Jump to content

Пьер-Симон Балланш

Бюст Пьера-Симона Балланша работы Жана-Мари Боннасье , Музей изящных искусств Лиона.

Пьер-Симон Балланш (4 августа 1776 — 12 июня 1847) — французский писатель и философ- контрреволюционер , разработавший теологию прогресса, имевшую значительное влияние во французских литературных кругах в начале XIX века. Он был девятым членом, избранным на четвертое место Французской академии в 1842 году.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Балланшу, родившемуся в Лионе , было семнадцать лет, когда его воображение на всю жизнь было отмечено ужасами Французской революции . В 1793 году восстание роялистов в городе против власти революционного Конвента закончилось гильотинированием или суммарной казнью около 700 человек. Это, а также несчастная любовь в раннем возрасте оставили у него неизменно трагический взгляд на жизнь как на священное страдание, взгляд, который он воплотил в своих произведениях, из которых наиболее известным было незаконченное многочастное произведение под названием « Essais de palingénésie Sociale». («Очерки социального палингенезиса»). « Палингенезис » был термином, которым Балланш обозначал последовательные возрождения общества, и он включил прогрессивное видение христианства в свою работу, даже несмотря на то, что он благоговейно настаивал на том, что христианство навсегда неизменно.

Балланш сначала зарабатывал на жизнь печатником. Его первой опубликованной работой была «Du sense consideré dans son rapport avec la Litérature» (1802), работа в духе Шатобриана недавно опубликованной работы «Génie du christianisme» . Он познакомился с Жюли Рекамье в 1812 году и вскоре после этого переехал в Париж, где регулярно посещал ее салон в Аббай-о-Буа.

В таких работах, как «Антигона» (1814 г.), « Essais sur les Institutions Sociales » («Очерк социальных институтов», 1818 г.), Le Vieillard et le jeune homme («Старик и молодежь», 1819 г.), L'Homme sans nom ( «Человек без имени» («Старик и молодежь», 1819 г.) «Человек без имени», 1820) и «Элегия» («Элегия», 1820), он развивал идею о том, что Французская революция наделена божественным значением. Такая точка зрения была достаточно распространена в контрреволюционных кругах. Но в отличие от религиозных мыслителей, которые возложили на Церковь задачу интерпретации этого значения, Балланш разработал теорию языка . По мнению Балланша, назвать что-то означало в некотором роде участвовать в творении. Для Балланша эта творческая сила речи имела ту же сущность, что и поэзия, и он разработал поэтику символа, которая сыграла роль в мышлении тех, кто породил новое видение поэта и поэзии, которое вскоре стало известный как романтизм .

Дело жизни Балланша, так и не законченное, широко известно как Palingénésie . Идея этого «великого произведения» зародилась у него в 1820-х годах, и он объявил о том, что должно было стать обширной философско-поэтической эпопеей о прошлом, настоящем и будущем, в ее первом томе « Пролегомен» , опубликованном в 1827 году. Там он описал его стремление написать «истинную историю человечества». Первый том был посвящен Греции в «Орфее» Орфей », 1829 г.), а второй, так и не законченный, — Римской республике в формуле «Общей «Истории всех народов в приложении к истории римского народа»), фрагменты которой были опубликованы в обзорах с 1829 по 1834 год. Третий и последний том, который так и не был закончен, впервые был объявлен как La Ville des expiations ( «Город искупления»), хотя Балланш опубликовал La Vision d'Hébal («Видение Эбала», 1831). Поскольку мысль Балланша продолжала развиваться в 1830-х и 1840-х годах, он много раз менял планы работы, и история его работ чрезвычайно сложна и запутана.

В каком-то смысле это произошло из-за осознания Балланшем сложности задачи, которую он перед собой поставил. Он так и не разработал свою систему к собственному удовлетворению. Турбулентность французской истории девятнадцатого века постоянно давала ему новую пищу для размышлений. Однако можно обрисовать элементы его фундаментального видения.

Философия

[ редактировать ]

Весьма оригинальная система Балланша представляла собой разработку идеи прогресса через испытания . В каком-то смысле его мысль представляет собой светскую версию «Падения и искупления», адаптированную к богословскому прогрессизму – «оптимистическую теорию первородного греха и его последствий», по словам Поля Бенишу , который много писал об историческом значении Балланша в Le Sacre de l'écrivain (1973), Le Temps des prophètes (1977) и "Le Grand Œuvre de Ballanche", Revue d'histoire Litéraire de la France (сентябрь-октябрь 1975 г.), собранные в Variétés Critiques (1996).

По мнению Балланша, определенная форма политической власти – Людовик XVI например, – могла быть обречена на падение, не вызывая при этом презрения. Историческое видение, которое он развивал и которое он выражал символическим языком, который многим казался трудным, было тем, в котором прошлая эпоха могла обладать собственной правильностью и легитимностью, даже если она потеряла право на продолжение.

Балланш сравнил себя с Янусом , двуглавым богом мифологии, потому что тот смотрел одновременно в двух разных направлениях. Его трагический взгляд на историю охватывал перемены, рассматривая при этом средства, с помощью которых они были осуществлены, как источник бесконечной потребности в будущем искуплении.

Наследие

[ редактировать ]

Балланш оккупировал – и продолжает оккупировать – непростую границу между прогрессивными и контрреволюционными лагерями. Он робко мечтал о себе как о том, кто сможет их примирить. Но этого не произошло: его взгляд на социальный порядок как сверхъестественный по своему характеру был непонятен (или неприемлем) для левых , а его готовность признать законность радикальных перемен не вызвала у него симпатии у правых . .

  • «Пьер-Симон Балланш (1776–1847)» (на французском языке). Французская академия. 2009. Архивировано из оригинала 19 февраля 2009 года . Проверено 18 января 2009 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e89383ad9ee201fad45bf1c5641daf0__1704276600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/f0/5e89383ad9ee201fad45bf1c5641daf0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pierre-Simon Ballanche - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)