Jump to content

Карлос Кляйбер

Карлос Кляйбер
Рожденный
Карл Людвиг Бонифаций Кляйбер

3 июля 1930 г. ( 03.07.1930 )
Умер 13 июля 2004 г. ( 14 июля 2004 г. ) (74 года)
Национальность австрийский
Занятие Дирижер
Родители

Карлос Кляйбер немецкого происхождения (3 июля 1930 — 13 июля 2004) — австрийский дирижёр , широко признанный одним из величайших дирижёров всех времён. [ 1 ] [ 2 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Кляйбер родился как Карл Людвиг Бонифациус Кляйбер в Берлине в 1930 году, в семье выдающегося австрийского дирижера Эриха Кляйбера и американки Рут Гудрич (урожденная Баумгарднер, 1900–1967). [ 3 ] из Ватерлоо , штат Айова. [ 4 ] [ 5 ] В 1935 году семья Кляйбер эмигрировала в Буэнос-Айрес. [ 6 ] и Карл был переименован в Карлоса. В юности у него была гувернантка-англичанка, и он вырос в английских школах-интернатах. Он также сочинял, пел и играл на фортепиано и литаврах . Хотя его отец заметил музыкальные таланты сына, он, тем не менее, отговорил Карлоса от музыкальной карьеры: «Как жаль, что мальчик музыкально талантлив», - писал Эрих другу. [ 7 ]

Карлос сначала изучал химию в ETH Zurich , но вскоре решил посвятить себя музыке. Он был репетитором в театре Гертнерплац в Мюнхене в 1952 году и дебютировал как дирижер с опереттой «Гаспарон» в Потсдамском театре в 1954 году. С 1958 по 1964 год он был капельмейстером в Немецкой опере на Рейне в Дюссельдорфе и Дуйсбурге , а затем в Опере в Цюрих с 1964 по 1966 год. С 1966 по 1973 год он был первым капельмейстером в Штутгарте , что было его последней постоянной должностью. В последующие годы он часто дирижировал в Баварской государственной опере в Мюнхене.

Во время пребывания в Дюссельдорфе в его оперный репертуар входили «Травиата» « , Риголетто » , «Я должен Фоскари и Отелло» , Джакомо Пуччини , «Богема» и «Мадам Баттерфляй» « Штрауса Рихарда Дафна и Кавалер розы» , Оффенбаха Жака «Сказки» . Гофмана , а также несколько его оперетт : Франца Легара » «Веселая вдова , Энгельберта Гумпердинка » «Гензель и Гретель , Игоря Стравинского » «Царь Эдип и Руджеро Леонкавалло » «Эдипо re . [ 8 ] В Цюрихе он дирижировал «Фальстафом » Верди и Бедржиха Сметаны . » «Проданной невестой впервые [ 8 ]

Зрелая карьера

[ редактировать ]

Во время своей карьеры фрилансера Кляйбер ограничивал свои дирижерские выступления лишь избранными случаями. Его британский дебют состоялся в 1966 году, когда он исполнил на Эдинбургском фестивале « Альбана Берга , Воццека» премьеру которого его отец дирижировал в 1925 году. В репертуар Кляйбера в Королевском оперном театре входили «Кавалер розы» , «Электра» , «Богема» и «Отелло» . [ 9 ] Дебютировал в Байройте в 1974 году, дирижируя оперой Рихарда Вагнера « Тристан и Изольда» .

Его американский дебют состоялся в 1978 году с Чикагским симфоническим оркестром . [ 6 ] где он снова дирижировал в 1983 году, это его единственное выступление с оркестром в США. [ 10 ] [ 11 ] Его дебют в Метрополитен-опера состоялся в 1988 году, когда он дирижировал «Богемой» с Лучано Паваротти и Миреллой Френи . [ 12 ] В 1989 году, после Герберта фон Караяна ухода из Берлинской филармонии , Кляйберу предложили, но он отказался, возможность сменить его на посту музыкального руководителя. [ 13 ] Он вернулся в Метрополитен в 1989 году, чтобы дирижировать «Травиатой» , а в 1990 году — для «Отелло». [ 14 ] и «Кавалер Розы» . [ 15 ]

Кляйбер держался подальше от внимания общественности и, судя по всему, давал интервью только один раз в жизни. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] вопреки сообщениям, которых он никогда не давал. [ 11 ] [ 19 ] [ 20 ] После того, как он ушел из Баварской государственной оперы, его выступления стали реже, и он сделал всего несколько записей.

Большинство этих студийных записей высоко ценятся; в их число входят Людвига ван Бетховена с пятая и седьмая симфонии Венским филармоническим оркестром , Иоганна Брамса , Симфония № 4 а также («Неоконченные») симфонии Франца Шуберта , третья и восьмая а также с Венским филармоническим оркестром, записи сочинений Дворжака . Концерт для фортепиано с оркестром в исполнении Святослава Рихтера , Карла Марии фон Вебера » «Вольного стрелка , Иоганна Штрауса » «Летучей мыши и Джузеппе Верди » «Травиаты . Его последней студийной записью была Рихарда Вагнера с «Тристан и Изольда» Государственной капеллой Дрездена . Сеансы записи начались в 1980 году. Кляйбер ушел до того, как они были завершены. [ 21 ] но поскольку было записано музыкально законченное исполнение, Deutsche Grammophon выпустил его, к большому гневу Кляйбера. [ нужна ссылка ]

Кляйбера Небольшая студийная дискография пополнилась рядом выпусков концертных записей, часто полученных из ретрансляторов. В их число вошли два венских новогодних концерта , исполнение Четвертой и Седьмой симфоний Бетховена с оркестром Концертгебау и Шестой с Баварским государственным оркестром. Шестой особенно примечателен как единственный случай, когда Кляйбер руководил работой; в данном случае источником была не радиопередача, а компакт-кассета С-90, записанная для его сына. [ 22 ]

Спустя годы

[ редактировать ]

Кляйбер ушел из концертной жизни в начале 1990-х, время от времени вновь появляясь на частных или благотворительных концертах . На одном из таких мероприятий в Ингольштадте часть его оплаты состояла из новой Audi, изготовленной по его спецификациям. Его выступления тщательно репетировались, но зачастую казались спонтанными и вдохновенными. По мнению многих его коллег и публики, он был эксцентричным гением, которого некоторые помещали в число величайших дирижеров всех времен, несмотря на скудность его выступлений. [ 7 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

Он был похоронен в словенской деревне Коньшица недалеко от Литии , где и умер в 2004 году, рядом со своей женой Станиславой Брезовар , балериной , умершей семью месяцами ранее. [ 27 ] У них было двое детей: сын Марко и дочь Лилиан.

Сохранившиеся спектакли

[ редактировать ]

Уникальная дирижерская манера Кляйбера сохранена на видео в ряде исполнений: Симфония № 4 и Симфония № 7 Бетховена из Концертгебау в Амстердаме; [ 28 ] » Иоганна Штрауса « Летучая мышь из Мюнхена, Рихарда » « Кавалер розы Штрауса из Мюнхена и Вены, Амадея Моцарта симфония Вольфганга 36-я симфония Брамса и Вторая из Музикферайна Венского Бетховена ; Увертюра «Кориолан» симфония Моцарта , 33-я и Четвертая симфония Брамса из Мюнхена и снова «Кармен» Бизе из Вены. Он руководил Новогодним концертом Венской филармонии в 1989 и 1992 годах, и оба они сохранились на видео.

Наследие

[ редактировать ]

Документальные дань уважения

[ редактировать ]

В 2008 году Rai Radio 3 (3-й канал итальянского национального радио) в своей вечерней программе Radio3 Suite транслировал 10-серийную программу, посвященную наследию Кляйбера: Il Sorriso della Musica: un Ritratto di Carlos Kleiber («Улыбка музыки: портрет»). Карлоса Кляйбера»), организованный и организованный Андреа Оттонелло при участии Клаудио Аббадо , Миреллы Френи , Маурицио Поллини и, прежде всего, сестры Карлоса Кляйбера, Вероники. В своем интервью Аббадо назвал Кляйбера «одним из величайших, если не величайшим дирижером ХХ века» («Карлос был одним из величайших, если не величайшим дирижером ХХ века»). [ 29 ]

