История французской журналистики

Газеты играют важную роль во французской политике, экономике и обществе с 17 века.

: Революционная 1789–1815 эпоха

и революция До ранняя

Печатные СМИ сыграли значительную роль в формировании общественного мнения по отношению к монархии и старому режиму. При старом режиме во Франции было небольшое количество газет, подвергавшихся жесткой цензуре, для работы которых требовались королевские лицензии; газетам без лицензий приходилось работать подпольно. [1] И краткие брошюры об общественном мнении, и ежедневные периодические издания подвергались тщательному рецензированию и редактированию, чтобы косвенно влиять на людей, даже нанимая писателей для такой пропаганды. [2] Радикальная республиканская журналистика пережила резкий рост после созыва Генеральных штатов: «в этом месяце [мае 1789 года] появилось более сотни брошюр… а в июне эта цифра выросла до 300». [3] Между 1789 и 1799 годами появилось более 1300 новых газет в сочетании с большим спросом на брошюры и периодическую литературу, что привело к расцвету, хотя и недолговечному прессе. [4] В то время как официальные правила пытались подавить инакомыслие в крупных публикациях, некоторые более мелкие газеты и журналы предлагали читателям более радикальные темы. [5]

Растущая популярность этих революционных публикаций отразилась на возросшей политической активности французского населения, особенно в Париже, где граждане стекались в кофейни, чтобы читать брошюры и газеты и слушать ораторов. [6] Двумя важными газетами того времени были «Друг народа » и «Защитник конституции» , которыми руководили Марат и Робеспьер соответственно. Хотя обе газеты представляли республиканские аргументы и антирелигиозные настроения, результатом стала прямая конкуренция за поддержку со стороны одних и тех же читателей. [7]

Так обстоит дело с ежедневной брошюрой роялистов: «Ami du Roi» , выпущенной и распространяемой аббатом Руайу и его влиятельной сестрой мадам Фрефрон. [8] Брошюра вышла 1 сентября 1790 года и стала одним из самых читаемых журналов правого толка. После непродолжительного выпуска газета была осуждена в мае 1792 года Ассамблеей со ссылкой на ее сводки новостей, осуждающие Гражданскую конституцию духовенства . [9] Это стало особенно провокационным после расстрелов на Марсовом поле всего за год до этого в июле, когда большое количество протестующих незаконно собирали подписи. Они оказали сопротивление Национальной гвардии с помощью украденного оружия, в ходе противостояния погибло пятьдесят человек. И либеральные, и консервативные издания вместе стали основным средством коммуникации; газеты читались вслух в тавернах и клубах и распространялись среди посетителей.

Копия L'Ami du peuple, запятнанная кровью Марата.

Царство террора [ править ]

В консервативную эпоху Директории , с 1794 по 1799 год, значение газет резко упало. Декларация прав человека и гражданина допускала свободу прессы, но также позволяла правительству пресекать злоупотребления прессой. [10] Это позволило правительству определить «злоупотребления прессой» по своему усмотрению и оправдать жесткую цензуру, имевшую место во время революции. В разгар правления террора правительственная цензура прессы была более строгой, чем при старом режиме, подвергая цензуре сотни газет и брошюр, которые не соответствовали политике или идеалам правительства. [11] Газеты часто меняли свои названия и названия, чтобы избежать цензуры или запрета, и за это время на гильотине были казнены несколько журналистов, в том числе Жак Пьер Бриссо и Камиль Демулен . [12]

Наполеоновская эпоха [ править ]

