Пол Дюкас
Пол Абрахам Дукас (англ. Французский: [dykɑ(ː)s] или [dyka] ; [1] 1 октября 1865 — 17 мая 1935) — французский композитор, критик, учёный и педагог. Прилежный и замкнутый человек, он был крайне самокритичен, отказавшись от многих своих сочинений и уничтожив их. Его самая известная работа — оркестровая пьеса «Ученик чародея» ( L'apprenti sorcier ), слава которой затмила славу других его сохранившихся произведений, во многом благодаря ее использованию в диснеевском фильме « Фантазия» 1940 года . Среди них опера «Ариана и синий цвет волос» , его «Симфония до мажор» и соната для фортепиано ми-бемоль минор , « Вариации, интерлюдия и финал на тему Рамо» (для фортепиано соло), а также балет «Ла Пери» .
В то время, когда французские музыканты были разделены на консервативную и прогрессивную фракции, Дюка не придерживался ни одной из них, но сохранил восхищение обеих. На его композиции оказали влияние такие композиторы, как Бетховен , Берлиоз , Франк , д'Инди и Дебюсси .
Параллельно с композиторской карьерой Дюка работал музыкальным критиком, регулярно публикуя обзоры как минимум в пяти французских журналах. Позже в своей жизни он был назначен профессором композиции в Парижской консерватории и Нормальной школе музыки ; среди его учеников были Морис Дуруфле , Оливье Мессиан , Вальтер Пистон , Мануэль Понсе , Хоакин Родриго и Сиань Синхай .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Дюка родился в Париже и был вторым сыном в еврейской семье, в которой было трое детей. [2] [3] Его отец, Жюль Дюка, был банкиром, а мать, Эжени, была способной пианисткой. [3] [4] Когда Дюкасу было пять лет, его мать умерла, родив третьего ребенка, Маргариту-Люси. [3] Дюка брал уроки игры на фортепиано, но не проявлял необычного музыкального таланта, пока ему не исполнилось 14 лет, когда он начал сочинять, выздоравливая после болезни. [3] Он поступил в Парижскую консерваторию в конце 1881 года, в возрасте 16 лет, и изучал фортепиано у Жоржа Матиаса , гармонию у Теодора Дюбуа и композицию у Эрнеста Гиро . [5] Среди его сокурсников был Клод Дебюсси , с которым у Дюка сложилась близкая дружба. [2] От этого периода сохранились две ранние увертюры: «Гетц де Берлихинген» (1883 г.) и «Король Лир» (1883 г.). Рукопись последнего была вновь открыта в 1990-е годы, а работа впервые выполнена в 1995 году. [3]
Дюка получил несколько премий, в том числе второе место в самой престижной награде консерватории Prix de Rome за свою кантату «Велледа» в 1888 году. [5] Разочарованный неудачей в получении главной премии, он покинул консерваторию в 1889 году. [6] После обязательной военной службы он начал двойную карьеру композитора и музыкального критика. [5]
1890-е годы
[ редактировать ]Карьера Дюка как критика началась в 1892 году с рецензии на Вагнера, » « Кольцо Нибелунгов проведенной Густавом Малером в Ковент-Гардене в Лондоне. [3] Его обзор был опубликован в La Revue Hebdomadaire ; Позже он также писал для Minerva , La Chronique des Arts , Gazette des Beaux-Arts и Le Courrier Musical . [5] Его парижским дебютом как композитора стало исполнение его увертюры «Полиевкт» , написанной в 1891 году, премьера которой состоялась Шарлем Ламуре и его оркестром Ламуре в январе 1892 года. Основанное на трагедии Корнеля , произведение, как и многие французские произведения того периода, демонстрирует влияние Вагнера, [2] но последователен и демонстрирует некоторую индивидуальность. [5]
Хотя Дюка написал изрядное количество музыки, он был перфекционистом и уничтожил многие свои произведения из-за неудовлетворенности ими. [4] Сохранилось лишь несколько его произведений. После «Полиевкта » он начал писать оперу в 1892 году. Он написал собственное либретто « Рог и Рименхильд» , но сочинил только один акт, «слишком поздно осознав, что развитие произведения было скорее литературным, чем музыкальным». [7]
Симфония до мажор была написана в 1895–1896 годах, когда Дюка было около 30 лет. Он посвящен Полю Видалю и впервые был представлен в январе 1896 года под руководством посвященного. [5] В исследовании Дюка, опубликованном ближе к концу жизни композитора, Ирвинг Шверке писал: «Произведение… представляет собой богатое выражение модернизма в классической форме. Его идейная роскошь, благородство высказываний и архитектурная солидность делают его одним из самых выдающихся произведений. достижения современной письменности и великолепно опровергают широко распространенное мнение, что ни один французский композитор никогда не создавал великих симфоний». [5] Как и , Франка единственная симфония симфония Дюка состоит из трех частей, а не обычных четырех. Шверке писал об этом:
Выраженная индивидуально и спонтанно, Симфония до мажор дает свободу творческому духу автора и его запасу возвышенных эмоций. Бойкая, порывистая первая часть Allegro non troppo vivace отличается напряженной ритмикой. Его логическая структура, сильный тематический материал, полифоническое богатство и мужественный инструментарий создают волнующий эффект жизни и красок театрализованного представления. Вторая часть, Анданте , в резком контрасте с первой раскрывает совершенную законченность стиля композитора и невыразимое очарование его мелодии. Мощная последняя часть, Allegro Spiritoso , столь зеленая в инструментах, завершает симфонию энергично. [5]
При первом исполнении произведение было встречено неоднозначно. Дезире-Эмиль Ингельбрехт , позже известный как дирижер, был членом оркестра на премьере и писал: «Произведение, которое сегодня кажется нам таким ясным, вызвало протесты не только публики, но и музыкантов оркестр». [8] Симфония была принята лучше, когда оркестр Ламуре возродил ее в 1902 году. [8]
За симфонией последовало еще одно оркестровое произведение, безусловно, самое известное из сочинений Дюка, его скерцо для оркестра, L'apprenti sorcier ( Ученик чародея ) (1897), короткая пьеса (продолжительностью от 10 до 12 минут в исполнении). ) [9] по мотивам Гете поэмы « Волшебник ». [2] При жизни Дюка The Musical Quarterly отмечал, что мировая известность произведения не только затмила все остальные сочинения Дюка, но и затмила оригинальное стихотворение Гете. [5] Популярность произведения стала предметом раздражения Дюка. [6] В 2011 году словарь музыки и музыкантов Гроува отметил: «Популярность L'apprenti sorcier и волнующей киноверсии этого произведения в диснеевской « Фантазии» , возможно, препятствовала более полному пониманию Дюка, поскольку это единственное произведение гораздо более известно, чем его композитор. " [3]
произведения 20 века
[ редактировать ]Через десять лет после L'apprenti sorcier Дюка завершил два сложных и технически сложных масштабных произведения для фортепиано соло: Сонату для фортепиано (1901), посвященную Сен-Сансу , и Вариации, Интерлюдию и Финал на тему Рамо (1902). ). [3] В фортепианных произведениях Дюка критики заметили влияние Бетховена, или «Бетховена, каким его интерпретировал для французского ума Сезар Франк». [10] Премьеру обоих произведений представил Эдуард Рислер , знаменитый пианист той эпохи. [11] Есть также два небольших произведения для фортепиано соло. Соната, описанная критиком Эдвардом Локспейзером как «огромная и несколько непонятная», [10] не вошло в основной репертуар, но в последнее время его пропагандируют такие пианисты, как Марк-Андре Амлен и Маргарет Фингерхут . [12] [13] Локспайзер описывает вариации Рамо как более развитые и уверенные... Дюка наполняет традиционную форму новым и мощным духом». [10]
В 1899 году Дюка снова обратился к оперной композиции. Его вторая попытка, L'arbre de science , была заброшена, незавершенной, но в том же году он приступил к работе над своей единственной завершенной оперой «Ариана и Барб-блю» ( «Ариадна и Синяя Борода »). Произведение представляет собой постановку либретто Мориса Метерлинка . [14] Автор планировал, что либретто будет поставлен Григом, но в 1899 году предложил его Дюка. [15] Дюка работал над ней семь лет, и она была поставлена в Комической опере в 1907 году. [3] Оперу часто сравнивают с «Пеллеасом и Мелизандой» Дебюсси , которая впервые была исполнена, когда Дюка писал «Ариану и голубую девочку» . Оба произведения не только являются постановкой Метерлинка, но и имеют музыкальное сходство; В своей партитуре Дюка даже цитирует произведения Дебюсси. [14] парижской премьерой Рихарда Штрауса сенсационной оперы «Саломея» . Хотя он получил значительную похвалу, его успех был омрачен почти в то же время [3] Тем не менее, вскоре после премьеры опера Дюка была поставлена в Вене, где она вызвала большой интерес в . кругу Шенберга, а также во Франкфурте, Милане и Нью-Йорке [3] Он не занял постоянного места в репертуаре, несмотря на поддержку Артуро Тосканини , который дирижировал им в Нью-Йорке три года подряд. [16] и сэр Томас Бичем , назвавший ее «одной из лучших лирических драм нашего времени». [17] и поставил его в Ковент-Гардене в 1937 году. [18] Интерес к нему возродился в 1990-е годы, когда были поставлены постановки в Париже ( Театр дю Шатле , 1990) и Гамбурге ( Государственная опера , 1997). [3] и в Опере Бастилии в Париже в 2007 году. [19]
Последней крупной работой Дюка стал роскошный восточный балет «Пери» (1912). Описанный композитором как «танцевальная поэма», он изображает молодого персидского принца, который путешествует на край Земли в поисках цветка лотоса бессмертия и встречает его хранительницу Пери (фею). [20] Из-за очень тихих первых страниц балетной партитуры композитор добавил краткую «Фанфары для предшествующей оперы », которая дала типично шумной дневной публике время устроиться на своих местах до того, как начнется собственно произведение. «Пери» была написана для русско-французской танцовщицы Натальи Трухановой , которая играла главную роль в первом спектакле Шатле в 1912 году. Дягилев планировал постановку со своими «Русскими балетами», но постановка не состоялась; В 1916 году хореограф труппы Фокин поставил «Ученик чародея» . балет [3]
В 1916 году Дюка женился на Сюзанне Перейра (1883–1947), португальской по происхождению. У них был один ребенок, дочь Адриенн-Тереза, родившаяся в декабре 1919 года. [3]
Спустя годы
[ редактировать ]В последние годы жизни Дюка стал известен как преподаватель композиции. Когда в 1927 году Шарль-Мари Видор ушел с поста профессора композиции Парижской консерватории, на его место был назначен Дюка. [5] Он также преподавал в Нормальной школе музыки в Париже. Среди его многочисленных учеников были Жан Ален , Эльза Баррен , Ивонн Деспорт , Франсис Чагрен , Карлос Чавес , Морис Дуруфле , Жорж Гюгон , Жан Лангле , Оливье Мессиан , Вальтер Пистон , Мануэль Понсе , Хоакин Родриго , Дэвид Вактор и Сиань Ксактор Ванинг . [2] [3] [21] Как учитель он был консервативен, но всегда поощрял таланты, говоря одному ученику: «Очевидно, что ты действительно любишь музыку. Всегда помни, что ее нужно писать сердцем, а не головой». [20] Он сказал, что его метод обучения заключался в том, чтобы «помочь молодым музыкантам выразить себя в соответствии с их собственной природой. Музыка обязательно должна что-то выражать; она также обязана выражать кого-то, а именно своего композитора». [5] Гроув отмечает, что его обширные знания истории европейской музыки и его редакционная работа над Рамо, Скарлатти и Бетховеном дали ему «особый авторитет в преподавании исторических стилей». [3]
