Ревущие двадцатые
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2016 г. ) |
Ревущие двадцатые | |||
---|---|---|---|
1920–1929 | |||
![]() Жозефина Бейкер , знаковая фигура « ревущих двадцатых» . | |||
Расположение | Франция | ||
Ключевые события | Расцвет общества кафе | ||
Хронология
|
Ревущие двадцатые ( Французское произношение: [ane fɔl] , «сумасшедшие годы» по-французски) — десятилетие 1920-х годов во Франции . Он был придуман для описания социального, художественного и культурного сотрудничества того периода. [ 1 ] также называют « ревущими двадцатыми» или «веком джаза» Тот же период в Соединенных Штатах . В Германии ее иногда называют « Золотыми двадцатыми» из-за экономического бума, последовавшего за Первой мировой войной .
Прекурсоры
[ редактировать ]
Утопический позитивизм во XIX века и его прогрессивное кредо привели к необузданному индивидуализму Франции. Экстравагантность ар-нуво начала превращаться в геометрию ар-деко после Первой мировой войны .
Андре Жид , основавший в 1908 году литературное обозрение Nouvelle Revue Française , оказал влияние на Жан-Поля Сартра и Альбера Камю . Манифест Дада Тристана Цары 1918 года и возникшее в результате движение Дада были во многом продуктом межвоенного периода : «Дадаисты одновременно принимали и критиковали современность, наполняя свои работы отсылками к технологиям, газетам, фильмам и рекламе, которые все больше определяли современную жизнь». . [ 2 ] Все это послужило предшественниками Années folles.
Общество кафе
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2016 г. ) |

Кафе по всему Парижу стали местами, где собирались художники, писатели и другие люди. На Рив-Гош (левый берег) сцена сосредоточивалась вокруг кафе на Монпарнасе, а на Рив-Друат (правый берег), в районе Монмартра.
Левый берег
[ редактировать ]«Ревущие двадцатые» на Монпарнасе отличались процветающей художественной и литературной сценой, сосредоточенной в таких кафе, как Brasserie La Coupole , Le Dôme Café , Café de la Rotonde и La Closerie des Lilas, а также в таких салонах, как салон Гертруды Стайн на улице Флерюс.
Рив -Гош , или левый берег Сены в Париже , был и остается в первую очередь связан с искусством и наукой. [ 3 ] Многие артисты поселились там и часто посещали кабаре, такие как Le Boeuf sur le Toit , и большие пивные бары на Монпарнасе. Американские писатели « потерянного поколения» , такие как Ф. Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй , встречались и общались в Париже с изгнанниками из диктатур Испании и Югославии .
Среди художников Парижской школы , например, были Хаим Сутин , Амедео Модильяни и Марк Шагал , которые были евреями из Литвы, Италии и России соответственно. Позже американец Генри Миллер , как и многие другие иностранцы, тяготел к улице Вавен и бульвару Распай . Монпарнас, по его словам, был «пупом мира». [ 4 ] Гертруда Стайн в этот период также жила на Монпарнасе.
Правый берег
[ редактировать ]Монмартр был крупным центром ночной жизни Парижа и с 1890-х годов славился своими кафе и танцевальными залами. Трубач Артур Бриггс играл в L'Abbaye , а трансвеститы часто посещали La Petite Chaumière . [ 5 ] После Первой мировой войны художники, населявшие гингеты и кабаре Монмартра, изобрели постимпрессионизм во время Прекрасной эпохи .
В 1926 году фасад здания Фоли-Бержер был переделан в стиле ар-деко художником Морисом Пико, добавив его ко многим парижским театрам того периода в этом архитектурном стиле. [ 6 ]
Искусство
[ редактировать ]Сюрреализм
[ редактировать ]
Сюрреализм вышел на первый план на культурной сцене 1920-х годов, привнеся новые формы выражения в поэзию благодаря таким авторам, как Андре Бретон , чей сюрреалистический манифест появился в 1924 году, Луи Арагон , Поль Элюар и Робер Деснос . Художники-эмигранты создали постимпрессионизм , кубизм и фовизм в Париже перед Первой мировой войной, в их число входили Пабло Пикассо , Марк Шагал, Амедео Модильяни и Пит Мондриан , а также французские художники Пьер Боннар , Анри Матисс , Жан Метцингер и Альберт Глейз. .
В число сюрреалистов также входили такие художники, как Макс Эрнст , Жоан Миро , Сальвадор Дали и Франсис Пикабиа , скульпторы, такие как Жан Арп , Жермен Ришье , и даже ранние кинематографисты, такие как Луис Бунюэль и Рене Клер .
