Нильс Дардель
Нильс Дардель | |
---|---|
Рожденный | Нильс Элиас Кристофер фон Дардель 25 октября 1888 г. |
Умер | Нью-Йорк | 25 мая 1943 г. (54 года)
Национальность | Шведский |
Альма-матер | Шведская королевская академия искусств |
Заметная работа | Умирающий Денди |
Стиль | Постимпрессионизм |
Супруг | Тора Дардел |
Нильс Дардель (полное имя Нильс Элиас Кристофер фон Дардель , иногда известный как Нильс де Дардель ) — шведский художник -постимпрессионист 20-го века , внук известного шведского художника Фрица фон Дарделя . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Дардель родился в Беттне , Сёдерманланд , Швеция, в 1888 году. Учился в Шведской королевской академии искусств в Стокгольме. [ 1 ] между 1908–1910 гг. [ 2 ] Некоторые из его самых известных картин — «Умирающий денди» , «Криминальная страсть» , «Чёрная Диана» и «Джон Бланд» . [ нужна ссылка ]
Семейная жизнь
[ редактировать ]Нильс Дардель родился в шведской дворянской семье фон Дардель , в семье помещика Фрица Августа фон Дарделя и Софии Матильды Норлин. Его дедом был шведский художник Фриц фон Дардель , адъютант будущего короля Швеции Карла XV и член Шведской королевской академии художеств в Стокгольме. [ 3 ] где Нильс позже учился в период с 1908 по 1920 год и членом которого он в конце концов стал в 1934 году. [ 4 ]
В 1919 году он сделал предложение Ните Валленберг , но ее отец, шведский дипломат, не одобрял Дарделя, и браку не суждено было состояться. Это было тесно связано с созданием его работы «Казнь» («Казнь»), которая считается символом отвержения. [ 5 ]
Нильс Дардель женился на писательнице Торе Дардель (1899–1995 – урожденная Клинкковстрём), брак которой продлился с 1921 по 1934 год. Вместе у них родилась дочь Ингрид фон Дардель (1922–1962), которая, как и ее отец, стала художницей. Оба ее сына Генри Унгер (род. 1945 — отец Густав Унгер ) и Нильс Эквалл (род. 1954 — отец Лаге Эквалл ) в свою очередь также были активными шведскими художниками. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
После женитьбы на Торе где-то в 1930-е годы Нильс встретил Эдиту Моррис (1902–1988, урожденная Толл), шведскую писательницу, с которой он прожил остаток своей жизни. [ 1 ] хотя она осталась замужем за Айрой Виктором Моррисом .
Париж
[ редактировать ]После учебы в Швеции он поступил так же, как и многие его современники, и около 1910 года отправился в Париж (например, Леандер Энгстрем , Исаак Грюневальд , Эйнар Йолин и Сигрид Йертен , которые все стали учениками Анри Матисса ). Дардель в первую очередь черпал вдохновение у фовистов с их чистой палитрой, постимпрессионистов , а также японских гравюр на дереве . Дардель также совершил краткий набег на кубизм и нарисовал в этом стиле несколько городских пейзажей. [ 9 ]
Постимпрессионизм
[ редактировать ]Дардель исследовал пуантилизм , используя яркие цвета вместе с очень четкими мотивами. Картина «Бегравнинг и Сенлис» («Похороны в Санлисе») 1913 года, типичная для этого стиля, была написана во время пребывания Дарделя в средневековом городе Санлис . Еще одной ранней картиной было изображение немецкого арт-дилера Альфреда Флеххайма . На протяжении жизни Дардел в основном рисовал людей, уделяя особое внимание портретной живописи или изображениям групп людей. [ 9 ]
Шведские балеты
[ редактировать ]Прожив три года в Париже, Дардель и Рольф де Маре подружились. Позже Маре создаст Ballets Suédois , которые выступали в Париже между 1920 и 1925 годами. Дружба пошла на пользу Дарделю, поскольку Маре смог стать благотворителем искусства Дарделя, а также утверждается, что этот дуэт принес плоды для танцевальной труппы Маре. [ 9 ]
В начале 1920-х годов Дардель создал ряд работ на основе декораций, которые сравнивали с набросками из драмы или фильма. Дардель также создал декорации для «Пробуждений в летнюю ночь» (музыка Хьюго Альфвена ) и Maison de Fous (танцевальная драма на композиции Викинга Даля ). «Преступление страсти» (Преступление страсти) 1921 года типично для картин Дарделя этой эпохи. [ 9 ]
Путешествия
[ редактировать ]Нильс был плодовитым путешественником, черпавшим вдохновение и мотивы из разных стран.
