Луи Маршан
Луи Маршан | |
---|---|
Справочная информация | |
Рожденный | 2 февраля 1669 г. |
Источник | Франция |
Умер | 17 февраля 1732 г. | (63 года)
Жанры | Барокко |
Род занятий | Музыкант, композитор |
Инструмент(ы) |
Луи Маршан (2 февраля 1669 — 17 февраля 1732) — французский органист, клавесинист и композитор. Маршан родился в семье органиста и был вундеркиндом и быстро зарекомендовал себя как один из самых известных французских виртуозов своего времени. Он работал органистом во многих церквях и в течение нескольких лет был одним из четырех органистов du roy . Маршан обладал вспыльчивым темпераментом и высокомерным характером, а его жизнь была наполнена скандалами, которые предавались огласке и широко обсуждались как при его жизни, так и после его смерти. Несмотря на его известность, немногие из его работ сохранились до наших дней, а те, что почти все, относятся к его ранним годам. Тем не менее, некоторые его произведения, такие как органные пьесы «Большой диалог» и «Fond'orgue», были признаны классическими произведениями французской органной школы .
Жизнь
[ редактировать ]Маршан происходил из музыкальной семьи: его дед Пьер (ум. 1676) был школьным учителем и учителем музыки, а трое его сыновей, Жан (отец Маршана), Пьер и Луи, были органистами. Пьер занимал этот пост в Оксоне несколько лет до своей смерти в 1684 году; Луи стал кюре в церкви Сен-Морис Понтайе-сюр-Сон, в 15 километрах от Осона после 1 января 1676 года, где он оставался до своего ареста за похищение и изнасилование «паруасьен». [Его смертный приговор был заменен рабством на галерах, и он умер в Марселе в 1694 году.] [1] Жан был органистом в соборе Клермон-Феррана до того, как в 1684 году семья переехала в Невер , где Жан должен был служить в церкви Сен-Мартен. В детстве будущий композитор проявил исключительный талант: в посмертном отчете Эврара Титона дю Тийе говорится, что уже в 14 лет ему предложили престижную должность органиста в Неверском соборе . Однако мы должны быть осторожны в этом, поскольку нет никаких документальных свидетельств пребывания Маршана в Невере, кроме контракта, который он подписал со своим отцом, воспользовавшись услугами Пьера Бридара для увеличения органа Сен-Мартена. К 20 годам он поселился в Париже и женился на дочери мастера клавесинов Жана Дени. [2] Согласно брачному контракту, он к тому времени был органистом церкви Эглиз Сен-Жак на южном берегу Парижа. Будущие владения должны были проводиться в Сен-Бенуа-ле-Бетурне , церкви монастыря Кордельеров и церкви аббатства Сен-Оноре . В июне 1708 года он был назначен одним из четырёх органистов дю Руа, за что получил стипендию в размере 600 ливров . В его обязанности входило играть за июль – сентябрь квартал года. Неизвестно, почему он покинул Париж для трехлетнего пребывания в Германии в 1713 году, которое должно было включать выступления перед различными выборщиками и императором. После возвращения во Францию Маршан снова поселился в Париже и работал органистом в монастыре Кордельеров, пополняя свой доход преподаванием. [ нужна ссылка ]
Практически все современные отчеты содержат щедрые восхваления клавишных талантов Маршана, однако большинство авторов также упоминают, что композитор был чрезвычайно яркой и непредсказуемой личностью. Это сочетание потрясающего мастерства и причудливого темперамента привело к многочисленным анекдотам, скандалам и слухам, изложенным в различных источниках, лишь некоторые из которых полностью достоверны. Однако некоторые из них хорошо задокументированы: вскоре после прибытия в Париж он вместе с изготовителем органов Анри Лесклопом оказался втянутым в заговор с целью опорочить недавно назначенного священника-органиста в Сен-Бартелеми (чего Маршан жаждал) Пьера Дандрие. Маршан заставил беременную шестнадцатилетнюю девушку пожаловаться в ныне утерянном письме органисту Великого собрания якобинцев на то, что Дандрие был отцом ребенка. Дандрие подал жалобу на Лесклоп, и в ходе последующего расследования девушка отказалась от своих обвинений. [3]