Авангард
[ редактировать ]Жан Кокто , хотя и отрицал принадлежность к сюрреалистам, несомненно был авангардистом и сотрудничал со многими его представителями.
Развлечение
[ редактировать ]
В 1920-х годах ночная жизнь Парижа находилась под сильным влиянием американской культуры. Одним из его величайших влияний было рэгтайм под названием джаз , который стал очень популярным в Париже. "Ragtimitis" приехал в Париж с исполнением " The Memphis Blues " оркестром армии США под руководством лейтенанта Национальной гвардии армии Нью-Йорка Джеймса Риза Европа . Группа, известная как Harlem Hellfighters из 369-го пехотного полка , «...начала рагтимит во Франции», [ 7 ] по словам участника группы Нобла Сиссла . Он имел большой успех в 1925 году в Театре Елисейских полей , где «Ревю Негр» также играло под руководством сначала Флоренс Миллс , известной под своим сценическим псевдонимом Флосси Миллс, а затем Жозефины Бейкер .
В 1926 году Бейкер, афроамериканский певец, танцор и артист-эмигрант, произвел фурор в Фоли-Бержер . В новом ревю « La Folie du Jour» , в котором она танцевала номер «Фату» в костюме, открывающем все, кроме юбки, сделанной из нитки искусственных бананов. Одетая только в набедренную повязку из бананов, Бейкер выразительно исполнила « dance sauvage » в темпе Чарльстона – жанр, все еще новый для Европы. Ее французский продюсер Жак-Шарль создавал ее танцевальные номера с учетом французских предубеждений об эротизированных дикарях. [ 8 ] Бейкер исполнила пьесу в основном обнаженной со своим партнером Джо Алексом. [ 9 ] Этот танец вдохновил на создание темперной картины 1929 года под названием «Жозефина Бейкер» , впервые показанной художником Айвенго Гамбини на выставке основанной им группы Radiofuturista Lombardo . [ 10 ]
Скандал, разгоревшийся из-за танцев Бейкера, сменился энтузиазмом и быстро породил среди парижан ажиотаж вокруг джаза и черной музыки . Чарльстон можно танцевать соло, парами или группами под ритмы джаза. Оно основано на перемещении веса тела с одной ноги на другую, при этом ступни повернуты внутрь и слегка согнуты в коленях.
Из всех модных кабаре самым известным называлось Le Boeuf sur le Toit, где играл пианист и французский композитор Жан Винер . Подобные развлечения дошли лишь до ничтожной части французского населения, элиты. Тем не менее, это дало импульс, создало событие.
Американское влияние
[ редактировать ]Американская культура «ревущих двадцатых» оказала существенное влияние на Францию, которая импортировала джаз, чарльстон и шимми , а также танцы в кабаре и ночных клубах . Интерес к американской культуре возрос в Париже 1920-х годов, а шоу и звезды бродвейского театра были представлены как новшества для элиты и впоследствии стали подражать.
Так было со знаменитым «Ревю Негр» в 1925 году в Театре Елисейских Полей . Жозефина Бейкер танцевала Чарльстон почти обнаженной, с провокационными жестами, положенными на музыку Сиднея Беше . Важные парижские дизайнеры, такие как Поль Пуаре, боролись за создание для нее одежды. [ 11 ] Вдохновленная и под влиянием Французской колониальной империи , Жозефина Бейкер поставила «La Folie du Jour» в 1926 году. [ нужны разъяснения ] и из кафе-певцов также успешно подхватил популярные песни, такие как La Petite Tokinoise Винсента Скотто . В 1927 году она снялась в немом фильме «Сирена тропиков» , получившем восторженные отзывы. Песня 1930 года J'ai Deux Amours закрепила за Бейкером полноправную звезду парижской ночной жизни, которая не только танцевала, но и комментировала музыку и выступала в комедиях.
Пока она выступала в « Фоли Бержер» , Бейкер открыла собственный ночной клуб под названием «Chez Joséphine» на улице Фонтен.
