Симфонические вариации (Франк)
Симфонические вариации ( Variations Symphoniques ), М. 46, — произведение для фортепиано с оркестром, написанное в 1885 году Сезаром Франком . Его описывают как «одну из самых трудных и законченных работ Франка». [ 2 ] «великолепное сочетание фортепиано и оркестра», [ 3 ] и «безупречная работа и настолько близкое к совершенству, насколько человек-композитор может надеяться получить в произведении такого рода». [ 4 ] Это прекрасный пример использования Франком циклического единства , когда одна тема перерастает в другие. [ 5 ] Фортепиано и оркестр в равной степени участвуют в развитии идей. [ 4 ] Произведение фа ♯ минор (с последней частью фа ♯ мажор ). Продолжительность выступления около пятнадцати минут, инструментарий — фортепиано соло и оркестр: пары флейт, гобоев, кларнетов и фаготов; четыре рога; две трубы; литавры; и струны. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Произведение было посвящено Луи Димеру , который 15 марта 1885 года представил премьеру «Джиннов» — симфонической поэмы для фортепиано с оркестром, которая принесла Франку один из его редких успехов у критиков. Он пообещал наградить Димера «чем-нибудь», и Симфонические вариации с такой же оценкой. результатом стали [ 7 ] Франк приступил к работе летом 1885 года и завершил произведение 12 декабря.
Премьера
[ редактировать ]Премьера, состоявшаяся 1 мая 1886 года на ежегодном оркестровом концерте Национального общества музыки, прошла почти незамеченной. Солировал Димер, дирижировал композитор. Второе выступление состоялось только 30 января 1887 года на концерте, полностью посвященном Франку под управлением Жюля Пасделупа , с Димером снова в качестве солиста. Это все равно не произвело впечатления. [ 7 ] Однако до и после смерти Франка его работы поддерживали его ученики, в том числе Винсент д'Инди , Анри Дюпарк , Поль Дюка и Эрнест Шоссон ; и Симфонические вариации вскоре вошли в репертуар крупнейших пианистов. Франк стал посмертно знаменитым главным образом благодаря Симфонии ре минор и Симфоническим вариациям . [ 3 ] Произведение теперь регулярно исполняется и неоднократно записывалось. Позже она была переложена для двух фортепиано в четыре руки. [ 8 ]
Структура
[ редактировать ]Хотя нет никаких сомнений в том, что это демонстрирует мастерство Франка в вариационной форме, общая структура Симфонических вариаций была предметом споров. Дональд Тови назвал это «тонко и свободно организованной фантазией с важным эпизодом в вариационной форме». [ 3 ] Он состоит из трех больших частей, играемых без перерыва: вступление, тема с вариациями и финал. Эти части напоминают раскладку «быстро-медленно-быстро» трехчастного концерта. Хотя все произведение тематически едино, собственные вариации занимают лишь центральную треть произведения. [ 5 ] Вступление напомнило многим комментаторам тему медленной части Бетховена Фортепианного концерта № 4 соль мажор . [ 9 ]
Вся работа построена на двух темах. Первая часть начинается в домашней тональности фа ♯ минор с разными элементами тем, исполняемых оркестром и фортепиано ( Poco allegro ). Вскоре обе темы получают правильное изложение: первая (восходящая) ля мажор в исполнении оркестра ( L'istesso tempo ), вторая (нисходящая) до минор в исполнении фортепиано ( Poco più lento ). Переходный раздел с взаимодействием оркестра и фортепиано ( Allegro — Allegretto quasi andante ) ведет ко второй части произведения.
Именно эта вторая часть содержит вариации. Основная тема (восходящая) объявляется фортепиано. Это фа ♯ минор. Далее следуют вариации. Их количество обсуждается. [ 4 ] начиная с шести [ 5 ] [ 6 ] до пятнадцати, [ 9 ] в зависимости от того, как считать: краткие вариации, имеющие сходный характер, можно анализировать как просто части более длинных и более сложных вариаций.
Последний вариант отмечен Molto più lento . Меняет лад с минорного на мажорный ( F ♯ мажор ). После этого музыка возвращается в минор для нового переходного эпизода, в котором вновь появляется нисходящая тема, играемая струнными con soordini под таинственный аккомпанемент фортепианного арпеджио . Он довольно длинный (около 2 минут) и заканчивается фортепианной трелью, возвещающей заключительную часть.
Завершается произведение блестящим финалом в параллельном фа мажоре ( Allegro non troppo ). Это компактная часть сонатной формы , дополненная первой (нисходящая тема) и второй (восходящая тема) сюжетами, развитием и перепросмотром. Второй предмет появляется сначала в ре мажоре , а затем возвращается в фа ♯ мажор.
Распоряжения
[ редактировать ]В 1946 году хореограф Фредерик Эштон использовал произведение Франка для постановки балета, также называемого «Симфонические вариации» .
«Фантазия» (квази-вариация) Ральфа Воана Уильямса на тему Старого 104-го псалма «Мелодия для фортепиано, хора и оркестра» (1949) имеет некоторое сходство с симфоническими вариациями , но ей не хватает приверженности Франка классической форме вариации. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Купер, Пол (1975). Перспективы теории музыки , стр.216. Нью-Йорк: Додд, Мид и компания. ISBN 0-396-06752-2 . Оригинал только с анализом римских цифр.
- ^ «Classical Net Review – Брамс/Франк/Литольф – Фортепианный концерт №1/Симфонические вариации/Симфонический концерт №4» . Классическая сеть .
- ^ Перейти обратно: а б с «Примечания к программе Балтиморского симфонического оркестра (стр. 24)» . texterity.com . Архивировано из оригинала 13 августа 2009 г. Проверено 14 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Флер-де-Лис» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 августа 2009 г. Проверено 22 февраля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мордден, Итан (1980). Путеводитель по оркестровой музыке: Справочник для немузыкантов . Издательство Оксфордского университета, США. п. 201 . ISBN 978-0-19-802030-1 .
- ^ Перейти обратно: а б «Французская музыка для фортепиано с оркестром» . www.naxos.com .
- ^ Перейти обратно: а б «Сезар Франк – Симфонические вариации, для фортепиано с оркестром, М.46» . Классические архивы . Проверено 14 сентября 2019 г.
- ^ Каталог авторских прав: Третья серия . Библиотека Конгресса. Бюро авторских прав. 1951. с. 487.
- ^ Перейти обратно: а б «[Сезар Огюст Франк – Симфоническая поэма: Le Chasseur Maudit (Проклятый охотник) и симфонические вариации для фортепиано с оркестром] ноты Поля Сероцкого» . www.musicweb-international.com . Проверено 14 сентября 2019 г.
- ^ Ален, Фрогли (1996). Исследования Воана Уильямса . Издательство Кембриджского университета. п. 31. ISBN 978-0-521-48031-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфонические вариации : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур