Насилие и священное
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Рене Жирар |
---|---|
Оригинальное название | Насилие и священное |
Переводчик | Патрик Грегори |
Язык | Французский |
Предмет | Священное , жертвоприношение |
Издатель | Издания Бернар Грассе , Издательство Университета Джонса Хопкинса |
Дата публикации | 1972 |
Место публикации | Франция |
Опубликовано на английском языке | 1977 |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 455 (первое издание) |
ISBN | 978-1472520814 |
«Насилие и священное » ( франц . La насилие и священное ) — книга о священном французского критика Рене Жирара , вышедшая в 1972 году , в которой автор исследует ритуальную роль жертвоприношения . Книга получила как положительные отзывы, восхваляющие теорию сакрального Жирара, так и более неоднозначные оценки. Некоторые комментаторы рассматривают книгу как произведение, выражающее христианскую религиозную точку зрения или указывающее на нее. Однако книгу также считают «атеистической». [ 1 ] или «враждебный религии». [ 2 ] Насилие и Священное стали очень влиятельными в антропологии , литературной критике и даже христологии . Его сравнивают с классика Уолтера Буркерта » «Homo Necans (1972). Жирар развил свои идеи в последующей книге « Вещи, сокрытые с момента основания мира» (1978).
Краткое содержание
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2018 г. ) |

Жирар обсуждает ритуальную роль жертвоприношения, пытаясь объяснить тот факт, что иногда оно проявляется как «священное обязательство, которым пренебрегают в условиях серьезной опасности», а иногда как «своего рода преступная деятельность, влекущая за собой опасности равной серьезности». Он исследует концепцию «жертвенного кризиса» и роль козла отпущения . Аспекты греческой культуры, которые он исследует, включают греческую трагедию , древнегреческую религию и греческого философа Гераклита . Среди современных мыслителей он рассматривает теории социолога Анри Юбера и антрополога Марселя Мосса и обсуждает работы философа Фридриха Ницше и интеллектуала Жоржа Батая . Он переоценивает «Тотем и табу» (1913), работу Зигмунда Фрейда , основателя психоанализа . Он пишет, что, хотя «Тотем и табу» были широко отвергнуты, он смотрит на это произведение по-другому и считает, что его концепция коллективного убийства близка к темам его собственного творчества. Фрейда Он также переоценивает теорию Эдипова комплекса и инцест табу . Он также обсуждает работу антрополога Клода Леви-Стросса . [ 3 ]
Предыстория и история публикаций
[ редактировать ]Книга «Насилие и священное» была написана, когда Жирар был выдающимся профессором Университета штата Нью-Йорк в Буффало , и стала результатом десятилетних исследований. [ 4 ] Книга была впервые опубликована на французском языке в 1972 году издательством Editions Bernard Grasset . В 1977 году издательство Университета Джонса Хопкинса опубликовало английский перевод Патрика Грегори. Он также был опубликован The Athlone Press в 1988 году и Continuum в 2005 году. [ 5 ]
Прием
[ редактировать ]Жирар был удостоен премии Французской академии за насилие и священное . [ 6 ] который считается его основной работой. [ 7 ] Эта книга стала очень влиятельной книгой в антропологии, литературной критике и даже христологии. [ 8 ] «Насилие и священное» получили положительные отзывы от Г.Х. де Радковски в Le Monde . [ 1 ] критик Виктор Бромберт в «Хронике высшего образования» , [ 9 ] Фрэнк МакКоннелл в «Новой Республике» , [ 10 ] и Винсент Фаренга в сравнительной литературе . [ 11 ] Книга получила неоднозначные отзывы Гомера Обреда Брауна в журнале Modern Language Notes . [ 12 ] Уинифред Ламбрехт в Library Journal , [ 13 ] Джон Э. Рексин в журнале Modern Language Journal , [ 14 ] и Джеймс А. Ахо в SA: Sociological Analysis . [ 15 ]