Танец
[ редактировать ]
Поль Гийом в 1919 году организовал «Негритянский фестиваль» в Театре Елисейских Полей. Шесть лет спустя он также продюсировал парижское издание La Revue Nègre . На улице Бломе Bal Nègre кабаре привлекало как эстетов, так и любопытных. [ нужна ссылка ]
Шведские балеты
[ редактировать ]1920-е годы также ознаменовали обновление балета. базировался В это время «Русский балет» в Париже. В 1921 году Suedois Ballets представили «Человека и сына желания» Поля Клоделя на музыку Дариуса Мийо . Затем компания представила «Les mariés de la Tour Eiffel » по сценарию Жана Кокто. Увы, она не имела общественного успеха. В 1923 году родился еще один балет — «Создание мира» ; Дариус Мийо написал музыку, а Блез Сандрар — сценарий. Фернан Леже разработал костюмы и вывел на сцену гигантских животных, птиц, насекомых и тотемических богов.
Приключение Ballets suédois завершилось в 1924 году балетом Relâche, написанным Эриком Сати и поставленным Фрэнсисом Пикабиа .
Салонные посиделки были еще одной важной формой развлечения. Собрания принцессы де Полиньяк продолжали иметь важное значение для авангардной музыки. В круг мадам де Ноай входили Пруст, Франсис Жамм , Колетт , Жид, Фредерик Мистраль , Робер де Монтескью , Поль Валери , Кокто, Пьер Лоти , Поль Эрвье и Макс Жакоб .
Музыка
[ редактировать ]
В этот период музыкальный зал навсегда заменил кафе-шантант . Люди часто ходили в Казино де Пари , на парижский концерт, на концерт Майоля и в театр; спектакли, аттракционы и песни происходили в быстром темпе. Художественные постановки имели стремительный взлет. Одними из самых известных примеров были шоу под американским влиянием в Казино де Пари - Paris qui dance (1919), Cach' ton Piano (1920) и Paris qui Jazz (1920–21), Mon homme и Dans un fauteuil. дало начало славе Морису Шевалье и Мистингетту . Американские влияния, такие как мюзиклы, легли в основу успеха « Фоли Бержер» , знаменитого «Безумного Бержа», открытого в 1922 году бушующим «Ле Фоли» .
В это время также процветал ряд композиторов классической музыки, например, представители Парижской школы и Les Six . «Музыкальное влияние Парижа, где доминировали сначала Дебюсси, а затем Стравинский, кажется, было почти неизбежным для композиторов первых четырех десятилетий века». [ 12 ]
Оперетта
[ редактировать ]Поворотным моментом в оперетте стала премьера оперы «Фи-Пхи» и Анри Кристине Альберта Виллемеца 12 ноября 1918 года . Всего за два года было сыграно до тысячи спектаклей. Популярный «Деде» был поставлен в 1921 году Морисом Шевалье .
Оперетта привлекла таких талантливых композиторов, как Марселя из Винсент Скотто , а также Морис Ивен (композитор фирменной песни Мистингетта Mon Homme ) и автор Саша Гитри , написавший либретто для L'amour masqué .
В Олимпии в Бобино Театр де ла Гэте-Монпарнас представил Мари Дюба и Георгиуса , которые открыли Певческий театр постановкой популярных песен. С 1926 года американские названия, такие как «Нет, нет, Нанетт» , «Роз-Мари» и «Шоу-бот», начали адаптировать для французских зрителей.
Спорт
[ редактировать ]
Спортивные очки также были популярны во времена Années folles . Посещаемость спортивных объектов значительно возросла за годы после войны, а пресса дала спортивным мероприятиям аудиторию и растущую популярность. Газеты сыграли значительную роль в популяризации спорта через специальные спортивные страницы, придав популярность Тур де Франс , футболу и регби . Более того, спорт, который раньше был доступен только людям из богатых семей, теперь начал распространяться на массы. Главным спортивным событием этого десятилетия стали Олимпийские игры в Париже в 1924 году , в которых приняли участие 3092 спортсмена из 44 стран и присутствовало не менее 625 000 зрителей.
Фильм
[ редактировать ]Немое кино, получившее название «кино», приобрело популярность в 1920-х годах. Ученые того времени предсказывали ему мало будущего. [ нужна ссылка ] Немой фильм некоторые считают беззаботной невинностью лет 7-го искусства . [ нужны разъяснения ] Макс Линдер , после того как его обнаружил Шарль Пате , сыграл важную роль в превращении фильма в культурный феномен.
Во время Первой мировой войны европейское кинопроизводство почти полностью остановилось, поскольку большинство актеров были призваны на войну. Публика искала убежище в кинотеатрах, пытаясь забыть ужасы фронта с помощью таких фильмов, как « Чарли Чаплина » Собачья жизнь . голливудские Спрос на фильмы резко вырос благодаря резкому спаду европейского производства; он экспортировал все большее количество фильмов. В 1919 году фильмы из США составляли около 90% фильмов, показанных в Европе. [ нужна ссылка ]
В некоторых фильмах показано влияние сюрреализма: режиссер Луис Бунюэль сотрудничал с Сальвадором Дали в его первом короткометражном фильме «Андалузский пес» . Рене Клера Немые фильмы сочетали в себе комедию и фэнтези.
Театр
[ редактировать ]В Париже 1920-х годов в театре по существу доминировали четыре режиссера — Луи Жуве , Жорж Питоев , Шарль Дюллен и Гастон Бати . В 1927 году они решили объединить усилия для создания «Картеля четырех». Однако они имели гораздо меньший успех, чем Саша Гитри в Театре Варьете . Есть также части Альфреда Савуара , комедии Эдуарда Бурде и Марселя Паньоля, имевшие определенный успех.
Именно театральное представление имело большой успех у зрителей и имело несомненное возобновление в 1920 году, сначала на сцене. Вокруг «Картеля» развивается творческая деятельность, призванная воплотить в жизнь проблемы и чаяния того времени. Изменение также отражено в выборе тем и атмосферы, создаваемой представленными произведениями. Но параллельно с этим образованная публика все больше интересует элиты авторами и произведениями, сочетающими классику по форме и оппозицию реальности/мечты с театральной атмосферой. Кроме того, театр Жана Кокто , первые пьесы Жана Жироду, такие как «Зигфрид» 1928 года, и произведения итальянца Луиджи Пиранделло являются известными примерами, имевшими большой успех. [ нужны разъяснения ]
В 1920 году художник-постимпрессионист Нильс Дардель и де Маре вместе создали «Балет Suédois» в Театре Елисейских Полей. Осенью 1924 года Джорджо де Кирико курировал сценографию и костюмы для спектакля Луиджи Пиранделло «Кувшин». [ где? ]
Рождение массовой культуры
[ редактировать ]Наряду с элитарной культурой, характерной для 1920-х годов, в то же время в Париже возникла массовая культура. Первая мировая война многое перевернула, даже в песне. [ нужны разъяснения ] После четырех лет отсутствия Belle Époque в модных местах появились новые художники. Мюзик-холл, например, привлекая артистов и интеллектуалов в поисках новизны, также дает популярность средствам массовой информации.
В тот же период зародился Морис Шевалье , ярчайшая иллюстрация хорошего французского настроения в одной из его песен « Валентайн ». У ведущей танцовщицы Мистингетт по прозвищу Ла Мисс были успешные популярные мелодии, такие как «Всегда на грани» , «Мне надоело» .
Мода и стиль
[ редактировать ]
Эмансипированный взгляд
[ редактировать ]Образ garçonne Шанель ( хлопушка ) в женской моде появился в Париже, особенно пропагандируемый Коко . Мальчишеский образ характеризовался свободным, обтекаемым, андрогинным силуэтом, в котором ни бюст, ни талия не бросаются в глаза, а также короткой прической. Оно стало символом эмансипированной женщины: свободной и автономной, выражающей новую социальную свободу для женщины – она гуляет по городу, курит, танцует, занимается спортом или активным отдыхом, водит машину, путешествует – и , бросая вызов моральным условностям того времени, она выставляет напоказ внебрачную связь, возможно, даже свою гомо- или бисексуальность, или открыто сожительствует с партнером.
Знаменитое маленькое черное платье от Шанель вышло в 1926 году. Прямое платье-футляр с рукавами 3/4 без воротника и крепдешиновая трубка черного цвета (цвет, ранее предназначенный для скорби) были идеальным воплощением стиля гарсон . стирание форм женского тела. Многократно скопированный, этот «Форд подписал «Шанель»», как его окрестил журнал Vogue , имея в виду серийный американский автомобиль, станет классическим предметом женской одежды 1920-х годов и позже. [ 13 ]
Экономический рост
[ редактировать ]Années foles также были периодом сильного экономического роста. Новые продукты и услуги на быстро развивающихся рынках стимулируют экономику: радио, автомобилестроение, авиация, нефть, электричество. производство гидроэлектроэнергии во Франции увеличилось в восемь раз. За десятилетие [ 14 ] Более дешевая электроэнергия благоприятствовала промышленным компаниям, которые в 1928 году имели три из пяти крупнейших компаний с самой высокой рыночной капитализацией на Парижской фондовой бирже и пять из первой десятки, за десятилетие, когда общая стоимость акций на фондовом рынке выросла в 4,4 раза. [ 15 ] 6-я молодая инновационная компания Air Liquide , которой всего пятнадцать лет , уже имеет глобальный статус. Индекс промышленного производства достиг в 1928 году уровня 139 на 100 в 1914 году, [ 16 ] с очень сильными отраслевыми различиями: для индекса судостроения он составляет всего 44 , 100 для стали и 422 для автомобилестроения . [ 17 ] Общий французский индекс упал до 57 в 1919 году и 50 в 1921 году, но уже поднялся до 104 в 1924 году. Потребовалось 6 лет, чтобы ликвидировать дефицит энергии, вызванный реконструкцией северных шахт, затопленных немцами во время Первой мировой войны .
