Romanov Tercentenary
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июль 2020 г. ) |

Трехсотлетие Дома Романовых ( русский : Трёхсотлетие до́ма Рома́новых , латинизированное : Трохсотлетие дома Романовых , букв. «Трехсотлетие дома Романовых ») — общенациональное празднование, отмечавшееся в Российской империи с февраля 1913 года в честь правящего Дома Романовых. Романов . После грандиозной демонстрации богатства и власти в Санкт-Петербурге и недели приемов в Зимнем дворце императорская семья отправилась в путешествие по Михаила I Романова маршруту после того, как он был избран царем Земским собором 1613 года . своеобразное паломничество по городам древней Московии, связанным с династией Романовых, в мае.
Его описывали как «феерическое зрелище» и грандиозное пропагандистское мероприятие; но среди его основных целей было «вызвать уважение и народную поддержку принципа самодержавия», а также заново изобрести прошлое, «пересказать эпос о «народном царе», чтобы придать монархии историческую легитимность». и образ прочного постоянства в это тревожное время, когда ее право на власть было поставлено под сомнение зарождающейся российской демократией», отступление «в прошлое в надежде, что оно спасет их от будущего». [1] На протяжении всего юбилея как бы лейтмотивом был культ Московии XVII века с ее вотчиной (с царем, владеющим Россией как частной вотчиной), личным правлением с царем, представлением Бога на земле , и концепцией мистического союз «Маленького Царя-батюшки» с его православными подданными, которые его почитали и обожали. [2] На торжествах царская символика находилась в центре, а все государственные символы отодвигались далеко на второй план. [3]
История
[ редактировать ]
Трехсотлетие дождливым началось в столице империи Санкт-Петербурге февральским утром. Это событие было у всех на слуху в течение нескольких недель, предшествовавших фактической дате, и в столичных гранд-отелях собрались сановники со всей империи: князья из Прибалтики и Польши , первосвященники из Армении и Грузии на Кавказе , а также и вожди племен из Центральной Азии наряду ханом Хивы муллы и эмиром Бухары с . Кроме того, там была большая группа гостей из провинции и рабочих, что превосходило по численности обычных хорошо одетых прогуливающихся по Зимнему дворцу . Город был полон этих приезжих, а на Невском проспекте были самые страшные за всю историю пробки из-за сближения автомобилей, карет и трамваев . Сами улицы были украшены имперскими цветами синего, красного и белого цветов, статуи были украшены лентами и гирляндами , а портреты царской линии восходили к основателю династии Романовых. Майкла вешали на фасадах банков и магазинов. Над трамвайными путями висели световые цепи, на которых было написано «Боже, царя храни» или изображался двуглавый орел Романовых с надписью «1613–1913» под ним. Для многих провинциальных посетителей это был первый взгляд на электрический свет, и они восхищались «колоннами, арками и обелисками света». [4]

Ритуалы начались в Казанском соборе , перед которым стоял белый павильон, наполненный бромелиями , ладаном и пальмами, и где с утра собиралась огромная толпа с иконами, крестами и знаменами. Внутри собора находился «правящий класс» России: великие князья и князья, предводители дворянства , члены двора, члены правительства, включая министров, сенаторов и статских советников, а также депутаты Думы , высшие государственные служащие, военачальники, такие как генералы и адмиралы, губернские губернаторы, городские головы и земские руководители. Патриарх Антиохийский Григорий IV , прибывший специально по этому случаю из Греции , возглавил «торжественное благодарение» вместе с тремя русскими митрополитами и пятьюдесятью петербургскими священниками. Императорская семья выехала из Зимнего дворца в открытых каретах в сопровождении двух эскадронов Его Величества Конной гвардии и всадников -казаков в черных кафтанах и красных кавказских шапках. Царь Николай II впервые со времен Великой Отечественной войны выехал на публику. Революция 1905 года . По их маршруту шли Имперские гвардейцы, одетые в «великолепную» форму, а военные оркестры играли национальный гимн. Во время церемонии два голубя слетели с купола и несколько секунд зависли над Николаем II и его сыном, что царь воспринял как Божье благословение для своей династии. [5] Церемония в Казанском соборе также стала свидетелем некоторого конфликта, почти символического, между Распутиным и председателем Думы Михаилом Родзянко . Родзянко жаловался, что думцы сидят сзади, позади статских советников и сенаторов , что он считает ниже их достоинства. После жалобы церемониймейстеру, указав, что народное собрание избрало Михаила царем в 1613 году, их местами поменялись местами сенаторов. Подойдя к своему новому месту, он обнаружил Распутина на своем стуле. После горячего обмена словами, закончившегося лишь вмешательством сержанта, Распутин покинул здание в ожидающем экипаже. Премьер-министр Владимир Коковцов был не менее возмущен отношением суда к избранному правительству во время ритуалов по случаю трехсотлетия.
Заводы были закрыты на государственный праздник, а в муниципальных столовых раздавалось бесплатное питание в честь 300-летия. Ходили слухи, что ломбарды предлагают заложенные вещи обратно без процентов, но как только толпа узнала, что это не так, в нескольких ломбардах разбили окна. В честь годовщины должны были быть освобождены по амнистии 2000 заключенных, и женщины собрались возле городских тюрем в надежде, что их мужчины будут среди освобожденных. Позже во второй половине дня на площади собрались большие толпы людей, чтобы посмотреть световое и звуковое шоу. В ларьках продавалось пиво и пироги, а также романовские флаги и сувениры. В парках проходили концерты и парки. С наступлением темноты Невский проспект «стал одной сплошной массой людей». Фейерверки осветили небо, огни «пересекли» город, пронеслись по крышам, задерживаясь на некоторое время над значимыми памятниками. Шпиль Адмиралтейства . «горел факелом», а Зимний дворец освещался тремя огромными портретами правящего царя Петр Великий и основатель династии Михаил I. [6]
Королевская семья оставалась в столице на неделю, принимая гостей в Зимнем дворце, где «длинные очереди» высокопоставленных лиц ждали, чтобы предстать перед королевской четой в концертном зале дворца. Роскошный бал прошел в Дворянское собрание , где Великая Княгиня Ольга присутствовала вместе со своими родителями на одном из своих первых светских мероприятий. Ажиотаж произвело то, что она танцевала полонез с князем Салтыковым, который нарушил этикет, забыв снять шляпу. В Мариинском театре гала-спектакль Глинки . « Жизнь за царя» состоялся [7] который занял видное место во время юбилея. [8] Мериэл Бьюкенен, дочь британского посла Джорджа Бьюкенена , отметила, что огромная выставка драгоценностей и диадем колыхалась «как поле маков», когда все они встали, чтобы поприветствовать царя. Несмотря на появление бывшей любовницы Николая Матильды Кшесинской , вышедшей из отставки танцевать мазурку , «сенсацией вечера» стал тенор Леонид Собинов , заменявший Шаляпина в костюме Михаила I Романова – первого время на сцене был изображен царь Романов. [7] Мериэл Бьюкенен также отметила, как веер бледной царицы дрожал в ее руках, когда она с трудом дышала, и как ее эмоции, казалось, крепко овладели ею; она также отметила, как небольшая волна негодования «прокатилась по театру», когда она встала и ушла после нескольких шепотов императору, чтобы ее больше не видели до конца вечера. Юбилей напрягал императрицу, и она часто рано покидала все общественные мероприятия с явными признаками бедствия. Орландо Файджес отмечает, что это произошло потому, что императрица не появлялась на публике более дюжины раз за десятилетие после того, как ее сын родился больным гемофилией. Кроме того, незадолго до юбилея состояние ее сына ухудшилось, а мнение о том, что празднование трехсотлетия было идеальной возможностью улучшить общественное мнение о царице, воспринималось только как высокомерная и холодная. [9]
Провинциальный тур
[ редактировать ]
Через три месяца, в мае, императорская семья отправилась в тур, своего рода паломничество, по маршруту Михаила I после его избрания правителем в 1613 году, и тур должен был посетить все древние города Московии, связанные с основанием династия Романовых. Тур начался в Костроме , куда они прибыли на «флотилии пароходов» по Волге , встречаемые большой толпой горожан. Здесь Николай посетил Ипатьевский монастырь , где Михаил искал убежища от вторжения поляков и московских междоусобиц, и позировал для фото с потомками бояр , предложивших Михаилу корону. Оттуда тур отправился во Владимир , Нижний Новгород и Ярославль по железной дороге в роскошном поезде. До монастырского города Суздаль группе пришлось ехать на тридцати открытых «Рено» , так как железных дорог не было.
Паломничество достигло апогея, когда императорская семья с триумфом прибыла в историческую столицу Москву , место коронации первого правителя Романовых, на Александровский вокзал, встречая большое количество высокопоставленных лиц. [10] Царь сел на белую лошадь и поехал один, на шестьдесят футов впереди остальной части отряда и своего казачьего гвардейского эскорта, к Кремлю на глазах у большой ликующей толпы. Украшение Тверской улицы с бархатными знаменами с романовской символикой, охватывающими бульвар, здания, увешанные вымпелами, флагами и огнями, «еще более изобретательными», чем в столице, увенчанные гирляндами статуи царя и осыпающий народ конфетти, были «еще великолепнее, чем в Петербурге». [10] Царь спешился на Красной площади , месте схода стекавшихся к нему крестных ходов по всему городу, где прошел мимо рядов поющих священников и для молитв вошел в Успенский собор . Молодой царевич вместе с остальными членами семьи также должен был пройти последние сто ярдов, но он потерял сознание из-за гемофилии стража должна была нести его , и казачья под «возгласы скорби» толпы. За этим последовал, по словам историка Орландо Файджеса , «еще один раунд зрелищ и гастрономии ». Бал в Собрании московского дворянства был особенно пышным, далеко превосходящим самые смелые мечты Голливуда ». [10] Во время бала императрица почувствовала себя настолько плохо, что едва могла встать, и от обморока на публике ее спас только муж Николай II, который вовремя вмешался и увел ее. [9]
Символизм
[ редактировать ]
(снесен в 1917 г.) .
Общение царя с его православными подданными было центральной темой торжеств. Центральное место в этом занимал культ русского крестьянина Ивана Сусанина , который должен был показать, что «простой» русский народ любил царя. Сусанин жил в костромском имении Романовых и, согласно легенде, ввел в заблуждение поляков, желавших убить Михаила Романова накануне его восшествия на престол ценой собственной жизни. Спектакли Глинки « Жизнь за царя» ставились по всей России школами, полками и самодеятельными труппами. историю Сусанина Брошюры и грошовая пресса печатали до тошноты , а одна газета рассказывала, как Сусанин показывал каждому солдату, как исполнять присягу, данную государю. Таким образом, образ крестьянина XVII века занимал видное место в трехсотлетии; Одним из примеров является памятник Романову в Костроме , где женское олицетворение России благословило коленопреклоненного Сусанина. В Костроме Николаю II подарили группу крестьян из Потемкины , утверждавшие, что являются потомками Сусанина. [11]
Юбилейная пропаганда утверждала, что избрание династии Романовых в 1613 году стало «решающим моментом национального пробуждения» и первым настоящим актом национального государства России. Говорили, что в выборах участвовала вся страна и что благодаря им Романовы стали олицетворением воли народа. Это отразилось среди других мест в словах одного пропагандиста, который писал, что «Дух России воплощен в ее Царе», «Царь является для народа высшим представлением о судьбах и идеалах нации». На практике это означало, что Россия и династия Романовых были одним и тем же, а Николай II на юбилее был представлен как воплощенная Россия. Газета «Новое время» писала об этом: «В каждой душе есть что-то Романовское. Что-то от души и духа Дома, правящего уже 300 лет». [12]
Большое значение имел также религиозный статус царя в общественном сознании и его роль как царя Батюшки («Царь-отец»), бога на земле. По мере нарастания революционного кризиса придворные пропагандисты все больше опирались на миф о добром царе. [13] Царь изображался человеком скромного образа жизни и простых вкусов, «близко знакомым» с каждым крестьянином и «несущим на себе все их нужды». К юбилею была опубликована биография – первая в истории живого царя, в которой он изображался как невнимательный отец своего народа, сострадательно и серьезно наблюдающий за его нуждами. Там же писалось, что он уделял особое внимание развитию крестьянства, часто посещал их избы, чтобы «вкусить молока и черного хлеба», что «радушно» беседовал с крестьянами на официальных приемах, после чего крестьяне перекреститься и почувствовать себя счастливее на всю оставшуюся жизнь. Там говорилось о «тысячах невидимых нитей, концентрирующихся в сердце царя, и эти нити тянутся к избам бедных, к дворцам богатых». Его также изображали одетым в крестьянскую одежду, питающимся крестьянской едой, такой как борщ и блины , и разделяющим их привычки. Во время трехсотлетия были сделаны фотографии, на которых он символически воздавал дань уважения крестьянству, дегустировал солдатские пайки или осматривал новые типы плугов. Все это должно было создать впечатление, что царь, как бы ни была мелочь, попал под его внимание и что его влияние было вездесущим. [14]
На протяжении всего юбилея культ Московии XVII века с ее вотчиной (когда царь владел частной вотчиной Россией как между ), личным правлением с царем, воплощением Бога на земле, и концепцией «мистического союза» «Царь-батюшка» и его православные подданные, которые почитали и обожали его как отца и Бога, сыграли центральную роль в качестве лейтмотива торжеств. [15] [16] На торжествах царская символика находилась в центре, а все государственные символы отодвигались далеко на задний план. [17]
Последствия
[ редактировать ]Его описывали как «феерию зрелища» и грандиозное пропагандистское мероприятие, предпринятое династией Романовых в нестабильное для монархии время. Среди его основных целей было «вызвать уважение и народную поддержку принципа самодержавия», а также заново изобрести прошлое, «пересказать эпос о «народном царе», чтобы придать монархии мифическую историческую легитимность. и образ прочного постоянства в это тревожное время, когда ее право на власть подвергалось сомнению со стороны зарождающейся демократии в России». [10] По словам Файджеса, это было отступление «в прошлое в надежде, что оно спасет их от будущего».
Успех торжеств укрепил уверенность царя в амбициях царя в отношении народного самодержавия, поскольку царь вернулся из поездки, заявив, что «мой народ любит меня». Его жена, царица Александра, писала ему, описывая события как показывающие, как государственные министры, «постоянно» угрожавшие царю разговорами о революции, были трусами, поскольку им стоило только показать себя, и «их сердца сразу же стали нашими». Файджес отмечает, что единственными, кого убедили в иллюзиях юбилея, был сам суд. Николай начал стремиться приблизиться к своей мечте о личном правлении, и это также породило разговоры о путешествии по внутренней части России, плавании по Волге или посещении Кавказа или Сибири. Он также думал о закрытии Думы, вдохновленный своими наиболее реакционными министрами, или о превращении ее в консультативный орган, такой как Московское земельное собрание (Земский собор) 1500-х годов. [18]
Федору Линде , сержанту Финляндского полка , разрешили вернуться в Россию по амнистии, чтобы отпраздновать трехсотлетие, после ссылки за участие в организации «академического легиона» вместе с социал-демократами для распространения пропаганды среди рабочего класса. [19]
Иностранные реакции
[ редактировать ]Однако не только суд был «сметен» юбилейной риторикой. В специальном выпуске, посвященном юбилею, The Times написала о трехсотлетии, что «никакая надежда не кажется слишком уверенной или слишком яркой» относительно будущего Романовых. [20] [21] В нем также сообщалось, что марки с изображением царя, изготовленные в ознаменование юбилея, пришлось отозвать, поскольку «некоторые почтовые служащие-роялисты отказались ставить стирающий штемпель на эти священные лики». В заключении говорилось, что «эта лояльная и в высшей степени уважаемая щепетильность типична для сознания огромных масс русского народа». Великобритании Министерство иностранных дел согласилось, написав, что «ничто не может превзойти привязанность и преданность личности Императора, проявляемую населением, где бы ни появлялся Его Величество». Нет сомнения, что в этой сильной привязанности масс... к личности Государя заключается великая сила русского самодержавия». [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Р, Андрей (2016-06-08). "ГЛАВНЫЕ ЗАСЛУГИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II" . MOIARUSSIA (in Russian) . Retrieved 2020-10-06 .
- ^ Файджес, с. 6–7
- ^ Файджес, с. 9
- ^ Файджес, с. 3
- ^ Файджес, с. 3–4
- ^ Файджес, с. 4
- ^ Перейти обратно: а б Файджес, с. 4–5
- ^ Файджес, с. 10
- ^ Перейти обратно: а б Файджес, с. 24
- ^ Перейти обратно: а б с д Фигес, с. 6
- ^ Файджес, с. 10–11
- ^ Файджес, с. 11
- ^ Файджес, с. 11–12
- ^ Файджес, с. 12
- ^ Файджес, с. 6–7
- ^ Файджес, с. 245
- ^ Файджес, с. 9
- ^ Файджес, с. 12
- ^ Файджес, с. 314
- ^ Перейти обратно: а б Файджес, с. 13
- ^ Эммерсон, с. 122
Библиография
[ редактировать ]- Эммерсон, Чарльз (2013). 1913: Мир перед Великой войной . Лондон: Голова Бодли. п. 122 . ISBN 9781847922267 .
london times romanov tercentenary.
- Файджес, Орландо (2014). Народная трагедия: Русская революция 1891–1924 гг . Лондон: Голова Бодли. ISBN 9781847922915 .