Jump to content

Ревущие двадцатые

Ревущие двадцатые
1920–1929
Жозефина Бейкер , знаковая фигура « ревущих двадцатых» .
Расположение Франция
Ключевые события Расцвет общества кафе
Хронология
Бель Эпок Великая депрессия во Франции

Ревущие двадцатые ( Французское произношение: [ane fɔl] , «сумасшедшие годы» по-французски) — десятилетие 1920-х годов во Франции . Он был придуман для описания социального, художественного и культурного сотрудничества того периода. [ 1 ] также называют « ревущими двадцатыми» или «веком джаза» Тот же период в Соединенных Штатах . В Германии ее иногда называют « Золотыми двадцатыми» из-за экономического бума, последовавшего за Первой мировой войной .

Прекурсоры

[ редактировать ]
Парижская выставка 1925 года.
Польский павильон, Международная выставка современного декоративного и промышленного искусства , Париж, 1925 г.

Утопический позитивизм во XIX века и его прогрессивное кредо привели к необузданному индивидуализму Франции. Экстравагантность ар-нуво начала превращаться в геометрию ар-деко после Первой мировой войны .

Андре Жид , основавший в 1908 году литературное обозрение Nouvelle Revue Française , оказал влияние на Жан-Поля Сартра и Альбера Камю . Манифест Дада Тристана Цары 1918 года и возникшее в результате движение Дада были во многом продуктом межвоенного периода : «Дадаисты одновременно принимали и критиковали современность, наполняя свои работы отсылками к технологиям, газетам, фильмам и рекламе, которые все больше определяли современную жизнь». . [ 2 ] Все это послужило предшественниками Années folles.

Общество кафе

[ редактировать ]
Closerie des Lilas в 1909 году.

Кафе по всему Парижу стали местами, где собирались художники, писатели и другие люди. На Рив-Гош (левый берег) сцена сосредоточивалась вокруг кафе на Монпарнасе, а на Рив-Друат (правый берег), в районе Монмартра.

Левый берег

[ редактировать ]

«Ревущие двадцатые» на Монпарнасе отличались процветающей художественной и литературной сценой, сосредоточенной в таких кафе, как Brasserie La Coupole , Le Dôme Café , Café de la Rotonde и La Closerie des Lilas, а также в таких салонах, как салон Гертруды Стайн на улице Флерюс.

Рив -Гош , или левый берег Сены в Париже , был и остается в первую очередь связан с искусством и наукой. [ 3 ] Многие артисты поселились там и часто посещали кабаре, такие как Le Boeuf sur le Toit , и большие пивные бары на Монпарнасе. Американские писатели « потерянного поколения» , такие как Ф. Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй , встречались и общались в Париже с изгнанниками из диктатур Испании и Югославии .

Среди художников Парижской школы , например, были Хаим Сутин , Амедео Модильяни и Марк Шагал , которые были евреями из Литвы, Италии и России соответственно. Позже американец Генри Миллер , как и многие другие иностранцы, тяготел к улице Вавен и бульвару Распай . Монпарнас, по его словам, был «пупом мира». [ 4 ] Гертруда Стайн в этот период также жила на Монпарнасе.

Правый берег

[ редактировать ]

Монмартр был крупным центром ночной жизни Парижа и с 1890-х годов славился своими кафе и танцевальными залами. Трубач Артур Бриггс играл в L'Abbaye , а трансвеститы часто посещали La Petite Chaumière . [ 5 ] После Первой мировой войны художники, населявшие гингеты и кабаре Монмартра, изобрели постимпрессионизм во время Прекрасной эпохи .

В 1926 году фасад здания Фоли-Бержер был переделан в стиле ар-деко художником Морисом Пико, добавив его ко многим парижским театрам того периода в этом архитектурном стиле. [ 6 ]

Искусство

[ редактировать ]

Сюрреализм

[ редактировать ]
Слон Целебес , Макс Эрнст 1921. Тейт , Лондон.