26 сентября 2009 года BBC Radio 3 показало документальный фильм « Кто был Карлос Кляйбер?». . Этот материал, созданный Полом Франклом и представленный Иваном Хьюиттом на основе исследования Рут Томсон, был основан на интервью с четырьмя людьми, хорошо знавшими Кляйбера: тенором и дирижером Пласидо Доминго , музыкальным администратором и интендантом сэром Питером Джонасом, музыкальным журналистом и критиком Кристиной Лемке-Матвей. и дирижер-пианист Чарльз Барбер. [ 30 ]

Его дары — музыкальная и драматическая проницательность, аналитические способности, техника, методы самовыражения — делают его величайшим дирижером наших дней. Когда я работаю с ним, я чувствую, что он знает, почему композитор написал каждую ноту, обработал каждую фразу, по-особому продумал каждую частицу оркестрового колорита... Если бы он стал постоянным дирижером крупного оркестра, он бы мог бы превратить его в величайший ансамбль в истории. [ 31 ]

- Пласидо Доминго о своем друге и коллеге Карлосе Кляйбере, 1983 г.

Начиная с июля 2014 года, в десятую годовщину со дня его смерти, синдикат общественных вещателей Канады, Великобритании и США выпустил в эфир двухчасовой документальный фильм « Карлос Кляйбер: дирижер , непохожий ни на кого другого» о Кляйбере в воспоминаниях его коллег. . Продюсер Джон Толански, который сам играл у Кляйбера в Королевском оперном театре Ковент-Гарден, взял интервью у певцов Илеаны Котрубаш , Томаса Хэмпсона , дамы Фелисити Лотт , покойной дамы Маргарет Прайс и Джонатана Саммерса , членов Чикагского симфонического оркестра, Королевского оперного театра, Лондонского симфонического оркестра. и Венского филармонического оркестра, дирижер и друг Кляйбера Чарльз Барбер, администраторы сэр Питер Джонас и сэр Джон Тули, а также руководитель звукозаписи Коста Пилавачи. В это аудиоэссе вошли многочисленные отрывки из важнейших записей Кляйбера, в том числе из Пятой и Седьмой симфоний Бетховена, «Травиаты » Верди , «Кавалера розы Вебера » Рихарда Штрауса и «Вольного стрелка» . [ 32 ]

Почести и посмертная оценка

[ редактировать ]

21 июня 2010 года город Любляна отпраздновал 80-летие Карлоса Кляйбера концертом Венской филармонии под руководством друга Кляйбера Риккардо Мути . Журнал BBC Music Magazine объявил 17 марта 2011 года, что Кляйбер был выбран «величайшим дирижером всех времен». В опросе BBC приняли участие около 100 нынешних дирижеров, в том числе сэр Колин Дэвис , Густаво Дудамель , Валерий Гергиев и Марис Янсонс . Кляйбер, который за свои 74 года дирижировал всего 96 концертами и около 400 оперными выступлениями, был признан опережающим Леонарда Бернстайна и Клаудио Аббадо , занявших второе и третье места соответственно.

Сюзанна Мялкки , музыкальный руководитель, интерсовременный ансамбль и один из опрошенных дирижеров, прокомментировала: «Карлос Кляйбер привнес в музыку невероятную энергию... Да, у него действительно было примерно в пять раз больше времени на репетиции, чем у дирижеров сегодня, но он заслужил это, потому что его видение было замечательным, он знал, чего хотел, и его внимание к деталям действительно вдохновляло».

Джереми Паунд, заместитель редактора музыкального журнала BBC, добавил: «Попросить 100 сегодняшних великих дирижеров назвать своих кумиров и вдохновителей было захватывающим опытом. Не в последнюю очередь, когда многие назвали Карлоса Кляйбера, который за всю свою жизнь давал меньше концертов. чем большинство из них руководят всего за пару лет. Невероятное внимание Кляйбера к деталям, чистый энтузиазм в отношении музыки и удивительно высокий уровень исполнения никогда не могут быть подвергнуты сомнению - возможно, «меньше значит больше» - это настоящий путь к истинному величию?»

По словам Чарльза Барбера, биографа, друга и друга по переписке Кляйбера, его легендарной и необычной карьере способствовал еще один фактор. «Карлос Кляйбер уникальным образом сочетал в себе строгость немецкого анализа, формы и дисциплины с выразительной жизненной силой латиноамериканского танца, пульсом и радостью. В течение почти двадцати лет в начале становления дирижер, крестивший Карла, постепенно становился Карлосом. Он никогда не поворачивался спиной к эта увлекательная культурная биохимия определяла все, что он делал». [ 4 ]

Кляйбер был включен в Зал славы граммофонов в 2012 году. Клеменс Хеллсберг ( «Граммофон» , май 2012 г.) сказал:

Что привело Карлоса Кляйбера на почти мистические высоты? Это был незабываемый опыт преодоления собственных границ, но в то же время полная беспомощность, когда он ушел в последние минуты финальной репетиции. Это была не претензия, а выражение глубочайшего отчаяния, хотя оркестр выступал на высочайшем уровне – а может быть, именно поэтому. Крайние противоречия характеризовали его личность: постоянно опасались катастрофы, но он всегда был доступен музыкантам для частных бесед. У него был обширный репертуар, но он ограничился очень немногими произведениями. Его вспышки ярости могли быть направлены на кого угодно, однако его общение с детьми отличалось драгоценной и хрупкой нежностью. В искусстве нет пределов роста. Однако каждому поколению нужен хотя бы один художник, который является примером этого. Кляйбер потянулся за нами к звездам; даже когда его усилия потерпели неудачу, он все равно доказал, что они существуют.

Почести и награды

[ редактировать ]

