Натан Мильштейн

Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Натан Миронович Мильштейн (13 января 1904 [ OS 31 декабря 1903] - 21 декабря 1992) был американским скрипачом-виртуозом русского происхождения.
Мильштейн, широко считающийся одним из лучших скрипачей 20-го века, был известен своими интерпретациями сольных скрипичных произведений Баха и произведениями периода романтизма . Он также был известен своей долгой карьерой: он выступал на высоком уровне до середины 80-х годов и ушел на пенсию только после перелома руки.
Биография
[ редактировать ]Мильштейн родился в Одессе , Российская империя , четвертым ребенком из семи, в еврейской семье среднего класса без музыкального образования. [ 1 ] Именно концерт 11-летнего Яши Хейфеца вдохновил его родителей сделать из Мильштейна скрипача. В семилетнем возрасте он начал уроки игры на скрипке (по совету родителей, чтобы уберечь его от неприятностей) у выдающегося педагога по игре на скрипке Петра Столярского , который также был учителем известного скрипача Давида Ойстраха .
Когда Мильштейну было 11, Леопольд Ауэр предложил ему стать одним из его учеников в Петербургской консерватории . Мильштейн вспоминал:
Каждый маленький мальчик, мечтавший играть лучше других, хотел поехать в Ауэр. Он был очень одаренным человеком и хорошим учителем. Два раза в неделю я ходил на занятия в консерваторию. Каждый урок я играл, когда сорок или пятьдесят человек сидели и слушали. В классе было два фортепиано, и нам аккомпанировал пианист. Когда Ауэр болел, он просил меня приехать к нему домой. [ 2 ]
На самом деле Мильштейн, возможно, был последним из великих русских скрипачей, имевшим личный контакт с Ауэром. В своих мемуарах Ауэр не называет имени Мильштейна, но упоминает «двух мальчиков из Одессы ... оба исчезли после моего отъезда из Петербурга в июне 1917 года». [ 3 ] В реестре Санкт-Петербургской консерватории имени Мильштейна также нет.
Мильштейн также учился у Эжена Изаи в Бельгии. Он рассказал режиссеру Кристоферу Нюпену , режиссеру фильма «Натан Мильштейн – Портрет» , что он почти ничему не научился у Изаи, но ему очень нравилось его общество. В интервью 1977 года, напечатанном в журнале High Fidelity , он сказал: «Я ездил к Исайе в 1926 году, но он никогда не обращал на меня никакого внимания. Я думаю, так было бы лучше. Мне пришлось думать самому». [ 4 ]
Мильштейн познакомился с Владимиром Горовицем и его сестрой-пианисткой Региной в 1921 году, когда он давал сольный концерт в Киеве . Они пригласили его на чай в дом своих родителей. Позже Мильштейн сказал: «Я пришел на чай и остался там на три года». [ 5 ] Мильштейн и Горовиц выступали вместе как «дети революции» по всему Советскому Союзу , и у них завязалась дружба на всю жизнь. В 1925 году они вместе отправились в концертное турне по Западной Европе.
В 1929 году Мильштейн дебютировал в Америке с Леопольдом Стоковским и Филадельфийским оркестром . В конце концов он поселился в Нью-Йорке, получив американское гражданство в 1942 году. [ 6 ] Он неоднократно гастролировал по Европе, имея резиденции в Лондоне и Париже.
Транскриптор и композитор, Мильштейн аранжировал множество произведений для скрипки и написал собственные каденции для многих концертов. Он был одержим идеальной артикуляцией каждой ноты и часто тратил много времени на отработку аппликатуры, которая делала отрывки более артикулированными. Одна из его самых известных композиций — «Паганиниана» , совокупность вариаций на различные темы из произведений Никколо Паганини .
После того, как в молодости он играл на многих разных скрипках, Мильштейн, наконец, в 1945 году приобрел скрипку Страдивари «Goldman» 1716 года, которой он пользовался всю оставшуюся жизнь. Он переименовал этот Страдивари в «Марию Терезу» в честь своей дочери Марии и жены Терезы. Он также выступал на бывшем инструменте «Dancla» Страдивари 1710 года некоторое время .
