Симфония ре минор (Франк)
Симфония соль-диез мажор — самое известное оркестровое произведение и единственная зрелая симфония, написанная композитором XIX века Сезаром Франком . В нем используется циклическая форма, в которой важные темы повторяются во всех трех частях.
После двух лет работы Франк завершил симфонию 22 августа 1888 года. Премьера ее состоялась в Парижской консерватории 17 февраля 1889 года под руководством Жюля Гарсена . Франк посвятил ее своему ученику Анри Дюпарку . Несмотря на неоднозначные отзывы того времени, впоследствии он вошел в международный оркестровый репертуар. Хотя сегодня на концертах его программируют реже, чем в первой половине 20-го века, его записывали множество раз (доступно более 70 записей).
Фон
[ редактировать ]Франк родился в 1822 году на территории нынешней Бельгии, а в 1871 году стал натурализованным гражданином Франции. [ 1 ] В том же году он стал одним из основателей Национального общества музыки , созданного после франко-прусской войны Камилем Сен-Сансом и Роменом Бюссином для продвижения французской музыки. [ 2 ] Когда в ноябре 1886 года Общество раскололось из-за допуска к исполнению произведений нефранцузских композиторов, Франк стал его новым главой и вместе со своим бывшим учеником Винсентом д'Инди был ярым сторонником программирования иностранных композиторов. [ 3 ] [ 4 ]
Работы Франка после 1870 года отражают его растущее понимание и интерес к немецкой музыке, особенно к Рихарду Вагнеру . По настоянию, главным образом, своего ученика Анри Дюпарка , Франк «попытался изучать одну из партитур Вагнера каждое лето в последний период своей жизни». [ 5 ] Хотя он по-прежнему неоднозначно относился к композиционному подходу Вагнера, его оценка достоинств Вагнера оставалась, в отличие от других членов Société nationale (особенно Сен-Санса), «никоим образом не подверженных влиянию националистического измерения». [ 5 ] В результате Франк включил в свои более поздние композиции музыкальные элементы, связанные с вагнеровским или германским стилистическим подходом. Было высказано предположение, что «качество воображения [Франка], его решение формальных проблем и крайняя хроматичность его гармонии явно германские». [ 6 ] Он оставался поклонником немецкой музыки и меньше, чем некоторые его коллеги, беспокоился о так называемом «германском вторжении» музыки во Францию в 1870-х годах. [ 2 ] Действительно, Франк посвятил симфонию «моему другу Анри Дюпарку », студенту, который главным образом убеждал его углубить свои знания опер Вагнера. [ 2 ] [ 5 ] [ 7 ]
Франк достиг своего творческого пика в 1870-х годах, когда ему было под пятьдесят. Его Фортепианный квинтет и оратория «Блаженства» появились в 1879 году, «Симфонические вариации» — в 1885 году, а Скрипичная соната — в 1886 году. [ 8 ] В 1887 году он начал наброски симфонии — музыкальной формы, больше связанной с немецкой, чем с французской музыкой. [ 1 ] -Санса Сен «Органная» симфония была хорошо принята в прошлом году, но только одна более ранняя симфония французского композитора прочно утвердилась в международном оркестровом репертуаре: Берлиоза, «Фантастическая симфония» написанная в 1830 году. [ 9 ] Как Берлиоз, [ 10 ] Франк почитал Бетховена и некоторых комментаторов. [ н 1 ] отметили влияние Бетховена, особенно поздних струнных квартетов , на симфонию как по форме (Франк принял циклическую структуру), так и по содержанию. [ 9 ] [ 12 ] [ 11 ] Подобно Берлиозу, Франк отошел от привычной четырехчастной формы классической симфонии Гайдна , Моцарта и Бетховена; В отличие от «Фантастической симфонии» Берлиоза, написанной в пяти частях, симфония Франка написана в трех частях. [ 9 ]
Премьера и прием
[ редактировать ]Симфонические оркестры Парижа имели репутацию консерватистов и избегали современных произведений, но Концертное общество Парижской консерватории было исключением, исполняя новые произведения, в том числе «Органную симфонию» Сен-Санса (1888). [ 13 ] Симфония Франка была впервые исполнена 17 февраля 1889 года в концертном зале консерватории оркестром Общества под управлением Жюля Гарсена . [ 13 ]
Мнения разделились. Газета Le Figaro прокомментировала: «Новое произведение Сезара Франка представляет собой очень важную композицию, разработанную с использованием ресурсов мощного искусства ученого музыканта; но оно настолько плотное и плотное, что мы не можем охватить все его аспекты и почувствовать его воздействие. на первом слушании, несмотря на розданную аудитории аналитическую и тематическую записку». В газете «буйный энтузиазм» одних слушателей противопоставлялся прохладному приему со стороны других. [ 13 ] Были и враждебные комментарии. Сообщается, что Гуно назвал эту работу «утверждением бессилия, доведенным до догмы». [ 14 ] [ н 2 ] В консервативных кругах было сделано исключение для оркестровки Франка: Винсент д'Инди сказал, что неназванный коллега Франка по факультету Консерватории спросил: «Кто когда-нибудь слышал об английском рожке в симфонии? Просто назовите одну-единственную симфонию Гайдна или Бетховена». знакомство с английским рожком». [ 15 ] [ н 3 ] Использование Франком медных духовых инструментов было раскритиковано как слишком вопиющее: корнеты . к обычным оркестровым трубам были добавлены [ 17 ]
