Гийом-Габриэль Ниверс
Гийом-Габриэль Ниверс | |
---|---|
Рожденный | в. 1632 г. Париж , Франция |
Умер | 13 ноября 1714 г. Париж , Франция | 81–82 года) ( 1714-11-13 )
Жанры | Классический |
Род занятий | Органист, композитор, теоретик музыки |
Инструмент(ы) | Орган |
Годы активности | 1650–1714 гг. |
Гийом-Габриэль Ниверс (ок. 1632, Париж — 13 ноября 1714) — французский органист , композитор и теоретик . Его первая livre d'orgue - самый ранний из сохранившихся опубликованных сборников традиционных форм французской органной школы (сборник Луи Куперена, находящийся в рукописи, похоже, не был опубликован. См. Гай Олдхэм, «Луи Куперен: новый источник французской клавиатуры». Музыка середины 17 века», Recherches sur la musique française classique, Vol. I (1960), стр. 51–59. Другая музыка Ниверса менее известна; однако его трактаты о григорианском пении и бассо континуо до сих пор считаются важными источниками литургической музыки и исполнительской практики 17 века.
Жизнь
[ редактировать ]
Ниверс родился в зажиточной парижской семье: его отец был Fermier Générale (сборщик налогов) при епископе. Ничего не известно о его ранних годах или его музыкальном образовании, за исключением того, что он, возможно, получил степень в Парижском университете . В начале 1650-х годов Нивер стал органистом Сен-Сюльписа и занимал эту должность до 1702 года. В 1668 году композитор женился; у него был один сын.
Последующая карьера Ниверса была весьма блестящей. 19 июня 1678 года он был выбран одним из четырех органистов Королевской капеллы — ансамбля музыкантов, исполнявших духовную музыку для короля. Тремя другими органистами были Николя Лебег , Жак Томелен и Жан-Батист Бютерн . Ниверс ушел в отставку только поздно, в 1708 году, и его сменил Луи Маршан . За этим престижным постом последовал еще один в 1681 году, когда композитор сменил Анри Дюмона на посту музыкального мастера королевы. Наконец, в 1686 году Ниверс возглавил музыкальное отделение Королевского дома Сен-Луи в Сен-Сир-л'Эколь — монастырской школы для юных девиц бедного, но благородного происхождения. Ниверс, видимо, имел трудности с основательницей школы мадам де Ментенон , но сохранял этот пост до самой смерти. Его коллегами в Сен-Сире были Жан-Батист Моро , который работал там с момента основания школы, и, возможно, Луи-Николя Клерамбо , который, возможно, помогал Ниверу примерно с 1710 года до смерти последнего в 1714 году. Клерамбо сменил Нивера как в Сен-Сюльписе, так и в Сен-Сире. Сир.
При жизни Ниверс пользовался большим уважением не только как органист и композитор, но и как теоретик музыки. Его трактат о композиции ( Traité de la Composition de musique , 1667) был хорошо известен за пределами Франции и просуществовал до 18 века. Его работа в области григорианского пения привела к появлению влиятельных изданий литургической музыки (включая издание Missa cunctipotens genitor Deus , которое большинство французских композиторов-органистов использовало в качестве модели для своих массовых постановок) и помогла католической Контрреформации .
Работа
[ редактировать ]Ниверс написал несколько религиозных вокальных произведений и опубликовал три органные книги (1665, 1667, 1675), содержащие более 200 пьес. Они включают в себя сюиты во всех древних (церковных) ладах, мессу, гимны и постановки Deo Gratias и Te Deum . Эти книги являются первыми сборниками органной музыки, напечатанными во Франции со времен Жана Тителлуза . Вместе со своим коллегой и другом Лебегом Ниверс воплощает сольный органный стиль, который впоследствии был представлен и украшен Франсуа Купереном и недолговечным Николя де Гриньи . Сохранилось несколько теоретических трактатов Ниверса. Они остаются полезными источниками знаний как по музыкальной теории, так и по практике своего времени.
Список работ
[ редактировать ]Это неполный список сохранившихся работ Ниверса. См. Уильям Прюитт, «Библиография произведений Гийома Габриэля Ниверса», Recherches sur la musique française classique, Vol. XIII (1973), стр. 133–156. Примечания о других публикациях, обнаруженных после публикации этой статьи, находятся в документах, хранящихся в библиотеке Кембриджского университета (Великобритания). Все опубликованные произведения были опубликованы в Париже; многие из них переиздавались несколько раз в течение 17 и 18 веков, однако здесь указаны только даты первых изданий.
Инструментальный
[ редактировать ]- Органная книга, содержащая сто пьес всех церковных тонов (1665 г.)
- 2-я органная книга, содержащая мессу и церковные гимны (1667 г.)
- 3-я органная книга восьми тонов церкви (1675 г.)
- 3 танца для лютни (подделка)
Вокал
[ редактировать ]- Одноголосные песнопения [...] и некоторые другие двухголосные песнопения для монахинь (1689 г.)
- Разные работы для монастырской школы в Сен-Сире:
- Песня о соответствии воле Божией
- Песни Иеффая
- Храм Мира
- Опера Добродетели
- Сил Опера
Литургические издания
[ редактировать ]- Постепенный романо-монашеский [...] для использования и благодати монахинь под властью СПН Бенедикта, Августина, Франциска воинствующего (1658 г.)
- Песни офисов, характерные для семинарии Сен-Сюльпис (1668 г.)
- Римский антифонарий [...] для использования и благодати монахинь под властью СПН Бенедикта Милитанта (1671 г.)
- Graduale Romanum [...] для использования и благодати монахинь под властью боевиков СПН Августина (1687 г.)
- Постепенное монашество [...] для использования и благодати монахинь под руководством СПН Бенедикта Милитанта (1687 г.)
- Премонстрантский антифонарий (1680)
- Graduale Premonstratensian (1680)
- Страсти Господни НЕК с плачем пророка Иеремии и формулами песни обыкновенного богослужения (1683 г.)
- Божественные должности для дам и молодых девушек, учрежденные его величеством в Сен-Сире (1686 г.)
- Монастырский антифонарий для использования Священного ордена Клюнияка (1693 г.)
- Римский Graduale рядом с миссалом Тридентского собора (1697 г.)
- Римский антифонарий в сочетании со священным требником Тридентского собора (1701 г.)
- Плач пророка Иеремии (1704 г.)
- Процессия с приветствиями после антифонария монахинь (1706 г.)
- Церковные песни для прихода Сен-Сюльпис (1707 г.)
- Сопоставление римской процессии со священным требником Тридентского собора (1723 г.)
- Песни и мотеты для использования церковью и общиной дам королевского дома Сен-Луи в Сен-Сире (1733 г., включая мотеты Луи-Николя Клерамбо )
Сочинения
[ редактировать ]- Наблюдения за прикосновением и игрой на органе (1665 г., включено в Органную книгу, содержащую сто пьес )
- Простой метод обучения пению музыки (1666 г., также приписываемый Шарлю ле Мэру). [1] )
- Трактат о музыкальной композиции (1667 г.)
- Диссертация по григорианскому песнопению (1683 г.)
- Искусство аккомпанемента на бассо континуо (1689, включено в мотеты для сольного голоса )
- Определенный метод изучения простого церковного песнопения (1698 г.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дамшредер, Рассел Уильямс, 220.
Ссылки
[ редактировать ]- Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Дамшредер, Дэвид и Рассел Уильямс, Дэвид. 1990. Теория музыки от Зарлино до Шенкера: Библиография и путеводитель . Пендрагон Пресс. ISBN 0-918728-99-1
- Хауэлл, Альмонте; Дэви-Риго, Сесиль (2001). «Николя Жиго». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Прюитт, Уильям . 1974, 1975. «Органные произведения Гийома Габриэля Ниверса (1632–1714)», Recherches sur la musique françaiseculturallle, Vols. XIV, с. 1–81 и XV, с. 47–79.
Бесплатные оценки
[ редактировать ]- Электронные разделы Многие недавно отредактированные и набранные партитуры органа.
- Сюита № 2 из оперы «3e Livre d’Orgue»: ноты
- Пети-мотеты из Королевской монастырской школы в Сен-Сире из AR Editions включают отрывок вокального произведения Ниверса.
- Бесплатные партитуры Гийома-Габриэля Ниверса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1630-е годы рождения
- 1714 смертей
- Музыканты из Парижа
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Французские композиторы эпохи барокко
- Французские классические органисты
- Французские теоретики музыки
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- клавишники XVIII века
- Композиторы-классики XVIII века
- Французские композиторы XVIII века.
- Французские музыканты-мужчины XVIII века
- Музыканты-мужчины 17 века
- Французские классические органисты мужского пола