Сюрреализм вышел на первый план на культурной сцене 1920-х годов, привнеся новые формы выражения в поэзию благодаря таким авторам, как Андре Бретон , чей сюрреалистический манифест появился в 1924 году, Луи Арагон , Поль Элюар и Робер Деснос . Художники-эмигранты создали постимпрессионизм , кубизм и фовизм в Париже перед Первой мировой войной, в их число входили Пабло Пикассо , Марк Шагал, Амедео Модильяни и Пит Мондриан , а также французские художники Пьер Боннар , Анри Матисс , Жан Метцингер и Альберт Глейз. .

В число сюрреалистов также входили такие художники, как Макс Эрнст , Жоан Миро , Сальвадор Дали и Франсис Пикабиа , скульпторы, такие как Жан Арп , Жермен Ришье , и даже ранние кинематографисты, такие как Луис Бунюэль и Рене Клер .

Авангард

[ редактировать ]

Жан Кокто , хотя и отрицал принадлежность к сюрреалистам, несомненно был авангардистом и сотрудничал со многими его представителями.

Развлечение

[ редактировать ]
Жозефина Бейкер танцует Чарльстон в Фоли-Бержер в Париже - Негритянское танцевальное ревю (1926).

В 1920-х годах ночная жизнь Парижа находилась под сильным влиянием американской культуры. Одним из его величайших влияний было рэгтайм под названием джаз , который стал очень популярным в Париже. "Ragtimitis" приехал в Париж с исполнением " The Memphis Blues " оркестром армии США под руководством лейтенанта Национальной гвардии армии Нью-Йорка Джеймса Риза Европа . Группа, известная как Harlem Hellfighters из 369-го пехотного полка , «...начала рагтимит во Франции», [ 7 ] по словам участника группы Нобла Сиссла . Он имел большой успех в 1925 году в Театре Елисейских полей , где «Ревю Негр» также играло под руководством сначала Флоренс Миллс , известной под своим сценическим псевдонимом Флосси Миллс, а затем Жозефины Бейкер .

В 1926 году Бейкер, афроамериканский певец, танцор и артист-эмигрант, произвел фурор в Фоли-Бержер . В новом ревю « La Folie du Jour» , в котором она танцевала номер «Фату» в костюме, открывающем все, кроме юбки, сделанной из нитки искусственных бананов. Одетая только в набедренную повязку из бананов, Бейкер выразительно исполнила « dance sauvage » в темпе Чарльстона – жанр, все еще новый для Европы. Ее французский продюсер Жак-Шарль создавал ее танцевальные номера с учетом французских предубеждений об эротизированных дикарях. [ 8 ] Бейкер исполнила пьесу в основном обнаженной со своим партнером Джо Алексом. [ 9 ] Этот танец вдохновил на создание темперной картины 1929 года под названием «Жозефина Бейкер» , впервые показанной художником Айвенго Гамбини на выставке основанной им группы Radiofuturista Lombardo . [ 10 ]

Скандал, разгоревшийся из-за танцев Бейкера, сменился энтузиазмом и быстро породил среди парижан ажиотаж вокруг джаза и черной музыки . Чарльстон можно танцевать соло, парами или группами под ритмы джаза. Оно основано на перемещении веса тела с одной ноги на другую, при этом ступни повернуты внутрь и слегка согнуты в коленях.

Из всех модных кабаре самым известным называлось Le Boeuf sur le Toit, где играл пианист и французский композитор Жан Винер . Подобные развлечения дошли лишь до ничтожной части французского населения, элиты. Тем не менее, это дало импульс, создало событие.

Американское влияние

[ редактировать ]

Американская культура «ревущих двадцатых» оказала существенное влияние на Францию, которая импортировала джаз, чарльстон и шимми , а также танцы в кабаре и ночных клубах . Интерес к американской культуре возрос в Париже 1920-х годов, а шоу и звезды бродвейского театра были представлены как новшества для элиты и впоследствии стали подражать.

