Сирил Рутэм
Сирил Брэдли Рутэм / ˈ r uː t əm / [1] (5 октября 1875 — 18 марта 1938) — английский композитор, педагог и органист . Его работа в Кембриджском университете сделала его влиятельной фигурой в английской музыкальной жизни. Член Колледжа Святого Иоанна , где он также был органистом, Рутэм руководил Музыкальным обществом Кембриджского университета , чья инновационная концертная программа помогла сформировать английские музыкальные вкусы того времени. Одним из его учеников был младший композитор Артур Блисс , который ценил свое обучение оркестровке. Собственные композиции Рутэма включают две симфонии и несколько небольших оркестровых произведений, оперу, камерную музыку и множество хоровых постановок. Среди его сольных песен есть варианты стихов Зигфрида Сассуна , созданные совместно с поэтом.
Биография
[ редактировать ]Рутэм родился в Редленде, Бристоль , в семье Дэниела Уилберфорса Рутэма и Мэри Рутэм ( урожденная Гимблетт Эванс). [2] Его отец был известным учителем пения, среди учеников которого были Клара Батт , Ева Тернер и Элси Гриффин , а также он был директором Бристольского общества мадригалов. [3]
После посещения Бристольской гимназии Рутэм сначала поступил в колледж Святого Иоанна в Кембридже в 1894 году в качестве сизара , чтобы изучать классику . За выпуском в 1897 году последовала вторая степень бакалавра, на этот раз в области музыки, которую он получил в 1900 году. Рутэм продолжил свое музыкальное образование в Королевском музыкальном колледже , где учился у Мармадьюка Бартона , Уолтера Парратта , Хьюберта Парри и Чарльза Вильерса в Стэнфорде . среди других. [4] [5]
Первое профессиональное назначение Рутэма было органистом церкви Крайст-Черч в Хэмпстеде , где в 1898 году он сменил композитора Уолфорда Дэвиса . [4] За этим последовал краткий период работы органистом в соборе Святого Асафа на севере Уэльса в 1901 году. В том же году Рутэм был назначен органистом в колледже Святого Иоанна в Кембридже, и эту должность он занимал до конца своей жизни.
В 1909 году Рутэм женился на Розамонд Маргарет Лукас, которая оказывала ему поддержку и поддержку. Розамонд отвечала за пошив костюмов на концертах CUMS, и дом Рутэмов всегда был полон всей одежды, необходимой для нового выступления. Их сын Джаспер Сент-Джон Рутэм родился в 1910 году.
В 1912 году Рутэм стал дирижером Музыкального общества Кембриджского университета (CUMS). Под его предприимчивым руководством и программированием CUMS оказал значительное влияние на музыкальную жизнь Англии того времени. Рутэм возродил оратории Генделя , оперы Моцарта и другие произведения Перселла и других, которыми сейчас пренебрегают. Э. Дж. Денту и другим обычно приписывают текстовую подготовку, но за их музыкальный успех отвечал Рутэм. [6] Концерты CUMS также продвигали современную музыку, такую как Золтана Кодая » «Psalmus Hungaricus , Артура Онеггера » «Le roi David и «Месса и фортепианный концерт» Ильдебрандо Пиццетти , все под руководством Рутэма. В 1930 году Рутэм пригласил на концерт нескольких современных композиторов; На мероприятии присутствовали Мануэль де Фалья , Кодай и Онеггер, а также Кэтлин Лонг . Гениальные манеры и завидное телосложение Рутэма (в студенческие годы он преуспел в легкой атлетике) сделали его очень популярным среди студентов. Эта популярность способствовала успеху концертов CUMS, которые в основном были внеклассными.
