Мьюир Мэтисон
Мьюир Мэтисон | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Джеймс Мьюир Мэтисон 24 января 1911 г. Стерлинг , Шотландия |
Умер | 2 августа 1975 г. Оксфорд | ( 64 года
Супруг | Гермиона Дарнборо |
Дети | 4 |
Джеймс Мьюир Мэтисон , ОБЕ (24 января 1911 — 2 августа 1975) — британский музыкант, чья карьера в основном заключалась в качестве музыкального руководителя британских киностудий.
Мэтисон родился в Шотландии в музыкальной семье и получил стипендию в Королевском музыкальном колледже в Лондоне. Среди его учителей там был Малкольм Сарджент , который порекомендовал его кинопродюсеру Александру Корде , музыкальным руководителем которого он стал в 1934 году. Большую часть своей карьеры Мэтисон сделал в киноиндустрии. После Второй мировой войны он был музыкальным руководителем Rank Organization .
Среди композиторов, которым Мэтисон заказал музыку к фильмам, были Артур Блисс , Ральф Воган Уильямс , Уильям Уолтон и Бенджамин Бриттен . Мэтисон редко писал музыку к фильмам, над которыми работал, считая, что ему не хватает таланта к оригинальной композиции, но он помогал писавшим для него композиторам сделать так, чтобы их материал точно соответствовал действию фильма, аранжировал концертные сюиты из некоторые из партитур, которые он заказал. Он был музыкальным руководителем, аранжировщиком, дирижером, а иногда и композитором почти тысячи фильмов.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Мэтисон родился в Стерлинге , Шотландия, 24 января 1911 года, он был старшим из двух сыновей Джона Джорджа Мэтисона (1880–1955), художника и гравера, и его жены Джесси, урожденной Дэви (1884–1954), скрипачки, пианистки. и учитель. [ 1 ] Младший сын Док последовал за Мьюиром в музыкальную профессию и стал дирижером и музыкальным руководителем в британских фильмах. [ 2 ] Джесси («Джен») Мэтисон была талантливым музыкантом, который, среди прочего, предопределил карьеру своих сыновей, играя на фортепиано в немом кино в местном кинотеатре. [ 3 ] Подростком Мэтисон сформировал и дирижировал молодежным оркестром в Стерлинге. [ 4 ]
После окончания средней школы Стерлинга Мэтисон с февраля 1929 года поступил в Королевский музыкальный колледж в Лондоне, выиграв ряд стипендий. [ 5 ] В колледже он изучал игру на фортепиано у Артура Бенджамина и дирижирование у Малкольма Сарджента . [ 6 ] [ н 1 ] В студенческие годы обратил на себя внимание его дирижерский талант. «Таймс» выделила его, отметив, что, руководя постановкой в колледже музыкального фарса Бенджамина «Дьявол возьми ее» , Мэтисон «резко подчеркнул моменты остроумной партитуры». [ 8 ] Еще будучи студентом, он выполнял различные работы: от дирижирования хором валлийских горняков до гастролей по Канаде, дирижирования балетной труппой и принятия эстафеты в любительской постановке « Пиратов Пензанса» . [ 9 ]
Повторить
[ редактировать ]Мэтисон окончил колледж в 1933 году, и Сарджент рекомендовал его Александру Корде в качестве дирижера и помощника Курта Шредера , музыкального руководителя новой компании Корды, London Films . [ 1 ] Когда Мэтисон присоединился к команде Корды, киноиндустрия совершенствовала синхронизированный звук на пленке с записанной музыкой, сопровождающей изображения на экране. По словам биографа Мэтисона Эндрю Юделла, Шредер внес «приемлемую, хотя и трудно запоминающуюся фоновую оценку» в первый крупный успех Корды, « Частная жизнь Генриха VIII» (1933), после чего политические события в континентальной Европе заставили его вернуться в родную Германию в 1933 году. В 1934 году на посту музыкального руководителя Корды сменил Мэтисон. [ 1 ]
Вдали от киностудии Мэтисон дирижировал Курта Вейля » «Королевством для коровы в театре «Савой» в июне 1935 года. [ 10 ] Это была переработанная версия до сих пор не поставленного « Der Kuhhandel» . [ 11 ] Несмотря на хорошие отзывы, успеха это не принесло. [ 12 ]
21 декабря 1935 года в Бромптонской оратории в Лондоне Мэтисон женился на Гермионе Луизе Элис Дарнборо , солистке балета Сэдлера Уэллса . [ 1 ] Двумя годами ранее, когда они уже были помолвлены, они оба приняли участие в «Гайавате» в Королевском Альберт-Холле в Лондоне, когда Мэтисон сменил его через несколько минут после того, как запланированный дирижер Сарджент заболел во время исполнения «Гайаваты». пьеса, в которой Дарнборо танцевал роль Духа весны. [ 13 ] У них был сын и три дочери, среди них актриса Фиона Мэтисон (1951–1987), позже известная своими выступлениями в BBC радиосериале «Лучники» . [ 1 ]
Юделл комментирует, что имя Мэтисона так часто появлялось в титрах фильма в качестве музыкального руководителя, что возникло широко распространенное предположение, что он сочинил музыку, но на самом деле он предпочитал заказывать партитуры у других музыкантов, считая, что у него мало таланта к оригинальному сочинению. [ 1 ] Артур Джейкобс комментирует в «Словаре музыки и музыкантов» Гроува : «Больше, чем кто-либо другой, он был ответственен за британскую практику привлечения независимых композиторов для создания фильмов вместо сохранения (как это сделал Голливуд ) локализованного ядра «композиторов кино». [ 14 ] Его прозвали «Царем музыки для британских фильмов»; композитор Джеймс Бернард писал: «Если вы в то время хотели писать музыку для фильмов, вам нужно было быть «в компании» с Мьюиром». [ 15 ] Мэтисон считал, что музыка, написанная для экрана, может не только стать неотъемлемой частью фильма, но и представлять собой самостоятельную сущность, наравне с театральной эпизодической музыкой, написанной Григом для «Пера Гюнта» и Мендельсоном для «Сна в летнюю ночь» . [ 16 ] Он восхищался техническим мастерством, с которым голливудские композиторы адаптировали свою музыку к действию, но считал, что британские партитуры имеют «более внутреннюю музыкальную ценность». Он с одобрением процитировал комментарий Воана Уильямса о том, что фильм «содержит возможности для сочетания всех искусств, о которых Вагнер и не мечтал». [ 17 ] [ н 2 ]
В то время как Мэтисон отвечал за музыку для Корды, партитуры предоставили ряд композиторов, в том числе его старый учитель Артур Бенджамин и Ричард Аддинселл , Жорж Орик , Миклош Рожа и Артур Блисс . Бенджамин написал музыку к фильмам «Алый пимпернель» (1934) и «Возвращение Алого пимпернеля» (1937); Аддинселл написал сценарии для «Темного путешествия» (1937), «Снова прощай» (1937), «Южная езда» (1937) и «Огонь над Англией» (1936); Аурик написал музыку к фильмам «Человек, который мог творить чудеса» (1936), «Рожа» к «Четырем перьям» (1939) и «Багдадскому вору» (1940), а также «Блаженство грядущих событий » (1935). Последний из них был расценен как веха в киномузыке, и партитура была быстро превращена в концертную сюиту, став бестселлером Decca , когда она была выпущена на пластинке. [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года Мэтисон стал музыкальным руководителем Министерства информации , Королевских ВВС и армейских киноподразделений. [ 1 ] К тому времени у него был значительный опыт заказа музыки к фильмам, и он обратился к ветерану Ральфу Воану Уильямсу , которого обычно считают самым важным из ныне живущих британских композиторов. [ 19 ] Воан Уильямс с радостью согласился помочь военным усилиям, написав музыку к фильму – совершенно новый для него жанр – для Пауэлла и Прессбургера пропагандистского фильма «49-я параллель » (1941). [ 7 ] Работая с Мэтисоном, Воан Уильямс быстро уловил тонкость музыки в кино: «секунда музыки означала ровно секунду музыки», и ему нравилось работать со студийной командой. [ 7 ] Мэтисон дирижировал Лондонским симфоническим оркестром (LSO) в готовой партитуре, а композитор на сессиях был готов «вырезать, расширять, изменять, адаптировать» по мере необходимости. [ 20 ] Воан Уильямс написал вторую музыку к фильму «Мэтисон: Береговое командование» (1942), снятую под эгидой Crown Film Unit . [ 21 ] [ н 3 ]
Во время войны Мэтисон работал со многими другими композиторами; Помимо сотрудничества с Воаном Уильямсом, его наиболее заметное сотрудничество было с Уильямом Уолтоном в Лоуренса Оливье фильме по шекспировскому « Генриху V» (1944). [ 23 ] До этого Мэтисон и Уолтон вместе работали над пятью фильмами: « Не беги от меня никогда » (1935), «Как вам это понравится» (1936) и тремя военными фильмами: «Ближайшие родственники» (1941), «Хорошо ли прошел день?» и «Первый из немногих» (оба 1942 г.). [ 24 ] В 1944 году при поддержке Оливье Мэтисон попросил Уолтона предоставить музыку для впечатляющей разноцветной адаптации пьесы Шекспира. Юделл описывает фильм о Генрихе V как «одну из величайших и самых творческих постановок военного периода», а музыку Уолтона как «почти беспрецедентную красоту в мелодии, оркестровке и построении». [ 1 ]
Уолтон не разделял точку зрения Мэтисона о том, что музыку из кино можно или нужно адаптировать для концертного зала или записи – он сказал: «Музыка из кино не является хорошей музыкой для кино, если ее можно использовать для каких-либо других целей», – но он позволил Мэтисону аранжировать Концертная сюита из Генриха V. музыки [ 25 ] Уолтон сделал запись этого в 1963 году. [ 26 ] хотя позже он сказал Андре Превену , что нашел сюиту «довольно скучной» по сравнению с оригинальной музыкой к фильму. [ 27 ] Во время войны Мэтисон часто давал публичные концерты, иногда программируя сюиты из других фильмов, которые он заказал. [ 1 ]
Пост-был
[ редактировать ]К концу войны Мэтисон стал музыкальным руководителем Rank Organization , в которую входили несколько кинопроизводственных подразделений, таких как Two Cities , The Archers и Cineguild . Он руководил написанием музыки для большинства крупных фильмов, снятых под брендом Rank, продолжая привлекать ведущих композиторов, включая Ричарда Аддинселла ( «Беззаботный дух» , 1945), [ 28 ] Уильям Олвин ( «Ушел странный человек» , 1946), [ 29 ] Арнольд Бакс ( Оливер Твист , 1948), [ 30 ] Блаженство ( Люди двух миров , 1946), [ 31 ] Уолтер Гёр ( «Большие надежды» , 1946) [ 32 ] и Уолтон ( «Гамлет» , 1948). [ 30 ] В фильме 1945 года « Ноэля Кауарда Краткая встреча» Мэтисон ослабил свою настойчивость в отношении недавно заказанной музыки и по указанию Кауарда аранжировал и дирижировал Рахманинова Второй фортепианный концерт с Эйлин Джойс в качестве солистки. [ 33 ]
В 1946 году Мэтисон расширил свою деятельность и стал режиссёром Инструменты оркестра» двадцатиминутного фильма « новое произведение для использования в школах, в котором были показаны различные инструменты симфонического оркестра, играющие отдельно и вместе. Он заказал Бенджамину Бриттену : «Путеводитель по оркестру для молодежи » с повествованием, написанным нынешним либреттистом Бриттена Эриком Крозье . [ 34 ] Сарджент провел LSO, а также перевел повествование на камеру. [ 1 ] Музыка завоевала постоянное место в мировом концертном репертуаре. [ 35 ] и стал самым широко исполняемым и популярным произведением Бриттена. [ 36 ]