По словам Криса Флеминга, де Радковски считал книгу «огромным интеллектуальным достижением», поскольку она представляет собой «первую подлинно атеистическую теорию религии и священного». [ 1 ] Бромберт охарактеризовал книгу как «увлекательную, амбициозную и важную». Он определил это как часть тенденции к междисциплинарным исследованиям во Франции и написал, что это вызвало множество реакций и что Эсприт посвятил этому большую часть выпуска. Он считал, что отношение Жирара к Фрейду, антропологии и лингвистическим данным приведет к критической реакции. Он выразил благодарность Жирару за интересные обсуждения библейских историй, греческих мифов и ритуалов, табу и страхов, вызываемых близнецами. Он похвалил обсуждение Жираром «затруднительного положения современного общества, которое ищет все большего числа жертвоприношений в отчаянной попытке восстановить эффективность утраченного чувства ритуала». Однако он считал, что обсуждение религии Жираром слишком сосредоточено на насилии и не объясняет его наиболее «важных принципов». Он также счел методологию работы сомнительной. [ 9 ]
МакКоннелл считал книгу важной и утверждал, что она дополняет книгу философа Фуко Мишеля «Надзирать и наказывать» (1975). Он высоко оценил обсуждение Жираром культурных истоков судебных систем и актуальность концепции жертвенного кризиса для современного общества. [ 10 ] Фаренга охарактеризовал теорию жертвоприношения Жирара как «блестящую», хотя считал, что ее детали подвергнутся критике. Он нашел обсуждение Жираром Фрейда убедительным. Он предположил, что «Насилие и священное » дали переоценку «греко-римской» традиции западной мысли точно так же, как последующая книга Жирара « Вещи, сокрытые с момента основания мира» дала переоценку «иудео-христианской» традиции, и что работа Жирара имела « Христологическое» обоснование. Он противопоставил идеи Жирара идеям философа Жиля Делеза и психоаналитика Феликса Гваттари , представленным в «Анти-Эдипе» (1972), а также критической теории и деконструкции . [ 11 ]
Браун утверждал, что «Насилие и священное» составляют часть работы, в которой Жирар предоставил ценные прочтения литературных текстов и интерпретации мифов. Он сравнил его с работами критика Эдварда Саида и классика Нормана О. Брауна . Однако он считал, что у него также есть особенности, которые умаляют его достоинства и могут вызвать споры. Он утверждал, что объяснение жертвоприношения Жираром, в свою очередь, должно зависеть от объяснения ритуала, и что тезис Жирара о том, что коллективное убийство породило человеческую культуру, страдает от нерешенных теоретических проблем. Он пришел к выводу, что важность работы проистекает не из ее «претензий на науку», а из ее «убедительного видения тяжелого положения современного человека». Он предположил, что, если разоблачение природы «жертвенного кризиса» подорвет его и «уничтожит его авторитет и силу, защищающую нас от наших собственных насильственных импульсов», тогда « Насилие и Священное» станет «окончательным признанием, ведущим к тотальному планетарному взаимному насилию, которое уничтожит человечество». Он нашел книгу «отвлекающе пронзительной». [ 12 ]
Ламбрехт отметил, что Жирар поднял важные вопросы и объединил множество различных областей исследований, но утверждал, что его работа зависит от противоречивых предположений и что он «имеет тенденцию обобщать данные, которые лучше было бы оставить в качестве частных примеров». [ 13 ] Рексин заметил, что книга получила похвалу после публикации на французском языке, несмотря на то, что ее «признали неортодоксальной и даже атеистической». Он считал эту работу смелой и «богатой идеями» и приписывал Жирару признание «глубокой важности священного, ритуалов, жертвоприношений, религии и насилия» в человеческом обществе. Однако он считал, что анализ Жирара древнегреческих драматургов, его переоценка Фрейда и Леви-Стросса, а также его «африканские и азиатские сравнения с древнегреческими ритуалами и религиозной практикой» будут подвергнуты сомнению учеными. Он критиковал Жирара за неспособность провести различие между понятиями насилия и власти, а также за то, что он основывал свой тезис о религии и насилии прежде всего на древнегреческой религии, в то же время в значительной степени игнорируя современные религии, такие как христианство и ислам , а также восточные религии . Он также раскритиковал свой стиль письма, посчитав его повторяющимся, напыщенным и многословным. [ 14 ]
