Пьер-Симон Балланш
Пьер-Симон Балланш (4 августа 1776 — 12 июня 1847) — французский писатель и философ- контрреволюционер , разработавший теологию прогресса, имевшую значительное влияние во французских литературных кругах в начале XIX века. Он был девятым членом, избранным на четвертое место Французской академии в 1842 году.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Балланшу, родившемуся в Лионе , было семнадцать лет, когда его воображение на всю жизнь было отмечено ужасами Французской революции . В 1793 году восстание роялистов в городе против власти революционного Конвента закончилось гильотинированием или суммарной казнью около 700 человек. Это, а также несчастная любовь в раннем возрасте оставили у него неизменно трагический взгляд на жизнь как на священное страдание, взгляд, который он воплотил в своих произведениях, из которых наиболее известным было незаконченное многочастное произведение под названием « Essais de palingénésie Sociale». («Очерки социального палингенезиса»). « Палингенезис » был термином, которым Балланш обозначал последовательные возрождения общества, и он включил прогрессивное видение христианства в свою работу, даже несмотря на то, что он благоговейно настаивал на том, что христианство навсегда неизменно.
Карьера
[ редактировать ]Балланш сначала зарабатывал на жизнь печатником. Его первой опубликованной работой была «Du sense consideré dans son rapport avec la Litérature» (1802), работа в духе Шатобриана недавно опубликованной работы «Génie du christianisme» . Он познакомился с Жюли Рекамье в 1812 году и вскоре после этого переехал в Париж, где регулярно посещал ее салон в Аббай-о-Буа.
В таких работах, как «Антигона» (1814 г.), « Essais sur les Institutions Sociales » («Очерк социальных институтов», 1818 г.), Le Vieillard et le jeune homme («Старик и молодежь», 1819 г.), L'Homme sans nom ( «Человек без имени» («Старик и молодежь», 1819 г.) «Человек без имени», 1820) и «Элегия» («Элегия», 1820), он развивал идею о том, что Французская революция наделена божественным значением. Такая точка зрения была достаточно распространена в контрреволюционных кругах. Но в отличие от религиозных мыслителей, которые возложили на Церковь задачу интерпретации этого значения, Балланш разработал теорию языка . По мнению Балланша, назвать что-то означало в некотором роде участвовать в творении. Для Балланша эта творческая сила речи имела ту же сущность, что и поэзия, и он разработал поэтику символа, которая сыграла роль в мышлении тех, кто породил новое видение поэта и поэзии, которое вскоре стало известный как романтизм .
Дело жизни Балланша, так и не законченное, широко известно как Palingénésie . Идея этого «великого произведения» зародилась у него в 1820-х годах, и он объявил о том, что должно было стать обширной философско-поэтической эпопеей о прошлом, настоящем и будущем, в ее первом томе « Пролегомен» , опубликованном в 1827 году. Там он описал его стремление написать «истинную историю человечества». Первый том был посвящен Греции в «Орфее» (« Орфей », 1829 г.), а второй, так и не законченный, — Римской республике в формуле «Общей «Истории всех народов в приложении к истории римского народа»), фрагменты которой были опубликованы в обзорах с 1829 по 1834 год. Третий и последний том, который так и не был закончен, впервые был объявлен как La Ville des expiations ( «Город искупления»), хотя Балланш опубликовал La Vision d'Hébal («Видение Эбала», 1831). Поскольку мысль Балланша продолжала развиваться в 1830-х и 1840-х годах, он много раз менял планы работы, и история его работ чрезвычайно сложна и запутана.
В каком-то смысле это произошло из-за осознания Балланшем сложности задачи, которую он перед собой поставил. Он так и не разработал свою систему к собственному удовлетворению. Турбулентность французской истории девятнадцатого века постоянно давала ему новую пищу для размышлений. Однако можно обрисовать элементы его фундаментального видения.
Философия
[ редактировать ]Весьма оригинальная система Балланша представляла собой разработку идеи прогресса через испытания . В каком-то смысле его мысль представляет собой светскую версию «Падения и искупления», адаптированную к богословскому прогрессизму – «оптимистическую теорию первородного греха и его последствий», по словам Поля Бенишу , который много писал об историческом значении Балланша в Le Sacre de l'écrivain (1973), Le Temps des prophètes (1977) и "Le Grand Œuvre de Ballanche", Revue d'histoire Litéraire de la France (сентябрь-октябрь 1975 г.), собранные в Variétés Critiques (1996).
По мнению Балланша, определенная форма политической власти – Людовик XVI например, – могла быть обречена на падение, не вызывая при этом презрения. Историческое видение, которое он развивал и которое он выражал символическим языком, который многим казался трудным, было тем, в котором прошлая эпоха могла обладать собственной правильностью и легитимностью, даже если она потеряла право на продолжение.
Балланш сравнил себя с Янусом , двуглавым богом мифологии, потому что тот смотрел одновременно в двух разных направлениях. Его трагический взгляд на историю охватывал перемены, рассматривая при этом средства, с помощью которых они были осуществлены, как источник бесконечной потребности в будущем искуплении.
Наследие
[ редактировать ]Балланш оккупировал – и продолжает оккупировать – непростую границу между прогрессивными и контрреволюционными лагерями. Он робко мечтал о себе как о том, кто сможет их примирить. Но этого не произошло: его взгляд на социальный порядок как сверхъестественный по своему характеру был непонятен (или неприемлем) для левых , а его готовность признать законность радикальных перемен не вызвала у него симпатии у правых . .
Ссылки
[ редактировать ]- «Пьер-Симон Балланш (1776–1847)» (на французском языке). Французская академия. 2009. Архивировано из оригинала 19 февраля 2009 года . Проверено 18 января 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каролина Арментерос, Французская идея истории: Жозеф де Местр и его наследники, 1794–1854 , Итака: Издательство Корнельского университета, 2011.
- Артур МакКалла, Романтическая историософия: философия истории Пьера-Симона Балланша , Лейден: Брилл, 1998.