Moniteur Universel служил официальным протоколом законодательных дебатов. Жан-Поль Марат приобрел огромное влияние благодаря своей влиятельной книге «Дружба народа» с ее нападками на скандалы и заговоры, которые тревожили людей, пока он не был убит в 1793 году. Помимо Марата, благодаря журналистике на передний план вышли многие важные политики, в том числе Максимилиан . де Робеспьер и Жак Эбер. В 1789 г. были устранены все ограничения печати; к 1793 г. было основано более 400 газет, в том числе 150 только в Париже. В консервативную эпоху Директории, с 1794 по 1799 год, значение газет резко упало. Когда Наполеон пришел к власти в 1799 году, в Париже осталось всего семьдесят две газеты, и вскоре он закрыл все, кроме 13. В 1811 году он сделал последний шаг: разрешил только четыре газеты в Париже и по одной в каждом из остальных департаментов; все они подвергнуты жесткой цензуре. [13] [14] Признано, что пропаганда активно использовалась на протяжении всего периода возвышения Наполеона. Наполеон использовал пропаганду в самых разных средствах массовой информации, включая газеты, искусство, театры и свои знаменитые бюллетени. [15] Используя средства массовой информации, Наполеон оказался одним из первых мастеров современной пропаганды. Наполеон гарантировал, что его усилия будут встречены не только цензурой большей части медиа-контента, но также созданием и публикацией своих собственных произведений. [16] Например, Наполеон владел двумя военными газетами: « Courrier de l’Armée d’Italie» и «La France vue de l’Armée d’Italie» . [17] Это позволило Наполеону распространять пропаганду, связанную с его военными успехами, что склонило общественное мнение во Франции в его пользу. При Наполеоне органом официальной информации был «Монитёр» (Gazette Nationale, ou le Moniteur Universal), основанный в 1789 году под тем же общим управлением, что и « Меркурий» . Обе газеты были источниками посланий истеблишмента и писались для аудитории истеблишмента: Moniteur представляла точку зрения большинства во французском собрании, а Mercure представляла меньшинство. [18]

1815–1871 [ править ]

Восстановление Дома Бурбонов в 1815 году позволило создать свободную прессу. Законы Серра , принятые в мае 1819 года, будут регулировать свободу прессы во Франции на протяжении большей части девятнадцатого века. [19] В соответствии с этими законами цензура была легкой, но существовали ограничения, такие как требование внесения крупного залога правительству и гербовый сбор в размере пяти сантимов за каждую копию. Издавалось несколько газет, тесно связанных с политическими фракциями. Они были дорогими, продавались только по подписке и обслуживались небольшой элитой. [20]

В середине XIX века, 1815–1880-х годах, ряд технических инноваций произвели революцию в газетной индустрии и сделали возможным массовое производство дешевых экземпляров для массовой национальной читательской аудитории. Телеграф появился в 1845 году, а около 1870 года Ипполит Огюст Маринони разработал ротационную печатную машину . Раньше издатели использовали дорогую тряпичную бумагу и медленные ручные шнековые прессы. Теперь они использовали гораздо более дешевую бумагу из древесной массы на высокоскоростных прессах. Себестоимость продукции упала на порядок. Открытие железнодорожной системы в 1860-х годах сделало возможным быстрое распределение товаров между Парижем и всеми отдаленными городами и провинциями. В результате технической революции гораздо большее количество новостей распространялось гораздо быстрее и дешевле. В июне 1836 года La Presse стала первой французской газетой, разместившей на своих страницах платную рекламу, что позволило снизить цену, расширить читательскую аудиторию и повысить прибыльность; другие названия вскоре скопировали формулу. [21]

Революция 1848 года породила множество эфемерных газет. Однако свобода печати исчезла в 1851 году во времена Второй империи Наполеона III. Большинство газет было закрыто; каждой партии разрешалось только один документ. Жесткость цензуры ослабла в 1860-х годах, но не прекратилась до тех пор, пока в 1871 году не началась Третья французская республика . [22]

Le Correspondent, основанная в 1843 году и выходившая раз в две недели, выражала либеральные католические взгляды, призывала к восстановлению свободы во Франции, сопротивлялась растущему антиклерикализму и боролась со своим консервативным католическим конкурентом, газетой L'Univers. Газета столкнулась с правительственной цензурой. В 1848 году редакторы были осуждены за «возбуждение ненависти и презрения к правительству». У газеты было много сторонников, и император помиловал ее. В 1861 году власти добились увольнения профессора Лионского университета за написанную им оскорбительную статью. Тираж составлял 3290 экземпляров в 1861 году, 5000 экземпляров в 1868 году и 4500 экземпляров в 1869 году. [23] [24]

