Jump to content

Рейнальдо Хан

фотография элегантно одетого белого мужчины с аккуратными усами и бородой, в шляпе, сдвинутой набок; у него сигарета в правой руке
Хан в 1906 году

Рейнальдо Хан де Эченагусия (9 августа 1874 — 28 января 1947) — французский композитор, дирижёр, музыкальный критик и певец венесуэльского происхождения. Он наиболее известен своими песнями ( мелодиями ), из которых он написал более 100.

Хан родился в Каракасе, но когда он был ребенком, его семья переехала в Париж, и он прожил там большую часть своей жизни. После успеха его песни « Si mes vers avaient des ailes » («Если бы у моих стихов были крылья»), написанной, когда ему было 14 лет, он стал видным членом французского общества конца века . Среди его ближайших друзей были Сара Бернар и Марсель Пруст . После Первой мировой войны , во время которой он служил в армии, Хан адаптировался к новым музыкальным и театральным тенденциям и добился успеха со своей первой опереттой « Сибулетта» (1923) и в сотрудничестве с Сашей Гитри — музыкальной комедией «Моцарт» (1926). Во время Второй мировой войны Хан, еврей по происхождению, укрылся в Монако, а в 1945 году вернулся в Париж, где был назначен директором Оперы . Он умер в Париже в 1947 году в возрасте 72 лет.

Хан был плодовитым композитором. Его вокальные произведения включают светские и духовные произведения, лирические сцены, кантаты, оратории, оперы, комические оперы и оперетты. Оркестровые произведения включают балетные концерты, тональные стихотворения, музыку к спектаклям и фильмам. Он написал ряд камерной музыки и фортепианных произведений. Он пел и исполнял собственные песни, записывался как солист и аккомпанировал другим исполнителям. После его смерти его музыкой пренебрегали, но с конца 20-го века растущий интерес привел к частым исполнениям многих его произведений и записям всех его песен и фортепианных произведений, большей части его оркестровой музыки и некоторых его сценических произведений.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Хан родился в Каракасе, Венесуэла, 9 августа 1874 года и был младшим ребенком Карлоса ( урожденного Карла) Хана (1822–1897) и его жены Елены Марии, урожденной де Эченагусия (1831–1912). [ 1 ] Карлос Хан, старший сын еврейской семьи из Гамбурга , эмигрировал в Венесуэлу в 1845 году в возрасте двадцати двух лет, сделав там весьма успешную деловую карьеру. [ 2 ] Он обратился в католицизм , чтобы жениться на Елене де Эченагусия; она была испанского происхождения по отцовской линии и голландско-английского по материнской линии. [ 2 ] Когда его друг и соратник Антонио Гусман Бланко стал президентом страны в 1877 году, Карлос стал финансовым советником Бланко. [ 2 ] У Ханов было одиннадцать или двенадцать детей, девять из которых дожили до совершеннолетия. Рейнальдо, известный как «Нано», был самым младшим, на двадцать лет моложе своего старшего брата. [ 1 ] Он вырос, свободно говоря на немецком, испанском и (имея британскую няню ) английском языках. [ 3 ]

Когда в 1877 году подошел к концу первый срок полномочий Бланко, семья Хан покинула Венесуэлу и поселилась в Париже, где у них были родственники и друзья с хорошими связями. [ 2 ] Именно Франция, как выразился писатель XXI века, «определит и определит музыкальную идентичность Хана в дальнейшей жизни». [ 4 ] Среди парижских друзей семьи была принцесса Матильда , племянница Наполеона I ; молодой Хан пел для нее и дебютировал на публике в возрасте шести лет на музыкальном вечере в ее гостиной. [ 5 ] Он начал уроки композиции у преподавателя итальянского языка, когда ему было восемь лет. [ 6 ]

Четверо учителей Хана: по часовой стрелке сверху слева: Эмиль Декомб , Жюль Массне , Теодор Дюбуа и Альбер Лавиньяк.

В 1885 году, в возрасте одиннадцати лет, Хан был принят на Парижской консерватории . подготовительный курс [ 6 ] Он продолжал изучать фортепиано у Эмиля Декомба (в одном классе с Морисом Равелем и Альфредом Корто ), гармонию у Альберта Лавиньяка и Теодора Дюбуа , а также композицию у Шарля Гуно и Жюля Массне . [ 5 ] [ 7 ] Последний стал другом и наставником Хана на всю жизнь. [ 8 ] В молодости Массне получил высшую музыкальную стипендию Франции — Римскую премию . [ 9 ] но Хан не мог подражать ему: право на участие имели только граждане Франции, а Ханы не приняли французское гражданство. Кроме того, советовал Массне, Хан, имея богатых родителей, не нуждался в стипендии, в отличие от его менее богатых коллег. [ 10 ] Через Массне Хан познакомился с Камилем Сен-Сансом , у которого он учился в частном порядке в дополнение к урокам в консерватории. [ 11 ]

Еще будучи студентом, Хан рано добился успеха со своей мелодией «Si mes vers avaient des ailes» (Если бы у моих стихов были крылья) на стихотворение Виктора Гюго . Песня входила в набор мелодий Хана, опубликованных ведущим музыкальным издательством Hartmann et Cie в 1890 году. Le Figaro подхватила ее: «Мы чувствуем, что должны воспроизвести это изящное произведение, которое явно указывает на тонкого и оригинального музыканта» – и посвятила полторы недели широкоформатная страница для печати слов и музыки. [ 12 ]

Хан посвятил « Si mes vers avaient des ailes » своей сестре Марии, которая вышла замуж за художника Раймундо де Мадрасо-и-Гаррета . В их доме Хан встретил многих ведущих деятелей искусства, в том числе Альфонса Доде , для пьесы которого «Препятствие» Хан-подросток сочинил музыку . [ 13 ] Спектакль был представлен в Театре Гимназ в декабре 1890 года. [ 14 ] Доде назвал музыку Хана своей «любимой музыкой». В доме Доде в 1893 году певица Сибил Сандерсон » Хана представила премьеру «Гриза шансонов на стихи Поля Верлена . Поэт присутствовал и был тронут до слез тем, как Хан обработал свои стихи. [ 15 ] Стефан Малларме также присутствовал и написал:

Крик, который поет языку
От поэта Рейнальдо
Хан нежно отпускает его
Как струя воды на подъездной дорожке. [ 16 ]

Плач, который поет в словах
О поэте Рейнальдо
Хан нежно отпускает его.
Как фонтан на дороге.