Дискография

[ редактировать ]
  1. ^ Барбер, Чарльз (2001). «Кляйбер, Карлос» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.15118 . ISBN  978-1-56159-263-0 . Архивировано из оригинала 7 июля 2020 года . Проверено 20 декабря 2020 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
  2. ^ «Карлос Кляйбер признан величайшим дирижером всех времен» . Пресс-релизы BBC по всему миру. Музыка Би-би-си. 17 марта 2011 года . Проверено 8 марта 2015 г.
  3. ^ «Рут Кляйбер» . 28 апреля 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Барбер, Чарльз (2011). Переписка с Карлосом: Биография Карлоса Кляйбера . Пугало Пресс. ISBN  978-0-8108-8143-3 . Проверено 8 марта 2015 г.
  5. ^ Харви Сакс (25 июля 2004 г.). «Дирижер, который не терпел ошибок» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 октября 2007 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Роквелл, Джон (20 июля 2004 г.). «Карлос Кляйбер умер в 74 года; музыкальный перфекционист-отшельник» . Нью-Йорк Таймс . п. Б-9 . Проверено 14 октября 2007 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Одаренный, эксцентричный дирижер Карлос Кляйбер умер в возрасте 74 лет» . Вашингтон Пост .
  8. ^ Перейти обратно: а б Барбер, Чарльз (2011). Переписка с Карлосом: Биография Карлоса Кляйбера . Пугало Пресс. стр. 43, 46. ISBN.  9780810881433 .
  9. ^ «Результаты поиска в базе данных производительности» . Онлайн-коллекции Королевского оперного театра . Проверено 4 августа 2014 г.
  10. ^ Майкл Уолш (13 июля 1983 г.). «Неприкрашенные симфонии» . Время . Архивировано из оригинала 2 октября 2008 года . Проверено 14 октября 2007 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Николас Кеньон (15 октября 1989 г.). «Карлос Кляйбер: гений, окутанный загадкой» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 октября 2007 г.
  12. ^ Донал Хенахан (24 января 1988 г.). «Паваротти и Френи в Богеме » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 октября 2007 г.
  13. ^ Джейкобс, Артур (1990) «Кляйбер, Карлос» Словарь музыкальных исполнителей Penguin Viking, Лондон
  14. ^ Донал Хенахан (7 марта 1990 г.). «Карлос Кляйбер исполняет роль Пласидо Доминго в опере Верди « Отелло » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 октября 2007 г.
  15. ^ Донал Хенахан (27 сентября 1990 г.). «Размашистый кавалер розы в Метрополитене» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 октября 2007 г.
  16. ^ Редкое интервью Карлоса Кляйбера в 1960 году на YouTube.
  17. ^ «carlos-kleiber.com» . www.carlos-kleiber.com . Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года . Проверено 7 ноября 2014 .
  18. ^ «Домашняя страница Карлоса Кляйбера - Александр Вернер - Биография» . www.carlos-kleiber.de .
  19. ^ Толански, Джон (октябрь 2004 г.). «Карлос Кляйбер – Некролог» . Граммофон Получено 10 апреля.
  20. ^ Чайник, Мартин (1 января 1990 г.). «Пласидо Доминго отдает дань уважения Карлосу Кляйберу» . Хранитель .
  21. ^ «Икона: Карлос Кляйбер» . Gramophone.co.uk .
  22. ^ "Обзор" . Gramophone.co.uk . Проверено 3 июля 2024 г.
  23. ^ «Кляйбер, Карлос» Ежегодник текущей биографии , издание 1991 года, HW Wilson, Нью-Йорк, стр. 338
  24. ^ Бернхаймер, Мартин (октябрь 2004 г.) «Некрологи: Карлос Кляйбер» Opera News 69 (4): стр. 85;
  25. ^ «Карлос Кляйбер, 74 года, дирижер, которым все восхищаются» , Панос Какавиатос, Chicago Sun-Times , 20 июля 2004 г.
  26. ^ Блит, Алан (21 июля 2004 г.). «Некролог: Карлос Кляйбер» . Хранитель .
  27. ^ «Раздел некролога: Кляйбер, Карлос» Ежегодник текущей биографии , издание 2004 г. (Нью-Йорк: Уилсон, 650).
  28. ^ Бернард Холланд (19 июня 1987 г.). «Дирижирование для культистов: Бетховен от Клейбера» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 октября 2007 г.
  29. ^ «Радио 3 — Радио3 Сюита» . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
  30. ^ «carlos-kleiber.com» . www.carlos-kleiber.com . Архивировано из оригинала 26 мая 2010 года . Проверено 19 февраля 2010 г.
  31. ^ Доминго, Пласидо (1983). Мои первые сорок лет . Нью-Йорк: Кнопф. стр. 142–3. ISBN  0-394-52329-6 .
  32. ^ «СЕЙЧАС: Карлос на корейском / Карлос в документальном фильме DGG» . 7 августа 2014 г.
  33. ^ «Каролос Кляйбер» . За заслуги . Проверено 29 апреля 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Окойн, Мэтью: «Представление как самосожжение», 23 февраля 2023 г. The New York Review of Books<www.nybooks.com>
  • Балестрацци, Мауро: Карлос Кляйбер – ангел или демон? , 2006, ISBN   88-8302-325-0 (на итальянском языке).
  • Дрексель, Кристина: Карлос Кляйбер – ... именно то, что он говорит! , 2010, издательство Дор Кёльн, ISBN   978-3-936655-89-6 (на немецком языке).
  • Фишер, Йенс Мальте: Карлос Кляйбер – Щепетильный эксцентрик , 2006, ISBN   3-8353-0138-1 (на немецком языке).
  • Матеопулос, Хелена (1982). Маэстро: Встречи с современными дирижерами . Нью-Йорк: Харпер и Роу . ISBN  978-0-06-015103-4 . OCLC   8929684 .
  • Вичев, Томислав: Эра Клейбера , 2003 (на болгарском языке).
  • Вернер, Александр: Карлос Кляйбер - Биография , 2007 г., 2-е, исправленное издание, 2009 г., ISBN   978-3-7957-0598-5 , 3-е издание, мягкая обложка, июль 2010 г. (на немецком языке)
  • Зиньяни, Алессандро: Упадок Запада , 2010, ISBN   978-88-87203-95-0 , Zecchini Editore (на итальянском языке).

Фильмография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c678338f82feacadbc6cdbc91f2da89__1720002540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/89/4c678338f82feacadbc6cdbc91f2da89.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Carlos Kleiber - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)