Так было со знаменитым «Ревю Негр» в 1925 году в Театре Елисейских Полей . Жозефина Бейкер танцевала Чарльстон почти обнаженной, с провокационными жестами, положенными на музыку Сиднея Беше . Важные парижские дизайнеры, такие как Поль Пуаре, боролись за создание для нее одежды. [ 11 ] Вдохновленная и под влиянием Французской колониальной империи , Жозефина Бейкер поставила «La Folie du Jour» в 1926 году. [ нужны разъяснения ] и из кафе-певцов также успешно подхватил популярные песни, такие как La Petite Tokinoise Винсента Скотто . В 1927 году она снялась в немом фильме «Сирена тропиков» , получившем восторженные отзывы. Песня 1930 года J'ai Deux Amours закрепила за Бейкером полноправную звезду парижской ночной жизни, которая не только танцевала, но и комментировала музыку и выступала в комедиях.

Пока она выступала в « Фоли Бержер» , Бейкер открыла собственный ночной клуб под названием «Chez Joséphine» на улице Фонтен.

Амедео Модильяни — Поль Гийом

Поль Гийом в 1919 году организовал «Негритянский фестиваль» в Театре Елисейских Полей. Шесть лет спустя он также продюсировал парижское издание La Revue Nègre . На улице Бломе Bal Nègre кабаре привлекало как эстетов, так и любопытных. [ нужна ссылка ]

Шведские балеты

[ редактировать ]

1920-е годы также ознаменовали обновление балета. базировался В это время «Русский балет» в Париже. В 1921 году Suedois Ballets представили «Человека и сына желания» Поля Клоделя на музыку Дариуса Мийо . Затем компания представила «Les mariés de la Tour Eiffel » по сценарию Жана Кокто. Увы, она не имела общественного успеха. В 1923 году родился еще один балет — «Создание мира» ; Дариус Мийо написал музыку, а Блез Сандрар — сценарий. Фернан Леже разработал костюмы и вывел на сцену гигантских животных, птиц, насекомых и тотемических богов.

Приключение Ballets suédois завершилось в 1924 году балетом Relâche, написанным Эриком Сати и поставленным Фрэнсисом Пикабиа .

Салонные посиделки были еще одной важной формой развлечения. Собрания принцессы де Полиньяк продолжали иметь важное значение для авангардной музыки. В круг мадам де Ноай входили Пруст, Франсис Жамм , Колетт , Жид, Фредерик Мистраль , Робер де Монтескью , Поль Валери , Кокто, Пьер Лоти , Поль Эрвье и Макс Жакоб .

Casino de Paris Плакат с изображением Жозефины Бейкер

В этот период музыкальный зал навсегда заменил кафе-шантант . Люди часто ходили в Казино де Пари , на парижский концерт, на концерт Майоля и в театр; спектакли, аттракционы и песни происходили в быстром темпе. Художественные постановки имели стремительный взлет. Одними из самых известных примеров были шоу под американским влиянием в Казино де Пари - Paris qui dance (1919), Cach' ton Piano (1920) и Paris qui Jazz (1920–21), Mon homme и Dans un fauteuil. дало начало славе Морису Шевалье и Мистингетту . Американские влияния, такие как мюзиклы, легли в основу успеха « Фоли Бержер» , знаменитого «Безумного Бержа», открытого в 1922 году бушующим «Ле Фоли» .

В это время также процветал ряд композиторов классической музыки, например, представители Парижской школы и Les Six . «Музыкальное влияние Парижа, где доминировали сначала Дебюсси, а затем Стравинский, кажется, было почти неизбежным для композиторов первых четырех десятилетий века». [ 12 ]

Оперетта

[ редактировать ]

Поворотным моментом в оперетте стала премьера оперы «Фи-Пхи» и Анри Кристине Альберта Виллемеца 12 ноября 1918 года . Всего за два года было сыграно до тысячи спектаклей. Популярный «Деде» был поставлен в 1921 году Морисом Шевалье .

