Струнный квартет (Франк)
Струнный квартет ре мажор — единственный струнный квартет, созданный Сезаром Франком . Произведение было написано с 1889 по 1890 год.
Фон
[ редактировать ]Творческую жизнь Франка условно можно разделить на три периода. [ 1 ] В первый период (1841–1858), когда его амбициозный отец заставлял его действовать как виртуоз пианист- , [ 2 ] Франк написал произведения для камерной музыки , в том числе четыре фортепианных трио, пронумерованных как Опп композитора. 1 и 2. Франк получил совет от Ференца Листа , который примерно 40 лет спустя, услышав органное исполнение Франка в Сент-Клотильде в Париже , сказал: «Как я мог забыть композитора этих трио?» [ 3 ] Однако во второй период (1858–1876), когда Франк посвятил себя органу, каких-либо заметных произведений в этом жанре он не написал. [ 1 ] Шедевры Франка, в том числе Фортепианный квинтет фа минор (1879), Скрипичная соната ля мажор (1886) и этот квартет, написаны в третий период (1876–1890). Поскольку его следующее камерное произведение, вторая соната для скрипки, на момент его смерти в 1890 году не было закончено, этот струнный квартет является его последним законченным камерным произведением. [ 4 ]
Франк приступил к наброску этой работы в начале 1889 года. [ 5 ] [ н 1 ] Он начал с первой части и, по крайней мере, через три различные версии, завершил ее окончательную версию 29 октября. [ 6 ] Быстро закончив вторую часть к 9 ноября, [ 6 ] он завершил всю работу 15 января 1890 года. [ 5 ] Винсент д'Инди , один из знаменитых учеников Франка, отмечал (в детальный анализ, который он включает в свою биографию мастера), [ 7 ] что Франк уже подумывал о создании струнного квартета еще в 1870-х годах. [ н 2 ] Это было в 1870-х годах, когда было создано Национальное музыкальное общество , к которому Франк присоединился в качестве одного из основателей, с целью продвижения французской классической музыкальной традиции вместо сценической музыки; В то время он доминировал на музыкальной сцене страны под руководством влиятельных музыкантов, включая Жака Оффенбаха . [ 6 ] Хотя Франк отказался от струнного квартета, он возобновил его в 1888 году, когда, как вспоминал д'Инди, [ 8 ] для интенсивного изучения он нашел на своем фортепиано партитуры струнных квартетов Бетховена , Шуберта и «даже» Брамса . [ 6 ] [ н 3 ] Считается, что многие элементы струнного квартета Франка взяты из более поздних произведений Бетховена . [ 9 ] но следов Бетховена поверхностно не видно. [ 6 ]
Струнный квартет стал первым публичным успехом Франка в его жизни. [ 10 ] Франк, известный как композитор позднего расцвета, не привлекал особого внимания публики. Даже Симфония ре минор и Прелюдия, Ария и финал , репутация которых сегодня хорошо известна, были премьеры с катастрофой. [ 11 ] [ 12 ] Тем не менее, он никогда не потворствовал вкусам французской публики того времени и никогда не переставал следовать своему идеалу музыки, постепенно привлекая интерес публики, а также профессионалов через такие шедевры, как его соната для скрипки. [ 13 ] Наконец, 19 апреля 1890 года на концерте Национального общества музыки в зале Плейель премьера этого произведения была встречена бурными аплодисментами. [ 6 ] [ 10 ] Это было всего за семь месяцев до его смерти.
Партитура этого произведения была опубликована в 1892 году. [ 14 ] а издание Хамеля, Париж, широко использовалось в 1906 году. [ 5 ]
Структура
[ редактировать ]Квартет Франка — крупное симфоническое по масштабу произведение, состоящее из четырех частей, тесно связанных циклической формой . Полное выступление длится около 50 минут, что делает его одним из самых длинных струнных квартетов в репертуаре. [ 5 ]
Первое движение
[ редактировать ]4/4: Poco lento D major – Allegro D minor
Эта часть, написанная в необычной сонатной форме. [ 4 ] в сочетании с тройной формой , [ 6 ] начинается с большого вступления, которое д'Инди [ 15 ] называет Lied (песню), а также L'idée mère (фундаментальную или порождающую идею). Первая скрипка играет главную тему вступления под гармонический аккомпанемент струнных (Отрывок 1). Этот сюжет появится в этой и последующих частях как первая циклическая тема. [ 5 ] Вступление состоит из Отрывка 1 и Отрывка 2, которые исполняются тихо, контрастно.
Ступенчатый нисходящий пунктирный ритм, предложенный в самом конце вступления, переходит в основную часть сонатной формы ре минор, начиная с изложения первой темы (Отрывок 3). Отрывок 4, сыгранный виолончелью во время энергетического перехода , сыграет важную роль в финале как вторая циклическая тема. [ 5 ] Отрывок 4 также исполняется на скрипке. Страстная кульминация плавно связана с изложением второй темы, фа мажор , возникшей в диалоге первой скрипки и альта (Отрывок 5).
Следующая кульминация успокаивается кодеттой с использованием Отрывка 3, завершающей экспозицию. В разделе разработки Poco Lento альт начинает фугу, основанную на отрывке 1. [ 16 ] затем следует вторая скрипка, виолончель, а затем первая скрипка. [ 17 ] Условное развитие первой темы (Отрывок 3), опять-таки Аллегро, происходит после эмоционального завершения фуги. В разработку также включены Отрывки 4, 5 и многие другие материалы. Новое появление первой темы ре минор провозглашает начало перепросмотра. [ н 4 ] за которым следует Отрывок 4. Вторая тема начинается си мажор , но всего через четыре такта модулируется в ре мажор, что приводит к повторному появлению вступительной Lied (Poco lento) в той же тональности. Отголоски отрывка 3, следующие за отрывками 1 и 2, завершают движение.
- Отрывок 1 (скрипка)

- Отрывок 2 (скрипка)

- Отрывок 3 (скрипка)

- Отрывок 4 (виолончель)

- Отрывок 5 (скрипка)

Второе движение
[ редактировать ]Скерцо : Живой 3/8 фа-диез минор.
Вторая часть окрашена мендельсоновской легкостью. [ 6 ] Впечатляющие восходящие повторяющиеся ноты, как показано в отрывке 6, открывают скерцо фа-диез минор. эффективные частые введения тацетов . Здесь наблюдаются [ 6 ] [ 17 ] Другая основная тема, Отрывок 7, исполняется первой скрипкой в контрастной беглой манере. [ 16 ] Трио ре минор, основанное на Отрывке 8, также прерывается целыми паузами, удлиненными ферматами . В середине трио виолончель тайно играет отрывок 1. [ 16 ] После этого возвращается Скерцо (Отрывок 6), теперь с тактами пиццикато, заменяющими оригинальные немые такты, и вскоре оно переходит в Отрывок 7. Часть заканчивается тихой кодой пиццикато с Отрывком 8. Это самый короткий и наиболее доступный из всех фрагментов. движения квартета: подражал, например, Фрэнком Бриджем во втором из трех его романов всего несколько лет спустя (1904).
- Отрывок 6

- Отрывок 7 (скрипка)

- Отрывок 8 (скрипка)

Третья часть
[ редактировать ]Ларгетто 3/4 си мажор
Структура третьей части близка к тройной форме. Предполагается, что лирическая вступительная тема «Отрывок 9» возникла из отрывков 1 и 4. [ 18 ]
Первая часть этого движения сама по себе имеет троичную форму, и Отрывок 9 снова появляется после экспозиции Отрывка 10. [ 16 ] Во второй части этой части страстная мелодия исполняется первой скрипкой под аккомпанемент расширенных арпеджио (Отрывок 11). Эта мелодия уже звучала в среднем голосе во время экспозиции 10-го отрывка. [ 18 ] Повторная модуляция препятствует очевидному определению тональности, хотя ключевая подпись — до мажор . После кульминации средней части Отрывок 9 резюмируется в ppp . Эта третья часть не является простым повторением первой части; она довольно укорочена и включает в себя элементы второй части Poco Animato . Наконец, отрывок 10 тихо завершает движение.
- Отрывок 9 (скрипка)
![\относительный с' {
\key b \major \time 3/4 \tempo «Ларгетто». \частичный 4
\override Score.SpacingSpanner #'common-shortest-duration = #(ly:make-moment 1 4)
\set Staff.midiInstrument = "скрипка"
\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo 4 = 50
dis'4_\markup{ \italic {dolce, molto cantabile } } cis( b) e8.( dis16) dis4( cis) dis b4. ais8[( b8.gis16)] gis4(фис)
a8.( gis16) gis8( cis) ais4.( gis8) fis( b) g4.( fis8) fis\dim ( eis\! gis b) \times 2/3 { cis8( db) } d4( cis)
}](http://upload.wikimedia.org/score/5/r/5rxtaobss1m0zs4zuf19eiknzjce35y/5rxtaobs.png)
- Отрывок 10 (скрипка) [ n 5 ]

- Отрывок 11 (скрипка)

Четвертое движение
[ редактировать ]Финал: Аллегро танто 2/2 ре мажор.
Финал выполнен в расширенной сонатной форме. [ 18 ] Он начинается с сильной декламационной унисонной фразы (Отрывок 12), аргументация которой продолжается как «оконная рама» между стеклами основных сюжетов из трех предыдущих частей: [ 20 ] Отрывок 9 из третьей части, Отрывок 6 из второй части и Отрывок 1 из первой части. [ 17 ] Бетховена Это «резюме» похоже на финал девятой симфонии ; [ 6 ] [ 9 ] Сам Франк использовал тот же метод в своей органной пьесе Grande Pièce Symphonique . Поскольку три основные темы сильно контрастируют (по-разному) со своей рамкой, можно также вспомнить вторую часть 4-го фортепианного концерта Бетховена с ее диалогом между «гневным» оркестром и «умиротворяющим» фортепиано, которая ранее вдохновила начало оперы. Франка Симфонические вариации для фортепиано с оркестром.
После вступления раскрываются основные темы. Первый предмет (Отрывок 13), экспонированный на альте, индуцирован из Отрывка 1. После краткого заключения с фрагментом Отрывка 12 появляется ряд вторых субъектов: Отрывок 14, представляющий собой трансформацию Отрывка 4; [ 20 ] Отрывок 15, исполненный под строгим аккомпанементом Отрывка 12; и обнадеживающий отрывок 16.
В разработке Франк соединяет основные сюжеты в контрапункте . Добавлен отрывок 1, а отрывок 12 неоднократно появляется, меняя атмосферу. [ 20 ] Хотя начало перепросмотра неясно, за вторым появлением первого субъекта, примерно на такте 500, следуют вторые субъекты. В конце перепросмотра из тишины внезапно появляется Отрывок 6. Это знаменует собой появление коды, в которой Отрывок 6 доминирует в контрапункте с Отрывком 13. В финальной кульминации Отрывок 9 драматически поется в дополнении . Сдерживаемые эмоции после кульминации превращаются в Отрывок 12 в «Престо» , который переходит в заключение.
- Отрывок 12

- Отрывок 13 (альт)

- Отрывок 14 (скрипка)

- Отрывок 15 (скрипка)

- Отрывок 16 (скрипка)

Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ По другой ссылке, это было 29 октября 1889 года. [ 4 ]
- ^ Две ссылки указывают на разные годы; один на начало 1870 года, [ 6 ] другой примерно в 1878 году. [ 5 ]
- ↑ В другой ссылке та же история датирована примерно 1878 годом. [ 5 ]
- ↑ В ссылке сказано, что перепросмотр начинается с первого предмета соль минор. [ 4 ] предположительно, ошибочно принял часть разработки за перепросмотр.
- ^ В партитуре Hamelle показана цис-нота в третьем такте, третьей доле. [ 17 ] несмотря на записку c, показанную Хирано [ 18 ] и заслушано в записи. [ 19 ]
Ссылки
- ^ Jump up to: а б Хирано 1980 , с. 426.
- ^ Яширо 1981 , стр. 15.
- ^ "CHANDOS "Фортепианные трио Франка, том 2" " (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2014 г. Проверено 25 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Андерсон, Кейт. «НАКСОС, Струнный квартет ФРАНКА и Фортепианный квинтет» . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хирано 1980 , с. 430.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Николс, Роджер. «Hyperion Records, Форе и Франк: Струнные квартеты» . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ д'Инди 1910 , с. 163.
- ^ д'Инди 1910 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б Гримшоу, Джереми. Струнный квартет ре мажор, M9 на AllMusic . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Оки 1980 , с. 434.
- ^ «ЧАНДОС, «Франк: Les Eolides, Симфонические вариации, Симфония» » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2014 г. Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ Яширо 1981 , стр. 20.
- ^ Оки 1980 , с. 433–434.
- ^ Струнный квартет (Франк) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- ^ д'Инди 1910 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с д Хирано 1980 , с. 431.
- ^ Jump up to: а б с д «Партитура, Франк «Струнный квартет» » (PDF) . Хамель . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хирано 1980 , с. 432.
- ^ Brilliant Classics , "Струнный квартет Франка и фортепианный квинтет", 93716
- ^ Jump up to: а б с Хирано 1980 , с. 433.
Источники
[ редактировать ]- Хирано, Акира (1980). музыка II Камерная Полное собрание последних известных песен, Том 12, .
- Оки, Масаоки (1980). музыка II Камерная Полное собрание последних известных песен, Том 12, .
- Яширо, Акио (1981). 16, сольная часть III том Полное собрание последних известных песен, .
- д'Инди, Винсент (1910). Сезар Франк . Музыкальный книжный магазин Трэвиса и Эмери. ISBN 978-1-906857-78-3
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Буклет: CHANDOS , "Фортепианные трио Франка, том 2", CHAN9742
- Буклет: CHANDOS, «Франк: Les Eolides, Симфонические вариации, Симфония», CHAN9875
- Буклет: Hyperion Records , Форе и Франк: Струнные квартеты, CDA67664
- Буклет: НАКСОС , ФРАНК: Струнный квартет ре мажор / Фортепианный квинтет фа минор, 8.572009
- Партитура: Франк «Струнный квартет», Амель, Париж, ок. 1892 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Струнный квартет (Франк) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур