Jump to content

Саша Гитри

Саша Гитри
Саша Гитри в 1931 году
Рожденный
Александр-Пьер Жорж Гитри

( 1885-02-21 ) 21 февраля 1885 г.
Умер 24 июля 1957 г. ( 1957-07-24 ) (72 года)
Род занятий Актер, драматург, импресарио, сценарист, кинорежиссер
Годы активности 1902–1957
Супруги
( м. 1907; дивизия 1915)
( м. 1919; дивизия 1932)
( м. 1935; разд. 1939)
Женевьева де Серевиль
( м. 1944; разд. 1949)
( м. 1949 г.)

Александр-Пьер Жорж «Саша» Гитри (англ. Французский: [gitʁi] ; 21 февраля 1885 — 24 июля 1957) — французский актёр театра, кино, режиссёр, сценарист и драматург бульварного театра . Он был сыном ведущего французского актера Люсьена Гитри и последовал за своим отцом в театральную профессию. Он стал известен своими сценическими выступлениями, особенно в ролях бульвара. Он также был плодовитым драматургом, написав за свою карьеру 115 пьес. [1] Он был женат пять раз, всегда на начинающих актрисах, чью карьеру он продвигал. Вероятно, его самой известной женой была Ивонн Принтемпс , на которой он был женат с 1919 по 1932 год.

Пьесы Гитри варьируются от исторических драм до современных легких комедий. В некоторых есть музыкальное сопровождение таких композиторов, как Андре Мессагер и Рейнальдо Хан . Когда немое кино стало популярным, Гитри избегал его, считая отсутствие устных диалогов фатальным для драматического воздействия. С 1930-х годов и до конца жизни он с энтузиазмом занимался кинематографом, сняв за год до пяти фильмов.

Последние годы карьеры Гитри были омрачены обвинениями в сотрудничестве с немцами-оккупантами после капитуляции Франции во Второй мировой войне. Обвинения были сняты, но Гитри, человек с сильным патриотизмом, разочаровался в поношениях, которые он получил от некоторых своих соотечественников. К моменту его смерти его народное уважение было восстановлено до такой степени, что 12 000 человек прошли мимо его гроба перед его похоронами в Париже.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Гитри родился на Невском проспекте , 12 в Санкт-Петербурге, Россия, в семье французских актеров Люсьена Гитри и его жены Мари-Луизы-Рене, урожденной Дельма де Пон-Жест (1858–1902). [2] Пара сбежала, несмотря на неодобрение семьи, и поженилась в Сент-Мартин-ин-Филдс в Лондоне в 1882 году. [3] Затем они переехали в тогдашнюю российскую столицу, где Люсьен руководил французской театральной труппой Théâtre Michel с 1882 по 1891 год. Брак был недолгим. Гитри-старший был заядлым прелюбодеем, и его жена подала в суд на развод в 1888 году. [2] Двое их сыновей умерли в младенчестве (один в 1883 г., другой в 1887 г.); другой выживший сын, Жан (1884–1920), стал актером и журналистом. [4] Русская медсестра семьи обычно сокращала имя Александра-Пьера до русского уменьшительного имени «Саша», под которым он был известен всю свою жизнь. [5] Юный Саша дебютировал на сцене в труппе отца в пятилетнем возрасте. [6]

Люсьен Гитри, считающийся самым выдающимся актером Франции со времен Коклена , [7] имел огромный успех как у критиков, так и с коммерческой точки зрения. Когда он вернулся в Париж, он жил в квартире в престижном месте с видом на Вандомскую площадь и улицу де ла Пэ . [8] Там жил юный Саша, и для обучения его сначала отправили в знаменитый лицей Янсона де Сайи в фешенебельном Шестнадцатом округе . Он пробыл там недолго и посещал несколько других школ, как светских, так и религиозных, прежде чем отказаться от формального образования в возрасте шестнадцати лет. [6]

Оставив школу, Гитри начал карьеру драматурга, написав небольшую музыкальную пьесу « Ле Паж» на музыку Людо Раца, премьера которой состоялась в Театре Матюрен 15 апреля 1902 года. [9] Восемнадцать месяцев спустя он присоединился к труппе своего отца в Театре де ла Ренессанс . Сначала он выступал под сценическим псевдонимом «Лорси»; [10] псевдоним никого не обманул, поскольку пресса сразу же объявила настоящую личность дебютанта. [11] Его первая роль была в «Эскалье » Мориса Донне в ноябре 1904 года. [11] Он поссорился со своим отцом из-за того, что последний считал непрофессионализмом Гитри. После ссоры они не виделись и не разговаривали друг с другом. [12]

Сотрудницей труппы Люсьена Гитри была молодая актриса Шарлотта-Огюстин-Гортензия Лежен, сценическое имя которой было Шарлотта Лизес (1877–1956). [4] В апреле 1905 года она и Саша вместе поселились в доме на улице Анжу (ныне улица Фобур Сент-Оноре ). Для нее он написал свою пьесу « Le KWTZ» , премьера которой состоялась в декабре 1905 года в Театре Капуцинов . [13] В том же месяце он добился своего первого серьезного успеха с Ноно в Матуринах. [8] [14] Когда главный герой пьесы Гитри 1906 года «Chez les Zoaques» заболел, автор взял на себя управление и, по словам критика, «оказался своим собственным окончательным интерпретатором». [8] Образец его карьеры был определен: он до конца жизни оставался актером-писателем, а затем и менеджером. [8]

Подняться к известности

[ редактировать ]

В течение следующих пяти лет пьесы Гитри имели в лучшем случае умеренный успех, но затем у него было пять хитов подряд: «Ночной сторож» (1911), «Красивая свадьба» (1912), «Взятие Берг-оп-Зума» (1912), «Шотландский паломник» (1912) и «Двое новообращенных» (1914), последний из которых был поставлен Комеди-Франсез . [12]

В 1915 году Гитри снял свой первый кинофильм. [n 1] Ceux de chez nous («Те, кто из нашего дома»), короткое патриотическое произведение, прославляющее великих французских мужчин и женщин того времени, в том числе Сару Бернар , Анатоля Франса , Клода Моне , Пьера-Огюста Ренуара , Огюста Родена , Эдмона Ростана и Камиллу. Сен-Санс . Его не очень привлекало немое кино, поскольку он считал диалог сутью драмы; он не снимал полнометражный фильм до 1935 года. [15] В 1915 году он познакомился с молодой певицей Ивонн Принтемпс , с которой у него закрутился роман, из-за которого Шарлотта бросила его и получила развод. [16] Гитри начал писать главные роли для мюзиклов Printemps и простых комедий. [17]

Гитри примирился со своим отцом в 1918 году. Люсьен появлялся во многих постановках со своим сыном и Printemps, в том числе Mon Père avait raison и Comment on ecrit l'histoire . Они играли вместе не только в Париже, но и в лондонском Вест-Энде. [18] Все трое появились в театре Олдвич в течение четырехнедельного сезона 1920 года. [19] Сэр Джон Гилгуд писал, что Принтемпс и ее муж «возвращались… много раз, чтобы порадовать Лондон различными произведениями, искусно придуманными им, чтобы продемонстрировать их обоих с максимальной выгодой». [17]

Гитри и весна в Моцарте (1925)

Гитри развил очаровательный, остроумный сценический образ, часто появляясь в легких комедиях в старинных костюмах, например, в его стилизации « Моцарт » 1925 года о молодом Вольфганге Амадее Моцарте во время визита в Париж. Для написания партитуры он обратился к Андре Мессажеру , с которым успешно сотрудничал в 1923 году в шоу для Printemps « L'amour masqué» . [20] Мессагер был недоступен и порекомендовал композитора Рейнальдо Хана , который принял заказ. В получившейся постановке были некоторые вольности с исторической точностью, но она оказалась очень популярной. [21] Принтемпс в роли бриджей играл и пел молодого Моцарта, а Гитри был покровителем композитора, бароном Гриммом. Гилгуд вспоминал: «Она казалась восхитительно юной и трогательной в своем напудренном парике, черных бриджах до колен и туфлях с пряжками, в то время как Саша нависал над ней с добродушной властностью, не пытаясь петь сам, но создавая своего рода плавный, ритмичный аккомпанемент своими речи, произносимые глубоким ласкающим голосом». [17] После успешной игры в Театре Эдуарда VII, [22] компания представила это произведение в течение трехнедельного сезона в Лондоне в июне и июле 1926 года. [23] [n 2] После лондонской постановки Гитри и Принтемпс показали пьесу на Бродвее, Бостоне и Монреале в конце 1926 — начале 1927 года. [25] Они вернулись в США и Канаду в 1929 году. [26]

В 1931 году Гитри был награжден Орденом Почетного легиона , а в следующем году он отметил тридцать лет на сцене банкетом с блюдами, названными в честь некоторых из его величайших успехов. [26] Позже, в 1932 году, его брак с Принтемпс распался. Он взял шестимесячный перерыв в театре и вернулся в апреле 1933 года в «Замки в Испании» , где играла одну из главных ролей его новая протеже Жаклин Делюбак , на которой он женился в день своего пятидесятилетия. [26] В 1930-е годы он снова обратил свое внимание на кино как писатель, режиссер и звезда, не забывая при этом о своей театральной карьере. Шеридан Морли отмечает, что только в 1936 году Гитри снял пять фильмов, а также написал пять пьес. [26] Среди последних была его сотая пьеса «Мот де Камбронн» . [26]

Спустя годы

[ редактировать ]

В 1938 году Гитри написал одноактную пьесу « Dieu sauve le roi» , посвященную государственному визиту в Париж Георга VI ; спектакль был поставлен перед королем и королевой в Елисейском дворце . Когда в следующем году президент Лебрен совершил ответный визит в Лондон, Гитри написал на английском языке короткую комедию « Ты говоришь мне» , в которой автор и сэр Сеймур Хикс снимались в командном спектакле и в течение ограниченного тиража после него. [26]

По мере приближения войны Гитри удалось сделать кое-что, что имело гораздо большее значение. 16 августа 1939 года во время посещения Лондона Гитри провез контрабандой копию машины «Энигма» , предоставленную Бюро Шифрова , и направился в Блетчли-Парк . [27]

Его следующая пьеса «Un Monde fou» была последней, в которой участвовал Делубак, который, по выражению Морли, «больше не мог выносить жизнь с ревнивым трудоголиком». Через несколько месяцев после того, как она ушла от него, он женился в четвертый раз; его новой женой стала Женевьева де Серевиль, которая играла в актерском составе его лондонской пьесы. [26]

На карьеру Гитри повлияла нацистская оккупация Франции. Он продолжал работать и на сцене, и в кино при нацистах. Хотя это дало ему возможность помочь многим своим соотечественникам, это также вызвало обвинения в сотрудничестве с врагом. Он задумал свою книгу и связанный с ней фильм « De 1429 à 1942 ou De Jeanne d'Arc à Philippe Pétain» («1429–1942, или Жанна д’Арк Филиппу Петену») как дань уважения былой славе Франции, но многие считали это чествованием. коллаборационистский президент Виши , Франция , маршал Петен . В 1944 году от Гитри ушла четвертая жена. [26] В 1942 году Гитри был включен в список французских коллаборационистов с Германией, которые должны быть убиты во время войны или преданы суду после нее. [28]

После освобождения Франции Гитри был одним из первых арестованных ополчением Сопротивления. [29] Он был интернирован в лагерь для задержанных в Дранси , и его здоровье серьезно отразилось на нем, что потребовало его перевода в парижский дом престарелых. [30] Уголовные обвинения были сняты из-за отсутствия доказательств, и этот опыт оставил его разочарованным. [26]

В 1947 году Гитри женился в пятый и последний раз; ему было шестьдесят два, а его невесте Лане Маркони — двадцать восемь. Ему разрешили возобновить работу в театре в 1948 году, когда он вернулся на парижскую сцену с « Le Diable boiteux» . [26] В лондонском сезоне 1953 года, посвященном коронации Елизаветы II , Гитри снялся в Зимнем саду в комедии Ecoutez bien,messieurs , в которой он сыграл словоохотливого француза, которого довела до недоумения молчания еще более разговорчивая англичанка, сыгранная (на английском языке) ) Хизер Тэтчер . [31] Позже в том же году он в последний раз выступил на сцене в Париже в «Пальсамбле» . Он продолжал снимать фильмы до 1957 года, когда у него началось инвалидизирующее заболевание нервной системы. [26]