Оперетта привлекла таких талантливых композиторов, как Марселя из Винсент Скотто , а также Морис Ивен (композитор фирменной песни Мистингетта Mon Homme ) и автор Саша Гитри , написавший либретто для L'amour masqué .

В Олимпии в Бобино Театр де ла Гэте-Монпарнас представил Мари Дюба и Георгиуса , которые открыли Певческий театр постановкой популярных песен. С 1926 года американские названия, такие как «Нет, нет, Нанетт» , «Роз-Мари» и «Шоу-бот», начали адаптировать для французских зрителей.

Велосипедист Анри Дегранж в 1922 году.

Спортивные очки также были популярны во времена Années folles . Посещаемость спортивных объектов значительно возросла за годы после войны, а пресса дала спортивным мероприятиям аудиторию и растущую популярность. Газеты сыграли значительную роль в популяризации спорта через специальные спортивные страницы, придав популярность Тур де Франс , футболу и регби . Более того, спорт, который раньше был доступен только людям из богатых семей, теперь начал распространяться на массы. Главным спортивным событием этого десятилетия стали Олимпийские игры в Париже в 1924 году , в которых приняли участие 3092 спортсмена из 44 стран и присутствовало не менее 625 000 зрителей.

Немое кино, получившее название «кино», приобрело популярность в 1920-х годах. Ученые того времени предсказывали ему мало будущего. [ нужна ссылка ] Немой фильм некоторые считают беззаботной невинностью лет 7-го искусства . [ нужны разъяснения ] Макс Линдер , после того как его обнаружил Шарль Пате , сыграл важную роль в превращении фильма в культурный феномен.

Во время Первой мировой войны европейское кинопроизводство почти полностью остановилось, поскольку большинство актеров были призваны на войну. Публика искала убежище в кинотеатрах, пытаясь забыть ужасы фронта с помощью таких фильмов, как « Чарли Чаплина » Собачья жизнь . голливудские Спрос на фильмы резко вырос благодаря резкому спаду европейского производства; он экспортировал все большее количество фильмов. В 1919 году фильмы из США составляли около 90% фильмов, показанных в Европе. [ нужна ссылка ]

В некоторых фильмах показано влияние сюрреализма: режиссер Луис Бунюэль сотрудничал с Сальвадором Дали в его первом короткометражном фильме «Андалузский пес» . Рене Клера Немые фильмы сочетали в себе комедию и фэнтези.

В Париже 1920-х годов в театре по существу доминировали четыре режиссера — Луи Жуве , Жорж Питоев , Шарль Дюллен и Гастон Бати . В 1927 году они решили объединить усилия для создания «Картеля четырех». Однако они имели гораздо меньший успех, чем Саша Гитри в Театре Варьете . Есть также части Альфреда Савуара , комедии Эдуарда Бурде и Марселя Паньоля, имевшие определенный успех.

Именно театральное представление имело большой успех у зрителей и имело несомненное возобновление в 1920 году, сначала на сцене. Вокруг «Картеля» развивается творческая деятельность, призванная воплотить в жизнь проблемы и чаяния того времени. Изменение также отражено в выборе тем и атмосферы, создаваемой представленными произведениями. Но параллельно с этим образованная публика все больше интересует элиты авторами и произведениями, сочетающими классику по форме и оппозицию реальности/мечты с театральной атмосферой. Кроме того, театр Жана Кокто , первые пьесы Жана Жироду, такие как «Зигфрид» 1928 года, и произведения итальянца Луиджи Пиранделло являются известными примерами, имевшими большой успех. [ нужны разъяснения ]

В 1920 году художник-постимпрессионист Нильс Дардель и де Маре вместе создали «Балет Suédois» в Театре Елисейских Полей. Осенью 1924 года Джорджо де Кирико курировал сценографию и костюмы для спектакля Луиджи Пиранделло «Кувшин». [ где? ]

[ редактировать ]

Наряду с элитарной культурой, характерной для 1920-х годов, в то же время в Париже возникла массовая культура. Первая мировая война многое перевернула, даже в песне. [ нужны разъяснения ] После четырех лет отсутствия Belle Époque в модных местах появились новые художники. Мюзик-холл, например, привлекая артистов и интеллектуалов в поисках новизны, также дает популярность средствам массовой информации.

