Георгий Катуар
Georgy Lvovich Catoire (or Katuar , Russian : Гео́ргий Льво́вич Катуа́р , French : Georges Catoire ) (Moscow 27 April 1861 – 21 May 1926) was a Russian composer of French heritage.
Жизнь
[ редактировать ]Катуар учился игре на фортепиано в Берлине у Карла Клиндворта (друга Рихарда Вагнера ), у которого он научился ценить Вагнера. Он стал одним из немногих русских композиторов-вагнеристов, вступив в общество Вагнера в 1879 году.
Катуар окончил Московский университет по математике в 1884 году с отличием. После окончания учебы он работал в коммерческом бизнесе своего отца, а позже стал штатным музыкантом. Именно в это время Катуар начал брать уроки игры на фортепиано и основах гармонии у ученика Клиндворта В. И. Уиллборга. Результатом этих уроков стала композиция сонаты для фортепиано, некоторых характерных пьес и нескольких транскрипций. Самой известной из этих транскрипций была фортепианная транскрипция « Введения и фуги» Чайковского из Первой оркестровой сюиты (которую позже опубликовал Юргенсон по рекомендации Чайковского).
Не удовлетворенный уроками у Вильборга, Катуар в конце 1885 года отправился в Берлин, чтобы продолжить уроки у Клиндворта. На протяжении 1886 года он совершал короткие поездки в Москву и в одной из таких поездок познакомился с Чайковским, которому очень понравился набор фортепианных вариаций Катуара. Чайковский сказал младшему композитору, что «было бы большим грехом, если бы он не посвятил себя композиции». Именно во время этого визита в Москву Катуара познакомили с издателем Юргенсоном. Катуар продолжал учиться игре на фортепиано у Клиндворта в Берлине на протяжении 1886 года и одновременно изучал композицию и теорию у Отто Тирша . Не удовлетворенный инструкциями Тирша, он начал обучение у Филиппа Рюфера . Эти уроки тоже были недолгими, но привели к созданию струнного квартета.
Катуар вернулся в Москву в 1887 году. Он отказался дебютировать в качестве концертирующего пианиста, несмотря на рекомендацию Клиндворта. Катуар снова встретился с Чайковским и показал ему (вместе с Николаем Губертом и Сергеем Танеевым ) струнный квартет, который он написал в Берлине для Рюфера. Все они согласились, что работа интересна в музыкальном плане, но лишена текстуры. По рекомендации Чайковского Катуар отправился к Римскому-Корсакову в Петербург с просьбой дать уроки композиции и теории. В письме Римскому-Корсакову Чайковский позже описал Катуара как «очень талантливого... но нуждающегося в серьезном обучении».
Римский-Корсаков дал Катуару один урок, прежде чем передать его Лядову . Результатом этого единственного урока стали три фортепианные пьесы, которые позже были опубликованы как оп.2 Катуара. Вместе с Лядовым Катуар изучал контрапункт и написал несколько пьес, в том числе прекрасный «Каприс» ор.3. Уроки Лядова завершили формальное обучение Катуара.
Вернувшись в Москву, Катуар довольно сблизился с Антоном Аренским . Именно в этот период он написал свой второй квартет (который позже переписал в квинтет) и кантату «Русалка», ор.5, для сольного голоса, женского хора и оркестра.
Семья, друзья и коллеги Катуара не сочувствовали его выбору композиторской карьеры, поэтому в 1899 году, после ряда разочарований, он уехал в деревню и почти совсем отказался от сочинения. После двух лет изоляции от общества и разрыва почти всех связей с музыкальными друзьями в результате этого уединения в виде секстета возникла симфония опуса 7.
С 1919 Катуар — профессор композиции Московской консерватории . За время своего пребывания в должности он написал несколько трактатов по теории и композиции. Николай Мясковский с большим уважением относился к ученикам Катуара.