Эмиль де Жирарден (1806–1881) был самым успешным и ярким журналистом той эпохи, выступая в качестве пропагандиста массового образования посредством массовой журналистики. Его журналы имели более ста тысяч подписчиков, а его недорогая ежедневная газета La Presse продавалась дешевле конкурентов. половина, благодаря более дешевому производству и более тяжелой рекламе. Как и большинство известных журналистов, Жирарден был глубоко вовлечен в политику и работал в парламенте. К его горькому разочарованию, он никогда не занимал высоких постов. Он был блестящим полемистом, мастером полемики, с острыми короткими предложениями, которые сразу привлекали внимание читателя. [25]

: 1871–1918 гг . Современная Франция

Иллюстрированное литературное приложение, январь 1903 года. Недорогое восьмистраничное цветное приложение освещало на обложке мировые дела и национальную политику, но специализировалось на катастрофах, кораблекрушениях, шахтерских катастрофах, беспорядках - чем ужаснее или сплетничать, тем лучше. [26]

Новая Третья республика (1871–1914 гг.) стала золотой эрой французской журналистики. Газеты были дешевыми, энергичными, не подвергались цензуре, были вездесущими и отражали все аспекты политической жизни. Общий тираж ежедневной прессы в 1860 г. составлял всего 150 тыс. экземпляров. Он достиг 1 миллиона в 1870 г. и 5 миллионов в 1910 г. В 1914 г. в Париже издавалось 80 ежедневных газет. Le Temps была серьезной газетой. Модераторы дополнительно читают Le Figaro . Католики последовали за Ла Круа . Националисты читают L'Intransigeant . Социалисты (а после 1920 года и коммунисты) следовали указаниям « L'Humanité ». Гораздо более популярными, чем любой из них, и гораздо менее политическими, с общенациональным тиражом в миллион и более экземпляров, были Petit Journal , Le Matin и Le Le Petit Parisien . Жесткая цензура времен Первой мировой войны, призыв журналистов и острая нехватка газетной бумаги резко снизили размер, объем и качество всех газет. [27]

Le Petit Journal — самая популярная газета.

Реклама быстро росла, обеспечивая устойчивую финансовую основу, которая была более прибыльной, чем продажа единичных экземпляров. Новый либеральный закон о прессе 1881 года отказался от ограничительной практики, которая была типична на протяжении столетия. Новые типы популярных газет, особенно Le Petit Journal, охватили аудиторию, больше интересующуюся разнообразными развлечениями и сплетнями, чем серьезными новостями. Оно захватило четверть парижского рынка, а остальных заставило снизить цены. В 1884 году было добавлено Supplément illustré , еженедельное воскресное приложение, в котором впервые были представлены цветные иллюстрации. В 1887 году ее ежедневный тираж составлял 950 000 экземпляров, что было самым высоким показателем среди всех газет в мире. В 1914 г. по Франции продавалось 1,5 миллиона копий в день. Большинство французов жили в сельской местности и традиционно имели минимальный доступ к газетам. Иллюстрированная популярная пресса произвела революцию в сельских возможностях получения развлекательных и красочных новостей и помогла превратить традиционных крестьян во французов. [28] [29]

Главные ежедневные газеты нанимали собственных журналистов, которые конкурировали за краткие новости. Все газеты полагались на Agence Havas (ныне Agence France-Presse ), телеграфную службу новостей с сетью репортеров и контрактами с Reuters для предоставления услуг по всему миру. Уравновешенные старые газеты сохранили свою лояльную клиентуру благодаря своей концентрации на серьезных политических вопросах. [30]