В тот же период зародился Морис Шевалье , ярчайшая иллюстрация хорошего французского настроения в одной из его песен « Валентайн ». У ведущей танцовщицы Мистингетт по прозвищу Ла Мисс были успешные популярные мелодии, такие как «Всегда на грани» , «Мне надоело» .

Мода и стиль

[ редактировать ]
Женская мода 1927 года.

Эмансипированный взгляд

[ редактировать ]

Образ garçonne Шанель ( хлопушка ) в женской моде появился в Париже, особенно пропагандируемый Коко . Мальчишеский образ характеризовался свободным, обтекаемым, андрогинным силуэтом, в котором ни бюст, ни талия не бросаются в глаза, а также короткой прической. Оно стало символом эмансипированной женщины: свободной и автономной, выражающей новую социальную свободу для женщины – она гуляет по городу, курит, танцует, занимается спортом или активным отдыхом, водит машину, путешествует – и , бросая вызов моральным условностям того времени, она выставляет напоказ внебрачную связь, возможно, даже свою гомо- или бисексуальность, или открыто сожительствует с партнером.

Знаменитое маленькое черное платье от Шанель вышло в 1926 году. Прямое платье-футляр с рукавами 3/4 без воротника и крепдешиновая трубка черного цвета (цвет, ранее предназначенный для скорби) были идеальным воплощением стиля гарсон . стирание форм женского тела. Многократно скопированный, этот «Форд подписал «Шанель»», как его окрестил журнал Vogue , имея в виду серийный американский автомобиль, станет классическим предметом женской одежды 1920-х годов и позже. [ 13 ]

Экономический рост

[ редактировать ]

Années foles также были периодом сильного экономического роста. Новые продукты и услуги на быстро развивающихся рынках стимулируют экономику: радио, автомобилестроение, авиация, нефть, электричество. производство гидроэлектроэнергии во Франции увеличилось в восемь раз. За десятилетие [ 14 ] Более дешевая электроэнергия благоприятствовала промышленным компаниям, которые в 1928 году имели три из пяти крупнейших компаний с самой высокой рыночной капитализацией на Парижской фондовой бирже и пять из первой десятки, за десятилетие, когда общая стоимость акций на фондовом рынке выросла в 4,4 раза. [ 15 ] 6-я молодая инновационная компания Air Liquide , которой всего пятнадцать лет , уже имеет глобальный статус. Индекс промышленного производства достиг в 1928 году уровня 139 на 100 в 1914 году, [ 16 ] с очень сильными отраслевыми различиями: для индекса судостроения он составляет всего 44 , 100 для стали и 422 для автомобилестроения . [ 17 ] Общий французский индекс упал до 57 в 1919 году и 50 в 1921 году, но уже поднялся до 104 в 1924 году. Потребовалось 6 лет, чтобы ликвидировать дефицит энергии, вызванный реконструкцией северных шахт, затопленных немцами во время Первой мировой войны .

Радио сыграло ведущую роль, став предпочтительным средством новой массовой культуры . Он предоставлял больше информации о новостях и культуре все большему числу людей, особенно рабочему классу. Радио быстро подняло Мистингетта и Мориса Шевалье на уровень национальной и международной славы, и они быстро стали иконами парижского образа жизни.

Конец эпохи

[ редактировать ]

Крах Уолл-стрит в 1929 году положил конец буйному духу времени в Соединенных Штатах, хотя кризис фактически достиг Европы только в 1931 году. В 1928 году парижский театр La Cigale , затем « Олимпию» и « Мулен Руж». та же участь постигла в 1929 году, а в конце десятилетия его снесли. Хотя постановка была рассчитана на широкую аудиторию, большинство людей посещало мюзик-холлы и другие танцевальные залы. Их мир песен был прежде всего миром улицы, явы и танго танцев , свадеб и банкетов, а не миром парижского высшего общества. Параллельно с этой культурой элиты в то же время в Париже существовала популярная культура, которая становилась все более успешной и стала доминировать в конце 1920-х и начале 1930-х годов благодаря таким художникам, как Морис Шевалье или Мистингет.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Эндрю Лэмб (2000). 150 лет народному музыкальному театру . Издательство Йельского университета, стр. 195.
  2. ^ «Первая мировая война и дадаизм» . МоМаОбучение. Музей современного искусства.
  3. ^ Пуарье, Аньес (13 февраля 2018 г.). Левый берег: искусство, страсть и возрождение Парижа, 1940-50 . Генри Холт и компания. ISBN  978-1-62779-025-3 .
  4. ^ Сью Арон (6 декабря 2016 г.). «Парижские фотографы: Брассай, Трансильванский глаз» . Бонжур Париж . Франция Медиа . Проверено 12 декабря 2016 г.
  5. ^ Фабрис Аббад (1996). Франция с 1919 по 1939 год . Арманд Колен. ISBN  2200279361 .
  6. ^ «Париж, родина ар-деко» . Незначительные достопримечательности . Проверено 12 декабря 2016 г.
  7. ^ Эммет Джей Скотт (1919). Официальная история американских негров Скотта во время мировой войны . Хоумвуд Пресс. стр. 308 –.
  8. ^ Джеффри Х. Джексон (2003). Создание французского джаза: музыка и современная жизнь в межвоенном Париже . Издательство Университета Дьюка. п. 113. ИСБН  0822331241 .
  9. ^ Клифтон К. Крейс; Памела Скалли (2009). Сара Баартман и готтентотская Венера: история о привидениях и биография . Издательство Принстонского университета. п. 146. ИСБН  978-0691135809 . Проверено 12 декабря 2016 г.
  10. ^ Сильвия Вака (2012). Паоло Рускони; Джорджио Занкетти (ред.). Тридцатые годы - Искусство Италии после фашизма: Каталоги выставок . Джунти Редактор. п. 138. ИСБН  978-8809781443 .
  11. ^ «Жозефина Бейкер: образ и икона» (PDF) . Сент-Луис: Художественные галереи Шелдона. п. 3.
  12. ^ Стэнли Сэди; Элисон Лэтэм, ред. (2000). Кембриджский музыкальный гид . Издательство Кембриджского университета. п. 458 . ISBN  0521399424 .
  13. ^ «Пятница по сбору средств: маленькое черное платье Шанель» . Музей ФИДМ . ФИДМ . 5 июня 2015 г. Проверено 21 февраля 2017 г.
  14. ^ «Военная экономика и ее последствия (1914–1929)» Белизер
  15. ^ Ланьо-Имоне, Поль; Рива, Анджело (2011). фондовой История биржи (на французском языке). Открытие. п. 72. ИСБН  9782707157058 . OCLC   779734404 .
  16. ^ Основная «История двадцатого века: 1-й и сельскохозяйственный терминал» Флоранс Каттио Мариз Шабрилья, Анни Константин, Кристиан Пельтье, Гвен Лепаж, в Educagri Press, 2001
  17. ^ Марсель 2001 , с. 438

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Берштейн, Серж и Мильза, Пьер, История Франции в 20 веке , Брюссель , Комплекс, 1995, 573 страницы.
  • Берштейн, Серж и Мильза, Пьер, История современной Европы, XX век: с 1919 года до наших дней , Париж , Инициал, Атье , репаб. 2002 г., 378 стр.
  • Марсель, Жак (2001). 1900-2000 годы, век экономики . Эхо . п. 460. ИСБН  2950331068 .
  • Аббад, Фабрис, Франция 1920-х годов , Париж, Арман Колен , колл. Курс, 1993 г., 190 стр.
  • Беккер, Жан-Жак и Берштейн, Серж, Новая история современной Франции: 12. Победы и разочарования, 1914–1929 , Париж, Éditions du Seuil , колл. Очки; История, 1990, 455 стр.
  • Филипп Бернерт и Жильбер Гиймино, «Принцы бурных двадцатых» , Париж, Плон, 1970 год.
  • Десландрес, Ивонн и Мюллер, Флоренция, История моды ХХ века , Париж, Sogomy Éditions d'Art, 1986.
  • Ревущие двадцатые , под руководством Жильбера Гиймино, Париж, Деноэль, 1956 год.
  • Жаклин Геральд, Мода десятилетия: 1920-е годы , Лондон, BT Betsford Ltd, 1991 г.
  • Жан-Жак Левек, «Ревущие двадцатые». 1918–1939 , Париж, АКР, 1992 г.
  • Тартаковски, Даниэль и Уиллард, Клод, Меняющееся завтра? Франция в бурных двадцатых и Народном фронте , Париж, Мессидор , 1986, 270 страниц.
  • Дэниел Галлахер, От Эрнеста Хемингуэя до Генри Миллера: мифы и реалии американских писателей в Париже (1919–1939) , L'Harmattan , 2011 г.
  • Фабрис Виргили и Даниэль Вольдман, «Мальчик и убийца». История Луизы и Поля, трансвестита-дезертира, в Париже бурных двадцатых , Париж, Пайо, 2011 г. ISBN   9782228906500 .
  • Поль Дитши и Патрик Кластр, Спорт, общество и культура во Франции с XIX века до наших дней , Париж, Ашетт , сб. История Карре, 2006, 254 страницы.
  • Лойе, Эммануэль и Гетшель, Паскаль, История культуры Франции; От Прекрасной эпохи до наших дней , Париж, Арман Колен, колл. Курсус, 2001, 272 страницы.
  • Жан-Поль Бульон, Журнал ар-деко , Женева , Скира, 1988 г.
  • Анри Бехар и Мишель Карассу, дадаизм. История подрывной деятельности , Париж, Файяр, 1990 г.
  • Марк Даши , Журнал движения Дада 1915-1923 гг ., Женева, Скира, 1989 г.
  • Мэтью Гейл, Дадаизм и сюрреализм , Лондон, Phaidon Press, 1 997
  • Мишель Колломб, Литература в стиле ар-деко. О стиле той эпохи , Париж, Méridiens Klincksieck, 1987.
  • Ричард Хэдлок, мастера джаза двадцатых годов , Нью-Йорк, Макмиллан, 1965 год.
  • Генри Луис-младший Гейтс и Карен СиСи Далтон, Жозефина Бейкер и La Revue Nègre. Литографии «Черного смятения» Поля Колена, Париж, 1927 г., перевод Дельфин Негр , Париж, Éditions de La Martinière, 1998 г.
  • Десанти, Доминик, Женщина в бурные двадцатые годы , Париж, Сток-Лоранс Перну, 1984, 373 страницы
  • Кристин Бард, Мальчики. Мода и фантазии бурных двадцатых , Париж, Фламмарион, 1998 г.
  • Доска, Жан-Люк, Мулен Руж! , Париж, Альбин Мишель, 2009, 192 страницы.
  • Планиоль, Франсуаза, Ла Куполь: 60 лет Монпарнаса , Париж, Денёль, 1986, 232 страницы.
  • Дельпорт, Кристиан, Молье, Жан-Ив и Сиринелли, Жан-Франсуа, Словарь истории культуры современной Франции , Париж, PUF , Карманная коллекция Quadrige Dicos, 2010, 960 страниц
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3bc95d65d6e8bcaa618113f34e4c8ce2__1724604060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/e2/3bc95d65d6e8bcaa618113f34e4c8ce2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Années folles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)