Ахо считал, что книга заслуживает «тщательного рассмотрения исследователями, изучающими связи между религией и насилием» и что она показывает как положительные, так и отрицательные аспекты междисциплинарных исследований. Он нашел это «замысловатым» и «слишком сложным». Он предположил, что Жирар основывал свою социологию религии частично на «глубоком знании мифологии», а частично на своем воображении. Он считал, что, как и некоторые основатели социологии, Жирар был чрезмерно амбициозен. Он предположил, что Жирар «не знаком с современной литературой о поиске козлов отпущения, феноменологии религиозного опыта и социологии сравнительного религиоведения и насилия», и сделал непроверяемые утверждения. [ 15 ]
Классик Норман О. Браун, журналист Джозеф Боттум , теолог Лео Д. Лефебюр и философ Роджер Скратон рассматривали «Насилие и священное» как произведение, которое выражает или указывает на христианскую религиозную перспективу. [ 16 ] Браун утверждал, что цель Жирара в книге «Насилие и священное» - напугать людей и заставить их вернуться к ортодоксальной религии, и что Папе Иоанну Павлу II книга понравилась. [ 17 ] По словам Боттума, хотя литературные критики дали книге «восторженные рецензии», многие рецензенты упустили из виду «содержание христианского откровения», которое в ней содержится. Боттум описал книгу как одну из серии работ, в том числе «Вещи, сокрытые с момента основания мира» , в которых Жирар обсуждает культурную роль козла отпущения. Он считал, что они стоили Жирару части «влияния в американских и европейских академических кругах, которое он приобрел в 1960-х и 1970-х годах». Он объяснил снижение влияния Жирара на литературную критику его все более очевидным интересом к библейским откровениям после публикации книги « Насилие и священное» . [ 18 ]
Лефебюр определил «Насилие и священное» как часть работы, которая привела Жирара к выводу, что «христианское откровение раскрывает модели насилия и дает божественный ответ». Он отметил, что «убедившись, что одно только Евангелие раскрывает всю правду о состоянии человека, Жирар вошел в католическую церковь», и что последующая работа Жирара « Вещи, сокрытые с момента основания мира » выражает «христианскую точку зрения». [ 19 ] Скратон, сравнивший «Насилие и священное» с произведениями таких авторов, как Ницше и Батай, а также с произведениями композитора Рихарда Вагнера , теолога Рудольфа Отто и историка религии Мирчи Элиаде , [ 20 ] пришел к выводу, что, несмотря на свои достоинства, «творческая» теория Жирара не способна объяснить священное. Он также предположил, что эту теорию можно рассматривать как отчасти « христианскую апологетику ». [ 21 ]
Флеминг писал, что «Насилие и священное» , работа Жирара, с которой «англоязычные теоретики» были наиболее знакомы, по-видимому, предполагает, что Жирар был «враждебен религии». Он предположил, что этот взгляд на произведение как на «атеистический» был результатом предположения Жирара о том, что «социальное и священное являются ровесниками; что насилие лежит в основе священного; и что институты священного придают конкретную культурную форму непризнание и трансцендализация человеческого насилия». Однако он утверждал, что « Вещи, сокрытые со времен основания мира», усложняют этот взгляд на точку зрения Жирара, не просто опровергая его. Он считал, что теория жертвоприношения Жирара, выраженная в «Насилии и священном» , имеет значительные сильные стороны. [ 2 ] сравнили его с « Homo Necans» Ученый-литературовед Уильям Джонсен и ученый-религиовед Кэтрин Белл классика Уолтера Буркерта ; [ 22 ] [ 23 ] Джонсен также похвалил обсуждение Жираром Фрейда, назвав его блестящим. [ 24 ] Философ Людгер Хагедорн подверг сомнению использование Жираром Гераклита, его акцент на насилии, а не на власти, и его понимание концепции Ницше аполлонического и дионисийского . [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Флеминг 2004 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б Флеминг 2004 , стр. 6, 8, 64–65, 110.
- ^ Жирар 2005 , стр. 1, 15–16, 41–71, 81–82, 92–93, 134–150, 179–203, 204, 233–234, 235–237.
- ^ Флеминг 2004 , с. 7.
- ^ Жирар 2005 , стр. iii–iv.
- ^ Флеминг 2004 , с. 1.
- ^ Келли 1995 , с. 347.
