Jump to content

Рожа Миклош

Рожа Миклош
Рожа держит свой «Оскар» на 18-й церемонии вручения премии Оскар (1946).
Рожденный ( 1907-04-18 ) 18 апреля 1907 г.
Умер 27 июля 1995 г. ) ( 1995-07-27 ) ( 88 лет
Лос-Анджелес, Калифорния, США
Род занятий Композитор, дирижер
Годы активности 1918–1989
Супруг
Маргарет Финлейсон
( м. 1943)
Дети 2
Веб-сайт Святой Николай .org

Рожа Миклош (англ. Венгерский: [ˈmikloːʃ ˈroːʒɒ] ; 18 апреля 1907 г. - 27 июля 1995 г.) [ 1 ] был венгерско-американским композитором, получившим образование в Германии (1925–1931) и работавшим во Франции (1931–1935), Великобритании (1935–1940) и США (1940–1995), с продолжительным пребыванием в Италии с 1953 года. вперед. [ 2 ] Наиболее известный своими почти сотней музыкальных произведений к фильмам, он, тем не менее, сохранял непоколебимую верность абсолютной концертной музыке на протяжении всей своей «двойной жизни», как он это называл. [ 3 ]

Рожа рано добился успеха в Европе со своей оркестровой темой, вариациями и финалом (соч. 13) 1933 года и стал известен в киноиндустрии благодаря таким ранним партитурам, как «Четыре пера» (1939) и «Багдадский вор» (1940). Последний проект привел его в Голливуд, когда производство было перенесено из Британии военного времени, а Рожа остался в Соединенных Штатах, став американским гражданином в 1946 году.

За свою карьеру в Голливуде он получил 17 на премию Оскар номинаций , в том числе три «Оскара» за фильмы «Очарованный» (1945), «Двойная жизнь» (1947) и «Бен-Гур» (1959), а его концертные работы пропагандировались такими крупными артистами, как Яша Хейфец , Грегор. Пятигорский и Янош Старкер .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Миклош Рожа родился в Будапеште и познакомился с классической и народной музыкой своей матерью Региной (урожденной Берковиц), пианисткой, учившейся у учеников Ференца Листа , и отцом Дьюлой, зажиточным промышленником и землевладельцем. который любил венгерскую народную музыку . Оба родителя были еврейского происхождения. Отец Дьюлы, Мориц Розенберг, в 1887 году сменил фамилию на Рожа . [ 4 ] Дьюла Рожа унаследовал от своего отца обувную фабрику в Будапеште, которая привела его в столицу примерно в 1900 году. Как и его отец, несмотря на свой статус землевладельца, Дьюла имел социалистические взгляды, которые он выразил в брошюре, озаглавленной « Кому принадлежит венгерская земля». ? Юный Миклош вырос в семье просвещенных ценностей и музыкальной культуры. Его единственная сестра Эдит родилась семь лет спустя.

Дядя Рожи по материнской линии Лайош Берковиц, скрипач Будапештской оперы, подарил юному Миклошу его первый инструмент в возрасте пяти лет. Позже он взялся за альт и фортепиано . К восьми годам он выступал перед публикой и сочинял музыку. [ 1 ] Он также собирал народные песни из той местности, где у его семьи было загородное поместье к северу от Будапешта, в районе, населенном венграми Палок . Глубоко восхищаясь народным национализмом Белы Бартока и Золтана Кодая , Рожа стремился найти свой собственный путь как композитор. Опасаясь, что доминирование Кодая в Будапештской Академии Ференца Листа имеет тенденцию подавлять индивидуализм, он стремился изучать музыку в Германии. он поступил в Лейпцигский университет . В 1925 году [ 1 ] якобы для изучения химии по указанию своего практичного отца. Решив стать композитором, он перешел в Лейпцигскую консерваторию в следующем году . Там он изучал композицию у Германа Грабнера , преемника Макса Регера . Он также изучал хоровую музыку у Карла Штраубе (а позже ассистировал ему) в Томаскирхе , где Иоганн Себастьян Бах когда-то капельмейстером был . В эти годы Рожа вышел с глубоким уважением к немецкой музыкальной традиции, которая всегда смягчала венгерский национализм его музыкального стиля.

