Рожа Миклош
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2012 г. ) |
Рожа Миклош | |
---|---|
![]() Рожа держит свой «Оскар» на 18-й церемонии вручения премии Оскар (1946). | |
Рожденный | |
Умер | 27 июля 1995 г. Лос-Анджелес, Калифорния, США | ( 88 лет
Род занятий | Композитор, дирижер |
Годы активности | 1918–1989 |
Супруг |
Маргарет Финлейсон |
Дети | 2 |
Веб-сайт | Святой Николай |
Рожа Миклош (англ. Венгерский: [ˈmikloːʃ ˈroːʒɒ] ; 18 апреля 1907 г. - 27 июля 1995 г.) [ 1 ] был венгерско-американским композитором, получившим образование в Германии (1925–1931) и работавшим во Франции (1931–1935), Великобритании (1935–1940) и США (1940–1995), с продолжительным пребыванием в Италии с 1953 года. вперед. [ 2 ] Наиболее известный своими почти сотней музыкальных произведений к фильмам, он, тем не менее, сохранял непоколебимую верность абсолютной концертной музыке на протяжении всей своей «двойной жизни», как он это называл. [ 3 ]
Рожа рано добился успеха в Европе со своей оркестровой темой, вариациями и финалом (соч. 13) 1933 года и стал известен в киноиндустрии благодаря таким ранним партитурам, как «Четыре пера» (1939) и «Багдадский вор» (1940). Последний проект привел его в Голливуд, когда производство было перенесено из Британии военного времени, а Рожа остался в Соединенных Штатах, став американским гражданином в 1946 году.
За свою карьеру в Голливуде он получил 17 на премию Оскар номинаций , в том числе три «Оскара» за фильмы «Очарованный» (1945), «Двойная жизнь» (1947) и «Бен-Гур» (1959), а его концертные работы пропагандировались такими крупными артистами, как Яша Хейфец , Грегор. Пятигорский и Янош Старкер .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2018 г. ) |
Миклош Рожа родился в Будапеште и познакомился с классической и народной музыкой своей матерью Региной (урожденной Берковиц), пианисткой, учившейся у учеников Ференца Листа , и отцом Дьюлой, зажиточным промышленником и землевладельцем. который любил венгерскую народную музыку . Оба родителя были еврейского происхождения. Отец Дьюлы, Мориц Розенберг, в 1887 году сменил фамилию на Рожа . [ 4 ] Дьюла Рожа унаследовал от своего отца обувную фабрику в Будапеште, которая привела его в столицу примерно в 1900 году. Как и его отец, несмотря на свой статус землевладельца, Дьюла имел социалистические взгляды, которые он выразил в брошюре, озаглавленной « Кому принадлежит венгерская земля». ? Юный Миклош вырос в семье просвещенных ценностей и музыкальной культуры. Его единственная сестра Эдит родилась семь лет спустя.
Дядя Рожи по материнской линии Лайош Берковиц, скрипач Будапештской оперы, подарил юному Миклошу его первый инструмент в возрасте пяти лет. Позже он взялся за альт и фортепиано . К восьми годам он выступал перед публикой и сочинял музыку. [ 1 ] Он также собирал народные песни из той местности, где у его семьи было загородное поместье к северу от Будапешта, в районе, населенном венграми Палок . Глубоко восхищаясь народным национализмом Белы Бартока и Золтана Кодая , Рожа стремился найти свой собственный путь как композитор. Опасаясь, что доминирование Кодая в Будапештской Академии Ференца Листа имеет тенденцию подавлять индивидуализм, он стремился изучать музыку в Германии. он поступил в Лейпцигский университет . В 1925 году [ 1 ] якобы для изучения химии по указанию своего практичного отца. Решив стать композитором, он перешел в Лейпцигскую консерваторию в следующем году . Там он изучал композицию у Германа Грабнера , преемника Макса Регера . Он также изучал хоровую музыку у Карла Штраубе (а позже ассистировал ему) в Томаскирхе , где Иоганн Себастьян Бах когда-то капельмейстером был . В эти годы Рожа вышел с глубоким уважением к немецкой музыкальной традиции, которая всегда смягчала венгерский национализм его музыкального стиля.
