Перкин Уорбек (пьеса)
Перкин Уорбек - это Каролины времен историческая пьеса Джона Форда о претенденте на престол Перкине Уорбеке . Его обычно считают одним из трех шедевров Форда наряду с «Жалко, она шлюха» и «Разбитое сердце» . Т. С. Элиот зашел так далеко, что назвал Перкина Уорбека «несомненно высшим достижением Форда… одной из лучших исторических пьес во всей драме елизаветинской и якобинской эпохи, помимо произведений Шекспира». [ 1 ]
Дата, исполнение, публикация
[ редактировать ]Дата написания пьесы неизвестна, хотя широко распространено мнение, что она была написана в период 1629–1634 годов. Впервые он был опубликован в 1634 году под названием «Хроника истории Перкина Уорбека». Странная правда. Кварто было выпущено книготорговцем Хью Бистоном с посвящением Форда Уильяму Кавендишу, 1-му герцогу Ньюкаслу . На титульном листе имеется анаграмматический девиз Форда «Честь Фиде» и указано, что пьеса была поставлена «(иногда)» труппой королевы Генриетты в театре «Феникс» или «Кокпит» .
Второе издание вышло в 1714 году в двенадцатеричном формате. Сообщается, что пьеса Форда была возрождена на Гудманс Филдс в 1745 году , во время Красавчика принца Чарли вторжения в Англию; В то же время были поставлены еще две современные пьесы об Уорбеке. [ 2 ] После 1745 года следующее производство произошло в 1975 году в Стратфорде-на-Эйвоне .
Сокращенная версия пьесы была включена в эпизоды 23 «Призраки» и 24 «Претендент» BBC Radio 4 драматического сериала 1977 года «Виват Рекс» .
Авторство, источники
[ редактировать ]В источниках того времени приписывается Форду пьеса, хотя некоторые критики утверждали, что она достаточно нетипична для его творчества, чтобы предположить возможность участия в пьесе второго человека - возможно, неоднократного соавтора Форда Томаса Деккера . Другие ученые не согласны и приписывают пьесу одному Форду. [ 3 ]
Основными историческими источниками Форда для пьесы были «История правления короля Генриха VII» Фрэнсиса Бэкона ( 1622 г. ) и «Правдивая и чудесная история Перкина Уорбека» Томаса Гейнсфорда ( 1618 г. ). Рукопись пьесы существует, хотя это позднее произведение, датируемое примерно 1745 годом, и не позволяющее получить дополнительную информацию о пьесе. [ 4 ]
Жанр и сюжет
[ редактировать ]Историческая пьеса была довольно устаревшей в эпоху Каролины - факт, который сам Форд упоминает в прологе к своей пьесе: «Исследования такого рода проводились в последнее время / Так вышли из моды, так не сопровождались ...» (строки 1–2). ). Форд придерживается своих исторических источников в большей степени, чем большинство драматургов эпохи английского Возрождения, отважившихся заняться жанром исторических пьес. Уорбек Форда, как и его историческая модель , утверждает, что он «Ричард IV», один из принцев, предположительно убитых в лондонском Тауэре во время правления Ричарда III , но который якобы сбежал, чтобы защищать дело Дома Йорков . Показаны шотландское вторжение и два корнуоллских восстания; но попытки Уорбека завоевать корону не увенчались успехом, испанский миротворец Педро де Айала появляется как «Хиалас». Форд отходит от своих источников в одном примечательном случае: он изображает захваченного Уорбека в столкновении с Ламбертом Симнелом , еще одним побежденным претендентом на трон, который отказался от своих притязаний и был помилован. Симнел предлагает Уорбеку такой же шанс, но Уорбек отказывается уступить. В кульминационной финальной сцене пьесы Уорбека помещают в колодки - публичное унижение, предшествующее его казни; Последователи Уорбека показаны с поводками на шеях, когда их тоже ведут на смерть.
В целом Форд относится к Уорбеку с симпатией и состраданием; не принимая активно сторону Уорбека, он стремится к нейтральному отношению, в отличие от крайне негативного тона официальной историографии Тюдоров.
Критические ответы
[ редактировать ]Эта «увлекательная, тревожная пьеса» [ 5 ] вызвало большое и постоянно растущее количество критических комментариев. «Критика пьесы... сосредоточилась на психологическом, политическом и парадоксальном». [ 6 ] Критики разошлись во мнениях относительно здравомыслия Форда Уорбека, политического послания пьесы и даже того, является ли она историей или «антиисторией». [ 7 ] Пьеса была процитирована в Джона М. Форда романе «Дракон ждет ».
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Дайс, Александр и Уильям Гиффорд, ред. Работы Джона Форда . Лондон, Лоуренс и Буллен, 1895 г.
- Дайс, Александр, изд., Работы Джона Форда , том. 2, Лондон (1869 г.) , Googlebooks.
- Кинни, Артур, изд. Спутник драмы эпохи Возрождения. Лондон, Блэквелл, 2002 г.
- Логан, Теренс П. и Дензелл С. Смит, ред. Поздние драматурги Якобинского периода и Кэролайн: обзор и библиография последних исследований английской драмы эпохи Возрождения. Линкольн, штат Небраска, Издательство Университета Небраски, 1978.
- Рибнер, Ирвинг. Английская историческая пьеса в эпоху Шекспира. Лондон, Рутледж, 2005.