Первые два опубликованных произведения Рожи - Струнное трио, соч. 1 и Фортепианный квинтет, соч. 2, были выпущены в Лейпциге компанией Breitkopf & Härtel . В 1929 году он получил диплом с отличием . [ 5 ] В Лейпцигские годы он написал одночастный скрипичный концерт и длинную симфонию, соч. 6. Ни одна из работ не была опубликована, и Рожа разочаровался во время поездки в Берлин, когда Вильгельм Фуртвенглер не нашел времени рассмотреть Симфонию. Розса запретил обе работы, но в конце концов позволил записать Симфонию (за исключением утраченного скерцо) в 1993 году.

Некоторое время он оставался в Лейпциге в качестве ассистента Грабнера, но по предложению французского органиста и композитора Марселя Дюпре в 1931 году переехал в Париж. Там он сочинял камерную музыку и Серенаду для небольшого оркестра, соч. 10 (позже сильно переработанная как «Венгерская серенада» , соч. 25). Премьера ее состоялась в Будапеште Эрно Донаньи , который посоветовал Роже предложить более короткое произведение, чем Симфония. Рихард Штраус был среди публики, и его одобрение значило для молодого композитора больше, чем присутствие членов королевской семьи Габсбургов и принца-регента Миклоша Хорти . Последующие Тема, вариации и финал , соч. 13, был особенно хорошо принят и исполнялся такими дирижерами, как Чарльз Мунк , Карл Бём , Георг Шолти , Юджин Орманди , Бруно Вальтер и Леонард Бернштейн .

Карьера озвучивания фильмов

[ редактировать ]

С музыкой для кино Рожа познакомился в 1934 году благодаря своему другу, швейцарскому композитору Артуру Онеггеру . После концерта, на котором были представлены их композиции, Онеггер упомянул, что он пополнил свой доход как композитор музыки к фильмам, включая фильм « Отверженные» (1934). Рожа пошел посмотреть его и был очень впечатлен возможностями, которые открывала киноиндустрия. Однако в Париже не представилось никакой возможности озвучить фильмы, и Роже пришлось поддерживать себя, полагаясь на богатого покровителя и сочиняя легкую музыку под псевдонимом Ник Томай. Только когда Рожа переехал в Лондон , его наняли для написания музыки к его первому фильму «Рыцарь без доспехов» (1937), продюсером которого выступил его коллега-венгр Александр Корда . [ 1 ] Примерно в то же время он также написал «Гром в городе » (1937) для другого венгерского режиссера Акоша Толная , который ранее убеждал Рожу приехать в Англию. Хотя последний фильм открывался первым, Рожа всегда называл более престижный проект «Корда» своим дебютом в кино. Он присоединился к команде Korda's London Films и написал музыку к эпическому фильму студии «Четыре пера» (1939). [ 1 ] Корда и музыкальный руководитель студии Мьюир Мэтисон включили Рожу в свою фантазию «Тысячи и одной ночи» «Багдадский вор» (1940), когда подход оригинального композитора Оскара Штрауса в стиле оперетты был сочтен неподходящим. Когда началась война, производство было перенесено в Голливуд, и Розса завершил там свою музыку в 1940 году.

Эта музыка принесла ему первую номинацию на премию Оскар. Пока Корда оставался в Голливуде, Рожа фактически был музыкальным руководителем своей организации. В своем качестве он руководил озвучиванием фильма « Быть ​​или не быть» (1942) и внес как минимум один фрагмент своей собственной музыки. Его собственные произведения в США для «Корды» включали «Лидию» (1940), «Эту женщину Гамильтона» (1941) и «Книгу джунглей» (1942). Из последнего из них возникла «Сюита из книги джунглей» для рассказчика и оркестра, которая стала популярной благодаря рассказу звезды фильма Сабу и вскоре была записана в Нью-Йорке компанией RCA. Альбом на 78 об/мин стал первой существенной записью голливудской киномузыки. Позже он был записан под управлением Рожи Нюрнбергского государственного оркестра Франкенланда и Лео Генна в качестве рассказчика.

В 1943 году, теперь связанный с Paramount , Рожа записал первую из нескольких совместных работ с режиссером Билли Уайлдером , «Пять могил в Каир» . [ 1 ] В том же году он также написал музыку к одноименному Хамфри Богарта « фильму Сахара» . В 1944 году он записал вторую совместную работу Уайлдера « Двойная страховка» . [ 1 ] и за «Городскую женщину » оба были номинированы на премию Оскар.

В 1944 году Рожа был нанят продюсером Дэвидом О. Селзником для написания музыки к фильму Альфреда Хичкока «Зачарованные» . Процесс озвучивания был спорным: продюсер, режиссер и композитор выразили значительное недовольство друг другом. Многочисленные изменения были внесены в монтаж Одри Гранвиль, помощницей Селзника и де-факто музыкальным руководителем. Почти фарсовая история артистов, преследующих противоположные цели, была задокументирована Джеком Салливаном ( «Музыка Хичкока» , 2006) и особенно Натаном Платтом (« Создание музыки в Голливуде Селзника» , 2018). Тем не менее, после выхода в конце 1945 года фильм стал хитом. Сочетание сочной мелодичности романтических сцен и бешеного экспрессионизма саспенс-сцен оказалось неотразимым. Новаторское (для Голливуда) использование Рожа терменвокса способствовало этому эффекту, и внимание, которое оно привлекло, вероятно, повлияло на его номинацию на премию Оскар. Две другие его партитуры 1945 года также были номинированы: «Потерянные выходные» и «Песня на память» , но «Оскар» был присужден Зачарованный . Хотя Селзник был недоволен музыкой, его новаторское продвижение музыки на радио способствовало успеху как фильма, так и композитора. Рожа в конечном итоге организовал свои темы как « Зачарованный концерт» , который (в нескольких версиях) пользовался устойчивым успехом на концертах и ​​в записях. Композитор Джерри Голдсмит назвал Spellbound ключевым фактором, повлиявшим на его решение сделать карьеру в области музыки для кино.

Рожа плодотворно сотрудничал с независимым продюсером Марком Хеллингером в трех фильмах . Для «Убийц» (1946) он написал зловещую ритмическую фигуру, которая впоследствии стала известна как фирменная тема радио- и телепрограммы « Драм-дум » «Дум-да-дум-дум» . Судебный процесс в конечном итоге привел к разделению заслуг Рожи и « Драгнета» композитора Вальтера Шумана . Этот роман задокументирован в телесериале Джона Берлингейма «Самые большие хиты» (1996). тюремная драма «Грубая сила». В 1947 году последовала В «Голом городе » (1948) Хеллингер за день до своей смерти попросил Рожу заменить музыку другого композитора. Позже Рожа составил музыкальную сюиту из шести частей из этих трех фильмов в честь продюсера. Сюита Марка Хеллингера позже была записана как « Предыстория насилия».

Рожа получил свой второй «Оскар» за «Двойную жизнь» (1947), в которой Рональд Колман в роли шекспировского актера, играющего Отелло, становится убийственно обеспокоенным своей закулисной жизнью. Позже Рожа использовал это название для своих мемуаров, что свидетельствует о его желании отделить свою личную музыку от своей карьеры в кино. В том же году Рожа и Евгений Задор аранжировали музыку Николая Римского-Корсакова к фильму «Песня о Шахерезаде » о вымышленном эпизоде ​​из ранней жизни композитора. Задор, его коллега-иммигрант из Венгрии и известный композитор, помогал в оркестровке большей части музыки Рожи к голливудским фильмам. Также в 1947 году Рожа написал музыку к психологическому триллеру «Красный дом» . [ 1 ]

В 1948 году Рожа подписал свой единственный долгосрочный студийный контракт с Metro-Goldwyn-Mayer ( «Double Life» , стр. 159). Предыдущие ассоциации с Paramount и Universal были основаны на принципах «картинка к картинке». Он смог предоставить отпуск для своего «серьезного» или личного сочинения, право отказываться от заданий и право вести курс музыки для фильмов в Университете Южной Калифорнии . Присоединение к MGM, продлившееся до 1962 года, привело к новым музыкальным подходам к созданию на студии исторических романов и библейских «эпопей». Quo Vadis (1951) положил начало историческому периоду творчества композитора. Для этой масштабной постановки, самого дорогого на тот момент фильма Голливуда, Рожа обратился к древнегреческим источникам, пытаясь имитировать музыку древности. Его отчет об этом исследовании был опубликован в журнале Film Music Notes 11:2 (1951) и с тех пор часто переиздавался ( http://www.filmscoremonthly.com/notes/quo_vadis2.html ). Другие исторические картины этой эпохи были созданы в античности: Юлий Цезарь (1953), Бен-Гур (1959) и Царь царей (1961); в средние века: «Айвенго» (1952) и «Рыцари Круглого стола» (1953); в эпоху Возрождения: Молодая Бесс (1953) и Дайан (1956); а в девятнадцатом веке: «Госпожа Бовари» (1949) и «Жажда жизни» (1956).

«Бен-Гур» , широко считающийся кинематографическим шедевром Рожи, является одной из самых длинных саундтреков к фильмам, когда-либо написанных. Его сложная вагнеровская сеть лейтмотивов подверглась тщательному изучению. Роджер Хикман описывает ее как «последнюю общепризнанную музыку, созданную в классической голливудской традиции до «Звездных войн» (1977)... и одну из самых влиятельных саундтреков для поколения «Звездных войн » ( «Бен-Гур: Музыка к фильму» Миклоша Рожи) . Гайд Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 2011. стр. 2). Этот фильм имел наибольший успех в Голливуде со времен «Унесенных ветром» , а премия Рожи «Оскар» стала одной из рекордных одиннадцати. «Парад возничих» стал популярен среди коллективов по всей стране.

В 1968 году его попросили написать музыку к «Зеленым беретам» после того, как Элмер Бернштейн отказался от этого предложения из-за своих политических убеждений. Рожа сначала отклонил предложение, заявив: «Я не снимаюсь в вестернах». Однако он согласился написать музыку после того, как ему сообщили: «Это не вестерн, это «восточный». Он создал сильную и разнообразную музыку, в которую входил вокал в ночном клубе вьетнамского певца Боч Юна. Однако одна реплика, включавшая строфы из « Вперед, христианские солдаты », была удалена из окончательной редакции фильма.

Его популярные саундтреки к фильмам 1970-х годов включали две его последние совместные работы с Билли Уайлдером: «Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970) и «Федора» (1978), Рэя Харрихаузена продолжение фэнтези «Золотое путешествие Синдбада» (1973), современный фильм-нуар « Последний». «Объятия» в главной роли с Роем Шайдером и фантастический фильм о путешествиях во времени «Время после времени» (1979), за который Рожа выиграл научно-фантастический фильм. Премия. В своей приветственной речи, переданной по телевидению, Рожа сказал, что из всех саундтреков, которые он когда-либо писал, именно над этим он работал больше всего.

Для своего первого фильма на английском языке, «Провиденс» (1977), Ален Рене обратился к Роже, которым он особенно восхищался за его работу над версией «Мадам Бовари» 1949 года . Позже Рожа назвал Рене одним из немногих режиссеров в своем опыте, которые действительно понимали функцию музыки в кино.