На внутреннем фронте дела обстояли не намного лучше: он избил свою жену, которая успешно развелась с ним в 1701 году, получив компенсацию в 2000 ливров «... которые он получил как часть своего приданого с процентами в соответствии с порядком дня». .' [4] Эдвард Хиггинботтом [5] предполагает, что расширенное турне по Германии было попыткой уйти от требований бывшей жены, но это маловероятно. Современный отчет Фридриха Вильгельма Марпурга (в Historisch-kritische Beyträge zur Aufnahme der Musik , 1754–55) дает другую причину: Маршан бежал не от своей бывшей жены, а от французского короля, которого Маршан оскорбил. На нелестное замечание Людовика XIV по поводу рук Маршана композитор ответил неприличной репликой по поводу ушей короля. [6] В другом сообщении утверждается, что после того, как жена Маршана ушла от него, Людовик XIV приказал удержать половину зарплаты композитора и выплатить ей. Маршан в ответ прервался посреди мессы, где он играл, и, когда король допросил его, ответил: «Сир, если моя жена получит половину моего жалованья, она может сыграть половину службы». [7]
Другой анекдот был впервые описан в «Словаре артистов» (1776) Луи-Абеля де Бонафуса, аббата Фонтене: [8]
«Желание научиться своему искусству привело его в очень молодом возрасте в столицу; но без рекомендаций и друзей он вскоре лишился всякой помощи. Он случайно вошел в капеллу колледжа Людовика Великого в тот момент, когда органист должен был приступить к богослужению. Он попросил сыграть на органе, который ему предоставили только после неоднократных просьб, поскольку они не доверяли его способностям. Но едва он положил руки на клавиатуру, как поразил всех слушателей. Иезуиты проявили к нему большую привязанность; они оставили его в своем колледже и способствовали его образованию, снабжая его всем необходимым для совершенствования его счастливого характера».
Напротив, в биографии Титона дю Тийе говорится, что по прибытии Маршана в Париж ему были предложены практически все вакантные должности в церквях города, поскольку репутация композитора была очень высока. [9] самый известный анекдот о Маршане — это рассказ о соревновании, которое он должен был провести с Себастьяном Бахом в Дрездене в сентябре 1717 года. Иоганном Но, пожалуй , время; кроме того, эта история не встречается ни в каких французских документах), два композитора должны были устроить состязание в игре на клавесине, и Маршан бежал до приезда Баха, видимо, из страха потерпеть поражение. Однако реальность, вероятно, совсем иная: ходили слухи, что Маршану, бывшему в Дрездене и выступавшему перед королем, должна была предложить должность органиста в Королевской капелле, к большому огорчению ее музыкантов. Придворный Концертмейстер Жан-Батист Волюмье, вероятно, пригласил Баха соревноваться с Маршаном от имени коллег, раздраженных высокомерием и эксцентричным поведением последнего. [10] и, возможно, именно ощущение политического осиного гнезда, в которое он попал бы, если бы согласился на должность в часовне, заставило Маршана внезапно покинуть сцену. Эта история упоминается только в немецких источниках, с различной степенью приукрашиваний более поздними биографами Баха, такими как Иоганн Николаус Форкель . Однако уважение Баха к способностям Маршана было зафиксировано тем же Якобом Адлунгом, который был свидетелем того, как Бах играл сюиты для клавесина Маршана «гениально» и по памяти. [11]
Работает
[ редактировать ]Сохранилось сравнительно немного работ Маршана, большинство из которых относятся к ранним этапам его карьеры. Самыми многочисленными и, пожалуй, самыми важными являются его органные произведения. Двенадцать произведений, изданных ателье Бойвена в 1740 году, вероятно, представляют собой репродукцию сборника органных пьес, опубликованного в январе 1700 года. [12] сохранившиеся копии которого неизвестны. Еще 42 произведения можно найти в рукописи, хранившейся в Королевской библиотеке в Версале. [13] Эти пьесы включают в себя ряд важных произведений: массивный Большой диалог (1696), гармонически авантюрный Fond d'orgue , Quatuor , четырехчастную фугу, которая была квинтэссенцией французских композиторов-органистов, и Plein jeu с каноном в двойные педали. Современный ученый Джеффри Шарп разделил органное творчество Маршана на три отдельные группы: произведения, основанные на вокальных жанрах, произведения, основанные на инструментальных жанрах, и вокально-инструментальные гибридные произведения. Среди наиболее удачных произведений композитора он выделяет органные трио и неконтрапунктические произведения Маршана. [14]
Сохранившиеся пьесы для клавесина представлены в двух сюитах. Первый из них был первоначально опубликован «chez l'auteur» в 1699 году с гравюрами Клода Русселя. Он был переиздан в 1702 году под эгидой Кристофа Балларда как Livre Premier ; Одновременно была опубликована вторая книга «Livre Second» . Стилистически люксы несопоставимы. Livre Premier начинается с размеренной прелюдии, которая больше напоминает Фрескобальди, чем какую-либо французскую парадигму, однако танцы явно выражены в le goût français ; Livre Second начинается с прелюдии non mesuré, но сопровождающие ее танцы рассчитаны на более итальянский стиль. Кроме того, в публикации Балларда 1707 года « Pieces choisies pour le clavecin de différents auteurs» есть две атрибуции : La Vénitienne и La Bandine . В 2005 году была выпущена запись рукописи под названием « Livre de Suitetes pour le clavecin Composé par Monsieur de Charman(t) [ sic ] cordelier, et arrangé par Renard, à Paris, 1754» . Он был обнаружен в частной музыкальной коллекции в 2003 году и, по общему мнению, содержит сборник произведений Маршана до мажор и минор. Нам сообщили, что нынешние владельцы не желают раскрывать подробности или предоставлять доступ к их содержанию ученым и музыкантам. Никакой другой ссылки на произведения найти не удалось: примечания к нему относятся к еще не опубликованной статье неизвестного музыковеда. Хотя содержание записи очаровательно, она представляет собой собрание произведений в итальянском стиле, которые могли быть написаны любым композитором. [Отсутствие сотрудничества со стороны владельцев разочаровало ряд музыковедов, что привело к сомнениям в подлинности сборника.] [15]
Наследие
[ редактировать ]Жан-Филипп Рамо был среди поклонников Маршана, среди его учеников были Пьер Дюмаж и Луи-Клод Дакен . [16] Дюмаж похвалил своего учителя в предисловии к своей «Premier livre d'orgue» (1708), одному из самых важных произведений последних лет французской органной школы . Современник Маршана Пьер-Луи Д'Акен де Шато-Лион даже сравнил композитора с Франсуа Купереном, заявив, что, хотя Куперен обладал большим искусством и применением, Маршан обладал более естественной, спонтанной музыкальностью. [17] Помимо своей музыки, Маршан также написал трактат о композиции «Правила композиции» , который теоретик Себастьен де Броссар считал превосходным, хотя и коротким, трудом. [16]
Хотя сегодня большинство дошедших до нас произведений Маршана большинство ученых считают неважными, некоторые выразили противоположную точку зрения. Французский музыковед и писатель Филипп Боссан так описал творчество композитора: «Хотя его сочинения написаны искусно, их мастерство само по себе не вызывает восхищения. Их необходимо тщательно изучить, прежде чем они будут признаны очень великой музыкой». [15]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бафферт, Жан-Марк, Жизнь и творчество Луи Маршана (1699–1732) (докторская диссертация, Парижский университет IV, 1985), с. 12; п. 320.
