Расизм во Франции
расизм Некоторые комментаторы назвали серьезной социальной проблемой во французском обществе, несмотря на широко распространенное общественное мнение о том, что во Франции расизм не существует в серьезных масштабах. [1] Антисемитизм и предубеждения против мусульман имеют долгую историю. Сообщалось об актах против членов местных групп меньшинств, включая евреев , берберов , арабов и выходцев из Азии . По данным полиции за 2019 год, в общей сложности было 1142 действия, классифицированных как «расистские» без религиозного подтекста. [2]
Углубленная оценка проблемы остается сложной, поскольку французское законодательство запрещает правительству собирать данные этнических и религиозных переписей ( французский : statistiques ethniques et religieuses ). Национальная консультативная комиссия по правам человека ( Commission nationale et Advisory des droits de l'Homme ) сообщила в 2016 году, что только 8% французов считают, что некоторые расы превосходят другие. [3] Французское законодательство запрещает расизм. Конституция 1958 года гарантирует гражданам равное обращение независимо от происхождения, расы и религии. [4] Во Франции сравнительно рано в истории появились чернокожие люди в национальном парламенте ( 1793 , 1848, затем 1891 и все последующие годы) или в правительстве (1887, 1931, 1932–1933, 1937–1938) или в качестве президента палаты представителей. парламент (1947–1968 в Сенате ). Некоторые чернокожие люди занимали решающие позиции, например, военный офицер Камилла Мортеноль , который командовал противовоздушной обороной Парижа от Германии в 1914–1918 годах. [5] Оно взращивало идею национального иммунитета против расизма, несмотря на рост насильственных преступлений против арабов в 1960–1970-е годы после волн арабской иммиграции . [6]
Франция долгое время была светским государством (французский: État laïc ). Французский закон 1905 года об отделении церквей от государства установил государственный секуляризм. Французский закон 2004 года о светскости и заметных религиозных символах в школах запрещает использование всех заметных религиозных знаков для учащихся в школах; Закон 1905 года запрещает все ненейтральные проявления (политические и религиозные) со стороны всех людей, работающих на государство, особенно на государственной службе , включая учителей и весь другой персонал школы. Политикам запрещено выражать религиозные предпочтения публично, в том числе через религиозную одежду. В последние годы французские светские законы были представлены группами меньшинств, особенно мусульманами, что ограничивает их способность выражать свою религию. В декабре 2022 года Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации (Cerd) заявил, что «обеспокоен» «продолжением и масштабами расистского и дискриминационного дискурса во Франции, особенно в средствах массовой информации и в Интернете». По итогам периодического обзора политики Франции в отношении меньшинств независимые эксперты Cerd опубликовали ряд замечаний и рекомендаций. Они обеспокоены «расистскими политическими высказываниями политических лидеров», имена которых не упоминаются, в отношении некоторых меньшинств, в частности цыган, путешественников, африканцев или лиц африканского происхождения. или Северной Африки. [1] .
и традиции политические Культура
Французская политическая традиция не использует в своем дискурсе термин «расовое меньшинство», поскольку все права, которые представляет Французская революция, основаны на двух понятиях: понятии государства и понятии человека. Таким образом, французская политическая традиция рассматривает эти права как универсальное и естественное (или неотъемлемое) преимущество человеческой личности. [7]
Некоторые полагают, что стремление политиков придерживаться этих идеалов приводит к непризнанию групп этнических меньшинств. Существование этнических меньшинств признается во многих европейских странах судебной системой и политической сферой. Некоторые государства предоставляют мигрантам особые права, такие как право получать образование на своем родном языке. Франция, однако, не допускает этих прав, поскольку признает права только в контексте гражданства и человеческих качеств. [7]
В этом ключе государство поощряло политику ассимиляции . В частности, правительство добивалось того, чтобы граждане иностранного происхождения, получившие французское гражданство, считались французами, а не по своей этнической самоидентификации. Многие арабские мусульмане во Франции идентифицируют себя как мусульмане , а не как алжирцы , марокканцы или арабы . Это основано больше на общественных и семейных связях, чем на религиозных обрядах . [8] Говорят, что понятие этнической принадлежности ( ethnicité ), когда оно используется во Франции, игнорирует ссылку на расу, в отличие от предполагаемого использования этого термина в Северной Америке и Соединенном Королевстве , чтобы сосредоточиться на культурных аспектах. [7]
и статистика Правительственная полицейская
Министерство внутренних дел предоставляет набор дескрипторов, которые полиция может использовать для классификации людей по признаку расы. Дескрипторы: европейские (скандинавские, кавказские, средиземноморские) ; Африка/Карибский бассейн; метис; Северная Африка ; Ближний Восток ; Азиатский ; индо-пакистанский ; Латинская Америка ; полинезийский ; Меланезийско-Канакский . [9]
Каждый год, начиная с 1990 года, Национальная комиссия по правам человека ( фр . Commission nationale et Advisory des droits de l'Homme ), приданная канцелярии премьер-министра , публикует доклад о состоянии расизма во Франции. [3]
В 2016 году Комиссия сообщила, что 33% французов считают себя дальтониками , когда дело касается расы, а 8% считают, что некоторые расы превосходят другие. [3] Считается, что теракты 2015 года во Франции привели к росту исламофобии и увеличению количества расистских актов. Жалобы на антимусульманские действия и угрозы увеличились на 223%, а количество жестоких расистских нападений увеличилось в течение месяца после каждой террористической атаки. [3]
По мнению Комиссии, эти данные не отражают всей реальности, поскольку основаны исключительно на данных полиции на фоне обвинений в том, что французская полиция несправедливо подходит к расовым вопросам. [3]
Комиссия также сообщила, что 34% населения Франции рассматривают ислам в негативном свете, а 50% считают его угрозой национальной идентичности. Кроме того, 41% населения считают, что у евреев особое отношение к деньгам, а 20% из них считают, что евреи обладают слишком большой властью во Франции. [3]
Цыгане во Франции представляют собой меньшинство, к которому относятся менее терпимо: 74% французов считают их groupe à part («отдельная группа»), и более половины людей по-прежнему считают, что цыгане зарабатывают на жизнь воровством и другой незаконной деятельностью. [3]
В марте 2024 года статистическая служба МВД Франции сообщает, что преступления или правонарушения расистского, ксенофобского, антисемитского или антирелигиозного характера во Франции в 2023 году увеличились на 32% по сравнению с 2022 годом. [10]
Расизм и религия [ править ]
Некоторые расистские действия имеют религиозный подтекст: в 2019 году было совершено 687 антиеврейских и 154 антимусульманских акта при общей численности населения более 67 миллионов человек. [2] Хотя, согласно частным исследованиям, мусульманское население Франции намного превышает еврейское население, согласно официальной правительственной статистике, в 2019 году антисемитские действия намного превысили численность исламофобских действий. [2]
Религиозные меньшинства подвергаются дискриминации на основании законов Франции о секуляризме. Недавно, в 2022 году, Государственный совет вынес решение в пользу Министерства внутренних дел о том, что муниципалитет Гренобля нарушил светское национальное законодательство, когда его совет проголосовал за разрешение носить буркини в общественных бассейнах. [11] Однако в деле 2016 года Государственный совет постановил, что буркини можно носить на общественных пляжах во Франции, поскольку было установлено, что пляжи представляют собой «общественное пространство», а не «общественную услугу».
Расизм против евреев [ править ]
Во Франции свобода вероисповедания в основном предоставлялась двумя законами: первый закон был принят в 1789 году, а второй закон был принят в 1905 году.
Дело Дрейфуса [ править ]
В 1894 году еврейский артиллерийский офицер Альфред Дрейфус был обвинен в передаче секретных французских документов немецкой армии, предан суду и признан виновным в государственной измене. В 1895 году настоящий виновник, командующий Эстерхази, был найден, предан суду и оправдан, хотя в суд были представлены многочисленные доказательства его вины. Затем Дрейфус и его семья решили связаться с председателем Сената, чтобы доказать слабость выдвинутых против него обвинений. Поскольку Франция конца XIX века была охвачена антисемитскими и националистическими идеалами, Дрейфус быстро стал объектом преследования из-за своего еврейского происхождения и стал жертвой значительной антисемитской дискриминации. Через одиннадцать лет после осуждения Дрейфус был признан невиновным. [12]
Режим Виши 1940–1944 . гг
В 1939 году Франция объявила войну нацистской Германии после вторжения Германии в Польшу . Внутри правительства возникло множество трений, отделивших сторонников войны от диссидентов. Маршал Петен стал президентом Совета после того, как Поль Рейно ушел в отставку и покинул свой пост из-за сурового климата, в котором переживало французское правительство. Петен покинул Париж и отправился со своим правительством в Виши (свободную зону). При поддержке Пьера Лаваля он получил полные полномочия от Национального собрания и использовал их для создания новой конституции французского государства, положившей конец Третьей республике. [13]
Новое правительство Петена, также называемое правительством Виши, сдалось нацистской Германии 22 июня 1940 года в Ретонде, Франция. Германия немедленно двинулась во Францию, а гестапо оккупировало северную часть страны. Став главой государства, Петен создал культ личности , запретил все политические партии и подверг цензуре прессу. [14] После проведения этих реформ правительство Виши начало выражать свои антисемитские взгляды, принимая законы, дискриминирующие евреев, подражая законам нацистской Германии в Нюрнберге . [15] В 1940 году евреям было запрещено работать на определенных работах, а также им было запрещено посещать определенные места, такие как рестораны и магазины. Они также были обязаны носить на своих рубашках Звезду Давида : видимость этого символа позволяла неевреям узнавать евреев с первого взгляда. Поскольку правительство Виши продолжало сотрудничать с нацистской Германией, а евреи продолжали оставаться в стороне от французского общества, французские чиновники организовывали рейды и также начали призывать к депортации всех евреев, живших на территории Франции. [14]
Зимний велодром [ править ]
В июле 1942 года 13 152 еврея (в основном женщины и дети) были депортированы в Освенцим концентрационный лагерь во время рейдов на Велодром д'Ивер . Арестованных евреев перевезли на автобусе на Велодром д'Ивер (или Вель д'ив). Одиноких или бездетных пар отправляли в лагерь для интернированных Дранси , а оттуда депортировали в Освенцим, где большинство из них было убито. Семьи были отправлены в лагерь для интернированных Бон-ла-Роланд или лагерь для интернированных Питивье , где их насильно разлучили, а затем депортировали в Освенцим. [16] Впервые женщины и дети подверглись набегам и депортации. Эти рейды были сосредоточены на иностранных евреях, а это означало, что большинство этих детей имели французское гражданство, поскольку родились во Франции. Ни один ребенок не вернулся из Освенцима, и выжили менее десяти женщин.