Гитри умер в Париже в возрасте семидесяти двух лет. Мимо его гроба прошли двенадцать тысяч человек, и он был похоронен, как и его отец, на кладбище Монмартр в Париже. [26]

Наследие и репутация

[ редактировать ]
Гитри Леона Гара

Критическая переоценка была вызвана переизданием фильмов Гитри. [32] прошел аукцион памятных вещей Гитри, включая рукописи, рисунки, картины и фотографии В 2011 году в музее Друо-Ришелье в Париже ; насчитывающий более восьмисот предметов, он считался самым важным собранием материалов, касающихся Гитри, после смерти драматурга. [33]

В некрологе The Manchester Guardian прокомментировала:

Можно возразить, что во всем творчестве Саши Гитри нет ничего более близкого к идеализму, чем случайные выдумки в чувствах – чувства, которые всегда были совершенно приземленными и настолько эгоистичными, насколько вообще могут быть чувства. Могут возразить, что персонажи почти всегда тривиальны. и их мотивы, по крайней мере, чувственны, когда они не низмы; что его мир населен праздной, циничной и весьма сомнительной командой; что он явно пренебрежительно относится к своей публике и что его пьесы написаны с небрежностью, свидетельствующей об очень слабой художественной совести, в то время как литературные пуристы могут доказать, что язык, на котором они написаны, - отвратительный французский. Можно возразить, что все, что он делал как автор, заключался в том, чтобы с некоторой ловкостью и осмотрительностью эксплуатировать свои ограниченные актерские способности и также ограниченные способности своих пяти жен подряд – хотя успех « Блана и Нуара» и других пьес, в которых не играл ни он, ни кто-либо из его жен, достаточно, чтобы опровергнуть это последнее обвинение. Действительно, на многие высказанные возражения есть ответы. Например, «Пастер» и «Римская судьба» основаны на далеко не тривиальных темах и развиты искренне и мощно. В то же время большинство возражений вполне обоснованы, и именно при всей своей истинности против него Саша Гитри оставался великим художником. [7]

Избранная фильмография

[ редактировать ]
Год Фильм Актер Директор Сценарист Примечания
1936 Новый Завет Да Да Да
1936 Роман мошенника Да Да Да
1936 Мой отец был прав Да Да Да
1936 Давайте воплотим мечту Да Да Да
1937 Желанный Да Да Да
1937 Жемчужины Короны Да Да Да
1938 Кадриль Да Да Да
1938 Давайте вернемся на Елисейские поля [ fr ] Да Да Да
1949 Два голубя Да Да Да
1951 Яд Да Да
1954 Королевские дела в Версале Да Да
1955 Наполеон Да Да
1956 Если бы нам сказали о Париже Да Да
1956 Убийцы и воры [ фр ] Нет Да Да
1996 Бомарше Да
2001 Преступление в раю Да

