Соната для кларнета (Мендельсон)
Соната для кларнета | |
---|---|
Феликс Мендельсон | |
![]() Композитор 1821 года в исполнении Карла Йозефа Бегаса. | |
Ключ | Ми-бемоль мажор |
Каталог | МВВ Q15 |
Составленный | 1824 |
Соната для кларнета ми -бемоль мажор ( MWV Q15) [ 1 ] — сочинение Феликса Мендельсона для кларнета и фортепиано .
Фон
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( февраль 2018 г. ) |
Та небольшая информация, которая доступна об истории работы, может быть резюмирована следующим образом. [ 2 ] Единственный духовой инструмент, для которого Феликс Мендельсон написал какие-либо сольные произведения, — это кларнет . Знаменитый кларнетист Генрих Берман и его сын Карл , для которых Мендельсон написал Konzertstücke opp. 113 и 114 (для кларнета, бассетторна и фортепиано) были двумя его близкими друзьями. Эти Konzertstücke — виртуозные концертные произведения, но Соната ми-бемоль мажор, написанная Мендельсоном в 1824 году, когда ему было всего 15 лет, — это настоящая камерная музыка: кларнет и фортепиано в равной степени используются как мелодия и инструмент аккомпанемента. но требования к кларнетисту гораздо скромнее, чем в опп. 113 и 114. Альберт Райс описывает это как слабое в музыкальном отношении студенческое произведение. [ 3 ] Различные игровые характеристики кларнета не полностью использованы; вместо этого Мендельсон больше сосредотачивается на кантабильном характере инструмента, как он это делает в своих оркестровых произведениях.
Конкретных сведений об истории происхождения этой сонаты нет. экземпляр, принадлежавший Немецкой государственной библиотеке Берлина – Preußischer Kulturbesitz Некоторое время единственным известным источником произведения был , на титульном листе которого переписчик написал чернилами: «Sonate für B Clarinette u. Pianoforte / von Mendelssohn Bartholdi». Следующие примечания были добавлены другой рукой, также чернилами: «NB: Dieser Titel befindet sich nicht darauf [относится к версии, использованной переписчиком – вероятно, автограф], sondem bloß die Zu-Eignung an mich! / 1824». [Примечание: на нем не написано это название, а написано только посвящение мне! /1824]. Кроме того, карандашом было добавлено «Каскель в Дрездене».
Барон Карл фон Каскель, который также дружил с Джакомо Мейербером и Рихардом Вагнером , был банкиром и покровителем искусств в Дрездене. Если автограф действительно был посвящен Каскелю, он, должно быть, был кларнетистом-любителем; судя по относительно простой партии кларнета, соната предназначалась, видимо, для любителя, а не для виртуоза. Нет никаких оснований предполагать, что произведение посвящено Генриху Берману. В любом случае дополнительный комментарий на титульном листе берлинского экземпляра определенно был написан не Берманном. Датировка просто предполагает, что кому бы ни был посвящен автограф, он был скопирован в 1824 году (возможно, по просьбе Мендельсона); композиция, вероятно, была написана не намного раньше.
Хотя автограф [ 4 ] теперь снова доступен в библиотеке Пирпонта Моргана, Нью-Йорк (из музыкальной коллекции Мэри Флаглер Кэри), это не помогает решить проблему, связанную с берлинской копией. Он состоит из 10 листов 16-нотной нотной бумаги, на 17 страницах которой написано (нижний нотоносец каждой страницы оставлен пустым). Страницы были обрезаны до значительно меньшего размера: вверху первой страницы показана только часть горячей молитвы Мендельсона «L. eg G». ( Lass es gelingen, Gott! – Пусть будет удачно, Господи!), а в правом нижнем углу листа 9r, под орнаментом в конце композиции, указана только дата «ум. 17 апреля» без года. Титульного листа (на котором можно было бы дать посвящение) не существует; просто над первым нотоносцем написано «Соната».
Структура
[ редактировать ]Соната состоит из трёх частей :
- Адажио — Аллегро модерато
- Анданте ( соль минор )
- Аллегро модерато
- Мендельсон: Соната для кларнета (2-я часть: Анданте)
Известные записи
[ редактировать ]- Алан Хакер на самшитовом кларнете Билтона начала XIX века и Ричард Бернетт на фортепиано Конрада Графа 1826 года (Вена); Амон Ра CD-SAR 38 (1989).
- Чарльз Нейдич на кларнете Рудольфа Тутца (Инсбрук, 1990) по мотивам Карла Августина Гренсера, Сона (Дрезден, ок. 1810 г.) и Роберта Д. Левина на фортепиано Иоганна Фрица (Вена, 1825 г.), восстановленного Эдвином Беунком и Йоханом Веннинком ( 1992); Sony Classical SK 64 302 (1994).
- Оуэн Уоткинс на кларнете Джоэла Робинсона (Нью-Йорк) по мотивам Генриха Гренсера и Пенелопы Кроуфорд на фортепиано Opus 2148 Конрада Графа (Вена, 1835); Музыка Omnia mo0304 (2009).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тематико-систематический каталог-резоне - Саксонская академия наук» . www.saw-leipzig.de .
- ^ Предисловие к «Сонате ми-бемоль мажор для кларнета и фортепиано» (Baerenreiter BA 8151) Герхарда Аллроггена (перевод Габриэле Тельманн).
- ^ Райс, Альберт Р. (2003). Кларнет в классический период . Издательство Оксфордского университета. п. 262 п.311. ISBN 978-0-19-534299-4 .
- ^ «Сонаты, кларнет, фортепиано, ми ♭ мажор» . Библиотека и музей Моргана . 17 января 2014 г.