Франции Извинения
16 июля 1995 года на территории недалеко от Вель д'Ив президент Франции Жак Ширак произнес важную речь, в которой заявил о признании ответственности Франции за преследование евреев во время Второй мировой войны. -ждется франко-еврейской общиной. [17]
Расизм в отношении африканцев к югу от Сахары
Работорговля в Африке [ править ]
В 1315 году король Людовик X заявил, что «французская земля освобождает любого раба, который к ней прикасается». Хотя португальцы были вовлечены в рабство с 1441 года, первая французская экспедиция рабов произошла только в 1594 году, и только в середине 17 века карибские островные колонии Мартиника , Гваделупа , Доминика , Гренада , Сент-Луис Доминг (Гаити), Сен-Мартен и Сен-Бартелеми были оккупированы французскими державами. Хотя депортация рабов во французские колонии была узаконена в 1626 году, а торговля рабами была узаконена Людовиком XIII в 1642 году, трансатлантические экспедиции перевозили только товары и « энгаже » (европейских рабочих, которые оплачивали свои поездки, работая на 36 месяцев на табачных плантациях по прибытии в Новый Свет). Однако 1674 год ознаменовал изменение позиции Франции в торговле африканскими рабами. [18]
В 1674 году из-за переизбытка предложения цены на табак упали. Это побудило колонистов заняться выращиванием сахара. Хотя продажа сахарного тростника была намного более прибыльной, чем продажа табака, его выращивание было намного сложнее и интенсивнее, чем выращивание табака. [19] Таким образом, африканские рабы заменили «энгаже», поскольку их подневольный труд был необходим для экономического развития Франции. В 1673 году Сенегальская компания была основана . Он отвечал за снабжение рабами острова Сен-Доминго. До этого торговля велась просто между Вест-Индией и Францией, но теперь Франция вступила в Трехстороннюю торговлю, а это означало, что торговля теперь велась между Францией, Африкой и Вест-Индией. Хотя участие Франции в торговле было отложено, в конечном итоге она сыграла важную роль в общей торговле африканскими рабами. Всего в работорговле участвовали 17 французских портов, совершивших более 3300 экспедиций с рабами. Порт Нант был основным невольничьим портом Франции, поскольку на его долю приходилось около 42% работорговли во Франции. Другими важными портами были Ла-Рошель , Марсель , Онфлер , Лорьян , Гавр , Бордо и Сен-Мало . [18]
В 1685 году Людовик XIV учредил Кодекс Нуар («Черный кодекс») — свод правил, написанный Жаном-Батистом Кольбером . Эти правила основывались на том принципе, что черный раб не имел судебных прав и был собственностью своего хозяина. Ниже приведены некоторые примеры статей, присутствующих в Черном кодексе:
- Статья 44: черный раб объявляется «движимым», что означает, что он является товаром, который можно продать или передать из поколения в поколение.
- Статья 46: черный раб может быть продан на аукционе.
- Статья 28: черному рабу запрещено владеть чем-либо.
- Статьи 30 и 31: черный раб не имеет права обращаться в суд, даже если он является потерпевшим, и его показания не имеют никакой ценности. Однако если раб ударит своего хозяина (статья 33), поступит неподобающим образом по отношению к свободному человеку (статья 34) или украдет лошадь или корову (статья 35), он подлежит смерти.
- Статья 38: беглому рабу следует отрезать уши и выжечь на плече изображение лилии « Флер-де-Лис » (символ французской королевской семьи). Если у него произойдет рецидив, ему придется сделать неглубокий порез колена и выжечь лилию на другом плече. После третьего нарушения его следует убить.
Во Франции XVIII века финансирование африканских невольничьих кораблей осуществлялось 500 богатыми семьями, и только около 20 из них финансировали около четверти из 2800 кораблей, направлявшихся в Африку. Эта рабовладельческая аристократия занимала очень заметную роль в портовых обществах как на экономическом, так и на политическом уровне. В этот период французская торговля процветала благодаря развитию работорговли в ее колониях. Подсчитано, что между 1676 и 1800 годами Франция депортировала в Вест-Индию один миллион рабов. Между 1815 и 1830 годами почти все мэры Нанта были рабовладельцами и торговцами. [18]
Однако в период Просвещения во Франции рабство и торговля рабами подвергались все большей критике со стороны философов Просвещения. Например, Монтескье в «Духе законов» (1748) критиковал тех, кто называл себя христианами, но практиковал рабство. [20] Кроме того, Вольтер в « Кандиде» (1759) осудил тяжелые условия, в которых оказались африканские рабы. [21] В 1788 году было основано Société des Amis Noirs (« Общество друзей чернокожих ») с целью отмены работорговли, используя аргумент, что рабство на самом деле экономически невыгодно. [18]
Рабство было сначала отменено в континентальной Франции, а затем на французских островах.
Наполеон восстанавливает рабство
В 1789 году Декларация прав человека и гражданина Французской Республики отменила рабство. Однако по-настоящему оно было отменено в колониях только в 1794 году благодаря усилиям Общества друзей чернокожих. В 1802 году Наполеон , при поддержке жены Жозефины , которая была родом из Мартиники и владела многими активами на Мартинике, восстановил рабство, работорговлю и Черный кодекс. Это был единственный раз в истории, когда рабство было восстановлено после его отмены. Это спровоцировало восстание. Наполеон отправил военные экспедиции в Сен-Доминго и Гваделупу, чтобы подавить восстание и восстановить рабство. Чернокожие борцы за свободу Сен-Доминго одержали победу над войсками Наполеона и провозгласили свою независимость после того, что широко известно как Гаитянская революция . В январе 1803 года была основана эта первая черная республика, получившая название Гаити . [22] Наполеона» В 1815 году, после « Сотни дней , Наполеон, как утверждается, присоединился к Конгрессу и издал декрет об отмене рабства. Однако Наполеон так и не отменил рабство, которое продолжалось вплоть до 1840-х годов на острове Горе в Сенегале. В 1848 году король Луи-Филипп отрекся от престола и было основано временное правительство республики, провозгласившее, что «ни одна французская территория не может содержать рабов». Наконец, 27 апреля 1848 года временное правительство отменило рабство во всех французских колониях. Правительство отменило рабство 23 мая на Мартинике, 27 мая на Гваделупе, 10 августа во Французской Гвиане и 20 декабря на Реюньоне. Незаконная работорговля продолжалась некоторое время после этого, но быстро трансформировалась в торговлю китайскими или индийскими «наемными» рабочими. [18]
