Jump to content

Франсуа Куперен

(Перенаправлено с Франсуа Куперена )
Куперен (анон.), Коллекция Версальского замка.

Франсуа Куперен (англ. Французский: [fʁɑ̃swa kupʁɛ̃] ; 10 ноября 1668 г. - 11 сентября 1733 г. [ 1 ] ) — французский эпохи барокко композитор, органист и клавесинист . Он был известен как Couperin le Grand («Куперен Великий»), чтобы отличать его от других членов музыкально талантливой семьи Куперенов .

Куперен, гравюра Жана Жака Флипарта , 1735 год, по мотивам Андре Буи .

Куперен родился в Париже в известной музыкальной семье. [ 2 ] Его отец Шарль был органистом в церкви Сен-Жерве городской . Эту должность ранее занимал брат Шарля Луи Куперен , уважаемый виртуоз клавишных и композитор, чья карьера оборвалась из-за ранней смерти. В детстве Франсуа, должно быть, получил первые уроки музыки от своего отца, но Чарльз умер в 1679 году, оставив должность в Сен-Жерве своему сыну - обычная практика, известная как выживание , которую игнорировали немногие церкви. Со связанными руками церковные старосты Сен-Жерве наняли Мишеля Ришара Делаланда в качестве нового органиста при том понимании, что Франсуа заменит его в 18 лет. Однако вполне вероятно, что Куперен приступил к своим обязанностям гораздо раньше: стипендия в 100 ливров размере Год, который был предоставлен Куперену после смерти Шарля, постепенно увеличился до 400 ливров , что позволяет предположить, что Куперен постепенно начал брать на себя мантию по мере продвижения его учебы.

Тем временем о 11-летнем мальчике заботился и обучал органист Жак-Дени Томелен , который служил как при дворе, так и в церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери . Биограф Эврар Титон дю Тийе писал, что Томелен очень хорошо относился к мальчику, став для него вторым отцом. Талант Франсуа, должно быть, проявился рано, потому что к 1685 году церковный совет начал выплачивать ему зарплату, хотя у него не было контракта.

В двадцать один год Куперен потерял также мать Мари (урожденную Герен), но в остальном его жизнь и карьера сопровождались удачей. В 1689 году он женился на Мари-Анн Ансо, дочери зажиточной семьи. В следующем году была опубликована его «Pieces d'orgue» — сборник органных месс, получивший высокую оценку Делаланда, который, возможно, помогал в реализации проекта. Еще через три года Куперен сменил Томелена при дворе Людовика XIV. Это назначение позволило ему познакомиться с некоторыми из лучших композиторов того времени, а также с аристократией. К этому времени относится его самая ранняя камерная музыка. Куперен выполнял свои придворные обязанности одновременно с теми, которые он теперь выполнял в качестве органиста в Сен-Жерве, а также сочинял музыку.

Королевское согласие на публикацию

[ редактировать ]

В 1713 году он подал заявку на полную привилегию Роя , позволяющую ему опубликовать «несколько музыкальных произведений его сочинения, как вокальных, так и инструментальных, совместно или по отдельности». [ 3 ] и сразу же использовал его для выпуска первого тома (из четырех) своих клавесинных произведений Pieces de clavecin . В 1716 году последовало руководство по игре на клавесине l'Art de toucher le clavecin (хотя оно было немедленно отозвано и переиздано в следующем году), а также другие сборники клавишной и камерной музыки. В 1717 году Куперен стал ординатором музыки de la chambre du roi pour le clavecin – одно из самых высоких должностей для придворного музыканта, и эту должность когда-то занимал Жан-Анри д'Англебер . Однако его участие в музыкальной деятельности при дворе, возможно, уменьшилось после смерти Людовика XIV в 1715 году.

Здоровье Куперена неуклонно ухудшалось на протяжении 1720-х годов. В 1723 году в Сен-Жерве потребовались услуги двоюродного брата, а в 1730 году должность придворного клавесиниста Куперена заняла его дочь Маргарита-Антуанетта . Последними публикациями Куперена были «Виолевые пьесы» (1728 г.) и четвертый том пьес для клавесина (1730 г.). Композитор умер в 1733 году. Дом, в котором Куперен и его семья жили с 1724 года, стоит до сих пор и расположен на углу улицы Радзивилл и улицы Пти-Поля. У композитора остались по крайней мере трое его детей: Маргарита-Антуанетта, которая продолжала работать придворной клавесинисткой до 1741 года, Мария-Мадлен (Мари-Сесиль), которая стала монахиней и, возможно, работала органисткой в ​​аббатстве Мобюиссон , и Франсуа-Лоран, который, согласно современным источникам, покинул семью после смерти Франсуа.

Франсуа Куперен в хронологии французских композиторов эпохи барокко.

Работает

[ редактировать ]

Куперен признал свой долг итальянскому композитору Корелли . Корелли Он представил во Франции форму трио-сонаты . Куперен написал две большие трио-сонаты. Первый, Le Parnasse, ou L'Apothéose de Corelli Парнас , или Апофеоз Корелли»), был написан, чтобы показать его большой долг перед Корелли, и опубликован в 1724 году. Другой, L'Apothéose de Lully , был опубликован в годом позже и сочинено в честь Жана-Батиста Люлли . Он использовал как французский, так и итальянский стили музыки барокко, чтобы примирить совершенно разные стили в том, что Куперен назвал réunion des goûts (воссоединение вкусов). В том же году, когда был опубликован «Апофеоз Корелли» , Куперен опубликовал сборник из десяти пьес «Новые концерты, или Les goûts réunis», которые также объединили эти два разных стиля музыки барокко.

