетворительно завершить ее гораздо труднее, чем начать. Драматурги обычно справляются со своими заключительными действиями не лучше. Первое движение велико по своим масштабам и широкому развитию; В скерцо есть настоящий юмор, но оно настолько исключительно сложно ритмично, что, как сказал мне один добрый артист, «нужно очень хорошо уметь следить за ритмом, просто чтобы его слушать». Анданте благородно и прекрасно течет. [ 9 ]
Музыкальный критик Артур Джонстон писал в 1904 году, что Штраус «показывает себя лучшим брамсианцем, чем Брамс, избегая всех худших недостатков своей модели» и что квартет «может считаться зрелым произведением любого, кроме Штрауса». Он назвал его «чрезвычайно хорошим квартетом ортодоксального толка — можно даже сказать, одним из лучших существующих произведений для фортепиано и трех смычковых инструментов». [ 10 ]
Хотя Фортепианный квартет никогда не соперничал с успехом Сонаты для виолончели (1883) или Сонаты для скрипки (1887), Штраус дорожил этим произведением и регулярно программировал его до 1920-х годов; к тому времени он уже заработал репутацию благодаря крупномасштабным сценическим произведениям и оркестровым произведениям. [ 2 ] Соната для скрипки 1887 года осталась его последним крупным произведением камерной музыки, а Фортепианный квартет «представляет собой один из последних моментов юношеского ученичества Штрауса перед тем, как он открыл путь к своей музыкальной независимости». [ 6 ]
Записи
[ редактировать ]По состоянию на 2022 год записи Фортепианного квартета включают:
Год | Исполнители | Этикетка | Каталог | Продолжительность |
---|---|---|---|---|
1993 | Фортепианный квартет Эймса | Дориан | 90167 | 38:35 |
1994 | Ральф Готони, Марк Лубоцкий, Мартти Роузи, Матти Хирвикангас | Ундина | ОДЕ840-2 | 39:46 |
1997 | Кристиан Бор, Райнер Муг, Рональд Томас, Паскаль Девуайон | Авангард | 99156 | 36:41 |
1999 | Петер Вёпке, Роланд Мецгер, Инго Зиннхоффер, Вольфганг Саваллиш | Искусство Музыка | 472592 | 38:45 |
2000 | Лирический фортепианный квартет | Черный ящик | ББМ1048 | 37:53 |
2005 | Фортепианное трио Мендельсона, Михаэль Степняк | Кентавр | CRC2718 | 34:03 |
2006 | Фортепианный квартет Моцарта | ЦРТ | МДГ6431355 | 39:00 |
2006 | Альварес Квартет | ГЕРА | HER2121 | 38:22 |
2007 | Nash Ensemble | Гиперион | CDA67574 | 40:30 |
2010 | Фортепианный квартет Примроуз | Меридиан | CDE84584/5 | 38:25 |
2014 | Квартет Форе | Сони | 88843023672 | 37:05 |
2016 | Дорен Динглингер, Тони Найс, Александр Вэй, Дэниэл Блюменталь | CPO | 5551162 | 40:22 |
2017 | Канадский квартет | Кентавр | CRC3384 | 40:50 |
2018 | Мюнхенское фортепианное трио, Тило Виденмейер | Подлинный | ОБЩ18496 | 37:29 |
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гиллиам, Брайан Рэндольф; Юманс, Чарльз (2001). «Штраус, Рихард (Георг)» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Йост, Питер, изд. (2021). Рихард Штраус. Фортепианный квартет до минор, соч. 13 (PDF) . Мюнхен: Г. Хенле Верлаг . стр. V–VII. ИСМН 979-0-2018-1495-7.
- ^ Гиллиам, Брайан Рэндольф (1997). Рихард Штраус: Новые взгляды на композитора и его творчество . Дарем: Издательство Университета Дьюка . стр. 5–7. ISBN 0-8223-2114-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и Бёмер, Карл. Рихард Штраус. Фортепианный квартет до минор, соч. 13 (на немецком языке). Вилла Музыка . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Кеннеди, Майкл (2007). Примечания к записи Hyperion CDA67574 . Гиперион Рекордс .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бромбергер, Эрик. «Фортепианный квартет до минор, соч. 13 (Рихард Штраус)» . Филармония Лос-Анджелеса . Проверено 25 декабря 2021 г.
- ^ Стеницер, Макс (1911). Рихард Штраус (на немецком языке). Берлин: Шустер и Леффлер. п. 57.
- ^ «Театр, музыка, концерты и т.д.» . Vossische Zeitung (на немецком языке). Нет. 239. Берлин. 25 мая 1886 г. стр. 3–4.
- ^ Пол, Ричард (14 июля 1887 г.). «24-е собрание музыкальных исполнителей Всеобщей немецкой музыкальной ассоциации в Кельне» . Musikalisches Wochenblatt (на немецком языке). Том 18, № 29. Лейпциг: Печать. стр. 354–355.
- ^ Джонстон, Артур (1905). Музыкальная критика . Манчестер: Издательство Манчестерского университета . стр. 39–41. OCLC 1049669158 - через Интернет-архив.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортепианный квартет (Штраус) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур