Карлос Кляйбер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2024 г. ) |
Карлос Кляйбер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Карл Людвиг Бонифаций Кляйбер 3 июля 1930 г. |
Умер | 13 июля 2004 г. | (74 года)
Национальность | австрийский |
Занятие | Дирижер |
Родители |
|
Карлос Кляйбер немецкого происхождения (3 июля 1930 — 13 июля 2004) — австрийский дирижёр , широко признанный одним из величайших дирижёров всех времён. [ 1 ] [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кляйбер родился как Карл Людвиг Бонифациус Кляйбер в Берлине в 1930 году, в семье выдающегося австрийского дирижера Эриха Кляйбера и американки Рут Гудрич (урожденная Баумгарднер, 1900–1967). [ 3 ] из Ватерлоо , штат Айова. [ 4 ] [ 5 ] В 1935 году семья Кляйбер эмигрировала в Буэнос-Айрес. [ 6 ] и Карл был переименован в Карлоса. В юности у него была гувернантка-англичанка, и он вырос в английских школах-интернатах. Он также сочинял, пел и играл на фортепиано и литаврах . Хотя его отец заметил музыкальные таланты сына, он, тем не менее, отговорил Карлоса от музыкальной карьеры: «Как жаль, что мальчик музыкально талантлив», - писал Эрих другу. [ 7 ]
Карлос сначала изучал химию в ETH Zurich , но вскоре решил посвятить себя музыке. Он был репетитором в театре Гертнерплац в Мюнхене в 1952 году и дебютировал как дирижер с опереттой «Гаспарон» в Потсдамском театре в 1954 году. С 1958 по 1964 год он был капельмейстером в Немецкой опере на Рейне в Дюссельдорфе и Дуйсбурге , а затем в Опере в Цюрих с 1964 по 1966 год. С 1966 по 1973 год он был первым капельмейстером в Штутгарте , что было его последней постоянной должностью. В последующие годы он часто дирижировал в Баварской государственной опере в Мюнхене.
Во время пребывания в Дюссельдорфе в его оперный репертуар входили «Травиата» « , Риголетто » , «Я должен Фоскари и Отелло» , Джакомо Пуччини , «Богема» и «Мадам Баттерфляй» « Штрауса Рихарда Дафна и Кавалер розы» , Оффенбаха Жака «Сказки» . Гофмана , а также несколько его оперетт : Франца Легара » «Веселая вдова , Энгельберта Гумпердинка » «Гензель и Гретель , Игоря Стравинского » «Царь Эдип и Руджеро Леонкавалло » «Эдипо re . [ 8 ] В Цюрихе он дирижировал «Фальстафом » Верди и Бедржиха Сметаны . » «Проданной невестой впервые [ 8 ]
Зрелая карьера
[ редактировать ]Во время своей карьеры фрилансера Кляйбер ограничивал свои дирижерские выступления лишь избранными случаями. Его британский дебют состоялся в 1966 году, когда он исполнил на Эдинбургском фестивале « Альбана Берга , Воццека» премьеру которого его отец дирижировал в 1925 году. В репертуар Кляйбера в Королевском оперном театре входили «Кавалер розы» , «Электра» , «Богема» и «Отелло» . [ 9 ] Дебютировал в Байройте в 1974 году, дирижируя оперой Рихарда Вагнера « Тристан и Изольда» .
Его американский дебют состоялся в 1978 году с Чикагским симфоническим оркестром . [ 6 ] где он снова дирижировал в 1983 году, это его единственное выступление с оркестром в США. [ 10 ] [ 11 ] Его дебют в Метрополитен-опера состоялся в 1988 году, когда он дирижировал «Богемой» с Лучано Паваротти и Миреллой Френи . [ 12 ] В 1989 году, после Герберта фон Караяна ухода из Берлинской филармонии , Кляйберу предложили, но он отказался, возможность сменить его на посту музыкального руководителя. [ 13 ] Он вернулся в Метрополитен в 1989 году, чтобы дирижировать «Травиатой» , а в 1990 году — для «Отелло». [ 14 ] и «Кавалер Розы» . [ 15 ]
Кляйбер держался подальше от внимания общественности и, судя по всему, давал интервью только один раз в жизни. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] вопреки сообщениям, которых он никогда не давал. [ 11 ] [ 19 ] [ 20 ] После того, как он ушел из Баварской государственной оперы, его выступления стали реже, и он сделал всего несколько записей.
