Jump to content

Невский проспект

Координаты : 59 ° 55'54 "N 30 ° 21'10" E  /  59,9318 ° N 30,3528 ° E  / 59,9318; 30.3528

Невский проспект
Родное имя Не́вский проспе́кт  ( Russian )
Прежнее имя (а) Проспект 25 Октября
Расположение Санкт-Петербург
Координаты 59 ° 55'54 "N 30 ° 21'10" E  /  59,9318 ° N 30,3528 ° E  / 59,9318; 30.3528

Nevsky Prospect (Russian: Не́вский проспе́кт , romanized : Nevsky Prospekt , IPA: [ˈnʲɛfskʲɪj prɐˈspʲɛkt] ) — главная улица ( главная улица ), расположенная в городе федерального значения Санкт-Петербурге в России . Его название происходит от Александро-Невской лавры , монастыря, стоящего в восточном конце улицы и посвященного памяти русского героя князя Александра Невского (1221–1263). После основания Санкт-Петербурга в 1703 году царь Петр I планировал, что улица станет началом пути на Новгород и Москву . Проспект проходит от Адмиралтейства на западе до Московского вокзала и, немного повернув на юг на площади Восстания , к Александро-Невской лавре .

История улицы

[ редактировать ]

Начало 18 века. Царствование Петра Великого

[ редактировать ]

5 сентября 1704 года Адмиралтейство на левом берегу Невы было заложено Петербургское . Территория, прилегающая к крепости, начала застраиваться. В районе современных Большой Морской [ фр ] и Малой Морской [ фр ] улиц возникли поселения корабельных мастеров, представлявшие собой деревянные дома и избы с палисадниками . На месте Дворцовой площади появился «Морской» рынок, с избами и сундуками, стояли возы с дровами и сеном. Район Адмиралтейства стал одним из самых густонаселенных районов города.

монастырь (будущая Александро-Невская Лавра В начале 1710-х годов на левом берегу Невы при впадении Чёрной Речки (ныне это река Монастырка) появился ). Тогда предполагалось, что именно знаменитая Невская битва здесь в 1240 году произошла , в которой русская дружина под предводительством новгородского князя Александра Невского разгромила шведов. Рядом с монастырем располагалось целое поселение с деревянными домами для рабочих и прислуги, а также сад и огород с многочисленными хозяйственными постройками: столярными, кузнечными и скотными дворами, мельницей, погребом, торговыми лавками. [1] [2]

Возникла необходимость соединить два центра города старым Новгородским трактом (проходившим примерно по трассе современного Лиговского проспекта ), ведущим вглубь страны. По императорскому повелению строительство полян [2] началось, которое шло по болотистому лесу. Наиболее заболоченными участками были район современного Казанского собора, Михайловской улицы, особенно на участке между Лиговским проспектом и Александро-Невской лаврой, представлявшие собой непрерывную цепь болот. [3] В 1712 году монахи монастыря начали прокладывать дорогу от монастыря к Новгородскому тракту, к 1718 году она была завершена ( « ...проложила и управляла» ). Для преодоления болотных болот использовали достаточно простую технологию: вырубали лес, выкорчевывали пни. Для отвода лишней воды и осушения болот были вырыты дренажные канавы. фашины Вдоль дороги проложили , засыпав их песком. Считается, что первым был пройден более сложный участок («монастырь»). [2] Перевод на английский цитаты о Невской перспективе:

Большая перспективная дорога, Большая перспектива, Невская перспектива – название Невского проспекта в те годы… начиная от самого Адмиралтейства и продолжая до Александроневского монастыря, построенного… в 1713 году.

Андрей Иванович Богданов , Историко-географическое и топографическое описание Петербурга с начала его основания, с 1703 по 1751 год. 10. Остров Адмиралтейства. [4]

Первый участок шоссе от Мойки до Фонтанки был проложен с 1710 по 1715 год, а затем продолжались работы на участке от Мойки до Адмиралтейства. [3] Вдоль Глухого канала (нынешний канал Грибоедова) и далее до современной Садовой улицы возникли так называемые Переселенческие слободы, в которых селились «ремесленники» с семьями, переведённые из Центральной России в строящийся Петербург по указу 1710 года. Между поселками и Невской Просекой находилась полоса заболоченного леса, запрещенная к вырубке под страхом сурового наказания и даже к прогулкам. Левую сторону проспекта от Мойки до Фонтанки, занятого садами императрицы Екатерины Алексеевны , охраняли часовые. Периодически проводились повальные обыски, избивали батогом тех, у кого были обнаружены срубленные деревья. на «Большой перспективе» [5] В 1721-23 на берегу Фонтанки был построен каменный дворец для императрицы Екатерины Алексеевны, а во время его правления разбили регулярный сад, названный Итальянским. Сад занимал огромное пространство на пути современного Невского проспекта от Фонтанки до современных улиц Восстания. [3]

