Гений христианства

Гений христианства, или Красоты христианской религии (фр. Le Génie du christianisme, ou Beautés de la Religion Chrétienne ) — произведение французского писателя Франсуа-Рене де Шатобриана , написанное во время его изгнания в Англии в 1790-х годах как защита католической веры , которая затем подвергалась нападкам во время Французской революции . Впервые он был опубликован во Франции в 1802 году, после того как Шатобриан вернулся во Францию после для амнистии Наполеона всеобщей бежавших эмигрантов , от революции. Наполеон, недавно подписавший Конкордат с Папой, первоначально использовал книгу Шатобриана в качестве пропаганды, чтобы заручиться поддержкой французских католиков. Через пять лет он рассорится с автором и отправит его во внутреннюю ссылку .
В «Гении христианства» Шатобриан защищает мудрость и красоту христианства от нападок на него со стороны французских философов- просветителей и революционных политиков. Книга оказала огромное влияние на культуру девятнадцатого века, а не только на религиозную жизнь. Фактически, можно сказать, что наибольшее влияние оно оказало на искусство и литературу : оно послужило главным источником вдохновения для романтического движения. [ 1 ] [ 2 ]
Работа
[ редактировать ]Книга возникла в результате попытки Шатобриана понять причины Французской революции , которая привела к гибели многих его друзей и членов семьи. Где-то в конце 1790-х годов Шатобриан вернулся к католической вере своего детства. Он чувствовал, что Франция сбилась с пути в период Просвещения, когда ведущие интеллектуалы, такие как Вольтер , были враждебны традиционной религии. В своей работе Шатобриан стремится доказать, что «христианство исходит от Бога, потому что оно превосходно». Помня об этой цели, он особенно интересуется художественным вкладом христианской религии, сравнивая их с древними и языческими цивилизациями. Основная тема книги заключается в том, что «только христианство способно объяснить прогресс в искусстве и литературе».
Шатобриан обвиняет писателей XVIII века в непонимании Бога. Исключение он делает для Жан-Жака Руссо , у которого была «тень религии». Для Шатобриана Вольтер — драматург худшего качества, чем Жан Расин, потому что Вольтер не был христианином.
Структура и содержание
[ редактировать ]Шатобриан разделил Гений христианства на четыре части:
- Часть первая: Догмы и доктрина. Разделена на шесть книг: Тайны и Таинства; Добродетели и моральные законы; Истина Священного Писания, Падение человека; Истина Священного Писания (продолжение), Возражения против моральной системы Моисея; Существование Бога, доказанное чудесами природы: Бессмертие души, доказанное моралью и чувствами.
- Часть вторая: Поэзия христианства. Разделен на пять книг: Общий обзор христианских эпосов; Поэзия по отношению к человеческим персонажам; Поэзия по отношению к человеческим страстям (продолжение); О чудесном, или Поэзия по отношению к сверхъестественным существам; Библия и Гомер.
- Часть третья: Изобразительное искусство и литература. Разделен на пять книг: Изобразительное искусство; Философия; История; Красноречие; Гармония христианской религии со сценами природы и страстями человеческого сердца.
- Часть четвертая: Ритуал. Разделен на шесть книг: Церкви, Украшения, Пение, Молитвы, Торжества и т. д.; Могилы; Общий обзор духовенства; Миссии; Военные ордена или рыцарство; Услуги, оказываемые обществу духовенством и христианской религией в целом.
Первоначальное издание «Женства христианства» также содержало две новеллы Шатобриана, Рене и Аталы , обе — романтические рассказы об американских индейцах . Новеллы уже публиковались отдельно. Вместе с соответствующим рассказом «Натчез» , который оставался неопубликованным до 1827 года, эти книги продолжали приносить Шатобриану известность на протяжении всей его жизни.
Влияние
[ редактировать ]Эта статья является частью серии, посвящённой |
Консерватизм во Франции |
---|
![]() |
«Жений христианства» оказал значительное влияние на историю литературных и религиозных идей во Франции девятнадцатого века. Написанный в классическом стиле, но раннеромантический по своей чувствительности, он прославлял новые источники вдохновения, такие как готическая архитектура и великие эпопеи Средневековья . Как пишет Дэвид Кэрнс: «Помимо своей конкретной цели, «Жена христианства» вызвала поток симпатий между автором и целым поколением молодых французских мужчин и женщин, разжигая их воображение по широкому спектру чувств и идей: сила великие эпические писатели, природа в ее необъятном разнообразии и величии, поэзия руин, очарование далекого прошлого, красота незапамятных народных ритуалов и захватывающая меланхолия сопровождающей их музыки. их, муки пробуждающегося сознания, опасности и пыл одинокой юношеской души, больше, чем любое другое произведение, это было началом раннего французского романтизма». Кроме того, книга послужила образцом обновления французского языка. Католицизм , вдохновляющий многих авторов, в том числе Дома Геранжера и Фелисите Робер де Ла Менне .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фербер, Майкл (2010). Романтизм: очень краткое введение . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. стр. 12, 97. ISBN. 978-0-19-956891-8 . OCLC 892340873 .
- ^ Мур, Фабьен (2005). «Ранний французский романтизм» . В Мур, Фабьен (ред.). Спутник европейского романтизма . Хобокен, Нью-Джерси: Blackwell Publishing Ltd., стр. 184–188. дои : 10.1002/9780470996607.ch11 . hdl : 1794/18585 . ISBN 9781405110396 .
- Шатобриан (1999) [1802]. Гений христианства (в двух томах) . Париж: Фламмарион.
- Кэрнс, Дэвид (1999). Берлиоз: Становление художника, 1803–1832 . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-22199-0 . OCLC 42445159 . </ref>
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Génie du christianisme , полный текст издания 1802 года в HathiTrust (оцифровано Google Books)
- Гений христианства , полный текст английского перевода Чарльза И. Уайта 1871 года в Интернет-архиве.