Первые два опубликованных произведения Рожи - Струнное трио, соч. 1 и Фортепианный квинтет, соч. 2, были выпущены в Лейпциге компанией Breitkopf & Härtel . В 1929 году он получил диплом с отличием . [ 5 ] В Лейпцигские годы он написал одночастный скрипичный концерт и длинную симфонию, соч. 6. Ни одна из работ не была опубликована, и Рожа разочаровался во время поездки в Берлин, когда Вильгельм Фуртвенглер не нашел времени рассмотреть Симфонию. Розса запретил обе работы, но в конце концов позволил записать Симфонию (за исключением утраченного скерцо) в 1993 году.
Некоторое время он оставался в Лейпциге в качестве ассистента Грабнера, но по предложению французского органиста и композитора Марселя Дюпре в 1931 году переехал в Париж. Там он сочинял камерную музыку и Серенаду для небольшого оркестра, соч. 10 (позже сильно переработанная как «Венгерская серенада» , соч. 25). Премьера ее состоялась в Будапеште Эрно Донаньи , который посоветовал Роже предложить более короткое произведение, чем Симфония. Рихард Штраус был среди публики, и его одобрение значило для молодого композитора больше, чем присутствие членов королевской семьи Габсбургов и принца-регента Миклоша Хорти . Последующие Тема, вариации и финал , соч. 13, был особенно хорошо принят и исполнялся такими дирижерами, как Чарльз Мунк , Карл Бём , Георг Шолти , Юджин Орманди , Бруно Вальтер и Леонард Бернштейн .
Карьера озвучивания фильмов
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2018 г. ) |
С музыкой для кино Рожа познакомился в 1934 году благодаря своему другу, швейцарскому композитору Артуру Онеггеру . После концерта, на котором были представлены их композиции, Онеггер упомянул, что он пополнил свой доход как композитор музыки к фильмам, включая фильм « Отверженные» (1934). Рожа пошел посмотреть его и был очень впечатлен возможностями, которые открывала киноиндустрия. Однако в Париже не представилось никакой возможности озвучить фильмы, и Роже пришлось поддерживать себя, полагаясь на богатого покровителя и сочиняя легкую музыку под псевдонимом Ник Томай. Только когда Рожа переехал в Лондон , его наняли для написания музыки к его первому фильму «Рыцарь без доспехов» (1937), продюсером которого выступил его коллега-венгр Александр Корда . [ 1 ] Примерно в то же время он также написал «Гром в городе » (1937) для другого венгерского режиссера Акоша Толная , который ранее убеждал Рожу приехать в Англию. Хотя последний фильм открывался первым, Рожа всегда называл более престижный проект «Корда» своим дебютом в кино. Он присоединился к команде Korda's London Films и написал музыку к эпическому фильму студии «Четыре пера» (1939). [ 1 ] Корда и музыкальный руководитель студии Мьюир Мэтисон включили Рожу в свою фантазию «Тысячи и одной ночи» «Багдадский вор» (1940), когда подход оригинального композитора Оскара Штрауса в стиле оперетты был сочтен неподходящим. Когда началась война, производство было перенесено в Голливуд, и Розса завершил там свою музыку в 1940 году.
Эта музыка принесла ему первую номинацию на премию Оскар. Пока Корда оставался в Голливуде, Рожа фактически был музыкальным руководителем своей организации. В своем качестве он руководил озвучиванием фильма « Быть или не быть» (1942) и внес как минимум один фрагмент своей собственной музыки. Его собственные произведения в США для «Корды» включали «Лидию» (1940), «Эту женщину Гамильтона» (1941) и «Книгу джунглей» (1942). Из последнего из них возникла «Сюита из книги джунглей» для рассказчика и оркестра, которая стала популярной благодаря рассказу звезды фильма Сабу и вскоре была записана в Нью-Йорке компанией RCA. Альбом на 78 об/мин стал первой существенной записью голливудской киномузыки. Позже он был записан под управлением Рожи Нюрнбергского государственного оркестра Франкенланда и Лео Генна в качестве рассказчика.
В 1943 году, теперь связанный с Paramount , Рожа записал первую из нескольких совместных работ с режиссером Билли Уайлдером , «Пять могил в Каир» . [ 1 ] В том же году он также написал музыку к одноименному Хамфри Богарта « фильму Сахара» . В 1944 году он записал вторую совместную работу Уайлдера « Двойная страховка» . [ 1 ] и за «Городскую женщину » оба были номинированы на премию Оскар.
В 1944 году Рожа был нанят продюсером Дэвидом О. Селзником для написания музыки к фильму Альфреда Хичкока «Зачарованные» . Процесс озвучивания был спорным: продюсер, режиссер и композитор выразили значительное недовольство друг другом. Многочисленные изменения были внесены в монтаж Одри Гранвиль, помощницей Селзника и де-факто музыкальным руководителем. Почти фарсовая история артистов, преследующих противоположные цели, была задокументирована Джеком Салливаном ( «Музыка Хичкока» , 2006) и особенно Натаном Платтом (« Создание музыки в Голливуде Селзника» , 2018). Тем не менее, после выхода в конце 1945 года фильм стал хитом. Сочетание сочной мелодичности романтических сцен и бешеного экспрессионизма саспенс-сцен оказалось неотразимым. Новаторское (для Голливуда) использование Рожа терменвокса способствовало этому эффекту, и внимание, которое оно привлекло, вероятно, повлияло на его номинацию на премию Оскар. Две другие его партитуры 1945 года также были номинированы: «Потерянные выходные» и «Песня на память» , но «Оскар» был присужден Зачарованный . Хотя Селзник был недоволен музыкой, его новаторское продвижение музыки на радио способствовало успеху как фильма, так и композитора. Рожа в конечном итоге организовал свои темы как « Зачарованный концерт» , который (в нескольких версиях) пользовался устойчивым успехом на концертах и в записях. Композитор Джерри Голдсмит назвал Spellbound ключевым фактором, повлиявшим на его решение сделать карьеру в области музыки для кино.
Рожа плодотворно сотрудничал с независимым продюсером Марком Хеллингером в трех фильмах . Для «Убийц» (1946) он написал зловещую ритмическую фигуру, которая впоследствии стала известна как фирменная тема радио- и телепрограммы « Драм-дум » «Дум-да-дум-дум» . Судебный процесс в конечном итоге привел к разделению заслуг Рожи и « Драгнета» композитора Вальтера Шумана . Этот роман задокументирован в телесериале Джона Берлингейма «Самые большие хиты» (1996). тюремная драма «Грубая сила». В 1947 году последовала В «Голом городе » (1948) Хеллингер за день до своей смерти попросил Рожу заменить музыку другого композитора. Позже Рожа составил музыкальную сюиту из шести частей из этих трех фильмов в честь продюсера. Сюита Марка Хеллингера позже была записана как « Предыстория насилия».
Рожа получил свой второй «Оскар» за «Двойную жизнь» (1947), в которой Рональд Колман в роли шекспировского актера, играющего Отелло, становится убийственно обеспокоенным своей закулисной жизнью. Позже Рожа использовал это название для своих мемуаров, что свидетельствует о его желании отделить свою личную музыку от своей карьеры в кино. В том же году Рожа и Евгений Задор аранжировали музыку Николая Римского-Корсакова к фильму «Песня о Шахерезаде » о вымышленном эпизоде из ранней жизни композитора. Задор, его коллега-иммигрант из Венгрии и известный композитор, помогал в оркестровке большей части музыки Рожи к голливудским фильмам. Также в 1947 году Рожа написал музыку к психологическому триллеру «Красный дом» . [ 1 ]
В 1948 году Рожа подписал свой единственный долгосрочный студийный контракт с Metro-Goldwyn-Mayer ( «Double Life» , стр. 159). Предыдущие ассоциации с Paramount и Universal были основаны на принципах «картинка к картинке». Он смог предоставить отпуск для своего «серьезного» или личного сочинения, право отказываться от заданий и право вести курс музыки для фильмов в Университете Южной Калифорнии . Присоединение к MGM, продлившееся до 1962 года, привело к новым музыкальным подходам к созданию на студии исторических романов и библейских «эпопей». Quo Vadis (1951) положил начало историческому периоду творчества композитора. Для этой масштабной постановки, самого дорогого на тот момент фильма Голливуда, Рожа обратился к древнегреческим источникам, пытаясь имитировать музыку древности. Его отчет об этом исследовании был опубликован в журнале Film Music Notes 11:2 (1951) и с тех пор часто переиздавался ( http://www.filmscoremonthly.com/notes/quo_vadis2.html ). Другие исторические картины этой эпохи были созданы в античности: Юлий Цезарь (1953), Бен-Гур (1959) и Царь царей (1961); в средние века: «Айвенго» (1952) и «Рыцари Круглого стола» (1953); в эпоху Возрождения: Молодая Бесс (1953) и Дайан (1956); а в девятнадцатом веке: «Госпожа Бовари» (1949) и «Жажда жизни» (1956).
«Бен-Гур» , широко считающийся кинематографическим шедевром Рожи, является одной из самых длинных саундтреков к фильмам, когда-либо написанных. Его сложная вагнеровская сеть лейтмотивов подверглась тщательному изучению. Роджер Хикман описывает ее как «последнюю общепризнанную музыку, созданную в классической голливудской традиции до «Звездных войн» (1977)... и одну из самых влиятельных саундтреков для поколения «Звездных войн » ( «Бен-Гур: Музыка к фильму» Миклоша Рожи) . Гайд Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 2011. стр. 2). Этот фильм имел наибольший успех в Голливуде со времен «Унесенных ветром» , а премия Рожи «Оскар» стала одной из рекордных одиннадцати. «Парад возничих» стал популярен среди коллективов по всей стране.
В 1968 году его попросили написать музыку к «Зеленым беретам» после того, как Элмер Бернштейн отказался от этого предложения из-за своих политических убеждений. Рожа сначала отклонил предложение, заявив: «Я не снимаюсь в вестернах». Однако он согласился написать музыку после того, как ему сообщили: «Это не вестерн, это «восточный». Он создал сильную и разнообразную музыку, в которую входил вокал в ночном клубе вьетнамского певца Боч Юна. Однако одна реплика, включавшая строфы из « Вперед, христианские солдаты », была удалена из окончательной редакции фильма.
Его популярные саундтреки к фильмам 1970-х годов включали две его последние совместные работы с Билли Уайлдером: «Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970) и «Федора» (1978), Рэя Харрихаузена продолжение фэнтези «Золотое путешествие Синдбада» (1973), современный фильм-нуар « Последний». «Объятия» в главной роли с Роем Шайдером и фантастический фильм о путешествиях во времени «Время после времени» (1979), за который Рожа выиграл научно-фантастический фильм. Премия. В своей приветственной речи, переданной по телевидению, Рожа сказал, что из всех саундтреков, которые он когда-либо писал, именно над этим он работал больше всего.
Для своего первого фильма на английском языке, «Провиденс» (1977), Ален Рене обратился к Роже, которым он особенно восхищался за его работу над версией «Мадам Бовари» 1949 года . Позже Рожа назвал Рене одним из немногих режиссеров в своем опыте, которые действительно понимали функцию музыки в кино.
После завершения работы над музыкой к шпионскому триллеру « Игольное око» (1981) Рожа написал музыку к черно-белому Стива Мартина фильму «Мертвецы не носят плед» (1982), комическому фильму . фильмы в стиле нуар 1940-х годов - жанр, в который сам Роза внес свой вклад. [ 1 ] Хотя карьера Рожа как композитора для фильмов закончилась после инсульта, который он перенес во время отпуска в Италии позже в том же году, после этого он продолжал сочинять различные концертные произведения; одно из его последних произведений - Соната для волн Мартено, соч. 45 (1989). [ 6 ]
Он вернулся в Калифорнию по велению своего сына и оставался изолированным в своем доме до конца своей жизни.
