Рейнальдо Хан
Рейнальдо Хан де Эченагусия (9 августа 1874 — 28 января 1947) — французский композитор, дирижёр, музыкальный критик и певец венесуэльского происхождения. Он наиболее известен своими песнями ( мелодиями ), из которых он написал более 100.
Хан родился в Каракасе, но когда он был ребенком, его семья переехала в Париж, и он прожил там большую часть своей жизни. После успеха его песни « Si mes vers avaient des ailes » («Если бы у моих стихов были крылья»), написанной, когда ему было 14 лет, он стал видным членом французского общества конца века . Среди его ближайших друзей были Сара Бернар и Марсель Пруст . После Первой мировой войны , во время которой он служил в армии, Хан адаптировался к новым музыкальным и театральным тенденциям и добился успеха со своей первой опереттой « Сибулетта» (1923) и в сотрудничестве с Сашей Гитри — музыкальной комедией «Моцарт» (1926). Во время Второй мировой войны Хан, еврей по происхождению, укрылся в Монако, а в 1945 году вернулся в Париж, где был назначен директором Оперы . Он умер в Париже в 1947 году в возрасте 72 лет.
Хан был плодовитым композитором. Его вокальные произведения включают светские и духовные произведения, лирические сцены, кантаты, оратории, оперы, комические оперы и оперетты. Оркестровые произведения включают балетные концерты, тональные стихотворения, музыку к спектаклям и фильмам. Он написал ряд камерной музыки и фортепианных произведений. Он пел и исполнял собственные песни, записывался как солист и аккомпанировал другим исполнителям. После его смерти его музыкой пренебрегали, но с конца 20-го века растущий интерес привел к частым исполнениям многих его произведений и записям всех его песен и фортепианных произведений, большей части его оркестровой музыки и некоторых его сценических произведений.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Хан родился в Каракасе, Венесуэла, 9 августа 1874 года и был младшим ребенком Карлоса ( урожденного Карла) Хана (1822–1897) и его жены Елены Марии, урожденной де Эченагусия (1831–1912). [ 1 ] Карлос Хан, старший сын еврейской семьи из Гамбурга , эмигрировал в Венесуэлу в 1845 году в возрасте двадцати двух лет, сделав там весьма успешную деловую карьеру. [ 2 ] Он обратился в католицизм , чтобы жениться на Елене де Эченагусия; она была испанского происхождения по отцовской линии и голландско-английского по материнской линии. [ 2 ] Когда его друг и соратник Антонио Гусман Бланко стал президентом страны в 1877 году, Карлос стал финансовым советником Бланко. [ 2 ] У Ханов было одиннадцать или двенадцать детей, девять из которых дожили до совершеннолетия. Рейнальдо, известный как «Нано», был самым младшим, на двадцать лет моложе своего старшего брата. [ 1 ] Он вырос, свободно говоря на немецком, испанском и (имея британскую няню ) английском языках. [ 3 ]
Когда в 1877 году подошел к концу первый срок полномочий Бланко, семья Хан покинула Венесуэлу и поселилась в Париже, где у них были родственники и друзья с хорошими связями. [ 2 ] Именно Франция, как выразился писатель XXI века, «определит и определит музыкальную идентичность Хана в дальнейшей жизни». [ 4 ] Среди парижских друзей семьи была принцесса Матильда , племянница Наполеона I ; молодой Хан пел для нее и дебютировал на публике в возрасте шести лет на музыкальном вечере в ее гостиной. [ 5 ] Он начал уроки композиции у преподавателя итальянского языка, когда ему было восемь лет. [ 6 ]
В 1885 году, в возрасте одиннадцати лет, Хан был принят на Парижской консерватории . подготовительный курс [ 6 ] Он продолжал изучать фортепиано у Эмиля Декомба (в одном классе с Морисом Равелем и Альфредом Корто ), гармонию у Альберта Лавиньяка и Теодора Дюбуа , а также композицию у Шарля Гуно и Жюля Массне . [ 5 ] [ 7 ] Последний стал другом и наставником Хана на всю жизнь. [ 8 ] В молодости Массне получил высшую музыкальную стипендию Франции — Римскую премию . [ 9 ] но Хан не мог подражать ему: право на участие имели только граждане Франции, а Ханы не приняли французское гражданство. Кроме того, советовал Массне, Хан, имея богатых родителей, не нуждался в стипендии, в отличие от его менее богатых коллег. [ 10 ] Через Массне Хан познакомился с Камилем Сен-Сансом , у которого он учился в частном порядке в дополнение к урокам в консерватории. [ 11 ]
Еще будучи студентом, Хан рано добился успеха со своей мелодией «Si mes vers avaient des ailes» (Если бы у моих стихов были крылья) на стихотворение Виктора Гюго . Песня входила в набор мелодий Хана, опубликованных ведущим музыкальным издательством Hartmann et Cie в 1890 году. Le Figaro подхватила ее: «Мы чувствуем, что должны воспроизвести это изящное произведение, которое явно указывает на тонкого и оригинального музыканта» – и посвятила полторы недели широкоформатная страница для печати слов и музыки. [ 12 ]
Хан посвятил « Si mes vers avaient des ailes » своей сестре Марии, которая вышла замуж за художника Раймундо де Мадрасо-и-Гаррета . В их доме Хан встретил многих ведущих деятелей искусства, в том числе Альфонса Доде , для пьесы которого «Препятствие» Хан-подросток сочинил музыку . [ 13 ] Спектакль был представлен в Театре Гимназ в декабре 1890 года. [ 14 ] Доде назвал музыку Хана своей «любимой музыкой». В доме Доде в 1893 году певица Сибил Сандерсон » Хана представила премьеру «Гриза шансонов на стихи Поля Верлена . Поэт присутствовал и был тронут до слез тем, как Хан обработал свои стихи. [ 15 ] Стефан Малларме также присутствовал и написал:
Крик, который поет языку
От поэта Рейнальдо
Хан нежно отпускает его
Как струя воды на подъездной дорожке. [ 16 ]
Плач, который поет в словах
О поэте Рейнальдо
Хан нежно отпускает его.
Как фонтан на дороге.