Большинство этих студийных записей высоко ценятся; в их число входят Людвига ван Бетховена с пятая и седьмая симфонии Венским филармоническим оркестром , Иоганна Брамса , Симфония № 4 а также («Неоконченные») симфонии Франца Шуберта , третья и восьмая а также с Венским филармоническим оркестром, записи сочинений Дворжака . Концерт для фортепиано с оркестром в исполнении Святослава Рихтера , Карла Марии фон Вебера » «Вольного стрелка , Иоганна Штрауса » «Летучей мыши и Джузеппе Верди » «Травиаты . Его последней студийной записью была Рихарда Вагнера с «Тристан и Изольда» Государственной капеллой Дрездена . Сеансы записи начались в 1980 году. Кляйбер ушел до того, как они были завершены. [ 21 ] но поскольку было записано музыкально законченное исполнение, Deutsche Grammophon выпустил его, к большому гневу Кляйбера. [ нужна ссылка ]
Кляйбера Небольшая студийная дискография пополнилась рядом выпусков концертных записей, часто полученных из ретрансляторов. В их число вошли два венских новогодних концерта , исполнение Четвертой и Седьмой симфоний Бетховена с оркестром Концертгебау и Шестой с Баварским государственным оркестром. Шестой особенно примечателен как единственный случай, когда Кляйбер руководил работой; в данном случае источником была не радиопередача, а компакт-кассета С-90, записанная для его сына. [ 22 ]
Спустя годы
[ редактировать ]Кляйбер ушел из концертной жизни в начале 1990-х, время от времени вновь появляясь на частных или благотворительных концертах . На одном из таких мероприятий в Ингольштадте часть его оплаты состояла из новой Audi, изготовленной по его спецификациям. Его выступления тщательно репетировались, но зачастую казались спонтанными и вдохновенными. По мнению многих его коллег и публики, он был эксцентричным гением, которого некоторые помещали в число величайших дирижеров всех времен, несмотря на скудность его выступлений. [ 7 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Он был похоронен в словенской деревне Коньшица недалеко от Литии , где и умер в 2004 году, рядом со своей женой Станиславой Брезовар , балериной , умершей семью месяцами ранее. [ 27 ] У них было двое детей: сын Марко и дочь Лилиан.
Сохранившиеся спектакли
[ редактировать ]Уникальная дирижерская манера Кляйбера сохранена на видео в ряде исполнений: Симфония № 4 и Симфония № 7 Бетховена из Концертгебау в Амстердаме; [ 28 ] » Иоганна Штрауса « Летучая мышь из Мюнхена, Рихарда » « Кавалер розы Штрауса из Мюнхена и Вены, Амадея Моцарта симфония Вольфганга 36-я симфония Брамса и Вторая из Музикферайна Венского Бетховена ; Увертюра «Кориолан» симфония Моцарта , 33-я и Четвертая симфония Брамса из Мюнхена и снова «Кармен» Бизе из Вены. Он руководил Новогодним концертом Венской филармонии в 1989 и 1992 годах, и оба они сохранились на видео.
Наследие
[ редактировать ]Документальные дань уважения
[ редактировать ]В 2008 году Rai Radio 3 (3-й канал итальянского национального радио) в своей вечерней программе Radio3 Suite транслировал 10-серийную программу, посвященную наследию Кляйбера: Il Sorriso della Musica: un Ritratto di Carlos Kleiber («Улыбка музыки: портрет»). Карлоса Кляйбера»), организованный и организованный Андреа Оттонелло при участии Клаудио Аббадо , Миреллы Френи , Маурицио Поллини и, прежде всего, сестры Карлоса Кляйбера, Вероники. В своем интервью Аббадо назвал Кляйбера «одним из величайших, если не величайшим дирижером ХХ века» («Карлос был одним из величайших, если не величайшим дирижером ХХ века»). [ 29 ]
26 сентября 2009 года BBC Radio 3 показало документальный фильм « Кто был Карлос Кляйбер?». . Этот материал, созданный Полом Франклом и представленный Иваном Хьюиттом на основе исследования Рут Томсон, был основан на интервью с четырьмя людьми, хорошо знавшими Кляйбера: тенором и дирижером Пласидо Доминго , музыкальным администратором и интендантом сэром Питером Джонасом, музыкальным журналистом и критиком Кристиной Лемке-Матвей. и дирижер-пианист Чарльз Барбер. [ 30 ]
Его дары — музыкальная и драматическая проницательность, аналитические способности, техника, методы самовыражения — делают его величайшим дирижером наших дней. Когда я работаю с ним, я чувствую, что он знает, почему композитор написал каждую ноту, обработал каждую фразу, по-особому продумал каждую частицу оркестрового колорита... Если бы он стал постоянным дирижером крупного оркестра, он бы мог бы превратить его в величайший ансамбль в истории. [ 31 ]
- Пласидо Доминго о своем друге и коллеге Карлосе Кляйбере, 1983 г.
Начиная с июля 2014 года, в десятую годовщину со дня его смерти, синдикат общественных вещателей Канады, Великобритании и США выпустил в эфир двухчасовой документальный фильм « Карлос Кляйбер: дирижер , непохожий ни на кого другого» о Кляйбере в воспоминаниях его коллег. . Продюсер Джон Толански, который сам играл у Кляйбера в Королевском оперном театре Ковент-Гарден, взял интервью у певцов Илеаны Котрубаш , Томаса Хэмпсона , дамы Фелисити Лотт , покойной дамы Маргарет Прайс и Джонатана Саммерса , членов Чикагского симфонического оркестра, Королевского оперного театра, Лондонского симфонического оркестра. и Венского филармонического оркестра, дирижер и друг Кляйбера Чарльз Барбер, администраторы сэр Питер Джонас и сэр Джон Тули, а также руководитель звукозаписи Коста Пилавачи. В это аудиоэссе вошли многочисленные отрывки из важнейших записей Кляйбера, в том числе из Пятой и Седьмой симфоний Бетховена, «Травиаты » Верди , «Кавалера розы Вебера » Рихарда Штрауса и «Вольного стрелка» . [ 32 ]
Почести и посмертная оценка
[ редактировать ]21 июня 2010 года город Любляна отпраздновал 80-летие Карлоса Кляйбера концертом Венской филармонии под руководством друга Кляйбера Риккардо Мути . Журнал BBC Music Magazine объявил 17 марта 2011 года, что Кляйбер был выбран «величайшим дирижером всех времен». В опросе BBC приняли участие около 100 нынешних дирижеров, в том числе сэр Колин Дэвис , Густаво Дудамель , Валерий Гергиев и Марис Янсонс . Кляйбер, который за свои 74 года дирижировал всего 96 концертами и около 400 оперными выступлениями, был признан опережающим Леонарда Бернстайна и Клаудио Аббадо , занявших второе и третье места соответственно.
Сюзанна Мялкки , музыкальный руководитель, интерсовременный ансамбль и один из опрошенных дирижеров, прокомментировала: «Карлос Кляйбер привнес в музыку невероятную энергию... Да, у него действительно было примерно в пять раз больше времени на репетиции, чем у дирижеров сегодня, но он заслужил это, потому что его видение было замечательным, он знал, чего хотел, и его внимание к деталям действительно вдохновляло».
Джереми Паунд, заместитель редактора музыкального журнала BBC, добавил: «Попросить 100 сегодняшних великих дирижеров назвать своих кумиров и вдохновителей было захватывающим опытом. Не в последнюю очередь, когда многие назвали Карлоса Кляйбера, который за всю свою жизнь давал меньше концертов. чем большинство из них руководят всего за пару лет. Невероятное внимание Кляйбера к деталям, чистый энтузиазм в отношении музыки и удивительно высокий уровень исполнения никогда не могут быть подвергнуты сомнению - возможно, «меньше значит больше» - это настоящий путь к истинному величию?»
По словам Чарльза Барбера, биографа, друга и друга по переписке Кляйбера, его легендарной и необычной карьере способствовал еще один фактор. «Карлос Кляйбер уникальным образом сочетал в себе строгость немецкого анализа, формы и дисциплины с выразительной жизненной силой латиноамериканского танца, пульсом и радостью. В течение почти двадцати лет в начале становления дирижер, крестивший Карла, постепенно становился Карлосом. Он никогда не поворачивался спиной к эта увлекательная культурная биохимия определяла все, что он делал». [ 4 ]
Кляйбер был включен в Зал славы граммофонов в 2012 году. Клеменс Хеллсберг ( «Граммофон» , май 2012 г.) сказал:
Что привело Карлоса Кляйбера на почти мистические высоты? Это был незабываемый опыт преодоления собственных границ, но в то же время полная беспомощность, когда он ушел в последние минуты финальной репетиции. Это была не претензия, а выражение глубочайшего отчаяния, хотя оркестр выступал на высочайшем уровне – а может быть, именно поэтому. Крайние противоречия характеризовали его личность: постоянно опасались катастрофы, но он всегда был доступен музыкантам для частных бесед. У него был обширный репертуар, но он ограничился очень немногими произведениями. Его вспышки ярости могли быть направлены на кого угодно, однако его общение с детьми отличалось драгоценной и хрупкой нежностью. В искусстве нет пределов роста. Однако каждому поколению нужен хотя бы один художник, который является примером этого. Кляйбер потянулся за нами к звездам; даже когда его усилия потерпели неудачу, он все равно доказал, что они существуют.