Марсель Пруст , любовник Хана, а затем друг на всю жизнь

В начале 1890-х годов Хан работал над своей первой оперой L'ile du rêve , «Полинезийской идиллией», написанной по указанию Массне. В этот период он встретил Марселя Пруста впервые в салоне Мадлен Лемэр 22 мая 1894 года. Насколько известно, романтические привязанности 19-летнего Хана до этого представляли собой интимные, но платонические отношения со знаменитой парижанкой. красавицы Клео де Мерод и Лиана де Пужи . [ 5 ] [ 7 ] До этого момента он был обеспокоен, вплоть до враждебности, по поводу гомосексуализма и гомосексуалистов. [ 17 ] но между двумя мужчинами быстро завязался интенсивный роман, единственная настоящая связь Пруста. [ 5 ] Их роман продлился чуть больше двух лет, но перерос в близкую дружбу на всю жизнь. [ 18 ] Пруст писал: «Все, что я когда-либо делал, всегда было благодаря Рейнальдо». [ 19 ] Музыковед Джеймс Хардинг ссылается на вымышленную Сонату Вентейля : «Именно Хан подсказал Прусту знаменитую миниатюрную фразу , которая символически повторяется в «À la recherche du temps perdu» и которая представляет собой не что иное, как навязчивую тему из скрипки ре минор Сен-Санса. соната ». [ 20 ]

Хан закончил учебу в консерватории удовлетворительно, но, как выразился его биограф Жак Деполис, «не вызвав искры на экзаменах и конкурсах». [ 3 ] Массне ушел с факультета в мае 1896 года. [ 21 ] и Хан ушел одновременно со своим наставником. [ 22 ]

1896-1913 гг.

[ редактировать ]

В 1896 году Пруст написал слова, а Хан — музыку к «Портретам художников» для чтеца и фортепиано, премьера которого состоялась в доме Мадлен Лемэр, где они встретились. [ 23 ] Позже в том же году у Хана появился еще один из его самых близких друзей: он долгое время восхищался актрисой Сарой Бернар . [ 24 ] а в конце 1896 года он встретил ее и быстро стал частью ее ближайшего круга друзей и помощников. Он часто навещал ее в гримерке во время и после выступлений, обедал с ней в ее парижском таунхаусе, ездил с ней в Лондон и на гастроли, а также сочинял музыку для ее постановок. [ 25 ]

Премьера «Иль дю рев» состоялась в 1898 году, когда благодаря влиянию Массне Комическая опера поставила пьесу с прекрасным составом под управлением Андре Мессаже . [ 26 ] Сообщения в прессе были враждебными, [ 26 ] и пьеса была снята после семи представлений. [ 27 ] Пока шла репетиция, Париж был в восторге от процесса Золя по продолжающемуся делу Дрейфуса . Это дело резко разделило мнение французов; Ган, как Пруст и Бернхардт, находился в лагере дрейфусаров. Антисемитский подтекст кампании против Дрейфусара глубоко обеспокоил его, но его преданность Франции была непоколебимой. [ 13 ]

тщательно продуманная декорация с большим актерским составом и монахиней в центре сцены
Кармелитка (1902 г.): церемония принятия пострига, прерванная под давлением религиозных протестующих вскоре после премьеры.

В 1898 году, после успеха своего первого набора из 20 мелодий, опубликованного двумя годами ранее, Хан начал сочинять второй набор. над которым он работал более 20 лет. [ 13 ] В том же году он приступил к работе над 12 «Ронделями» для солистов, хора и фортепиано, завершенными в следующем году. [ 13 ] В 1899 году, следуя давней традиции французских композиторов, пополнявших свой доход написанием музыкальных обзоров, он стал критиком La Presse . [ 28 ] [ н 1 ]

второй оперы Хана «Кармелита », названной «музыкальной комедией», на либретто Катюля Мендеса В декабре 1902 года в Комической опере состоялась премьера . Эмма Кальве сыграла главную роль Луизы де ла Вальер , Мессажер снова стал дирижером, а пьеса была богато смонтирована. [ 33 ] но он был принят скорее вежливо, чем с энтузиазмом, и не получил места в оперном репертуаре. [ 13 ] Его перспективам не способствовало решение Комической Оперы уступить религиозным лоббистам и сократить решающую сцену, в которой Луиза принимает постриг; [ 34 ] [ н 2 ] эта сцена получила похвалу критиков как «вдохновляющая», тогда как остальная часть музыки была сочтена искусной, красивой и энергичной, но лишенной характера. [ 33 ] [ 35 ]

После этого разочарования Хан отвлекся от оперы. В 1905 году он написал одно из самых популярных своих произведений — сюиту для камерного ансамбля «Бал Беатрис д'Эсте» ; В «Словаре музыки и музыкантов» Гроува Патрик О'Коннор отмечает, что это произведение, «задуманное просто как дивертисмент », осталось одним из самых известных и наиболее часто исполняемых произведений композитора. [ 13 ]

Хан начал привлекать внимание как дирижер. Выступления Дон Жуана под его управлением в 1903 году хвалили за его «гибкость и легкость», а также за его научную – и необычную для того времени – верность партитуре Моцарта . [ 36 ] В 1906 году он и Густав Малер были дирижерами двух опер, представленных на Зальцбургском фестивале , посвященном 150-летию Моцарта. Малер дирижировал «Женитьбой Фигаро» ; Хан дирижировал « Дон Жуаном» с Венским филармоническим оркестром и актерским составом, в том числе Лилли Леманн и Джеральдин Фаррар . [ 37 ]

В декабре 1907 года Хан стал натурализованным гражданином Франции. [ 38 ] В том же году он составил свой набор из шести песен и мадригалов , включив в него слова французских поэтов Средневековья и Возрождения , в которые он включил музыку в стиле Антуана Бессе , придворного композитора Людовика XIII . [ 13 ]

Хан последовал за танцами «Бала Беатрис д'Эсте» двумя полными балетными партитурами: «Праздник Терезы» (1910) и «Бледный Бог» (1912). Последний был первым балетом на музыку французского композитора, представленным Сергея Дягилева » «Русским балетом ; Премьера прошла хорошо, но пьесу затмили два других балета с французскими партитурами, представленные позже в этом сезоне: « Послеполуденный отдых фавна» Равеля Дебюсси и «Дафнис и Хлоя» . [ 39 ] [ 40 ]

1914-1929 гг.

