Alexander Shchetynsky
Alexander Shchetynsky (Shchetinsky) ( Ukrainian : Олекса́ндр Степа́нович Щети́нський ; Russian : Алекса́ндр Степа́нович Щети́нский ; Aleksandr Stepanovich Shchetins'kiy) is a Ukrainian composer. Born on 22 June 1960 in Kharkiv , in the Ukrainian SSR of the Soviet Union . His work list includes compositions in various forms ranging from solo instrumental to orchestral, choral pieces and operas.
Образование и влияние
[ редактировать ]Щетинский окончил Харьковский художественный институт в 1983 году. Хотя официально композицию он изучал у Валентина Борисова, сильное влияние на него в те годы становления оказал другой украинский композитор, Валентин Бибик . Другим важным источником вдохновения был так называемый советский музыкальный авангард : Эдисон Денисов , Альфред Шнитке , Арво Пярт , Софья Губайдулина , Валентин Сильвестров . Позже Щетинский участвовал в мастер-классах Эдисона Денисова и Пола Рудерса в Дании, а также летних курсах в Польше, где посещал лекции Луи Андриссена , Витольда Лютославского , Кшиштофа Пендерецкого , Богуслава Шеффера и Магнуса Линдберга . музыка Второй венской школы , Оливье Мессиана и Дьёрдя Лигети . Значительное влияние на Щетинского оказала [ 1 ]
Спектакли
[ редактировать ]С конца 80-х годов его музыка была представлена на фестивалях и концертах в Европе и Америке в исполнении всемирно известных артистов и ансамблей, таких как Московский Геликон-опера , Национальный оркестр Уэльса BBC , Варшавский филармонический оркестр , детский хор Maîtrise de Радио Франции , Струнный квартет Ардитти , Московский ансамбль современной музыки, Ансамбль Винер Коллаж, Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, пианист Ивар Михашов , сопрано Филлис Брин-Джулсон, а.о. Среди издателей Щетинского — Ален Ван Керкховен Editeur, Boosey & Hawkes , Le Chant du Monde и Gerard Billaudot Editeur SA Два «портретных» диска с его музыкой были выпущены в США и Франции. В 2011 году NAXOS выпустил диск «Новая духовная музыка Украины» со своими хоровыми произведениями.
Награды
[ редактировать ]Щетинский получил семь международных композиторских премий:
- Главный и специальный призы Международного конкурса имени Казимира Сероцкого, Польша (за оркестровое произведение «Глоссолалия», 1990),
- Первая премия на Международном конкурсе духовной музыки, Фрибур, Швейцария (за «Слово проповедника» для сопрано и струнного квартета, 1991),
- Вторая премия Международного конкурса Витольда Лютославского, Польша (за Концерт для флейты, 1995 г.),
- Вторая премия Международного конкурса имени Анри Дютийе, Сен-Пьер-де-Кор, Франция (за «Крещение, искушение и молитву Господа нашего Иисуса Христа» для баса, кларнета, тромбона, альта, виолончели и контрабаса, 1996 г.),
- Третья премия Международного конкурса имени Густава Малера, Клагенфурт, Австрия (за Камерную сонату для виолончели и камерного ансамбля, 1998),
- Национальная театральная премия России «Золотая Маска» в номинации «Инновация». [ 1 ] (для камерной оперы «Благовещение» в рамках спектакля «Голоса невидимых – Библейский триптих» в Геликон-опере в Москве, 2000 г.).
- Вторая премия Международной премии в области композиции 2006 г., Люксембург (за камерный концерт для фортепиано и 12 инструменталистов, 2006 г.)
Стиль
[ редактировать ]Примерно к 30 годам у него сформировался личный постсериальный стиль , основанный на сочетании квазисериальных приемов и особом внимании к привлекательности звукового материала и мелодии как источнику выражения. Другой принципиальной особенностью его музыки является ее ритмическая, структурная и формальная гибкость, вызывающая ощущение «саморазвития» первоначальных микротематических узоров. Идея современной духовности стала импульсом для многих его вокальных и инструментальных произведений. Это особенно заметно в его трех операх и нескольких хоровых произведениях, написанных за последнее время. Московский критик Алексей Парин назвал Щетинского «последовательным приверженцем авангарда » и заявил, что «его духовность проявляется в строгих, аскетически красивых звуках, поражающих своей герметичностью, в контексте современного музыкального языка». Тем не менее в своих новейших композициях он движется к постмодернистской эстетике, используя стилистические элементы разных эпох. Однако он стоит в стороне от эклектики и стремится найти новое единство в сочетании тех музыкальных элементов, которые исторически никогда не существовали рядом друг с другом.
«Его стиль, по сути, является стилем структуралиста, опирающегося на синтез различных модернистских техник и исследующего в каждом произведении определенную музыкальную метафору. Этот метод объясняет его зависимость от произведений с описательными названиями. Влияние особенно восточноевропейской разновидности минимализм (более медитативный и менее дидактический) проявляется и в тщательно проработанном соотношении различных степеней звука и тишины, преобладании мягкой динамики, в мельчайших деталях и изменениях высоты, тембра и ритма». [ 2 ]
Педагогическая деятельность
[ редактировать ]С 1982 по 1990 год Щетинский преподавал композицию в музыкальной школе Харькова по методике музыкального образования Брейнина. [ 3 ]
С 1991 по 1995 год преподавал композицию, инструментовку и технику современной музыки в Харьковском художественном институте. С 1995 года, будучи внештатным композитором, он регулярно читал лекции по украинской музыке, давал мастер-классы и представлял собственные произведения на международных фестивалях и симпозиумах в Австрии, Германии, Македонии, Нидерландах, Польше, Словакии, Швейцарии, Украине. С 2018 года преподает композицию, инструментовку и другие предметы теории музыки в Харьковском национальном университете искусств имени Котляревского .
Общественная и управленческая деятельность
[ редактировать ]С 1997 по 2005 год Щетинский был членом Художественного совета фестиваля «Контрасты» во Львове – крупнейшего и престижного международного фестиваля современной музыки в Украине. Он был среди организаторов ряда других фестивалей современной музыки в Украине и России, а с 1995 по 2001 год руководил серией концертов «Новая музыка» в Харькове .
С 2006 года живет в Киеве .
Музыка для фильмов
[ редактировать ]Он написал музыку к трем фильмам, сценаристом, режиссером и продюсером которых является Игорь Подольчак :
- «Лас Менины» , (2008, Украина);
- «Делириум» , (2013, Украина, Чехия);
- Карусель , (2017, Украина, Польша).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Александр Щетинский (1960 г.р.)» . Наксос . Проверено 4 февраля 2010 г.
- ^ Вирко Бейли . Щетинский, Александр. В: Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2001. ISBN 0-333-60800-3 .
- ^ «Сайт Щетинского» . Архивировано из оригинала 12 января 2012 г. Проверено 31 июля 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Лас Менины (эпизод) |
Внешний звук | |
---|---|
«Соната» Девочки |
- Домашняя страница
- Домашняя страница
- Витрина неизвестных Советов, удерживаемых от Запада (The New York Times)
- Новая согласная музыка
- Answers.com
- Мелос-Этос, Международный фестиваль современной музыки
- Alexander Shchetynsky at IMDb
- Лас Менины в базе данных Internet Movie
- Бред в базе данных фильмов в Интернете