Орден римско-католических ассумпционистов произвел революцию в средствах массовой информации групп давления благодаря своей национальной газете La Croix . Он энергично выступал за традиционный католицизм, одновременно внедряя инновации, используя самые современные технологии и системы распространения, а региональные издания создавались с учетом местных вкусов. Секуляристы и республиканцы признают газету своим злейшим врагом, особенно когда она взяла на себя нападки на Дрейфуса как на предателя и разожгла антисемитизм. Когда Дрейфус был помилован, радикальное правительство в 1900 году закрыло весь Орден Ассумпционистов и его газету. [31]

Коррупция [ править ]

Предприятия и банки тайно платили определенным газетам за продвижение определенных финансовых интересов, а также за сокрытие или сокрытие большинства возможных действий. Издатели брали плату за положительные отзывы в новостных статьях о коммерческих продуктах. Иногда газета шантажировала предприятие, угрожая опубликовать неблагоприятную информацию, если предприятие немедленно не начнет размещать рекламу в газете. Иностранные правительства, особенно Россия и Турция, тайно платили прессе сотни тысяч франков в год, чтобы гарантировать благоприятное освещение облигаций, которые она продавала в Париже. Когда реальные новости о России были плохими, как во время революции 1905 года или во время войны с Японией, она увеличивала размер взяток до миллионов франков. В каждом министерстве в Париже была группа журналистов, которым оно тайно платило и снабжало материалами. [32] Во время мировой войны газеты стали скорее пропагандистскими агентствами в интересах военных действий; критических комментариев было мало. Пресса редко сообщала о достижениях союзников; вместо этого они приписывали все хорошие новости французской армии. Короче говоря, газеты не были независимыми поборниками истины, а тайно платили за рекламу особым интересам и иностранным правительствам. [33]

Застой после 1914 года [ править ]

Региональные газеты процветали после 1900 года. Однако после войны парижские газеты в значительной степени находились в застое; Тираж постепенно увеличился до 6 миллионов в день с 5 миллионов в 1910 году. Главной историей послевоенного успеха стал «Пари-Суар» ; в котором не было никакой политической повестки дня, и он был посвящен предоставлению смеси сенсационных репортажей для распространения помощи и серьезных статей для повышения престижа. К 1939 году его тираж превысил 1,7 миллиона экземпляров, что вдвое больше, чем у его ближайшего конкурента, таблоида Le Petit Parisien. Помимо ежедневной газеты Paris Soir спонсировала очень успешный женский журнал Marie-Claire. Другой журнал Match был создан по образцу фотожурналистики американского журнала Life. [34]

Джон Гюнтер писал в 1940 году, что из более чем 100 ежедневных газет Парижа две ( L'Humanité и Action Française ) издание были честными; «Большинство остальных, сверху вниз, имеют на продажу новостные колонки». Он сообщил, что Bec et Ongles одновременно субсидировался французским правительством, правительством Германии и Александром Стависким и что Италия якобы заплатила французским газетам 65 миллионов франков в 1935 году. [35] Франция была демократическим обществом в 1930-е годы, но людей держали в неведении относительно важнейших вопросов внешней политики. Правительство жестко контролировало все средства массовой информации, чтобы распространять пропаганду в поддержку внешней политики правительства по умиротворению агрессии Италии и особенно нацистской Германии. Существовало 253 ежедневные газеты, все они принадлежали отдельно. Все пять основных национальных газет, базирующихся в Париже, находились под контролем особых интересов, особенно правых политических и деловых кругов, которые поддерживали политику умиротворения. Все они были продажными, получая крупные тайные субсидии для продвижения политики различных особых интересов. Многие ведущие журналисты тайно получали зарплату от правительства. Региональные и местные газеты сильно зависели от государственной рекламы и публиковали новости и редакционные статьи в соответствии с требованиями Парижа. Большая часть международных новостей распространялась через агентство Havas , которое в значительной степени контролировалось правительством. [36]

Радио [ править ]

