Жан Тителуз

Жан ( Жеан ) Тителуз (ок. 1562/63 – 24 октября 1633) был французским католическим священником, композитором, поэтом и органистом периода позднего Возрождения и раннего барокко . Он был каноником и органистом Руанского собора . Его стиль прочно укоренился в вокальной традиции эпохи Возрождения и, как таковой, был далек от чисто французского стиля органной музыки, который развился в середине 17 века. Однако его гимны и настройки Magnificat являются самыми ранними из известных опубликованных французских органных сборников, и он считается первым композитором французской органной школы .
Жизнь
[ редактировать ]В исследовании 1930 года Амеде Гастуэ предположила, что фамилия Тителуз может иметь английское или ирландское происхождение (точнее, происходит от «Title-House»). [ 1 ] но недавно это предположение было опровергнуто, и «Тителуз» теперь связан с « Тулузой ». [ 2 ] Тителуз родился в Сен-Омере в 1562/3 году (точная дата его рождения неизвестна) и получил там образование; к 1585 году он принял сан священника и служил органистом собора Сен-Омер . Позже в том же году он переехал в Руан и в 1588 году сменил Франсуа Жосселина на посту органиста Руанского собора . Его работа не ограничивалась Руаном: он также выступал в качестве консультанта по органам и помогал с установкой и ремонтом важных инструментов в различных городах. [ 2 ]
В 1600 году Тителуз пригласил в Руан знаменитого франко-фламандского мастера по изготовлению органов Креспена Карлье для работы над органом собора. Результат этого сотрудничества был назван современными критиками лучшим органом Франции. Этот инструмент и более поздние работы Карлье во Франции определили французский классический орган. Тителуз иногда сотрудничал с Карлье над различными инструментами. В 1604 году Тителуз был натурализован французом (в то время Сен-Омер, где родился Тителуз, входил в состав Испанских Нидерландов ). Руанского собора В 1610 году он был назначен одним из каноников . В 1613 году он получил свою первую награду Руанского литературного общества , Академии Палино, за свои стихи. [ 2 ]
Тителузы В 1623 году были опубликованы « Гимны церкви» , сборник органных настроек различных гимнов , которые можно было использовать во время литургии . В том же году из-за проблем со здоровьем Тителуз частично ушел с должности органиста (хотя и сохранял эту должность до самой смерти). В 1626 году он опубликовал второй органный сборник Le Magnificat , содержащий восемь настроек Magnificat. В 1630 году он получил еще одну награду Академии Палинодов и стал «принцем Палинодов». Он умер три года спустя. [ 2 ]
Тителуз был другом Марина Мерсенна , выдающегося французского теоретика музыки , математика , философа и теолога . Из их переписки сохранилось семь писем, датированных 1622–1633 годами. Тителуз давал Мерсенну советы по поводу «Вселенской гармонии» , опубликованной с 1634 по 1637 год. [ 2 ] Хотя строгий полифонический стиль музыки Тителузы вскоре исчез из французской органной музыки, его влияние все еще ощущалось в течение некоторого времени после его смерти. Например, парижский композитор и органист Николя Жиго включил фугу à la maniere de Titelouze (буквально «в стиле Тителузы») в свою « Livre de musique pour l'orgue» 1685 года . Примерно триста лет спустя композитор вдохновил Марселя Дюпре на создание органного произведения «Гробница Тителузы» , соч. 38 (1942).
