Концерт для фортепиано, скрипки и струнных (Мендельсон)
Концерт для фортепиано, скрипки и струнных | |
---|---|
Феликс Мендельсон | |
Ключ | Ре минор |
Каталог | МВВ О 4 |
Период | Романтический |
Жанр | Концерт |
Составленный | 1823 |
Движения | 3 |
Подсчет очков | Фортепиано, скрипка соло, струнные (оригинал), духовые, литавры (переработка) |
Премьера | |
Дата | 25 мая 1823 г. |
Концерт для фортепиано, скрипки и струнных ре минор , MWV O4, также известный как Двойной концерт ре минор, был написан в 1823 году Феликсом Мендельсоном, когда ему было 14 лет. [ 1 ] Это произведение является четвертым произведением Мендельсона для сольного инструмента с оркестровым сопровождением, которому предшествуют Ларго и Аллегро ре минор для фортепиано и струнных инструментов MWV O1, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор MWV O2 и Концерт для скрипки ре минор MWV O3. Мендельсон сочинил произведение, которое должно было быть исполнено для частного концерта 25 мая 1823 года в доме Мендельсона в Берлине вместе со своим учителем игры на скрипке и другом Эдуардом Рицем . [ 2 ] После этого частного выступления Мендельсон пересмотрел партитуру, добавив духовые и литавры, и, возможно, это первая работа, в которой Мендельсон использовал духовые и литавры в большом произведении. Публичное выступление состоялось 3 июля 1823 года в берлинском Шаушпильхаусе . [ 3 ] Как и Концерт для фортепиано с оркестром ля минор (1822 г.), он оставался неопубликованным при жизни Мендельсона, и только в 1999 году критическое издание произведения стало доступно. [ 4 ]
Структура
[ редактировать ]На композицию этого произведения Мендельсона повлияли несколько произведений разных композиторов. Вполне вероятно, что Мендельсон позаимствовал это необычное сочетание фортепиано и скрипки соло из Иоганна Гуммеля Концерта для фортепиано, скрипки и оркестра соль мажор , соч. 17 , у которого он недолго учился в 1821 году. [ 5 ] Молодой Мендельсон также находился под влиянием Карла Марии фон Вебера и часто исполнял свой Konzertstück фа минор . Признательность Мендельсона Виотти , Роде и Крейцеру (мастера-педагоги разработали французский метод скрипичной техники) очевидна в его сочинениях для скрипки соло. Используемые техники включают портато , невнятное стаккато и фигуры, напоминающие портаменто . [ 6 ] Концерт Мендельсона по структуре похож на Фортепианный концерт № 2 Вебера ми-бемоль мажор, соч. 32 . Из собственных произведений Мендельсона использование только струнной секции в качестве оркестрового сопровождения напоминает его «Струнные симфонии» , двенадцать из которых он написал к концу года под влиянием « Симфоний» К.П.Э. Баха .
Есть три движения:
- Аллегро (ре минор)
- Адажио (ля мажор)
- Аллегро танто (ре минор)
Аллегро
[ редактировать ]Движение Аллегро представляет собой традиционную форму концертной сонаты-аллегро классической эпохи и в некоторой степени создано по образцу барочного ритурнельного концерта с чередованием тутти и сольных частей. Он начинается с оркестрового тутти, в котором представлены темы, которые будут расширяться на протяжении всего движения. Основная тема напоминает стиль Баха и эпоху барокко контрапунктической фактурой и четкой гармонической структурой. Похоже, что это также отражает различные упражнения на контрапункте, данные Мендельсону его наставником по композиции Карлом Фридрихом Цельтером . Вслед за первой темой вводится вторая тема фа мажор, очень лиричная, с оттенками романтизма . По окончании второй темы Мендельсон возвращается к строгому контрапункту первой темы. Когда оркестр приближается к мягкому ритму, фортепианное соло внезапно начинается с арпеджио, отмеченного più Lento. Вступает соло скрипки, имитирующее фортепиано, и оба инструмента играют вместе в гармонии. После короткого перехода к фа мажору, наполненного бегущими пассажами и требующего арпеджио от обоих соло, начинается вторая тема. Скрипка исполняет мелодию, а фортепиано играет лирический аккомпанемент. Вторая тема исследует различные тональности и по мере приближения к концу возвращается к фа мажор. Вскоре оркестр вступает во владение, и снова вступают сольные инструменты, имитирующие друг друга в невероятно сбалансированном дуэте, завершающем экспозицию.
После лирического оркестрового тутти, в котором исследуются различные тональности, разработки начинается раздел . Однако, в отличие от типичного концерта классической эпохи, развитие начинается с речитативной части ре-бемоль мажор без оркестрового сопровождения. Эта речитативная часть явно отсылает к операм Моцарта , где скрипка поет как сопрано, а фортепиано имитирует оркестровое тремоло . Возможно, он был вдохновлен аналогичным отрывком из Концерта Большого дуэта Вебера для кларнета и фортепиано (1817). [ 3 ] Когда речитативная часть заканчивается, темп ускоряется, и снова вступает оркестр. Остальная часть разработки содержит последовательности октавных пассажей и арпеджио фортепиано, требующие пересечений струн соло-скрипки, а также виртуозные пассажи из шестнадцатых нот обоих инструментов.
Перепросмотр включает в себя повторение вступительной части, на этот раз со второй темой ре мажор и заканчивающейся ре минор. Часть завершается виртуозной каденцией , написанной самим Мендельсоном. В каденции оба инструмента играют сочетание лирических мелодий и сложного контрапункта, заканчивающегося захватывающим финалом. В рукописи Мендельсона он написал альтернативную каденцию.
Адажио
[ редактировать ]Эта часть имеет троичную форму и написана в ля мажоре, доминирующем в ре миноре. Оркестровое тутти начинается красивой мелодией, предвещающей стиль «Песен без слов» Мендельсона , написанных шесть лет спустя. Затем входят солисты, сначала фортепиано, затем скрипка, по-своему трактуя и украшая главную тему, пока оркестр молчит. В средней части скрипка играет основную тему, а фортепиано аккомпанирует, исследуя разные тональности. Наконец, оркестр возвращается с основной темой, и солисты мирно завершают часть.
Очень веселый
[ редактировать ]Последняя часть, Allegro molto , представляет собой рондо ре минор, которое начинается с вступления фортепиано в основную тему, сопровождаемого сложными скачками в басу. Затем вступает соло скрипки, вторя фортепиано, пока оркестр не начинает огненным тутти в унисон. Солисты вступают в виртуозную игру быстрых пассажей из шестнадцатых нот и тематического обмена, пока внезапно фортепиано не начинает хорал в стиле Баха . Скрипка-соло исполняет мелодию хорала, а оркестр и фортепиано играют под ней контрапункт. После хорала происходит исследование различных тональностей: фортепиано играет двойные октавы, а скрипка-соло играет сложные двойные стопы. И снова снова вводится хоральная мелодия, на этот раз ре мажор. Ре минор возвращается: солисты играют быстрые пассажи, сложные дабл-стопы и двойные октавы. Оркестр вступает в игру взрывными аккордами, и пьеса завершается интенсивностью и виртуозностью. Концерт является примером раннего романтизма: возродившегося интереса к стиль барокко , усовершенствованное использование классических форм и возникновение подлинного романтизма .
Дискография
[ редактировать ]- Deutsche Grammophon : Гидон Кремер и Марта Аргерих с камерным оркестром «Орфей»
- Claves Records : Антье Вейтаас и Александр Лонквич с Camerata Bern (версия с духовыми и литаврами)
- Harmonia Mundi : Кристиан Безюденхаут и Готфрид фон дер Гольц с Фрайбургским барочным оркестром (версия на старинных инструментах с духовыми и литаврами)
- Тельдек : Андреас Стайер и Райнер Куссмауль с Кёльнским концертом (версия на старинных инструментах без литавр)
- Doron Music: Марио Хоссен и Адриан Отикер с камерным оркестром Les Orpheistes и Джоэл Матиас Дженни, дирижер
- Warner Classics : Иегуди Менухин и Хефзиба Менухин с Фестивальным оркестром Менухина
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Программные заметки на февраль 2014 г. - Шебойганский симфонический оркестр» . sheboygansymphony.org . Проверено 10 декабря 2015 г.
- ^ Мерсер-Тейлор, Питер (2004). Кембриджский компаньон Мендельсона . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 115 . ISBN 0-521-82603-9 .
- ^ Jump up to: а б Тодд, Р. Ларри (2003). Мендельсон – Жизнь в музыке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 112. ИСБН 0-19-511043-9 .
- ^ «Оживляющий Мендельсон» . Классический голос Сан-Франциско . Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ Тодд, Р. Ларри (2008). Очерки Мендельсона . Нью-Йорк: Рутледж. п. 169. ИСБН 978-0-415-97814-9 .
- ^ Браун, Клайв (2008). Мендельсон в перформансе . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. 68. ИСБН 978-0-253-35199-9 .