Альтернативные источники новостей также находились под жестким контролем. Радио было потенциально мощным новым средством массовой информации, но Франция довольно отставала в плане приобретения радиоприемниками потребителями, и правительство ввело очень строгий контроль. После 1938 года радиостанциям было разрешено только три кратких ежедневных выпуска по семь минут каждый, в которых освещались все новости дня. Канцелярия премьер-министра внимательно контролировала выпуск новостей, которые должны были транслироваться. Кинохроника подвергалась жесткой цензуре; им было сказано показать непротиворечивых, но гламурных артистов, премьеры фильмов, спортивные мероприятия, высокую моду, новые автомобили, официальные церемонии. Кинофильмы, вероятно, также подвергались цензуре и поощрялись для укрепления стереотипов о том, что французы всегда были любителями свободы и справедливости и боролись с жестокими и варварскими немцами. Субсидируемые государством фильмы, прославлявшие военные доблести и Французскую империю. Целью было успокоить общественное мнение, дать ему мало или совсем ничего для работы, чтобы не вмешиваться в политику национального правительства. Когда возникли серьезные кризисы, такие как Мюнхенский кризис 1938 года, люди были озадачены и озадачены происходящим. Когда в 1939 году началась война, француз плохо разбирался в проблемах и имел мало правильной информации. Они подозрительно не доверяли правительству, в результате чего моральный дух французов перед лицом войны с Германией был плохо подготовлен. [37]

С 1940 года [ править ]

Во время Второй мировой войны пресса подвергалась жесткой цензуре; парижские газеты находились под строгим надзором со стороны немецких коллаборационистов; другие были закрыты. [38] В 1944 году «Свободная Франция» освободила Париж и захватила контроль над всеми коллаборационистскими газетами. Они передали печатные машины и операции новым командам редакторов и издателей и оказали финансовую поддержку. В результате ранее престижная газета Le Temps была заменена новой ежедневной газетой Le Monde . [39]

Во время Четвертой республики с 1944 по 1958 год «Фигаро» фактически была официальным органом министерства иностранных дел. Французское радио и телевидение находились в государственной собственности и под строгим контролем. При Пятой республике радио и телевидение оставались под строгим контролем национального правительства. Газеты предоставляли ограниченное количество новостей о международных делах и мало влияли на решения правительства. [40]

