Быть или не быть (фильм, 1942)
Быть или не быть | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Эрнст Любич |
Автор сценария | Эдвин Джастус Майер Эрнст Любич (в титрах не указан) |
Рассказ | Мельхиор — поляк. |
Продюсер: | Эрнст Любич |
В главных ролях | Кэрол Ломбард Джек Бенни Роберт Стэк Феликс Брессар Лайонел Этвилл Стэнли Риджес Скажи Руман |
Кинематография | Рудольф Мате |
Под редакцией | Дороти Спенсер |
Музыка | Вернер Р. Хейманн Рожа Миклош (в титрах не указан) |
Производство компания | Компания «Ромейн Фильм» [1] |
Распространено | Объединенные художники |
Дата выпуска | |
Время работы | 99 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 1,2 миллиона долларов [4] |
Театральная касса | 1,5 миллиона долларов (аренда в США) [5] |
«Быть или не быть» — американская чёрная комедия 1942 года режиссёра Эрнста Любича в главных ролях с Кэрол Ломбард и Джеком Бенни , с участием Роберта Стэка , Феликса Брессара , Лайонела Этвилла , Стэнли Риджеса и Сига Румана . Сюжет повествует о труппе актеров в оккупированной нацистами Варшаве, которые используют свои способности маскировки и действуют, чтобы обмануть оккупационные войска. Он был адаптирован Любичем (в титрах не указан) и Эдвином Юстусом Майером по рассказу Мельхиора Лендьеля . [6] Фильм был выпущен через месяц после того, как актриса Кэрол Ломбард погибла в авиакатастрофе. [7] США выбрала его для сохранения в Национальном реестре фильмов В 1996 году Библиотека Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». [8] [9]
Сюжет [ править ]
Известные звезды варшавской театральной труппы, в том числе « хам » Йозеф Тура и жена Мария, репетируют «Гестапо сатирический спектакль ». В тот вечер, когда труппа исполняет «Гамлета » с Джозефом в главной роли, один актер, Бронски, сочувствует своему коллеге Гринбергу за то, что он всегда был копьеносцем . Гринберг, предположительно еврей, признается, что всегда мечтал сыграть Шейлока в « Венецианском купце» .
Мария получает восхищенное письмо от лейтенанта Станислава Собинского; она приглашает его навестить ее в ее гримерке в тот вечер, когда Джозеф начинает свою речь « Быть или не быть ». Вскоре правительство издает приказ о ликвидации гестапо , чтобы избежать ухудшения отношений с Германией. На следующую ночь Собински снова уходит во время «Чтобы быть...», чтобы встретиться с Марией, что приводит Джозефа в ярость. Собинский признается Марии в любви, предполагая, что она оставит мужа и сцену, чтобы быть с ним. Прежде чем Мария успевает его поправить, появляются новости о том, что Германия вторглась в Польшу . Собинский уезжает, чтобы присоединиться к польской дивизии Королевских ВВС (RAF), а актеры прячутся, пока Варшаву бомбят.
Собинский и его товарищи встречаются с лидером польского сопротивления профессором Силецким. Силецкий скоро вернется в Варшаву, и мужчины передают ему послания для своих близких. Однако Собинский становится подозрительным, когда Силецкий не знает о Марии Туре. Союзники . понимают, что Силецкий знает личности родственников польских летчиков, против которых могут быть приняты репрессии, если он расскажет нацистам Собински улетает обратно, чтобы предупредить Марию; однако Силецкий приказывает немецким солдатам привести к нему Марию и передает ей сообщение Собинского. Он приглашает Марию на ужин, надеясь завербовать ее в качестве нацистской шпионки. Незадолго до ее возвращения домой Джозеф возвращается и находит Собински в своей постели. Мария и Собински пытаются понять, что делать с Силецким, а Иосиф пытается разобраться в отношениях жены с пилотом. Джозеф заявляет, что убьет Силецкого.
Член роты, переодетый гестапо, вызывает Силецкого в «штаб гестапо», театр. Джозеф выдает себя за полковника гестапо Эрхардта. Дав Джозефу список близких бойцов польского сопротивления, Силецкий становится подозрительным и упоминает сообщение Собинского для Марии и то, что «Быть или не быть» означает их встречу. Удивленный Джозеф неудержимо раскрывает себя. Силецкий направляет на него пистолет и пытается сбежать, но Собинский застрелил его на сцене театра. Джозеф маскируется под Силецкого и идет в отель Силецкого, чтобы забрать дополнительную копию списка Силецкого. Там он находит Марию, которая не смогла уехать без одобрения Силецкого, и капитана Шульца, приехавшего отвезти его на встречу с Эрхардтом.
Иосиф успешно выдает себя за Силецкого и называет лидерами сопротивления недавно казненных заключенных. На следующий день Эрхардт, который считает, что Силецкий убедил Марию присоединиться к нацистам, сообщает ей, что они нашли труп Силецкого в театре. Не зная об этом, Йозеф звонит Эрхардту, все еще маскирующемуся под Силецкого, и приходит к нему на встречу. Чтобы разоблачить Йозефа как самозванца, Эрхардт оставляет его в комнате с трупом Силецкого. У Джозефа есть дополнительная искусственная борода, он сбривает бороду Силецкого и применяет искусственную бороду. Затем он подстрекает Эрхардта осуществить это, убеждая его, что Джозеф - настоящий Силецкий. Не подозревая об успешном замысле Джозефа, прибывают несколько актеров, замаскированных под гитлеровскую команду безопасности, вырывают у Джозефа искусственную бороду и делают вид, что вытаскивают его. Все в безопасности, но теперь не могут покинуть Польшу на самолете, который Эрхардт организовал для Силецкого.
Немцы устраивают представление в честь приехавшего Гитлера. Актеры проскальзывают в театр, одетые как немцы, и прячутся, пока Гитлер и его окружение не займут свои места. Когда немцы поют « Немецкую песнь» , внезапно появляется Гринберг и бросается в ложу Гитлера, отвлекая актеров настолько, что они могут проникнуть в настоящих немцев. Выступая в роли главы гвардии Гитлера, Джозеф требует знать, чего хочет Гринберг, давая актеру шанс произнести речь Шейлока, заканчивающуюся словами: «Если вы обидите нас, разве мы не отомстим ?!» Джозеф приказывает «увести» Гринберга. Все актеры выходят, включая Бронски, переодетого Гитлером, садятся в машины Гитлера и уезжают.
В своей квартире Мария ждет, пока компания заберет ее, но приходит Эрхардт и пытается ее соблазнить. Бронски входит в костюме Гитлера, а затем теряет дар речи, что заставляет Эрхардта поверить, что она любовница Гитлера. Мария бежит за Бронски, а Эрхардт от стыда застреливается.
Актеры взлетают на самолете Гитлера, а Собинский улетает в Шотландию. Когда пресса спрашивает Иосифа, какую награду он хотел бы за спасение подпольного движения, Мария утверждает, что хочет сыграть Гамлета. Во время выступления Джозеф с удовлетворением видит, как Собинский тихо сидит среди публики в критический момент своего монолога. Но пока он продолжает, еще один красивый молодой офицер встает и с шумом направляется за кулисы.
В ролях [ править ]
- Кэрол Ломбард в роли Марии Туры, известной польской актрисы
- Джек Бенни в роли Йозефа Туры, известного польского актера и мужа Марии.
- Роберт Стэк в роли лейтенанта Станислава Собинского, польского летчика, влюбленного в Марию.
- Феликс Брессар в роли Гринберга, еврейского актера, играющего эпизодические роли и мечтающего сыграть Шейлока.
- Лайонел Этвилл в роли Рэвича, актера-любителя
- Стэнли Риджес в роли профессора Александра Силецкого, нацистского шпиона, притворяющегося участником польского сопротивления.
- Сиг Руман, как полковник. Эрхардт, неуклюжий командир гестапо в Варшаве
- Том Дуган в роли Бронски, второстепенного актера, изображающего Гитлера.
- Чарльз Хэлтон — Добош, продюсер компании
- Джордж Линн, актер, маскирующийся под адъютанта полковника Эрхардта.
- Генри Виктор — капитан Шульц, настоящий адъютант полковника Эрхардта
- Мод Эберн — Анна, горничная Марии
- Холливелл Хоббс в роли генерала Армстронга, офицера британской разведки
- Майлз Мэндер — майор Каннингем, офицер британской разведки
- Джеймс Финлейсон — шотландский фермер (в титрах не указан)
- Олаф Хиттен в роли Полония в Варшаве (в титрах не указан)
- Морис Мерфи — пилот польских ВВС (в титрах не указан)
- Франк Райхер - чиновник Министерства иностранных дел Польши (в титрах не указан)
Производство [ править ]
Любич никогда не рассматривал на главную роль в фильме никого, кроме Джека Бенни. Он даже писал персонажа, думая о Бенни. Бенни, взволнованный тем, что режиссер такого калибра, как Любич, думал о нем во время написания сценария, немедленно согласился на роль. Бенни оказался в затруднительном положении, поскольку, как ни странно, его успех в киноверсии « Тетушки Чарли» (1941) никого не заинтересовал в найме актера для своих фильмов.
В качестве напарницы Бенни студия и Любич выбрали Мириам Хопкинс , карьера которой в последние годы шла на спад. Роль была задумана как возвращение актрисы-ветерана, но Хопкинс и Бенни не очень хорошо ладили, и Хопкинс покинула производство.
Любич остался без ведущей актрисы, пока Кэрол Ломбард , узнав о его затруднительном положении, не попросила рассмотреть возможность ее участия. [10] Ломбард никогда не работал с режиссером и очень хотел получить такую возможность. Любич согласился, и Ломбард был выбран. Фильм также предоставил Ломбард возможность поработать с другом Робертом Стэком , которого она знала с тех пор, как он был подростком. Фильм был снят на студии United Artists , что позволило Ломбард сказать, что она работала на каждой крупной студии Голливуда.
Прием [ править ]
Первоначальный прием « Быть или не быть» был отмечен общественными опасениями из-за сатирического изображения нацистов. Рецензенты в то время раскритиковали использование такой серьезной и ощутимой угрозы в качестве основы для комедии. Однако с тех пор современные критики стали считать этот фильм одним из выдающихся достижений Любича. Согласно незаконченным мемуарам Джека Бенни, опубликованным в 1991 году, отец Бенни сначала покинул театр с отвращением, увидев в фильме своего сына в нацистской форме, но Бенни в конце концов убедил его вернуться. Впоследствии его отец не только понравился фильм, но и посмотрел его 46 раз. [11]
То же самое нельзя сказать обо всех критиках. Хотя они в целом хвалили Ломбарда, некоторые презирали Бенни и Любича и находили фильм безвкусным. Босли Кроутер из «Нью-Йорк Таймс» писал, что «трудно представить, как можно, не моргнув глазом, пережить сокрушительный воздушный налет на Варшаву сразу после эпизода фарса или зрелища, когда мистер Бенни разыгрывает комедийную сцену с труп гестаповца, когда у господина Любича было странное чувство юмора и запутанный сценарий». [12] Газета Philadelphia Inquirer согласилась, назвав фильм «бездушной и безвкусной попыткой развлечься во время бомбардировок Варшавы». [13] Некоторых критиков особенно обидела фраза полковника Эрхардта: «О, да, я видел его [Туру] однажды в «Гамлете». То, что он сделал с Шекспиром, мы сейчас делаем с Польшей». [13]
Однако другие отзывы были положительными. Variety назвал его одним из «лучших постановок Любича за несколько лет… солидное развлечение». [14] В «Отчетах Харрисона» ее назвали «захватывающей комедией-драмой военного времени, умело поставленной и сыгранной. Действие всегда держит в напряженном напряжении, а комедия диалогов, как и актерской игры, заставляет смеяться почти постоянно». [15] Джон Мошер из The New Yorker также похвалил фильм, написав: «Эта комедия могла быть размещена в Варшаве во время ее падения, во время ее завоевания нацистами, и не казаться слишком нелепой, чтобы ее можно было терпеть, - это триумф Любича». [16]

В 1943 году критик Милдред Мартин сделала рецензию на другой фильм Любича в The Philadelphia Inquirer и уничижительно упомянула о его немецком происхождении и комедии о нацистах в Польше. Любич в ответ опубликовал открытое письмо в газету, в котором написал:
В этой картине я высмеивал нацистов и их нелепую идеологию. Я также высмеивал отношение актеров, которые всегда остаются актерами, независимо от того, насколько опасной может быть ситуация, и я считаю, что это верное наблюдение. Можно утверждать, что трагедия Польши, реалистично изображенная в « Быть или не быть», может быть объединена с сатирой. Я верю, что это возможно, и то же самое думают и зрители, которых я наблюдал во время показа фильма « Быть или не быть» ; но это предмет споров, и каждый имеет право на свою точку зрения, но это, конечно, далеко от режиссера, родившегося в Берлине, который находит удовольствие в бомбардировках Варшавы. [13] [17]
В последнее время фильм стал признанной классикой комедии. «Быть или не быть» имеет рейтинг одобрения 96% на веб-сайте-агрегаторе обзоров Rotten Tomatoes со средней оценкой 8,8 из 10 на основе 52 рецензий и консенсусом: «Сложная и своевременная сатира, в которой столько же тьмы, сколько в фарсе. В произведении Эрнста Любича «Быть или не быть» деликатно балансируются юмор и этика». [18] Словенский культурный критик и философ Славой Жижек назвал ее своей любимой комедией в интервью в 2015 году, где он заметил: «Это безумие, я думаю, лучшей комедии не придумать». [19]
Награды и почести [ править ]
«Быть или не быть» был номинирован на одну премию «Оскар»: лучшая музыка, озвучка драматического или комедийного фильма .
Фильм признан Американским институтом кино в следующих списках:
- 2000: 100 лет AFI... 100 смеха - № 49 [20]
Ремейки [ править ]
- радиодраматическая адаптация « Быть или не быть» 18 января 1943 года Театром Screen Guild была поставлена с Уильямом Пауэллом и Дайаной Льюис в главных ролях .
- Фильм был римейком компании 20th Century Fox под тем же названием « Быть или не быть » в 1983 году. Режиссером фильма выступил Алан Джонсон , в главных ролях снялись Мел Брукс и Энн Бэнкрофт .
- Сценическая адаптация была написана на немецком языке Юргеном Хоффманном в 1988 году.
- версия Болливудская Maan Gaye Mughal -e-Azam была выпущена в 2008 году.
- Сценическая версия также под названием « Быть или не быть» была показана на Бродвее в 2008 году.
- Сценическая адаптация была создана в Будапеште, Венгрия, Ласло Мартоном, Жужой Радноти и Петером Дересом в 2011 году. [21]
- Сценическая адаптация была создана в Мадриде, Испания, Хуаном Эханове в 2022 году. [22]
Ссылки [ править ]
Примечания
- ^ Быть или не быть в каталоге художественных фильмов AFI
- ^ « Моушн Пикчер Дейли » . Нью-Йорк [Motion Picture Daily, Inc.] 4 февраля 1942 г. с. 1 колон. 4.
- ^ « Варьете 18 февраля 1942 года» .
- ^ Балио, Тино (2009). United Artists: Компания, созданная звездами . Университет Висконсина Пресс . ISBN 978-0-299-23004-3 . стр. 173
- ^ «Варьете (январь 1943 года)» . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательская компания Variety. 14 июня 1943 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Быть или не быть | БФИ | БФИ» . Исследуйте.bfi.org.uk. Архивировано из оригинала 11 июля 2012 г. Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ «Быть или не быть (1942) — Заметки» . TCM.com . Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ «Национальный реестр фильмов (Национальный совет по сохранению фильмов, Библиотека Конгресса)» . Лок.gov. 20 ноября 2013 г. Проверено 10 апреля 2014 г.
- ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ «Быть или не быть» . Afi.com . Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ Джек Бенни и Джоан Бенни, Воскресные вечера в семь: История Джека Бенни , GK Hall, 1991, стр. 232
- ^ Кроутер, Босли (7 марта 1942 г.). «Кинообзор – Быть или не быть» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 января 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Инсдорф, Аннет (2003). Неизгладимые тени: фильм и Холокост (Третье изд.). Издательство Кембриджского университета . п. 67. ИСБН 9780521016308 .
- ^ «Кинообзоры». Разнообразие . Нью-Йорк: Variety, Inc., 18 февраля 1942 г., с. 8.
- ^ « Быть или не быть» с Кэрол Ломбард, Джеком Бенни и Робертом Стэком». Отчеты Харрисона : 35. 28 февраля 1942 г.
- ^ Мошер, Джон (14 марта 1942 г.). «Современное кино». Житель Нью-Йорка . Нью-Йорк: FR Publishing Corp., с. 71.
- ^ Вайнберг, Герман (1977). Прикосновение Любича: критическое исследование . Дуврские публикации. п. 246.
- ^ «Быть или не быть» . Гнилые помидоры .
- ^ Фильм, в; 25 мая, Философия; Комментарий, 2017 Оставить а. «Славой Жижек назвал 5 своих любимых фильмов» .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «100 лет AFI… 100 смеха» . Американский институт кино . Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ " "Быть или не быть" " . Архивировано из оригинала 28 апреля 2013 г.
- ^ « «Быть или не быть» — произведение Хуана Эханове, высмеивающее нацизм и использующее юмор как щит от войны» . 20 марта 2022 г.
Дальнейшее чтение
- Эйман, Скотт Эрнст Любич: Смех в раю с. 302
Внешние ссылки [ править ]


- Быть или не быть в каталоге художественных фильмов AFI
- «Быть или не быть» Эссе Дэвида Л. Смита в Национальном реестре фильмов
- «Быть или не быть» Эссе Дэниела Игана в книге «Наследие американских фильмов: авторитетный справочник по знаковым фильмам в Национальном реестре фильмов» Наследие американских фильмов: авторитетный справочник по знаковым фильмам в Национальном реестре фильмов, A&C Black, 2010 ISBN 0826429777 , страницы 349–350.
- Быть или не быть на IMDb
- Быть или не быть в AllMovie
- Быть или не быть в базе данных фильмов TCM
- Быть или не быть в Rotten Tomatoes
- Быть или не быть (1942) Кадры из фильмов и литература
- Быть или не быть на экране Театра Гильдии : 18 января 1943 г.
- Быть или не быть: главное в пьесе, эссе Джеффри О'Брайена из Criterion Collection
- фильмы 1942 года
- Черные комедии 1942 года
- комедийно-драматические фильмы 1942 года
- Эксцентричные комедии 1940-х годов
- Политическая сатира 1940-х годов
- Американские комедийно-драматические фильмы
- Американские эксцентричные комедии
- Американские черно-белые фильмы
- Американские политические сатирические фильмы
- Американские черные комедии
- Американские фильмы о Второй мировой войне
- Англоязычные фильмы 1940-х годов
- Фильмы об актерах
- Фильмы о театре
- Фильмы Эрнста Любича
- Фильмы, действие которых происходит в Варшаве.
- Фильмы, действие которых происходит в 1939 году.
- Военный юмор в кино
- Фильмы по произведениям Уильяма Шекспира
- Фильмы Национального реестра фильмов США
- Фильмы Юнайтед Артистс
- Фильмы о Второй мировой войне, снятые в военное время
- Фильмы, написанные Вернером Р. Хейманном
- Фильмы, написанные Рожа Миклошем
- Культурные изображения Адольфа Гитлера