Спустя годы
[ редактировать ]Дардел вел кочевой образ жизни, путешествуя повсюду, но так и не обосновавшись. На многих его портретах изображены люди и места, которых он встречал во время своих путешествий. Он был известен как склонный к саморазрушению. [ 9 ]
Не получивший особого признания при его жизни, его прорыв в Швеции произошел одновременно с началом Второй мировой войны в Европе, когда Лильевалкс Констхалль представил ретроспективу жизни и творчества Дарделя. [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]Нильс умер в Нью-Йорке в 1943 году. [ 9 ] и был похоронен на кладбище Экерё под Стокгольмом. [ 10 ]
Его работы выставлены во многих музеях и галереях, включая Национальный музей , Художественный музей Гетеборга , Художественный музей Мальмё , Nasjonalgalleriet и Waldermarsudde . Его работы «Автопортрет» и «Визит к эксцентричной даме» вошли в серию марок шведского почтового отделения 1988 года «Svenska konstnärer i Paris» («Шведские художники в Париже»). [ нужна ссылка ]
Его работа 1918 года Den döende dandyn («Умирающий денди») была дважды продана по рекордным ценам в магазине Буковски в Стокгольме; сначала в 1984 году - 3,4 миллиона крон, а затем в 1988 году - сенсационные 13 миллионов крон. [ 11 ] Одновременно этот образ сыграл знаковую роль в шведском гей-движении 1980-х годов. Его работы стали анализироваться в рамках многообещающей области гендерных исследований, а амбивалентность пола его персонажей стала темой исследования. [ 12 ]
Работа Дарделя Vattenfallet (или Водопад ) была продана за 25 миллионов крон в 2012 году и на сегодняшний день была самой дорогой модернистской шведской картиной, когда-либо проданной. Покупателем выступило неназванное физическое лицо. Этот рекорд, в свою очередь, вытеснил предыдущий рекорд Dying Dandy . [ 13 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]1900-е годы
[ редактировать ]-
Автопортрет
1906 -
Госшувуд
1908 -
Мужской портрет
Портрет мужчины
1908 -
Девушка Торпар
Фермерская девушка
1909
1910-е годы
[ редактировать ]-
Девушка в синем платье
Девушка в синем платье
1910 -
Две девушки
Две девушки
1911 -
Туристический отель в Ряттвике
Туристический отель в Раттвике
1915 -
Умирающий Денди
(1-я версия)
1918
1920-е годы
[ редактировать ]-
Визит к эксцентричной даме
1921 -
Черная Диана
Черная Диана
1929 -
Мечты и фантазии №1
Мечты и фантазии
1922 -
Танец со смертью
Танец со смертью
1920 -
Семейная идиллия
Семейная идиллия
1923 -
Возвращение на игровые площадки молодежи
1924
1930-е годы
[ редактировать ]-
Марта
1930 -
Сердце в огне
Сердце в огне
что. 1930 год -
Рыбак
Рыболов
1931 -
Кузнечик
Кузнечик
1931 -
Похищенная змея
что. 1931 год -
Автопортрет
1935 -
Под редакцией Морриса
1936
1940-е годы
[ редактировать ]-
Мексиканский мальчик
~1940 -
Мексиканская девушка
~1940 -
Мексиканка со скрещенными руками
Мексиканка со скрещенными руками
~1940 -
Домашний убийца
Убийца жены
~1940 -
Мексиканская девушка
~1940 -
Старая мексиканская женщина
Старая мексиканская дама -
Мексиканский индеец
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нильс фон Дардель , в Современном музее – Книга , изд. К. Виденхайм и др. , Стокгольм, Moderna Museet, 2006 г. ISBN 9789171006967
- Нильс Дардель – и современность Джон Питер Нильссон и др. , Модерна Музеет, 2014. ISBN 9789186243586
- (на шведском языке) Нильс Дардель – В тени денди , Хальмстад: Художественный музей Мьельби, 2012 г. ISBN 9789198035117
- (на шведском языке) Книга Торы Дардель о Нильсе Дарделе, Bokförlaget Cordia, 2-е изд. 1995 год ISBN 9170851506
- Русскоязычный сайт с многочисленными картинами Нильса Дарделя.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Нильс Дардель – Краткая биография» . Дардел.инфо . Проверено 21 июня 2015 г.
- ^ «Нильс Дардель (или де Дардель) — Метрополитен-музей» . www.metmuseum.org . Проверено 10 августа 2024 г.
- ^ Голубая кровь и лилейно-белые руки: этнологическое исследование аристократических женщин 1850-1900 годов, Анджела Рундквист, Карлссон, 1989, стр. 318-319, 321-322, 382
- ^ Нильс Дардель: в тени денди; [Данная публикация сопровождается выставкой в Художественном музее Мьельби . Хальмстад: Художественный музей Мьельби. 2012. стр. 67. ISBN. 9789198035117 .
- ^ Jump up to: а б Нильс Дардель: в тени денди; [Данная публикация сопровождается выставкой в Художественном музее Мьельби . Хальмстад: Художественный музей Мьельби. 2012. стр. 16. ISBN. 9789198035117 .
- ↑ Биография Генри Унгера. Архивировано 20 июня 2013 года на веб-сайте Wayback Machine Генри Унгера. По состоянию на 6 января 2013 г.
- ^ ЭКВАЛЛ, ЛАГЕ Э.О., режиссер Альстада в фильме «Кто есть кто?» / Сконе, Халланд, Блекинге 1966 / стр. 205.
- ^ Нильса Эквалла Официальный сайт . По состоянию на 6 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Виденхайм, Сесилия, изд. (2004). Moderna Museet – Книга (2-е печатное изд.). Стокгольм: Moderna Museet. Нильс фон Дардель. ISBN 9789171006967 .
- ^ Йоран Остранд: Известные и неизвестные на кладбищах Стокгольма (Ordalaget Bokförlag 1998), стр.40 ISBN 91-973128-2-7
- ^ «Умирающий денди под молотком» . Проверено 21 июня 2015 г.
- ^ Нильс Дардель: в тени денди; [Данная публикация сопровождается выставкой в Художественном музее Мьельби . Хальмстад: Художественный музей Мьельби. 2012. стр. 7–9. ISBN 9789198035117 .
- ^ «Рекордная цена на картину Дарделя – DN.SE» . Сегодняшние новости . 24 октября 2012 года . Проверено 27 июня 2015 г.