Саша Гитри
Александр-Пьер Жорж «Саша» Гитри (англ. Французский: [gitʁi] ; 21 февраля 1885 — 24 июля 1957) — французский актёр театра, кино, режиссёр, сценарист и драматург бульварного театра . Он был сыном ведущего французского актера Люсьена Гитри и последовал за своим отцом в театральную профессию. Он стал известен своими сценическими выступлениями, особенно в ролях бульвара. Он также был плодовитым драматургом, написав за свою карьеру 115 пьес. [1] Он был женат пять раз, всегда на начинающих актрисах, чью карьеру он продвигал. Вероятно, его самой известной женой была Ивонн Принтемпс , на которой он был женат с 1919 по 1932 год.
Пьесы Гитри варьируются от исторических драм до современных легких комедий. В некоторых есть музыкальное сопровождение таких композиторов, как Андре Мессагер и Рейнальдо Хан . Когда немое кино стало популярным, Гитри избегал его, считая отсутствие устных диалогов фатальным для драматического воздействия. С 1930-х годов и до конца жизни он с энтузиазмом занимался кинематографом, сняв за год до пяти фильмов.
Последние годы карьеры Гитри были омрачены обвинениями в сотрудничестве с немцами-оккупантами после капитуляции Франции во Второй мировой войне. Обвинения были сняты, но Гитри, человек с сильным патриотизмом, разочаровался в поношениях, которые он получил от некоторых своих соотечественников. К моменту его смерти его народное уважение было восстановлено до такой степени, что 12 000 человек прошли мимо его гроба перед его похоронами в Париже.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Гитри родился на Невском проспекте , 12 в Санкт-Петербурге, Россия, в семье французских актеров Люсьена Гитри и его жены Мари-Луизы-Рене, урожденной Дельма де Пон-Жест (1858–1902). [2] Пара сбежала, несмотря на неодобрение семьи, и поженилась в Сент-Мартин-ин-Филдс в Лондоне в 1882 году. [3] Затем они переехали в тогдашнюю российскую столицу, где Люсьен руководил французской театральной труппой Théâtre Michel с 1882 по 1891 год. Брак был недолгим. Гитри-старший был заядлым прелюбодеем, и его жена подала в суд на развод в 1888 году. [2] Двое их сыновей умерли в младенчестве (один в 1883 г., другой в 1887 г.); другой выживший сын, Жан (1884–1920), стал актером и журналистом. [4] Русская медсестра семьи обычно сокращала имя Александра-Пьера до русского уменьшительного имени «Саша», под которым он был известен всю свою жизнь. [5] Юный Саша дебютировал на сцене в труппе отца в пятилетнем возрасте. [6]
Люсьен Гитри, считающийся самым выдающимся актером Франции со времен Коклена , [7] имел огромный успех как у критиков, так и с коммерческой точки зрения. Когда он вернулся в Париж, он жил в квартире в престижном месте с видом на Вандомскую площадь и улицу де ла Пэ . [8] Там жил юный Саша, и для обучения его сначала отправили в знаменитый лицей Янсона де Сайи в фешенебельном Шестнадцатом округе . Он пробыл там недолго и посещал несколько других школ, как светских, так и религиозных, прежде чем отказаться от формального образования в возрасте шестнадцати лет. [6]
Оставив школу, Гитри начал карьеру драматурга, написав небольшую музыкальную пьесу « Ле Паж» на музыку Людо Раца, премьера которой состоялась в Театре Матюрен 15 апреля 1902 года. [9] Восемнадцать месяцев спустя он присоединился к труппе своего отца в Театре де ла Ренессанс . Сначала он выступал под сценическим псевдонимом «Лорси»; [10] псевдоним никого не обманул, поскольку пресса сразу же объявила настоящую личность дебютанта. [11] Его первая роль была в «Эскалье » Мориса Донне в ноябре 1904 года. [11] Он поссорился со своим отцом из-за того, что последний считал непрофессионализмом Гитри. После ссоры они не виделись и не разговаривали друг с другом. [12]
Сотрудницей труппы Люсьена Гитри была молодая актриса Шарлотта-Огюстин-Гортензия Лежен, сценическое имя которой было Шарлотта Лизес (1877–1956). [4] В апреле 1905 года она и Саша вместе поселились в доме на улице Анжу (ныне улица Фобур Сент-Оноре ). Для нее он написал свою пьесу « Le KWTZ» , премьера которой состоялась в декабре 1905 года в Театре Капуцинов . [13] В том же месяце он добился своего первого серьезного успеха с Ноно в Матуринах. [8] [14] Когда главный герой пьесы Гитри 1906 года «Chez les Zoaques» заболел, автор взял на себя управление и, по словам критика, «оказался своим собственным окончательным интерпретатором». [8] Образец его карьеры был определен: он до конца жизни оставался актером-писателем, а затем и менеджером. [8]
Подняться к известности
[ редактировать ]В течение следующих пяти лет пьесы Гитри имели в лучшем случае умеренный успех, но затем у него было пять хитов подряд: «Ночной сторож» (1911), «Красивая свадьба» (1912), «Взятие Берг-оп-Зума» (1912), «Шотландский паломник» (1912) и «Двое новообращенных» (1914), последний из которых был поставлен Комеди-Франсез . [12]
В 1915 году Гитри снял свой первый кинофильм. [n 1] Ceux de chez nous («Те, кто из нашего дома»), короткое патриотическое произведение, прославляющее великих французских мужчин и женщин того времени, в том числе Сару Бернар , Анатоля Франса , Клода Моне , Пьера-Огюста Ренуара , Огюста Родена , Эдмона Ростана и Камиллу. Сен-Санс . Его не очень привлекало немое кино, поскольку он считал диалог сутью драмы; он не снимал полнометражный фильм до 1935 года. [15] В 1915 году он познакомился с молодой певицей Ивонн Принтемпс , с которой у него закрутился роман, из-за которого Шарлотта бросила его и получила развод. [16] Гитри начал писать главные роли для мюзиклов Printemps и простых комедий. [17]
С Printemps
[ редактировать ]Гитри примирился со своим отцом в 1918 году. Люсьен появлялся во многих постановках со своим сыном и Printemps, в том числе Mon Père avait raison и Comment on ecrit l'histoire . Они играли вместе не только в Париже, но и в лондонском Вест-Энде. [18] Все трое появились в театре Олдвич в течение четырехнедельного сезона 1920 года. [19] Сэр Джон Гилгуд писал, что Принтемпс и ее муж «возвращались… много раз, чтобы порадовать Лондон различными произведениями, искусно придуманными им, чтобы продемонстрировать их обоих с максимальной выгодой». [17]

Гитри развил очаровательный, остроумный сценический образ, часто появляясь в легких комедиях в старинных костюмах, например, в его стилизации « Моцарт » 1925 года о молодом Вольфганге Амадее Моцарте во время визита в Париж. Для написания партитуры он обратился к Андре Мессажеру , с которым успешно сотрудничал в 1923 году в шоу для Printemps « L'amour masqué» . [20] Мессагер был недоступен и порекомендовал композитора Рейнальдо Хана , который принял заказ. В получившейся постановке были некоторые вольности с исторической точностью, но она оказалась очень популярной. [21] Принтемпс в роли бриджей играл и пел молодого Моцарта, а Гитри был покровителем композитора, бароном Гриммом. Гилгуд вспоминал: «Она казалась восхитительно юной и трогательной в своем напудренном парике, черных бриджах до колен и туфлях с пряжками, в то время как Саша нависал над ней с добродушной властностью, не пытаясь петь сам, но создавая своего рода плавный, ритмичный аккомпанемент своими речи, произносимые глубоким ласкающим голосом». [17] После успешной игры в Театре Эдуарда VII, [22] компания представила это произведение в течение трехнедельного сезона в Лондоне в июне и июле 1926 года. [23] [n 2] После лондонской постановки Гитри и Принтемпс показали пьесу на Бродвее, Бостоне и Монреале в конце 1926 — начале 1927 года. [25] Они вернулись в США и Канаду в 1929 году. [26]
В 1931 году Гитри был награжден Орденом Почетного легиона , а в следующем году он отметил тридцать лет на сцене банкетом с блюдами, названными в честь некоторых из его величайших успехов. [26] Позже, в 1932 году, его брак с Принтемпс распался. Он взял шестимесячный перерыв в театре и вернулся в апреле 1933 года в «Замки в Испании» , где играла одну из главных ролей его новая протеже Жаклин Делюбак , на которой он женился в день своего пятидесятилетия. [26] В 1930-е годы он снова обратил свое внимание на кино как писатель, режиссер и звезда, не забывая при этом о своей театральной карьере. Шеридан Морли отмечает, что только в 1936 году Гитри снял пять фильмов, а также написал пять пьес. [26] Среди последних была его сотая пьеса «Мот де Камбронн» . [26]
Спустя годы
[ редактировать ]В 1938 году Гитри написал одноактную пьесу « Dieu sauve le roi» , посвященную государственному визиту в Париж Георга VI ; спектакль был поставлен перед королем и королевой в Елисейском дворце . Когда в следующем году президент Лебрен совершил ответный визит в Лондон, Гитри написал на английском языке короткую комедию « Ты говоришь мне» , в которой автор и сэр Сеймур Хикс снимались в командном спектакле и в течение ограниченного тиража после него. [26]
По мере приближения войны Гитри удалось сделать кое-что, что имело гораздо большее значение. 16 августа 1939 года во время посещения Лондона Гитри провез контрабандой копию машины «Энигма» , предоставленную Бюро Шифрова , и направился в Блетчли-Парк . [27]
Его следующая пьеса «Un Monde fou» была последней, в которой участвовал Делубак, который, по выражению Морли, «больше не мог выносить жизнь с ревнивым трудоголиком». Через несколько месяцев после того, как она ушла от него, он женился в четвертый раз; его новой женой стала Женевьева де Серевиль, которая играла в актерском составе его лондонской пьесы. [26]
На карьеру Гитри повлияла нацистская оккупация Франции. Он продолжал работать и на сцене, и в кино при нацистах. Хотя это дало ему возможность помочь многим своим соотечественникам, это также вызвало обвинения в сотрудничестве с врагом. Он задумал свою книгу и связанный с ней фильм « De 1429 à 1942 ou De Jeanne d'Arc à Philippe Pétain» («1429–1942, или Жанна д’Арк Филиппу Петену») как дань уважения былой славе Франции, но многие считали это чествованием. коллаборационистский президент Виши , Франция , маршал Петен . В 1944 году от Гитри ушла четвертая жена. [26] В 1942 году Гитри был включен в список французских коллаборационистов с Германией, которые должны быть убиты во время войны или преданы суду после нее. [28]
После освобождения Франции Гитри был одним из первых арестованных ополчением Сопротивления. [29] Он был интернирован в лагерь для задержанных в Дранси , и его здоровье серьезно отразилось на нем, что потребовало его перевода в парижский дом престарелых. [30] Уголовные обвинения были сняты из-за отсутствия доказательств, и этот опыт оставил его разочарованным. [26]
В 1947 году Гитри женился в пятый и последний раз; ему было шестьдесят два, а его невесте Лане Маркони — двадцать восемь. Ему разрешили возобновить работу в театре в 1948 году, когда он вернулся на парижскую сцену с « Le Diable boiteux» . [26] В лондонском сезоне 1953 года, посвященном коронации Елизаветы II , Гитри снялся в Зимнем саду в комедии Ecoutez bien,messieurs , в которой он сыграл словоохотливого француза, которого довела до недоумения молчания еще более разговорчивая англичанка, сыгранная (на английском языке) ) Хизер Тэтчер . [31] Позже в том же году он в последний раз выступил на сцене в Париже в «Пальсамбле» . Он продолжал снимать фильмы до 1957 года, когда у него началось инвалидизирующее заболевание нервной системы. [26]
Гитри умер в Париже в возрасте семидесяти двух лет. Мимо его гроба прошли двенадцать тысяч человек, и он был похоронен, как и его отец, на кладбище Монмартр в Париже. [26]
Наследие и репутация
[ редактировать ]
Критическая переоценка была вызвана переизданием фильмов Гитри. [32] прошел аукцион памятных вещей Гитри, включая рукописи, рисунки, картины и фотографии В 2011 году в музее Друо-Ришелье в Париже ; насчитывающий более восьмисот предметов, он считался самым важным собранием материалов, касающихся Гитри, после смерти драматурга. [33]
В некрологе The Manchester Guardian прокомментировала:
