Соната для скрипки (Франк)
Соната ля мажор для скрипки и фортепиано Сезара Франка — одно из самых известных его произведений и считается одной из лучших когда-либо написанных сонат для скрипки и фортепиано. [ 1 ] Это смесь его богатого родного гармонического языка с классическими традициями, которые он высоко ценил, удерживаемые вместе в циклических рамках.
Фон
[ редактировать ]Соната для скрипки ля мажор была написана в 1886 году, когда Сезару Франку было 63 года, как свадебный подарок 28-летнему скрипачу Эжену Изаи . [ 1 ] Двадцать восемь лет назад, в 1858 году, Франк пообещал Козиме фон Бюлов написать сонату для скрипки . Это никогда не появлялось; Было высказано предположение, что любая работа, которую Франк проделал над этим произведением, была отложена и в конечном итоге попала в сонату, которую он написал для Изаи в 1886 году. [ 2 ]
Франк не присутствовал, когда Изаи женился, но утром в день свадьбы, 26 сентября 1886 года в Арлоне , их общий друг Шарль Борд преподнес работу как подарок Франка Изаи и его невесте Луизе Бурдо де Куртре. После поспешной репетиции Изаи и невестка Борда, пианистка Мари-Леонтина Борд-Пен , [ 3 ] сыграл сонату другим гостям свадьбы. [ 4 ]
Первое публичное концертное исполнение Сонаты состоялось 16 декабря того же года. [ 2 ] в Музее современного искусства в Брюсселе . [ 5 ] Изаи и Бордес-Пен снова выступили исполнителями. [ 2 ] [ 6 ] Соната стала заключительным номером длинной программы, которая началась в 15:00. Когда пришло время «Сонаты», уже стемнело, и галерея была погружена во мрак, но руководство музея вообще не разрешало использовать искусственное освещение. Поначалу казалось, что от Сонаты придется отказаться, но Изаи и Бордес-Пен все равно решили продолжить. Последние три части им пришлось сыграть по памяти в виртуальной темноте. Когда скрипач Арман Парент заметил, что Изаи сыграла первую часть быстрее, чем предполагал композитор, Франк ответил, что Изаи принял правильное решение, сказав, что «отныне не будет другого способа сыграть ее». Винсент д'Инди , присутствовавший при этом, записал эти подробности события. [ 7 ] [ 8 ]
Изаи держал Сонату для скрипки в своем репертуаре в течение следующих 40 лет своей жизни с различными пианистами, такими как Тео Изаи , Эрнест Шоссон , Ферруччо Бузони , Винсент д'Инди , Рауль Пуньо , Камилла Декреус , Артур Де Гриф , Леопольд Годовский. , Ив Нат и многие другие. Его поддержка Сонаты способствовала общественному признанию Франка как крупного композитора. [ 9 ] Это признание было весьма запоздалым; Франк умер через четыре года после публичной премьеры Сонаты и не добился своего первого безоговорочного публичного успеха до последнего года своей жизни, 19 апреля 1890 года, в Зале Плейель , где его струнного квартета ре мажор . состоялась премьера [ 10 ]
Соната ля ля регулярно появляется в концертных программах и записях и входит в основной репертуар всех крупнейших скрипачей. Яша Хейфец сыграл ее на своем последнем концерте в 1972 году.
Пьеса также примечательна сложностью фортепианной партии по сравнению с большей частью камерного репертуара. Его технические проблемы включают в себя частые чрезвычайно вытянутые фигуры (у самого композитора были огромные руки) и виртуозные беги и прыжки, особенно во второй части, хотя некоторые отрывки можно облегчить, используя запасную руку для прикрытия некоторых нот.