Смерть
[ редактировать ]Рожа умер 27 июля 1995 года. [ 1 ] и похоронен на Форест-Лоун на Голливудских холмах. [ 7 ] Его жена Маргарет умерла в 1999 году в возрасте 89 лет.
Работает
[ редактировать ]Первым крупным успехом Рожи стала оркестровая «Тема, вариации и финал », соч. 13, представленный в Дуйсбурге, Германия, в 1934 году и вскоре подхваченный Чарльзом Мунк , Карлом Бёмом , Бруно Вальтером , Гансом Сваровски и другими ведущими дирижерами. Впервые он был исполнен в Соединенных Штатах Чикагским симфоническим оркестром под управлением Ханса Ланге 28–29 октября 1937 года и получил широкую известность благодаря трансляции концерта Нью-Йоркской филармонии 1943 года, когда Леонард Бернштейн дебютировал в качестве дирижера.
К 1952 году его работа над музыкой к фильмам оказалась настолько успешной, что он смог договориться о пункте в своем контракте с MGM, который давал ему три месяца в году отсутствия на киностудии, чтобы он мог сосредоточиться на концертной музыке.
Концерт для скрипки с оркестром Рожи, соч. 24, была написана в 1953–54 годах для скрипача Яши Хейфеца , который сотрудничал с композитором в ее доработке. Позже Рожа адаптировал части этого произведения для партитуры книги Уайлдера Билли « Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970). Концерт для виолончели с оркестром Рожи, соч. «32» было написано гораздо позже (1967–68) по просьбе виолончелиста Яноша Старкера , премьера которого состоялась в Берлине в 1969 году.
Между концертами для скрипки и виолончели Рожа сочинил Концертную симфонию, соч. 29, для скрипки, виолончели и оркестра. Художники-заказчики, Хейфец и его постоянный соратник Грегор Пятигорский , так и не исполнили законченное произведение, хотя и записали уменьшенную версию медленной части под названием Tema con Variazoni , Op. 29а.
Рожа также получил признание за свои хоровые произведения. Его сотрудничество с дирижером Морисом Сконсом и Хором Запада в Тихоокеанском лютеранском университете в Такоме, штат Вашингтон , привело к коммерческой записи его священных хоровых произведений — «Всему есть время года» , соч. 20; Суета жизни , соч. 30; и Двадцать третий псалом , соч. 34 - спродюсирован Джоном Стивеном Лэшером и записан Алленом Джайлсом для Entr'acte Recording Society в 1978 году.
В популярной культуре
[ редактировать ]Седьмая вариация (после темы) его Темы, вариаций и финала , соч. 13, использовался как часть саундтрека в четырёх эпизодах — в первую очередь «Клоун, который плакал» — телесериала 1950-х годов « Приключения Супермена» .
В Тома Клэнси романе « Красный кролик » вымышленный двоюродный брат Рожи, «Йозеф Розса», появляется как второстепенный персонаж, известный во вселенной как дирижер классической музыки. [ 8 ]
Библиография
[ редактировать ]- Рожа Миклош: «Quo Vadis?» Фильм Музыкальные ноты, Том. 11, нет. 2 (1951)
- Рожа Миклош: Двойная жизнь: автобиография Рожи Миклоша, композитора золотых лет Голливуда , Seven Hills Books (1989) – ISBN 0-85936-209-4
- Рожа Миклош: Двойная жизнь: автобиография Рожи Миклоша, композитора золотых лет Голливуда , The Baton Press (1984) – ISBN 0-85936-141-1 (издание в мягкой обложке)
- Рожа Миклош: Из историй моей жизни (Беседы с Яношем Себестьеном , под редакцией Дьёрдя Леготая-Хорвата). Музыкальное издательство, Будапешт (1980) – ISBN 963-330-354-0
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Колин Ларкин , изд. (1997). Энциклопедия популярной музыки Virgin (Краткое издание). Девственные книги . стр. 1042/3. ISBN 1-85227-745-9 .