10 мая 2001 года Сенат Франции принял закон, признававший торговлю рабами и восстановление рабства Наполеоном на территории Франции преступлением против человечности. В 2006 году 10 мая было объявлено национальной датой празднования отмены рабства. [18]
против алжирцев Расизм
Присутствие алжирцев , во Франции, как берберов так и арабов , стало результатом уникальной истории, начавшейся более века назад. Алжирцы мигрируют из колоний в метрополии со второй половины XIX века. Не признанные французами или иностранцами, алжирцы превратились из коренного населения в французских подданных и во «французских мусульман Алжира». Миграция алжирцев во французскую метрополию не совпала с колониальным завоеванием территории Алжира в 1830 году. В то время Алжир был колонией, привлекавшей сотни тысяч европейцев из Франции, Испании, Италии и Мальты. Французское присутствие в Алжире нанесло серьезный ущерб коренному населению Алжира, привело к обнищанию сельских общин и сокращению ресурсов на алжирской земле. Эти события, наряду со значительным ростом населения, вызвали массовую миграцию из колониального Алжира во французскую метрополию в конце 19 века. [23]
В основном кабилы ( берберская субэтническая группа), молодые люди обеспечивали рабочую силу в развитии французских городов и сельскохозяйственной эксплуатации на средиземноморском побережье метрополии (в основном в Марселе ). Рабочие-мигранты из Алжира составили общину в мегаполисе. Эти рабочие создали сеть, которая облегчила им доступ к работе, новостям из Алжира и сохранению культурных и религиозных традиций во Франции. Размер этой общины было трудно измерить, поскольку алжирцев не отличали от французов, а просто называли «рабочими выходцами из Алжира». По данным переписи 1912 года, во Франции проживало от 4000 до 5000 алжирцев, из них около 1000 проживали в столице. Они стали важной частью сельскохозяйственного, промышленного и городского секторов Франции, поскольку предлагали хорошую и дешевую рабочую силу. Позже Первая мировая война увеличила миграцию во Францию. В период с 1914 по 1918 год во французскую армию было завербовано около 100 000 рабочих из Алжира и более 175 000 колониальных солдат. Однако после окончания войны государственные власти отправили многих из этих рабочих и солдат обратно в свои колонии. [23]
Алжирцы имели французское гражданство, поэтому их не называли иностранцами; однако они не пользовались теми же правами, что и французские граждане: общее право человека применимо к французским гражданам, в то время как право мусульманина Малики применимо к мусульманам, поскольку право мусульман «открыто» (Богом) и не может быть улучшено. одним человеком: [24] Мусульманские судьи применяли мусульманские права к мусульманам, хотя последние находились под юрисдикцией Франции. [25] [Неразборчиво: В Алжире или Франции? Юридически или по неофициальному обычаю? И смотрите сразу ниже]
Это различие не распространялось на алжирцев, имевших право обосноваться в (метрополии) Франции: эти алжирцы имели те же права, что и французские граждане, алжирское законодательство никогда не применялось во Франции. [26]
Миграционные потоки из Алжира в метрополию стали регулироваться. Алжирские мигранты должны были предъявить трудовые договоры, доказательства сбережений, справки о состоянии здоровья и удостоверения личности с фотографиями. Большинство этих мигрантов были молодыми людьми, ищущими работу. Многие алжирские власти, предприниматели и колонисты начали опасаться утечки алжирской рабочей силы в колонии и начали критиковать этот сильный миграционный поток. Во Франции государственные власти стремились помочь и защитить своих « мусульманских подданных», открыв Великую парижскую мечеть в 1926 году, построив французскую мусульманскую больницу в 1935 году и построив мусульманское кладбище в 1937 году. Считалось, что эти инициативы маскируют определенные желания контролировать и внимательно следить за иммигрантским сообществом. В 1925 году для достижения этих целей была создана Служба по делам коренных народов Северной Африки (SAINA). SAINA привела к развитию националистических и антиколониальных идеалов в алжирском сообществе. В июне 1926 года Мессали Хадж основал в Париже газету «Североафриканская звезда». Эти боевики критиковали колониальную систему и призывали к независимости Алжира и всех других стран Магриба (Марокко и Туниса). Народный фронт положил конец Североафриканской звезде в январе 1937 года. Звезда вновь появилась 11 мая под названием Партия алжирского народа, которая позже была запрещена в сентябре 1939 года. [23]
Алжирцы сражались вместе с французами во время Второй мировой войны, сражаясь с нацистскими державами и помогая в освобождении Франции. После окончания войны алжирцы стремились получить независимость от Франции во время Алжирской войны . За восемь лет войны число алжирцев в столице выросло с 211 000 в 1954 году до 350 000 в 1962 году. Однако насилие, с которым столкнулось « мусульманское население», только усугубилось. Французская армия выделила запретные зоны, в которых перегруппировала алжирских мигрантов, и поставила их под военный надзор. Армия перегруппировала около 2 миллионов алжирцев. Более того, алжирские мигранты работали на самых тяжелых, тяжелых и менее оплачиваемых работах. Наконец, 17 октября 1961 года во время акции протеста, организованной Фронтом национального освобождения, было арестовано 11 538 человек и более 100 убито. Тем не менее, алжирцы продолжали мигрировать в мегаполисы, оставаясь там на более длительный период времени и приводя с собой целые семьи. В 1954 году насчитывалось 7000 алжирских семей, а к 1962 году — 30 000. [23]
5 июля 1962 года алжирцы получили независимость. В независимом Алжире все больше и больше молодых людей мигрировали во Францию. Опыт алжирцев во Франции в конце 1970-х и 1980-х годах характеризовался расизмом и крайним насилием. Постоянными проблемами в течение этих десятилетий были убийства на расовой почве, совершаемые полицией. [27] В ответ на это за эти десятилетия было организовано множество протестов и инициатив, особенно в Париже, Марселе и Лионе, в том числе Zaama d'Banlieue в пригороде Лиона и Rock Against Police в пригороде Парижа. [28]
Африки (арабов и Расизм в отношении жителей Северной берберов )
В марте 1990 года, согласно опросу, опубликованному в Le Monde , 76% опрошенных заявили, что во Франции слишком много арабов , а 39% заявили, что испытывают к арабам «отвращение». [29] В последующие годы министр внутренних дел Шарль Паскуа отличался резким ужесточением иммиграционного законодательства. [30]