В начале 1890-х годов Хан работал над своей первой оперой L'ile du rêve , «Полинезийской идиллией», написанной по указанию Массне. В этот период он встретил Марселя Пруста впервые в салоне Мадлен Лемэр 22 мая 1894 года. Насколько известно, романтические привязанности 19-летнего Хана до этого представляли собой интимные, но платонические отношения со знаменитой парижанкой. красавицы Клео де Мерод и Лиана де Пужи . [ 5 ] [ 7 ] До этого момента он был обеспокоен, вплоть до враждебности, по поводу гомосексуализма и гомосексуалистов. [ 17 ] но между двумя мужчинами быстро завязался интенсивный роман, единственная настоящая связь Пруста. [ 5 ] Их роман продлился чуть больше двух лет, но перерос в близкую дружбу на всю жизнь. [ 18 ] Пруст писал: «Все, что я когда-либо делал, всегда было благодаря Рейнальдо». [ 19 ] Музыковед Джеймс Хардинг ссылается на вымышленную Сонату Вентейля : «Именно Хан подсказал Прусту знаменитую миниатюрную фразу , которая символически повторяется в «À la recherche du temps perdu» и которая представляет собой не что иное, как навязчивую тему из скрипки ре минор Сен-Санса. соната ». [ 20 ]
Хан закончил учебу в консерватории удовлетворительно, но, как выразился его биограф Жак Деполис, «не вызвав искры на экзаменах и конкурсах». [ 3 ] Массне ушел с факультета в мае 1896 года. [ 21 ] и Хан ушел одновременно со своим наставником. [ 22 ]
1896-1913 гг.
[ редактировать ]В 1896 году Пруст написал слова, а Хан — музыку к «Портретам художников» для чтеца и фортепиано, премьера которого состоялась в доме Мадлен Лемэр, где они встретились. [ 23 ] Позже в том же году у Хана появился еще один из его самых близких друзей: он долгое время восхищался актрисой Сарой Бернар . [ 24 ] а в конце 1896 года он встретил ее и быстро стал частью ее ближайшего круга друзей и помощников. Он часто навещал ее в гримерке во время и после выступлений, обедал с ней в ее парижском таунхаусе, ездил с ней в Лондон и на гастроли, а также сочинял музыку для ее постановок. [ 25 ]
Премьера «Иль дю рев» состоялась в 1898 году, когда благодаря влиянию Массне Комическая опера поставила пьесу с прекрасным составом под управлением Андре Мессаже . [ 26 ] Сообщения в прессе были враждебными, [ 26 ] и пьеса была снята после семи представлений. [ 27 ] Пока шла репетиция, Париж был в восторге от процесса Золя по продолжающемуся делу Дрейфуса . Это дело резко разделило мнение французов; Ган, как Пруст и Бернхардт, находился в лагере дрейфусаров. Антисемитский подтекст кампании против Дрейфусара глубоко обеспокоил его, но его преданность Франции была непоколебимой. [ 13 ]
В 1898 году, после успеха своего первого набора из 20 мелодий, опубликованного двумя годами ранее, Хан начал сочинять второй набор. над которым он работал более 20 лет. [ 13 ] В том же году он приступил к работе над 12 «Ронделями» для солистов, хора и фортепиано, завершенными в следующем году. [ 13 ] В 1899 году, следуя давней традиции французских композиторов, пополнявших свой доход написанием музыкальных обзоров, он стал критиком La Presse . [ 28 ] [ н 1 ]
второй оперы Хана «Кармелита », названной «музыкальной комедией», на либретто Катюля Мендеса В декабре 1902 года в Комической опере состоялась премьера . Эмма Кальве сыграла главную роль Луизы де ла Вальер , Мессажер снова стал дирижером, а пьеса была богато смонтирована. [ 33 ] но он был принят скорее вежливо, чем с энтузиазмом, и не получил места в оперном репертуаре. [ 13 ] Его перспективам не способствовало решение Комической Оперы уступить религиозным лоббистам и сократить решающую сцену, в которой Луиза принимает постриг; [ 34 ] [ н 2 ] эта сцена получила похвалу критиков как «вдохновляющая», тогда как остальная часть музыки была сочтена искусной, красивой и энергичной, но лишенной характера. [ 33 ] [ 35 ]
После этого разочарования Хан отвлекся от оперы. В 1905 году он написал одно из самых популярных своих произведений — сюиту для камерного ансамбля «Бал Беатрис д'Эсте» ; В «Словаре музыки и музыкантов» Гроува Патрик О'Коннор отмечает, что это произведение, «задуманное просто как дивертисмент », осталось одним из самых известных и наиболее часто исполняемых произведений композитора. [ 13 ]
Хан начал привлекать внимание как дирижер. Выступления Дон Жуана под его управлением в 1903 году хвалили за его «гибкость и легкость», а также за его научную – и необычную для того времени – верность партитуре Моцарта . [ 36 ] В 1906 году он и Густав Малер были дирижерами двух опер, представленных на Зальцбургском фестивале , посвященном 150-летию Моцарта. Малер дирижировал «Женитьбой Фигаро» ; Хан дирижировал « Дон Жуаном» с Венским филармоническим оркестром и актерским составом, в том числе Лилли Леманн и Джеральдин Фаррар . [ 37 ]
В декабре 1907 года Хан стал натурализованным гражданином Франции. [ 38 ] В том же году он составил свой набор из шести песен и мадригалов , включив в него слова французских поэтов Средневековья и Возрождения , в которые он включил музыку в стиле Антуана Бессе , придворного композитора Людовика XIII . [ 13 ]
Хан последовал за танцами «Бала Беатрис д'Эсте» двумя полными балетными партитурами: «Праздник Терезы» (1910) и «Бледный Бог» (1912). Последний был первым балетом на музыку французского композитора, представленным Сергея Дягилева » «Русским балетом ; Премьера прошла хорошо, но пьесу затмили два других балета с французскими партитурами, представленные позже в этом сезоне: « Послеполуденный отдых фавна» Равеля Дебюсси и «Дафнис и Хлоя» . [ 39 ] [ 40 ]
1914-1929 гг.
[ редактировать ]С началом войны в 1914 году Хан, превысивший официальный возраст призыва, пошел добровольцем в армию рядовым. [ 13 ] Большую часть войны он служил адъютантским писарем, работая недалеко от фронта, подвергаясь частым бомбардировкам. [ 41 ] Когда это было возможно, он продолжал сочинять, писал музыку для своего полка, участвовал в ревю для войск и работал над двумя новыми операми, одна по мотивам « Одиссеи» , а другая — по «Венецианскому купцу» . Он включил пять стихов Роберта Льюиса Стивенсона в песенный цикл для детей. В 1917 году он был произведен в капралы в качестве курьера, а в последний год войны его направили в военное министерство в Париже в качестве шифровальщика. [ 41 ] За свои военные заслуги он был награжден Военным крестом и назначен в орден Почетного легиона . [ 42 ]
Когда Хан вернулся к гражданской жизни, Корто, директор недавно основанной Парижской нормальной школы музыки , назначил его профессором интерпретации и пения. [ 43 ] Хан был известен высокими стандартами, которые он ожидал от певцов, и опубликовал статьи и книгу Duchant (1921) об интерпретации и технике пения. [ 44 ] В 1919 году он встретил тенора Ги Феррана , с которым у него началось счастливое личное сотрудничество на всю жизнь. [ 45 ]
пригласил Хана В 1921 году старый друг, драматург Робер де Флер написать музыку к оперетте, либретто для которой Флерс и его соратник Франсис де Круассе написали. У Хана были оговорки: действие пьесы происходило на рынке Ле-Аль , где шла комическая Лекока Шарля опера «Дочь мадам Анго» , написанная пятьдесят лет назад, но все еще чрезвычайно популярная. Более того, героиню звали Сибулетт, что означает « зубок », что Хан считал неромантичным, а самым интересным персонажем была не героиня и не герой, а их наставник, «этакий пожилой Родольфо из «Богемы ». [ 46 ] Тем не менее Хан принял приглашение. [ 47 ]
Между началом работы над «Сибулеттой» и ее премьерой Хан потерял двух своих самых близких друзей. Пруст умер в ноябре 1922 года, а Бернхардт — в марте следующего года. [ 48 ] Он продолжил работу, и в апреле 1923 года Сибулетт открылся в Театре Варьете . Он получил хорошие отзывы и имел огромный кассовый успех. [ 46 ] При жизни Хана его несколько раз возрождали в Париже. [ 49 ] и остался в репертуаре во Франции, с возрождениями 21 века в Комической опере и других местах. [ 50 ]
В 1924 году Хан был произведен в офицеры Почетного легиона. [ 13 ] В следующем году его ждал второй большой успех в его театральной карьере. Актер и драматург Саша Гитри предложил ему написать музыку к новой музыкальной комедии « Моцарт» . Произведение было во многом основано на ранней жизни композитора, и в нем должны были сниматься Гитри и его жена Ивонн Принтемпс , последняя в роли молодого Моцарта. Хан согласился и сочинил партитуру, включив в нее различные отрывки из произведений Моцарта и свою собственную оригинальную музыку. Шоу открылось в декабре 1925 года в Театре Эдуарда VII и получило восторженные отзывы: Мессажер в статье в Le Figaro назвал его «произведением редкого качества» и отметил, что партитура была настолько хороша, что было трудно обнаружить, где находится музыка Моцарта. закончилось, и началось Хана: это, по его словам, была высшая возможная похвала. [ 51 ] Шоу имело популярный успех в Париже и на тот момент длилось семь месяцев. [ 52 ] Затем в 1926 году Гитри перевезли постановку в Лондон, где она была хорошо принята. [ 53 ] шли две версии В конце того же года на Бродвее : труппа Гитри ставила французский оригинал в течение ограниченного сезона; [ 54 ] а английский перевод шел в другом театре с Фрэнком Селье и Ирен Бордони в главных ролях . [ 55 ]
1930-1947 гг.
[ редактировать ]В 1930 году Хан сочинил фортепианный концерт, премьера которого состоялась в феврале 1931 года под руководством его посвященной Магды Тальяферро в качестве солистки и дирижирования композитора; [ 56 ] по словам Гроува, это стало самой известной концертной работой Хана. [ 13 ] Позже Тальяферро и Хан записали произведение для граммофона; запись была переиздана на компакт-диске. [ 57 ] В 1931 году Хан написал музыку к оперетте « Бруммелл» . [ 13 ] В 1933 году он стал газеты «Фигаро» музыкальным критиком . В том же году «Сибулетт» была экранизирована для кино. Молодой режиссер Клод Отан-Лара сделал довольно вольной экранизацию сценического произведения с Симоной Беррио в главной роли; он открылся в Париже в ноябре 1933 года и был хорошо принят. [ 58 ]
Единственным крупным заказом Хана для Парижской оперы была работа по мотивам «Венецианского купца», которую он начал сочинять во время войны. Премьера оперы «Венецианский марш » на стихотворное либретто Мигеля Замакойса состоялась в марте 1935 года. Она была принята с энтузиазмом, и, хотя при жизни Хана она не была возрождена в Париже, позже у нее было несколько новых постановок. [ 13 ] Гитри и Хан вместе работали над другим шоу, O mon bel inconnu (О, мой прекрасный незнакомец, 1933), с Арлетти в главной роли . Рецензент в «Лирике» прокомментировал: «Это оперетта? Нет; комическая опера? И не то; водевиль? Ни в малейшей степени. Так что это? Я не знаю, но это неприхотливо и очаровательно». Он добавил: «Ни один из двух столь удивительно одаренных авторов не показал себя с лучшей стороны, но крошек, которые они небрежно роняли со стола, все же достаточно, чтобы приготовить вкусную еду». [ 59 ] Хан написал музыку для двух других музыкальных комедий 1930-х годов, а также значительное количество музыки для пьес и фильмов. [ 60 ]
Во второй половине десятилетия Хан снова стал известен как дирижер, поставив спектакли «Волшебная флейта» , «Сераль» и «Женитьба Фигаро» . композитора Его верность Моцарту была отмечена в прессе: после многих лет постановок в Комической опере, в которых речитативы в «Фигаро» были заменены устными диалогами, Хан использовал новый, более научный текст под редакцией Адольфа Босшо . [ 61 ] [ н 3 ] В концертном зале он установил музыкальные партнерства с более молодыми исполнителями; Помимо Тальяферо, он регулярно аккомпанировал Ферранту и сопрано Нинон Валлен . [ 62 ]
Когда немцы оккупировали Париж в 1940 году, Хан уехал на юг Франции, а затем в нейтральное Монако. Там он меньше подвергался риску нацистских антисемитских преследований, но едва избежал гибели в результате взрыва шального снаряда британской подводной лодки, нацеленного на немецкий военный корабль, пришвартованный возле его комнат на набережной в Монте-Карло. [ 63 ] Он вернулся в Париж в феврале 1945 года и был избран членом Франции Института Академии изящных искусств и назначен директором Парижской оперы. Его последнее концертное произведение, « Провансальский концерт» , было представлено в эфире Radiodiffusion Française 30 июля 1945 года и дано на концерте в апреле следующего года. [ 64 ]
В 1946 году вместе с Тальяферо и Валленом Хан совершил концертное турне, выступив в Лондоне, Женеве , Брюсселе, Марселе и Тулоне . [ 65 ] Он заболел, и ему сделали операцию по лечению опухоли головного мозга, которая, по мнению его врачей, могла быть вызвана взрывом в Монте-Карло. [ 63 ]
Хан умер в Париже 28 января 1947 года в возрасте 72 лет. [ 66 ] Похоронен на кладбище Пер-Лашез , недалеко от могилы Пруста. [ 67 ]
Работает
[ редактировать ]Грэм Джонсон пишет, что Хан «по-настоящему никогда не был представителем двадцатого века»; [ 7 ] в течение многих лет его считали главным образом воплощением духа Парижа конца века . [ 13 ] Он не симпатизировал более явно современной музыке первых десятилетий 20-го века, но шел в ногу со временем. [ 7 ] Согласно анализу 2020 года:
Биограф Хана Жак Деполис, написавший в 2006 году, отмечает, что многие композиторы переживают период забвения после своей смерти, а затем их заново открывают - процесс, известный во Франции как «la traversée du désert» - пересечение пустыни. [ 69 ] В 1947 году британская газета отметила, что Хана «сегодня почти не помнят за пределами Франции». [ 70 ] В 1961 году, через 14 лет после смерти композитора, музыковед Ганс Хайнц Штукеншмидт назвал Хана «талантливым сплетником, обладавшим даром вытачивать оперетты и небольшие, со вкусом исполняемые баллады в неограниченном количестве». [ 71 ] [ н 4 ] В последние десятилетия 20-го века интерес к музыке Хана возродился: Джонсон (2002) говорит о «постоянно расширяющемся диапазоне его мелодий, которые регулярно можно услышать на концертной площадке». [ 16 ]
Мелодии
[ редактировать ]Хан наиболее известен своими песнями. Он написал чуть больше 100; большинство из них были написаны за тридцатилетний период с 1888 года до конца Первой мировой войны, после чего спрос на песни с фортепианным сопровождением уменьшился, и он обратился к другим формам. [ 13 ] Его стиль в ранних песнях отражает влияние Массне. [ 73 ] но он считал Габриэля Форе высшим мастером мелодии и отдавал предпочтение некоторым из избранных Форе поэтов, в том числе Виктору Гюго, Теофилю Готье и Полю Верлену. [ 7 ] Ему было всего тринадцать, когда он написал постановку Гюго «Si mes vers avaient des ailes», позже включенную в его первый сборник из 20 мелодий (1895). Джонсон пишет, что в песне отражены все отличительные черты стиля композитора:
Его первым опубликованным набором песен был Chansons grises («Песни в сером», 1890), который включал в себя постановку «Хорошего шансона» Верлена, которую поэт предпочитал хорошо известной версии Форе. [ 15 ] Комментатор Джеймс Дэй отмечает, что песни в наборе демонстрируют «зрелость, весьма замечательную для шестнадцатилетнего подростка, и сочувствие к поэту, совершенно неожиданное для музыканта любого возраста». [ 74 ]
После «Grises Chansons» Хан в течение следующих 25 лет сочинял новые песенные циклы. Рондель (1898–99) на слова Шарля Орлеанского , Теодора де Банвиля и Катюля Мендеса был примером увлечения композитора прошлым, создавшего оригинальные и современные версии старой формы стиха ронделя . [ 7 ] В «Латинских этюдах» (1900) Хан включил десять стихов Леконта де Лиля , напоминающих греко-римскую древность. В трех песнях к солисту и пианисту присоединяется хор. [ 7 ] Хан снова экспериментировал с комбинациями голосов в «Венеции» (1901), наборе из шести текстов на венецианском диалекте, в котором финальная песня представляет собой дуэт тенора и сопрано с припевом. [ 75 ] Для Les feuilles blessés («Поврежденные листья», 1901–1906) Хан обратился к современному поэту Жану Мореасу , известному своими символистскими стихами. [ 76 ] В 1907 году Хан вернулся к более старым формам с Chansons et madrigaux , включив слова Орлеана, Жана-Антуана де Баифа и других в цикл из шести песен для четырех голосов. [ 77 ] «Любовь без крыльев» (1911) представляет собой набор из трех стихов на английском языке Мэри Робинсон , и Хан снова включил английские тексты в «Пять маленьких песен» (1915) со стихами Роберта Луи Стивенсона. [ 78 ] Гроув перечисляет последний цикл «Испанские песни» (1947). [ 13 ]
Помимо песенных циклов, при его жизни были изданы два сборника мелодий Хана, по двадцать песен каждый. Оба сборника включают некоторые песни, ранее издававшиеся индивидуально, а также двенадцать других песен, не вошедших в цикл или не включенных в опубликованный сборник. [ 79 ]
Оперы, оперетты и музыкальные комедии
[ редактировать ]Хан завершил пять опер и оставил незавершенной одну. Первый, «Иль дю Рев» , «Полинезийская идиллия» в трех действиях, имеет либретто Андре Александра и Жоржа Хартмана , адаптированное из Пьера Лоти полуавтобиографического романа 1880 года «Рараху или Женитьба Лоти», действие которого происходит на Таити . [ 80 ] В 1898 году было проведено семь представлений. [ 81 ] и был возрожден в Каннах в 1942 году под управлением композитора [ 82 ] но его больше не видели в Париже до 2016 года, когда постановка Театра де ла Куп д'Ор, Рошфор была представлена в Театре де л'Атене . [ 83 ] Анри Бюссер считал произведение «очаровательным… очень музыкальным»; [ 84 ] он сквозной , в нем нет стандартных номеров. Ган использует лейтмотивы , следуя примеру Массне. [ 82 ]
«Кармелита» (1902), старинная пьеса, действие которой происходит во времена правления Людовика XIV , не произвела большого впечатления, хотя ее дирижер Мессагер, который был музыкальным руководителем в Ковент-Гардене , а также в Комической опере, рассматривал возможность постановки ее в Лондоне; идея не была реализована. [ 85 ] Ни одна из следующих двух опер Хана — «Навсикая» (1919, либретто Рене Фошуа ) и «Коломба де Будда» («Голубь Будды», 1921), одноактное произведение на слова Андре Александра. [ n 5 ] – была написана для Парижа и там не была поставлена. Первый был дан в Опере Монте-Карло, а второй – в Муниципальном Театре Казино в Каннах, где Хан часто дирижировал. [ 87 ]
«Маршан Венеции» (1935) стала самой успешной из серьезных опер Хана. Это было хорошо принято; Бюссер писал:
Другие критики отметили моцартовскую легкость партитуры и взгляд Хана на драму Шекспира как на комедию, а не трагедию. [ 88 ] После американской премьеры оперы критик Герберт Купферберг назвал ее «очаровательной и драматичной» и призвал к записи. [ 89 ] Произведение было возрождено в Комической опере (1979 г.) и в Большом театре Массне в Сент-Этьене (2015 г.). [ 90 ] Хан оставил незаконченную оперу Le Oui des jeunes filles («Согласие девушки»), которую завершил Бюссер; его подарила труппа Opéra-Comique в июне 1949 года. [ 91 ]
Сибулетта , первое произведение Хана в оперетке, было его самым успешным и устойчивым. В исследовании оперетты Джеймс Хардинг пишет, что партитура Хана, хотя и соответствует традициям более ранних композиторов, в частности Лекока, «омолаживает старую технику необычайной яркостью мелодии и ловкими сочетаниями голоса и инструмента». [ 46 ] После первого запуска в 1923 году в Париже в 1926, 1931 и 1935 годах были пробуждения. [ 92 ] а после смерти Хана возрождение было в Комической опере в 1953, 2013 и 2014 годах. [ 93 ] Когда произведение было впервые представлено в Лондоне, через восемьдесят лет после парижской премьеры, критик Майкл Кеннеди написал: «Я не могу себе представить, почему его нет в регулярном международном репертуаре, ведь во многих отношениях оно равно «Летучему» и «Веселой вдове». … в произведении немало слабых номеров». [ 94 ] Хан написал еще две оперетты, которые были хорошо приняты, не соперничая с успехом Сибулетты : «Бруммелл» (1931) и «Мальвина» (1935). [ 95 ]
После «Сибулетты » самым большим кассовым успехом Хана стала «музыкальная комедия» Моцарта , написанная совместно с Сашей Гитри. Хардинг описывает это произведение как «тонкий узор аллюзии восемнадцатого века, позолоченный безошибочным остроумием Саши». [ 96 ] Принтемпс имел большой успех в главной роли, но позже пьеса была успешно возрождена с другими звездами: в 1951 году с Жанной Бойтель , в 1952 году с Грациеллой Шютти и в 2009 и 2011 годах с Софи Одебург. [ 83 ] Затем последовали следующие музыкальные комедии: «Время дня» (1926), «Моя прекрасная незнакомка» (1933, с Гитри) и шума «Много из ничего» , 1936, «шекспировская музыкальная комедия». [ 97 ]
Оркестровый и концертный
[ редактировать ]Среди наиболее известных оркестровых произведений Хана - сюита «Бал Беатрис д'Эсте» (1905) для небольшого ансамбля духовых инструментов, арф, фортепиано и ударных. Напоминая итальянские придворные развлечения XV века, он демонстрирует способности Хана как стилиста. Гроув описывает это как дивертисмент. [ 13 ] и более позднее произведение Хана специально названо « Дивертисмент для ночного праздника » для духовых инструментов (включая саксофон), фортепиано, струнного квартета и оркестра (1931). [ 98 ]
Хан написал два концерта для солистов и обычных оркестровых коллективов. Концерт для скрипки с оркестром (1928) — самый масштабный из двух. Вступительная часть, обозначенная как «Décidé», богато озвучена и состоит из сильно ритмичных и лирических отрывков. Центральная часть «Chant d’amour» с подзаголовком «Souvenir de Tunis» напоминает жару и томность Северной Африки. В 2002 году рецензент Gramophone написал, что он «колеблется между танцем и бредом». [ 99 ] Финал открывается мягко, а затем переходит в оживленный заключительный танец. Рецензируя первое исполнение, Поль Бертран писал в «Менестреле» : «Этот концерт, по сути, с чисто музыкальной точки зрения является чудом вкуса, деликатности, и в то же время он чудесно подходит для того, чтобы подчеркнуть все качества исполнителя и принести ему наибольший успех». [ 100 ] Фортепианный концерт (1931) — более легкое произведение; вторая часть длится менее трех минут. [ 99 ] Концерт описан в «Путеводителе по записанной классической музыке Penguin » как «очаровательное произведение» с вступительной темой, имеющей «английский оттенок, легко лиричный», ведущий к вариациям, «полным резких, сверкающих контрастов… хотя это не затрагивает никаких глубоких эмоций». это восхитительное произведение». [ 101 ]
Для театра Хан сочинил музыку для более чем 20 постановок в период с 1890 по 1939 год, используя самые разные силы: от меццо-сопрано, детского хора или солистов и двух фортепиано до полного оркестра. Драматурги варьировались от Доде и Гюго до Расина и Мигеля Замакуа . [ 102 ] В 1934 году он написал музыку к экранизации «Дамы с камелиями» и Леонса Перре » «Сафо . [ 103 ] Помимо балета Дягилева 1912 года «Голубой свет » он поставил оригинальные балетные и другие танцевальные партитуры для пяти других театральных постановок в период с 1892 по 1939 год. [ 104 ]
Камерное и сольное фортепиано
[ редактировать ]Хан, чье музыкальное мировоззрение сформировалось в XIX веке, считал Форе последним великим композитором, [ 105 ] и музыкальные аналитики отметили влияние композитора старшего возраста в некоторых камерных произведениях Хана. В Фортепианом квинтете (написанном в 1922 году и опубликованном в следующем году) есть стилистические и тематические отголоски Форе, особенно в медленной части до-диез минор, хотя в анализе 2001 года Фрэнсис Потт также отмечает влияние Дворжака . [ 106 ] В Сонате для скрипки (1926) есть дальнейшие отголоски музыки Фора во вступительной части («проникнутой галльской сдержанностью и гибкой выразительностью», по словам комментатора Джереми Филселла), но Хан отходит от условностей, делая большую часть последней части нежной и нежной. скорее меланхоличный, чем шумный. [ 107 ] Фортепианный квартет (1946), позднее произведение, состоит из трех частей, в которых чередуются безмятежные отрывки и более бурные части. Как и Соната для скрипки, это краткое произведение, исполнение которого занимает чуть более 20 минут. [ 107 ]
Большинство произведений Хана для фортепиано соло относятся к первой половине его карьеры. Некоторые из них имеют традиционные формы, в том числе набор из десяти вальсов (1896 г.), сонатина (1907 г.), вариационная тема под именем Гайдна (1910 г.) и два этюда (1927 г., его единственные послевоенные фортепианные произведения). [ 108 ] Сонатина представляет собой полномасштабную фортепианную сонату, но, как и Равель, Ган был устрашен любым возможным сравнением с поздними фортепианными сонатами Бетховена и предпочел более скромное название. [ 109 ] Другие сольные фортепианные произведения имеют необычную форму, например, « Портреты художников» (1894), написанные для исполнения между устными куплетами, или «Обезумевший соловей », самое обширное фортепианное произведение Хана, написанное между 1902 и 1910 годами и опубликованное. в 1913 году, состоящая из 53 коротких пьес, сгруппированных в четыре раздела. [ 110 ] Хан написал пять произведений для фортепиано в четыре руки и четыре для дуэта с двумя фортепиано . [ 13 ]
Записи
[ редактировать ]При жизни композитора было сделано множество записей, особенно наиболее популярных его мелодий, которые, по мнению Деполиса, с удовольствием исполняли почти все великие сольные певцы. [ 111 ] Хан сделал множество записей, исполняя и аккомпанируя себе не только собственные песни, но и номера Моцарта, Гуно, Шабрие, Массне, Бизе и Оффенбаха. [ 112 ] В середине 20-го века среди певцов, сделавших записи многочисленных песен Хана, были Жак Янсен и Георги Буэ . [ 111 ] Поскольку интерес к творчеству Хана возродился в конце 20 века, были выпущены записи значительной части его творчества. В 2006 году Деполис перечислил записи мелодий Хана, в том числе сопрано Мэди Меспле и Фелисити Лотт , меццо-сопрано Сьюзен Грэм , Мари-Николь Лемье и Анн-Софи фон Оттер , теноров Мартина Хилла и Яна Бостриджа , а также баритонов Дидье. Генри и Стивен Варко . [ 111 ] С тех пор в выпуски вошел набор из четырех дисков 2019 года от Центра романтической музыки Франции «Reynaldo Hahn: Complete Songs», включающий 107 песен в исполнении Тассис Христояннис в сопровождении Джеффа Коэна. [ 113 ]
Полная фортепианная музыка Хана для двух исполнителей была записана Кун-Ву Пайком и Хусейном Серметом . [ 114 ] В XXI веке (2001) Эрла Уайлда за полным набором Le Rossignol éperdu последовали другие такие наборы от Кристины Арианьо (2011), Билли Эйди (2015) и Юнджон Хана (2019). [ 115 ] набор из четырех компакт-дисков под названием «Hahn: Integrale Piano Music» в исполнении Алессандро Делжавана . В 2015 году на лейбле Aevea был выпущен [ 116 ]
Из сценических работ Хана «Сибулетт» была записана EMI в 1983 году с актерским составом во главе с Меспле в главной роли, а также Хосе ван Дамом (Дюпарке) и Николаем Геддой (Антонен). [ 117 ] Произведение было снова записано в 2013 году в Комической опере под управлением Лоуренса Экилби ; были опубликованы аудио- и видеоверсии. [ 118 ] В 2020 году Эрве Нике дирижировал первой записью L'île du rêve , выпущенной на лейбле Bru Zane . [ 68 ] Ивонн Принтемпс записала отрывки из Моцарта в 1925 году с оркестром под управлением Марселя Каривена ; [ 119 ] Среди более поздних записей музыки из этого произведения полная партитура была записана RTF Radio Lyrique в 1959 году с актерским составом во главе с Буэ под управлением Пьера-Мишеля Ле Конте . [ 120 ] Запись передачи Браммелла 1963 года под управлением Каривена была выпущена на компакт-диске в 2018 году. [ 121 ] На компакт-диске была выпущена запись ОРТФ передачи 1971 года « Ô mon bel inconnu» . [ 122 ] а новая запись с Вероник Жанс была выпущена Брю Зейном в феврале 2021 года. [ 123 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Берлиоз , Форе , Мессаже , Дюка и Дебюсси были постоянными музыкальными критиками парижских журналов. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
- ↑ Сцена была представлена и одобрена архиепископом кардиналом Парижским Ришаром , но громкое лобби настаивало на том, что священные обряды не должны изображаться на сцене. [ 34 ]
- ^ Подлинность партитуры распространялась на включение арий последнего акта Базилио и Марцелины, обычно вырезанных, но не было никаких украшений , и речитативы сопровождались фортепиано, а не клавесином . [ 61 ]
- ↑ Лайонел Солтер отметил в «Граммофоне» , что что касается «безграничных количеств», Хан написал примерно такое же количество мелодий, что и Дебюсси, и гораздо меньше, чем Форе. [ 72 ]
- ↑ Хан назвал это произведение «conte lyrique japonais», и источники расходятся во мнениях относительно того, следует ли классифицировать его как оперу или оперетту. [ 86 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Депаулис (2007), с. 16
- ^ Jump up to: а б с д Прествич, с. 14
- ^ Jump up to: а б Депаулис (2006), с. 264
- ^ Куинн, Майкл. «Настоящий Рейнальдо Хан, пожалуйста, встаньте?», Граммофон , ноябрь 2004 г., стр. А15
- ^ Jump up to: а б с д Гавоты, с. 37
- ^ Jump up to: а б Депаулис (2007), с. 19
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джонсон, Грэм (1996). Примечания к набору компакт-дисков Hyperion CDA67141/2 ОСЛК 40723495
- ^ Прествич, стр. 15–16.
- ^ Массне, стр. 27–28
- ^ Гавоти, с. 39
- ^ Хардинг (1965), с. 201
- ^ «Новости» и «Если бы у моих стихов были крылья» , Le Figaro , 16 мая 1890, стр. 2 и 8
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д О'Коннор, Патрик «Хан, Рейнальдо» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 29 октября 2020 г. (требуется подписка)
- ^ Ноэль и Столлиг, с. 189
- ^ Jump up to: а б Джонсон, с. 236
- ^ Jump up to: а б Джонсон, с. 235
- ^ Картер, с. 167
- ^ Жиру, стр. 38–39.
- ^ Эшли, Тим. «Хан: Провансальский концерт; Дивертисмент» , Gramophone , сентябрь 2015 г. Проверено 30 октября 2020 г. (требуется подписка). Архивировано 2 ноября 2020 г. на Wayback Machine.
- ^ Хардинг, Джеймс (1989). Примечания к компакт-диску Hyperion CDH55167 ОСЛК 57936575
- ^ «Франция», The Times , 8 мая 1896 г., стр. 5; и Николс, с. 23
- ^ Прествич, стр. 48–49.
- ^ Этьен, Жан-Кристоф (2012). Примечания к компакт-диску концерта 2015 г. ОСЛК 1001864763
- ^ Прествич, с. 20
- ^ Прествич, с. 50
- ^ Jump up to: а б Жиру, с. 35
- ^ Ноэль и Столлиг, с. 144
- ^ Депаулис (2007), с. 58
- ^ Колб, стр. 1.
- ^ Некту, Жан-Мишель. "Форе, Габриэль (Урбен)" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 31 октября 2020 г. (требуется подписка)
- ^ Шварц, Мануэла и Г.В. Хопкинс. "Дукас, Пол" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 31 октября 2020 г. (требуется подписка)
- ^ Лежер, Франсуа и Рой Ховат. «Дебюсси, (Ахилле-) Клод », Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Столлиг (1903), с. 131
- ^ Jump up to: а б «Парижские заметки», The Graphic , 3 января 1903 г., с. 22
- ^ Харкорт, Юджин д'. «Комическая опера» , «Фигаро» , 17 декабря 1902 г., с. 4
- ^ Беллайг, Камилла. «Музыкальное обозрение» , Revue des Deux Mondes , 1 января 1904 г., с. 228
- ^ «Музыка и музыканты», The Morning Post , 9 июля 1906 г., стр. 9
- ↑ Свидетельство о натурализации , Министерство юстиции Французской Республики, 9 декабря 1907 г.
- ^ Шайен, с. 244
- ^ Григорьев, стр. 78 и 80.
- ^ Jump up to: а б Прествич, стр. 241–242.
- ^ Депаулис (2006), с. 92
- ^ Гавоти, с. 270
- ^ От пения , OCLC 559587988
- ^ Галло, стр. 63–65.
- ^ Jump up to: а б с Хардинг (1979), с. 160
- ^ Хардинг (1979), с. 159
- ^ Прествич, с. 244
- ^ Генцль, с. 377
- ^ "Шнитт-лук" , Les Archives du spectacle . Проверено 1 ноября 2020 г.
- ↑ Мессажер, Андре «Премьеры» , Le Figaro , 3 декабря 1925, с. 4
- ^ «Сезон Гитри», The Stage , 24 июня 1926 г., стр. 16
- ^ «Театр Его Величества», The Times , 25 июня 1929 г., стр. 14; «Записная книжка театрала», The Graphic , 3 июля 1926 г., с. 29
- ^ «Моцарт» , база данных Интернет-Бродвея. Проверено 2 ноября 2020 г.
- ^ «Моцарт» , база данных Интернет-Бродвея. Проверено 2 ноября 2020 г.
- ^ Депаулис (2006), с. 286
- ^ Набор компакт-дисков 7312 апреля (2020 г.)
- ^ Депаулис (2007), стр. 107 и 167.
- ^ Тома-Салиньяк, Э. «Bouffes-Parisiens» , Lyrica , декабрь 1933, с. 2482
- ^ Прествич, стр. 245–246.
- ^ Jump up to: а б Биду, Генри. «Музыка» , Les Temps , 29 июля 1939 г., с. 3
- ^ Прествич, с. 246
- ^ Jump up to: а б Хардинг (1979), с. 165
- ^ Чамкертен, Жак (2015). Примечания к компакт-диску литавр 1C1231 ОСЛК 949677921
- ^ Прествич, с. 249
- ^ "М. Рейнальдо Хан", The Times , 31 января 1947 г., стр. 7
- ^ «Дивизия 85». Архивировано 16 января 2021 года в Wayback Machine , Le Cimetiere du Père Lachaise, Paristoric. Проверено 4 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Примечания к записи Брю Зейна BZ1042 ISBN 978-84-09-21786-1
- ^ Депаулис (2006), с. 308
- ^ «Некролог: Рейнальдо Хан», The Manchester Guardian , 3 февраля 1947 г., стр. 3
- ^ Штукеншмидт, с. 43
- ^ Солтер, Лайонел. "Песни Хана" , Граммофон", август 1988 г.
- ^ Jump up to: а б Джонсон, с. 237
- ^ Дэй, Джеймс (1982). Примечания к Hyperion CD Helios 55040 ОСЛК 716600601
- ^ Хан (1901), стр. 27–30.
- ^ Депаулис (2007), стр. 162–163
- ^ Депаулис (2006), стр. 276–277
- ^ Депаулис (2006), стр. 272 и 273.
- ^ Лабартет, Сильвен Поль. «Преамбула: Рейнальдо Хан и мелодия» , Ассоциация Рейнальдо Хана. Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ Столлиг (1899), стр. 105–108.
- ^ Столлиг (1899), с. 144
- ^ Jump up to: а б Жиру, стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б «Рейнальдо Хан» , Архивы зрелищ. Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Бюссер, Анри. «Память о Рейнальдо Хане» , Revue des deux mondes, январь 1964 г., стр. 110–121 (требуется подписка)
- ^ «Музыка, искусство и драма», The Daily News , 12 января 1903 г., стр. 6; и «Музыка и музыканты», The Morning Post , 23 февраля 1903 г., стр. 8
- ^ Депаулис (2006), с. 279; и «Оперетты» , Ассоциация Рейнальдо Хана. Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ Депаулис (2006), стр. 278–279
- ^ Вильермоз, Эмиль. «Театры» , Эксельсиор , 23 марта 1935 г., с. 6; и Ле Флем, Поль. «Жизнь зрелища» , комедия , 23 марта 1935, с. 1
- ^ Купферберг, Герберт. «Что случилось», Akron Beacon Journal , 20 февраля 1994 г., стр. 150
- ^ «Венецианский купец» и «Венецианский купец» , Les Archives du spectacle. Проверено 10 ноября 2020 г.
- ^ Депаулис (2006), с. 278
- ^ Генцль и Лэмб, стр. 457
- ^ "Шнитт-лук" , Les Archives du spectacle. Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ Кеннеди, Майкл. «Как поработить и очаровать критика» , The Sunday Telegraph , 30 марта 2003 г. (требуется подписка)
- ^ Депаулис (2007), стр. 122, 138 и 152.
- ^ Хардинг (1979), с. 161
- ^ Депаулис (2006), с. 280
- ^ Депаулис (2006), с. 287
- ^ Jump up to: а б "Коллекция Рейнальдо Хана" , Граммофон , январь 2002 г. Проверено 7 ноября 2020 г.
- ^ Бертран, Поль. «Концерты Колонна» , Ле Менестрель , 2 марта 1928 г., с. 97
- ^ Март, стр. 526–527.
- ^ Депаулис (2006), стр. 282–284
- ^ Депаулис (2006), стр. 284–285
- ^ Депаулис (2006), стр. 281–282
- ^ Кумбс, Стивен (2004). Примечания к компакт-диску Hyperion CDH55379 ОСЛК 779741182
- ^ Потт, Фрэнсис (2001). Примечания к компакт-диску Hyperion CDA 67258 ОСЛК 873059225
- ^ Jump up to: а б Филселл, Джереми (2004). Примечания к компакт-диску Hyperion CDH55379 ОСЛК 779741182
- ^ Депаулис (2006), 291–292 и 294.
- ^ «Сонатина» , Ассоциация Рейнальдо Хана. Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ Депаулис (2006), стр. 292–294
- ^ Jump up to: а б с Депаулис (2006), с. 303
- ^ Примечания к компакт-диску Romophone CD 82015-2 (2000), ОСЛК 45501613
- ^ Набор компакт-дисков Брю Зейна BZ2002 ОСЛК 1144493629
- ^ Наборы компакт-дисков Naïve V4658 (1992) и V4904 (2004), OCLC 229773956 и ОСЛК 705002158
- ^ МирКат ОСЛК 885059865 , ОСЛК 1158934163 , OCLC 908432007 и ОСЛК 1090890639
- ^ Набор компакт-дисков Aevea 15001 ОСЛК 927456998
- ^ Депаулис (2006), с. 307
- ^ МирКат OCLC 985726731 и ОСЛК 904483072
- ^ «Моцарт» , Мультимедийная энциклопедия театральных мюзиклов Франции. Проверено 7 ноября 2020 г.
- ^ МирКат ОСЛК 635343515
- ^ МирКат ОСЛК 1053821323
- ^ «Библиографическое уведомление» , Национальная библиотека Франции. Проверено 7 ноября 2020 г.
- ^ Набор компакт-дисков Брю Зейна BZ 1043 ОСЛК 1235278755
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Картер, Уильям (2000). Марсель Пруст: Жизнь . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-09400-8 .
- Деполис, Жак (2007). Рейнальдо Хан (на французском языке). Биарриц: Атлантика. ISBN 978-2-84049-484-3 .
- Галло, Рубен (2014). Латиноамериканцы Пруста . Балтимор: JHU Press. ISBN 978-1-4214-1346-4 .
- Генцль, Курт (2001). Энциклопедия музыкального театра . Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 978-0-02-864970-2 .
- Генцль, Курт; Эндрю Лэмб (1988). Книга Генцля о музыкальном театре . Лондон: Голова Бодли. OCLC 966051934 .
- Гавоти, Бернар (1976). Рейнальдо Хан: музыкант Прекрасной эпохи (на французском языке). Париж: Бюше Шастель. OCLC 954560497 .
- Жиру, Винсент (2020). «Полинезийская идиллия во времена Гогена». Остров мечты . Венеция: Центр французской романтической музыки. ISBN 978-84-09-21786-1 .
- Григорьев С. Л. (1960). Балет Дягилева, 1909–1929 . Хармондсворт: Пингвин. OCLC 1033647372 .
- Хардинг, Джеймс (1965). Сен-Санс и его круг . Лондон: Чепмен и Холл. OCLC 1071102794 .
- Хардинг, Джеймс (1979). Фоли де Пари: взлет и падение французской оперетты . Лондон: Книги Чаппелла и Вяза. ISBN 978-0-903443-28-9 .
- Жиру, Винсент (2020). «Полинезийская идиллия во времена Гогена». Остров мечты . Венеция: Центр французской романтической музыки. ISBN 978-84-09-21786-1 .
- Хан, Рейнальдо (1901). Венеция (PDF) . Париж: Хойгель. ISBN 9780720616804 . OCLC 844323412 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Джонсон, Грэм (2002). Французский песенник . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-924966-4 .
- Колб, Кэтрин (2014). Берлиоз о музыке: Избранная критика, 1824–1837 . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-939195-0 .
- Массне, Жюль (1919) [1910]. Мои воспоминания . Бостон: Смолл Мейнард. OCLC 774419363 .
- Николс, Роджер (2011). Равель: Жизнь . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10882-8 .
- Рождество, Эдвард; Эдмонд Столлиг (1891). Летопись театра и музыки, 1890 год . Париж: Плотник. OCLC 172996346 .
- Прествич, ПФ (1999). Перевод воспоминаний: воспоминания молодого Пруста . Лондон: Питер Оуэн. ISBN 978-0-7206-1056-7 .
- Шейен, Сьенг (2010). Дягилев: Жизнь . Лондон: Профиль. ISBN 978-1-84765-245-4 .
- Столлиг, Эдмонд (1899). Летопись театра и музыки, 1898 год . Париж: Оллендорф. OCLC 172996346 .
- Столлиг, Эдмонд (1903). Летопись театра и музыки, 1902 год . Париж: Оллендорф. OCLC 172996346 .
- Штукеншмидт, Ганс Хайнц (1968). Морис Равель: Вариации на тему его жизни и творчества . Филадельфия: Книжная компания Чилтон. OCLC 1150275875 .
Журналы
[ редактировать ]- Деполис, Жак (октябрь – декабрь 2006 г.). «Недооцененный французский композитор: Рейнальдо Хан» . Fontes Artis Musicae (на французском языке). 53 (4): 263–308. JSTOR 23510460 . (требуется подписка)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ассоциация Рейнальдо Хана (на французском языке)
- Друзья французской музыки (на французском языке)
- Биография , Musicologie.org (на французском языке)
- Бесплатные партитуры Рейнальдо Хана в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Рейнальдо Хана в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- 1874 рождений
- 1947 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Дирижеры XIX века (музыка)
- Французские композиторы XIX века.
- Композиторы-классики XX века
- Французские композиторы XX века
- Французские дирижеры ХХ века (музыка)
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Академический состав Парижской нормальной школы музыки
- Композиторы Русского балета
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Дети-классические музыканты
- Композиторы для фортепиано
- Директора Парижской оперы
- Французские композиторы балета
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Французские мужчины-дирижеры (музыка)
- Французские музыкальные критики
- Французские оперные композиторы
- Французские композиторы оперетты
- Французы баскского происхождения
- Французы немецко-еврейского происхождения
- Французские композиторы-романтики
- Классические композиторы ЛГБТ
- Классические музыканты ЛГБТ
- Французские ЛГБТ-певцы
- Французские композиторы ЛГБТ
- Венесуэльские ЛГБТ-певцы
- Венесуэльские композиторы ЛГБТ
- Оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Каракаса
- Натурализованные граждане Франции
- Венесуэльские классические композиторы
- Венесуэльские эмигранты во Франции