Почести и награды
[ редактировать ]- Культурная честь города Мюнхена (1978)
- Pour le Mérite for Science and Art (Германия, 1990 г.) [ 33 ]
- Австрийская медаль науки и искусства (1992 г.) [ нужна ссылка ]
- Золотая эстафета Ла Скала (Милан, 1995 г.)
- Немецкая рекордная премия
- Баварский орден «За заслуги»
- Баварский Орден Максимилиана за науку и искусство
- Большой крест за заслуги со звездой ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
Дискография
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Барбер, Чарльз (2001). «Кляйбер, Карлос» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.15118 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Архивировано из оригинала 7 июля 2020 года . Проверено 20 декабря 2020 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ «Карлос Кляйбер признан величайшим дирижером всех времен» . Пресс-релизы BBC по всему миру. Музыка Би-би-си. 17 марта 2011 года . Проверено 8 марта 2015 г.
- ^ «Рут Кляйбер» . 28 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Барбер, Чарльз (2011). Переписка с Карлосом: Биография Карлоса Кляйбера . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-8143-3 . Проверено 8 марта 2015 г.
- ^ Харви Сакс (25 июля 2004 г.). «Дирижер, который не терпел ошибок» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 октября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Роквелл, Джон (20 июля 2004 г.). «Карлос Кляйбер умер в 74 года; музыкальный перфекционист-отшельник» . Нью-Йорк Таймс . п. Б-9 . Проверено 14 октября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Одаренный, эксцентричный дирижер Карлос Кляйбер умер в возрасте 74 лет» . Вашингтон Пост .
- ^ Перейти обратно: а б Барбер, Чарльз (2011). Переписка с Карлосом: Биография Карлоса Кляйбера . Пугало Пресс. стр. 43, 46. ISBN. 9780810881433 .
- ^ «Результаты поиска в базе данных производительности» . Онлайн-коллекции Королевского оперного театра . Проверено 4 августа 2014 г.
- ^ Майкл Уолш (13 июля 1983 г.). «Неприкрашенные симфонии» . Время . Архивировано из оригинала 2 октября 2008 года . Проверено 14 октября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Николас Кеньон (15 октября 1989 г.). «Карлос Кляйбер: гений, окутанный загадкой» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 октября 2007 г.
- ^ Донал Хенахан (24 января 1988 г.). «Паваротти и Френи в Богеме » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 октября 2007 г.
- ^ Джейкобс, Артур (1990) «Кляйбер, Карлос» Словарь музыкальных исполнителей Penguin Viking, Лондон
- ^ Донал Хенахан (7 марта 1990 г.). «Карлос Кляйбер исполняет роль Пласидо Доминго в опере Верди « Отелло » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 октября 2007 г.
- ^ Донал Хенахан (27 сентября 1990 г.). «Размашистый кавалер розы в Метрополитене» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 октября 2007 г.
- ^ Редкое интервью Карлоса Кляйбера в 1960 году на YouTube.
- ^ «carlos-kleiber.com» . www.carlos-kleiber.com . Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года . Проверено 7 ноября 2014 .
- ^ «Домашняя страница Карлоса Кляйбера - Александр Вернер - Биография» . www.carlos-kleiber.de .
- ^ Толански, Джон (октябрь 2004 г.). «Карлос Кляйбер – Некролог» . Граммофон Получено 10 апреля.
- ^ Чайник, Мартин (1 января 1990 г.). «Пласидо Доминго отдает дань уважения Карлосу Кляйберу» . Хранитель .
- ^ «Икона: Карлос Кляйбер» . Gramophone.co.uk .