Радио
[ редактировать ]Радио сыграло ведущую роль, став предпочтительным средством новой массовой культуры . Он предоставлял больше информации о новостях и культуре все большему числу людей, особенно рабочему классу. Радио быстро подняло Мистингетта и Мориса Шевалье на уровень национальной и международной славы, и они быстро стали иконами парижского образа жизни.
Конец эпохи
[ редактировать ]Крах Уолл-стрит в 1929 году положил конец буйному духу времени в Соединенных Штатах, хотя кризис фактически достиг Европы только в 1931 году. В 1928 году парижский театр La Cigale , затем « Олимпию» и « Мулен Руж». та же участь постигла в 1929 году, а в конце десятилетия его снесли. Хотя постановка была рассчитана на широкую аудиторию, большинство людей посещало мюзик-холлы и другие танцевальные залы. Их мир песен был прежде всего миром улицы, явы и танго танцев , свадеб и банкетов, а не миром парижского высшего общества. Параллельно с этой культурой элиты в то же время в Париже существовала популярная культура, которая становилась все более успешной и стала доминировать в конце 1920-х и начале 1930-х годов благодаря таким художникам, как Морис Шевалье или Мистингет.
См. также
[ редактировать ]- Международный стиль (архитектура)
- Париж между войнами (1919–1939)
- Веймарская культура
- 1920-е годы в джазе
- 1920-е годы в западной моде
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эндрю Лэмб (2000). 150 лет народному музыкальному театру . Издательство Йельского университета, стр. 195.
- ^ «Первая мировая война и дадаизм» . МоМаОбучение. Музей современного искусства.
- ^ Пуарье, Аньес (13 февраля 2018 г.). Левый берег: искусство, страсть и возрождение Парижа, 1940-50 . Генри Холт и компания. ISBN 978-1-62779-025-3 .
- ^ Сью Арон (6 декабря 2016 г.). «Парижские фотографы: Брассай, Трансильванский глаз» . Бонжур Париж . Франция Медиа . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ Фабрис Аббад (1996). Франция с 1919 по 1939 год . Арманд Колен. ISBN 2200279361 .
- ^ «Париж, родина ар-деко» . Незначительные достопримечательности . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ Эммет Джей Скотт (1919). Официальная история американских негров Скотта во время мировой войны . Хоумвуд Пресс. стр. 308 –.
- ^ Джеффри Х. Джексон (2003). Создание французского джаза: музыка и современная жизнь в межвоенном Париже . Издательство Университета Дьюка. п. 113. ИСБН 0822331241 .
- ^ Клифтон К. Крейс; Памела Скалли (2009). Сара Баартман и готтентотская Венера: история о привидениях и биография . Издательство Принстонского университета. п. 146. ИСБН 978-0691135809 . Проверено 12 декабря 2016 г.
- ^ Сильвия Вака (2012). Паоло Рускони; Джорджио Занкетти (ред.). Тридцатые годы - Искусство Италии после фашизма: Каталоги выставок . Джунти Редактор. п. 138. ИСБН 978-8809781443 .
- ^ «Жозефина Бейкер: образ и икона» (PDF) . Сент-Луис: Художественные галереи Шелдона. п. 3.
- ^ Стэнли Сэди; Элисон Лэтэм, ред. (2000). Кембриджский музыкальный гид . Издательство Кембриджского университета. п. 458 . ISBN 0521399424 .
- ^ «Пятница по сбору средств: маленькое черное платье Шанель» . Музей ФИДМ . ФИДМ . 5 июня 2015 г. Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ «Военная экономика и ее последствия (1914–1929)» Белизер
- ^ Ланьо-Имоне, Поль; Рива, Анджело (2011). фондовой История биржи (на французском языке). Открытие. п. 72. ИСБН 9782707157058 . OCLC 779734404 .
- ^ Основная «История двадцатого века: 1-й и сельскохозяйственный терминал» Флоранс Каттио Мариз Шабрилья, Анни Константин, Кристиан Пельтье, Гвен Лепаж, в Educagri Press, 2001
- ^ Марсель 2001 , с. 438
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берштейн, Серж и Мильза, Пьер, История Франции в 20 веке , Брюссель , Комплекс, 1995, 573 страницы.
- Берштейн, Серж и Мильза, Пьер, История современной Европы, XX век: с 1919 года до наших дней , Париж , Инициал, Атье , репаб. 2002 г., 378 стр.
- Марсель, Жак (2001). 1900-2000 годы, век экономики . Эхо . п. 460. ИСБН 2950331068 .
- Аббад, Фабрис, Франция 1920-х годов , Париж, Арман Колен , колл. Курс, 1993 г., 190 стр.
- Беккер, Жан-Жак и Берштейн, Серж, Новая история современной Франции: 12. Победы и разочарования, 1914–1929 , Париж, Éditions du Seuil , колл. Очки; История, 1990, 455 стр.
- Филипп Бернерт и Жильбер Гиймино, «Принцы бурных двадцатых» , Париж, Плон, 1970 год.
- Десландрес, Ивонн и Мюллер, Флоренция, История моды ХХ века , Париж, Sogomy Éditions d'Art, 1986.
- Ревущие двадцатые , под руководством Жильбера Гиймино, Париж, Деноэль, 1956 год.
- Жаклин Геральд, Мода десятилетия: 1920-е годы , Лондон, BT Betsford Ltd, 1991 г.
- Жан-Жак Левек, «Ревущие двадцатые». 1918–1939 , Париж, АКР, 1992 г.
- Тартаковски, Даниэль и Уиллард, Клод, Меняющееся завтра? Франция в бурных двадцатых и Народном фронте , Париж, Мессидор , 1986, 270 страниц.
- Дэниел Галлахер, От Эрнеста Хемингуэя до Генри Миллера: мифы и реалии американских писателей в Париже (1919–1939) , L'Harmattan , 2011 г.
- Фабрис Виргили и Даниэль Вольдман, «Мальчик и убийца». История Луизы и Поля, трансвестита-дезертира, в Париже бурных двадцатых , Париж, Пайо, 2011 г. ISBN 9782228906500 .
- Поль Дитши и Патрик Кластр, Спорт, общество и культура во Франции с XIX века до наших дней , Париж, Ашетт , сб. История Карре, 2006, 254 страницы.
- Лойе, Эммануэль и Гетшель, Паскаль, История культуры Франции; От Прекрасной эпохи до наших дней , Париж, Арман Колен, колл. Курсус, 2001, 272 страницы.
- Жан-Поль Бульон, Журнал ар-деко , Женева , Скира, 1988 г.
- Анри Бехар и Мишель Карассу, дадаизм. История подрывной деятельности , Париж, Файяр, 1990 г.
- Марк Даши , Журнал движения Дада 1915-1923 гг ., Женева, Скира, 1989 г.
- Мэтью Гейл, Дадаизм и сюрреализм , Лондон, Phaidon Press, 1 997
- Мишель Колломб, Литература в стиле ар-деко. О стиле той эпохи , Париж, Méridiens Klincksieck, 1987.
- Ричард Хэдлок, мастера джаза двадцатых годов , Нью-Йорк, Макмиллан, 1965 год.
- Генри Луис-младший Гейтс и Карен СиСи Далтон, Жозефина Бейкер и La Revue Nègre. Литографии «Черного смятения» Поля Колена, Париж, 1927 г., перевод Дельфин Негр , Париж, Éditions de La Martinière, 1998 г.
- Десанти, Доминик, Женщина в бурные двадцатые годы , Париж, Сток-Лоранс Перну, 1984, 373 страницы
- Кристин Бард, Мальчики. Мода и фантазии бурных двадцатых , Париж, Фламмарион, 1998 г.
- Доска, Жан-Люк, Мулен Руж! , Париж, Альбин Мишель, 2009, 192 страницы.
- Планиоль, Франсуаза, Ла Куполь: 60 лет Монпарнаса , Париж, Денёль, 1986, 232 страницы.
- Дельпорт, Кристиан, Молье, Жан-Ив и Сиринелли, Жан-Франсуа, Словарь истории культуры современной Франции , Париж, PUF , Карманная коллекция Quadrige Dicos, 2010, 960 страниц