Киноадаптации

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
Примечания
  1. В прошлом году он снял для своей семьи фильм «Оскар» о мадемуазель Мамагеот ; он длился менее четырех минут и остался неопубликованным.
  2. Критик Джеймс Агат писал: «Не будет преувеличением сказать, что в понедельник вечером люди плакали, я имею в виду слезы, когда небесное дитя Музыки появилось наверху лестницы. В тот момент ее входа этот изысканный художник завоевал дом и впоследствии держал его в плену до последнего занавеса». [24]
Ссылки
  1. ^ «САША ГИТРИ, 72 года, ДРАМАРИСТ, УМЕР; автор 115 пьес и 29 фильмов — актер, типичный галльский «великий любовник» — The New York Times» . Нью-Йорк Таймс . 10 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2018 г. Проверено 12 апреля 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б Бернард, с. 29
  3. ^ Хардинг, с. 8
  4. ^ Jump up to: а б Бернард, с. 14
  5. ^ Бенджамин, с. 11
  6. ^ Jump up to: а б «М. Саша Гитри - драматург и актер», The Times , 5 июля 1957 г., стр. 15
  7. ^ Jump up to: а б «Смерть Саши Гитри: драматург, актер и остроумие», The Manchester Guardian , 25 июля 1957 г., стр. 7
  8. ^ Jump up to: а б с д Адэр, Гилберт . «Саша: Знакомство с Гитри», Ежемесячный кинобюллетень ; Зима 1981 года, с. 50
  9. ^ Хардинг, с. 208
  10. ^ Хардинг, с. 45
  11. ^ Jump up to: а б «La Semaine Dramatique», Journal des Débats , 7 ноября 1904 г., стр. 2
  12. ^ Jump up to: а б Морли, с. 152
  13. ^ Гитри, Саша. Chez les Zoaques и Le KWTZ , 1907 год.
  14. ^ «Гитри, Саша» , «Кто есть кто в двадцатом веке» , Oxford University Press, 1999, по состоянию на 15 августа 2013 г. (требуется подписка)
  15. ^ Keit, pp. 9–10
  16. ^ Хардинг, с. 86
  17. ^ Jump up to: а б с Гилгуд, сэр Джон. «Золотые дни», The Times , 26 февраля 1977 г., стр. 7
  18. ^ Паркер, с. lxii
  19. ^ «Французский сезон в Олдвиче», The Times , 10 апреля 1920 г., стр. 10.
  20. ^ Вагстафф, Джон и Эндрю Лэмб . «Посланник, Андре» . Grove Music Online , Oxford Music Online, по состоянию на 25 апреля 2013 г. (требуется подписка)
  21. ^ Энгельсон, с. 36
  22. ^ «Моцарт», The Times , 17 декабря 1925 г., стр. 14
  23. ^ «Моцарт в веселье», The Times , 17 июня 1926 г., стр. 12
  24. ^ Цитируется в Шарланде, с. 85
  25. ^ Шарланд, с. 85
  26. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Морли, с. 153
  27. ^ Саймон Сингх , с. 140, Кодовая книга
  28. ^ де Рошмон, Ришар (24 августа 1942 г.). «Французское метро» . ЖИЗНЬ .
  29. ^ «Саша Гитри арестован», The Times , 29 августа 1944 г., стр. 4
  30. ^ "Саша Гитри III", The Times , 11 ноября 1944 г., стр. 4
  31. ^ Хоуп-Уоллес, Филип. «Возвращение Саши Гитри», Manchester Guardian , 6 июня 1953 г., стр. 3
  32. ^ Кер, Дэйв. «Французский чаровник, которого вы еще не знаете» , The New York Times , 30 июля 2010 г.
  33. ^ Тиолле, Жан-Пьер . «Саша Гитри под огнем аукциона» , France-Soir , 18 ноября 2011 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Бернар, Эндрю; Ален Покар (2002). Саша Гитри (на французском языке). Лозанна и Париж: эпоха человека. ISBN  2825114618 .
  • Энгельсон, Тея Сикора (2006). Мелодии Рейнальдо Хана . Айова-Сити: Университет Айовы. OCLC   71557849 .
  • Хардинг, Джеймс (1968). Саша Гитри: Последний бульвар . Лондон: Метуэн. OCLC   219454 .
  • Кейт, Ален (1999). Кино Саши Гитри . Льеж: Сефаль. ISBN  2871300704 .
  • Морли, Шеридан (1986). Великие звезды сцены . Лондон: Ангус и Робертсон. ISBN  0816014019 .
  • Паркер, Джон (1925). Кто есть кто в театре (пятое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. ОСЛК   10013159 .
  • Шарланд, Элизабет (2006). Театральный праздник в Париже: от Мольера до Денев . Линкольн: iUniverse. ISBN  0595374514 .

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4d4c0a8bb20a4ded82f5f1f9cc6e4e0a__1714180200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/0a/4d4c0a8bb20a4ded82f5f1f9cc6e4e0a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sacha Guitry - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)