Сегодня Катуар очень мало известен, хотя существует несколько записей его фортепианных произведений Марка-Андре Амлена , Анны Засимовой и Александра Гольденвейзера , а Давид Ойстрах и Лоран Бройнингер записали всю скрипичную музыку. Его музыка имеет определенное сходство с произведениями Чайковского, ранними произведениями Скрябина , музыкой Форе . Сочинения Катуара требуют не только высокой виртуозности, но и инструментального колорита.
Георгий Катуар — дядя писателя и музыканта Жана Катуара . [ 1 ]
Избранная дискография
[ редактировать ]- Стихи для голоса и фортепиано. Яна Иванилова, сопрано, Анна Засимова, фортепиано. [До издания, 2013 г.]
- Камерная музыка (Комнатная музыка, Гиперион) [ 2 ]
- Фортепианная музыка (Марк-Андре Амлен, Гиперион) [ 3 ]
- Сочинения для скрипки и фортепиано (Лоран Бройнингер, Анна Засимова. cpo 777 378-2)
- Фортепианная музыка (Анна Засимова, Hänssler Classic, Antes Edition)
Пьесы Op.6 Мечтательность, Контраст, Пейзаж. https://www.jpc.de/jpcng/classic/detail/-/art/sonata-reminiszeca/hnum/8333103 Прелюдия ля-мажор [Композиция юного возраста]; Соч. 12, Четыре пьесы: Вечерняя песня, Размышление, Ноктюрн, Фантастический этюд; Соч.34, Стихотворение №1 ми минор, Стихотворение соч.34 №2 C-Hard. Анна Засимова. Компакт-диск «Vergessene Weisen» – Русская музыка на рубеже ХХ века. https://www.jpc.de/jpcng/classic/detail/-/art/Anna-Zassimova-Vergessene-Weisen/hnum/9989961
Избранные работы
[ редактировать ]- Op. 1 Four Lieder: no.4, Lied for voice and piano on Lermontov's "Нет, не тебя так пылко я люблю..."
- Op. 2 Trois Morceaux для фортепиано (паб. 1888): 1. Интимная песня, ми мажор 2. Вдали от дома, ми ♭ мажор 3. Зимний вечер ре мажор.
- Оп. 3 Каприс для фортепиано соль ♭ мажор (паб. 1886)
- Оп. 4-струнный квартет (утерян; переработан в струнный квинтет) [ 4 ]
- Оп. 5 кантата «Русалка» для сольного голоса, женского хора и оркестра (1888)
- Соч. 6 Шесть пьес для фортепиано (1897): 1. Мечтательность, ля мажор 2. Прелюдия, G♭ мажор, 3. Скерцо, B♭ мажор 4. Пейзаж, ля мажор 5. Интермеццо, B♭ мажор 6. Контраст, B. незначительный
- Оп. 7 Симфония до минор
- Оп. 8 Vision (Этюд) для фортепиано (изд. 1897)
- Op. 9 Lieder: no.1 Lied for voice and piano on Apukhtin's "Опять весна"; no.4, Lied for voice and piano on Apukhtin's "Вечер"
- Соч. 10 Cinq Morceaux для фортепиано (опубликовано около 1899 г.): 1. Прелюдия 2. Прелюдия 3. Каприччиозо 4. Мечтательность 5. Легенда.
- Op. 11 Lieder: no.1, Lied for voice and piano on Lermontov's "Песнь Русалки"; no.4, Lied for voice and piano on A. Tolstoy's "Не ветер, вея с высоты..."
- Соч. 12 Четыре пьесы для фортепиано (изд. 1901): 1. Вечерняя песня 2. Размышление 3. Ноктюрн 4. Фантастический этюд.
- Оп. 13 Мцыри (или Мцыри) – Симфоническая поэма (по мотивам лермонтовского «Новичка») (1899)
- Оп. 14 Фортепианное трио фа минор (1900) (изд. 1902)
- Оп. 15 Соната для скрипки №1 си минор (в 3-х частях)
- Оп. 16-струнный квинтет до минор (две скрипки, альт и две виолончели)
- Оп. 17 Quatre Preludes для фортепиано (паб. около 1909 г.)
