Jump to content

Концерт для фортепиано, скрипки и струнных (Мендельсон)

Концерт для фортепиано, скрипки и струнных
Феликс Мендельсон
Мендельсон в 1821 году, 12 лет.
Ключ Ре минор
Каталог МВВ О 4
Период Романтический
Жанр Концерт
Составленный 1823  ( 1823 )
Движения 3
Подсчет очков Фортепиано, скрипка соло, струнные (оригинал), духовые, литавры (переработка)
Премьера
Дата 25 мая 1823 г.

Концерт для фортепиано, скрипки и струнных ре минор , MWV O4, также известный как Двойной концерт ре минор, был написан в 1823 году Феликсом Мендельсоном, когда ему было 14 лет. [ 1 ] Это произведение является четвертым произведением Мендельсона для сольного инструмента с оркестровым сопровождением, которому предшествуют Ларго и Аллегро ре минор для фортепиано и струнных инструментов MWV O1, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор MWV O2 и Концерт для скрипки ре минор MWV O3. Мендельсон сочинил произведение, которое должно было быть исполнено для частного концерта 25 мая 1823 года в доме Мендельсона в Берлине вместе со своим учителем игры на скрипке и другом Эдуардом Рицем [ де ] . [ 2 ] После этого частного выступления Мендельсон пересмотрел партитуру, добавив духовые и литавры, и, возможно, это первая работа, в которой Мендельсон использовал духовые и литавры в большом произведении. Публичное выступление состоялось 3 июля 1823 года в берлинском Шаушпильхаусе . [ 3 ] Как и Концерт для фортепиано с оркестром ля минор (1822 г.), он оставался неопубликованным при жизни Мендельсона, и только в 1999 году критическое издание произведения стало доступно. [ 4 ]

Структура

[ редактировать ]

На композицию этого произведения Мендельсона повлияли несколько произведений разных композиторов. Вполне вероятно, что Мендельсон позаимствовал это необычное сочетание фортепиано и скрипки соло из Иоганна Гуммеля Концерта для фортепиано, скрипки и оркестра соль мажор , соч. 17 , у которого он недолго учился в 1821 году. [ 5 ] Молодой Мендельсон также находился под влиянием Карла Марии фон Вебера и часто исполнял свой Konzertstück фа минор . Признательность Мендельсона Виотти , Роде и Крейцеру (мастера-педагоги разработали французский метод скрипичной техники) очевидна в его сочинениях для скрипки соло. Используемые техники включают портато , невнятное стаккато и фигуры, напоминающие портаменто . [ 6 ] Концерт Мендельсона по структуре похож на Фортепианный концерт № 2 Вебера ми-бемоль мажор, соч. 32 . Из собственных произведений Мендельсона использование только струнной секции в качестве оркестрового сопровождения напоминает его «Струнные симфонии» , двенадцать из которых он написал к концу года под влиянием « Симфоний» К.П.Э. Баха .

Есть три движения:

  1. Аллегро (ре минор)
  2. Адажио (ля мажор)
  3. Аллегро танто (ре минор)

Движение Аллегро представляет собой традиционную форму концертной сонаты-аллегро классической эпохи и в некоторой степени создано по образцу барочного ритурнельного концерта с чередованием тутти и сольных частей. Он начинается с оркестрового тутти, в котором представлены темы, которые будут расширяться на протяжении всего движения. Основная тема напоминает стиль Баха и эпоху барокко контрапунктической фактурой и четкой гармонической структурой. Похоже, что это также отражает различные упражнения на контрапункте, данные Мендельсону его наставником по композиции Карлом Фридрихом Цельтером . Вслед за первой темой вводится вторая тема фа мажор, очень лиричная, с оттенками романтизма . По окончании второй темы Мендельсон возвращается к строгому контрапункту первой темы. Когда оркестр приближается к мягкому ритму, фортепианное соло внезапно начинается с арпеджио, отмеченного più Lento. Вступает соло скрипки, имитирующее фортепиано, и оба инструмента играют вместе в гармонии. После короткого перехода к фа мажору, наполненного бегущими пассажами и требующего арпеджио от обоих соло, начинается вторая тема. Скрипка исполняет мелодию, а фортепиано играет лирический аккомпанемент. Вторая тема исследует различные тональности и по мере приближения к концу возвращается к фа мажор. Вскоре оркестр вступает во владение, и снова вступают сольные инструменты, имитирующие друг друга в невероятно сбалансированном дуэте, завершающем экспозицию.

После лирического оркестрового тутти, в котором исследуются различные тональности, разработки начинается раздел . Однако, в отличие от типичного концерта классической эпохи, развитие начинается с речитативной части ре-бемоль мажор без оркестрового сопровождения. Эта речитативная часть явно отсылает к операм Моцарта , где скрипка поет как сопрано, а фортепиано имитирует оркестровое тремоло . Возможно, он был вдохновлен аналогичным отрывком из Концерта Большого дуэта Вебера для кларнета и фортепиано (1817). [ 3 ] Когда речитативная часть заканчивается, темп ускоряется, и снова вступает оркестр. Остальная часть разработки содержит последовательности октавных пассажей и арпеджио фортепиано, требующие пересечений струн соло-скрипки, а также виртуозные пассажи из шестнадцатых нот обоих инструментов.

Перепросмотр включает в себя повторение вступительной части, на этот раз со второй темой ре мажор и заканчивающейся ре минор. Часть завершается виртуозной каденцией , написанной самим Мендельсоном. В каденции оба инструмента играют сочетание лирических мелодий и сложного контрапункта, заканчивающегося захватывающим финалом. В рукописи Мендельсона он написал альтернативную каденцию.

Эта часть имеет троичную форму и написана в ля мажоре, доминирующем в ре миноре. Оркестровое тутти начинается красивой мелодией, предвещающей стиль «Песен без слов» Мендельсона , написанных шесть лет спустя. Затем входят солисты, сначала фортепиано, затем скрипка, по-своему трактуя и украшая главную тему, пока оркестр молчит. В средней части скрипка играет основную тему, а фортепиано аккомпанирует, исследуя разные тональности. Наконец, оркестр возвращается с основной темой, и солисты мирно завершают часть.

Очень веселый

[ редактировать ]

Последняя часть, Allegro molto , представляет собой рондо ре минор, которое начинается с вступления фортепиано в основную тему, сопровождаемого сложными скачками в басу. Затем вступает соло скрипки, вторя фортепиано, пока оркестр не начинает огненным тутти в унисон. Солисты вступают в виртуозную игру быстрых пассажей из шестнадцатых нот и тематического обмена, пока внезапно фортепиано не начинает хорал в стиле Баха . Скрипка-соло исполняет мелодию хорала, а оркестр и фортепиано играют под ней контрапункт. После хорала происходит исследование различных тональностей: фортепиано играет двойные октавы, а скрипка-соло играет сложные двойные стопы. И снова снова вводится хоральная мелодия, на этот раз ре мажор. Ре минор возвращается: солисты играют быстрые пассажи, сложные дабл-стопы и двойные октавы. Оркестр вступает в игру взрывными аккордами, и пьеса завершается интенсивностью и виртуозностью. Концерт является примером раннего романтизма: возродившегося интереса к стиль барокко , усовершенствованное использование классических форм и возникновение подлинного романтизма .

Дискография

[ редактировать ]
  1. ^ «Программные заметки на февраль 2014 г. - Шебойганский симфонический оркестр» . sheboygansymphony.org . Проверено 10 декабря 2015 г.
  2. ^ Мерсер-Тейлор, Питер (2004). Кембриджский компаньон Мендельсона . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 115 . ISBN  0-521-82603-9 .
  3. ^ Jump up to: а б Тодд, Р. Ларри (2003). Мендельсон – Жизнь в музыке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 112. ИСБН  0-19-511043-9 .
  4. ^ «Оживляющий Мендельсон» . Классический голос Сан-Франциско . Проверено 12 сентября 2016 г.
  5. ^ Тодд, Р. Ларри (2008). Очерки Мендельсона . Нью-Йорк: Рутледж. п. 169. ИСБН  978-0-415-97814-9 .
  6. ^ Браун, Клайв (2008). Мендельсон в перформансе . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. 68. ИСБН  978-0-253-35199-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1cc181f160a807fd889a3622809f8a8c__1711092900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/8c/1cc181f160a807fd889a3622809f8a8c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Concerto for Piano, Violin and Strings (Mendelssohn) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)