Структура
[ редактировать ]Работа носит циклический характер, все движения имеют общую тематическую нить. Темы одной части вновь появляются в последующих частях, но обычно трансформируются. Франк перенял эту технику у Ференца Листа — своего друга и отца Козимы фон Бюлов. [ 7 ] Винсент д'Инди описал сонату как «первую и чистейшую модель циклического использования тем в сонатной форме» и назвал ее «настоящим музыкальным памятником». [ 2 ]
Движения чередуются между медленными и быстрыми. [ 6 ]
- Аллегретто бен модерато , 9
8- Эта нежная и сладко-задумчивая качающаяся тема, введенная скрипкой после короткого вступления фортепиано, является тематическим стержнем всего произведения. Первоначально Франк задумывал это как медленную часть, но Изаи предпочла немного более быстрый темп и убедила Франка отметить ее Аллегретто . [ 9 ]
- Аллегро
- Эту бурную часть иногда считают настоящей вступительной частью, а Allegretto ben moderato служит длинным вступлением.
- Хорошо модерируется: Речитатив-Фантазия
- Это импровизационно по своей природе и свободно как по структуре, так и по выражению.
- Аллегретто маленький мосо
- Основная мелодия звучит в канонической имитации между инструментами и в рондоподобной манере возвращается к триумфальному и парящему завершению. Джеймс Хардинг описал это движение как «великолепный пример канонического письма, простой, величественный и неотразимый в своих обширных, прекрасно выполненных пропорциях». [ 2 ]
Транскрипции
[ редактировать ]Жан-Пьер Рампаль сделал транскрипцию для флейты и фортепиано, которую до сих пор часто исполняют. [ 11 ] Соната для скрипки ля ля существует также в версиях для виолончели ; альт ; контрабас ; гобой ; кларнет ; альт-саксофон ; туба ; орган с хором ; скрипка и струнные; и скрипка с оркестром, наиболее известная запись которого принадлежит Леониду Когану . версия для фортепианного дуэта пианиста и композитора Альфреда Корто Несколько раз записывалась , который также сделал версию для фортепиано соло.
Настройка для виолончели и фортепиано была единственной альтернативной версией, одобренной Франком. [ 12 ] Его создал известный виолончелист Жюль Дельсар . После тщательного исторического исследования, основанного на достоверных документах, транскрипция Дельсарта для виолончели, где партия фортепиано остается такой же, как в скрипичной сонате, была опубликована Г. Хенле Верлагом как издание Urtext . [ 13 ] На основе устной истории Пабло Казальса. [ 14 ] и письмо, написанное Антуаном Изаи, сыном Эжена Изаи, [ 14 ] Часто предполагалось, что произведение сначала было задумано как соната для виолончели и фортепиано, а затем перезаписано для скрипки и фортепиано, когда прибыл заказ от Эжена Изаи. [ 4 ]
Записи
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2024 г. ) |
Соната для скрипки ля ля Сезара Франка была записана многими великими дуэтами скрипачей и пианистов. Среди них:
- Лиза Батиашвили с Георгием Гигашвили
- Джошуа Белл с Жан-Ивом Тибоде
- Лола Бобеско с Жаком Жанти
- Рено Капюсон с Лилей Зильберштейн
- Кён Ва Чунг с Раду Лупу
- Кая Данчовска с Кристианом Цимерманом
- Огюстен Дюме с Марией Жоао Пиреш
- Изабель Фауст с Александром Мельниковым
- Кристиан Феррас с Пьером Барбизе
- Зино Франческатти с Робертом Казадезусом
- Эрик Фридман с Андре Превеном
- Иври Гитлис с Мартой Аргерих
- Артур Грумио (несколько записей)
- Яша Хейфец с Артуром Рубинштейном и Бруксом Смитом
- Алина Ибрагимова с Седриком Тибергьеном
- Сергей Хачатрян с Лусине Хачатрян
- Иегуди Менухин с Хефзибой Менухин
- Шломо Минц с Ефимом Бронфманом
- Анн-Софи Муттер с Алексисом Вайсенбергом (1983) [ 15 ] и с Ламбертом Оркисом (1996); [ 16 ]
- Такако Нисидзаки с Джено Хандо
- Давид Ойстрах со Львом Обориным , также со Святославом Рихтером и с Владимиром Ямпольским.
- Эльмар Оливейра с Джонатаном Фельдманом
- Ицхак Перлман с Мартой Аргерих и с Владимиром Ашкенази
- Осси Ренарди с Юджином Листом
- Вадим Репин с Николаем Луганским
- Аарон Розанд с Сеймуром Липкиным
- Гил Шахам с Герхардом Оппитцем
- Исаак Штерн с Александром Закиным
- Йозеф Сук с Яном Паненкой
- Хенрик Шеринг с Миндру Кац
- Герхард Ташнер с Вальтером Гизекингом
- Жак Тибо с Альфредом Корто
- Джеймс Энес с Эндрю Армстронгом
Альтистка Табеа Циммерманн выпустила ее запись в обработке для альта и фортепиано с пианистом Кириллом Герштейном .
Среди записей версии для виолончели и фортепиано:
- Жаклин дю Пре с Даниэлем Баренбоймом (последняя запись Дю Пре)
- Мария Клигель и Йорг Демус [ 17 ]
- Офра Харной с Сиприеном Кацарисом
- Стивен Иссерлис с Паскалем Девуайоном
- Йо-Йо Ма с Кэтрин Стотт
- Миша Майский с Мартой Аргерих
- Леонард Роуз с Леонидом Хамбро
- Даниэль Мюллер-Шотт с Робертом Кулеком
- Соня Видер-Атертон с Имоджен Купер
- Трульс Мёрк и Хокон Аустбё
- Эдгар Моро с Дэвидом Кадушем
Контрабасист Микён Сон выпустил запись, основанную на транскрипции Дельсарта для виолончели с пианистом Джемином Шином .
Версия для флейты и фортепиано была записана:
- Альберт Типтон и Мэри Норрис
- Жан-Пьер Рампаль и Пьер Барбизе
- Джеймс Голуэй и Марта Аргерих
- Орель Николе и Борис Берман
- Шарон Безали и Владимир Ашкенази
- Марина Пиччинини и Андреас Хефлигер
- Эммануэль Паю и Эрик Ле Саж
- Джеффри Ханер и Хью Сунг
Некоторые транскрипции для гобоя и кларнета были сделаны и записаны Дэвидом Уолтером и Майклом Коллинзом соответственно.
для терменвокса и фортепиано в исполнении Клары Рокмор и Нади Райзенберг . В 2020 году в рамках альбома Music and Memories: Clara Rockmore вышла версии запись [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Музыкальная сеть Интернешнл
- ^ Jump up to: а б с д и Общественное радио Колорадо
- ^ «Герхард Ташнер: Ранние записи со скоростью 78 оборотов в минуту» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 июля 2011 г. Проверено 18 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Классические архивы
- ^ Веб-палитра Джейсона Сандрама
- ^ Jump up to: а б «gotomidori.com» . Архивировано из оригинала 1 марта 2007 г. Проверено 1 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Вольфганг Дэвид.com
- ↑ Граммофон , февраль 1938 г.
- ^ Jump up to: а б «Голливудская чаша» . Архивировано из оригинала 12 июля 2011 г. Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ Словарь музыки и музыкантов Гроува , 5-е изд, 1954, изд. Эрик Блом , «Франк, Сезар», т. III, с. 467
- ^ Пуллинджер, Марк (январь 2018 г.). «Франк, Форе; Сонаты Прокофьева для флейты и фортепиано» . Граммофон . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ Питер Йост (11 ноября 2013 г.). " 'Pour Piano et Violon ou Violoncelle' – Есть ли соната для виолончели Сезара Франка?" . Хенле Верлаг . Проверено 13 марта 2014 г.
- ^ Питер Йост, изд. (2014). «Соната Цезаря Франка ля мажор, издание для виолончели, издание Urtext» . Хенле Верлаг . Проверено 13 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Оксфорд, WT (2001). Транскрипция сонаты ля мажор Сезара Франка для баритон-саксофона (PDF) (докторская диссертация). Техасский университет в Остине. стр. 15–16 . Проверено 27 марта 2014 г.
- ^ Анн-Софи Муттер с Алексисом Вайсенбергом, 1983: Discogs
- ^ Анн-Софи Муттер с Ламбертом Оркисом, 1996: Discogs
- ^ Франк, Демус – Мария Клигель, Йорг Демус – Сонаты для виолончели и фортепиано , 1987
- ^ «Май 2020 | Фонд Нади Райзенберг/Клары Рокмор» .