Джозеф Грегор

Йозеф Грегор (26 октября 1888, Черновиц — 12 октября 1960, Вена ) — австрийский писатель, историк театра и либреттист . Он занимал должность директора Австрийской национальной библиотеки .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Йозеф Грегор родился в Черновицах . Он изучал музыковедение и философию в Венском университете , который окончил в 1911 году. Он работал у Макса Рейнхардта преподавателем музыки в университете Франца-Иосифа Черновицком помощником режиссера, а с 1912 по 1914 год — . В 1918 году он работал в Австрийской национальной библиотеке в Вене. Там он в 1922 году основал Театральную коллекцию, в которую включил фильмы после 1929 года. В 1932–1938 и 1943–1945 годах он также преподавал на семинаре Макса Рейнхардта для актеров. , получив в 1933 году звание «Профессор». [ 1 ] Грегор написал несколько иллюстрированных брошюр, подобных опубликованной в 1930 году и озаглавленной: Wiens letzte große Theaterzeit («Последняя великая театральная эпоха Вены»). Это был 12-й том серии Denkmäler des Theaters («Театральные памятники»), в которой были изображены знаменитые декорации, театральные художники и костюмы. Он ушел со своей должности в Национальной библиотеке в 1953 году.
Роль Грегора в эпоху национал-социализма оспаривалась неоднозначно: Грегор включил многие библиотеки политически преследуемых интеллектуалов в Австрийскую национальную библиотеку. Одни говорят, что он сделал это, чтобы спасти эти библиотеки, другие утверждают, что Грегор нажился на политических преследованиях. Типичным примером является приобретение Грегором Стефана Цвейга коллекции автографов в 1937 году; Грегор часто переписывался с Цвейгом. [ 2 ] Оскар Пауш утверждает, что Грегор пытался защитить коллекцию Цвейга после смены режима в 1938 году. [ 3 ] тогда как другие оценивают роль библиотекаря более критично. [ 4 ]
Он был кремирован в Feuerhalle Simmering в Вене, где его прах находится в аркадном дворе. Его сын Честмир Грегор стал известным композитором.
Сотрудничество с Рихардом Штраусом
[ редактировать ]Через год после захвата власти национал-социалистами в Германии еврейский либреттист Стефан Цвейг бежал в Лондон, оставив Рихарда Штрауса искать нового либреттиста. Первоначально рекомендованный Цвейгом, Йозеф Грегор написал три либретто для Рихарда Штрауса : «Фриденстаг» (1938), «Дафна» (1938) и «Любовь Даная» (1944), а также внес свой вклад в тексты «Каприччио» (1942) и посмертной школьной оперы «Дес». Эсельс Шаттен . Никогда полностью не убежденный в таланте Грегора как либреттиста, Штраус отверг его черновики еще трех произведений: «Селестина» , «Семирамида» и «Месть Афродиты» .
Штраус планировал в 1940 году по предложению Хайнца Древеса и Ганса Иоахима Мозера сотрудничать с Грегором над переработанным либретто оперы «Джессонда» . Когда Грегор предложил переписать текст оперы «Швейгсаме фрау» взамен либретто Стефана Цвейга, Штраус отказался и тоже отказался от проекта «Джессонда» . [ 5 ]
Вклад в национал-социалистическую пропаганду
[ редактировать ]Грегор стал одним из главных театроведов на службе Третьего рейха, хотя фашистские власти относились к нему сдержанно из-за его редакционной работы в журнале Die Theater der Welt («Театры мира») в 1936–1937 годах; [ 6 ] он представил некоторых евреев в благоприятной манере. С другой стороны, его научно-популярные произведения, а также либретто к опере Штрауса «Фриденстаг» пользовались популярностью среди высокопоставленных нацистов. [ 7 ] Уже тот факт, что он опубликовал столько же, сколько и в период с 1940 по 1944 год, ясно показывает, что он пользовался благосклонностью среди высокопоставленных чиновников. В его книге 1943 года о Театре «Народ» в «Остмарке» демонстративно используются идеологически насыщенные термины. Только в 1944 году на книжном и музыкальном рынке появилось шесть публикаций Грегора, который в остальном был жестко ограничен нехваткой бумаги и фашистской цензурой. Однако его вклад в пропаганду Третьего рейха остается неоднозначным, поскольку долгое время его считали евреем. [ 8 ] Сам Грегор категорически отрицал свои семитские корни.

Работы (все на немецком языке)
[ редактировать ]Грегор был одним из ведущих театроведов своего времени. Он написал несколько стандартных работ, в том числе периодическое издание под названием «Шауспильфюрер» вместе с Маргрет Дитрих и Вольфгангом Грайзенеггером, оба из которых сделали престижную карьеру театроведа в Венском университете. Кроме того, Грегор написал биографии Александра Македонского , Уильяма Шекспира и Рихарда Штрауса .
Подборка научно-популярных изданий
[ редактировать ]- Американский театр и кино. Два культурно-исторических трактата , Amalthea-Verlag, Лейпциг, 1931 (совместно с Рене Фюлоп-Миллером )
- Всемирная история театра , Phaidon Press, 1933, Цюрих (всемирная история театра)
- Шекспир , Phaidon Press, Вена, 1935 г.