В начале 21 века самой продаваемой ежедневной газетой была региональная Ouest-France в 47 местных выпусках, за ней следовали Le Progres в Лионе, La Voix du Nord в Лилле и Provençal в Марселе. В Париже коммунисты издавали «Юманите» , в то время как «Монд» и «Фигаро» имели местных конкурентов в лице «Парижан» , «Авроры» и левой партии «Либерасьон» .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Филип М. Тейлор, Боеприпасы разума: история пропаганды (3-е изд.) (Manchester University Press, 2013), 147.
  2. ^ Харви Чизик, «Брошюры и журналистика в начале Французской революции: Офисы Эми Дю Руа аббата Ройу как центр роялистской пропаганды», Французские исторические исследования 15, вып. 4 (1988): 626.
  3. ^ Тейлор, Боеприпасы , 145.
  4. ^ Х. Гоф, Газетная пресса во Французской революции (1988)
  5. ^ Чизик, Брошюры , 624.
  6. ^ Тейлор, Боеприпасы , 145.
  7. ^ Тейлор, Боеприпасы, 149.
  8. ^ Чизик, Брошюры , 624.
  9. ^ Чизик, Брошюры, 624-625.
  10. ^ Эммет Кеннеди, Культурная история Французской революции (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1991), 321.
  11. ^ Кеннеди, Культура , 322.
  12. ^ Кеннеди, Культурный , 323.
  13. ^ Пол Р. Хэнсон, От А до Я Французской революции (2007), стр. 233–35 онлайн.
  14. ^ Роберт Джастин Гольдштейн (1989). Политическая цензура искусства и прессы в девятнадцатом веке . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. п. 55.
  15. ^ Уэйн Хэнли, Генезис наполеоновской пропаганды: 1796–1799 (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2005), 21.
  16. ^ Хэнли, Бытие , 21.
  17. ^ Хэнли, Бытие , 21 год.
  18. ^ Дэвид И. Кульштейн, «Идеи Шарля-Жозефа Панкука, издателя Moniteur Universel, о Французской революции», Французские исторические исследования (166) 4 № 3, стр. 304–19
  19. ^ Хейнс, Кристина (2010). Утраченные иллюзии: издательская политика во Франции девятнадцатого века . Гарвардские исторические исследования. Том. 167. Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-03576-3 .
  20. ^ JPT Бери, Франция, 1814–1940 (1948), стр. 26–27; Джон П. Вольф, Франция: 1814–1919: Возникновение либерально-демократического общества (1940), стр. 51.
  21. ^ Джордж Т. Куриан, Энциклопедия мировой прессы (1982), стр. 341–42.
  22. ^ Артур Тилли, Современная Франция: спутник французских исследований (1922), стр. 181–82.
  23. ^ Флавия Августина, Le Correspondent: французский либерально-католический журнал, 1843–1855 (Catholic University of America Press, 1958).
  24. ^ Исторический словарь Уильяма Э. Эшарда Второй французской империи, 1852–1870 (1985), стр. 143–44 онлайн.
  25. ^ Джоанна Ричардсон, «Эмиль де Жирарден 1806–1881», History Today (1976) 26 № 12, стр. 811–17.
  26. ^ Вебер, Крестьяне во французов (1976), стр. 464.
  27. ^ Куриан, Энциклопедия мировой прессы (1982) 1: 342.
  28. ^ Ойген Вебер, Крестьяне во французов: Модернизация сельской Франции, 1870-1914 (1976), стр. 464.
  29. ^ Грегори Шайя, «Фланер, Бадо и создание массовой публики во Франции, около 1860-1910». American Historical Review 109.1 (2004): 41-77, особенно примечание 20, онлайн [ мертвая ссылка ] .
  30. ^ Патрик Х, Хаттон, изд. Исторический словарь Третьей Французской Республики, 1870–1940 (1986) 2:690–94.
  31. ^ Джадсон Мэзер, «Предполагающий ответ на секуляризацию, 1870–1900», в издании Роберта Дж. Базуча, « Современная европейская социальная история» (1972), стр. 59–89.
  32. ^ Джон Кейгер, Франция и мир с 1870 года (2001), стр. 37–38.
  33. ^ См. Теодора Зельдина, Франция: 1848–1945 (1977), том. 2 ч. 11, «Газеты и коррупция», стр. 492–573; С. 522–24 об иностранных субсидиях.
  34. ^ Хаттон 2: 692-94
  35. ^ Гюнтер, Джон (1940). Внутри Европы . Нью-Йорк: Харпер и братья. стр. 179–180.
  36. ^ Энтони Адамтуэйт, Величие и Нищета: Заявка Франции на власть в Европе 1914-1940 (1995), стр. 175–92.
  37. ^ Адамтуэйт, Величие и нищета: Заявка Франции на власть в Европе 1914–1940 (1995), стр. 175–92.
  38. ^ Валери Холман, «Воздействие войны: британские издатели и французские публикации 1940–1944», История публикаций (2000), выпуск 48, стр. 41–65.
  39. ^ Клайд Тогмартин, Национальная ежедневная пресса Франции (1998), стр. 11.
  40. ^ Кейгер, Франция и мир с 1870 года (2001), стр. 39.

Дальнейшее чтение [ править ]

До 1945 года [ править ]