- ^ "Обзор" . Gramophone.co.uk . Проверено 3 июля 2024 г.
- ^ «Кляйбер, Карлос» Ежегодник текущей биографии , издание 1991 года, HW Wilson, Нью-Йорк, стр. 338
- ^ Бернхаймер, Мартин (октябрь 2004 г.) «Некрологи: Карлос Кляйбер» Opera News 69 (4): стр. 85;
- ^ «Карлос Кляйбер, 74 года, дирижер, которым все восхищаются» , Панос Какавиатос, Chicago Sun-Times , 20 июля 2004 г.
- ^ Блит, Алан (21 июля 2004 г.). «Некролог: Карлос Кляйбер» . Хранитель .
- ^ «Раздел некролога: Кляйбер, Карлос» Ежегодник текущей биографии , издание 2004 г. (Нью-Йорк: Уилсон, 650).
- ^ Бернард Холланд (19 июня 1987 г.). «Дирижирование для культистов: Бетховен от Клейбера» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 октября 2007 г.
- ^ «Радио 3 — Радио3 Сюита» . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ «carlos-kleiber.com» . www.carlos-kleiber.com . Архивировано из оригинала 26 мая 2010 года . Проверено 19 февраля 2010 г.
- ^ Доминго, Пласидо (1983). Мои первые сорок лет . Нью-Йорк: Кнопф. стр. 142–3. ISBN 0-394-52329-6 .
- ^ «СЕЙЧАС: Карлос на корейском / Карлос в документальном фильме DGG» . 7 августа 2014 г.
- ^ «Каролос Кляйбер» . За заслуги . Проверено 29 апреля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Окойн, Мэтью: «Представление как самосожжение», 23 февраля 2023 г. The New York Review of Books<www.nybooks.com>
- Балестрацци, Мауро: Карлос Кляйбер – ангел или демон? , 2006, ISBN 88-8302-325-0 (на итальянском языке).
- Дрексель, Кристина: Карлос Кляйбер – ... именно то, что он говорит! , 2010, издательство Дор Кёльн, ISBN 978-3-936655-89-6 (на немецком языке).
- Фишер, Йенс Мальте: Карлос Кляйбер – Щепетильный эксцентрик , 2006, ISBN 3-8353-0138-1 (на немецком языке).
- Матеопулос, Хелена (1982). Маэстро: Встречи с современными дирижерами . Нью-Йорк: Харпер и Роу . ISBN 978-0-06-015103-4 . OCLC 8929684 .
- Вичев, Томислав: Эра Клейбера , 2003 (на болгарском языке).
- Вернер, Александр: Карлос Кляйбер - Биография , 2007 г., 2-е, исправленное издание, 2009 г., ISBN 978-3-7957-0598-5 , 3-е издание, мягкая обложка, июль 2010 г. (на немецком языке)
- Зиньяни, Алессандро: Упадок Запада , 2010, ISBN 978-88-87203-95-0 , Zecchini Editore (на итальянском языке).
Фильмография
[ редактировать ]- Сентябрь 2009 г. Программа радио BBC: Кем был Карлос Кляйбер?
- Документальный фильм «Следы в небытие» - Дирижер Карлос Кляйбер , Германия, Словения, Австрия, 2010, 52 мин., режиссёр Эрик Шульц, «Центавра», EuroArts Music International.Servus TV, 2010
- Телевизионный документальный фильм « Я потерян для мира» , режиссер Георг Вюббольт, BFMI, ZDF, 3sat, до мажор Ent. март 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт биографа Александра Вернера
- Карлос Кляйбер 2.0 (сообщество Карлоса Кляйбера)
- Сайт Эриха и Карлоса Кляйберов. Архивировано 23 февраля 2021 года в Wayback Machine.
- Сайт об одноименной книге
- Карлоса Кляйбера Дискография на Discogs
- 1930 рождений
- 2004 смертей
- Австрийские люди 20-го века
- Австрийские дирижеры ХХ века (музыка)
- Австрийские музыканты-мужчины ХХ века
- Австрийские мужчины-дирижеры (музыка)
- Выпускники ETH Цюриха
- Немецкие граммофонисты
- Лауреаты австрийской награды за науку и искусство
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Австрийские эмигранты в Германии
- Австрийские эмигранты в Аргентине
- Австрийские эмигранты в Аргентину
- Австрийские эмигранты в Словении
- Австрийцы еврейского происхождения
- Австрийцы американского происхождения