- ^ «Биография» . Общество Миклоша Рожи. Архивировано из оригинала 4 июня 2019 года . Проверено 11 марта 2012 г.
- ^ Рожа, Двойная жизнь: Автобиография Рожи Миклоша . Танбридж Уэллс: Baton Press, 1982, стр. 9.
- ^ Стивен Дуайт Уэскотт. «Миклош Рожа: портрет композитора через анализ его ранних произведений для художественных фильмов и концертной сцены». доктор философии Диссертация: Университет Миннесоты, 1990. Диссертация Уэскотта, основанная на интервью с композитором и семейных архивных документах, является основным источником информации о семейном происхождении и ранней жизни Рожи.
- ^ «Дэвид Раксин вспоминает своих коллег» . Оркестр американских композиторов . Проверено 11 марта 2012 г.
- ^ «Рожа Миклош (1907–1995)» . Центр современной музыки «Пифей» . Проверено 27 октября 2013 г.
- ^ «Оркестр американских композиторов – Дэвид Раксин вспоминает своих коллег» . Американские композиторы.org. 18 апреля 1907 года . Проверено 7 марта 2012 г.
- ^ Клэнси, Том (2002). Красный кролик . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. п. 363. ИСБН 0-399-14870-1 .
Йожеф Рожа сейчас в Берлине, а потом собирается в Будапешт... Уроженец Венгрии, двоюродный брат Миклоша Розы, голливудского композитора - Бен Гура , и все такое.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кристофер Палмер : Миклош Рожа. Очерк его жизни и творчества. С предисловием Юджина Орманди . Breitkopf & Härtel, Лондон, Висбаден (1975)
- Рожа Миклош и Рожа Миклош о музыке к фильму Тони Томас : Оценка фильма. Искусство и ремесло музыки для кино , Riverwood Press (1991) – ISBN 1-880756-01-3 , стр. 18–32.
- Миклош Рожа в книге «Уильям Дарби и Джек Дюбуа: американская киномузыка». Основные композиторы, техники, тенденции, 1915–1990 гг. МакФарланд (1990) – ISBN 0-7864-0753-0 – стр. 307–344
- Рожа Миклош в фильме «Кристофер Палмер: Композитор в Голливуде». Марион Боярс (1993) – ISBN 0-7145-2950-8 – стр. 186–233
- С 1950 года по настоящее время в Рой М. Прендергаст: Музыка к фильму. Заброшенное искусство. Критическое исследование музыки в фильмах. Второе издание. Нортон (1992) – ISBN 0-393-30874-X - стр. 98–179 (в этой главе автор анализирует партитуру Рожи из Quo Vadis (стр. 126–130), еще на нескольких страницах он также обсуждает Юлия Цезаря и Царя царей. , лишь упомянуты еще пара киноработ Миклоша Рожи)
- Джеффри Дейн: «Заметки композитора: воспоминания о Миклоше Роже», iUniverse (2006) – ISBN 0-595-41433-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1907 рождений
- 1995 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Венгерские музыканты-мужчины 20-го века
- Американский народ венгерско-еврейского происхождения
- Лауреаты премии Оскар за лучшую оригинальную музыку
- Похороны в мемориальном парке Форест-Лоун (Голливудские холмы)
- Венгерские евреи
- Венгерские композиторы-классики
- Венгерские композиторы музыки к фильмам
- Венгерские композиторы-мужчины-классики
- Американские еврейские композиторы-классики
- Артисты MGM Records
- Композиторы музыки к фильмам-мужчины
- Композиторы из Будапешта
- Выпускники Лейпцигского университета музыки и театра
- Исполнители Varèse Sarabande Records
- Венгерские эмигранты в США