Французская органная школа
Французская органная школа сформировалась в первой половине 17 века. Она прошла путь от строгой полифонической музыки Жана Тителлуза (ок. 1563–1633) до уникального, богато орнаментированного стиля со своими характерными формами, в котором в полной мере использовался французский классический орган . В создании этого стиля сыграли важную роль Луи Куперен (ок. 1626–1661), который экспериментировал со структурой, регистрацией и мелодическими линиями, расширяя традиционные полифонические формы, и Гийом-Габриэль Ниверс (1632–1714), который установил отдельные формы и стили. того, что должно было стать французской органной традицией.
Характерные формы и номенклатура
[ редактировать ]Французские органные композиторы развивали четыре основных жанра: мессы, гимны, сюиты и ноэли. Ноэли представляют собой вариации рождественских гимнов , тогда как первые три жанра были реализованы как сборники коротких произведений в различных характерных формах. К таким формам относились следующие: [1]
- Récit : пьеса, в которой один голос солирует над всеми остальными посредством специальной регистрации. Последнее обычно указывается в названии, т. е. в Récit de Cromorne сольный голос исполняется с использованием остановки кроморна. Кроморн, корнет, тирс, насард, тромбет и человеческий голос — наиболее часто встречающиеся одиночные остановки. В названиях таких композиций слово «récit» часто отсутствует и просто указывается регистрация ( Кроморн , Корнет и т. д.) и/или позиция солирующего голоса. Типичные комбинации включают следующее:
- Дессю де Кроморн : сольный голос в сопрано (дессю), играемый с использованием остановки кроморна.
- Tierce en Taille : сольный голос звучит в теноре (taille), играется с использованием tierce-стоп.
- Basse de Trompette : сольный голос на басу (басе), играемый с использованием остановки тромбета.
- Диалог : пьеса, в которой постоянно чередуются две разные регистрации. « Диалог sur les grands jeux» альтернативно игрался на Grand orgue (Великий) и Positif .
- Фуга : обычно трех- или четырехголосные полифонические пьесы, более или менее строго придерживающиеся подражательного стиля. Обозначение Fugue Grave указывает на произведение серьезного характера, тогда как Fugue gaie (или gaye ) является его противоположностью. Редко четырехголосные фугальные пьесы носят название Quatuor («квартет»). Николя де Гриньи культивировал пятиголосные фуги.
- Эхо : фразы воспроизводятся дважды, во второй раз тише, создавая впечатление эха. Это впечатление усиливается в отголосках , повторяющих лишь окончания фраз. В таких произведениях использовались специально разработанные эхо-разделения.
- Прелюдия : в основном гомофонные пьесы в двух- или четырехметровом размере. Они почти всегда используются в качестве вводных движений.
Дополнительно ряд стандартных регистраций может обозначаться следующими обозначениями:
- Plein jeu : сочетание основных партий органа и флейты , а также миксы.
- Grand jeu : громкая комбинация, основанная на язычковых упорах , часто используемая в гомофонных частях более крупных пьес или в отдельных механизмах.
Обозначения dessus , Taille и Basse означают «сопрано», «тенор» и «бас» соответственно. [2] Редко используемый тип тембра — haute-contre (или haulte contre ), «высокий тенор». Такие обозначения используются для указания положения соло-остановки в речите (см. примеры выше) или мелодии пения в сеттинге (т. е. название Kyrie en basse указывает на то, что само пение находится на басу).
Композиторы
[ редактировать ]Первый период: развитие свободной полифонии.
[ редактировать ]- Жан Тителуз (ок. 1563–1633)
- Шарль Раке (1598–1664)
- Луи Куперен (ок. 1626–1661)
- Франсуа Робердей (1624–1680)
- Николя Жиго (ок. 1627–1707)
Второй период: создание французской классической органной школы.
[ редактировать ]- Николя-Антуан Лебег (1631–1702)
- Гийом-Габриэль Ниверс (1632–1714)
- Жан-Николя Жоффруа (1633–1694)
- Жан-Анри д'Энглебер (1635–1691)
- Андре Резон (ок. 1640–1719)
- Ламбер Шомон (ок. 1645–1712)
- Жиль Жюльен (1650/53–1703)
- Жак Бойвен (ок. 1650–1706)
- Матье Лейнс (1660–1725)
- Пьер Дандрие (ок. 1660–1733)
- Франсуа Куперен (1668–1733)
- Шарль Пиройе (ок. 1668/72 – ок. 1728/30)
- Луи Маршан (1669–1732)
- Гаспар Корретт (1671–до 1733)
- Николя де Гриньи (1672–1703)
- Пьер Дюмаж (1674–1751)
- Жан-Адам Гийен (ок. 1675/80 – после 1739 г.)
Третий период: 18 век.
[ редактировать ]- Луи-Николя Клерамбо (1676–1749)
- Жан-Франсуа Дандрие (ок. 1682–1738)
- Франциск Азенкурский (1684–1758)
- Луи-Антуан Дорнель (1685–1765)
- Кристоф Муаро (ок. 1690–ок. 1772)
- Луи-Клод Дакен (1694–1772)
- Гийом-Антуан Кальвьер (1695–1755)
- Пьер Феврие (1696– после 1762 г.)
- Жан Жирар (1696–1765)
- Дом Джордж Франк (ок. 1700/10 – после 1740 г.)
- Луи Архимбо (1705–1789)
- Мишель Корретт (1707–1795)
- Луи Боллиуд-Мерме (1709–1794)
- Клод-Бенинь Бальбастр (1724–1799)
- Арман-Луи Куперен (1727–1789)
- Жан-Батист Нотр (1732–1807)
- Жан-Жак Боварле-Шарпантье (1734–1794)
- Жосс-Франсуа-Жозеф Бено (ок. 1743–1794)
Конец 18 века и послереволюционный период.
[ редактировать ]- Гийом Ласе (1740–1831)
- Николя Сежан (1745–1819)
- Жан-Николя Марриг (1757–1834)
- Жерве-Франсуа Куперен (1759–1826)
- Жан-Батист Шарбонье (1764–1859)
- Жак-Мари Боварле-Шарпантье (1766–1834)
- Франсуа-Луи Перн (1772–1832)
- Александр Пьер Франсуа Боэли (1785–1858)
- Луи-Николя Сежан (1786–1849)
См. также
[ редактировать ]- Французские клавесинисты эпохи барокко
- Немецкие органные школы
- Список органных композиторов
- Органный репертуар
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Бекманн, Клаус. Репертуар органной музыки. Композиторы - Сочинения - Издания. 1150-2000 (3-е, исправленное и дополненное издание 2001 г.). Том И. Шотт. ISBN 3-7957-0500-2
- Дуглас, Феннер. 1995. Язык классического французского органа: музыкальная традиция до 1800 года . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-06426-8
- Оуэн, Барбара. 1997. Регистрация органной музыки в стиле барокко . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21085-2
- Зильбигер, Александр. 2004. Клавишная музыка до 1700 года . Рутледж. ISBN 0-415-96891-7