Известный музыкальный критик Камилла Беллег в обзоре 1889 года, опубликованном в журнале Revue des Deux Mondes, назвал ее «сухой и серой музыкой, без… изящества и очарования», и высмеял основную четырехтактную тему, на которой симфония распространяется повсюду, как «едва ли выше уровня тех, которые дают студентам консерватории». [ 18 ]
При более позднем прослушивании произведения Ле Менестрель сбалансировал критику и похвалу: он нашел музыку мрачной и помпезной, мало что говорящей, но произнес ее «с убеждением Папы, высказывающегося по догме». [ 19 ] Тем не менее, Ле Менестрель счел это произведение значительным достижением, достойным музыканта с благородными наклонностями, хотя и допустившего извинительную ошибку, «стремясь к слишком высокому для него пьедесталу». [ 19 ]
За пределами националистической среды французской музыкальной критики конца девятнадцатого века симфония Франка быстро стала популярной. Концертные программы показывают, что эта симфония стала одной из наиболее часто исполняемых французских симфоний и по популярности соперничала с произведениями Бетховена. [ 3 ] В течение нескольких лет после создания симфония регулярно транслировалась по всей Европе и в Соединенных Штатах . Американская премьера состоялась 16 января 1899 года в Бостоне под управлением Вильгельма Герике . [ 20 ]
С 1920-х по 1970-е годы симфония пользовалась популярностью у публики и часто исполнялась ведущими оркестрами США, но с тех пор ее известность существенно снизилась и больше не является частью оркестрового канона. В 2022 году музыканты объяснили это изменением музыкальных вкусов, чрезмерным знакомством с музыкой или духовностью медленного движения процессии, которая стала менее актуальной в более светскую эпоху. [ 21 ]
Анализ
[ редактировать ]Инструментарий
[ редактировать ]В партитуре задействованы две флейты , два гобоя , английский рожок , два кларнета , бас-кларнет , два фагота , четыре валторны , два корнета , две трубы , три тромбона , туба , литавры , арфа и струнные . [ 22 ]
Форма
[ редактировать ]В отличие от типичной позднеромантической симфонической структуры, Симфония ре минор состоит из трех частей, каждая из которых отсылает к исходной четырехтактной теме, представленной в начале пьесы.
- Медленный ; Веселый, но не слишком .
- являющаяся расширением стандартной формы сонаты-аллегро , начинается с гармонично гибкой темы (внизу), которая на протяжении всей части вращается с помощью самых разных тональностей. Симфония,
- Аллегретто
- Известен захватывающей мелодией, которую играет английский рожок под щипковую арфу и струны. Движение акцентировано двумя трио и оживленной частью, напоминающей скерцо .
- Финал: Аллегро нон танто
- Часть начинается радостной и жизнерадостной мелодией и написана в варианте сонатной формы. Кода . , которая резюмирует основной тематический материал симфонии, представляет собой ликующее восклицание первой темы, переворачивающее ее первоначальный мрачный вид и возвращающее симфонию к ее истокам
Записи
[ редактировать ]Эту работу часто записывали. BBC , на которой в 2017 году транслировался опубликовала список записей в связи со своей программой Record Review сравнительный обзор записей: [ 23 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дональд Тови процитировал Струнный квартет № 13 ; [ 9 ] Дэниел Грегори Мейсон нет. 16 ; [ 11 ] и в исследовании в The Musical Times Ф.Х. Шера упомянул и то, и другое. [ 12 ]
- ^ «Эта симфония — утверждение бессилия, доведённое до догмы» [ 14 ]
- ↑ Лоуренс Дэвис в своей биографии Франка отмечает, что на самом деле Гайдн использовал английский рожок в одной из своих симфоний: № 22 ми ♭ мажор, «Философ» . [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Тревитт, Джон и Жоэль-Мари Фоке. «Франк, Сезар (-Огюст-Жан-Гийом-Юбер) », Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 30 июня 2021 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с Штрассер, Майкл. «Национальное общество и его противники: музыкальная политика немецкого вторжения в 1870-е годы» , Музыка 19-го века , том. 24, нет. 3, 2001, стр. 225–251 (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б Деручи, Эндрю (2013). Французская симфония конца века: стиль, культура и симфоническая традиция . Рочестер, Нью-Йорк. ISBN 978-1-58046-838-1 . OCLC 859154652 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Национальное музыкальное общество» , Национальная библиотека Франции. Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Фоке, Жоэль-Мари (2004). «Сезар Франк как вокальный композитор». В Йосте, Питер (ред.). Сезар Франк: Работа и прием (на немецком языке). Штутгарт: Штайнер Верлаг. п. 17. ISBN 9783515082655 . OCLC 470365126 .
Вопрос Вагнера имеет особое значение в отношении Франка. До 1870 года Франк знал Вагнера лишь очень поверхностно. Следовательно, единственное влияние Вагнера на музыкальный стиль Франка - это возрастающий хроматизм. Это также ограничивается тем фактом, что хроматизм уже можно найти в некоторых произведениях Франции 1840-х годов под влиянием Листа. После 1870 года Франк познакомился с музыкой Вагнера благодаря своим ученикам, в первую очередь Анри Дюпарку. Франк, конечно, оценил «Валькюру» отрицательно, и энтузиазм, который он, по традиции Бревиля, выразил по поводу первого акта «Тристана и Изольды», услышанного им на концертах в Ламуре в 1884 году, противоречит неудовольствию, которое возникло при прочтении партитуры. подсказал. Тем не менее, под давлением своих учеников, Франк каждое лето в последние годы своей жизни старался изучать одну из партитур Вагнера. Но его раздражало, когда они обратились к Вагнеру с просьбой найти иное композиционное решение, чем то, которое он им предложил. В действительности Франк, как и другие французские музыканты, испытывал к Вагнеру одновременно и восхищение, и отвращение, с той лишь разницей, что для него не принимался во внимание националистический аспект.
- ^ Саквилл-Уэст и Шоу-Тейлор, с. 285
- ^ Франк, титульный лист
- ^ Бэйлисс, с. 205
- ^ Перейти обратно: а б с д Бэйлисс, с. 203
- ^ Облигации, с. 409
- ^ Перейти обратно: а б Мейсон, с. 71
- ^ Перейти обратно: а б Шера, Ф.Х. «Симфония ре минор Сезара Франка» . The Musical Times , апрель 1936 г., стр. 314–317 (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с Даркур, Шарль. «Музыкальные ноты» , «Фигаро» , 20 февраля 1889 г., с. 6
- ^ Перейти обратно: а б Кунель, с. 190 и Стоув, с. 266
- ^ Д'Инди, с. 62; и Дэвис, с. 236
- ^ Дэвис, с. 236
- ^ Мейсон, с. 69
- ^
Беллайг, Камилла (15 марта 1889 г.). «Музыкальное обозрение» . Ревю двух миров . 92 (2). 460. JSTOR 44777533 .
Ой! сухая и серая музыка, лишенная изящества, очарования и улыбки! Сами мотивы чаще всего неинтересны: первый, своего рода музыкальный вопросительный знак, едва ли стоит выше тех тем, которые разрабатываются студентами консерватории.
- ^ Перейти обратно: а б Бутарель, Амеде «Концерт Ламуре» , Le Ménestrel: музыкальный журнал , 26 ноября 1893 г., стр. 383
- ^ Берк, Джон Н. (1945). «Вильгельм Герике: столетняя ретроспектива» . Музыкальный ежеквартальный журнал . 31 (2): 163–187. дои : 10.1093/mq/XXXI.2.163 . JSTOR 739507 .
- ^ Аллен, Дэвид (18 марта 2022 г.). «Что случилось с одним из самых популярных произведений классической музыки?» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ Франк, с. 1
- ^ «Обзор записи» , BBC. Проверено 1 июля 2021 г.
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Бэйлисс, Стэнли (1949). «Сезар Франк». В Ральфе Хилле (ред.). Симфония . Хармондсворт: Пингвин. OCLC 1023580432 .
- Дэвис, Лоуренс (1977). Сезар Франк и его круг . Нью-Йорк: Да Капо. OCLC 311525906 .
- Д'Инди, Винсент (1909). Сезар Франк . Лондон: Джон Лейн. OCLC 13598593 .
- Франк, Сезар (1890). Симфония ре минор (PDF) . Париж: Хамель. OCLC 1156443684 .
- Кунель, Морис (1947). Жизнь Сезара Франка . Париж: Грассе. OCLC 751302461 .
- Мейсон, Дэниел Грегори (1920). Оценка музыки, Том. III: Краткие этюды великих шедевров = . Нью-Йорк: HW Грей. OCLC 670027725 . ;
- Саквилл-Уэст, Эдвард; Десмонд Шоу-Тейлор (1955). Руководство по записи . Лондон: Коллинз. OCLC 500373060 .
- Стоув, Р.Дж. (2012). Сезар Франк: его жизнь и времена . Лэнхэм: Scarecrow Press. ISBN 978-0-81-088208-9 .
Журналы
[ редактировать ]- Бондс, Марк Эван (осень 1992 г.). «Антиэроическая симфония: Гарольд в Италии Берлиоза и тревога по поводу влияния Бетховена». Журнал музыковедения . 10 (4): 417–463. дои : 10.2307/763644 . JSTOR 763644 . (требуется подписка)
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония ре минор : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур