Марсель Дюпре
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2017 г. ) |
Марсель Дюпре | |
---|---|
![]() Дюпре у Сен-Сюльпис органной консоли | |
Рожденный | Руан , Франция | 3 мая 1886 г.
Умер | 30 мая 1971 г. Медон , Франция | (85 лет)
Занятия |
|

Марсель Жан-Жюль Дюпре (англ. Французское произношение: [maʁsɛl dypʁe] ; 3 мая 1886 — 30 мая 1971) — французский органист , композитор и педагог .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Марсель Дюпре родился в Руане в богатой музыкальной семье и был вундеркиндом. Его отец Эмабль Альбер Дюпре был титулярным органистом аббатства Сен-Уан с 1911 года до своей смерти и другом Аристида Кавайе-Колля , который построил орган в семейном доме, когда Марселю было 10 лет. Его мать Мари-Алиса Дюпре-Шовьер была виолончелисткой , которая также давала уроки музыки, а его дядя по отцовской линии Анри Огюст Дюпре был скрипачом и альтистом. Оба его деда, Этьен-Пьер Шовьер ( метро капеллы в Сен-Патрисе в Руане и оперный бас) и Эмабль Огюст-Помпе Дюпре (который также был другом Кавайе-Колля) также были органистами.
Уже взяв уроки у Александра Гильмана (благодаря его обращению к отцу), Дюпре в 1904 году поступил в Парижскую консерваторию , где учился у Луи Димера и Лазара Леви (фортепиано), Гильмана и Луи Вьерна (орган), а также Шарля-Мари. Видор (фуга и композиция). В 1914 году Дюпре получил Гран- при Рима за свою кантату «Психея» .
Спектакли
[ редактировать ]Дюпре прославился тем, что дал более 2000 органных концертов по всей Австралии, США, Канаде и Европе, включая сольную серию из 10 концертов полного собрания сочинений И.С. Баха в 1920 ( Парижская консерватория ) и 1921 ( Дворец Трокадеро ), оба исполнялись полностью по памяти. Спонсорство трансконтинентального турне по Америке со стороны представителей универмага John Wanamaker принесло его имя международную известность. «Симфония-страсти» Дюпре началась как импровизация на филадельфийском органе Wanamaker . В 1924 году он был избран почетным членом братства Phi Mu Alpha Sinfonia отделением Alpha этого братства в Консерватории Новой Англии в Бостоне.
Последующий вдоль в 1934 году в качестве титульного органиста в Сент -Сулписе в Париже, Дупра сохранил эту позицию до конца своей жизни; Таким образом, случилось, что, поскольку вдоль был там более шести десятилетий, позиция перешла только один раз в столетие. В 1937 году он занимался выступлением на свадьбе герцога Виндзорского и Уоллиса Симпсона . [ 1 ] В том же году водор умер.
Преподавание
[ редактировать ]В 1926 году он был назначен профессором эффективности и импровизации органов в Парижской консерватории , поступок, который он занимал до 1954 года. С 1947 по 1954 год Дупра был директором Американской консерватории , которая занимает крыло Луи XV в Шато -де -Фонтенбло недалеко от Парижа. Полем В 1954 году, после смерти Клода Делвинкурта в дорожно -транспортном происшествии, Дупра стал директором Парижской консерватории ; Он занимал этот пост всего за два года, прежде чем преобладающие национальные законы заставили его уйти в отставку в возрасте 70 лет.
Он обучал два поколения известных органистов как Жан - таких , Мари Боде , Пьер Кошеро , Франсуаза Рене , Жанна Демесье , Роланд Жинабат-Фальчинелли , Жан-Жак Грюненвальд , Одиль Пьер , Жан Гийу , Жан Лангле , Карл Вайнрих , Кларенс Уоттерс и, самое известное, Оливье Мессиан , и это только имена. несколько.
Подготовил учебные издания органных произведений Баха , Генделя , Моцарта , Листа , Мендельсона , Шумана , Сезара Франка , Александра Глазунова . Он также написал метод органной [ 2 ] (1927), два трактата по органной импровизации (1926 и 1937), а также книги по гармоническому анализу (1936), контрапункту (1938), фуге (1938) и аккомпанементу григорианского пения (1937), а также эссе по органостроению. , акустика и философия музыки.
Составление
[ редактировать ]Как композитор он создал обширное творчество, насчитывающее 65 номеров опусов (+1 « бис »). За исключением нескольких прекрасных произведений для начинающих органистов (таких как « 79 хоралов» , ор. 28), большая часть музыки Дюпре для органа варьируется от умеренной до чрезвычайно сложной, а некоторые из них предъявляют к исполнителю почти невозможные технические требования (например, «Evolution op. 28 »). .37, Сюита , соч. 39, Deux Esquisses соч. 41, Видение соч.
Наиболее часто слышимые и записываемые композиции Дюпре, как правило, относятся к началу его карьеры. За это время он написал « Три прелюдии и фуги» , соч. 7 (1912), где Первая и Третья прелюдии (в частности, соль минор с ее феноменально быстрым темпом и педальными аккордами) были объявлены неиграемыми не кем иным, как Видором. Уровень сложности этих прелюдий действительно настолько велик, что Дюпре был единственным органистом, который мог играть их публично в течение многих лет.