Работает
[ редактировать ]
Сохранившиеся произведения Тителузы включают два сборника органных пьес. Это первые опубликованные сборники органной музыки во Франции XVII века. Первый, «Церковные гимны», затрагивающие орган, с фугами и исследованием их простого пения (1623 г., 2-е издание 1624 г.), содержит 12 гимнов :
- За ужином (4 куплета)
- Приди, Создатель (4 куплета)
- Панге лингва (3 куплета)
- Чтобы они могли расслабиться (3 куплета)
- Аве Марис Стелла (4 куплета)
- Основатель милостыни звезд (3 стиха)
- С восходом солнца (3 куплета)
- Небеса возрадуются (3 куплета)
- Annue Christe (3 куплета)
- По заслугам святых (3 стиха)
- Исте исповедник (3 куплета)
- Город Иерусалим (3 стиха)
Каждый гимн начинается с куплета с непрерывным cantusfirmus : мелодия гимна излагается длинными нотами одним из голосов, обычно басом, в то время как другие голоса обеспечивают контрапунктный аккомпанемент. Другие стихи лишь изредка приводятся в такой форме. Чаще используется практика мотета XVI века : мелодия гимна либо переходит от одного голоса к другому, с имитационными вставками между куплетами или без них, либо трактуется подражательно на протяжении всего произведения. В трех куплетах ( Veni Creator 3, Ave maris stella 3 и Conditor 2) мелодия в один голос сопровождается двумя голосами, образующими канон , в двух ( Ave maris stella 4 и Annue Christe 3) один из голосов обеспечивает точка педали . В большинстве стихов контрапункты к мелодии гимна представляют собой имитацию или предподражание и чаще всего происходят от мелодии гимна. Все произведения четырехголосны, за исключением канонических стихов, в которых используется только три. [ 3 ]
Второй сборник, «Магнификат или Песня Богородицы», посвященный органу в соответствии с восемью тонами Церкви , опубликованный в 1626 году, содержит восемь Магнификата настроек во всех восьми церковных ладах . В каждом наборе семь стихов, представляющих нечетные стихи песнопения, с двумя стихами Deposuit potentes :
- Магнификат
- Потому что он выглядел
- И сострадание
- Он отложил мощную первую настройку
- Он поставил мощную вторую настройку
- Он принял Израиль
- Слава Отцу и Сыну
В предисловии Тителуз объясняет, что эта структура делает настройки Magnificat пригодными для использования в Бенедикте . За исключением вступительных, все стихи фугальные. В большинстве из них есть два основных момента подражания: первый завершается средней каденцией лада , и поэтому, пишет Тителуз, органист может сократить любой куплет во время службы, заменив эту каденцию конечным каденсом . [ 2 ] Большинство сюжетов фуги заимствовано из пения; В сборнике много двойных и инверсионных фуг. На протяжении всего сборника используется четырехголосная полифония. Музыка гораздо более дальновидна, чем в « Гимнах». [ 3 ] (см. в примере 2 отрывок из одной из инверсионных фуг).

Хотя в то время у французских органов уже были красочные сольные паузы, Тителуз ими не пользовался. Согласно предисловиям к обоим сборникам, он стремился сделать свои пьесы более удобными для игры, чтобы их можно было играть только руками. Тителуз доходит до того, что в предисловии к «Гимнам» предлагает изменить музыку, если ее слишком сложно играть. [ 4 ]
СМИ
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ см . Гастуэ, 1930. Подробности
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хауэлл, Коэн, Гроув.
- ^ Jump up to: а б Приложение 1972, 500–502.
- ^ Силбигер 2004, 106.
Ссылки
[ редактировать ]- Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Гастуэ, Амеде. 1930. Записка о генеалогии и семье органиста Тителузе , RdM, xi, стр. 171–5.
- Хауэлл, Альмонте и Коэн, Альберт (2001). «Жеан Тителуз». В Сэди, Стэнли и Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Зильбигер, Александр. 2004. Клавишная музыка до 1700 года . Рутледж. ISBN 0-415-96891-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Общая информация
[ редактировать ]- Жан Тителуз: краткий биографический очерк и анализ гимнов (на французском языке)
Ноты
[ редактировать ]- Полная опера в редакции Александра Гильмана 1897 года.
- Бесплатные партитуры (и MIDI-файлы) Ж. Тителузе в проекте Mutopia Project
- Бесплатные партитуры Жана Тителузе в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- В проекте Mutopia есть композиции Жана Тителузе.
Аудио
[ редактировать ]- Послушайте последний куплет из сеттинга «Урбс Иерусалим» Тителузы.
- [Мишель Шапюи играет Тителуз в «Сен-Северене»:] https://www.youtube.com/watch?v=iy-SEQiasrg
- 1560-е годы рождения
- 1633 смерти
- Люди из Сен-Омера
- Композиторы французского Возрождения.
- Французские композиторы эпохи барокко
- Французские классические органисты
- Органисты собора
- Композиторы для органа
- Композиторы-классики 17 века.
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Музыканты-мужчины 17 века
- Французские классические органисты мужского пола