Рудольф Мате
Рудольф Мате | |
---|---|
Рожденный | Рудольф Майер 21 января 1898 г. |
Умер | 27 октября 1964 г. | ( 66 лет
Занятия |
|
Годы активности | 1919–1964 |
Супруги | Паула Софи Харткоп
Регина Опочиньски
|
Дети | 1 |
Рудольф Мате (урожденный Рудольф Майер ; 21 января 1898 — 27 октября 1964) — польско-венгерский оператор , работавший в Венгрии, Австрии, Германии и Франции. Он сотрудничал с известными режиссерами, включая Фрица Ланга , Рене Клера и Карла Теодора Дрейера , получив известное признание за «Страсти Жанны д’Арк» (1928) и «Вампир» (1932).
В 1935 году он переехал в Соединенные Штаты, работая оператором в известных голливудских фильмах, в том числе «Додсворт» (1936), «Иностранный корреспондент» (1940) и «Гильда» (1946). К 1947 году Мате стал кинорежиссером, снявшись в таких известных фильмах, как «DOA» (1950), «Когда миры сталкиваются » (1951) и «300 спартанцев» (1962).
Биография
[ редактировать ]Рудольф Мате родился 21 января 1898 года в Кракове (тогда в Великом княжестве Краковском , Австро-Венгерская империя , в настоящее время в Польше ) в еврейской семье высшего сословия. В 1919 году он окончил Будапештский университет по специальности искусство. [ 1 ] Работу в киноиндустрии начал лаборантом и помощником оператора Александра Корды на киностудии «Корвин» . В том же году Мате был назначен членом Коммунистического управления искусств, ответственного за национализацию киноиндустрии. Однако в 1920 году от этих планов отказались после того, как к власти пришел Миклош Хорти и запретил Венгерскую коммунистическую партию . Корда вместе с Мате впоследствии переехали в Вену , чтобы работать в Sascha-Film . [ 1 ]
В 1924 году Мате отправился в Берлин , чтобы работать оператором второго подразделения у Эриха Поммера . Позже он нанял Мате в качестве помощника оператора Карла Фройнда в фильме «Микаэль» (1924). Его влияние на фильм вдохновило Карла Теодора Дрейера нанять его в качестве оператора фильма «Страсти Жанны д'Арк» (1928). [ 2 ] Работы Мате были признаны одними из лучших в эпоху немого кино , а историк кино Джон Уэйкман отметил, что его высококонтрастное освещение с абсолютной четкостью подчеркивает черты лица актеров. [ 3 ] Уилер Уинстон Диксон также отметил, что Мате фотографировал «каждый кадр с сияющей четкостью, часто используя эффект ореола «ирисовой диафрагмы» во время крупных планов Джоан, чтобы подчеркнуть ее изоляцию и преследование во время суда. Часто Мате слегка кадрирует Джоан сверху, глядя вниз. на нее со смесью благоговения и печали, что также свидетельствует о ее бессилии во время допроса судьями». [ 4 ]
Следующим его сотрудничеством с Дрейером стал «Вампир» (1932). Весь фильм был снят на натуре, а многочисленные сцены были сняты в Куртемпьере , Франция . Во время съемок Мате снял несколько сцен, которые выглядели размытыми и нечеткими после того, как естественный свет случайно попал в объектив камеры. Дрейер принял результаты и поместил перед камерой марлю длиной 0,9 метра (2 фута 11 дюймов), чтобы воссоздать эффект. [ 5 ] [ 6 ] Кроме того, Мате сотрудничал с Фрицем Лангом и Рене Клером . во Франции [ 7 ] Его репутация в Европе сделала его одним из самых востребованных операторов, с которыми он заключил контракт с Fox Film Corporation . В 1935 году Мате переехал в Голливуд, где работал над своим первым американским фильмом « Ад Данте» (1935). [ 8 ] Год спустя Мате покинул Fox Film, чтобы работать над « Додсвортом» (1936) для Сэмюэля Голдвина . Несколько лет спустя Голдвин выбрал Мате своим штатным оператором, заменив Грегга Толанда , который решил стать кинорежиссером военного времени. [ 8 ] Он был номинирован на премию Оскар за лучшую операторскую работу пять лет подряд за фильмы Альфреда Хичкока » « Иностранный корреспондент (1940), Корды Александра «Эта женщина Гамильтон» (1941), Вуда Сэма «Гордость янки» (1942), Золтана Корды » « Сахара (1943) и Чарльза Видора » «Девушка с обложки (1944). [ 9 ]
Работая в Columbia Pictures , Мате первоначально подписал контракт с оператором фильма « Это должен был быть ты» (1947). Однако во время производства он стал брать на себя больше режиссерских обязанностей от Дона Хартмана . Винсент Дж. Фаррар был приглашен в качестве второго оператора, который сменил Мате, который позже был признан и сорежиссером, и вторым оператором фильма. [ 8 ] Президент Columbia Pictures Гарри Кон обратил на это внимание и нанял Мате в качестве режиссера. Его первым сольным режиссерским дебютом стал нуар- триллер 1948 года «Темное прошлое» , ремейк фильма «Тупок» (1939). [ 10 ] Отношения Мате с Гарри Коном временами оказывались спорными: Кон однажды отругал его за то, что Мате едва мог запинаться в своих ответах. [ 11 ]
Его самым известным фильмом был «DOA» (1950), фильм-нуар , в котором Фрэнк Бигелоу (изображаемый Эдмондом О'Брайеном ) медленно умирает от яда и мчится на время, чтобы найти настоящих виновников. [ 12 ] В обзоре The New York Times фильм был назван «довольно очевидным и утомительным рассказом, включающим преступления, страсть, украденный иридий, бандитские избиения и невинное замешательство одного человека, оказавшегося в паутине обстоятельств, которые знаменуют его смерть». [ 13 ] Уильям Брогдон из Variety чувствовал, что направление Мате «слишком долго задерживается на [первой части истории], очень слабо распределяя ожидание, но когда он все-таки начинает создавать напряжение, это приводит к сильному удару». [ 14 ]
Позже Мате снял саспенс-фильм «Станция Юнион» (1950), в котором снимались Уильям Холден и Барри Фицджеральд , и «Брендед» (1950), в котором снялся Алан Лэдд . Затем Мате снял «Принц, который был вором» (1951) с Тони Кертисом и Пайпер Лори в главных ролях . Его самым успешным фильмом стала научно-фантастическая катастрофа « Когда миры сталкиваются » (1951). Фильм получил почетную премию Американской киноакадемии за лучшие спецэффекты . [ 12 ]
Последним голливудским фильмом Мате стала историческая эпопея «300 спартанцев» (1962). Его последним фильмом (совместно с Примо Дзельо ) стал итальянский приключенческий фильм «Семь морей до Кале» (1963) с Родом Тейлором в главной роли . Он отправился в Грецию , чтобы снять малобюджетную романтическую комедию «Алики» (1963) с Алики Вугиуклаки в главной роли . [ 12 ] [ 15 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]В 1929 году Мате женился на Пауле Софи Харткоп в Париже. Пара прибыла в США в 1935 году; В августе 1937 года Паула Софи умерла от осложнений пневмонии. [ 16 ] 6 июля 1941 года он женился на Регине Опочиньски в Лас-Вегасе . У них был сын по имени Кристофер. Пара развелась в 1958 году после того, как Мате оставил жену на четыре недели во Франции. [ 17 ] 27 октября 1964 года Мате умер от сердечного приступа в своем доме в Беверли-Хиллз в возрасте 66 лет. [ 18 ]
Фильмография
[ редактировать ]Как директор
[ редактировать ]- Это должен был быть ты (1947)
- Темное прошлое (1948)
- ДОА (1950)
- Никаких грустных песен для меня (1950)
- Станция Юнион (1950)
- Фирменный (1950)
- Принц, который был вором (1951)
- Когда миры сталкиваются (1951)
- Зеленая перчатка (1952)
- Салли и Святая Анна (1952)
- Паула (1952)
- Игрок из Миссисипи (1953)
- Второй шанс (1953)
- Запрещено (1953)
- Черный щит Фалворта (1954)
- Осада Красной реки (1954)
- Жестокие люди (1955)
- Дальние горизонты (1955)
- Чудо под дождем (1956)
- Годы сыромятной кожи (1956)
- Порт Африка (1956)
- Три жестоких человека (1957)
- Глубокая шестерка (1958)
- Впервые (1959)
- Ревак Мятежник (1960)
- 300 спартанцев (1962)
- Семь морей в Кале (1962)
- Алики, любовь моя (1963)
Как продюсер
[ редактировать ]- Возвращение октября (1948)
- 300 спартанцев (1962)
- Алики, любовь моя (1963)
Как оператор
[ редактировать ]- Исследователь Самуэль (1919)
- Альпийская трагедия (1920)
- Девушка-гусь (1920)
- Люцифер (1921)
- Духовная смерть (1921)
- Парема - Существо из звездного мира (1922)
- Мистическая уличная реклама (1922)
- Темные аллеи (1923)
- Потерянное я (1923)
- Венецианский купец (1923)
- Потерянная душа, или: Опасности гипноза (1923) [ 19 ]
- Майкл (1924)
- Питер Пират (1925)
- Исключенный из публики (1927)
- Самозванец (1927)
- Трехлетнее невезение пехотинца Вамперла (1927 г.)
- Страсти Жанны д'Арк (1928)
- Франц Шуберт и его время (1928)
- Крестьянская принцесса (1928)
- Награда за доброе дело (1928)
- Мисс Европа (1930)
- Полуночный человек (1931)
- Вампир (1932)
- Месье Альберт (1932)
- Люневильская швея (1932)
- Лили Кристин (1932)
- Оскорбление (1932)
- Разве мы не все? (1932)
- Веселый монарх (1933)
- Приключения короля Паузоле (1933)
- Приключения короля Паузоле (1933)
- Женщина за рулем (1933)
- На улицах (1933)
- Паприка (1933)
- Последний миллиардер (1934)
- Лили (1934)
- Ничего больше, чем женщина (1934) (испанская версия « Преследований »)
- Ад Данте (1935)
- Одетый до острых ощущений (1935)
- Митрополит (1935)
- Жена военно-морского флота (1935)
- Профессиональный солдат (1935)
- Секрет Чарли Чана (1936)
- Додсворт (1936)
- Сообщение Гарсии (1936)
- Наши отношения (1936)
- Приди и возьми это (1936)
- Изгой (1937)
- Стелла Даллас (1937)
- Приключения Марко Поло (1938)
- Блокада (1938)
- Молодежь заводит роман (1938)
- Пассаты (1938)
- Любовный роман (1939)
- Настоящая слава (1939)
- Моя любимая жена (1940)
- Иностранный корреспондент (1940)
- Житель Запада (1940)
- Семь грешников (1940)
- Эта женщина Гамильтон (1941)
- Пламя Нового Орлеана (1941)
- Все началось с Евы (1941)
- Быть или не быть (1942)
- Гордость янки (1942)
- Они меня прикрыли (1943)
- Сахара (1943)
- Адрес неизвестен (1944)
- Девушка с обложки (1944)
- Сегодня вечером и каждую ночь (1945)
- Старше 21 года (1945)
- Ловушка (1946)
- На Землю (1947)
- Это должен был быть ты (1947)
- Дама из Шанхая (1947) (в титрах не указан)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сен-Пьер 2016 , с. 208.
- ^ Люфт, Герберт Г. (октябрь 1964 г.). «Рудольф Мате сфотографировал «Страсти Жанны д'Арк» Дрейера и сам стал режиссером». Фильмы в обзоре . Том. 15, нет. 8. стр. 481–482.
- ^ Уэйкман 1987 , с. 269.
- ^ Диксон 2015 , с. 48.
- ^ Уэйкман 1987 , с. 270.
- ^ Кларенс 1997 , с. 107.
- ^ Лангман 2000 , с. 205.
- ^ Jump up to: а б с Мальтийский 2012 , с. 38.
- ^ Сен-Пьер, 2016 , с. 240.
- ^ Мальтийский 2012 , стр. 38–39.
- ^ Томас 1990 , с. 244.
- ^ Jump up to: а б с Барсон, Майкл. «Рудольф Мате» . Британская энциклопедия . Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ «Мелодрама открывается на Критерии» . Нью-Йорк Таймс . 1 мая 1950 года . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ Брогдон, Уильям (28 декабря 1949 г.). «Кинообзоры: DOA» Варьете . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ «Алики, любовь моя» . Михани Ту Хрону [Машина времени] (на греческом языке). 2015 . Проверено 27 августа 2019 г.
- ^ «Пневмония поразила жену кинооператора» . Лос-Анджелес Таймс . 21 августа 1937 г. Часть II, с. 8 . Проверено 7 ноября 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Оставленная жена во Франции, разведена» . Независимый . 1 апреля 1958 г. с. Б-5 . Проверено 7 ноября 2023 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Голливудский режиссер умер в 66 лет» . Лос-Анджелес Таймс . 28 октября 1964 г. Часть III, с. 17 . Проверено 7 ноября 2023 г. - через Newspapers.com.
- ^ Уоркман, Кристофер; Ховарт, Трой (2016). «Фолиант ужаса: фильмы ужасов эпохи немого кино». Полночь Шатер Пресс. п. 264. ISBN 978-1936168-68-2 .
Библиография
[ редактировать ]- Кларенс, Карлос (1997). Иллюстрированная история фильмов ужасов и научно-фантастических фильмов . Да Капо Пресс . ISBN 0-306-80800-5 .
- Диксон, Уиллер Уинстон (2015). Черно-белое кино: Краткая история . Издательство Университета Рутгерса . ISBN 978-0-813-57244-4 .
- Лэнгман, Ларри (2000). Направление Голливуд: влияние европейцев на американское кинопроизводство . МакФарланд . стр. 205–206. ISBN 978-0-786-40681-4 .
- Мальтин, Леонард (2012). Искусство кинооператора: обзор и интервью с пятью мастерами . Дуврские публикации . стр. 37–39. ISBN 978-0-486-15474-9 .
- Сен-Пьер, Пол Мэтью (2016). Кинематография в Веймарской республике: Лола-Лола, «Грязные одиночки» и люди, которые в них стреляли . Издательство Университета Фэрли Дикинсон . ISBN 978-1-611-47945-4 .
- Томас, Боб (1990). Король Кон: Жизнь и времена голливудского магната Гарри Кон . МакГроу-Хилл . ISBN 978-0-070-64261-4 .
- Уэйкман, Джон (1987). Мировые кинорежиссеры: Том 1 — 1890–1945 . Х. В. Уилсон . ISBN 978-0-824-20757-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]