В 1948 году запись Мильштейна Скрипичного концерта ми минор Феликса Мендельсона под управлением Бруно Вальтера , дирижирующего Нью-Йоркским филармоническим оркестром , стала первым элементом каталога Columbia недавно представленных долгоиграющих двенадцатидюймовых со скоростью 33 об/мин. виниловых пластинок МЛ 4001.
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Мильштейн был награжден Орденом Почетного легиона Франции в 1968 году и получил премию Грэмми за запись сонат и партит Баха в 1975 году. Он также был удостоен награды Центра Кеннеди от президента США Рональда Рейгана .
Сольный концерт, который он дал в Стокгольме в июне 1986 года, одно из его последних выступлений, был записан полностью. [ 7 ] и демонстрирует замечательное состояние своей техники в возрасте 82 лет. Вскоре после этого падение, в результате которого он серьезно сломал левую руку, положило конец его карьере.
В конце 1980-х годов Мильштейн опубликовал свои мемуары « Из России на Запад» , в которых рассказал о своей жизни, полной постоянных выступлений и общения. Мильштейн обсуждает личности таких выдающихся композиторов, как Александр Глазунов , Сергей Прокофьев , Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский , а также дирижеров, таких как Артуро Тосканини и Леопольд Стоковский, всех из которых он знал лично. Он также обсуждает своих лучших друзей, пианиста Владимира Горовица, виолончелиста Грегора Пятигорского и режиссера балета Джорджа Баланчина , а также других скрипачей, таких как Фриц Крейслер и Давид Ойстрах .
Мильштейн был женат дважды, оставаясь женатым на своей второй жене Терезе до самой смерти. Он умер от сердечного приступа в Лондоне 21 декабря 1992 года, за 23 дня до своего 89-летия. [ 8 ] Тереза умерла в 1999 году в возрасте 83 лет.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мильштейн, Натан в JVL
- ^ High Fidelity , ноябрь 1977 г., 84, 86. Цитируется по Schwarz, 443.
- ^ Ауэр, Леопольд, Моя долгая жизнь в музыке , 343–344. Цитируется у Шварца, 443.
- ^ High Fidelity , ноябрь 1977 г., 86. Цитируется по книге Бориса Шварца « Великие мастера скрипки» (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1983), стр. 444.
- ^ Блэк, 443.
- ^ Шварц, Борис (2001). «Мильштейн, Натан» . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.18714 . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ «Последний концерт» .
- ↑ Биография чернильницы. Архивировано 16 декабря 2005 г. в Wayback Machine.
Ссылки
[ редактировать ]- Из России на Запад: Музыкальные мемуары и воспоминания о Натане Мильштейне Натана Мильштейна и Соломона Волкова. Издание «Лаймлайт», 1991.
- Натан Мильштейн, автор Талли Поттер, 1995. Из примечаний к буклету компакт-диска (Завещание SBT 1047).
- Генри Рот, Натан Мильштейн , в книге «Виртуозы скрипки», «От Паганини до 21 века» , Лос-Анджелес, California Classics Books, 1997, стр. 130–138.
- Паоло Чеккинелли, Натан Мильштейн. Паганиниан. Вариации для скрипки соло , в Quaderni dell'Istituto di Studi Paganiniani , n. 12 (2000), с. 25–36.
- Скрипичные концерты Бетховена и Брамса. (2001) EMI Records Ltd. Штрих-код 0724356758353
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1904 рождения
- 1992 смертей
- Музыканты из Одессы
- Жители Херсонской губернии.
- Советские эмигранты в США
- Советские классические скрипачи
- Украинские классические скрипачи
- Евреи из Российской Империи
- Американские классические скрипачи-мужчины
- Еврейские классические скрипачи
- Еврейские скрипачи
- Выпускники Санкт-Петербургской консерватории.
- Рыцари Почетного легиона
- Лауреаты премии Грэмми
- Лауреаты Центра Кеннеди
- Одесские евреи
- Еврейские украинские музыканты
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Русские классические музыканты
- Русские скрипачи
- Русские классические скрипачи
- Русские евреи 20-го века
- Русские музыканты-мужчины ХХ века
- Американские классические скрипачи ХХ века