Jump to content

Быть или не быть (фильм, 1942)

Послушайте эту статью
Быть или не быть
Афиша театрального релиза
Режиссер Эрнст Любич
Автор сценария Эдвин Джастус Майер
Эрнст Любич (в титрах не указан)
Рассказ Мельхиор — поляк.
Продюсер: Эрнст Любич
В главных ролях Кэрол Ломбард
Джек Бенни
Роберт Стэк
Феликс Брессар
Лайонел Этвилл
Стэнли Риджес
Скажи Руман
Кинематография Рудольф Мате
Под редакцией Дороти Спенсер
Музыка Вернер Р. Хейманн
Рожа Миклош (в титрах не указан)
Производство
компания
Компания «Ромейн Фильм» [1]
Распространено Объединенные художники
Дата выпуска
  • 19 февраля 1942 г. ( 1942-02-19 ) ( Лос-Анджелес ) [2] [3]
Время работы
99 минут
Страна Соединенные Штаты
Язык Английский
Бюджет 1,2 миллиона долларов [4]
Театральная касса 1,5 миллиона долларов (аренда в США) [5]

«Быть ​​или не быть» — американская чёрная комедия 1942 года режиссёра Эрнста Любича в главных ролях с Кэрол Ломбард и Джеком Бенни , с участием Роберта Стэка , Феликса Брессара , Лайонела Этвилла , Стэнли Риджеса и Сига Румана . Сюжет повествует о труппе актеров в оккупированной нацистами Варшаве, которые используют свои способности маскировки и действуют, чтобы обмануть оккупационные войска. Он был адаптирован Любичем (в титрах не указан) и Эдвином Юстусом Майером по рассказу Мельхиора Лендьеля . [6] Фильм был выпущен через месяц после того, как актриса Кэрол Ломбард погибла в авиакатастрофе. [7] США выбрала его для сохранения в Национальном реестре фильмов В 1996 году Библиотека Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». [8] [9]

Сюжет [ править ]

Известные звезды варшавской театральной труппы, в том числе « хам » Йозеф Тура и жена Мария, репетируют «Гестапо сатирический спектакль ». В тот вечер, когда труппа исполняет «Гамлета » с Джозефом в главной роли, один актер, Бронски, сочувствует своему коллеге Гринбергу за то, что он всегда был копьеносцем . Гринберг, предположительно еврей, признается, что всегда мечтал сыграть Шейлока в « Венецианском купце» .

Мария получает восхищенное письмо от лейтенанта Станислава Собинского; она приглашает его навестить ее в ее гримерке в тот вечер, когда Джозеф начинает свою речь « Быть ​​или не быть ». Вскоре правительство издает приказ о ликвидации гестапо , чтобы избежать ухудшения отношений с Германией. На следующую ночь Собински снова уходит во время «Чтобы быть...», чтобы встретиться с Марией, что приводит Джозефа в ярость. Собинский признается Марии в любви, предполагая, что она оставит мужа и сцену, чтобы быть с ним. Прежде чем Мария успевает его поправить, появляются новости о том, что Германия вторглась в Польшу . Собинский уезжает, чтобы присоединиться к польской дивизии Королевских ВВС (RAF), а актеры прячутся, пока Варшаву бомбят.

Собинский и его товарищи встречаются с лидером польского сопротивления профессором Силецким. Силецкий скоро вернется в Варшаву, и мужчины передают ему послания для своих близких. Однако Собинский становится подозрительным, когда Силецкий не знает о Марии Туре. Союзники . понимают, что Силецкий знает личности родственников польских летчиков, против которых могут быть приняты репрессии, если он расскажет нацистам Собински улетает обратно, чтобы предупредить Марию; однако Силецкий приказывает немецким солдатам привести к нему Марию и передает ей сообщение Собинского. Он приглашает Марию на ужин, надеясь завербовать ее в качестве нацистской шпионки. Незадолго до ее возвращения домой Джозеф возвращается и находит Собински в своей постели. Мария и Собински пытаются понять, что делать с Силецким, а Иосиф пытается разобраться в отношениях жены с пилотом. Джозеф заявляет, что убьет Силецкого.

Член роты, переодетый гестапо, вызывает Силецкого в «штаб гестапо», театр. Джозеф выдает себя за полковника гестапо Эрхардта. Дав Джозефу список близких бойцов польского сопротивления, Силецкий становится подозрительным и упоминает сообщение Собинского для Марии и то, что «Быть ​​или не быть» означает их встречу. Удивленный Джозеф неудержимо раскрывает себя. Силецкий направляет на него пистолет и пытается сбежать, но Собинский застрелил его на сцене театра. Джозеф маскируется под Силецкого и идет в отель Силецкого, чтобы забрать дополнительную копию списка Силецкого. Там он находит Марию, которая не смогла уехать без одобрения Силецкого, и капитана Шульца, приехавшего отвезти его на встречу с Эрхардтом.

Иосиф успешно выдает себя за Силецкого и называет лидерами сопротивления недавно казненных заключенных. На следующий день Эрхардт, который считает, что Силецкий убедил Марию присоединиться к нацистам, сообщает ей, что они нашли труп Силецкого в театре. Не зная об этом, Йозеф звонит Эрхардту, все еще маскирующемуся под Силецкого, и приходит к нему на встречу. Чтобы разоблачить Йозефа как самозванца, Эрхардт оставляет его в комнате с трупом Силецкого. У Джозефа есть дополнительная искусственная борода, он сбривает бороду Силецкого и применяет искусственную бороду. Затем он подстрекает Эрхардта осуществить это, убеждая его, что Джозеф - настоящий Силецкий. Не подозревая об успешном замысле Джозефа, прибывают несколько актеров, замаскированных под гитлеровскую команду безопасности, вырывают у Джозефа искусственную бороду и делают вид, что вытаскивают его. Все в безопасности, но теперь не могут покинуть Польшу на самолете, который Эрхардт организовал для Силецкого.

Немцы устраивают представление в честь приехавшего Гитлера. Актеры проскальзывают в театр, одетые как немцы, и прячутся, пока Гитлер и его окружение не займут свои места. Когда немцы поют « Немецкую песнь» , внезапно появляется Гринберг и бросается в ложу Гитлера, отвлекая актеров настолько, что они могут проникнуть в настоящих немцев. Выступая в роли главы гвардии Гитлера, Джозеф требует знать, чего хочет Гринберг, давая актеру шанс произнести речь Шейлока, заканчивающуюся словами: «Если вы обидите нас, разве мы не отомстим ?!» Джозеф приказывает «увести» Гринберга. Все актеры выходят, включая Бронски, переодетого Гитлером, садятся в машины Гитлера и уезжают.

В своей квартире Мария ждет, пока компания заберет ее, но приходит Эрхардт и пытается ее соблазнить. Бронски входит в костюме Гитлера, а затем теряет дар речи, что заставляет Эрхардта поверить, что она любовница Гитлера. Мария бежит за Бронски, а Эрхардт от стыда застреливается.

Актеры взлетают на самолете Гитлера, а Собинский улетает в Шотландию. Когда пресса спрашивает Иосифа, какую награду он хотел бы за спасение подпольного движения, Мария утверждает, что хочет сыграть Гамлета. Во время выступления Джозеф с удовлетворением видит, как Собинский тихо сидит среди публики в критический момент своего монолога. Но пока он продолжает, еще один красивый молодой офицер встает и с шумом направляется за кулисы.

В ролях [ править ]

  • Кэрол Ломбард в роли Марии Туры, известной польской актрисы
  • Джек Бенни в роли Йозефа Туры, известного польского актера и мужа Марии.
  • Роберт Стэк в роли лейтенанта Станислава Собинского, польского летчика, влюбленного в Марию.
  • Феликс Брессар в роли Гринберга, еврейского актера, играющего эпизодические роли и мечтающего сыграть Шейлока.
  • Лайонел Этвилл в роли Рэвича, актера-любителя
  • Стэнли Риджес в роли профессора Александра Силецкого, нацистского шпиона, притворяющегося участником польского сопротивления.
  • Сиг Руман, как полковник. Эрхардт, неуклюжий командир гестапо в Варшаве
  • Том Дуган в роли Бронски, второстепенного актера, изображающего Гитлера.
  • Чарльз Хэлтон — Добош, продюсер компании
  • Джордж Линн, актер, маскирующийся под адъютанта полковника Эрхардта.
  • Генри Виктор — капитан Шульц, настоящий адъютант полковника Эрхардта
  • Мод Эберн — Анна, горничная Марии
  • Холливелл Хоббс в роли генерала Армстронга, офицера британской разведки
  • Майлз Мэндер — майор Каннингем, офицер британской разведки
  • Джеймс Финлейсон — шотландский фермер (в титрах не указан)
  • Олаф Хиттен в роли Полония в Варшаве (в титрах не указан)
  • Морис Мерфи — пилот польских ВВС (в титрах не указан)
  • Франк Райхер - чиновник Министерства иностранных дел Польши (в титрах не указан)

Производство [ править ]

Любич никогда не рассматривал на главную роль в фильме никого, кроме Джека Бенни. Он даже писал персонажа, думая о Бенни. Бенни, взволнованный тем, что режиссер такого калибра, как Любич, думал о нем во время написания сценария, немедленно согласился на роль. Бенни оказался в затруднительном положении, поскольку, как ни странно, его успех в киноверсии « Тетушки Чарли» (1941) никого не заинтересовал в найме актера для своих фильмов.

В качестве напарницы Бенни студия и Любич выбрали Мириам Хопкинс , карьера которой в последние годы шла на спад. Роль была задумана как возвращение актрисы-ветерана, но Хопкинс и Бенни не очень хорошо ладили, и Хопкинс покинула производство.

Любич остался без ведущей актрисы, пока Кэрол Ломбард , узнав о его затруднительном положении, не попросила рассмотреть возможность ее участия. [10] Ломбард никогда не работал с режиссером и очень хотел получить такую ​​возможность. Любич согласился, и Ломбард был выбран. Фильм также предоставил Ломбард возможность поработать с другом Робертом Стэком , которого она знала с тех пор, как он был подростком. Фильм был снят на студии United Artists , что позволило Ломбард сказать, что она работала на каждой крупной студии Голливуда.

Прием [ править ]

Первоначальный прием « Быть ​​или не быть» был отмечен общественными опасениями из-за сатирического изображения нацистов. Рецензенты в то время раскритиковали использование такой серьезной и ощутимой угрозы в качестве основы для комедии. Однако с тех пор современные критики стали считать этот фильм одним из выдающихся достижений Любича. Согласно незаконченным мемуарам Джека Бенни, опубликованным в 1991 году, отец Бенни сначала покинул театр с отвращением, увидев в фильме своего сына в нацистской форме, но Бенни в конце концов убедил его вернуться. Впоследствии его отец не только понравился фильм, но и посмотрел его 46 раз. [11]

То же самое нельзя сказать обо всех критиках. Хотя они в целом хвалили Ломбарда, некоторые презирали Бенни и Любича и находили фильм безвкусным. Босли Кроутер из «Нью-Йорк Таймс» писал, что «трудно представить, как можно, не моргнув глазом, пережить сокрушительный воздушный налет на Варшаву сразу после эпизода фарса или зрелища, когда мистер Бенни разыгрывает комедийную сцену с труп гестаповца, когда у господина Любича было странное чувство юмора и запутанный сценарий». [12] Газета Philadelphia Inquirer согласилась, назвав фильм «бездушной и безвкусной попыткой развлечься во время бомбардировок Варшавы». [13] Некоторых критиков особенно обидела фраза полковника Эрхардта: «О, да, я видел его [Туру] однажды в «Гамлете». То, что он сделал с Шекспиром, мы сейчас делаем с Польшей». [13]

Однако другие отзывы были положительными. Variety назвал его одним из «лучших постановок Любича за несколько лет… солидное развлечение». [14] В «Отчетах Харрисона» ее назвали «захватывающей комедией-драмой военного времени, умело поставленной и сыгранной. Действие всегда держит в напряженном напряжении, а комедия диалогов, как и актерской игры, заставляет смеяться почти постоянно». [15] Джон Мошер из The New Yorker также похвалил фильм, написав: «Эта комедия могла быть размещена в Варшаве во время ее падения, во время ее завоевания нацистами, и не казаться слишком нелепой, чтобы ее можно было терпеть, - это триумф Любича». [16]

Кэрол Ломбард в рекламе американской комедии «Быть ​​или не быть» (1942). (на французском языке)
Кэрол Ломбард в рекламном кадре к фильму.

В 1943 году критик Милдред Мартин сделала рецензию на другой фильм Любича в The Philadelphia Inquirer и уничижительно упомянула о его немецком происхождении и комедии о нацистах в Польше. Любич в ответ опубликовал открытое письмо в газету, в котором написал:

В этой картине я высмеивал нацистов и их нелепую идеологию. Я также высмеивал отношение актеров, которые всегда остаются актерами, независимо от того, насколько опасной может быть ситуация, и я считаю, что это верное наблюдение. Можно утверждать, что трагедия Польши, реалистично изображенная в « Быть ​​или не быть», может быть объединена с сатирой. Я верю, что это возможно, и то же самое думают и зрители, которых я наблюдал во время показа фильма « Быть ​​или не быть» ; но это предмет споров, и каждый имеет право на свою точку зрения, но это, конечно, далеко от режиссера, родившегося в Берлине, который находит удовольствие в бомбардировках Варшавы. [13] [17]

В последнее время фильм стал признанной классикой комедии. «Быть ​​или не быть» имеет рейтинг одобрения 96% на веб-сайте-агрегаторе обзоров Rotten Tomatoes со средней оценкой 8,8 из 10 на основе 52 рецензий и консенсусом: «Сложная и своевременная сатира, в которой столько же тьмы, сколько в фарсе. В произведении Эрнста Любича «Быть ​​или не быть» деликатно балансируются юмор и этика». [18] Словенский культурный критик и философ Славой Жижек назвал ее своей любимой комедией в интервью в 2015 году, где он заметил: «Это безумие, я думаю, лучшей комедии не придумать». [19]

Награды и почести [ править ]

«Быть ​​или не быть» был номинирован на одну премию «Оскар»: лучшая музыка, озвучка драматического или комедийного фильма .

Фильм признан Американским институтом кино в следующих списках:

Ремейки [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания

  1. ^ Быть или не быть в каталоге художественных фильмов AFI
  2. ^ « Моушн Пикчер Дейли » . Нью-Йорк [Motion Picture Daily, Inc.] 4 февраля 1942 г. с. 1 колон. 4.
  3. ^ « Варьете 18 февраля 1942 года» .
  4. ^ Балио, Тино (2009). United Artists: Компания, созданная звездами . Университет Висконсина Пресс . ISBN  978-0-299-23004-3 . стр. 173
  5. ^ «Варьете (январь 1943 года)» . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательская компания Variety. 14 июня 1943 г. - из Интернет-архива.
  6. ^ «Быть ​​или не быть | БФИ | БФИ» . Исследуйте.bfi.org.uk. Архивировано из оригинала 11 июля 2012 г. Проверено 8 апреля 2014 г.
  7. ^ «Быть ​​или не быть (1942) — Заметки» . TCM.com . Проверено 5 октября 2022 г.
  8. ^ «Национальный реестр фильмов (Национальный совет по сохранению фильмов, Библиотека Конгресса)» . Лок.gov. 20 ноября 2013 г. Проверено 10 апреля 2014 г.
  9. ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 13 мая 2020 г.
  10. ^ «Быть ​​или не быть» . Afi.com . Проверено 5 октября 2022 г.
  11. ^ Джек Бенни и Джоан Бенни, Воскресные вечера в семь: История Джека Бенни , GK Hall, 1991, стр. 232
  12. ^ Кроутер, Босли (7 марта 1942 г.). «Кинообзор – Быть или не быть» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 января 2016 г.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Инсдорф, Аннет (2003). Неизгладимые тени: фильм и Холокост (Третье изд.). Издательство Кембриджского университета . п. 67. ИСБН  9780521016308 .
  14. ^ «Кинообзоры». Разнообразие . Нью-Йорк: Variety, Inc., 18 февраля 1942 г., с. 8.
  15. ^ « Быть ​​или не быть» с Кэрол Ломбард, Джеком Бенни и Робертом Стэком». Отчеты Харрисона : 35. 28 февраля 1942 г.
  16. ^ Мошер, Джон (14 марта 1942 г.). «Современное кино». Житель Нью-Йорка . Нью-Йорк: FR Publishing Corp., с. 71.
  17. ^ Вайнберг, Герман (1977). Прикосновение Любича: критическое исследование . Дуврские публикации. п. 246.
  18. ^ «Быть ​​или не быть» . Гнилые помидоры .
  19. ^ Фильм, в; 25 мая, Философия; Комментарий, 2017 Оставить а. «Славой Жижек назвал 5 своих любимых фильмов» . {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  20. ^ «100 лет AFI… 100 смеха» . Американский институт кино . Проверено 5 октября 2022 г.
  21. ^ " "Быть или не быть" " . Архивировано из оригинала 28 апреля 2013 г.
  22. ^ « «Быть ​​или не быть» — произведение Хуана Эханове, высмеивающее нацизм и использующее юмор как щит от войны» . 20 марта 2022 г.

Дальнейшее чтение

Внешние ссылки [ править ]

Послушайте эту статью ( 14 минут )
Продолжительность: 13 минут 48 секунд.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 23 декабря 2019 г. ( 2019-12-23 ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2548c86674bdd302e672b671c1b202b__1712963220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/2b/a2548c86674bdd302e672b671c1b202b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
To Be or Not to Be (1942 film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)