вспыхнули беспорядки между североафриканцами (арабами и берберами) и цыганами В мае 2005 года в Перпиньяне после того, как молодой житель Северной Африки был застрелен, а еще один мужчина из Северной Африки был линчеван группой цыган. [31] [32]
В 2010 году опрос показал, что 28 процентов французов считают, что жители Северной Африки «с большей вероятностью совершают преступления, чем представители других этнических групп». [33]
В 2013 году такие выражения, как «продажа арабов» или «продажная гонка», считаются расистскими. [34] Это выражение также было использовано против Камелии Джорданы . [35]
Тем не менее, в 2016 году магрибцев воспринимают немного больше, чем мусульман. [3]
китайцев Расизм против
В июне 2013 года шесть китайских студентов подверглись нападению в результате расистского инцидента в Бордо. Одной из учениц в лицо бросили бутылку, в результате чего она получила травмы, потребовавшие хирургического вмешательства. Инцидент побудил китайское правительство потребовать защиты своих граждан. [36]
Расизм против цыган [ править ]
ночное нападение на лагерь ромов в Сен-Сен-Дени . В июле 2013 года произошло [37]
В 2010 году Организация Объединенных Наций обвинила Францию в расизме в отношении цыган, когда она начала депортацию , заявив: «Организация Объединенных Наций считает недавнюю жесткую позицию французского правительства тревожной». Активисты заявили, что обращение Франции с цыганами было «просто бесчеловечным». [38] Его осудили как «оскорбительный и расистский», заявив, что «цыгане слишком часто становились козлами отпущения для Европы ». [39] Около 44% французов отрицательно относятся к цыганам [40]
Расизм в отношении белых людей [ править ]
Заявления о расизме в отношении белых выдвигались различными партиями в политической сфере с 1978 года. [41] и другие группы, начиная с 1980-х годов. [42] В сентябре 2012 года Жан-Франсуа Копе , лидер Союза народного движения (UPM), а затем действовавший на его переизбрании , осудил развитие предубеждений против белых среди людей, живущих во Франции, некоторые из которых являются французскими гражданами. против « галлов », как иммигранты называют коренных французов, по его словам, на основании того, что они имеют другую религию, цвет кожи и этническое происхождение. [43] [44] [45] [46] Бывший министр внутренних дел Клод Геан официально заявил, что такого рода расизм является реальностью во Франции и что нет ничего хуже, чем политическая элита, скрывающаяся от правды. [43]
Марин Ле Пен раскритиковала то, что сама ОНД отрицала существование подобных предубеждений в течение пяти лет своего правления (2007–2012 гг.).
неевропейских Расизм в отношении беженцев
4 апреля 2022 года издание Euro-Med Human Rights Monitor опубликовало отчет, в котором задокументированы расистские и бесчеловечные практики в отношении беженцев из неевропейских стран. Французские власти в регионах «Эссон» и «Пантен» приняли решение выдворить из приютов беженцев неевропейского происхождения и заменить их украинскими беженцами. Также, по другим данным, власти заявили 50 беженцам из Гвинеи, Мали и Афганистана, что их скоро выгонят из приютов без права возражения, уступив место украинским беженцам. [47]
Последствия расизма [ править ]
В спорте [ править ]
Перед проведением чемпионата Европы по футболу 2016 года на первых полосах газет появились расистские заявления, исходившие от нескольких французских общественных деятелей по поводу нехватки игроков североафриканского происхождения. Несмотря на то, что национальные сборные должны отбираться на основе навыков, а не расы, Эрик Кантона обвинил французского тренера Дидье Дешама в расизме. Последний подал иск против Кантона за клевету. Вскоре после того, как Карим Бензема , который считается главной жертвой, учитывая его лучшую форму и сезон в «Реале» , обвинил Дешама в «поклоне расистам» на страницах Marca , [48] однако на него также подали в суд из-за шантажа другого члена французской команды Матье Вальбуэны относительно сексуального видео . Все началось после того, как Мануэль Вальс , премьер-министр Франции, которого в прошлом сняли на видео, утверждал, что в стране слишком много чернокожих. [49] и Рома [50] люди в юго-восточных пригородах Парижа политизировали это дело.
В политике [ править ]
В 1964 году движение «Запад» было основано бывшими членами синдиката FEN (Fédération des Etudiants Nationalistes), который выступал против ухода из Французского Алжира. Первоначально возглавляемый Пьером Сидосом, «Запад» позиционировал себя как движение, увековечивающее популярные французские крайне правые традиции 1920-х и 1930-х годов, которые включали расистские темы, мауррасизм и фашизм . Движение Запада позже стало движением Ордена Нуво , которое, в свою очередь, стало Национальным фронтом (1974 г.). [51]
Национальный фронт был крайне правой партией, открыто заявлявшей о своих националистических и консервативных идеалах. Эту партию первоначально возглавлял Жан-Мари Ле Пен , которого часто считали представителем и лицом партии. Ле Пен много раз ругали за расистские действия, а Национальный фронт был привлечен к ответственности за несколько преступлений на расовой почве. [51] Примечательно, что в 1995 году трое боевиков Национального фронта расстреляли двух мальчиков африканского происхождения, бежавших ловить их автобус. Один из мальчиков, Али Ибрагим, 17-летний парень с Коморских островов, был смертельно ранен. Брюно Мегре , который в то время был заместителем командующего Национальным фронтом, заявил, что это событие произошло из-за «массовой и неконтролируемой иммиграции» во Франции. Он добавил, что благодарен за то, что его боевики были вооружены. [51] В 2011 году Марин Ле Пен , дочь Жана-Мари Ле Пена, заняла пост президента Национального фронта. Она также выразила свои антиисламские и антииммиграционные взгляды. [51]
Заявления о расизме в отношении белых людей выдвигались различными крайне правыми партиями с 1978 года. [41] и другие группы, начиная с 1980-х годов, [42] в том числе справа . В сентябре 2012 года Жан-Франсуа Копе , лидер Союза за народное движение (UMP), а затем действовавший на его переизбрании , осудил развитие антибелого расизма со стороны людей, живущих во Франции, некоторые из которых были французскими гражданами, против « Галлы » - по его словам, среди иммигрантов это название коренных французов - на основании того, что они имеют другую религию, цвет кожи и этническое происхождение. [43] [44] [45] [46] Бывший министр внутренних дел Клод Геан официально заявил, что такого рода расизм является «реальностью» во Франции и что нет ничего хуже, чем политическая элита, скрывающаяся от правды. [43] Марин Ле Пен раскритиковала саму UMP, заявив, что она отрицала существование такого расизма во время своего пятилетнего правления (2007–2012 годы) и подозревала, что это тактический шаг, направленный на то, чтобы привлечь на свою сторону избирателей и получить поддержку Национального фронта. [52] В 2010 году белая пара и их 12-летняя дочь, проживающие в преимущественно магрибском районе, стали жертвами расистских оскорблений и угроз смертью. Их эвакуировали из дома под охраной полиции. [53] В 2013 году по этому делу были осуждены трое мужчин. [53]