[ редактировать ]

С началом войны в 1914 году Хан, превысивший официальный возраст призыва, пошел добровольцем в армию рядовым. [ 13 ] Большую часть войны он служил адъютантским писарем, работая недалеко от фронта, подвергаясь частым бомбардировкам. [ 41 ] Когда это было возможно, он продолжал сочинять, писал музыку для своего полка, участвовал в ревю для войск и работал над двумя новыми операми, одна по мотивам « Одиссеи» , а другая — по «Венецианскому купцу» . Он включил пять стихов Роберта Льюиса Стивенсона в песенный цикл для детей. В 1917 году он был произведен в капралы в качестве курьера, а в последний год войны его направили в военное министерство в Париже в качестве шифровальщика. [ 41 ] За свои военные заслуги он был награжден Военным крестом и назначен в орден Почетного легиона . [ 42 ]

Когда Хан вернулся к гражданской жизни, Корто, директор недавно основанной Парижской нормальной школы музыки , назначил его профессором интерпретации и пения. [ 43 ] Хан был известен высокими стандартами, которые он ожидал от певцов, и опубликовал статьи и книгу Duchant (1921) об интерпретации и технике пения. [ 44 ] В 1919 году он встретил тенора Ги Феррана [ фр ] , с которым у него началось счастливое личное сотрудничество на всю жизнь. [ 45 ]

большая сцена с большим актерским составом в костюмах середины XIX века в ансамблевом номере, за ними рынок Ле-Аль.
Сцена из спектакля "Шнитт-лук" , 1923 год.

пригласил Хана В 1921 году старый друг, драматург Робер де Флер написать музыку к оперетте, либретто для которой Флерс и его соратник Франсис де Круассе написали. У Хана были оговорки: действие пьесы происходило на рынке Ле-Аль , где шла комическая Лекока Шарля опера «Дочь мадам Анго» , написанная пятьдесят лет назад, но все еще чрезвычайно популярная. Более того, героиню звали Сибулетт, что означает « зубок », что Хан считал неромантичным, а самым интересным персонажем была не героиня и не герой, а их наставник, «этакий пожилой Родольфо из «Богемы ». [ 46 ] Тем не менее Хан принял приглашение. [ 47 ]

Между началом работы над «Сибулеттой» и ее премьерой Хан потерял двух своих самых близких друзей. Пруст умер в ноябре 1922 года, а Бернхардт — в марте следующего года. [ 48 ] Он продолжил работу, и в апреле 1923 года Сибулетт открылся в Театре Варьете . Он получил хорошие отзывы и имел огромный кассовый успех. [ 46 ] При жизни Хана его несколько раз возрождали в Париже. [ 49 ] и остался в репертуаре во Франции, с возрождениями 21 века в Комической опере и других местах. [ 50 ]

мужчина и женщина, последняя в мужской одежде, одетые в костюм XVIII века.
Моцарт , 1925: Саша Гитри и Ивонн Принтемпс

В 1924 году Хан был произведен в офицеры Почетного легиона. [ 13 ] В следующем году его ждал второй большой успех в его театральной карьере. Актер и драматург Саша Гитри предложил ему написать музыку к новой музыкальной комедии « Моцарт» . Произведение было во многом основано на ранней жизни композитора, и в нем должны были сниматься Гитри и его жена Ивонн Принтемпс , последняя в роли молодого Моцарта. Хан согласился и сочинил партитуру, включив в нее различные отрывки из произведений Моцарта и свою собственную оригинальную музыку. Шоу открылось в декабре 1925 года в Театре Эдуарда VII и получило восторженные отзывы: Мессажер в статье в Le Figaro назвал его «произведением редкого качества» и отметил, что партитура была настолько хороша, что было трудно обнаружить, где находится музыка Моцарта. закончилось, и началось Хана: это, по его словам, была высшая возможная похвала. [ 51 ] Шоу имело популярный успех в Париже и на тот момент длилось семь месяцев. [ 52 ] Затем в 1926 году Гитри перевезли постановку в Лондон, где она была хорошо принята. [ 53 ] шли две версии В конце того же года на Бродвее : труппа Гитри ставила французский оригинал в течение ограниченного сезона; [ 54 ] а английский перевод шел в другом театре с Фрэнком Селье и Ирен Бордони в главных ролях . [ 55 ]

1930-1947 гг.

[ редактировать ]

В 1930 году Хан сочинил фортепианный концерт, премьера которого состоялась в феврале 1931 года под руководством его посвященной Магды Тальяферро в качестве солистки и дирижирования композитора; [ 56 ] по словам Гроува, это стало самой известной концертной работой Хана. [ 13 ] Позже Тальяферро и Хан записали произведение для граммофона; запись была переиздана на компакт-диске. [ 57 ] В 1931 году Хан написал музыку к оперетте « Бруммелл» . [ 13 ] В 1933 году он стал газеты «Фигаро» музыкальным критиком . В том же году «Сибулетт» была экранизирована для кино. Молодой режиссер Клод Отан-Лара сделал довольно вольной экранизацию сценического произведения с Симоной Беррио в главной роли; он открылся в Париже в ноябре 1933 года и был хорошо принят. [ 58 ]

Единственным крупным заказом Хана для Парижской оперы была работа по мотивам «Венецианского купца», которую он начал сочинять во время войны. Премьера оперы «Венецианский марш » на стихотворное либретто Мигеля Замакойса состоялась в марте 1935 года. Она была принята с энтузиазмом, и, хотя при жизни Хана она не была возрождена в Париже, позже у нее было несколько новых постановок. [ 13 ] Гитри и Хан вместе работали над другим шоу, O mon bel inconnu (О, мой прекрасный незнакомец, 1933), с Арлетти в главной роли . Рецензент в «Лирике» прокомментировал: «Это оперетта? Нет; комическая опера? И не то; водевиль? Ни в малейшей степени. Так что это? Я не знаю, но это неприхотливо и очаровательно». Он добавил: «Ни один из двух столь удивительно одаренных авторов не показал себя с лучшей стороны, но крошек, которые они небрежно роняли со стола, все же достаточно, чтобы приготовить вкусную еду». [ 59 ] Хан написал музыку для двух других музыкальных комедий 1930-х годов, а также значительное количество музыки для пьес и фильмов. [ 60 ]

Во второй половине десятилетия Хан снова стал известен как дирижер, поставив спектакли «Волшебная флейта» , «Сераль» и «Женитьба Фигаро» . композитора Его верность Моцарту была отмечена в прессе: после многих лет постановок в Комической опере, в которых речитативы в «Фигаро» были заменены устными диалогами, Хан использовал новый, более научный текст под редакцией Адольфа Босшо . [ 61 ] [ н 3 ] В концертном зале он установил музыкальные партнерства с более молодыми исполнителями; Помимо Тальяферо, он регулярно аккомпанировал Ферранту и сопрано Нинон Валлен . [ 62 ]

Когда немцы оккупировали Париж в 1940 году, Хан уехал на юг Франции, а затем в нейтральное Монако. Там он меньше подвергался риску нацистских антисемитских преследований, но едва избежал гибели в результате взрыва шального снаряда британской подводной лодки, нацеленного на немецкий военный корабль, пришвартованный возле его комнат на набережной в Монте-Карло. [ 63 ] Он вернулся в Париж в феврале 1945 года и был избран членом Франции Института Академии изящных искусств и назначен директором Парижской оперы. Его последнее концертное произведение, « Провансальский концерт» , было представлено в эфире Radiodiffusion Française 30 июля 1945 года и дано на концерте в апреле следующего года. [ 64 ]

В 1946 году вместе с Тальяферо и Валленом Хан совершил концертное турне, выступив в Лондоне, Женеве , Брюсселе, Марселе и Тулоне . [ 65 ] Он заболел, и ему сделали операцию по лечению опухоли головного мозга, которая, по мнению его врачей, могла быть вызвана взрывом в Монте-Карло. [ 63 ]

Хан умер в Париже 28 января 1947 года в возрасте 72 лет. [ 66 ] Похоронен на кладбище Пер-Лашез , недалеко от могилы Пруста. [ 67 ]

Работает

[ редактировать ]
Картина маслом белого человека, сидящего за пианино и смотрящего на зрителя. У мужчины аккуратные каштановые волосы, усы и аккуратная борода.
Хан: портрет 1907 года.

Грэм Джонсон пишет, что Хан «по-настоящему никогда не был представителем двадцатого века»; [ 7 ] в течение многих лет его считали главным образом воплощением духа Парижа конца века . [ 13 ] Он не симпатизировал более явно современной музыке первых десятилетий 20-го века, но шел в ногу со временем. [ 7 ] Согласно анализу 2020 года:

Обученный канонам позднего романтизма у своего наставника и покровителя Жюля Массне, он сумел приспособить свой стиль к современности Années folles , сочинять музыкальные комедии с отголосками джаза, фокстрота и аргентинского танго, виртуозно владея саксофоном и фортепиано в его оркестре… каталог сочинений, начиная от камерной музыки – возвышенного фортепианного квартета и фортепианного квинтета – до балета и оркестрового репертуара. [ 68 ]

Биограф Хана Жак Деполис, написавший в 2006 году, отмечает, что многие композиторы переживают период забвения после своей смерти, а затем их заново открывают - процесс, известный во Франции как «la traversée du désert» - пересечение пустыни. [ 69 ] В 1947 году британская газета отметила, что Хана «сегодня почти не помнят за пределами Франции». [ 70 ] В 1961 году, через 14 лет после смерти композитора, музыковед Ганс Хайнц Штукеншмидт назвал Хана «талантливым сплетником, обладавшим даром вытачивать оперетты и небольшие, со вкусом исполняемые баллады в неограниченном количестве». [ 71 ] [ н 4 ] В последние десятилетия 20-го века интерес к музыке Хана возродился: Джонсон (2002) говорит о «постоянно расширяющемся диапазоне его мелодий, которые регулярно можно услышать на концертной площадке». [ 16 ]

Хан наиболее известен своими песнями. Он написал чуть больше 100; большинство из них были написаны за тридцатилетний период с 1888 года до конца Первой мировой войны, после чего спрос на песни с фортепианным сопровождением уменьшился, и он обратился к другим формам. [ 13 ] Его стиль в ранних песнях отражает влияние Массне. [ 73 ] но он считал Габриэля Форе высшим мастером мелодии и отдавал предпочтение некоторым из избранных Форе поэтов, в том числе Виктору Гюго, Теофилю Готье и Полю Верлену. [ 7 ] Ему было всего тринадцать, когда он написал постановку Гюго «Si mes vers avaient des ailes», позже включенную в его первый сборник из 20 мелодий (1895). Джонсон пишет, что в песне отражены все отличительные черты стиля композитора:

Обложка музыкального тома, украшенная рисунками красных роз.
Обложка сборника песен Хана 1895 года.
… аккомпанемент, который колеблется на заднем плане, как медленное развертывание мотка роскошного материала, фон, казалось бы, маловажный, который, тем не менее, формирует мелодию, как если бы аккомпаниатор легчайшей рукой владел гончарным кругом; вокальная линия, возникшая из интимности речи, но содержащая в себе семена чудесной мелодии, которую действительно можно спеть. [ 73 ]

Его первым опубликованным набором песен был Chansons grises («Песни в сером», 1890), который включал в себя постановку «Хорошего шансона» Верлена, которую поэт предпочитал хорошо известной версии Форе. [ 15 ] Комментатор Джеймс Дэй отмечает, что песни в наборе демонстрируют «зрелость, весьма замечательную для шестнадцатилетнего подростка, и сочувствие к поэту, совершенно неожиданное для музыканта любого возраста». [ 74 ]

После «Grises Chansons» Хан в течение следующих 25 лет сочинял новые песенные циклы. Рондель (1898–99) на слова Шарля Орлеанского , Теодора де Банвиля и Катюля Мендеса был примером увлечения композитора прошлым, создавшего оригинальные и современные версии старой формы стиха ронделя . [ 7 ] В «Латинских этюдах» (1900) Хан включил десять стихов Леконта де Лиля , напоминающих греко-римскую древность. В трех песнях к солисту и пианисту присоединяется хор. [ 7 ] Хан снова экспериментировал с комбинациями голосов в «Венеции» (1901), наборе из шести текстов на венецианском диалекте, в котором финальная песня представляет собой дуэт тенора и сопрано с припевом. [ 75 ] Для Les feuilles blessés («Поврежденные листья», 1901–1906) Хан обратился к современному поэту Жану Мореасу , известному своими символистскими стихами. [ 76 ] В 1907 году Хан вернулся к более старым формам с Chansons et madrigaux , включив слова Орлеана, Жана-Антуана де Баифа и других в цикл из шести песен для четырех голосов. [ 77 ] «Любовь без крыльев» (1911) представляет собой набор из трех стихов на английском языке Мэри Робинсон , и Хан снова включил английские тексты в «Пять маленьких песен» (1915) со стихами Роберта Луи Стивенсона. [ 78 ] Гроув перечисляет последний цикл «Испанские песни» (1947). [ 13 ]