- Оп. 18 Три стихотворения для женского хора и фортепиано
- Оп. 19 Три стихотворения для голоса и фортепиано: №1, Песня для голоса и фортепиано на тему Ф. Тютчева «Как над горящим пеплом...»; №2, Партия для голоса и фортепиано на тему Ф. Тютчева "Silentium! (тишина!)"
- Оп. 20 Соната для скрипки No. 2 «Поэма» (одноместное произведение) (1906)
- Соч. 21 Концерт для фортепиано с оркестром (1909) (изд. 1912)
- Оп. 22 Шесть песен
- Оп. 23-струнный квартет фа-диез минор (1909)
- Оп. 24 Chants du Crepuscule для фортепиано (паб. 1914)
- Оп. 25 Прелюдия и фуга соль минор для фортепиано (изд. 1914)
- Оп. 26 Элегия для скрипки и фортепиано (изд. 1916)
- Оп. 27 Вокальный новый ансамбль для голосов и фортепиано
- Оп. 28 Фортепианный квинтет (1914)
- Op. 29 Seven Songs (1915): no.3, Lied for voice and piano on F. Tiutchev's "Сей день, я помню..."; no.6, Lied for voice and piano on F. Tiutchev's "Полдень"
- На. 30 вальсов для фортепиано (изд. 1916)
- Оп. 31 Фортепианный квартет ля минор (1916) (паб. c1928)
- Оп. 32 Шесть стихотворений Бальмонта для голоса и фортепиано (1916) (изд. c1924)
- Оп. 33 Шесть стихотворений Владимира Соловьева для голоса и фортепиано (1916) (изд. c1924)
- Оп. 34 Quatre Morceaux для фортепиано (1,2,4: сочинено 1924-6; 3: Молодёжное сочинение) (изд. 1928): 1. Поэма 2. Поэма 3. Прелюдия 4. Этюд
- Оп. 35 Этюд «Буря» для фортепиано (изд. 1928)
- Оп. 36 Вальс для фортепиано (юношеское сочинение) (изд. 1928)
- WoO Концертная транскрипция Пассакальи до минор И.С. Баха для фортепиано (изд. 1889)
Избранная библиография
[ редактировать ]- Анна Засимова: Жорж Катуар - Жизнь, Музыка, Значение. [Немецкий]. Издательство Ernst Kuhn, Берлин, 2011. [Жорж Катуар - его музыка, его жизнь, его харизма. Издательство Эрнста Куна – Берлин, 2011].
- Анна Засимова: Переписка П. И. Чайковского и Г. Л. Катуара. [Немецкий] Издание 15 Общества Чайковского Тюбинген, 2008 г. [Переписка П. И. Чайковского с Егором (Георгием) Л. Катуаром. Немецкое Общество Чайковского, Объявления 15. Тюбинген, 2008]
- Анна Засимова: GL Catoire. Поэма для скрипки и фортепиано соч. 20. О художественной интерпретации. [рус.] Редакция Московского государственного педагогического университета. Москва, 2000 г.
- Анна Засимова: Фортепианные произведения Г. Л. Катуара в репертуаре современного пианиста. [рус.] Редакция Московского государственного педагогического университета. Москва, 2001 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Музыкальный фестиваль Planet Tree: комментарии на сайте www.planettree.org.
- ^ Отчеты Гипериона | Catoire: Камерная музыка на сайте www.hyperion-records.co.uk.
- ^ Отчеты Гипериона | Catoire: Фортепианная музыка на сайте www.hyperion-records.co.uk.
- ^ «Ожившие шедевры — ансамбль Катуар» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Георгия Катуара или о нем в Интернет-архиве.
- Бесплатные партитуры Георгия Львовича Катуара в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Неполный список работ (немецкий)
- Струнный квартет Катуар, Op.23 и Фортепианное трио, Op.14 Звуковые фрагменты и обсуждение произведений
- Биография Катуара на французском языке
- [1]
- 1861 рождений
- 1926 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы Российской Империи.
- Академический состав Московской консерватории
- Выпускники МГУ
- Композиторы из Москвы
- Советские композиторы
- Выходцы из Российской империи французского происхождения