- ↑ Национальный архив Франции, MC/ET/IX/500: Протоколы и каталоги нотариуса Луи Овре , 5 февраля 1689 г.
- ^ Это дело подробно объяснено в Дюпре Ла Тур, Эмерик, Новые слова для музыки Луи Маршана (диссертация DMA, Джульярдская школа, Нью-Йорк, 2006), стр. 9-10.
- ↑ Решение парижского парламента от 13 июля 1702 г.
- ^ Хиггинботтом, Эдвард, «Маршан, Луи», New Grove Online.
- ^ Марпург 1754–55, ссылка на Морони 2006.
- ^ Фуллер-Мейтленд, Том. 3, с. 51 .
- ^ Фонтенэ, аббат Луи Абель де Бонафус, Словарь художников, Том II (Париж, 1776), стр. 79. - Желание научиться своему искусству привело его в столицу в очень молодом возрасте; но отправившись туда без рекомендации и без друзей, он вскоре был лишен всякой помощи. Он случайно вошел в капеллу коллегии Людовика Великого, как раз в тот момент, когда органист должен был приступить к богослужению. Он попросил сыграть на органе, что ему разрешили только после долгих настояний с его стороны, потому что люди с подозрением относились к его таланту. Но едва он положил руки на клавиатуру, как поразил всех слушателей. Иезуиты оказали ему величайшую привязанность; они оставили его в своем колледже и способствовали его образованию, снабжая его всем необходимым для совершенствования его счастливого характера.
- ^ Титон дю Тийе 1732, упоминается в Хиггинботтоме, Гроув.
- ^ Вольф, Кристоф, Иоганн Себастьян Бах: Образованный музыкант (Оксфорд: Oxford University Press, 2000), стр. 181.
- ^ Adlung 1758, переведено и упомянуто в Moroney 2006.
- ↑ Меркуль Галант , январь 1701, 232 г.
- ^ ФВ Мисс Мус 61.
- ^ Шарп 1969.
- ^ Jump up to: а б «Маршан Мартиноли OM008 (СП): Обзоры классических компакт-дисков – июнь 2007 г.» . MusicWeb-International . Проверено 16 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Хиггинботтом, Гроув.
- ^ Акен де Шато-Лион 1978, 106–17.
Ссылки
[ редактировать ]- Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Акен де Шато-Лион, Пьер-Луи д'. 1978. Литературный век Людовика XV: или Письма о знаменитых людях . Нью-Йорк: AMS Press.
- Фуллер, Дэвид (2001). «Дандрье». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Дж. А. Фуллер-Мейтленд, изд. 1910. Словарь музыки и музыкантов Гроува. Нью-Йорк: Компания Macmillan.
- Хиггинботтом, Эдвард (2001). «Луи Маршан». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Морони, Дэвитт. 2006. Примечания к: Le Harpsichord French , Plectra Music PL 20704.
- Шарп, Джеффри Б. 1969. Луи Маршан, 1669–1732. Забытый виртуоз . Музыкальные Таймс 110, вып. 1521 г. (ноябрь 1969 г.): 1134–1137.
- Уильямс, Питер. 2007. И. С. Бах: Жизнь в музыке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Луи Маршана в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Дополнительная информация на странице Луи Маршана Sausagelynx на Wayback Machine (архивировано 31 января 2008 г.) (ссылка на копию в Интернет-архиве , исходная страница больше не доступна)
- Послушайте дюжину органных пьес из Premier Livre d'Orgue Луи Маршана на французских классических органах в Orgues Virtuels.
- 1669 рождений
- 1732 смерти
- Музыканты из Лиона
- Французские композиторы эпохи барокко
- Композиторы для клавесина
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Французские классические органисты
- Французские органисты-мужчины
- Французские клавесинисты
- клавишники XVIII века
- Композиторы-классики XVIII века
- Французские композиторы XVIII века.
- Французские музыканты-мужчины XVIII века
- Музыканты-мужчины 17 века
- Классические органисты-мужчины