Jump to content

Георгий Катуар

Georgy Lvovich Catoire (or Katuar , Russian : Гео́ргий Льво́вич Катуа́р , French : Georges Catoire ) (Moscow 27 April 1861 – 21 May 1926) was a Russian composer of French heritage.

Катуар учился игре на фортепиано в Берлине у Карла Клиндворта (друга Рихарда Вагнера ), у которого он научился ценить Вагнера. Он стал одним из немногих русских композиторов-вагнеристов, вступив в общество Вагнера в 1879 году.

Катуар окончил Московский университет по математике в 1884 году с отличием. После окончания учебы он работал в коммерческом бизнесе своего отца, а позже стал штатным музыкантом. Именно в это время Катуар начал брать уроки игры на фортепиано и основах гармонии у ученика Клиндворта В. И. Уиллборга. Результатом этих уроков стала композиция сонаты для фортепиано, некоторых характерных пьес и нескольких транскрипций. Самой известной из этих транскрипций была фортепианная транскрипция « Введения и фуги» Чайковского из Первой оркестровой сюиты (которую позже опубликовал Юргенсон по рекомендации Чайковского).

Не удовлетворенный уроками у Вильборга, Катуар в конце 1885 года отправился в Берлин, чтобы продолжить уроки у Клиндворта. На протяжении 1886 года он совершал короткие поездки в Москву и в одной из таких поездок познакомился с Чайковским, которому очень понравился набор фортепианных вариаций Катуара. Чайковский сказал младшему композитору, что «было бы большим грехом, если бы он не посвятил себя композиции». Именно во время этого визита в Москву Катуара познакомили с издателем Юргенсоном. Катуар продолжал учиться игре на фортепиано у Клиндворта в Берлине на протяжении 1886 года и одновременно изучал композицию и теорию у Отто Тирша . Не удовлетворенный инструкциями Тирша, он начал обучение у Филиппа Рюфера . Эти уроки тоже были недолгими, но привели к созданию струнного квартета.

Катуар вернулся в Москву в 1887 году. Он отказался дебютировать в качестве концертирующего пианиста, несмотря на рекомендацию Клиндворта. Катуар снова встретился с Чайковским и показал ему (вместе с Николаем Губертом и Сергеем Танеевым ) струнный квартет, который он написал в Берлине для Рюфера. Все они согласились, что работа интересна в музыкальном плане, но лишена текстуры. По рекомендации Чайковского Катуар отправился к Римскому-Корсакову в Петербург с просьбой дать уроки композиции и теории. В письме Римскому-Корсакову Чайковский позже описал Катуара как «очень талантливого... но нуждающегося в серьезном обучении».

Римский-Корсаков дал Катуару один урок, прежде чем передать его Лядову . Результатом этого единственного урока стали три фортепианные пьесы, которые позже были опубликованы как оп.2 Катуара. Вместе с Лядовым Катуар изучал контрапункт и написал несколько пьес, в том числе прекрасный «Каприс» ор.3. Уроки Лядова завершили формальное обучение Катуара.

Вернувшись в Москву, Катуар довольно сблизился с Антоном Аренским . Именно в этот период он написал свой второй квартет (который позже переписал в квинтет) и кантату «Русалка», ор.5, для сольного голоса, женского хора и оркестра.

Семья, друзья и коллеги Катуара не сочувствовали его выбору композиторской карьеры, поэтому в 1899 году, после ряда разочарований, он уехал в деревню и почти совсем отказался от сочинения. После двух лет изоляции от общества и разрыва почти всех связей с музыкальными друзьями в результате этого уединения в виде секстета возникла симфония опуса 7.

С 1919 Катуар — профессор композиции Московской консерватории . За время своего пребывания в должности он написал несколько трактатов по теории и композиции. Николай Мясковский с большим уважением относился к ученикам Катуара.

Сегодня Катуар очень мало известен, хотя существует несколько записей его фортепианных произведений Марка-Андре Амлена , Анны Засимовой и Александра Гольденвейзера , а Давид Ойстрах и Лоран Бройнингер записали всю скрипичную музыку. Его музыка имеет определенное сходство с произведениями Чайковского, ранними произведениями Скрябина , музыкой Форе . Сочинения Катуара требуют не только высокой виртуозности, но и инструментального колорита.

Георгий Катуар — дядя писателя и музыканта Жана Катуара . [ 1 ]

Избранная дискография

[ редактировать ]
  • Стихи для голоса и фортепиано. Яна Иванилова, сопрано, Анна Засимова, фортепиано. [До издания, 2013 г.]
  • Камерная музыка (Комнатная музыка, Гиперион) [ 2 ]
  • Фортепианная музыка (Марк-Андре Амлен, Гиперион) [ 3 ]
  • Сочинения для скрипки и фортепиано (Лоран Бройнингер, Анна Засимова. cpo 777 378-2)
  • Фортепианная музыка (Анна Засимова, Hänssler Classic, Antes Edition)

Пьесы Op.6 Мечтательность, Контраст, Пейзаж. https://www.jpc.de/jpcng/classic/detail/-/art/sonata-reminiszeca/hnum/8333103 Прелюдия ля-мажор [Композиция юного возраста]; Соч. 12, Четыре пьесы: Вечерняя песня, Размышление, Ноктюрн, Фантастический этюд; Соч.34, Стихотворение №1 ми минор, Стихотворение соч.34 №2 C-Hard. Анна Засимова. Компакт-диск «Vergessene Weisen» – Русская музыка на рубеже ХХ века. https://www.jpc.de/jpcng/classic/detail/-/art/Anna-Zassimova-Vergessene-Weisen/hnum/9989961

Избранные работы

[ редактировать ]
  • Op. 1 Four Lieder: no.4, Lied for voice and piano on Lermontov's "Нет, не тебя так пылко я люблю..."
  • Op. 2 Trois Morceaux для фортепиано (паб. 1888): 1. Интимная песня, ми мажор 2. Вдали от дома, ми ♭ мажор 3. Зимний вечер ре мажор.
  • Оп. 3 Каприс для фортепиано соль ♭ мажор (паб. 1886)
  • Оп. 4-струнный квартет (утерян; переработан в струнный квинтет) [ 4 ]
  • Оп. 5 кантата «Русалка» для сольного голоса, женского хора и оркестра (1888)
  • Соч. 6 Шесть пьес для фортепиано (1897): 1. Мечтательность, ля мажор 2. Прелюдия, G♭ мажор, 3. Скерцо, B♭ мажор 4. Пейзаж, ля мажор 5. Интермеццо, B♭ мажор 6. Контраст, B. незначительный
  • Оп. 7 Симфония до минор
  • Оп. 8 Vision (Этюд) для фортепиано (изд. 1897)
  • Op. 9 Lieder: no.1 Lied for voice and piano on Apukhtin's "Опять весна"; no.4, Lied for voice and piano on Apukhtin's "Вечер"
  • Соч. 10 Cinq Morceaux для фортепиано (опубликовано около 1899 г.): 1. Прелюдия 2. Прелюдия 3. Каприччиозо 4. Мечтательность 5. Легенда.
  • Op. 11 Lieder: no.1, Lied for voice and piano on Lermontov's "Песнь Русалки"; no.4, Lied for voice and piano on A. Tolstoy's "Не ветер, вея с высоты..."
  • Соч. 12 Четыре пьесы для фортепиано (изд. 1901): 1. Вечерняя песня 2. Размышление 3. Ноктюрн 4. Фантастический этюд.
  • Оп. 13 Мцыри (или Мцыри) – Симфоническая поэма (по мотивам лермонтовского «Новичка») (1899)
  • Оп. 14 Фортепианное трио фа минор (1900) (изд. 1902)
  • Оп. 15 Соната для скрипки №1 си минор (в 3-х частях)
  • Оп. 16-струнный квинтет до минор (две скрипки, альт и две виолончели)
  • Оп. 17 Quatre Preludes для фортепиано (паб. около 1909 г.)
  • Оп. 18 Три стихотворения для женского хора и фортепиано
  • Оп. 19 Три стихотворения для голоса и фортепиано: №1, Песня для голоса и фортепиано на тему Ф. Тютчева «Как над горящим пеплом...»; №2, Партия для голоса и фортепиано на тему Ф. Тютчева "Silentium! (тишина!)"
  • Оп. 20 Соната для скрипки No. 2 «Поэма» (одноместное произведение) (1906)
  • Соч. 21 Концерт для фортепиано с оркестром (1909) (изд. 1912)
  • Оп. 22 Шесть песен
  • Оп. 23-струнный квартет фа-диез минор (1909)
  • Оп. 24 Chants du Crepuscule для фортепиано (паб. 1914)
  • Оп. 25 Прелюдия и фуга соль минор для фортепиано (изд. 1914)
  • Оп. 26 Элегия для скрипки и фортепиано (изд. 1916)
  • Оп. 27 Вокальный новый ансамбль для голосов и фортепиано
  • Оп. 28 Фортепианный квинтет (1914)
  • Op. 29 Seven Songs (1915): no.3, Lied for voice and piano on F. Tiutchev's "Сей день, я помню..."; no.6, Lied for voice and piano on F. Tiutchev's "Полдень"
  • На. 30 вальсов для фортепиано (изд. 1916)
  • Оп. 31 Фортепианный квартет ля минор (1916) (паб. c1928)
  • Оп. 32 Шесть стихотворений Бальмонта для голоса и фортепиано (1916) (изд. c1924)
  • Оп. 33 Шесть стихотворений Владимира Соловьева для голоса и фортепиано (1916) (изд. c1924)
  • Оп. 34 Quatre Morceaux для фортепиано (1,2,4: сочинено 1924-6; 3: Молодёжное сочинение) (изд. 1928): 1. Поэма 2. Поэма 3. Прелюдия 4. Этюд
  • Оп. 35 Этюд «Буря» для фортепиано (изд. 1928)
  • Оп. 36 Вальс для фортепиано (юношеское сочинение) (изд. 1928)
  • WoO Концертная транскрипция Пассакальи до минор И.С. Баха для фортепиано (изд. 1889)

Избранная библиография

[ редактировать ]
  • Анна Засимова: Жорж Катуар - Жизнь, Музыка, Значение. [Немецкий]. Издательство Ernst Kuhn, Берлин, 2011. [Жорж Катуар - его музыка, его жизнь, его харизма. Издательство Эрнста Куна – Берлин, 2011].
  • Анна Засимова: Переписка П. И. Чайковского и Г. Л. Катуара. [Немецкий] Издание 15 Общества Чайковского Тюбинген, 2008 г. [Переписка П. И. Чайковского с Егором (Георгием) Л. Катуаром. Немецкое Общество Чайковского, Объявления 15. Тюбинген, 2008]
  • Анна Засимова: GL Catoire. Поэма для скрипки и фортепиано соч. 20. О художественной интерпретации. [рус.] Редакция Московского государственного педагогического университета. Москва, 2000 г.
  • Анна Засимова: Фортепианные произведения Г. Л. Катуара в репертуаре современного пианиста. [рус.] Редакция Московского государственного педагогического университета. Москва, 2001 г.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Музыкальный фестиваль Planet Tree: комментарии на сайте www.planettree.org.
  2. ^ Отчеты Гипериона | Catoire: Камерная музыка на сайте www.hyperion-records.co.uk.
  3. ^ Отчеты Гипериона | Catoire: Фортепианная музыка на сайте www.hyperion-records.co.uk.
  4. ^ «Ожившие шедевры — ансамбль Катуар» .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f86bbd15bcddc82e9b941551a03ed53__1697518740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/53/9f86bbd15bcddc82e9b941551a03ed53.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Georgy Catoire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)