Помимо песенных циклов, при его жизни были изданы два сборника мелодий Хана, по двадцать песен каждый. Оба сборника включают некоторые песни, ранее издававшиеся индивидуально, а также двенадцать других песен, не вошедших в цикл или не включенных в опубликованный сборник. [ 79 ]

Оперы, оперетты и музыкальные комедии

[ редактировать ]

Хан завершил пять опер и оставил незавершенной одну. Первый, «Иль дю Рев» , «Полинезийская идиллия» в трех действиях, имеет либретто Андре Александра и Жоржа Хартмана , адаптированное из Пьера Лоти полуавтобиографического романа 1880 года «Рараху или Женитьба Лоти», действие которого происходит на Таити . [ 80 ] В 1898 году было проведено семь представлений. [ 81 ] и был возрожден в Каннах в 1942 году под управлением композитора [ 82 ] но его больше не видели в Париже до 2016 года, когда постановка Театра де ла Куп д'Ор, Рошфор была представлена ​​в Театре де л'Атене . [ 83 ] Анри Бюссер считал произведение «очаровательным… очень музыкальным»; [ 84 ] он сквозной , в нем нет стандартных номеров. Ган использует лейтмотивы , следуя примеру Массне. [ 82 ]

«Кармелита» (1902), старинная пьеса, действие которой происходит во времена правления Людовика XIV , не произвела большого впечатления, хотя ее дирижер Мессагер, который был музыкальным руководителем в Ковент-Гардене , а также в Комической опере, рассматривал возможность постановки ее в Лондоне; идея не была реализована. [ 85 ] Ни одна из следующих двух опер Хана — «Навсикая» (1919, либретто Рене Фошуа ) и «Коломба де Будда» («Голубь Будды», 1921), одноактное произведение на слова Андре Александра. [ n 5 ] – была написана для Парижа и там не была поставлена. Первый был дан в Опере Монте-Карло, а второй – в Муниципальном Театре Казино в Каннах, где Хан часто дирижировал. [ 87 ]

Рисунок белого бритого мужчины средних лет в цилиндре, доброжелательно улыбающегося.
Жан Перье в роли Дюпарке в «Сибулетте» (1923)

«Маршан Венеции» (1935) стала самой успешной из серьезных опер Хана. Это было хорошо принято; Бюссер писал:

«Маршан де Вениз» раскрыл замечательное драматическое искусство не только по замыслу, но и по проработке характеров каждого персонажа. Шейлок, венецианский купец, тревожит и трогает нас». [ 84 ]

Другие критики отметили моцартовскую легкость партитуры и взгляд Хана на драму Шекспира как на комедию, а не трагедию. [ 88 ] После американской премьеры оперы критик Герберт Купферберг назвал ее «очаровательной и драматичной» и призвал к записи. [ 89 ] Произведение было возрождено в Комической опере (1979 г.) и в Большом театре Массне в Сент-Этьене (2015 г.). [ 90 ] Хан оставил незаконченную оперу Le Oui des jeunes filles («Согласие девушки»), которую завершил Бюссер; его подарила труппа Opéra-Comique в июне 1949 года. [ 91 ]

Сибулетта , первое произведение Хана в оперетке, было его самым успешным и устойчивым. В исследовании оперетты Джеймс Хардинг пишет, что партитура Хана, хотя и соответствует традициям более ранних композиторов, в частности Лекока, «омолаживает старую технику необычайной яркостью мелодии и ловкими сочетаниями голоса и инструмента». [ 46 ] После первого запуска в 1923 году в Париже в 1926, 1931 и 1935 годах были пробуждения. [ 92 ] а после смерти Хана возрождение было в Комической опере в 1953, 2013 и 2014 годах. [ 93 ] Когда произведение было впервые представлено в Лондоне, через восемьдесят лет после парижской премьеры, критик Майкл Кеннеди написал: «Я не могу себе представить, почему его нет в регулярном международном репертуаре, ведь во многих отношениях оно равно «Летучему» и «Веселой вдове». … в произведении немало слабых номеров». [ 94 ] Хан написал еще две оперетты, которые были хорошо приняты, не соперничая с успехом Сибулетты : «Бруммелл» (1931) и «Мальвина» (1935). [ 95 ]

После «Сибулетты » самым большим кассовым успехом Хана стала «музыкальная комедия» Моцарта , написанная совместно с Сашей Гитри. Хардинг описывает это произведение как «тонкий узор аллюзии восемнадцатого века, позолоченный безошибочным остроумием Саши». [ 96 ] Принтемпс имел большой успех в главной роли, но позже пьеса была успешно возрождена с другими звездами: в 1951 году с Жанной Бойтель , в 1952 году с Грациеллой Шютти и в 2009 и 2011 годах с Софи Одебург. [ 83 ] Затем последовали следующие музыкальные комедии: «Время дня» (1926), «Моя прекрасная незнакомка» (1933, с Гитри) и шума «Много из ничего» , 1936, «шекспировская музыкальная комедия». [ 97 ]

Оркестровый и концертный

[ редактировать ]

Среди наиболее известных оркестровых произведений Хана - сюита «Бал Беатрис д'Эсте» (1905) для небольшого ансамбля духовых инструментов, арф, фортепиано и ударных. Напоминая итальянские придворные развлечения XV века, он демонстрирует способности Хана как стилиста. Гроув описывает это как дивертисмент. [ 13 ] и более позднее произведение Хана специально названо « Дивертисмент для ночного праздника » для духовых инструментов (включая саксофон), фортепиано, струнного квартета и оркестра (1931). [ 98 ]

Хан написал два концерта для солистов и обычных оркестровых коллективов. Концерт для скрипки с оркестром (1928) — самый масштабный из двух. Вступительная часть, обозначенная как «Décidé», богато озвучена и состоит из сильно ритмичных и лирических отрывков. Центральная часть «Chant d’amour» с подзаголовком «Souvenir de Tunis» напоминает жару и томность Северной Африки. В 2002 году рецензент Gramophone написал, что он «колеблется между танцем и бредом». [ 99 ] Финал открывается мягко, а затем переходит в оживленный заключительный танец. Рецензируя первое исполнение, Поль Бертран писал в «Менестреле» : «Этот концерт, по сути, с чисто музыкальной точки зрения является чудом вкуса, деликатности, и в то же время он чудесно подходит для того, чтобы подчеркнуть все качества исполнителя и принести ему наибольший успех». [ 100 ] Фортепианный концерт (1931) — более легкое произведение; вторая часть длится менее трех минут. [ 99 ] Концерт описан в «Путеводителе по записанной классической музыке Penguin » как «очаровательное произведение» с вступительной темой, имеющей «английский оттенок, легко лиричный», ведущий к вариациям, «полным резких, сверкающих контрастов… хотя это не затрагивает никаких глубоких эмоций». это восхитительное произведение». [ 101 ]

Для театра Хан сочинил музыку для более чем 20 постановок в период с 1890 по 1939 год, используя самые разные силы: от меццо-сопрано, детского хора или солистов и двух фортепиано до полного оркестра. Драматурги варьировались от Доде и Гюго до Расина и Мигеля Замакуа . [ 102 ] В 1934 году он написал музыку к экранизации «Дамы с камелиями» и Леонса Перре » «Сафо . [ 103 ] Помимо балета Дягилева 1912 года «Голубой свет » он поставил оригинальные балетные и другие танцевальные партитуры для пяти других театральных постановок в период с 1892 по 1939 год. [ 104 ]

Камерное и сольное фортепиано

[ редактировать ]
Титульный лист партитуры с названиями 53 составляющих пьес и сложной декоративной рамкой.
Обезумевший соловей (1913), самая обширная фортепианная партитура Хана.

Хан, чье музыкальное мировоззрение сформировалось в XIX веке, считал Форе последним великим композитором, [ 105 ] и музыкальные аналитики отметили влияние композитора старшего возраста в некоторых камерных произведениях Хана. В Фортепианом квинтете (написанном в 1922 году и опубликованном в следующем году) есть стилистические и тематические отголоски Форе, особенно в медленной части до-диез минор, хотя в анализе 2001 года Фрэнсис Потт также отмечает влияние Дворжака . [ 106 ] В Сонате для скрипки (1926) есть дальнейшие отголоски музыки Фора во вступительной части («проникнутой галльской сдержанностью и гибкой выразительностью», по словам комментатора Джереми Филселла), но Хан отходит от условностей, делая большую часть последней части нежной и нежной. скорее меланхоличный, чем шумный. [ 107 ] Фортепианный квартет (1946), позднее произведение, состоит из трех частей, в которых чередуются безмятежные отрывки и более бурные части. Как и Соната для скрипки, это краткое произведение, исполнение которого занимает чуть более 20 минут. [ 107 ]

Большинство произведений Хана для фортепиано соло относятся к первой половине его карьеры. Некоторые из них имеют традиционные формы, в том числе набор из десяти вальсов (1896 г.), сонатина (1907 г.), вариационная тема под именем Гайдна (1910 г.) и два этюда (1927 г., его единственные послевоенные фортепианные произведения). [ 108 ] Сонатина представляет собой полномасштабную фортепианную сонату, но, как и Равель, Ган был устрашен любым возможным сравнением с поздними фортепианными сонатами Бетховена и предпочел более скромное название. [ 109 ] Другие сольные фортепианные произведения имеют необычную форму, например, « Портреты художников» (1894), написанные для исполнения между устными куплетами, или «Обезумевший соловей », самое обширное фортепианное произведение Хана, написанное между 1902 и 1910 годами и опубликованное. в 1913 году, состоящая из 53 коротких пьес, сгруппированных в четыре раздела. [ 110 ] Хан написал пять произведений для фортепиано в четыре руки и четыре для дуэта с двумя фортепиано . [ 13 ]

При жизни композитора было сделано множество записей, особенно наиболее популярных его мелодий, которые, по мнению Деполиса, с удовольствием исполняли почти все великие сольные певцы. [ 111 ] Хан сделал множество записей, исполняя и аккомпанируя себе не только собственные песни, но и номера Моцарта, Гуно, Шабрие, Массне, Бизе и Оффенбаха. [ 112 ] В середине 20-го века среди певцов, сделавших записи многочисленных песен Хана, были Жак Янсен и Георги Буэ . [ 111 ] Поскольку интерес к творчеству Хана возродился в конце 20 века, были выпущены записи значительной части его творчества. В 2006 году Деполис перечислил записи мелодий Хана, в том числе сопрано Мэди Меспле и Фелисити Лотт , меццо-сопрано Сьюзен Грэм , Мари-Николь Лемье и Анн-Софи фон Оттер , теноров Мартина Хилла и Яна Бостриджа , а также баритонов Дидье. Генри и Стивен Варко . [ 111 ] С тех пор в выпуски вошел набор из четырех дисков 2019 года от Центра романтической музыки Франции «Reynaldo Hahn: Complete Songs», включающий 107 песен в исполнении Тассис Христояннис в сопровождении Джеффа Коэна. [ 113 ]

Полная фортепианная музыка Хана для двух исполнителей была записана Кун-Ву Пайком и Хусейном Серметом . [ 114 ] В XXI веке (2001) Эрла Уайлда за полным набором Le Rossignol éperdu последовали другие такие наборы от Кристины Арианьо (2011), Билли Эйди (2015) и Юнджон Хана (2019). [ 115 ] набор из четырех компакт-дисков под названием «Hahn: Integrale Piano Music» в исполнении Алессандро Делжавана . В 2015 году на лейбле Aevea был выпущен [ 116 ]

Из сценических работ Хана «Сибулетт» была записана EMI в 1983 году с актерским составом во главе с Меспле в главной роли, а также Хосе ван Дамом (Дюпарке) и Николаем Геддой (Антонен). [ 117 ] Произведение было снова записано в 2013 году в Комической опере под управлением Лоуренса Экилби ; были опубликованы аудио- и видеоверсии. [ 118 ] В 2020 году Эрве Нике дирижировал первой записью L'île du rêve , выпущенной на лейбле Bru Zane . [ 68 ] Ивонн Принтемпс записала отрывки из Моцарта в 1925 году с оркестром под управлением Марселя Каривена ; [ 119 ] Среди более поздних записей музыки из этого произведения полная партитура была записана RTF Radio Lyrique в 1959 году с актерским составом во главе с Буэ под управлением Пьера-Мишеля Ле Конте . [ 120 ] Запись передачи Браммелла 1963 года под управлением Каривена была выпущена на компакт-диске в 2018 году. [ 121 ] На компакт-диске была выпущена запись ОРТФ передачи 1971 года « Ô mon bel inconnu» . [ 122 ] а новая запись с Вероник Жанс была выпущена Брю Зейном в феврале 2021 года. [ 123 ]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Берлиоз , Форе , Мессаже , Дюка и Дебюсси были постоянными музыкальными критиками парижских журналов. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
  2. Сцена была представлена ​​и одобрена архиепископом кардиналом Парижским Ришаром , но громкое лобби настаивало на том, что священные обряды не должны изображаться на сцене. [ 34 ]
  3. ^ Подлинность партитуры распространялась на включение арий последнего акта Базилио и Марцелины, обычно вырезанных, но не было никаких украшений , и речитативы сопровождались фортепиано, а не клавесином . [ 61 ]
  4. Лайонел Солтер отметил в «Граммофоне» , что что касается «безграничных количеств», Хан написал примерно такое же количество мелодий, что и Дебюсси, и гораздо меньше, чем Форе. [ 72 ]
  5. Хан назвал это произведение «conte lyrique japonais», и источники расходятся во мнениях относительно того, следует ли классифицировать его как оперу или оперетту. [ 86 ]
  1. ^ Jump up to: а б Депаулис (2007), с. 16
  2. ^ Jump up to: а б с д Прествич, с. 14
  3. ^ Jump up to: а б Депаулис (2006), с. 264
  4. ^ Куинн, Майкл. «Настоящий Рейнальдо Хан, пожалуйста, встаньте?», Граммофон , ноябрь 2004 г., стр. А15
  5. ^ Jump up to: а б с д Гавоты, с. 37
  6. ^ Jump up to: а б Депаулис (2007), с. 19
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Джонсон, Грэм (1996). Примечания к набору компакт-дисков Hyperion CDA67141/2 ОСЛК   40723495
  8. ^ Прествич, стр. 15–16.
  9. ^ Массне, стр. 27–28
  10. ^ Гавоти, с. 39
  11. ^ Хардинг (1965), с. 201
  12. ^ «Новости» и «Если бы у моих стихов были крылья» , Le Figaro , 16 мая 1890, стр. 2 и 8
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д О'Коннор, Патрик «Хан, Рейнальдо» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 29 октября 2020 г. (требуется подписка)
  14. ^ Ноэль и Столлиг, с. 189
  15. ^ Jump up to: а б Джонсон, с. 236
  16. ^ Jump up to: а б Джонсон, с. 235
  17. ^ Картер, с. 167
  18. ^ Жиру, стр. 38–39.
  19. ^ Эшли, Тим. «Хан: Провансальский концерт; Дивертисмент» , Gramophone , сентябрь 2015 г. Проверено 30 октября 2020 г. (требуется подписка). Архивировано 2 ноября 2020 г. на Wayback Machine.
  20. ^ Хардинг, Джеймс (1989). Примечания к компакт-диску Hyperion CDH55167 ОСЛК   57936575
  21. ^ «Франция», The Times , 8 мая 1896 г., стр. 5; и Николс, с. 23
  22. ^ Прествич, стр. 48–49.
  23. ^ Этьен, Жан-Кристоф (2012). Примечания к компакт-диску концерта 2015 г. ОСЛК   1001864763
  24. ^ Прествич, с. 20
  25. ^ Прествич, с. 50
  26. ^ Jump up to: а б Жиру, с. 35
  27. ^ Ноэль и Столлиг, с. 144
  28. ^ Депаулис (2007), с. 58
  29. ^ Колб, стр. 1.
  30. ^ Некту, Жан-Мишель. "Форе, Габриэль (Урбен)" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 31 октября 2020 г. (требуется подписка)
  31. ^ Шварц, Мануэла и Г.В. Хопкинс. "Дукас, Пол" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 31 октября 2020 г. (требуется подписка)
  32. ^ Лежер, Франсуа и Рой Ховат. «Дебюсси, (Ахилле-) Клод », Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 31 октября 2020 г.
  33. ^ Jump up to: а б Столлиг (1903), с. 131
  34. ^ Jump up to: а б «Парижские заметки», The Graphic , 3 января 1903 г., с. 22
  35. ^ Харкорт, Юджин д'. «Комическая опера» , «Фигаро» , 17 декабря 1902 г., с. 4
  36. ^ Беллайг, Камилла. «Музыкальное обозрение» , Revue des Deux Mondes , 1 января 1904 г., с. 228
  37. ^ «Музыка и музыканты», The Morning Post , 9 июля 1906 г., стр. 9
  38. Свидетельство о натурализации , Министерство юстиции Французской Республики, 9 декабря 1907 г.
  39. ^ Шайен, с. 244
  40. ^ Григорьев, стр. 78 и 80.
  41. ^ Jump up to: а б Прествич, стр. 241–242.
  42. ^ Депаулис (2006), с. 92
  43. ^ Гавоти, с. 270
  44. ^ От пения , OCLC   559587988
  45. ^ Галло, стр. 63–65.
  46. ^ Jump up to: а б с Хардинг (1979), с. 160
  47. ^ Хардинг (1979), с. 159
  48. ^ Прествич, с. 244
  49. ^ Генцль, с. 377
  50. ^ "Шнитт-лук" , Les Archives du spectacle . Проверено 1 ноября 2020 г.
  51. Мессажер, Андре «Премьеры» , Le Figaro , 3 декабря 1925, с. 4