После «Ла Пери » Дюка не завершил никаких новых крупномасштабных композиций, хотя, как и в случае с его современником Жаном Сибелиусом , часто поступали сообщения о наличии в его распоряжении крупных работ. [15] После нескольких лет молчания, в 1920 году он написал дань уважения своему другу Дебюсси в форме La Plate, au loin, du faune... для фортепиано, за которым последовали Amours , постановка сонета Пьера де Ронсара . для голоса и фортепиано, изданное в 1924 году к четырехсотлетию со дня рождения поэта. [4] Незадолго до смерти он работал над симфонической поэмой, вдохновленной Шекспира «Бурей» . [4] пьеса, перевод которой на французский язык он сделал в 1918 году, имея в виду оперную версию. [3]
В последний год своей жизни Дюка был избран членом Академии изящных искусств . [15] Хотя Дюка не принадлежал ни к прогрессивным, ни к консервативным фракциям среди французских музыкантов того времени, он пользовался дружбой и уважением обеих. [6] В 1920 году Винсент д'Инди опубликовал исследование музыки Дюка; [3] Дебюсси оставался другом на всю жизнь, хотя и чувствовал, что музыка Дюка недостаточно французская; [15] Сен-Санс работал с Дюка над завершением незаконченной оперы Гиро, и они оба были заняты повторным открытием и редактированием произведений Жана-Филиппа Рамо ; [5] Форе посвятил Дюка свой Второй фортепианный квинтет в 1921 году. [22]
В 1920 году он стал членом Королевской академии наук, литературы и изящных искусств Бельгии . [23]
Дюка умер в Париже в 1935 году в возрасте 69 лет. Его кремировали, а его прах поместили в колумбарий на кладбище Пер-Лашез в Париже. [24]
Список работ
[ редактировать ]Опубликовано композитором
[ редактировать ]- Полиевкт , увертюра для оркестра (1891)
- Симфония до мажор (1895–96)
- «Ученик чародея» для оркестра (1897)
- Соната для фортепиано ми-бемоль минор (1899–1900)
- Вариации, интерлюдия и финал на тему Рамо для фортепиано (около 1899–1902)
- Ариадна и Синяя Борода , опера (1899–1907)
- Вилланель , для валторны и фортепиано (1906)
- Элегическая прелюдия на имя Гайдна , для фортепиано (1909)
- Вокализ-этюд (alla gitana) для голоса и фортепиано (1909)
- Ла Пери , балет (танцевальная поэма) (1911; позже дополнен фанфарами, предшествовавшими Ла Пери (1912))
- Далекая жалоба фавна... , для фортепиано (1920)
- «Амуры» , сонет для голоса и фортепиано (1924)
- Аллегро , для фортепиано (1925)
- Модере , для фортепиано (?) (1933; опубликовано посмертно в 1936 году)
Ранние неопубликованные работы
[ редактировать ]- Air de Clytemnestre , для голоса и небольшого оркестра (1882)
- Гетц де Берлихинген , увертюра для оркестра (1883)
- Король Лир , для оркестра (1883)
- Шансон де Барберин , для сопрано и оркестра (1884)
- Фестиваль «Мирта» для хора и оркестра (1884)
- Ундина и рыбак , для сопрано и оркестра (1884)
- Эндимион , кантата для трёх голосов соло и оркестра (1885)
- Вступление к поэме «Ласки» для фортепиано (1885)
- La Vision de Saül , кантата для трех сольных голосов и оркестра (1886)
- La Fleur , для хора и оркестра (1887)
- Фуга (1888)
- Hymne au Soleil , для хора и оркестра (1888)
- Велледа , кантата для трёх голосов соло и оркестра (1888)
- Семеле , кантата для трех сольных голосов и оркестра (1889)
Разрушенные и проектируемые сооружения
[ редактировать ]- Хорн и Рименхильд , опера (1892)
- «Древо науки» , опера (1899)
- Нить парка , симфоническая поэма (ок.1908)
- «Новый Свет» , опера (ок.1908–1910)
- Кровь Медузы , балет (1912)
- Симфония № 2 (после 1912 г.)
- Соната для скрипки (после 1912 г.)