Можно возразить, что во всем творчестве Саши Гитри нет ничего более близкого к идеализму, чем случайные выдумки в чувствах – чувства, которые всегда были совершенно приземленными и настолько эгоистичными, насколько вообще могут быть чувства. Могут возразить, что персонажи почти всегда тривиальны. и их мотивы, по крайней мере, чувственны, когда они не низмы; что его мир населен праздной, циничной и весьма сомнительной командой; что он явно пренебрежительно относится к своей публике и что его пьесы написаны с небрежностью, свидетельствующей об очень слабой художественной совести, в то время как литературные пуристы могут доказать, что язык, на котором они написаны, - отвратительный французский. Можно возразить, что все, что он делал как автор, заключался в том, чтобы с некоторой ловкостью и осмотрительностью эксплуатировать свои ограниченные актерские способности и также ограниченные способности своих пяти жен подряд – хотя успех « Блана и Нуара» и других пьес, в которых не играл ни он, ни кто-либо из его жен, достаточно, чтобы опровергнуть это последнее обвинение. Действительно, на многие высказанные возражения есть ответы. Например, «Пастер» и «Римская судьба» основаны на далеко не тривиальных темах и развиты искренне и мощно. В то же время большинство возражений вполне обоснованы, и именно при всей своей истинности против него Саша Гитри оставался великим художником. [7]
Избранная фильмография
[ редактировать ]![]() |
Год | Фильм | Актер | Директор | Сценарист | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1936 | Новый Завет | Да | Да | Да | |
1936 | Роман мошенника | Да | Да | Да | |
1936 | Мой отец был прав | Да | Да | Да | |
1936 | Давайте воплотим мечту | Да | Да | Да | |
1937 | Желанный | Да | Да | Да | |
1937 | Жемчужины Короны | Да | Да | Да | |
1938 | Кадриль | Да | Да | Да | |
1938 | Давайте вернемся на Елисейские поля | Да | Да | Да | |
1949 | Два голубя | Да | Да | Да | |
1951 | Яд | Да | Да | ||
1954 | Королевские дела в Версале | Да | Да | ||
1955 | Наполеон | Да | Да | ||
1956 | Если бы нам сказали о Париже | Да | Да | ||
1956 | Убийцы и воры | Нет | Да | Да | |
1996 | Бомарше | Да | |||
2001 | Преступление в раю | Да |
Киноадаптации
[ редактировать ]- «Любовник Камиллы» , режиссёр Гарри Бомонт (США, 1924, по пьесе Дебюро )
- «Спящие партнеры» , режиссёр Сеймур Хикс (Великобритания, 1930, по пьесе « Давай задумаем мечту »)
- «Черное и белое» , режиссёры Марк Аллегре и Роберт Флори (Франция, 1931, по пьесе «Блан и Нуар »)
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ↑ В прошлом году он снял для своей семьи фильм «Оскар» о мадемуазель Мамагеот ; он длился менее четырех минут и остался неопубликованным.
- ↑ Критик Джеймс Агат писал: «Не будет преувеличением сказать, что в понедельник вечером люди плакали, я имею в виду слезы, когда небесное дитя Музыки появилось наверху лестницы. В тот момент ее входа этот изысканный художник завоевал дом и впоследствии держал его в плену до последнего занавеса». [24]
- Ссылки
- ^ «САША ГИТРИ, 72 года, ДРАМАРИСТ, УМЕР; автор 115 пьес и 29 фильмов — актер, типичный галльский «великий любовник» — The New York Times» . Нью-Йорк Таймс . 10 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2018 г. Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бернард, с. 29
- ^ Хардинг, с. 8
- ^ Jump up to: а б Бернард, с. 14
- ^ Бенджамин, с. 11
- ^ Jump up to: а б «М. Саша Гитри - драматург и актер», The Times , 5 июля 1957 г., стр. 15
- ^ Jump up to: а б «Смерть Саши Гитри: драматург, актер и остроумие», The Manchester Guardian , 25 июля 1957 г., стр. 7
- ^ Jump up to: а б с д Адэр, Гилберт . «Саша: Знакомство с Гитри», Ежемесячный кинобюллетень ; Зима 1981 года, с. 50
- ^ Хардинг, с. 208
- ^ Хардинг, с. 45
- ^ Jump up to: а б «La Semaine Dramatique», Journal des Débats , 7 ноября 1904 г., стр. 2
- ^ Jump up to: а б Морли, с. 152
- ^ Гитри, Саша. Chez les Zoaques и Le KWTZ , 1907 год.
- ^ «Гитри, Саша» , «Кто есть кто в двадцатом веке» , Oxford University Press, 1999, по состоянию на 15 августа 2013 г. (требуется подписка)
- ^ Keit, pp. 9–10
- ^ Хардинг, с. 86
- ^ Jump up to: а б с Гилгуд, сэр Джон. «Золотые дни», The Times , 26 февраля 1977 г., стр. 7
- ^ Паркер, с. lxii
- ^ «Французский сезон в Олдвиче», The Times , 10 апреля 1920 г., стр. 10.
- ^ Вагстафф, Джон и Эндрю Лэмб . «Посланник, Андре» . Grove Music Online , Oxford Music Online, по состоянию на 25 апреля 2013 г. (требуется подписка)
- ^ Энгельсон, с. 36
- ^ «Моцарт», The Times , 17 декабря 1925 г., стр. 14
- ^ «Моцарт в веселье», The Times , 17 июня 1926 г., стр. 12
- ^ Цитируется в Шарланде, с. 85
- ^ Шарланд, с. 85
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Морли, с. 153
- ^ Саймон Сингх , с. 140, Кодовая книга
- ^ де Рошмон, Ришар (24 августа 1942 г.). «Французское метро» . ЖИЗНЬ .
- ^ «Саша Гитри арестован», The Times , 29 августа 1944 г., стр. 4
- ^ "Саша Гитри III", The Times , 11 ноября 1944 г., стр. 4
- ^ Хоуп-Уоллес, Филип. «Возвращение Саши Гитри», Manchester Guardian , 6 июня 1953 г., стр. 3
- ^ Кер, Дэйв. «Французский чаровник, которого вы еще не знаете» , The New York Times , 30 июля 2010 г.
- ^ Тиолле, Жан-Пьер . «Саша Гитри под огнем аукциона» , France-Soir , 18 ноября 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- Бернар, Эндрю; Ален Покар (2002). Саша Гитри (на французском языке). Лозанна и Париж: эпоха человека. ISBN 2825114618 .
- Энгельсон, Тея Сикора (2006). Мелодии Рейнальдо Хана . Айова-Сити: Университет Айовы. OCLC 71557849 .
- Хардинг, Джеймс (1968). Саша Гитри: Последний бульвар . Лондон: Метуэн. OCLC 219454 .
- Кейт, Ален (1999). Кино Саши Гитри . Льеж: Сефаль. ISBN 2871300704 .
- Морли, Шеридан (1986). Великие звезды сцены . Лондон: Ангус и Робертсон. ISBN 0816014019 .
- Паркер, Джон (1925). Кто есть кто в театре (пятое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. ОСЛК 10013159 .
- Шарланд, Элизабет (2006). Театральный праздник в Париже: от Мольера до Денев . Линкольн: iUniverse. ISBN 0595374514 .
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Люди кино (на французском языке)
- Саша Гитри на IMDb
- «Французский чаровник, которого вы еще не знаете» Дэйв Кер , New York Times , 30 июля 2010 г.
- Литература о Саше Гитри
- Саша Гитри
- 1885 рождений
- 1957 смертей
- Французские киноактеры-мужчины
- Французские актеры немого кино мужского пола
- Французские актеры-мужчины
- французские кинорежиссеры
- Французские сценаристы-мужчины
- Французские сценаристы XX века
- Французские драматурги и драматурги XX века.
- Рыцари Почетного легиона
- Французские оперные либреттисты
- Похороны на кладбище Монмартр
- Фильмы Саши Гитри
- Эмигранты из Российской империи во Францию
- Актеры-мужчины из Парижа
- Французские актеры-мужчины 20-го века
- Французские писатели-мужчины XX века