  52. ^ «Сезон Гитри», The Stage , 24 июня 1926 г., стр. 16
  53. ^ «Театр Его Величества», The Times , 25 июня 1929 г., стр. 14; «Записная книжка театрала», The Graphic , 3 июля 1926 г., с. 29
  54. ^ «Моцарт» , база данных Интернет-Бродвея. Проверено 2 ноября 2020 г.
  55. ^ «Моцарт» , база данных Интернет-Бродвея. Проверено 2 ноября 2020 г.
  56. ^ Депаулис (2006), с. 286
  57. ^ Набор компакт-дисков 7312 апреля (2020 г.)
  58. ^ Депаулис (2007), стр. 107 и 167.
  59. ^ Тома-Салиньяк, Э. «Bouffes-Parisiens» , Lyrica , декабрь 1933, с. 2482
  60. ^ Прествич, стр. 245–246.
  61. ^ Jump up to: а б Биду, Генри. «Музыка» , Les Temps , 29 июля 1939 г., с. 3
  62. ^ Прествич, с. 246
  63. ^ Jump up to: а б Хардинг (1979), с. 165
  64. ^ Чамкертен, Жак (2015). Примечания к компакт-диску литавр 1C1231 ОСЛК   949677921
  65. ^ Прествич, с. 249
  66. ^ "М. Рейнальдо Хан", The Times , 31 января 1947 г., стр. 7
  67. ^ «Дивизия 85». Архивировано 16 января 2021 года в Wayback Machine , Le Cimetiere du Père Lachaise, Paristoric. Проверено 4 ноября 2020 г.
  68. ^ Jump up to: а б Примечания к записи Брю Зейна BZ1042 ISBN   978-84-09-21786-1
  69. ^ Депаулис (2006), с. 308
  70. ^ «Некролог: Рейнальдо Хан», The Manchester Guardian , 3 февраля 1947 г., стр. 3
  71. ^ Штукеншмидт, с. 43
  72. ^ Солтер, Лайонел. "Песни Хана" , Граммофон", август 1988 г.
  73. ^ Jump up to: а б Джонсон, с. 237
  74. ^ Дэй, Джеймс (1982). Примечания к Hyperion CD Helios 55040 ОСЛК   716600601
  75. ^ Хан (1901), стр. 27–30.
  76. ^ Депаулис (2007), стр. 162–163
  77. ^ Депаулис (2006), стр. 276–277
  78. ^ Депаулис (2006), стр. 272 ​​и 273.
  79. ^ Лабартет, Сильвен Поль. «Преамбула: Рейнальдо Хан и мелодия» , Ассоциация Рейнальдо Хана. Проверено 6 ноября 2020 г.
  80. ^ Столлиг (1899), стр. 105–108.
  81. ^ Столлиг (1899), с. 144
  82. ^ Jump up to: а б Жиру, стр. 37–38.
  83. ^ Jump up to: а б «Рейнальдо Хан» , Архивы зрелищ. Проверено 9 ноября 2020 г.
  84. ^ Jump up to: а б Бюссер, Анри. «Память о Рейнальдо Хане» , Revue des deux mondes, январь 1964 г., стр. 110–121 (требуется подписка)
  85. ^ «Музыка, искусство и драма», The Daily News , 12 января 1903 г., стр. 6; и «Музыка и музыканты», The Morning Post , 23 февраля 1903 г., стр. 8
  86. ^ Депаулис (2006), с. 279; и «Оперетты» , Ассоциация Рейнальдо Хана. Проверено 9 ноября 2020 г.
  87. ^ Депаулис (2006), стр. 278–279
  88. ^ Вильермоз, Эмиль. «Театры» , Эксельсиор , 23 марта 1935 г., с. 6; и Ле Флем, Поль. «Жизнь зрелища» , комедия , 23 марта 1935, с. 1
  89. ^ Купферберг, Герберт. «Что случилось», Akron Beacon Journal , 20 февраля 1994 г., стр. 150
  90. ^ «Венецианский купец» и «Венецианский купец» , Les Archives du spectacle. Проверено 10 ноября 2020 г.
  91. ^ Депаулис (2006), с. 278
  92. ^ Генцль и Лэмб, стр. 457
  93. ^ "Шнитт-лук" , Les Archives du spectacle. Проверено 9 ноября 2020 г.
  94. ^ Кеннеди, Майкл. «Как поработить и очаровать критика» , The Sunday Telegraph , 30 марта 2003 г. (требуется подписка)
  95. ^ Депаулис (2007), стр. 122, 138 и 152.
  96. ^ Хардинг (1979), с. 161
  97. ^ Депаулис (2006), с. 280
  98. ^ Депаулис (2006), с. 287
  99. ^ Jump up to: а б "Коллекция Рейнальдо Хана" , Граммофон , январь 2002 г. Проверено 7 ноября 2020 г.
  100. ^ Бертран, Поль. «Концерты Колонна» , Ле Менестрель , 2 марта 1928 г., с. 97
  101. ^ Март, стр. 526–527.
  102. ^ Депаулис (2006), стр. 282–284
  103. ^ Депаулис (2006), стр. 284–285
  104. ^ Депаулис (2006), стр. 281–282
  105. ^ Кумбс, Стивен (2004). Примечания к компакт-диску Hyperion CDH55379 ОСЛК   779741182
  106. ^ Потт, Фрэнсис (2001). Примечания к компакт-диску Hyperion CDA 67258 ОСЛК   873059225
  107. ^ Jump up to: а б Филселл, Джереми (2004). Примечания к компакт-диску Hyperion CDH55379 ОСЛК   779741182
  108. ^ Депаулис (2006), 291–292 и 294.
  109. ^ «Сонатина» , Ассоциация Рейнальдо Хана. Проверено 9 ноября 2020 г.
  110. ^ Депаулис (2006), стр. 292–294
  111. ^ Jump up to: а б с Депаулис (2006), с. 303
  112. ^ Примечания к компакт-диску Romophone CD 82015-2 (2000), ОСЛК   45501613
  113. ^ Набор компакт-дисков Брю Зейна BZ2002 ОСЛК   1144493629
  114. ^ Наборы компакт-дисков Naïve V4658 (1992) и V4904 (2004), OCLC   229773956 и ОСЛК   705002158
  115. ^ МирКат ОСЛК   885059865 , ОСЛК   1158934163 , OCLC   908432007 и ОСЛК   1090890639
  116. ^ Набор компакт-дисков Aevea 15001 ОСЛК   927456998
  117. ^ Депаулис (2006), с. 307
  118. ^ МирКат OCLC   985726731 и ОСЛК   904483072
  119. ^ «Моцарт» , Мультимедийная энциклопедия театральных мюзиклов Франции. Проверено 7 ноября 2020 г.
  120. ^ МирКат ОСЛК   635343515
  121. ^ МирКат ОСЛК   1053821323
  122. ^ «Библиографическое уведомление» , Национальная библиотека Франции. Проверено 7 ноября 2020 г.
  123. ^ Набор компакт-дисков Брю Зейна BZ 1043 ОСЛК   1235278755

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 371529aab1ade72d8d657023b655e675__1714177440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/75/371529aab1ade72d8d657023b655e675.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Reynaldo Hahn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)