Jump to content

Андре Рэйсон

Рисунок фасада церкви аббатства Сент-Женевьев в Париже, где работал Резон. Здание было снесено после 1800 года.

Андре Резон (ок. 1640–1719) — французский в стиле барокко композитор и органист . При жизни он был одним из самых известных французских органистов и оказал большое влияние на французскую органную музыку. Он опубликовал два сборника органных сочинений в 1688 и 1714 годах. Первый содержит литургическую музыку, предназначенную для монастырей, и предисловие с информацией о современной исполнительской практике. Второй содержит в основном ноэлы (вариации на тему рождественских гимнов).

Точная дата и место рождения Рэйсона неизвестны. Он родился в 1640-х годах, возможно, в городе Нантер (сегодня пригород Парижа ) или недалеко от него. Там он получил образование в семинарии церкви Св. Женевьевы (сегодня коммуна Парижская . ) На дальнейшую жизнь Резона, очевидно, большое влияние оказали события в Сен-Женевьеве. В 1687 или 1688 году (в предисловии к своей «Premier livre d'orgue» , вышедшей в 1688 году) композитор упоминал, что нашел цель своей жизни во время учебы в семинарии. [ 1 ] Примерно в 1665–1666 годах Рэйсон был назначен органистом аббатства Святой Женевьевы в Париже, еще одного места, связанного с Святой Женевьевой и владевшего землей, на которой стояла церковь Нантера. [ 2 ]

В Париже Рэйзон сначала жил в комнате «Ангела-хранителя», дома на улице Сент-Этьен-де-Грез, в двух городских кварталах от аббатства. Судя по всему, это было очень скромное жилье, но Рэйсон оставался там более двадцати лет. После 1687–88 он переехал в гораздо больший дом на пересечении улиц Сент-Этьен-де-Грез и Шоле. [ 3 ] Его жизнь неуклонно улучшалась, и налоговый регистр 1695 года ставит его в высший ряд парижских органистов наряду с Франсуа Купереном , Жаном-Анри д'Англебером , Николя Жиго , Николя де Гриньи и Луи Маршаном . [ 4 ] Наконец, во «Второй книге Резона» , опубликованной в 1714 году, указывается, что в то время он работал органистом в церкви якобинцев на улице Сен-Жак в Париже. [ 5 ] Он умер несколько лет спустя, в 1719 году, и его преемником в церкви якобинцев стал его самый выдающийся ученик Луи-Николя Клерамбо . [ 5 ] Клерамбо «Премьерная книга оргии» (1710 г.) была посвящена Резону.

Хотя Резон в некоторой степени интересовался политикой (по крайней мере дважды он создавал произведения, вдохновленные политическими событиями: предложение из Premier livre d'orgue , посвященное входу Людовика XIV в ратушу 30 января 1687 года, и несколько произведений во Второй ливре д'Орг ознаменовывает «давно желанный мир», последовавший за Утрехтским договором ). Насколько известны обстоятельства его жизни, он, по-видимому, был исключительно замкнутым и набожным человеком. Никаких записей о том, что Рэйсон путешествовал или работал консультантом по органам, не сохранилось. Его Premier livre d'orgue содержит обширные инструкции для неопытных церковных музыкантов. Судя по всему, он никогда не играл при дворе и не был известен тамошним ассоциациям. [ 6 ] Его контакты с другими органистами, вероятно, были ограничены, и он не упоминался в Эврара Титона дю Тийе знаменитом «Парнасе Франсуа» , ​​книге биографий известных французских музыкантов 1732 года. Подобная книга «Lettres sur les hommes célèbres du siècle de Louis XV» , написанная сыном органиста и композитора Луи-Клода Дакена , также не содержит никаких упоминаний о Резоне, хотя ученику Резона Клерамбо уделяется должное внимание. [ 7 ]

Работает

[ редактировать ]

Первый сборник, Premier livre d'orgue 1688 года, целиком состоит из литургической музыки: пяти месс (в порядке появления — в первом, втором, третьем, шестом и восьмом ладах ) и приношения в пятом ладу. Предложение имеет подзаголовок «Vive le Roy des Parisiens» («Да здравствует король парижан »), отсылающий к входу Людовика XIV в ратушу 30 января 1687 года. В сборнике есть длинное предисловие, в котором Рэйсон объясняет, что премьер-министр livre d'orgue была написана в помощь музыкантам уединенных монастырей ; для них он дает важные инструкции относительно стиля, орнамента , оформления и других аспектов исполнительской практики. Он также упоминает, что, поскольку ни в одном из произведений коллекции не используются простые мелодии, их также можно использовать в качестве 15 настроек Magnificat . Часто цитируемый отрывок предписывает исполнителю внимательно следить за темпом каждой пьесы, чтобы понять, какой танец подразумевается в текстуре.

Первые такты Christe: Trio en passacaille из Messe du Deuxième ton , показывающие простое, но необычное, подражательное начало произведения. Рисунок остинато (изображенный здесь в полной форме) идентичен первой половине остинато «Пассакальи до минор» Иоганна Себастьяна Баха , BWV 582/1. Здесь оно будет повторено шесть раз, каждый раз либо слегка измененное с помощью орнаментов, либо в сильно измененном виде.

Все пять месс следуют одной и той же стандартной схеме: 5 стихов для Кирие, 9 для Глории, 3 для Санктуса, один Elevation, 2 стиха Agnus Dei и Deo Gratias. Есть лишь незначительные вариации: первая месса имеет альтернативную версию Кирие 1, третья представляет версию для Агнуса 2, а названия настроек Глории немного изменены в 6-й тональной мессе. Отдельные пьесы представляют собой короткие куплеты в различных типичных формах французской органной школы: дуэты, трио, диалоги, фуги, рециты и т. д.; некоторые явно помечены как таковые, другие - нет. Несколько необычны для французской музыки той эпохи две остинато вариации — пассакалья ( Christe of the Messe du Deuxième ton ) и чакона ( Christe of the Messe du Sixième ton ). Оба намного короче своих немецких и итальянских аналогов. Примерно 20 лет спустя Иоганн Себастьян Бах использовал бас из пассакальи Рэйсона в своей знаменитой пассакалье и фуге до минор , BWV 582 (бас из «Трио в чаконе», возможно, также использовался Бахом для той же пьесы).

Образец фугальных тем из Premier livre d'orgue от Raison (нажмите на изображение, чтобы узнать подробности)

Многие произведения отличаются последовательным применением подражательного контрапункта: например, фуга-могила третьей мессы полностью подражательная, строгая четырехголосная фуга, и даже пассакалья начинается с подражательного пассажа. Другие известные произведения включают Gloria: Tu Solus Altissimus из Messe du Sixième ton , представляющую собой диалог Кроморна и Корне, чередующийся между 3/4 и обычным временем , и Autre Kyrie из Messe du Première ton , пятиголосную пьесу. Вилли Апель так описывает общий стиль: «По своему мелодичному, танцевальному характеру эти пьесы следуют Лебегу ; другие, более органные и церковные, подобны Ниверу ». [ 8 ] Интересная особенность, свидетельствующая о тщательном внимании Рэйсона к деталям. [ 4 ] - это раннее использование двойной точки во французской музыке того периода.

Книга Deuxième livre d'orgue , опубликованная в 1714 году, посвящена Утрехтскому договору (или, возможно, Раштаттскому договору ). С этой целью сборник начинается с постановки Da Pacem Domine и фуги на ту же тему. Далее следуют еще несколько фуг и прелюдий, предложение, увертюра дю Септием ан д, ля, ре , могила Аллеманды и ряд вариаций ноэлей (французских рождественских гимнов ). Эта коллекция была обнаружена только в 20 веке (тогда как Premier livre d'orgue появилась в 1897 году).

  1. ^ Гей 1975, 48.
  2. ^ Гей 1975, 46.
  3. ^ Гей 1975, 52–53.
  4. ^ Jump up to: а б Батлер, Гроув.
  5. ^ Jump up to: а б Гей 1975, 49.
  6. ^ Гей 1975, 51.
  7. ^ Гей 1975, 50.
  8. ^ Апелляция, с. 732.

Библиография

[ редактировать ]
  • Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года , стр. 731–733. Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN   0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
  • Батлер, Джозеф Х. (2001). «Андре Рэйсон». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  • Гей, Гарри В. 1975. Четыре французских композитора-органиста, 1549–1720 (Мемфис, 1975).
  • Гильман, Пирро (ред.). Архивы органных мастеров , Том. 2: Рэйсон, Андре - Органная книга . Эд Александр Гильман, Андре Пирро. А. Дюран и сыновья, 1899 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7b2b6268cb1e89c459ac37e33b04b04c__1712357520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/4c/7b2b6268cb1e89c459ac37e33b04b04c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
André Raison - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)