Так или иначе, Невский проспект возник во второй половине 1710-х годов. Прогалины от Адмиралтейства и от Лавры вместе образовали будущий Невский проспект. Именно тот факт, что две дороги были проложены независимо друг от друга, объясняет разрыв магистрали в районе современной площади Восстания. [6]

Проспект сразу стал крупной востребованной магистралью и после наведения мостов через водные преграды полностью заменил старый путь. Большая перспектива оказалась длиной около 4 миль (4,5 километра), а шириной 9 саженей (около 20 метров). [1] Деревянный подъемный мост Зеленый мост через Мойку был построен в 1720 году. [7] Переправа была границей города в 1703–1726 годах, здесь собирались налоги , для этого существовал Мытный двор , рядом с которым находился Гостиный двор . [2] Еще раньше был построен мост через Фонтанку, в 1715 году император Петр I издал указ: «Через Большую Неву на реке Фонтанной имеется перспектива создать мост». К маю 1716 г. [7] работы были завершены, и деревянный балочный мост на свайных опорах перегородил и сам канал, и заболоченную пойму. В 1726 году здесь была построена гауптвахта и перенесена граница города. [2]

Великая перспектива стала главной дорогой: именно по ней, как говорилось в сенатском указе 1726 года, «всегда происходит и приезд, и отъезд отовсюду иностранных и русских подданных в Петербург». Правительство вложило деньги в благоустройство и чистоту автомагистрали. В 1720-е годы начальный участок дороги, проходящей по Адмиралтейскому лугу, был благоустроен: по бокам посажены четыре ряда берез , которые регулярно подстригались, дорога была вымощена камнями. В 1723 году проспект первым в России получил уличное освещение : были установлены масляные фонари , позже под ними появились скамейки для прохожих. [2] [3]

Перевод на английский цитаты: Описание этого переулка, сделанное в 1721 году камер-юнкером из свиты герцога Карлом-Фридрихом Гольштейн-Готторпским :

Около шести вечера мы благополучно прибыли в Петербург, который так изменился с момента моего отъезда оттуда, что я его совсем не узнал. С самого начала мы вошли в длинный и широкий переулок (небольшая часть дороги недалеко от Адмиралтейства), справедливо названный проспектом, потому что конца его почти не видно. Он был заложен всего за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по обе стороны от него в три-четыре ряда, еще невелики, он необыкновенно красив своей огромной длиной и чистотой, в которой он содержится (пленные шведы должны каждую субботу убирать его), и это делает замечательный внешний вид, которого я больше нигде не видел. На Адмиралтействе, красивом и огромном здании в конце этой дороги, стоит красивый и довольно высокий шпиц, идущий прямо напротив проспекта.

Фридрих-Вильгельм фон Берхгольц, Дневниковая запись от 4 [ OS 1721] июля а. [2] [8]

К концу первой четверти XVIII века построек Большой Перспективы было немного. Вначале здесь было несколько небольших домиков, с правой стороны на углу Мойки был Мытный двор, за Мойкой - соляные амбары. На месте современного Гостиного двора зеленела березовая роща, тогда были «переведенские слободы», состоящие из деревянных домов. Обширная территория по левой стороне дороги от Мойки до Фонтанки принадлежала императрице Екатерине I, была низкой, заболоченной и неосвоенной. Пригород Петербурга начинался за Фонтанкой. С правой стороны располагались дома Аничковой слободы, где жили солдаты Адмиралтейского рабочего батальона под командованием подполковника М. О. Аничкова . Этот батальон в 1715 году построил деревянный мост через Фонтанку, получивший название Аничков мост .

За этим узким подъездным мостом с 1726 года стояла деревянная караульная, проверялись документы и был поднят шлагбаум. По маршруту нынешнего Лиговского проспекта был проложен канал, который снабжал водой фонтаны Летнего сада . Далее территория была покрыта лесом и почти не освоена. Постройки появились лишь ближе к монастырю, где для рабочих и служащих монастыря «в линию по перспективной дороге» была отведена земля. [1]

На этом строительство проспекта не закончилось. В 1723 году Петр I приказал «проложить» дорогу от соборной церкви к Адмиралтейству перспективным способом. Дорога должна была упираться в вертикальную доминанту — Троицкий собор Александро-Невской лавры . По ряду причин реализовать эту идею не удалось – собор не стал доминантой и дорога не была выпрямлена. К идее выпрямления улицы вернулись в 1730-е годы и маршрут проложили по современным Гончарной и Тележной улицам. Первоначальный участок проспекта получил название Старо-Невский. Позже, в 1760-х годах , два направления были объединены и Невский проспект приобрел современный вид. [2]

Невский проспект близ Адмиралтейства 1753 года. Гравюра А. Качалова.
Вид на Невский проспект и Строгановский дворец, третья четверть XVIII века. Дальше справа – церковь Рождества Богородицы, слева – лютеранская церковь Святого Петра.