Во многих отношениях Дюпре можно рассматривать как Паганини в области органа. Будучи виртуозом высочайшего уровня, он внес большой вклад в развитие техники (как в органной музыке, так и в педагогических произведениях), хотя, как и Паганини, его музыка во многом неизвестна другим музыкантам, кроме тех, кто играет на инструменте, для которого была написана музыка. Справедливая и объективная критика его творчества должна учитывать тот факт, что иногда акцент на виртуозности и технике может нанести ущерб музыкальному содержанию и содержанию. Тем не менее, его более успешные работы сочетают в себе эту виртуозность с высокой степенью музыкальной целостности, качества, которые можно найти в таких композициях, как « Симфония-Страсти» , « Шемен де ла Круа» , «Прелюдии и фуги» , « Эскиссы и воспоминания» , а также « Кортеж и литания» .
Как импровизатор Дюпре преуспел, как, пожалуй, никто другой в 20 веке, и он был способен брать заданные темы и спонтанно плести вокруг них целые симфонии, часто с использованием сложных контрапунктических приемов, включая фуги. Достижение этих подвигов было частично связано с его природным гением, а частично - с его чрезвычайно упорным трудом, выполняющим бумажные упражнения, когда он не был занят тренировками или сочинением.
Хотя его основное внимание как композитора уделялось органу, сочинения Дюпре также включают произведения для фортепиано, оркестра и хора, а также камерную музыку и ряд транскрипций.
Смерть и наследие
[ редактировать ]Дюпре умер после остановки сердца в 1971 году в Медоне (недалеко от Парижа) в возрасте 85 лет, в воскресенье Пятидесятницы ; незадолго до этого играл за две службы. своего мужа Его жена, Жанна-Клер Маргарита Дюпре-Паскуо (его прозвище для нее было «Жаннет»), дожила до 1978 года. Она пожертвовала все музыкальные рукописи Национальной библиотеке Франции . Его дочь Маргарита (позже Дюпре-Толле) была концертирующей пианисткой (ученицей Николая Метнера ), и в меньшей степени органисткой.
Ассоциация друзей искусства Марселя Дюпре была основана в 1970 году с согласия композитора для содействия популяризации его творчества. Им принадлежит его бывший дом в Медоне.
Композиции
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Линн Кавана. «Взлет и падение знаменитого сотрудничества: Марселя Дюпре и Жанны Демесье». Диапазон (июль 2005 г.): 18–21.
- Линн Кавана. «Темные годы» Марселя Дюпре: раскрытие его концертной деятельности в период оккупации». Перекрестки: Канадский музыкальный журнал 34, №№. 1–2 (2014): 33–57.
- Брюно Шоме. Марсель Дюпре, Воспоминания. Париж: Ассоциация друзей искусства Марселя Дюпре, 2006.
- Роберт Делестр. Работа Марселя Дюпре. Париж: издания «Musique Sacrée», 1952.
- Жанна Демесье . «Искусство Марселя Дюпре». Исследования (Париж, апрель 1950 г.).
- Роланд Фальчинелли . Марсель Дюпре, 1955: Некоторые работы. Париж: Альфонс Ледюк, 1955.
- Бернар Гавоти . Марсель Дюпре. Великие переводчики. Женева, Швейцария: Издания Рене Кистер, 1955.
- Майкл Мюррей. Французские мастера игры на органе. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1998.
- Майкл Мюррей. Марсель Дюпре: Работа мастера-органиста. Бостон: Издательство Северо-Восточного университета, 1985.
- Грэм Стид. «Дюпре и Демесье: Мастер и ученик». Американский органист 13 (март 1979 г.): 36–37.
- Грэм Стид. Органные произведения Марселя Дюпре. Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press, 1999.
- Винсент Варнье. Марсель Дюпре (1886–1971). В Рено Машаре и Винсенте Варнье (ред.): Великие органисты 20-го века. Париж: Бюше-Шастель, 2018, 73–80.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Брайан III, Джо; Мерфи, Чарльз (1979). Виндзорская история . Лондон: Издательство Гранада. п. 340. ИСБН 0-246-11323-5 .
- ^ «Méthode d'orgue (Дюпре, Марсель) — IMSLP: Бесплатная загрузка нот в формате PDF» . imslp.org . Проверено 3 мая 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ассоциация друзей искусства Марселя Дюпре (на французском и английском языках)
- Биография Марселя Дюпре (на французском языке)
- Ледюк/Борнеманн опубликовал большую часть работ Дюпре. (на французском и английском языках)
- Биографический очерк Дюпре (на французском языке)
- Музыкальные публикации Крещендо
- Бесплатные партитуры Марселя Дюпре в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Исполнения органных произведений Марселя Дюпре в формате MP3 в виртуальной библиотеке Logos
- Классические композиторы 20-го века
- Композиторы для трубного органа
- Французские классические органисты
- Органные импровизаторы
- Соборные органисты
- Французские классические композиторы
- Французские классические композиторы мужского пола
- Музыканты из Руан
- 1886 Рождения
- 1971 Смерть
- Цена Рима за композицию
- Консервативные студенты Парижа
- Академический персонал консервативного де -Париса
- Директора консерватории де Париса
- Органисты 20-го века
- Французские композиторы 20-го века
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Французские классические органисты мужского пола
- Академический состав Американской консерватории