Jump to content

Луи Маршан

Луи Маршан
Справочная информация
Рожденный ( 1669-02-02 ) 2 февраля 1669 г.
Источник Франция
Умер 17 февраля 1732 г. (1732-02-17) (63 года)
Жанры Барокко
Род занятий Музыкант, композитор
Инструмент(ы)

Луи Маршан (2 февраля 1669 — 17 февраля 1732) — французский органист, клавесинист и композитор. Маршан родился в семье органиста и был вундеркиндом и быстро зарекомендовал себя как один из самых известных французских виртуозов своего времени. Он работал органистом во многих церквях и в течение нескольких лет был одним из четырех органистов du roy . Маршан обладал вспыльчивым темпераментом и высокомерным характером, а его жизнь была наполнена скандалами, которые предавались огласке и широко обсуждались как при его жизни, так и после его смерти. Несмотря на его известность, немногие из его работ сохранились до наших дней, а те, что почти все, относятся к его ранним годам. Тем не менее, некоторые его произведения, такие как органные пьесы «Большой диалог» и «Fond'orgue», были признаны классическими произведениями французской органной школы .

Маршан происходил из музыкальной семьи: его дед Пьер (ум. 1676) был школьным учителем и учителем музыки, а трое его сыновей, Жан (отец Маршана), Пьер и Луи, были органистами. Пьер занимал этот пост в Оксоне несколько лет до своей смерти в 1684 году; Луи стал кюре в церкви Сен-Морис Понтайе-сюр-Сон, в 15 километрах от Осона после 1 января 1676 года, где он оставался до своего ареста за похищение и изнасилование «паруасьен». [Его смертный приговор был заменен рабством на галерах, и он умер в Марселе в 1694 году.] [1] Жан был органистом в соборе Клермон-Феррана до того, как в 1684 году семья переехала в Невер , где Жан должен был служить в церкви Сен-Мартен. В детстве будущий композитор проявил исключительный талант: в посмертном отчете Эврара Титона дю Тийе говорится, что уже в 14 лет ему предложили престижную должность органиста в Неверском соборе . Однако мы должны быть осторожны в этом, поскольку нет никаких документальных свидетельств пребывания Маршана в Невере, кроме контракта, который он подписал со своим отцом, воспользовавшись услугами Пьера Бридара для увеличения органа Сен-Мартена. К 20 годам он поселился в Париже и женился на дочери мастера клавесинов Жана Дени. [2] Согласно брачному контракту, он к тому времени был органистом церкви Эглиз Сен-Жак на южном берегу Парижа. Будущие владения должны были проводиться в Сен-Бенуа-ле-Бетурне [ фр ] , церкви монастыря Кордельеров и церкви аббатства Сен-Оноре [ де ] . В июне 1708 года он был назначен одним из четырёх органистов дю Руа, за что получил стипендию в размере 600 ливров . В его обязанности входило играть за июль – сентябрь квартал года. Неизвестно, почему он покинул Париж для трехлетнего пребывания в Германии в 1713 году, которое должно было включать выступления перед различными выборщиками и императором. После возвращения во Францию ​​Маршан снова поселился в Париже и работал органистом в монастыре Кордельеров, пополняя свой доход преподаванием. [ нужна ссылка ]

Практически все современные отчеты содержат щедрые восхваления клавишных талантов Маршана, однако большинство авторов также упоминают, что композитор был чрезвычайно яркой и непредсказуемой личностью. Это сочетание потрясающего мастерства и причудливого темперамента привело к многочисленным анекдотам, скандалам и слухам, изложенным в различных источниках, лишь некоторые из которых полностью достоверны. Однако некоторые из них хорошо задокументированы: вскоре после прибытия в Париж он вместе с изготовителем органов Анри Лесклопом оказался втянутым в заговор с целью опорочить недавно назначенного священника-органиста в Сен-Бартелеми (чего Маршан жаждал) Пьера Дандрие. Маршан заставил беременную шестнадцатилетнюю девушку пожаловаться в ныне утерянном письме органисту Великого собрания якобинцев на то, что Дандрие был отцом ребенка. Дандрие подал жалобу на Лесклоп, и в ходе последующего расследования девушка отказалась от своих обвинений. [3]

На внутреннем фронте дела обстояли не намного лучше: он избил свою жену, которая успешно развелась с ним в 1701 году, получив компенсацию в 2000 ливров «... которые он получил как часть своего приданого с процентами в соответствии с порядком дня». .' [4] Эдвард Хиггинботтом [5] предполагает, что расширенное турне по Германии было попыткой уйти от требований бывшей жены, но это маловероятно. Современный отчет Фридриха Вильгельма Марпурга Historisch-kritische Beyträge zur Aufnahme der Musik , 1754–55) дает другую причину: Маршан бежал не от своей бывшей жены, а от французского короля, которого Маршан оскорбил. На нелестное замечание Людовика XIV по поводу рук Маршана композитор ответил неприличной репликой по поводу ушей короля. [6] В другом сообщении утверждается, что после того, как жена Маршана ушла от него, Людовик XIV приказал удержать половину зарплаты композитора и выплатить ей. Маршан в ответ прервался посреди мессы, где он играл, и, когда король допросил его, ответил: «Сир, если моя жена получит половину моего жалованья, она может сыграть половину службы». [7]

Другой анекдот был впервые описан в «Словаре артистов» (1776) Луи-Абеля де Бонафуса, аббата Фонтене: [8]

«Желание научиться своему искусству привело его в очень молодом возрасте в столицу; но без рекомендаций и друзей он вскоре лишился всякой помощи. Он случайно вошел в капеллу колледжа Людовика Великого в тот момент, когда органист должен был приступить к богослужению. Он попросил сыграть на органе, который ему предоставили только после неоднократных просьб, поскольку они не доверяли его способностям. Но едва он положил руки на клавиатуру, как поразил всех слушателей. Иезуиты проявили к нему большую привязанность; они оставили его в своем колледже и способствовали его образованию, снабжая его всем необходимым для совершенствования его счастливого характера».

Напротив, в биографии Титона дю Тийе говорится, что по прибытии Маршана в Париж ему были предложены практически все вакантные должности в церквях города, поскольку репутация композитора была очень высока. [9] самый известный анекдот о Маршане — это рассказ о соревновании, которое он должен был провести с Себастьяном Бахом в Дрездене в сентябре 1717 года. Иоганном Но, пожалуй , время; кроме того, эта история не встречается ни в каких французских документах), два композитора должны были устроить состязание в игре на клавесине, и Маршан бежал до приезда Баха, видимо, из страха потерпеть поражение. Однако реальность, вероятно, совсем иная: ходили слухи, что Маршану, бывшему в Дрездене и выступавшему перед королем, должна была предложить должность органиста в Королевской капелле, к большому огорчению ее музыкантов. Придворный Концертмейстер Жан-Батист Волюмье, вероятно, пригласил Баха соревноваться с Маршаном от имени коллег, раздраженных высокомерием и эксцентричным поведением последнего. [10] и, возможно, именно ощущение политического осиного гнезда, в которое он попал бы, если бы согласился на должность в часовне, заставило Маршана внезапно покинуть сцену. Эта история упоминается только в немецких источниках, с различной степенью приукрашиваний более поздними биографами Баха, такими как Иоганн Николаус Форкель . Однако уважение Баха к способностям Маршана было зафиксировано тем же Якобом Адлунгом, который был свидетелем того, как Бах играл сюиты для клавесина Маршана «гениально» и по памяти. [11]

Работает

[ редактировать ]

Сохранилось сравнительно немного работ Маршана, большинство из которых относятся к ранним этапам его карьеры. Самыми многочисленными и, пожалуй, самыми важными являются его органные произведения. Двенадцать произведений, изданных ателье Бойвена в 1740 году, вероятно, представляют собой репродукцию сборника органных пьес, опубликованного в январе 1700 года. [12] сохранившиеся копии которого неизвестны. Еще 42 произведения можно найти в рукописи, хранившейся в Королевской библиотеке в Версале. [13] Эти пьесы включают в себя ряд важных произведений: массивный Большой диалог (1696), гармонически авантюрный Fond d'orgue , Quatuor , четырехчастную фугу, которая была квинтэссенцией французских композиторов-органистов, и Plein jeu с каноном в двойные педали. Современный ученый Джеффри Шарп разделил органное творчество Маршана на три отдельные группы: произведения, основанные на вокальных жанрах, произведения, основанные на инструментальных жанрах, и вокально-инструментальные гибридные произведения. Среди наиболее удачных произведений композитора он выделяет органные трио и неконтрапунктические произведения Маршана. [14]

Сохранившиеся пьесы для клавесина представлены в двух сюитах. Первый из них был первоначально опубликован «chez l'auteur» в 1699 году с гравюрами Клода Русселя. Он был переиздан в 1702 году под эгидой Кристофа Балларда как Livre Premier ; Одновременно была опубликована вторая книга «Livre Second» . Стилистически люксы несопоставимы. Livre Premier начинается с размеренной прелюдии, которая больше напоминает Фрескобальди, чем какую-либо французскую парадигму, однако танцы явно выражены в le goût français ; Livre Second начинается с прелюдии non mesuré, но сопровождающие ее танцы рассчитаны на более итальянский стиль. Кроме того, в публикации Балларда 1707 года « Pieces choisies pour le clavecin de différents auteurs» есть две атрибуции : La Vénitienne и La Bandine . В 2005 году была выпущена запись рукописи под названием « Livre de Suitetes pour le clavecin Composé par Monsieur de Charman(t) [ sic ] cordelier, et arrangé par Renard, à Paris, 1754» . Он был обнаружен в частной музыкальной коллекции в 2003 году и, по общему мнению, содержит сборник произведений Маршана до мажор и минор. Нам сообщили, что нынешние владельцы не желают раскрывать подробности или предоставлять доступ к их содержанию ученым и музыкантам. Никакой другой ссылки на произведения найти не удалось: примечания к нему относятся к еще не опубликованной статье неизвестного музыковеда. Хотя содержание записи очаровательно, она представляет собой собрание произведений в итальянском стиле, которые могли быть написаны любым композитором. [Отсутствие сотрудничества со стороны владельцев разочаровало ряд музыковедов, что привело к сомнениям в подлинности сборника.] [15]

Наследие

[ редактировать ]

Жан-Филипп Рамо был среди поклонников Маршана, среди его учеников были Пьер Дюмаж и Луи-Клод Дакен . [16] Дюмаж похвалил своего учителя в предисловии к своей «Premier livre d'orgue» (1708), одному из самых важных произведений последних лет французской органной школы . Современник Маршана Пьер-Луи Д'Акен де Шато-Лион даже сравнил композитора с Франсуа Купереном, заявив, что, хотя Куперен обладал большим искусством и применением, Маршан обладал более естественной, спонтанной музыкальностью. [17] Помимо своей музыки, Маршан также написал трактат о композиции «Правила композиции» , который теоретик Себастьен де Броссар считал превосходным, хотя и коротким, трудом. [16]

Хотя сегодня большинство дошедших до нас произведений Маршана большинство ученых считают неважными, некоторые выразили противоположную точку зрения. Французский музыковед и писатель Филипп Боссан так описал творчество композитора: «Хотя его сочинения написаны искусно, их мастерство само по себе не вызывает восхищения. Их необходимо тщательно изучить, прежде чем они будут признаны очень великой музыкой». [15]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бафферт, Жан-Марк, Жизнь и творчество Луи Маршана (1699–1732) (докторская диссертация, Парижский университет IV, 1985), с. 12; п. 320.
  2. Национальный архив Франции, MC/ET/IX/500: Протоколы и каталоги нотариуса Луи Овре , 5 февраля 1689 г.
  3. ^ Это дело подробно объяснено в Дюпре Ла Тур, Эмерик, Новые слова для музыки Луи Маршана (диссертация DMA, Джульярдская школа, Нью-Йорк, 2006), стр. 9-10.
  4. Решение парижского парламента от 13 июля 1702 г.
  5. ^ Хиггинботтом, Эдвард, «Маршан, Луи», New Grove Online.
  6. ^ Марпург 1754–55, ссылка на Морони 2006.
  7. ^ Фуллер-Мейтленд, Том. 3, с. 51 .
  8. ^ Фонтенэ, аббат Луи Абель де Бонафус, Словарь художников, Том II (Париж, 1776), стр. 79. - Желание научиться своему искусству привело его в столицу в очень молодом возрасте; но отправившись туда без рекомендации и без друзей, он вскоре был лишен всякой помощи. Он случайно вошел в капеллу коллегии Людовика Великого, как раз в тот момент, когда органист должен был приступить к богослужению. Он попросил сыграть на органе, что ему разрешили только после долгих настояний с его стороны, потому что люди с подозрением относились к его таланту. Но едва он положил руки на клавиатуру, как поразил всех слушателей. Иезуиты оказали ему величайшую привязанность; они оставили его в своем колледже и способствовали его образованию, снабжая его всем необходимым для совершенствования его счастливого характера.
  9. ^ Титон дю Тийе 1732, упоминается в Хиггинботтоме, Гроув.
  10. ^ Вольф, Кристоф, Иоганн Себастьян Бах: Образованный музыкант (Оксфорд: Oxford University Press, 2000), стр. 181.
  11. ^ Adlung 1758, переведено и упомянуто в Moroney 2006.
  12. Меркуль Галант , январь 1701, 232 г.
  13. ^ ФВ Мисс Мус 61.
  14. ^ Шарп 1969.
  15. ^ Jump up to: а б «Маршан Мартиноли OM008 (СП): Обзоры классических компакт-дисков – июнь 2007 г.» . MusicWeb-International . Проверено 16 августа 2009 г.
  16. ^ Jump up to: а б Хиггинботтом, Гроув.
  17. ^ Акен де Шато-Лион 1978, 106–17.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17c505bc4f9740c1f93a072535c34d8f__1696507260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/8f/17c505bc4f9740c1f93a072535c34d8f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Louis Marchand - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)