В последние годы многие газеты, такие как Libération и The Washington Post , опубликовали сюжеты о росте расистских комментариев, сделанных политическими лидерами в адрес групп меньшинств. [54] В 2009 году госсекретарь Надин Морано объяснила, что она ожидала от молодого французского мусульманина, что «он будет любить свою страну, что он найдет работу, что он не будет говорить на верлане или сленге, что он не будет носить бейсболку задом наперед». ". В феврале 2012 года тогдашний министр внутренних дел Геан продолжил нападения на исламское население, заявив, что левые идеологии ошибочны и что на самом деле не все цивилизации приравнивают друг друга. Он заявил, что нации, защищающие свободу, равенство и братство (девиз Франции), превосходят нации, которые признают тиранию, неравенство женщин, социальную и этническую ненависть. В заключение он заявил, что его «цивилизация» должна быть защищена. [54]
Совсем недавно, в октябре 2013 года, муниципальный кандидат от Национального фронта Анн-Софи Леклер сравнила министра юстиции Кристиану Таубиру , чернокожую женщину, с обезьяной. Она подтвердила, что предпочла бы видеть уроженца Французской Гвианисена «на дереве, чем в правительстве». [54] Примерно через неделю студенты на антигейской манифестации окружили Таубиру в Анжере плакатами с надписью «Обезьяна, ешь свой банан». Позже Таубира упомянула, что, по ее мнению, Франция переживает кризис идентичности. [55] 29 апреля 2014 года в британской газете Independent Таубира заявил:
«Я вижу, что страна находится в бедственном положении. Нам необходимо восстановить ее чувство истории и ее способность жить вместе. Может ли «общественное слово» – наши политические дебаты – подняться для решения этих больших вопросов? Я имею в виду не только правительство Я имею в виду все политические силы, как правительственные, так и оппозиционные, и всех лиц, формирующих общественное мнение в СМИ». [55]
В законодательстве [ править ]
законы Иммиграционные
В марте 1990 года, согласно опросу, опубликованному в Le Monde , 76% опрошенных заявили, что во Франции слишком много арабов и берберов , а 39% заявили, что испытывают «отвращение» к арабам и берберам. [29] В последующие годы министр внутренних дел Шарль Паскуа отличался резким ужесточением иммиграционного законодательства. [30]
В октябре 2013 года лидер UMP Жан-Франсуа Копе попытался реформировать иммиграционное законодательство, изменив порядок получения французского гражданства по рождению. Опираясь на Гражданский кодекс, в котором говорится, что французом можно стать и по наследству, Копе утверждал, что право крови превосходит все при получении гражданства. [56] По мнению Копе, автоматическое получение французского гражданства при рождении необходимо было реформировать как средство достижения полной ассимиляции жителей Франции, борьбы за секуляризм и борьбы против коммунитаризма. Гийом Пельтье , соучредитель движения La Droite («Правые»), отметил, что точно так же, как право выражать желание вступить в сообщество является основным принципом, так же и право национального сообщества принять или отклонить такую запись. [57] В этом споре следует напомнить, что французская светская и устаревшая политическая культура прежде всего была левой ценностью до конца 1990-х годов и, хотя и не подвергалась сомнению со стороны правых, никогда не была политическим аргументом. Лишь в 21 веке консерваторы начали казаться обращенными в «Laïcité» (полностью нейтральное и упраздненное светское государство). На самом деле их видение дела значительно отличалось от левого. В большинстве случаев слово «laicité» использовалось не для обозначения упадочного и светского общества, а скорее для того, чтобы бросить вызов нехристианским или неевропейским ценностям как определенно нефранцузским, хотя «laicité» рассматривалось как способ открыть французскость для все в левой версии. .
Законы о секуляризации
Закон о « запрете хиджаба », представленный как секуляризация школ и поддержанный всеми основными партиями во французском парламенте, а также многими феминистками, [58] было истолковано критиками как «косвенная легитимация антимусульманских стереотипов, поощряющая, а не предотвращающая расизм». [30]
В декабре 2013 года правительство Социалистической партии выразило опасения по поводу роста расизма и разногласий между этническими группами во Франции. В своем отчете правительство рекомендовало подчеркнуть «арабско-восточную» сторону французской культуры, «запретив средствам массовой информации упоминать этническую принадлежность человека и продвигая преподавание арабского и африканского языков в школах». [59] Однако эти рекомендации не были хорошо восприняты консервативной оппозицией Франции, которая утверждала, что такие действия означают отказ от французской культуры и светских ценностей. Копе призвал правительство отклонить отчет. Премьер-министр Жан-Марк Эйро ответил, что не планирует снимать запрет и что эти сообщения никоим образом не отражают позицию правительства. [59]
В СМИ [ править ]
Было снято несколько фильмов о расизме во французском обществе, таких как « Ла Хэн» , [60] [61] Отверженные (фильм, 2019) [61] [62] и Неприкасаемые . «Ла Хэн» и «Отверженные» (2019) исследуют влияние системного расизма на банльюсаров рабочего класса , особенно расизм, который, по мнению этих фильмов, существует во французской полиции . [61]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Доминик Шатуан, Мы, кто не культивирует расовые предрассудки. Истории столетия сомнений по поводу расизма во Франции , Париж, Le Félin, 2021, 504 стр.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Оценка антирелигиозных, антисемитских, расистских и ксенофобских действий за 2019 год (на французском языке), Правительство Франции
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Расизм: французы более терпимы, несмотря на напряженный климат , Le Figaro (на французском языке), 2 мая 2016 г.