В «Волшебная шкатулка» фильме (1951), снятом в честь Британского фестиваля , Мэтисон появился в качестве актера в эпизодической роли сэра Артура Салливана, дирижирующего хором. [ 37 ] В начале 1950-х годов, пишет Юделл, Мэтисон продолжал оставаться «основной силой в музыкальном оформлении британских художественных фильмов», заказывая музыку у композиторов новых фильмов, включая Малкольма Арнольда ( «Звуковой барьер» , 1952) и Ларри Адлера ( «Женевьева », 1953). . [ 1 ] [ н 4 ] В 1955 году Мэтисон заказал Уолтону еще одну партитуру, на этот раз для «Ричарда III» Оливье . [ 39 ] Среди других заказов Мэтисона 1950-х годов были партитура Арнольда к фильму «Выбор Хобсона» (1954), [ 40 ] Аддинселла для «Принца и танцовщицы» (1957), [ 40 ] Олвина и «Высекай ее имя с гордостью» и «Ночь, чтобы помнить» (оба 1958). [ 1 ]
В последние годы жизни Мэтисон работал внештатным музыкальным руководителем. Он заказал партитуру Интерпола (1956) девятнадцатилетнему Ричарду Родни Беннетту . [ 14 ] В 1958 году его пригласили дирижировать Бернарда Херрмана партитурой Альфреда Хичкока « к фильму Головокружение »; он должен был быть записан в США, но из-за забастовки музыкантов Мэтисон провел запись в Вене. [ 41 ] В 1966 году он написал и снял серию из двадцати четырех короткометражных фильмов под общим названием « Мы делаем музыку» . [ 1 ]
Его биограф С. Дж. Хетерингтон отмечает, что за свою карьеру Мэтисон аранжировал, руководил, дирижировал и иногда сочинял музыку почти для тысячи фильмов. [ 42 ] Помимо работы в кино, он дирижировал в концертном зале, в частности с молодежными оркестрами. Он был удостоен звания Ордена Британской империи за заслуги перед музыкой и был губернатором Британского института кино . [ 1 ]
Мэтисон умер в больнице Рэдклиффа в Оксфорде 2 августа 1975 года в возрасте 64 лет, у него осталась вдова, умершая в октябре 2010 года. [ 1 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В своей биографии Ральфа Воана Уильямса его вдова Урсула утверждает, что Мэтисон также учился у ее мужа в Королевском колледже, но это не подтверждается биографиями Мэтисона Хетерингтоном или Юделлом. [ 7 ]
- ↑ Вагнер выдвинул теорию Gesamtkunstwerk («тотального произведения искусства»), объединяющую все искусства – изобразительное, музыкальное и литературное – в одном сценическом произведении. [ 18 ]
- ↑ Воан Уильямс позже написал музыку к фильму «Скотт из Антарктики» (1948), который он переработал как свою седьмую симфонию – « Антарктическая симфония» (1953) – но музыка к фильму была заказана не Мэтисоном, а его братом Доком в качестве помощника. музыкальный руководитель Эрнеста Ирвинга в Ealing Studios . [ 22 ]
- ↑ Американские дистрибьюторы Женевьевы настаивали на исключении имени Адлера из титров из-за его продолжающегося отказа сотрудничать с Джозефом Маккарти и Комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности . Музыка была номинирована на «Оскар» , но Адлер в номинации не упоминался. [ 38 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Юделл, Эндрю. «Мэтисон, (Джеймс) Мьюир (1911–1975)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2012. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Макфарлейн, с. 465
- ^ Хетерингтон, с. 16
- ^ Хетерингтон, с. 20
- ^ «Визит Мьюира Мэтисона», Faversham News , 10 сентября 1948 г., стр. 8; и Хетерингтон, с. 33
- ^ Хетерингтон, с. 32
- ^ Jump up to: а б с Воан Уильямс, с. 239
- ^ «Королевский музыкальный колледж», The Times , 5 июня 1933 г., стр. 8
- ^ Хетерингтон, с. 34
- ^ «Театр Савой», The Times , 29 июня 1935 г., стр. 12
- ^ Робинсон, Дж. Брэдфорд и Дэвид Дрю. «Вайль, Курт (Джулиан)» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001 (требуется подписка)
- ^ Шебера, с. 231
- ^ Рид, с. 206
- ^ Jump up to: а б Джейкобс Артур. «Мэтисон, Мьюир» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001 (требуется подписка)
- ^ Хаквейл, стр. 76.
- ^ Мэтисон, с. 7
- ^ Мэтисон, с. 9
- ^ Миллингтон, Барри. "Gesamkunstwerk" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2002 (требуется подписка)
- ^ Кобб, с. 175
- ^ Воан Уильямс, с. 245
- ^ Воан Уильямс, с. 250
- ^ Хетерингтон, с. 114
- ^ Кеннеди, с. 125–126
- ^ Ллойд, с. 120 и Хетерингтон, с. 49
- ^ Кеннеди, стр. 117 и 126.
- ^ Кеннеди, с. 323
- ^ Кеннеди, с. 255
- ^ Хетерингтон, с. 95
- ^ Хетерингтон, с. 121
- ^ Jump up to: а б Хетерингтон, с. 120
- ^ Хетерингтон, с. 57
- ^ Хетерингтон, с. 118
- ^ Хетерингтон, с. 96
- ^ Карпентер, с. 231
- ^ Митчелл, Дональд. «Бриттен, (Эдвард) Бенджамин, барон Бриттен (1913–1976), композитор» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2011. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Мэтьюз, с. 81
- ^ Мандер и Митченсон, с. 149
- ^ Холден, Рэймонд. «Адлер, Лоуренс Сесил (Ларри) (1914–2001), гармонист и композитор» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2011 подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Кеннеди, с. 195
- ^ Jump up to: а б Хетерингтон, с. 266
- ^ Хетерингтон, с. 128
- ^ Хетерингтон, с. 41
Источники
[ редактировать ]- Карпентер, Хамфри (1992). Бенджамин Бриттен: Биография . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-14324-5 .
- Коббе, Хью (2010) [2008]. Письма Ральфа Воана Уильямса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-958764-3 .
- Хетерингтон, SJ (2006). Мьюир Мэтисон: Жизнь в киномузыке . Далкит: Шотландская культурная пресса. ISBN 978-1-89-821811-1 .
- Хаквейл, Дэвид (2006). Джеймс Бернард, композитор графа Дракулы: критическая биография . Джефферсон: МакФарланд. ISBN 978-0-78-642302-6 .
- Кеннеди, Майкл (1989). Портрет Уолтона . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816705-1 .
- Ллойд, Стивен (1999). «КиноМузыка». В Крэггсе, Стюарт (ред.). Уильям Уолтон: Музыка и литература . Олдершот: Эшгейт. ISBN 978-1-85-928190-1 .
- Макфарлейн, Брайан, изд. (2005). Энциклопедия британского кино (второе изд.). Лондон: Метуэн. ISBN 978-0-413-77526-9 .
- Мандер, Раймонд ; Митченсон, Джо (1962). Фотоистория Гилберта и Салливана . Лондон: Книги Vista. OCLC 469979595 .
- Мэтисон, Мьюир (декабрь 1944 г.). «Аспекты киномузыки» . Темп (9): 7–9. JSTOR 943648 . (требуется подписка)
- Мэтьюз, Дэвид (2013). Бриттен . Лондон: Издательство Haus. ISBN 978-1-908323-38-5 .
- Рид, Чарльз (1968). Малькольм Сарджент: Биография . Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN 978-0-24-191316-1 .
- Шебера, Юрген (1995). Курт Вайль: Жизнь в иллюстрациях . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-30-006055-3 .
- Воан Уильямс, Урсула (1964). RVW: Биография Ральфа Воана Уильямса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-315411-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1911 рождений
- 1975 смертей
- Люди из Стерлинга
- Люди, получившие образование в средней школе Стерлинга
- Шотландские композиторы
- Шотландские дирижеры (музыка)
- Британские мужчины-дирижеры (музыка)
- Выпускники Королевского музыкального колледжа
- Британские дирижеры ХХ века (музыка)
- Британские композиторы XX века
- Шотландские музыканты 20-го века
- Британские музыканты-мужчины 20-го века
- Британские композиторы-мужчины для фильмов
- Управляющие Британского института кино