  • Блэкберн, Джордж М. «Парижские газеты и гражданская война в США». Исторический журнал Иллинойса (1991), стр. 177–193. в JSTOR
  • Ботейн Стивен, Джек Р. Сенсер и Ритво Харриет. «Периодическая пресса в английском и французском обществе восемнадцатого века: межкультурный подход», Сравнительные исследования в обществе и истории, 23 (1981), стр. 464–90.
  • Ценсер, Джек Ричард и Джереми Д. Попкин, ред. Пресса и политика в дореволюционной Франции (U of California Press, 1987).
  • Чалаби, Жан К. «Журналистика как англо-американское изобретение. Сравнение развития французской и англо-американской журналистики, 1830-1920-е годы». Европейский журнал коммуникаций (1996) 11 № 3, стр. 303–26.
  • Чалаби, Жан К. «Двадцать лет контраста: французская и британская пресса в межвоенный период». Европейский журнал социологии 37.01 (1996): 143–159. 1919–39
  • Шамбюр, А. де (1914). Через прессу (на французском языке). Париж: Ферт, Альбуи и компания.
  • Коллинз, Росс Ф. «Казаки маршируют на Берлин!»: Новый взгляд на французскую журналистику во время Первой мировой войны». Американская журналистика 18 (осень 2001 г.), стр. 29–44.
  • Коллинз, Ирен. Правительство и газетная пресса во Франции, 1814–1881 гг. (Oxford University Press, 1959).
  • Коллинз, Росс Ф. «Газеты французских левых в Провансе и Нижнем Лангедоке во время Первой мировой войны» (докторская диссертация, Кембриджский университет, 1992) онлайн
  • Коллинз, Росс Ф. «Журналистский бизнес в провинциальной Франции во время Первой мировой войны». История журналистики 27 (2001), 112–121.
  • Коллинз, Росс Ф. и Э.М. Палмеджиано, ред. Подъем западной журналистики 1815–1914: Очерки прессы в Австралии, Канаде, Франции, Германии, Великобритании и США (2007), Глава Росс Коллинз, посвященная Франции.
  • Крейгин, Томас Дж. «Ошибки цензуры популярных новостей во Франции девятнадцатого века». История книги 4.1 (2001), стр. 49–80. онлайн
  • Дарнтон, Роберт и Дэниел Рош, ред. Революция в печати: пресса во Франции, 1775–1800 (Калифорнийский университет Press, 1989) онлайн
  • Эдельштейн, Мелвин. «Деревенский фейль, революционная пресса и вопрос политического участия в сельской местности». Французские исторические исследования (1971): 175–203. в JSTOR
  • Эйзенштейн, Элизабет Л. Груб-стрит за границей: аспекты французской космополитической прессы от эпохи Людовика XIV до Французской революции (1992)
  • Фрайберг, Дж. В. Французская пресса: класс, государство и идеология (Praeger Publishers, 1981).
  • Гольдштейн, Роберт Джастин. «Борьба с французской цензурой, 1815–1881». Французский обзор (1998): 785–96. в JSTOR
  • Гоф, Хью. Газетная пресса во Французской революции (Routledge, 1988)
  • Гримон, Фердинанд (1835). Руководство-каталог полиграфии, книжных магазинов и прессы (на французском языке). Париж: П. Жанне.
  • Харрис, Боб. Политика и рост прессы: Великобритания и Франция 1620–1800 (Routledge, 2008)
  • Иссер, Натали. Вторая империя и пресса: исследование вдохновленных правительством брошюр о внешней политике Франции в их пропагандистской среде (Springer, 1974)
  • Керр, Карикатура Дэвида С. и французская политическая культура 1830–1848: Чарльз Филипон и иллюстрированная пресса (Oxford University Press, 2000)
  • де ла Мотт, Дин и Жаннин М. Пшиблыски, ред. Создание новостей: современность и массовая пресса во Франции девятнадцатого века (1999). эссе ученых из нескольких дисциплин онлайн
  • Олсон, Кеннет Э. Создатели истории: пресса Европы с момента ее возникновения до 1965 года (LSU Press, 1966), стр. 167–93, 438–39.
  • Петтегри, Эндрю. Изобретение новостей: как мир узнал о себе (Yale UP, 2014).
  • Попкин, Джереми Д. «Пресса и французская революция через двести лет». Французские исторические исследования (1990): 664–83 в JSTOR.
  • Стерлинг, Кристофер Х., изд. Энциклопедия журналистики (6 том 2009 г.) оглавление
  • Тогмартин, Клайд. Национальная ежедневная пресса Франции (Бирмингем, Алабама: Summa Publications, Inc., 1998), 370 стр.; Всесторонняя научная история
  • Тринкль, Деннис А. Наполеоновская пресса: публичная сфера и оппозиционная журналистика (Эдвин Меллен Пр, 2002)
  • Вейгл, Клиффорд. «Парижская пресса с 1920 по 1940 год», Ежеквартальный журнал журналистики (1941), стр. 376–84.
  • Вейгл, Клиффорд. "Взлет и падение информационного агентства Havas" Ежеквартальный журнал журналистики (1942), стр. 277–86.
  • Уильямс, Роджер Лоуренс. Анри Рошфор, принц канальной прессы (Скрибнер, 1966)
  • Зельдин, Теодор Франс: 1848–1945 (1977), том 2. глава 11, «Газеты и коррупция», стр. 492–573.
  • Зернер, Элизабет Х. «Слухи в парижских газетах», Public Opinion Quarterly (1946), 10 № 3, стр. 382–91 в JSTOR Летом 1945 г.

Новейшая история [ править ]

  • Андресс, Дэвид. «17 июля 1791 года: резня и ужас». В книге «Резня на Марсовом поле: народное инакомыслие и политическая культура во время Французской революции», 174–90. Бойделл и Брюэр, 2000. https://www.jstor.org/stable/10.7722/j.ctt81s7q.13.*
  • Попкин, Джереми Д. 2015. Краткая история Французской революции. Шестое изд. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Палмер, Р.Р. 1989. Двенадцать, кто правил; Год террора во Французской революции. Двухсотлетие изд. Принстон и Оксфорд: Издательство Принстонского университета.
  • Альберт, Пьер. La Presse Française [Французская пресса]. (Париж: Французская документация, 2004 г.).
  • Бенсон, Родни и Дэниел Халлин. «Как государства, рынки и глобализация формируют новости: национальная пресса Франции и США, 1965–97». Европейский журнал коммуникаций (2007) 22 № 1 27–48.
  • Бенсон, Родни и др. «Медиасистемы онлайн и офлайн: сравнение форм новостей в США, Дании и Франции». Журнал коммуникаций (2012) 62 № 1: 21–38.
  • Чалаби, Жан К. Президентство де Голля и средства массовой информации: этатизм и общественные коммуникации (Бейзингсток: Palgrave Macmillan, 2002).
  • Дельпорт, Кристиан. «Саркози и СМИ». Современные исследования французского языка и франкоязычных стран 16.3 (2012): 299–310.
  • Эйзендрат, Чарльз Р. «Политика и журналистика - французские связи». Обзор журналистики Колумбии 18.1 (1979): 58–61.
  • Эссер, Франк и Андреа Умбрихт. «Конкурирующие модели журналистики? Освещение политических вопросов в газетах США, Великобритании, Германии, Швейцарии, Франции и Италии». Журналистика 14 № 8 (2013): 989–1007.
  • Кун, Раймонд (2006). СМИ во Франции . Рутледж. ISBN  9781134980536 . , широкомасштабное обследование; библиография (в основном на французском языке), стр. 169–79. отрывок .
  • Кун, Раймонд. «Что такого французского во французской политической журналистике». в Куне, Раймонде и Расмусе Кляйсе Нильсене, ред. Политическая журналистика в переходный период. Западная Европа в сравнительной перспективе (2014): 27–46.
  • Пауэрс, Мэтью и Родни Бенсон. «Интернет гомогенизирует или разнообразит новости? Внешний плюрализм в прессе США, Дании и Франции». Международный журнал прессы/политики 19 № 2 (2014): 246–265. онлайн
  • Стерлинг, Кристофер Х., изд. Энциклопедия журналистики (6 том 2009 г.) оглавление
  • Тогмартин, Клайд (1998). Национальная ежедневная пресса Франции . Сумма публикаций. ISBN  9781883479206 . , 370 стр.; всеобъемлющая научная история