- ^ «Секуляризм Франции и религиозная свобода | Gouvernement.fr» . Gouverement.fr . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ Подробности можно легко найти в указателе Доминика Шатуана, там же .
- ^ Д. Чатуант, Там же.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Этническое меньшинство» (PDF) . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ Лоуренс, Джонатан (2007). Интеграция ислама: политические и религиозные проблемы в современной Франции . Брукингс. ISBN 9780815751526 .
- ↑ Sommaire (на французском языке). Проверено 6 февраля 2023 г.
- ^ Во Франции количество расистских, ксенофобских или антирелигиозных преступлений и правонарушений увеличилось на 32% в 2023 году , Франция 24 (на французском языке), 20 марта 2024 года.
- ^ «Бассейны в Гренобле: Государственный совет подтверждает запрет на буркини , France Bleu (на французском языке), 21 июня 2022 г.
- ^ «Что такое дело Дрейфуса?» . CRDP Монпелье . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ «Правительство Вики» . Энциклопедия Ларусса . Проверено 15 марта 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Франция во Второй мировой войне» . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ «Правительство Виши» . Энциклопедия Ларусса . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ «Розыгрыш Вель д’Ив» . Энциклопедия Ларусса . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ Мишель, Ален. «Правительство Виши и облава Вель д'Ив» . Проверено 15 марта 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Мариоттини, Доминик и Пол. «Негриер Франция» . Фототрансляция . Проверено 28 марта 2014 г.
- ^ Мило, Джеймс (2011). Домингос Альварес, африканское исцеление и интеллектуальная история атлантического мира . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 9780807834497 .
- ^ секундантского барона де Монтескье Шарля (1832 г.). О духе законов . Библиотека Лекуэнта.
- ^ Вольтер (1999). Кандид . Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина.
- ^ Дюбуа, Лоран (2004). Мстители Нового Света: история Гаитянской революции . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 0674013042 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дердер, Пегги. «Алжирская иммиграция во Францию» . Музей истории иммиграции . Проверено 30 марта 2014 г.
- ^ Элементарный трактат по алжирскому мусульманскому праву (малекитская школа): специально написан на устном курсе, проводимом в Алжирской юридической школе, для кандидатов на получение нижнего сертификата алжирского законодательства и местных обычаев. Том 1 / Э. Зейс,..., автор: Зейс, Эрнест (1835-1909), Издательство: А. Журдан (Алжир), Дата публикации: 1885-1886 гг. Gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6214400k
- ^ Алжирский и тунисский обзор законодательства и юриспруденции / опубликовано Алжирской юридической школой Автор: Юридическая школа (Алжир) Издатель: Typographie A. Jourdan (Алжир) Дата публикации: 1886 г. Gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6582180m/f654 .элемент
- ^ ГРАЖДАНСКИЙ ТРИБУНАЛ АЛЖИРА (1-я глава)Президентство г-на Деросте.Слушание 7 апреля 1865 года.АЛЖИР. — КОРЕННЫЕ МУСУЛЬМАНЫ. — ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА. - НАВЫК.Gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k9606716d/f338.item
- ^ Коэн, Кфир. 2013. «Лубард: французско-алжирский активизм 1980-х годов и концептуальные пределы стипендии Бера». Французские культурные исследования 24 (1): 116–128. дои: 10.1177/0957155812464152
- ^ Насри, Фуед. 2011. «Заама Д'банлиу (1979–1984): странствия женского коллектива в условиях иммиграционной борьбы». Обязательства, восстания и гендер в рабочих кварталах (1968–2005), 65–78
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дуайер, Кэтрин (1997). «Новые нацисты Франции: устойчивый подъем Жана-Мари Лепена» . Международное социалистическое обозрение (2). ISSN 0020-8744 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гамильтон, Кимберли; Саймон, Патрик; Вениард, Клара (ноябрь 2004 г.). «Проблема французского разнообразия» . Институт миграционной политики . Проверено 26 июня 2009 г.
- ^ « Расовые убийства» вызывают бунт во Франции» . Новости Би-би-си. 30 мая 2005 г. Проверено 26 июня 2009 г.
- ^ Роулинг, Меган (6 июня 2005 г.). «Беспорядки во Франции, порожденные взаимоисключением» . Аль Джазира . Архивировано из оригинала 18 января 2008 года . Проверено 26 июня 2009 г.
- ^ «Французы признают, что они расисты» . Телеграф . Май 2010 года . Проверено 29 октября 2012 г.
- ^ Я ненавижу арабов, я ненавижу твою религиюwww.islamophobia.net/articles/2013/06/24/femme-voilee-orleans-attack-islamophobe
- ↑ Камелия Джордана: «Меня называли грязным арабом»!www.public.fr/News/Camelia-Jordana-on-me-traitait-de-sale-arabe-632134
- ^ «Китай требует, чтобы Франция действовала по защите граждан» , The Local (Франция), 17 июня 2013 г., по состоянию на 10 августа 2013 г.
- ^ «93: два цыгана ранены в лагере» [Сен-Сен-Дени: Два цыгана ранены в лагере]. Ле Фигаро (на французском языке). 27 июля 2013 г.
- ^ «Орган ООН привлекает внимание к растущей проблеме расизма во Франции» . Франция24. Август 2010 года . Проверено 29 октября 2010 г.