- ^ Бротон 2015 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Бромберт 1978 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б МакКоннелл 1978 , стр. 32–34.
- ^ Jump up to: а б Фаренга 1980 , стр. 419–424.
- ^ Jump up to: а б Браун 1977 , стр. 1099–1106.
- ^ Jump up to: а б Ламбрехт 1978 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б Рексин 1978 , стр. 288–289.
- ^ Jump up to: а б Ахо 1980 , стр. 89–90.
- ^ Браун 1991 , с. 192; Внизу 1996 , стр. 42–45; Лефебюр 1996 , стр. 1226–1229; Скратон 2014 , стр. 18–21.
- ^ Браун 1991 , с. 192.
- ^ Боттум 1996 , стр. 42–45.
- ^ Лефебюр 1996 , стр. 1226–1229.
- ^ Скратон 2007 .
- ^ Скратон 2014 , стр. 18–21.
- ^ Джонсен 1989 , стр. 124.
- ^ Белл 1992 , с. 173.
- ^ Джонсен 1989 , стр. 120.
- ^ Хагедорн 2015 , стр. 105–118.
Библиография
[ редактировать ]- Книги
- Белл, Кэтрин (1992). Ритуальная теория, ритуальная практика . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-507613-3 .
- Бротон, Джефф (2015). Восстановительный Христос: Иисус, справедливость и ученичество . Юджин, Орегон: Wipf and Stock . ISBN 9781630877484 .
- Браун, Норман О. (1991). Апокалипсис и/или Метаморфоза . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-07298-7 .
- Флеминг, Крис (2004). Рене Жирар: Насилие и мимесис . Кембридж: Политическая пресса . ISBN 0-7456-2948-2 .
- Жирар, Рене (2005). Насилие и священное . Лондон: Континуум . ISBN 0-8264-7718-6 .
- Джонсен, Уильям (1989). «Миф, ритуал и литература после Жирара». В Натоли, Джозеф (ред.). Будущее литературной теории . Урбана и Чикаго: Издательство Университета Иллинойса . ISBN 0-252-01599-1 .
- Келли, Майкл (1995). «Жирар». Во Франции, Питер (ред.). Новый Оксфордский справочник по литературе на французском языке . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-866125-8 .
- Скрутон, Роджер (2014). Душа Мира . Принстон и Оксфорд: Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-19-507613-4 .
- Журналы
- Ахо, Джеймс А. (1980). «Насилие и священное Рене Жирара, перевод Патрика Грегори. Балтимор, Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1979, 333 стр. 17,50 долларов в твердом переплете, 5,95 долларов на бумаге». С.А.: Социологический анализ . 41 (1).
- Бромберт, Виктор (1978). «Плодородный, боевой ум». Хроника высшего образования . 15 (23).
- Браун, Гомер Обред (1977). «Эдип со Сфинксом». Заметки о современном языке . 92 (5). дои : 10.2307/2906898 . JSTOR 2906898 .
- Фаренга, Винсент (1980). «Насилие и сакральное (книга)». Сравнительная литература . 32 (4). дои : 10.2307/1770892 . JSTOR 1770892 .
- Хагедорн, Людгер (2015). «Теория жертвоприношения Рене Жирара, или: что такое дар смерти?». Журнал культурной и религиозной теории . 15 (1).
- Ламбрехт, Уинифред (1978). «Насилие и сакральное (книга)». Библиотечный журнал . 103 (1). – через EBSCO академический поиск Complete (требуется подписка)
- Лефебюр, Лео Д. (1996). «Жертвы, насилие и священное: мысль Рене Жирара». Христианский век . 113 (36).
- МакКоннелл, Фрэнк (1978). «Насилие и сакральное (книга)». Новая Республика . Том. 178, нет. 13.
- Рексин, Джон Э. (1978). «Насилие и священное (книга)». Журнал современного языка . 62 (5/6). дои : 10.2307/324923 . JSTOR 324923 .
- Интернет-статьи
- Боттум, Джозеф (март 1996 г.). «Жирар среди жирардианцев» . Первые вещи . Проверено 21 декабря 2019 г.
- Скратон, Роджер (август 2007 г.). «Сакральное и человеческое» . Перспектива . Проверено 10 мая 2020 г.