Его самая известная книга L'art de toucher le clavecin («Искусство игры на клавесине», опубликованная в 1716 году) содержит предложения по аппликатурам, прикосновениям, орнаментике и другим особенностям клавишной техники, а также восемь прелюдий в тональностях клавира. пьесы из его первых двух книг клавесинной музыки и Аллеманды, иллюстрирующие итальянский стиль.

Четыре тома клавесинной музыки Куперена, изданные в Париже в 1713, 1717, 1722 и 1730 годах, содержат более 230 отдельных пьес, а также он опубликовал книгу « Руайские концерты» , которые можно исполнять как сольные пьесы для клавесина, так и небольшие камерные произведения. Четыре сборника только для клавесина сгруппированы в ордера , синоним сюит , содержащие традиционные танцы, а также пьесы с описательными названиями. Они примечательны детальным указанием Купереном орнаментов, которые в большинстве клавесинных произведений того периода оставлялись на усмотрение исполнителя. Первая и последняя пьесы в ордере имели одну и ту же тональность, но средние пьесы могли иметь другие, тесно связанные тональности. Этими томами восхищался Иоганн Себастьян Бах , который обменивался письмами с Купереном, а затем Брамс и Равель , последний из которых увековечил память композитора в «Le Tombeau de Couperin» ( «Мемориал Куперена» ).

Многие клавишные произведения Куперена имеют запоминающиеся, живописные названия (например, « Маленькие ветряные мельницы » и « Таинственные баррикады ») и выражают настроение посредством выбора клавиш, авантюрных гармоний и (разрешенных) диссонансов. Их сравнивали с миниатюрными тональными стихотворениями. Эти особенности привлекли Рихарда Штрауса , который оркестровал некоторые из них.

Фортепианная музыка Иоганнеса Брамса сформировалась под влиянием клавишной музыки Куперена. Брамс публично исполнял музыку Куперена и участвовал в издании Куперена « Pieces de clavecin» Фридриха Крисандера в 1880-х годах.

Современный английский композитор Томас Адес взял три пьесы из разных наборов сюит Куперена и оркестровал их в своем произведении «Три этюда из Куперена».

Эксперт старинной музыки Жорди Саваль писал, что Куперен был «по преимуществу музыкантом-поэтом», который верил в «способность музыки [с большой буквы] выражать себя в прозе и поэзии», и что «если мы вступим в Поэзию музыки мы обнаруживаем, что она несет в себе грацию, более прекрасную, чем сама красота». [ 4 ]

Сохранился только один сборник органной музыки Куперена - Pièces d'orgueconsistantes en deuxmesses («Пьесы для органа, состоящие из двух месс»), который был опубликован в ноябре 1690 года. [ 5 ] [ 6 ] В возрасте 21 года у Куперена, вероятно, не было ни средств, ни репутации для получения широкой публикации, и массы были выпущены в виде рукописей с напечатанным титульным листом и одобрением его учителя Мишеля Ришара Делаланда , который писал, что музыка была «очень прекрасен и достоин того, чтобы быть представленным публике». [ 7 ] Две мессы были предназначены для разной аудитории: первая для приходов или светских церквей («paroisses pour les fêtes solemnelles»), а вторая для монастырей или аббатских церквей («couvents de religieux et religieuses»). Эти мессы разделены на множество частей в соответствии с традиционной структурой латинской мессы: Кирие (5 частей), Глория (9), Санктус (3), Агнус (2), а также дополнительные Offertoire и Deo gratias для завершения каждой мессы. .

Куперен следовал методам, используемым в мессах Нивером , Лебегом и Бойвеном , а также другими предшественниками эпохи французского барокко. В паруасской мессе он использует простое пение из Missa cunctipotens genitor Deus в качестве cantusfirmus в двух движениях Kyrie и в первом движении Sanctus; Сюжет Kyrie Fugue также произошел от иницита пения. Месса для заговоров не содержит простого песнопения, поскольку каждый монастырь и монастырь сохраняли свой собственный, нестандартный корпус песнопений. Куперен во многом отходит от своих предшественников. Например, мелодии Récits строго ритмичны и более направлены, чем предыдущие образцы этого жанра. Вилли Апель писал: «Эта музыка демонстрирует ощущение естественного порядка, жизненной силы и непосредственности чувств, которые врываются во французскую органную музыку, как свежий ветер». [ 8 ]

Самая длинная пьеса в сборнике - Offertoire sur les grands jeux первой мессы, которая похожа на расширенную французскую увертюру , состоящую из трех больших частей: прелюдии, хроматической фуги минор и жигообразной фуги. Брюс Густавсон назвал это движение «потрясающим шедевром французского классического репертуара». [ 9 ] Вторая месса также содержит Offertoire аналогичной формы, но эта месса не считается столь же мастерской, как первая: Апель писал: «В общем, [Куперен] не уделял такой же заботы этой мессе, которая была написана для скромного аббатства. церквей, что касается другой, которую он сам непременно представлял в важные праздники на органе Сен-Жерве». [ 10 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Боссан 1990 , с. 348.
  2. ^ «Франсуа Куперен | Французский композитор [1668-1733] | Британника» . 7 сентября 2023 г.
  3. ^ F-Pn, г-жа о. 21590
  4. ^ Саваль 2005 .
  5. ^ Густавсон 2004 , с. 115 и далее.
  6. ^ Апель 1972 , с. 736 и далее.
  7. ^ Густавсон 2004 , с. 115.
  8. ^ Апелляция 1972 г. , стр. 737.
  9. ^ Густавсон 2004 , с. 116.
  10. ^ Апелляция 1972 года , с. 738.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e7e061a26bc2a6233ebb5755c97a2d1d__1724215260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/1d/e7e061a26bc2a6233ebb5755c97a2d1d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
François Couperin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)