- ^ «Франция депортирует цыган-цыган в 2010 году: признак растущей ксенофобии?» . time.com. 19 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2012 года . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Митчелл, Трэвис (14 октября 2019 г.). «6. Группы меньшинств» . Проект «Глобальные отношения» исследовательского центра Pew . Проверено 13 августа 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Абель Местре и Кэролайн Монно, Как крайне правые сделали «антибелый расизм» политическим оружием , 26 сентября 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мёшель, Матиас (2014). Закон, юристы и раса: критическая расовая теория от США до Европы . Абингдон, Великобритания: Рутледж. п. 119. ИСБН 978-0-41-573930-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Libération : «Против белого расизма»: Копе упорствует и подписывает , 27 сентября 2012 г., получено 13 октября 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Le Figaro : Копе осуждает существование «антибелого расизма» , 26 сентября 2012 г., дата обращения 13 октября 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Умеренные члены UMP испытывают трудности с проглатыванием шоколадной боли Копе , L'Express, 8 октября 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брюно Роже-Пти, «Антибелый расизм»: как Жан-Франсуа Копе устроил нам грозную ловушку , 26 сентября 2012 г.
- ^ Монитор, Euro-Med по правам человека. «Чтобы освободить место украинским беженцам, Франция выбрасывает из убежища десятки молодых людей неевропейского происхождения» . Евро-Мед Монитор по правам человека . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ Guardian sport (1 января 1970 г.). «Француз Карим Бензема обвиняет Дидье Дешама в «поклонении расистам» | Футбол» . Хранитель . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ «Вальс хочет, чтобы в Эври были «белые, белые, белые» . Лефигаро.фр. 15 июня 2009 года . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ «Французский министр обвинен в расизме после комментария цыган –» . Euractiv.com. 18 марта 2013 года . Проверено 2 июня 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Абтан; Ле Байль-Кремер; Леони-Фишер; Малет; Саладин; Сопо. Национальный фронт: опасность для демократии . стр. 5, 6.
- ↑ Le Monde : «Антибелый расизм»: Марин Ле Пен осуждает «цинизм» Копе , 26 сентября 2012 г., получено 29 октября 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мастер Стефан (31 мая 2013 г.). , потому что они были белыми: сосредоточьтесь на семье, ставшей жертвой расизма «Вынуждены бежать из своего района , который не интересует СМИ]. Атлантико (на французском языке).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Расизм: эта политика, которая скользит» . Освобождение . 5 декабря 2013 года . Проверено 29 апреля 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Личфилд, Джон (29 апреля 2014 г.). «Кристиан Таубира о кризисе французской идентичности: «Франция в беде. Там царит своего рода ярость» » . Независимый . Проверено 29 апреля 2014 г.
- ^ Хвастливый, Рафаэль (23 октября 2013 г.). «Почвенное право: что говорит закон во Франции» . РТЛ . Проверено 29 апреля 2014 г.
- ^ «Иммиграция: Жан-Франсуа Копе хочет реформировать земельное право» . РТЛ . 22 октября 2013 года . Проверено 29 апреля 2014 г.
- ^ Алекс Дюваль Смит: Франция разделена, поскольку запрет на ношение хиджаба станет законом The Guardian, 1 февраля 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Малхолланд, Рори (13 декабря 2013 г.). «Франция призвала отменить запрет на ношение мусульманских платков в школах на фоне опасений по поводу растущего расизма» . Телеграф . Проверено 29 апреля 2014 г.
- ^ Винсендо, Жинетт. «Ла-Эн и после: Искусство, политика и пригород» . Коллекция критериев . Проверено 20 июля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Афтаб, Калим. «Ла Эн и поистине великие бунтовщики экрана» . www.bbc.com . Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ «Дети с видеокамерами и полицейские с оружием в драме о пороховой бочке, действие которой происходит в Париже» . Новости АВС . 26 августа 2020 г. Проверено 20 июля 2022 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Чатуан, Доминик. [2] , Мы не выращиваем предрасовую культуру. Histoire(s) d'un siècle de doute sur le racisme en France , Париж, Le Félin, 2021, 504 стр. О французском мифе об иммунитете к расизму на протяжении ХХ века (1914-ок.2000). Историческое исследование, включающее отчет о французской акции «Жизни черных имеют значение» 1919 года: расстрел чернокожего француза в городе Нант в 1919 году дежурным американским депутатом и реакция французской прессы на расовые предрассудки, как предполагалось. поступающие извне, особенно из США.
- Шатуан, Доминик [3] «Появление политической черной элиты во Франции начала двадцатого века», Vingtième Siècle. Revue d'histoire , 2009/1 (№ 101), стр. 133–147. Исторический документ о расовых проблемах во времена Третьей французской республики. Хотя колонизация во многом основывалась на принципе неполноценности колонизированных, в начале 20-го века после процесса интеграции, начавшегося в 1794 году, в начале 20-го века появились черные политические элиты. Эти элиты, осознавая слабость основы своего положения в опасном мире, были носителями ассимиляционистского дискурса, в котором воинская повинность выступала первым шагом на пути к более сильному гражданству. Демонстрируя солидарность в своих недовольствах, они активизировали универсалистские и эгалитарные ценности идеализированной Франции, чья модель противоречила расистским реалиям, которые могли вдохновлять только иностранцы. Те элиты, которые оставались враждебными гарвеизму и любому виду расовой самоизоляции, обычно ассоциировались с домашней дикостью. Их антирасизм подкреплялся политической властью, когда дипломатическая ситуация позволяла это и когда это могло способствовать национальному и имперскому сплочению.
- Крамли, Брюс. «Расизм без фильтрации во Франции» , Time , 6 января 2007 г., по состоянию на 10 августа 2013 г.
- Энтони, Гамильтон. «Адриан Гамильтон: Франция — глубоко расистская страна, и Тулуза сделает ситуацию только хуже» , The Independent , 23 марта 2012 г., по состоянию на 10 августа 2013 г.