Jump to content

Жан Тителуз

Город Руан в 1610 году. Тителуз провёл здесь большую часть своей жизни, работая органистом Руанского собора .

Жан ( Жеан ) Тителуз (ок. 1562/63 – 24 октября 1633) был французским католическим священником, композитором, поэтом и органистом периода позднего Возрождения и раннего барокко . Он был каноником и органистом Руанского собора . Его стиль прочно укоренился в вокальной традиции эпохи Возрождения и, как таковой, был далек от чисто французского стиля органной музыки, который развился в середине 17 века. Однако его гимны и настройки Magnificat являются самыми ранними из известных опубликованных французских органных сборников, и он считается первым композитором французской органной школы .

Руанский собор , где Тителуз работал с 1588 года до своей смерти в 1633 году.

В исследовании 1930 года Амеде Гастуэ предположила, что фамилия Тителуз может иметь английское или ирландское происхождение (точнее, происходит от «Title-House»). [ 1 ] но недавно это предположение было опровергнуто, и «Тителуз» теперь связан с « Тулузой ». [ 2 ] Тителуз родился в Сен-Омере в 1562/3 году (точная дата его рождения неизвестна) и получил там образование; к 1585 году он принял сан священника и служил органистом собора Сен-Омер . Позже в том же году он переехал в Руан и в 1588 году сменил Франсуа Жосселина на посту органиста Руанского собора . Его работа не ограничивалась Руаном: он также выступал в качестве консультанта по органам и помогал с установкой и ремонтом важных инструментов в различных городах. [ 2 ]

В 1600 году Тителуз пригласил в Руан знаменитого франко-фламандского мастера по изготовлению органов Креспена Карлье для работы над органом собора. Результат этого сотрудничества был назван современными критиками лучшим органом Франции. Этот инструмент и более поздние работы Карлье во Франции определили французский классический орган. Тителуз иногда сотрудничал с Карлье над различными инструментами. В 1604 году Тителуз был натурализован французом (в то время Сен-Омер, где родился Тителуз, входил в состав Испанских Нидерландов ). Руанского собора В 1610 году он был назначен одним из каноников . В 1613 году он получил свою первую награду Руанского литературного общества , Академии Палино, за свои стихи. [ 2 ]

Тителузы В 1623 году были опубликованы « Гимны церкви» , сборник органных настроек различных гимнов , которые можно было использовать во время литургии . В том же году из-за проблем со здоровьем Тителуз частично ушел с должности органиста (хотя и сохранял эту должность до самой смерти). В 1626 году он опубликовал второй органный сборник Le Magnificat , содержащий восемь настроек Magnificat. В 1630 году он получил еще одну награду Академии Палинодов и стал «принцем Палинодов». Он умер три года спустя. [ 2 ]

Тителуз был другом Марина Мерсенна , выдающегося французского теоретика музыки , математика , философа и теолога . Из их переписки сохранилось семь писем, датированных 1622–1633 годами. Тителуз давал Мерсенну советы по поводу «Вселенской гармонии» , опубликованной с 1634 по 1637 год. [ 2 ] Хотя строгий полифонический стиль музыки Тителузы вскоре исчез из французской органной музыки, его влияние все еще ощущалось в течение некоторого времени после его смерти. Например, парижский композитор и органист Николя Жиго включил фугу à la maniere de Titelouze (буквально «в стиле Тителузы») в свою « Livre de musique pour l'orgue» 1685 года . Примерно триста лет спустя композитор вдохновил Марселя Дюпре на создание органного произведения «Гробница Тителузы» , соч. 38 (1942).

Работает

[ редактировать ]
Пример 1 . Вступительные такты третьего куплета Тителузы Veni Creator . Выделен гимн в теноре. Внешние голоса образуют канон октавы; в двух других канонических стихах сборника 1623/4 года Тителуз создал каноны пятого (и гимн написан голосом сопрано [ Conditor ] или басом [Ave maris stella ]).