В 1914 году Рутэм стал членом Университета Святого Иоанна после того, как занял пост университетского лектора по форме и анализу музыки. В 1924 году он стал старшим преподавателем контрапункта и гармонии. Рутэм также был высоко ценимым учителем оркестровки. Среди его многочисленных учеников были Артур Блисс , Арнольд Кук , Кристиан Дарнтон , Армстронг Гиббс , Патрик Хэдли , Уолтер Ли , Бэзил Мейн , Робин Орр , Бернард Стивенс и Перси Янг . [4] [7]
Несмотря на то, что Рутэм продвигал произведения других композиторов, он относительно мало сделал для внедрения в репертуар своих собственных произведений. Он дирижировал первым исполнением своей оперы «Две сестры» в 1922 году, а тремя годами ранее — своей собственной постановкой « Лоуренса Биньона » Для падших (которая вызвала споры, поскольку постановка того же стихотворения Элгара была опубликована вскоре после постановки Рутэма, хотя ни одна из них не была опубликована в 1922 году). композитор нес личную ответственность за начало спора). Продолжающееся участие Рутэма в CUMS включало исполнение «Семеле» Генделя и возрождение традиции трехлетних представлений греческих пьес с недавно написанной музыкой, традиции, которая продолжалась даже после его смерти.
Позже в своей жизни Рутэма заболела болезнь. В связи с развитием прогрессирующей мышечной атрофии после инсульта его активное участие в КУМС было оставлено Борису Орду (с 1936 г.). Он завершил несколько произведений, в том числе «Город на Западе» и свою Вторую симфонию из трех частей, оркестровку которой выполнил его близкий друг Патрик Хэдли .
Рутэм умер в 1938 году в возрасте шестидесяти двух лет, находясь еще на пике своих творческих способностей.
Музыка
[ редактировать ]Несмотря на свою активную деятельность вне композиции, Рутэм смог создать музыкальный каталог, в который вошли опера, две симфонии, несколько небольших оркестровых произведений, камерная музыка и различные хоровые произведения.
Рутэм относился к музыке со всей серьезностью, но никогда не считал роскошью доступ к определенным людям. Это могло бы объяснить, почему он никогда полностью не порывал с традицией; на его музыку оказало небольшое влияние Стэнфорд и особенно Пэрри. Присутствие модализма можно обнаружить во многих его произведениях, а также в более поздних работах - гармонический параллелизм и битональность. Его гармонии с их неожиданными поворотами и битональностью можно было бы раскритиковать за отсутствие спонтанности, и иногда он рискует повториться, но если это так, то виртуозное обращение Рутэма с оркестром, о котором сэр Артур Блисс похвалил Рутэма как блестящего Учитель, безусловно, компенсирует любые конструктивные недостатки. Любимыми примерами преподавания были Моцарт и Римский-Корсаков , и в некоторых работах Рутэма действительно присутствует русская любовь к основным цветам.
В других местах можно обнаружить влияние Кодали, особенно в блестящих оркестровых текстурах « Псалма Адониса» Рутэма 1931 года. Более поздние работы Рутэма демонстрируют вдохновение как от Делиуса , так и от Воана Уильямса (чья опера «Отравленный поцелуй» состоялась премьерой Рутэма) и свидетельствуют о прогрессе. в его музыке. Хотя он признавал возрождение английских народных песен , он никогда непосредственно не участвовал в этом движении и избегал многих музыкальных клише, выявленных Константом Ламбертом в «Music Ho!». Тем не менее, тема его оперы « Две сестры » основана на версии известной народной баллады « Сестры Тва » и открывается безаккомпанементным исполнением шести куплетов вместо увертюры. [8]
Генри Коллес признал стиль Рутэма «энергичным и гениальным», отражающим его личность. Симфония №. Первая до минор олицетворяет эту музыкальную энергию, особенно первую и последнюю части, которые, по мнению Артура Хатчингса , содержат наиболее характерную музыку Рутэма. Еще одна отличительная черта Рутэма, очевидная в симфонии, - это его почти вокальное сочинение для духовых инструментов. Его изысканное письмо на струнных инструментах представлено в «Рапсодии» на старинную английскую мелодию «Лазарь».
Рутэм был в своей стихии, когда писал для припева и голоса. Первые значительные композиции Рутэма были вокальными. Говорят, что Стэнфорд, когда Рутэм учился у него в RCM, однажды проворчал: «Ты можешь писать для голосов, мальчик мой». Его талант сочетать слова и музыку в мастерских хоровых композициях побудил Коллеса написать: «Слова выявляют более тонкие и поэтические качества и придают выразительность его музыке». «Украденное дитя» , «Ода в утро Рождества Христова» и «Город на Западе » (стихотворение сына Яспера ) относятся к числу лучших его достижений.
Избранные работы
[ редактировать ]Этап
[ редактировать ]- Соч. 55 «Две сестры» , опера в трех действиях (1918–21) по мотивам баллады «Две сестры Биннори» - либретто Марджори Фоссе. [8]
Оркестровый
[ редактировать ]- Op.8 Четыре впечатления (Килларни) , миниатюры для скрипки и небольшого оркестра (1900)
- Соч.36 Прохожий , рапсодия по мотивам Роберта Бриджеса (1910)
- Op.42 Пан , рапсодия для оркестра (1912)
- Соч.57 «Две сестры» , концертная увертюра для оркестра (1918)
- Op.60 «Процессия» на музыку канцлера , для полного оркестра (1920)
- Op.67 Рапсодия на тему «Лазаря», для двухструнного оркестра (1922)
- Op.82 Иоанновская сюита , для небольшого оркестра (1929–30)
- Op.84 Псалом Адониса , для оркестра (1931)
- Op.86 Симфония №. 1 до минор (1932)
- Op.97 Симфония №. 2 ре мажор , для оркестра с хоровым финалом (1936–38) («Откровение святого Иоанна»; неполное; финальная часть оркестрована Патриком Хэдли )
Хоровой
[ редактировать ]- Соч.18 «Андромеда» , драматическая кантата (1903–05) — стихотворение Чарльза Кингсли.
- Op.29 Коронах , для баритона, хора и оркестра (1908) - стихотворение сэра Вальтера Скотта
- Соч.33 Леди Шалотт , для хора и оркестра (1909) - стихотворение Альфреда, лорда Теннисона
- Соч.38 «Украденный ребенок» , хор и оркестр (1911) — стихотворение Уильяма Батлера Йейтса
- Соч. 44 Четыре драматические песни , соло тенора или сопрано с оркестром (1913) - текст Мэри Элизабет Кольридж
- Соч.51 «Для падших» , хор и оркестр (1915) — стихи Лоуренса Биньона
- Соч.65 Коричневая земля , хор, полухор и оркестр (1921–22) - стихотворение Томаса Моулта
- Соч.81 Ода в утро Рождества Христова , солисты, хор, полухор и оркестр (1927–28) — стихотворение Джона Мильтона
- Op.93 Город на Западе , хор и оркестр (1936) - стихотворение сына композитора Джаспера Рутэма
Камера
[ редактировать ]- Op.2 Струнный квартет ля мажор (1899)
- Op.10 Струнный квартет соль минор (1902)
- Op.20 Каприччио для струнного квартета ре минор (1905)
- Op.27 Струнный квинтет ре мажор (1908)
- Op.49 Струнный квартет до мажор (1914)
- Op.61 Миниатюрная сюита для фортепианного квинтета (или фортепиано и струнного оркестра) (1920)
- Op.64 Сюита в трех частях для флейты и фортепиано (1921)
- Op.75 Соната соль минор для скрипки и фортепиано (1925)
- Op.83 Септет для альта, духового квинтета и арфы (1930)
- Op.85 Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1932)
Орган
[ редактировать ]- Op.14 Фантазия, увертюра для органа ре минор (1902)
- Соч.28 Эпиникион «Песнь Победы» (1907)
- Соч.37 Элегическая рапсодия на старинную церковную мелодию , вариации на мотив гимна «Iste исповедник»
Фортепиано
[ редактировать ]- Op.88 Сюита для фортепиано (1933)
Песни
[ редактировать ]- Соч. 58 Три песни-картинки Зигфрида Сассуна (1919–20) - «Бабочки», «Идиллия», «Все пели».
- Соч.62 Четыре песни Зигфрида Сассуна (1921) - «Детская молитва», «Утренняя слава», «Тополь и луна», «Южный ветер».
- Четыре неопубликованные песни Зигфрида Сассуна (1926) — «Перед днем», «Утренняя земля», «Ной», «Дерево и небо».
Избранные произведения
[ редактировать ]- Современный оркестр и его сочетание с певческим голосом; особенно в отношении дирижеров и композиторов , Журнал Королевской музыкальной ассоциации, 1910 г.
- Голосовое обучение для хоров и школ , издательство Кембриджского университета, 1912 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бут, округ Колумбия (1979). «1918 год — день перемирия, осада» . В Филлипсе, Энн (ред.). Антология Ньюнхэма . Издательство Кембриджского университета. п. 121. ИСБН 978-0-521-22068-2 . Проверено 18 января 2013 г.
- ^ «Рутэм, Сирил Брэдли (RTN894CB)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ Янг, Перси; Рутэм, Джаспер (1997). «Британские композиторы - Сирил Рутэм» (примечания к буклету на компакт-диске). ЭМИ Классика 5099950592326.
- ^ Jump up to: а б с Шаарвехтер, Юрген (2001). «Сирил Рутэм». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Куксон, Майкл (январь 2008 г.). «Обзор компакт-диска [EMI Classics British Composers 5059232]» . musicweb-international.com . Проверено 21 января 2013 г.
- ^ Хатчингс, Артур (1979; переиздано в 2007 г., примечания к буклету компакт-диска). Лирита SRCD269.
- ^ Шентон, Кеннет (15 мая 2004 г.). «Перси Янг — плодовитый исследователь Элгара, композитор и музыкальный редактор» . Независимый . Архивировано из оригинала 26 января 2014 года . Проверено 18 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Рутэм, Сирил Брэдли; Фоссе, Марджори (1920). «Две сестры. Опера в трех действиях, основанная на балладе «Две сестры О'Биннори» » (партитура) . Лондон: Goodwin & Tabb Ltd. hdl : 1802/24394 . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ Джон (октябрь 2010 г.). «Положить музыку» . Блог проекта Sassoon . Библиотека Кембриджского университета . Архивировано из оригинала 9 января 2015 года . Проверено 19 января 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гарольд Уоткинс Шоу: Преемственность органистов Королевской капеллы и соборов Англии и Уэльса с 1538 года. Также органистов коллегиальных церквей Вестминстера и Виндзора, некоторых академических хоровых фондов и соборов Армы и Дублина , Оксфорд: Кларендон Пресс, 1991. 475 стр. ISBN 978-0-19-816175-2
- Энид Бёрд: органисты английских соборов ХХ века , Э.Бёрд (август 1990 г.), 96 стр., ISBN 978-0-9516550-0-9
- Вольфганг Суппан, Армин Суппан : Новый лексикон духовой музыки , 4-е издание, Фрайбург-Тинген, Blasmusikverlag Schulz GmbH, 1994, ISBN 3-923058-07-1
- Кеннет Шентон: Сирил Брэдли Рутэм , в: Журнал Британского музыкального общества. 7 (1985), стр. 30–37.
- У. Дж. Смит: Пять столетий кембриджских музыкантов 1464–1964 , Кембридж: В. Хеффер, 1964, 75 стр.
- Перси А. Скоулз: зеркало музыки 1844–1944 - век музыкальной жизни в Великобритании, отраженный на страницах The Musical Times , Оксфорд: Oxford University Press, 1948, 2 тома
- Эй.Дж.Б. Хатчингс: Музыка Сирила Брэдли Рутэма , в: The Musical Times, Vol. 79, № 1139 (январь 1938 г.), стр. 17–22.
- Фредерик В. Торнсби, Джон Генри Берн: Словарь органов и органистов , Второе издание, Лондон: Geo. Август Мате, 1921, 476 стр.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Сирила Рутэма - каталог произведений с номерами опусов, обзоры дисков, последние концерты, плейлист, статьи
- Каталог произведений и статья Джона Франса на musicweb-international.com
- Документы Сирила Брэдли Рутэма - список проекта Янус
- Бесплатные партитуры Сирила Рутэма в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1875 рождений
- 1938 смертей
- Английские композиторы
- Английские классические органисты
- Выпускники Королевского музыкального колледжа
- Выпускники колледжа Святого Иоанна в Кембридже
- Члены колледжа Святого Иоанна, Кембридж
- Люди, получившие образование в Бристольской гимназии
- Музыканты из Бристоля
- Английские классические органисты мужского пола