Андре Рэйсон

Андре Резон (ок. 1640–1719) — французский в стиле барокко композитор и органист . При жизни он был одним из самых известных французских органистов и оказал большое влияние на французскую органную музыку. Он опубликовал два сборника органных сочинений в 1688 и 1714 годах. Первый содержит литургическую музыку, предназначенную для монастырей, и предисловие с информацией о современной исполнительской практике. Второй содержит в основном ноэлы (вариации на тему рождественских гимнов).
Жизнь
[ редактировать ]Точная дата и место рождения Рэйсона неизвестны. Он родился в 1640-х годах, возможно, в городе Нантер (сегодня пригород Парижа ) или недалеко от него. Там он получил образование в семинарии церкви Св. Женевьевы (сегодня коммуна Парижская . ) На дальнейшую жизнь Резона, очевидно, большое влияние оказали события в Сен-Женевьеве. В 1687 или 1688 году (в предисловии к своей «Premier livre d'orgue» , вышедшей в 1688 году) композитор упоминал, что нашел цель своей жизни во время учебы в семинарии. [ 1 ] Примерно в 1665–1666 годах Рэйсон был назначен органистом аббатства Святой Женевьевы в Париже, еще одного места, связанного с Святой Женевьевой и владевшего землей, на которой стояла церковь Нантера. [ 2 ]
В Париже Рэйзон сначала жил в комнате «Ангела-хранителя», дома на улице Сент-Этьен-де-Грез, в двух городских кварталах от аббатства. Судя по всему, это было очень скромное жилье, но Рэйсон оставался там более двадцати лет. После 1687–88 он переехал в гораздо больший дом на пересечении улиц Сент-Этьен-де-Грез и Шоле. [ 3 ] Его жизнь неуклонно улучшалась, и налоговый регистр 1695 года ставит его в высший ряд парижских органистов наряду с Франсуа Купереном , Жаном-Анри д'Англебером , Николя Жиго , Николя де Гриньи и Луи Маршаном . [ 4 ] Наконец, во «Второй книге Резона» , опубликованной в 1714 году, указывается, что в то время он работал органистом в церкви якобинцев на улице Сен-Жак в Париже. [ 5 ] Он умер несколько лет спустя, в 1719 году, и его преемником в церкви якобинцев стал его самый выдающийся ученик Луи-Николя Клерамбо . [ 5 ] Клерамбо «Премьерная книга оргии» (1710 г.) была посвящена Резону.
Хотя Резон в некоторой степени интересовался политикой (по крайней мере дважды он создавал произведения, вдохновленные политическими событиями: предложение из Premier livre d'orgue , посвященное входу Людовика XIV в ратушу 30 января 1687 года, и несколько произведений во Второй ливре д'Орг ознаменовывает «давно желанный мир», последовавший за Утрехтским договором ). Насколько известны обстоятельства его жизни, он, по-видимому, был исключительно замкнутым и набожным человеком. Никаких записей о том, что Рэйсон путешествовал или работал консультантом по органам, не сохранилось. Его Premier livre d'orgue содержит обширные инструкции для неопытных церковных музыкантов. Судя по всему, он никогда не играл при дворе и не был известен тамошним ассоциациям. [ 6 ] Его контакты с другими органистами, вероятно, были ограничены, и он не упоминался в Эврара Титона дю Тийе знаменитом «Парнасе Франсуа» , книге биографий известных французских музыкантов 1732 года. Подобная книга «Lettres sur les hommes célèbres du siècle de Louis XV» , написанная сыном органиста и композитора Луи-Клода Дакена , также не содержит никаких упоминаний о Резоне, хотя ученику Резона Клерамбо уделяется должное внимание. [ 7 ]
Работает
[ редактировать ]Первый сборник, Premier livre d'orgue 1688 года, целиком состоит из литургической музыки: пяти месс (в порядке появления — в первом, втором, третьем, шестом и восьмом ладах ) и приношения в пятом ладу. Предложение имеет подзаголовок «Vive le Roy des Parisiens» («Да здравствует король парижан »), отсылающий к входу Людовика XIV в ратушу 30 января 1687 года. В сборнике есть длинное предисловие, в котором Рэйсон объясняет, что премьер-министр livre d'orgue была написана в помощь музыкантам уединенных монастырей ; для них он дает важные инструкции относительно стиля, орнамента , оформления и других аспектов исполнительской практики. Он также упоминает, что, поскольку ни в одном из произведений коллекции не используются простые мелодии, их также можно использовать в качестве 15 настроек Magnificat . Часто цитируемый отрывок предписывает исполнителю внимательно следить за темпом каждой пьесы, чтобы понять, какой танец подразумевается в текстуре.

Все пять месс следуют одной и той же стандартной схеме: 5 стихов для Кирие, 9 для Глории, 3 для Санктуса, один Elevation, 2 стиха Agnus Dei и Deo Gratias. Есть лишь незначительные вариации: первая месса имеет альтернативную версию Кирие 1, третья представляет версию для Агнуса 2, а названия настроек Глории немного изменены в 6-й тональной мессе. Отдельные пьесы представляют собой короткие куплеты в различных типичных формах французской органной школы: дуэты, трио, диалоги, фуги, рециты и т. д.; некоторые явно помечены как таковые, другие - нет. Несколько необычны для французской музыки той эпохи две остинато вариации — пассакалья ( Christe of the Messe du Deuxième ton ) и чакона ( Christe of the Messe du Sixième ton ). Оба намного короче своих немецких и итальянских аналогов. Примерно 20 лет спустя Иоганн Себастьян Бах использовал бас из пассакальи Рэйсона в своей знаменитой пассакалье и фуге до минор , BWV 582 (бас из «Трио в чаконе», возможно, также использовался Бахом для той же пьесы).

Многие произведения отличаются последовательным применением подражательного контрапункта: например, фуга-могила третьей мессы полностью подражательная, строгая четырехголосная фуга, и даже пассакалья начинается с подражательного пассажа. Другие известные произведения включают Gloria: Tu Solus Altissimus из Messe du Sixième ton , представляющую собой диалог Кроморна и Корне, чередующийся между 3/4 и обычным временем , и Autre Kyrie из Messe du Première ton , пятиголосную пьесу. Вилли Апель так описывает общий стиль: «По своему мелодичному, танцевальному характеру эти пьесы следуют Лебегу ; другие, более органные и церковные, подобны Ниверу ». [ 8 ] Интересная особенность, свидетельствующая о тщательном внимании Рэйсона к деталям. [ 4 ] - это раннее использование двойной точки во французской музыке того периода.
Книга Deuxième livre d'orgue , опубликованная в 1714 году, посвящена Утрехтскому договору (или, возможно, Раштаттскому договору ). С этой целью сборник начинается с постановки Da Pacem Domine и фуги на ту же тему. Далее следуют еще несколько фуг и прелюдий, предложение, увертюра дю Септием ан д, ля, ре , могила Аллеманды и ряд вариаций ноэлей (французских рождественских гимнов ). Эта коллекция была обнаружена только в 20 веке (тогда как Premier livre d'orgue появилась в 1897 году).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гей 1975, 48.
- ^ Гей 1975, 46.
- ^ Гей 1975, 52–53.
- ^ Jump up to: а б Батлер, Гроув.
- ^ Jump up to: а б Гей 1975, 49.
- ^ Гей 1975, 51.
- ^ Гей 1975, 50.
- ^ Апелляция, с. 732.
Библиография
[ редактировать ]- Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года , стр. 731–733. Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Батлер, Джозеф Х. (2001). «Андре Рэйсон». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Гей, Гарри В. 1975. Четыре французских композитора-органиста, 1549–1720 (Мемфис, 1975).
- Гильман, Пирро (ред.). Архивы органных мастеров , Том. 2: Рэйсон, Андре - Органная книга . Эд Александр Гильман, Андре Пирро. А. Дюран и сыновья, 1899 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные записи нескольких произведений Андре Рэйсона:
- Бесплатные партитуры Андре Рэйсона в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Французские композиторы эпохи барокко
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Французские классические органисты
- 1640-е годы рождения
- 1719 смертей
- Музыканты из Парижа
- клавишники XVIII века
- Композиторы-классики XVIII века
- Французские композиторы XVIII века.
- Французские музыканты-мужчины XVIII века
- Музыканты-мужчины 17 века
- Французские классические органисты мужского пола