Сохранившиеся произведения Тителузы включают два сборника органных пьес. Это первые опубликованные сборники органной музыки во Франции XVII века. Первый, «Церковные гимны», затрагивающие орган, с фугами и исследованием их простого пения (1623 г., 2-е издание 1624 г.), содержит 12 гимнов :

  1. За ужином (4 куплета)
  2. Приди, Создатель (4 куплета)
  3. Панге лингва (3 куплета)
  4. Чтобы они могли расслабиться (3 куплета)
  5. Аве Марис Стелла (4 куплета)
  6. Основатель милостыни звезд (3 стиха)
  7. С восходом солнца (3 куплета)
  8. Небеса возрадуются (3 куплета)
  9. Annue Christe (3 куплета)
  10. По заслугам святых (3 стиха)
  11. Исте исповедник (3 куплета)
  12. Город Иерусалим (3 стиха)

Каждый гимн начинается с куплета с непрерывным cantusfirmus : мелодия гимна излагается длинными нотами одним из голосов, обычно басом, в то время как другие голоса обеспечивают контрапунктный аккомпанемент. Другие стихи лишь изредка приводятся в такой форме. Чаще используется практика мотета XVI века : мелодия гимна либо переходит от одного голоса к другому, с имитационными вставками между куплетами или без них, либо трактуется подражательно на протяжении всего произведения. В трех куплетах ( Veni Creator 3, Ave maris stella 3 и Conditor 2) мелодия в один голос сопровождается двумя голосами, образующими канон , в двух ( Ave maris stella 4 и Annue Christe 3) один из голосов обеспечивает точка педали . В большинстве стихов контрапункты к мелодии гимна представляют собой имитацию или предподражание и чаще всего происходят от мелодии гимна. Все произведения четырехголосны, за исключением канонических стихов, в которых используется только три. [ 3 ]

Второй сборник, «Магнификат или Песня Богородицы», посвященный органу в соответствии с восемью тонами Церкви , опубликованный в 1626 году, содержит восемь Магнификата настроек во всех восьми церковных ладах . В каждом наборе семь стихов, представляющих нечетные стихи песнопения, с двумя стихами Deposuit potentes :

  1. Магнификат
  2. Потому что он выглядел
  3. И сострадание
  4. Он отложил мощную первую настройку
  5. Он поставил мощную вторую настройку
  6. Он принял Израиль
  7. Слава Отцу и Сыну

В предисловии Тителуз объясняет, что эта структура делает настройки Magnificat пригодными для использования в Бенедикте . За исключением вступительных, все стихи фугальные. В большинстве из них есть два основных момента подражания: первый завершается средней каденцией лада , и поэтому, пишет Тителуз, органист может сократить любой куплет во время службы, заменив эту каденцию конечным каденсом . [ 2 ] Большинство сюжетов фуги заимствовано из пения; В сборнике много двойных и инверсионных фуг. На протяжении всего сборника используется четырехголосная полифония. Музыка гораздо более дальновидна, чем в « Гимнах». [ 3 ] (см. в примере 2 отрывок из одной из инверсионных фуг).

Пример 2 . Такты 10–13 из второй постановки Deposuit potentes из Magnificat primi toni . В этой инверсионной фуге (предмет выделен оттенками синего), как и во многих других частях сборника, музыкальный язык Тителузы более прогрессивен, чем в любом из гимнов 1624 года.

Хотя в то время у французских органов уже были красочные сольные паузы, Тителуз ими не пользовался. Согласно предисловиям к обоим сборникам, он стремился сделать свои пьесы более удобными для игры, чтобы их можно было играть только руками. Тителуз доходит до того, что в предисловии к «Гимнам» предлагает изменить музыку, если ее слишком сложно играть. [ 4 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ см . Гастуэ, 1930. Подробности
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Хауэлл, Коэн, Гроув.
  3. ^ Jump up to: а б Приложение 1972, 500–502.
  4. ^ Силбигер 2004, 106.
  • Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN   0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
  • Гастуэ, Амеде. 1930. Записка о генеалогии и семье органиста Тителузе , RdM, xi, стр. 171–5.
  • Хауэлл, Альмонте и Коэн, Альберт (2001). «Жеан Тителуз». В Сэди, Стэнли и Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  • Зильбигер, Александр. 2004. Клавишная музыка до 1700 года . Рутледж. ISBN   0-415-96891-7
[ редактировать ]

Общая информация

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c96656f6b75509c3b0b33fa9e022a09f__1712879340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/9f/c96656f6b75509c3b0b33fa9e022a09f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jean Titelouze - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)