После завершения работы над музыкой к шпионскому триллеру « Игольное око» (1981) Рожа написал музыку к черно-белому Стива Мартина фильму «Мертвецы не носят плед» (1982), комическому фильму . фильмы в стиле нуар 1940-х годов - жанр, в который сам Роза внес свой вклад. [ 1 ] Хотя карьера Рожа как композитора для фильмов закончилась после инсульта, который он перенес во время отпуска в Италии позже в том же году, после этого он продолжал сочинять различные концертные произведения; одно из его последних произведений - Соната для волн Мартено, соч. 45 (1989). [ 6 ]

Он вернулся в Калифорнию по велению своего сына и оставался изолированным в своем доме до конца своей жизни.

Рожа умер 27 июля 1995 года. [ 1 ] и похоронен на Форест-Лоун на Голливудских холмах. [ 7 ] Его жена Маргарет умерла в 1999 году в возрасте 89 лет.

Работает

[ редактировать ]

Первым крупным успехом Рожи стала оркестровая «Тема, вариации и финал », соч. 13, представленный в Дуйсбурге, Германия, в 1934 году и вскоре подхваченный Чарльзом Мунк , Карлом Бёмом , Бруно Вальтером , Гансом Сваровски и другими ведущими дирижерами. Впервые он был исполнен в Соединенных Штатах Чикагским симфоническим оркестром под управлением Ханса Ланге 28–29 октября 1937 года и получил широкую известность благодаря трансляции концерта Нью-Йоркской филармонии 1943 года, когда Леонард Бернштейн дебютировал в качестве дирижера.

К 1952 году его работа над музыкой к фильмам оказалась настолько успешной, что он смог договориться о пункте в своем контракте с MGM, который давал ему три месяца в году отсутствия на киностудии, чтобы он мог сосредоточиться на концертной музыке.

Концерт для скрипки с оркестром Рожи, соч. 24, была написана в 1953–54 годах для скрипача Яши Хейфеца , который сотрудничал с композитором в ее доработке. Позже Рожа адаптировал части этого произведения для партитуры книги Уайлдера Билли « Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970). Концерт для виолончели с оркестром Рожи, соч. «32» было написано гораздо позже (1967–68) по просьбе виолончелиста Яноша Старкера , премьера которого состоялась в Берлине в 1969 году.

Между концертами для скрипки и виолончели Рожа сочинил Концертную симфонию, соч. 29, для скрипки, виолончели и оркестра. Художники-заказчики, Хейфец и его постоянный соратник Грегор Пятигорский , так и не исполнили законченное произведение, хотя и записали уменьшенную версию медленной части под названием Tema con Variazoni , Op. 29а.

Рожа также получил признание за свои хоровые произведения. Его сотрудничество с дирижером Морисом Сконсом и Хором Запада в Тихоокеанском лютеранском университете в Такоме, штат Вашингтон , привело к коммерческой записи его священных хоровых произведений — «Всему есть время года» , соч. 20; Суета жизни , соч. 30; и Двадцать третий псалом , соч. 34 - спродюсирован Джоном Стивеном Лэшером и записан Алленом Джайлсом для Entr'acte Recording Society в 1978 году.

[ редактировать ]

Седьмая вариация (после темы) его Темы, вариаций и финала , соч. 13, использовался как часть саундтрека в четырёх эпизодах — в первую очередь «Клоун, который плакал» — телесериала 1950-х годов « Приключения Супермена» .

В Тома Клэнси романе « Красный кролик » вымышленный двоюродный брат Рожи, «Йозеф Розса», появляется как второстепенный персонаж, известный во вселенной как дирижер классической музыки. [ 8 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Рожа Миклош: «Quo Vadis?» Фильм Музыкальные ноты, Том. 11, нет. 2 (1951)
  • Рожа Миклош: Двойная жизнь: автобиография Рожи Миклоша, композитора золотых лет Голливуда , Seven Hills Books (1989) – ISBN   0-85936-209-4
  • Рожа Миклош: Двойная жизнь: автобиография Рожи Миклоша, композитора золотых лет Голливуда , The Baton Press (1984) – ISBN   0-85936-141-1 (издание в мягкой обложке)
  • Рожа Миклош: Из историй моей жизни (Беседы с Яношем Себестьеном , под редакцией Дьёрдя Леготая-Хорвата). Музыкальное издательство, Будапешт (1980) – ISBN   963-330-354-0
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Колин Ларкин , изд. (1997). Энциклопедия популярной музыки Virgin (Краткое издание). Девственные книги . стр. 1042/3. ISBN  1-85227-745-9 .
  2. ^ «Биография» . Общество Миклоша Рожи. Архивировано из оригинала 4 июня 2019 года . Проверено 11 марта 2012 г.
  3. ^ Рожа, Двойная жизнь: Автобиография Рожи Миклоша . Танбридж Уэллс: Baton Press, 1982, стр. 9.
  4. ^ Стивен Дуайт Уэскотт. «Миклош Рожа: портрет композитора через анализ его ранних произведений для художественных фильмов и концертной сцены». доктор философии Диссертация: Университет Миннесоты, 1990. Диссертация Уэскотта, основанная на интервью с композитором и семейных архивных документах, является основным источником информации о семейном происхождении и ранней жизни Рожи.
  5. ^ «Дэвид Раксин вспоминает своих коллег» . Оркестр американских композиторов . Проверено 11 марта 2012 г.
  6. ^ «Рожа Миклош (1907–1995)» . Центр современной музыки «Пифей» . Проверено 27 октября 2013 г.
  7. ^ «Оркестр американских композиторов – Дэвид Раксин вспоминает своих коллег» . Американские композиторы.org. 18 апреля 1907 года . Проверено 7 марта 2012 г.
  8. ^ Клэнси, Том (2002). Красный кролик . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. п. 363. ИСБН  0-399-14870-1 . Йожеф Рожа сейчас в Берлине, а потом собирается в Будапешт... Уроженец Венгрии, двоюродный брат Миклоша Розы, голливудского композитора - Бен Гура , и все такое.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кристофер Палмер : Миклош Рожа. Очерк его жизни и творчества. С предисловием Юджина Орманди . Breitkopf & Härtel, Лондон, Висбаден (1975)
  • Рожа Миклош и Рожа Миклош о музыке к фильму Тони Томас : Оценка фильма. Искусство и ремесло музыки для кино , Riverwood Press (1991) – ISBN   1-880756-01-3 , стр. 18–32.
  • Миклош Рожа в книге «Уильям Дарби и Джек Дюбуа: американская киномузыка». Основные композиторы, техники, тенденции, 1915–1990 гг. МакФарланд (1990) – ISBN   0-7864-0753-0 – стр. 307–344
  • Рожа Миклош в фильме «Кристофер Палмер: Композитор в Голливуде». Марион Боярс (1993) – ISBN   0-7145-2950-8 – стр. 186–233
  • С 1950 года по настоящее время в Рой М. Прендергаст: Музыка к фильму. Заброшенное искусство. Критическое исследование музыки в фильмах. Второе издание. Нортон (1992) – ISBN   0-393-30874-X - стр. 98–179 (в этой главе автор анализирует партитуру Рожи из Quo Vadis (стр. 126–130), еще на нескольких страницах он также обсуждает Юлия Цезаря и Царя царей. , лишь упомянуты еще пара киноработ Миклоша Рожи)
  • Джеффри Дейн: «Заметки композитора: воспоминания о Миклоше Роже», iUniverse (2006) – ISBN   0-595-41433-8
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 99bd5cefad48645d64d9ee7c462e56ff__1720389660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/ff/99bd5cefad48645d64d9ee7c462e56ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Miklós Rózsa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)