- «Буря» , опера (ок.1918)
- Хореографические вариации , балет (1930)
- Безымянное оркестровое произведение для Бостонского симфонического оркестра (1932).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Деневиль, Томас. «Имена французских композиторов – Поль Дюка» . Мне важно, если ты слушаешь . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Локспайзер, с. 89
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Шварц, Мануэла и Г.В. Хопкинс. «Дюкас, Пол». Grove Music Online , Oxford Music Online, по состоянию на 19 марта 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гавард де ла Монтань, Дени. «Поль Дюка» , Musica et Memoria (текст на французском языке), по состоянию на 18 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Шверке, Ирвинг. «Пол Дюка: Краткая оценка» , The Musical Quarterly , июль 1928 г., стр. 403–412, по состоянию на 17 марта 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Пол Дюкас» , The Musical Times , июль 1935 г., стр. 655–656, по состоянию на 17 марта 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Дукас, цитируется в Grove.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лэнгэм Смит, Ричард (1994). Примечания к компакт-диску Chandos 209225
- ^ Ориентировочное время: 10 минут 04 секунды на HMV LP 1432 ( Симфонический оркестр NBC и Артуро Тосканини , 1957); 10 футов 44 дюйма на компакт-диске DG 419 617-2 ( Берлинский филармонический оркестр и Джеймс Левайн , 1987); 11 футов 44 дюйма на компакт-диске Chandos CHAN 241-32 ( Оркестр Ольстера и Ян Паскаль Тортелье , 1989); и 11 футов 33 дюйма на Decca CD 421 527-2 Монреальский симфонический оркестр и Шарль Дютуа , 1989 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Локспайзер, с. 92
- ^ Локспайзер, с. 90
- ^ Николас, Джереми. «Дукас» , Граммофон , июль 2006, с. 74, по состоянию на 18 марта 2011 г.
- ^ Чандос CD 8765 (1988)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арнольд, Денис и Ричард Лэнгэм Смит. «Дукас, Павел (Авраам)». Оксфордский спутник музыки . Эд. Элисон Лэтэм, Oxford Music Online, по состоянию на 19 марта 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Уолш, с. 110
- ^ Таубман, Ховард. «Тосканини в Америке» , The Musical Quarterly, апрель 1947 г., стр. 178–187 (требуется подписка)
- ^ Локспайзер, с. 91
- ^ Джефферсон, с. 184
- ^ "Ariane et Barbe-Bleue" , Evene , по состоянию на 18 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блейкман, Эдвард (1990). Примечания к компакт-диску Chandos 208852, стр. 5
- ↑ «Фрэнсис Чагрин» , Честер Новелло, по состоянию на 19 марта 2011 г.
- ^ Джонс, с. 207
- ^ Биографический указатель членов и сотрудников Королевской академии Бельгии (1769-2005). стр. 104
- ^ Кладбище Пер-Лашез. Сюжет: Дивизия 87 (колумбарий), урна 4938
Ссылки
[ редактировать ]- Джефферсон, Алан (1979). Сэр Томас Бичем: дань столетия . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 0-354-04205-Х .
- Джонс, Дж. Барри (1909). Габриэль Форе: Жизнь в письмах . Лондон: BT Бэтсфорд. ISBN 0-7134-5468-7 .
- Локспайзер, Эдвард (1957). «Поль Дюкас». В Бахарахе, А.Л. (ред.). Мастера музыки . Хармондсворт: Книги о пеликанах. OCLC 655768838 .
- Уолш, Стивен (1997). «Поль Дюкас». В Холдене, Аманда (ред.). Путеводитель по опере «Пингвин» . Лондон: Книги Пингвинов. ISBN 0-14-051385-Х .
- Уотсон, Лаура (2019). Поль Дюка: композитор и критик . Вудбридж: Бойделл. ISBN 978-1-787445109 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1865 рождений
- 1935 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Французские евреи XIX века
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Французские композиторы XX века
- Французские евреи 20-го века
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Академический состав Парижской нормальной школы музыки
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Композиторы из Парижа
- Выпускники Парижской консерватории
- Французские композиторы балета
- Французские классические фаготисты
- Французские музыкальные критики
- французские музыкальные преподаватели
- Французские оперные композиторы
- Французские композиторы-романтики
- Французские ученые
- Еврейские композиторы-классики
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Члены Королевской академии Бельгии
- Композиторы-модернисты
- Офицеры Почетного легиона
- Приз Блюменталя
- Римская премия за композицию
- Ученики Жоржа Матиаса