- Перикл: величие и трагедия Греции , Мюнхен, 1938 г. 2 1944
- Рихард Штраус, мастер оперы. С письмами композитора и 28 изображениями , Пайпер, Мюнхен, 1939 г. (о Штраусе как оперном композиторе, включая подборку писем и иллюстраций)
- Александр Великий: Мировое господство идеи , Пайпер, Мюнхен 1940 (в смысле господства и влияния «великих» Грегор описывает Александра Великого )
- Культурная история оперы. Их связь с жизнью, произведениями духа и политикой , Вена 1941 г. и 2 1950 (история оперы)
- Das Theater des Volkes в Остмарке . Вена, 1943 г. (в названии явно используется фашистское название Австрии, произведение посвящено völkisch аспектам австрийского театра)
- Культурная история балета: его замысел и эффективность в истории и среди искусств , Галлус Верлаг, Вена, 1944 (история балета)
- Всемирная история театра 1: От истоков до выхода театра барокко , Пайпер, 1944 (всемирная история театра от его истоков до эпохи барокко)
- Академия изящных искусств в Вене: очерк ее истории к 250-летию (1692-1942), Вена, 1944 г. (юбилейный том, посвященный Венской академии наук)
- История австрийского театра от его истоков до конца Первой республики , Донау-Верлаг, Вена, 1948 год (история австрийского театра, на этот раз без термина Остмарк )
- Путеводитель по драме: Лексикон немецкоязычной и международной драмы , основанный в 1953 году (серия путеводителей по современным театрам, художникам и пьесам)
Буклеты
[ редактировать ]- Фриденстаг , Опера (совместно со Стефаном Цвейгом в 1934/35). Музыка (1934–36): Рихард Штраус. Премьера в Мюнхене, 24 июля 1938 г. (Национальный театр).
- Дафна (1935/36) Буколическая трагедия (Опера). Музыка (1936/37): Рихард Штраус. Премьера 15 октября 1938 года в Дрездене (Земпер-Опер)
- Любовь Данаи (1936–40). Веселая мифология (опера). Музыка (1938–40): Рихард Штраус. Премьера 14 августа 1952 года в Зальцбурге (Grosses Festspielhaus).
- Каприччио (1935–39). Разговор для музыки (опера совместно со Стефаном Цвейгом, Рихардом Штраусом, Клеменсом Крауссом и Гансом Сваровски). Музыка (1939–42): Рихард Штраус. Премьера в Мюнхене, 28 октября 1942 г. (Национальный театр).
- Ан ден Баум Дафна («Любимое дерево! Издалека ты машешь…»). Мотет. Музыка (1943): Рихард Штраус (TrV 272a, AV 137)
- Флориан Гейер , Опера. Музыка: Ганс Эберт (1889–1952)
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Петер Росслер, Гюнтер Эйнбродт, Сюзанна Гфеллер (ред.) Забытые годы. 75 лет семинару Макса Рейнхардта . Вена 2004 г.
- ^ Цвейг, Стефан (1991). Стефан Цвейг, Йозеф Грегор: переписка, 1921–1938 . Джозеф Грегор, Кеннет Биркин, Университет Отаго. Кафедра немецкого языка. Данидин, Новая Зеландия: Кафедра немецкого языка Университета Отаго. ISBN 0-9597650-5-0 . ОСЛК 28507705 .
- ^ Оскар Пауш: Рихард Штраус, Стефан Цвейг, Йозеф Грегор и 1938 год, Исследования в области музыковедения (Общество публикации памятников музыкального искусства в Остеррихе), Том 47 (1999), стр. 395-400. См. https://www.jstor.org/stable/41467122.
- ^ Питер Малина: О книгах и людях. Новые публикации по нацистской истории библиотечного дела . В: Объявления ВЭБ 60 (2007), № 1, с.
- ^ Курт Вильгельм : «Мне нужна помощь со словом». Рождение оперы « Каприччио » . Мюнхен 1988, стр. 225.
- ^ Гшиэль, Кристина (7 января 2019 г.). «Джозеф Грегор» . Лексикон австрийских исследований происхождения (на немецком языке). Архивировано из оригинала 26 июля 2021 года . Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ Петерсен, Питер (2016). « Мальчик умеет сочинять!»: «День мира» Рихарда Штрауса и «Пацифизм» Гитлера ». Новый журнал о музыке . 177 (3): 32–37. JSTOR 43875721 .
- ^ См. Фред К. Приберг: Справочник немецких музыкантов 1933-1945, Киль, 2009, стр. 25, цитируется в книге Питера Петерсена «Мальчик умеет сочинять!»: «День мира» Рихарда Штрауса и «Пацифизм» Гитлера.
- Источники
- Джозеф Грегори. Ученый - Поэт - Коллекционер (под редакцией Кристианы Мюлеггер-Хенхапель) Verlag Peter Lang, Франкфурт, 2005 г. ( Серия публикаций Австрийского театрального музея 1) ISBN 978-3-631-54299-6 (на немецком языке)
- Эрик Леви, Джозеф Грегор, Оперный словарь New Grove, том. 2, с. 534.
- Театрологи
- Режиссеры театров Австро-Венгрии
- Австрийские оперные либреттисты
- Австрийские драматурги и драматурги-мужчины
- Австрийские писатели-мужчины ХХ века
- 1888 рождений
- 1960 смертей
- Австрийские драматурги и драматурги XX века
- Академический состав Черновицкого университета
- Австрийские музыковеды ХХ века
- Похороны в Фойерхалле Зиммеринг
- Писатели из Черновцов.