После четырехлетнего пребывания в Москве , в 1732 году двор Анны Иоанновны вернулся в Петербург. К этому событию был отремонтирован проспект и построены на нем две триумфальные арки (одна у Аничкова моста при въезде в город, другая у моста через Мойку), само мероприятие было достаточно помпезным. [2] Началось строительство первых крупных каменных зданий. Наиболее значимой из них была церковь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенная в 1733–1737 годах по проекту Михаила Земцова на месте парка перед нынешним Казанским собором. Храм представлял собой вытянутое вдоль проспекта прямоугольное здание, похожее по композиции на Петропавловский собор . На противоположной стороне в 1730 году появилась лютеранская церковь Святого Петра, расположенная в глубине городища. На проспект выходили два симметричных жилых дома (не сохранившихся до наших дней). [1]

Все постройки на теневой стороне начала 18 века были уничтожены во время пожара 1736 года. Мытный двор загорелся, затем пламя перекинулось на соседние деревянные постройки. Пожар бушевал несколько часов, в результате чего сгорело несколько кварталов мещанских деревянных домов возле Адмиралтейства. Второй пожар случился год спустя, уничтожив большую часть зданий в центре Санкт-Петербурга. После этого, по данным Комиссии по строительству Петербурга, деревянные дома на Невском больше не строились. [9] [10]

Невская перспектива стала важнейшим фактором, повлиявшим на изменение планировки всего поселения. Она вместе с Вознесенским проспектом и Гороховой улицей стала частью знаменитого адмиралтейского «трезубца», который был утвержден комиссией по строительству Санкт-Петербурга под руководством Петра Еропкина . В результате на беспорядочную планировку была наложена мощная организационная структура, а за Адмиралтейской стороной окончательно закрепился статус центра города. [11] С 1739 года главное каменное здание было проведено на Невском проспекте. Оно было выполнено по строгому плану, дома выставлялись главными фасадами на красной линии [ ru ; nl ] и были построены по типовым «типовым» чертежам, разработанным М. Г. Земцовым. Это были одноэтажные здания, построенные на высоком полуэтажном «подвале», обработанном рустом. Центральная часть фасада выделена мансардой; рядом с ним находились ворота, служившие входом во двор. Дома отличались разными фронтонами и аттиками , расположением окон, рисунком пилястр , наличников и декоративных деталей. Такие постройки появились в конце 1730-х – начале 1740-х годов вдоль шоссе между Мойкой и Фонтанкой. Земельные участки для строительства домов на проспекте приобретали статские советники, генералы, богатые купцы, фабриканты, придворные. Вскоре члены королевской семьи и их окружение стали получать землю, началось строительство дворцов. Первой такой структурой стала Аничков дворец , предназначенный для Елизаветы Петровны , с целым дворцово-парковым ансамблем, возникшим на участке от Фонтанки до нынешней Садовой улицы, с огромным регулярным садом с фонтанами, огороженным каменной стеной, беседками, оранжереями, прудами и крытыми переходами. . Строительство дворца началось в 1741 году по чертежам Земцова, а завершилось в 1750-х годах Франческо Бартоломео Растрелли . Аничков дворец – старейшее здание Невского проспекта, сохранившееся до наших дней. [10] [3]

Невский проспект на карте 1753 года.
Невский проспект на карте 1753 года.

В 1740-х годах участок на углу с рекой Мойкой занимал двухэтажный дом баронов Строгановых . В 1752 году он сгорел и на его месте по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли был построен Строгановский дворец с обширным двором. Рядом в 1755 году вырос большой деревянный Зимний дворец, построенный Растрелли для царской семьи. Дворец занимал территорию двух современных кварталов, главным фасадом обращенный на Невский проспект от Мойки до нынешней Малой Морской улицы . Это было временное сооружение до завершения строительства каменного Зимнего дворца на берегу Невы; его разобрали после смерти Елизаветы Петровны. С появлением на проспекте царской резиденции и дворцов дворян, благоустройству стало уделяться больше внимания. Указом Елизаветы Петровны 1756 года горожанам было запрещено вешать сушиться одежду на деревья. Тротуар был выложен камнями различной формы, размера и цвета, составлявшими квадраты, треугольники и полосы. К концу XVIII века набережные Фонтанки и Екатерининского канала были одеты в гранит, а каменные мосты Казанский и Аничков были переброшены через них. Березы убрали, и Невская перспектива стала шире и просторнее. [10]

Б. Па . Невский проспект возле Гостиного двора.
1799

Новая градостроительная комиссия во главе с архитектором Андреем Квасовым , появившаяся в 1762 году, решила благоустроить центр столицы, упорядочить ее застройку. Каменные дома высотой до 6 сажен (около 13 метров) должны были возводиться вдоль перспективы Невы, в линию, «одним сплошным фасадом». Началось интенсивное строительство, прежде всего на пустующих ранее участках и на месте снесенных деревянных домов. Высота зданий увеличилась до двух-трех этажей, а классицизм на смену барокко пришел . Одним из первых таких образцов является Дом Чичерина, построенный на месте снесенного деревянного Зимнего дворца Елизаветы, на углу Невского и Мойки, возле Полицейского моста. На левой стороне проспекта от Адмиралтейства до Большой Морской улицы и между нынешней Садовой улицей и Аничковым мостом ранее пустовавшие кварталы во второй половине XVIII века были застроены мещанскими домами по «образцовым» проектам, разработанным Квасовым. ... До наших дней сохранились два таких дома, № 8 и № 10, построенные в 1760-х годах. Появляются различные церкви разных конфессий, строительство которых велось на левой стороне. В 1780 году Появилась Армянская церковь Святой Екатерины по проекту архитектора Юрия Фельтена , а в 1783 году — католическая церковь Святой Екатерины по проекту Жана-Батиста Валлена де ла Мота и Антонио Ринальди . Каждая из этих церквей стоит в глубине квартала, перед ними расположены небольшие дворики, которые с обеих сторон обрамлены двумя жилыми домами, выходящими на красную линию. Во второй половине XVIII века на главной улице столицы стали появляться торговые предприятия. В 1730-х годах появился деревянный предшественник современного Гостиного двора . Вдоль проспекта тянулись одноэтажные приземистые скамейки под общей высокой крышей, с открытой галереей перед ними. Указом императрицы Елизаветы Петровны 1748 года было решено заменить деревянное здание каменным за счет купцов по проекту архитектора Растрелли, который позже был заменен проектом Жана-Батиста Валлена де ла Мать в стиле классицизма. Гостиный двор строился с 1761 по 1785 год с отступом от красной линии, что давало хороший обзор здания издалека. Рядом появились и другие каменные торговые сооружения, например, Серебряные ряды, открывшиеся в 1787 году. Джакомо Феррари возвел здание городской думы с башней на углу Невского проспекта. [10]

К концу XVIII века обе стороны шоссе за Фонтанкой были почти застроены. На месте, где сейчас находится станция метро «Площадь Восстания», в 1765 году по проекту архитектора появилась Фёдора Демерцова церковь . Знаменская На месте нынешней гостиницы «Октябрьская» с 1743 года располагался Слоновий двор, где содержались слоны, подаренные персидским шахом царскому двору. Позже на этом месте был охотничий двор с деревянным домом обер-егермейстера. Дальше по левой стороне располагался «новый каретный ряд» – каменные сараи, где можно было купить кареты , коляски , сани и другие повозки. По правую сторону в так называемых «телегах» продавались старые телеги, сбруя, а также другие товары «простых нужд для каждого хозяйства». В этой части, да и до Лавры, Невская перспектива не выглядела парадом. К концу XVIII века завершилось формирование ансамбля Александро-Невской лавры. В 1790 году Троицкий собор. построен по проекту Ивана Старова . По его проекту перед входом в Лавру была создана круглая площадь, ограниченная с южной стороны изогнутой каменной оградой, с Надвратной церковью в центре. Вход на площадь со стороны проспекта запроектировали два двухэтажных дома (ныне № 179 и № 190). [10]

19 и начало 20 веков

[ редактировать ]
Колоннада Казанского собора, перед которой установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли;
Василий Садовников , акварель, 1837 г.
Вид на здание Императорской Публичной библиотеки, Садовую улицу и Гостиный двор.
1800-е годы

Окончательный замысел Невского проспекта как проспекта-ансамбля сложился в первой трети XIX века. В это время творили мастера высокого классицизма. В 1799 году был объявлен конкурс на строительство собора на месте церкви Рождества Богородицы, который выиграл бывший крепостной графов Строгановых Андрей Воронихин . Казанский собор был построен с 1801 по 1811 год и освящен 15 сентября 1811 года, а в 1813 году под его сводами был похоронен фельдмаршал Михаил Кутузов . памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли генералам Михаилу Андреасу Барклаю-де-Толли и Михаилу Кутузову 29 декабря 1837 года состоялось открытие на площади перед собором , созданных скульптором Борисом Орловским .

Статуя Барклая де Толли перед Казанским собором работы Бориса Орловского.

В 1806–23 Адмиралтейство было перестроено. Параллельно велись работы по благоустройству прилегающей территории. В 1816–1818 годах на месте рва и вала был разбит бульвар на три переулка. Тогда же появились ансамбли, спроектированные архитектором Карло Росси. Ансамбль Дворцовой площади соединяется с Невским проспектом через Триумфальную арку Главного штаба . Еще один ансамбль Росси на площади Искусств соединяется с главным шоссе – Михайловской улицей. Третий ансамбль — площадь Островского — открыт к Невскому проспекту и является его неотъемлемой частью. Первые постройки ансамбля появились в 1816–18 — два световых павильона со скульптурами воинов в доспехах, соединенных оградой строгой конструкции. [12] В 1828–32 к зданию Публичной библиотеки Росси пристроил огромную (длиной 90 метров) новую постройку, создав гармоничную целостную структуру. В это же время Александринский театр в глубине площади строился . Здание театра было одним из лучших для своего времени по планировке, сценическому оборудованию и мастерству внешнего и внутреннего убранства. [13] [12]

В 1830-х годах художник Василий Садовников выполнил серию литографий, изображающих обе стороны Невского проспекта от Адмиралтейской площади до Аничкова моста, известную как «Панорама Невского проспекта» (1830–1835). Выполненная акварелью, длиной почти 16 метров, она была переведена на литографский камень и издана А. М. Прево серией из 30 листов. [14]

Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских (1850-е гг.)

По приказу императора Павла I в 1800 году вдоль Невского проспекта на участке от Мойки до Фонтанки были созданы два бульвара. В 1802–1803 их заменил один липовый бульвар, спроектированный архитектором И. Е. Стамовым садовыми мастерами Ф. Ляминым и М. Прокопиным. Уровень бульвара стал выше тротуара; напротив мостов и перекрестков улиц добавлены ступенчатые склоны. Через два года бульвар рядом со строящимся Казанским собором ликвидировали, а в 1819 году его вовсе забросили посреди проспекта, заменив его обычными посадками деревьев вдоль новых гранитных тротуаров проспекта. Высадки были прерваны на Екатерининском канале и перекрестках улиц. Вся рядная посадка просуществовала до 1841 года, когда по приказу императора Николая I она была ликвидирована, все деревья пересажены в Летний сад . Рядовые насаждения были восстановлены в 1897 году на площадках перед Казанским собором (ликвидирован через два года в связи со строительством площади) и Гостиным двором. [3]

В 1832 году тротуар на проспекте заменили на мощеный, а торцы – из шестиугольных деревянных брусков. Этот тип торцевой мостовой, изобретенный инженером В. П. Гурьевым, впервые был использован здесь, затем получил распространение во многих городах Европы и Америки . Боковое покрытие обеспечивало мягкую и тихую езду и просуществовало на Невском проспекте до 1924 года, когда асфальт был заменен. В 1806 году через Мойку- Полицейский мост был переброшен один из первых металлических мостов по проекту В. И. Гессена. До этого Мойка была облицована гранитом. К 1841 году Аничков мост был перестроен: расширен, сняты четыре гранитные башни, чугунная решетка и конные группы на тему укрощения лошади человеком, созданные по проекту скульптора Петра Клодта . К середине XIX века Невский проспект стал одной из самых благоустроенных улиц. [12] Бедняки собрались на углу Невского и Владимирского проспектов для найма поденных рабочих , которые окрестили это место «паршивой биржей». По мере удаления от Фонтанки объем и высота домов уменьшались. На первых этажах, часто в полутемных помещениях, располагались дешевые развлечения типа кукольного театра или восковых комнат. Чем ближе к Знаменской площади, тем чаще встречаются деревянные дома с большими дворами и огородами. А так называемый Старо-Невский проспект с невысокими деревянными домиками, заборами и огромными пустырями выглядел совершенно неожиданно. Строительная лихорадка во второй половине XIX века изменила ситуацию. эклектика на смену классицизму в архитектуре пришла . К таким сооружениям относится дворец Белосельских-Белозерских , построенный по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера в 1846–48 на углу с Фонтанкой. Это был последний частный построенный дворец на Невском. В этот период на проспекте были построены жилые дома. Квартиры или апартаменты сдавались в аренду с целью получения прибыли. Первые этажи, выходящие на проспект, занимали витрины, например у Оптико-механическая мастерская «Оскар Рихтер» . На проспекте появились новые типы магазинов, которые стали называть «пассажами», самый известный из которых находился напротив Гостиного двора. Здание было спроектировано архитектором Р. А. Желязевичем в 1846-1848 годах. Банковские здания стали распространенным типом специализированных сооружений. Дом № 62, построенный в 1896–98 для Петербурго-Азовского коммерческого банка по проекту архитектора Б. И. Гиршовича . [15] В 1874 году на месте Адмиралтейской площади был торжественно открыт Александровский сад , и со временем его разросшиеся деревья покрыли фасад здания Адмиралтейства. В центре Александровской площади в 1873 году был открыт памятник императрице Екатерине ΙΙ , вокруг которого был разбит сад и посажены высокие деревья. И сегодня площадь представляет собой большую зеленую зону, занявшую почти все свободное пространство, оставив небольшие проезды вдоль павильонов Публичной библиотеки и Росси. Площадь у Казанского собора, появившаяся в конце XIX века, оформлена в более тактичном стиле – лужайки, кусты и небольшой фонтан в центре. [3]

Здание Николаевского вокзала. Лиговский канал на переднем плане
Фото 1860-х годов

Единственная площадь Невского проспекта, образовавшаяся в период капиталистического строительства, — Знаменская площадь . Его образование было связано с появлением в 1851 году железной дороги от Петербурга до Москвы и строительством здания Николаевского вокзала на углу с Лиговским каналом по проекту архитектора Константина Тона . Напротив, в начале 1850-х годов здание одной из крупнейших в городе гостиницы «Северная» по проекту архитектора А. П. Гемилиана было построено . Две другие стороны площади были застроены «доходными домами» и гостиницами. В результате площадь приобрела форму трапеции . 1909 г. Конный памятник императору Александру III. [15] был возведен в центре. История общественного транспорта в Петербурге началась на Невском проспекте. 27 августа 1863 года был открыт первый маршрут конной железной дороги от Николаевского (ныне Московского) вокзала мимо Дворцовой площади до Старой Петербургской биржи и Ростральных колонн . В конце 1880-х годов от Знаменской площади по Старо-Невскому и далее за город была проложена паровая железная дорога. Первый рейс петербургского наземного трамвая стартовал в сентябре 1907 года из Александровского сада , а 11 ноября — первый автобус по маршруту Александровский сад — Балтийский вокзал . После длительного перерыва в советской власти в 1926 году по проспекту было возобновлено автобусное движение по маршруту площадь Урицкого (Дворцовая площадь) – Загородный проспект площадь Восстания . [15] [16] [17]

Магазин братьев Елисеевых. Вид из Екатерининского сада
Открытка 1910-х годов
Дом Казанского собора , Невский проспект, 25; празднование 300-летия династии Романовых ; фото Карла Буллы , 1913 год.

К началу 20 века модерн приобрел популярность. В этом стиле в 1902–1904 годах было построено здание торгового дома фирмы «Зингер» на углу Екатерининского канала по проекту архитектора Павла Сюзора . В эти же годы (1903–1907) по проекту архитектора Г. В. Барановского здание еще одного торгового дома Братьев Елисеевых (купцов) было возведено . На первом этаже за зеркальными окнами находится огромный торговый зал, а на втором – театр. Еще одно здание со сплошным остекленным фасадом появилось в 1911–1912 годах, оно было построено по проекту архитектора М. С. Лалевича для владельца крупного предприятия меховых изделий Мертенса (дом № 21). Немного ближе к Адмиралтейству на углу Малой Морской улицы по проекту архитектора М. М. Перетятковича появилось здание, построенное по заказу финансиста Вавельберга для Петербургского торгового банка (дом № 7/9). В 1910-е годы было возведено еще несколько подобных зданий: здание коммерческого банка «Юнкер и Ко»; архитектором В.И. Ван дер Гухта (№ 12), здание Петербургского частного коммерческого банка по проекту архитектора В. П. Цейдлера (№ 1). По мере развития капитализма на Невском проспекте открывались новые конторы и правления различных компаний, страховых и акционерных обществ , комиссий . Здесь располагались магазины крупнейших предприятий города. К 1917 году на Невском проспекте располагались 29 банков и кредитных учреждений из 64 существовавших тогда в Петербурге, 10 из 14 банковских домов, 22 из 29 банковских контор. Причем на Невском преобладали крупнейшие банки страны: Волжско-Камский коммерческий банк (№38), Русско-Азиатский банк (№62) и многие другие. [15]

Невский проспект стал деловым и финансовым центром города. Как описывают проспект в городских путеводителях, он превратился в «жизненную артерию», «центр великолепия, роскоши и изящества столицы». «Здесь соединено все блестящее, драгоценное, роскошное, чем может выставлять напоказ только петербургская торговля и промышленность». Самым известным и крупным торговым центром был Гостиный двор. К концу XIX века в некоторых магазинах появилось газовое освещение и даже электрическое воздушное отопление, большие зеркальные витрины. Здесь было до 300 торговых помещений, штат сотрудников составлял почти 5 тысяч человек. «Пассаж» насчитывал до 60 магазинов. Товарооборот магазинов на Невском исчислялся миллионами. Богатые купцы имели на центральной улице города не только магазины, но и доходные дома и гостиницы. Например, торговое товарищество В.И. Соловьева помимо четырех магазинов (№ 47, 59, 71, 76) владело рестораном «Палкин» в № 47, гостиницей «Большая Северная» и его филиалом в доме № 51. Реклама уже не могла умещались на первых двух этажах и поэтому иногда занимали весь фасад здания до крыши. В ясную погоду на тротуарах Невского метрополитена. бомонд . К услугам богатых горожан были модные парикмахерские, портные, лучшие фотоателье, модные рестораны, кафе, кондитерские и всевозможные клубы. К концу XIX века торцевой тротуар был продлен до Знаменской площади. Многие технические новинки впервые были опробованы на Невском. [15] опыты по электрическому уличному освещению С 17 (29) апреля по 2 (14) мая 1879 года на Александрийской площади проводились , организованные товариществом П. Н. Яблочкова . Ночью, с 22:00 до полуночи публике были показаны эксперименты по «мгновенному гашению и возгоранию» четырёх электрических фонарей из 12. В день окончания эксперимента памятник Императрице был подсвечен рефлекторами . [3] На Мойке у Полицейского моста электростанцию на барже смонтировали первую в Петербурге . 30 декабря 1883 года проспект от Мойки до Фонтанки первым в России был освещен электрическими лампами накаливания . Через два года электричество появилось на участке от Фонтанки до Знаменской площади. На Невском проспекте в 1882 году появилась первая в России телефонная станция, которая располагалась в доме № 26. От установленной наверху башни шли провода [15] были растянуты во все стороны.

21 век. Современный период

[ редактировать ]

В 1990-е годы были полностью разобраны дома №№ 15 , 55, 59, 68 , 114 и 116. На их месте возводились новые здания с частичной или полной реконструкцией исторического фасада. Здания были намеренно доведены до аварий владельцами или были признаны таковыми незаконно, демонтаж построек проводился без разрешительных документов. Внешний вид некоторых в начале 2010-х годов был искажен из-за строительства мансард (дома № 3, 64). [18]

С 1999 по 2004 год шла комплексная реконструкция Невского проспекта от Адмиралтейства до площади Восстания: проведено мощение гранитными плитами тротуаров, заменены коммуникации и инженерные сети. В 2005–2006 годах фасады почти всех зданий были украшены художественной подсветкой. В 2008 году от Адмиралтейства к площади Восстания была выделена полоса для общественного транспорта. На тротуарах от площади Восстания до площади Александра Невского асфальтовое покрытие заменили на гранитное. [18]

Невский проспект – место массовых торжеств. В Новый год , День Победы (9 мая), День города (27 мая) и другие памятные даты проспект от Фонтанки до Дворцовой площади превращается в пешеходную зону. [19] 12 сентября – в День святого благоверного князя Александра Невского по главной магистрали города проходит традиционный крестный ход от Казанского собора до площади Александра Невского. [20]

Невский проспект, 19 век. Гравюры

[ редактировать ]

История названия

[ редактировать ]

В первые советские годы (1918–44) название Невского проспекта было сначала изменено на «Улицу Пролеткульта» (Улица Пролеткульта) в честь этой советской художественной организации . [21] После упадка Пролеткульта уже примерно в 1920 году название было снова изменено, на этот раз на «Проспект 25 октября», намекая на день Октябрьской революции : название так и не вошло в повседневный язык жителей города, которые продолжали использовать дореволюционное название. Во время блокады Ленинграда (1941–1944) на некоторых стенах с северной стороны Невского проспекта была нанесена по трафарету надпись « Граждане! При обстреле эта сторона улицы наиболее опасна », предупреждающая прохожих о местах наибольшего риска. от немецкого артиллерийского обстрела. [22] В 1962 году надпись была воссоздана на здании школы № 210 на Невском проспекте по инициативе поэта Михаила Дудина . [22] [23] Надпись и другие примеры по всему городу считаются военными мемориалами и часто являются местом памяти осады. В январе 2019 года губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов возложил цветы к надписи на Невском проспекте. [24]

По окончании блокады Ленинграда, в январе 1944 года, название Невский проспект было формально восстановлено и сохранилось до сих пор. [25]

Значение

[ редактировать ]

Невский сегодня является главной магистралью Санкт-Петербурга . Большая часть магазинов и ночных клубов города сосредоточена на Невском проспекте или рядом с ним.

The street is served by the stations Admiralteyskaya , Nevsky Prospekt , Gostiny Dvor , Mayakovskaya , Ploshchad Vosstaniya and Ploshchad Alexandra Nevskogo I of Saint Petersburg Metro . [26]

Достопримечательности Невского проспекта

[ редактировать ]
Это фотография Дома компании «Зингер» (также известного как «Дом книги»), объекта культурного наследия в России, расположенного на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова, прямо напротив Казанского собора. Он признан исторической достопримечательностью.
Это фото Дома компании «Зингер» (также известного как «Дом книги»), объекта культурного наследия в России, расположенного на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова , прямо напротив Казанского собора . Он признан исторической и туристической достопримечательностью .

Основные достопримечательности включают в стиле Растрелли Строгановский дворец , величественный в неоклассическом стиле Казанский собор , в стиле модерн Книжный дом (первоначально Дом Зингера), Елисеевский торговый центр , полдюжины церквей XVIII века, памятник Екатерине Великой , Большой Гостиный двор , Пассаж. , Российская национальная библиотека , Александринский театр и Аничков мост с конными статуями. Невский проспект входит в ЮНЕСКО список Всемирного наследия . [27]

Невский проспект в русской классической литературе XIX века.

[ редактировать ]

Николай Гоголь описал лихорадочную жизнь проспекта в своем рассказе «Невский проспект» , опубликованном в 1835 году. Федор Достоевский часто использовал Невский проспект как место действия в своих произведениях, таких как «Преступление и наказание» (1866) и «Двойник: Петербургская поэма» (1866). 1846). Кафе-ресторан, в котором бывали известные писатели золотого века русской литературы XIX века , до сих пор остается «Литературным кафе» на Невском проспекте.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Чешнокова А.Н. (1985). Nevsky Prospect . Leningrad: Lenizdat. pp. 5–14.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я "Парадный въезд в новую страницу". Невский Проспект [ Nevsky Prospect ]. 1985.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Веснина Н.Н. (2008). Сады Невского проспекта . СПб.: Пропилеи. стр. 10–18.
  4. ^ А. И. Богданов (1997). "Предисловие". Описание Санктпетербурга . Санкт-Петербург: Северо-Западная Библейская Комиссия. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской Академии наук.
  5. ^ П. Н. Столпянский (1918). Как появился, был основан и вырос Санкт-Петербург . СПб. п. 319. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ "Невский проспект на официальном портале Администрации Санкт-Петербурга" . Archived from the original on 2 September 2007 . Retrieved 27 August 2007 .
  7. ^ Jump up to: а б Бунин М.С. Мосты Ленинграда .
  8. ^ Доктор геолого-минералогических наук С. Шульц (младший) (2001). "Главная улица Санкт-Петербурга" . nkj.ru (Журнал) (in Russian) (9) ( Наука и жизнь  ed.). Moscow.
  9. ^ "Самая знатная улица". Невский Проспект [ Nevsky Prospect ]. 1985.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Чеснокова А.Н. (1985). Nevsky Prospect . L.: Lenizdat. pp. 14–31.
  11. ^ Т.Ф.Саваренская (2004). История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм (Изд. Архитектура-C). М. стр. 109–113. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  12. ^ Jump up to: а б с Чешнокова А.Н. (1985). Nevsky Prospekt . L.: Lenizdat. pp. 31-44.
  13. ^ Ленинград. Гид . Составил Серпокрыл С. М.Л.: Лениздат. 1973. стр. 133–140. {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  14. ^ И. Г. Котельникова (1971). Панорама Невского проспекта В.С. Садовников. ЮМ Денисов. Приложение к альбому "Панорама Невского проспекта В.С. Садовникова" . Л.: Аврора.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж Чешнокова А.Н. (1985). Nevsky Prospekt . L.: Lenizdat. pp. 46-64.
  16. ^ Санкт-Петербург: Энциклопедия . Москва: Российская политическая энциклопедия. 2006. стр. 9, 882.
  17. ^ Редактор-составитель Дмитрий Шерих (1995). Книга рекордов Петербурга. Все самое интересное из истории и жизни города . СПб: Иванов и Лещинский. стр. 183–187. {{cite book}}: |author= имеет общее имя ( справка )
  18. ^ Jump up to: а б "Невский проспект — история: от создания до современности" . Retrieved 9 September 2019 .
  19. ^ «Невский проспект – история и фото» . Прогулки по Петербургу – авторский проект об истории и достопримечательностях Петербурга . Проверено 30 декабря 2019 г.
  20. ^ «Крестный ход на Невском проспекте 12 сентября 2018 года: блок-схема улиц» . «Комсомольская правда» в Петербурге . Проверено 30 декабря 2019 г.
  21. ^ Линн Мэлли, Культура будущего: Пролеткультовое движение в революционной России. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета, 1990; стр. 44.
  22. ^ Jump up to: а б Bratskiy, Yan (19 November 2018). "В Петербурге вандалы закрасили историческую надпись "При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна" " (in Russian). Zvezda . Retrieved 1 May 2019 .
  23. ^ Soboleva, Inna Arkadevna (2011). Утраченный Петербург (in Russian). Издательский дом "Питер". p. 132. ISBN  9785459003901 .
  24. ^ "Александр Беглов возложил цветы к памятной надписи на Невском проспекте" (in Russian). 5-Родной. 26 January 2019 . Retrieved 1 May 2019 .
  25. ^ "Невский проспект.Санкт-Петербург" .
  26. ^ Невский проспект - «Проспект имеет пять станций метро по всей длине, каждая из которых имеет свою уникальную индивидуальность. Это: «Площадь Александра Невского», «Площадь Восстания», «Маяковская», «Гостиный двор» и «Невский проспект». Только что на линии М5 недалеко от Невского, на Большой Морской улице, построили шестую станцию ​​под названием «Адмиралтейская».
  27. ^ «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 4 декабря 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea710f96738646fa1eb22a58fc9f8932__1720975680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/32/ea710f96738646fa1eb22a58fc9f8932.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nevsky Prospect - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)