Таинственные баррикады
Les Barricades Mystérieuses ( «Таинственные баррикады ») — музыкальное произведение, которое Франсуа Куперен сочинил для клавесина в 1717 году. Это пятая пьеса в его Ordre 6ème de clavecin си -бемоль мажор из его второго сборника пьес для клавесина ( Pieces de Клавесин ). [ 1 ] [ 2 ] Это символ стиля бризэ, характерного для клавирной музыки французского барокко . [ 3 ]
Музыка
[ редактировать ]Произведение выполнено в форме рондо , в нем используется вариант традиционной романески на басу в четырехкратном размере, а не в обычном тройном размере. [ 2 ] По мнению Тома Сервиса ,
«Четыре части создают постоянно меняющееся полотно мелодии и гармонии, взаимодействуя и перекрываясь с различными ритмическими схемами и мелодиями. Эффект мерцающий, калейдоскопический и соблазнительный, звуковой обман , который, кажется, предвещает образы фрактальной математики, за столетия до их существования». [ 4 ]

Заголовок
[ редактировать ]Первоначально «Les Barricades Mystérieuses» было опубликовано с написанием «Les Barricades M i stérieuses » [«одиночное r» в первом слове и «i», а не «y» во втором слове]. С тех пор использовались все четыре возможные комбинации написания, наиболее распространенными из которых являются «двойное r» и «y». Предполагаемый смысл фразы остался загадкой (пример того, как музыкальные аллюзии могут оставаться скрытыми с течением времени). [ 5 ]
Было много предположений о значении фразы «таинственные баррикады», но прямых доказательств, похоже, не имеется. [ 6 ] Клавесинист Паскаль Тюффери предположил, что, в соответствии с буколическим характером других пьес Куперена «Ordre 6ème de clavecin» , ритм стуков может представлять собой штамповку винограда в виноделии (учитывая, что французское слово barrique означает «бочка», а barriquade было обозначение, принятое виноградарями того времени во Франции). [ 6 ] С этой точки зрения, эпитет «таинственный» мог намекать на значение вина в Мистериях Вакха (а также в таинстве Евхаристии). [ 7 ] ). [ 6 ] Некоторые из менее вероятных интерпретаций «таинственных баррикад», предложенных на протяжении многих лет – иногда по отношению к салонам 17 -го века – включают женские ресницы, нижнее белье и даже пояса верности. [ 6 ]
Правдоподобную попытку связать название с особенностями самой музыки предпринял клавесинист Люк Арнасон: [ 6 ]
«Название Les Barricades Mystérieuses, вероятно, призвано вызывать воспоминания, а не отсылать к конкретному объекту, музыкальному или другому. Скотт Росс в мастер-классе, снятом и распространенном Harmonia Mundi , сравнивает произведение с поездом. Этого явно не может быть. Это именно тот образ, который пытался передать Куперен, но в «Баррикадах» легко услышать образ тяжелого, но быстро движущегося объекта, который набирает обороты. таинственные баррикады, возможно, являются теми, из-за которых «поезд» замедляет ход, а иногда и останавливается... Эта гипотеза, по-видимому, соответствует педагогическим целям музыки Куперена, поскольку композитор представляет себя своего рода специалистом по построению звука посредством легато, Стиль игры на лютне... Более того, кажется, что он образует набор со следующей пьесой, Les Bergeries . Эта последняя пьеса, хотя и более мелодична, чем Les Barricades , построена в более высоком регистре и более буколична по ощущениям. также является упражнением в использовании повторяющегося мотива (в данном случае левая рука остинато, напоминающее мюзет ), чтобы создать звук, не кажущийся механическим или повторяющимся. Таким образом, и Les Barricades Mystérieuses , и Les Bergeries представляют собой упражнения по элегантному созданию (и расслаблению) звука и импульса». [ 6 ]
Хотя название отражает музыкальную структуру, возможно, здесь задействовано нечто большее. Предложение о баррикадах является « двойным смыслом, относящимся одновременно к женской девственности и приостановке [] гармонических [последовательностей] музыки, [чьи] лютневые фигурации [из стиля brisé ] имитируются, чтобы создать загадочную тупиковую ситуацию», как сказала Джудит Робинсон Кипнис объяснила название произведения и его интерпретацию своим мужем Игорем Кипнисом . [ 8 ]

Любовное письмо (1770)
Другие предполагаемые значения названия включают:
- препятствует общению между людьми
- между прошлым и настоящим или настоящим и будущим
- между жизнью и смертью
- маски, которые носят исполнители спектакля Le Mystère ou les Fêtes de l'Inconnu («Таинственный или Праздник Неизвестного») в постановке одной из покровительниц Куперена, герцогини дю Мэн, в 1714 году. [ 9 ]
- «техническая шутка... непрерывные подвесы в стиле лютни являются баррикадой на пути к основной гармонии». [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]Клод Дебюсси , считавший Франсуа Куперена «самым поэтичным из наших [французских] клавесинистов» и оказавшим влияние на его собственные фортепианные этюды , выразил особое восхищение «Таинственными баррикадами» . [ 11 ] В 1903 году Дебюсси писал:
«Мы должны задуматься о том, какой пример подают нам произведения клавесина Куперена: это чудесные образцы изящества и невинности, давно прошедшие. Ничто никогда не сможет заставить нас забыть тонко сладострастные духи, столь деликатно извращенные, которые так невинно витают над Таинственными баррикадами ». [ 12 ]
Дань уважения и ссылки в других работах
[ редактировать ]Произведение использовалось в качестве источника вдохновения в различных областях искусства, включая музыку, изобразительное искусство и литературу. [ 6 ]
Музыка
[ редактировать ]- 1971 года Синтезаторное исполнение Moog под названием «Вариации на тему рондо Куперена («Les Barricades mystérieuses»)» на альбоме Short Circuits Рут Уайт .
- Пьеса для клавесина 1973 года под названием «Баррикады (Рок-пьеса после Куперена)» из альбома Bhajebochstiannanas [анаграмма Иоганна Себастьяна Баха ] Энтони Ньюмана .
- Пьеса 1982 года для Синклавира «Таинственные баррикады», написанная Серджио Баррозу .
- 1984 год написан для и включает в себя тексты Кристофера Хьюитта , пьесу для женского хора, пикколо, фагота, клавесина и аплодисментов под названием «Les Barricades Mysteriéuses» Джульярдского композитора Эндрю Томаса .
- Альбом 1986 года под названием Heavenly Bodies , включая Appia Suite , одна часть которого называется «Les Barricades mystérieuses» британского джазового композитора Барбары Томпсон . В том же году перезаписан и стал заглавной песней немецкого фильма «Zischke » .
- Пьеса 1987 года для сольной гитары Джона Уильямса из его альбома The Baroque Album .
- пьеса 1988 года Рок- под названием «Mysterious Barricades» из одноименного альбома бывшего Police гитариста Энди Саммерса .
- Работа 1989 года для флейты и оркестра «Les Barricades Mystérieuses» Луки Франческони .
- Пьеса 1989 года для трех блокфлейт под названием «Les Barricades» Матиаса Мауте .
- 1990 — концерт для клавесина «Таинственные баррикады» по заказу Кливлендского камерного симфонического оркестра , написанный Тайлером Уайтом .
- 1994 года Аранжировка квинтета для кларнета, бас-кларнета, альта, виолончели и контрабаса в альбоме «Америка: пророчество» Томаса Адеса .
- Пьеса 1994 года для соло-гитары «Mysterious Habitats» сербского гитариста Душана Богдановича .
- 1995 года Аранжировка секстета для флейты, гобоя, кларнета, скрипки, альта и виолончели под названием «Загадочные баррикады», четвертая из девяти частей , составляющих композицию Récréations françaises французского композитора Жерара Пессона .
- 1995 Le Barricate Misteriose (Hommage à Couperin) для 12 виолончелей, сочинение итальянского композитора Габриэллы Дзен (по заказу Оркестра Вилла Лобос).
- Сольная перкуссия и электронная пьеса середины 1990-х годов под названием «Mysterious Barricades» из одноименного альбома Скотта Смоллвуда .
- В 1997 году по заказу Симфонического оркестра Сан-Антонио «Las Barricadas Misteriosas» — третья часть «Симфонии а-ля Мариачи» Роберта Ксавьера Родригеса .
- 1999 «Les Baricades Fantasques» — вторая часть сюиты из трёх пьес для клавесина, посвященная Скарлатти, Куперену и Баху, написанная американским композитором Робертом Т. Келли .
- 2001 «Girándula» для 4 корней ди бассетто или 4 бас-кларнетов по мотивам «Загадочных баррикад» Хакобо Дуран-Лориги .
- песня 2002 года Народная «Таинственные баррикады» из альбома Письмо в редакцию» « Макса Окса .
- Пьеса 2003 года для ударных, голоса и инструментов под названием «Through the Mysterious Barricade» Филипа Корнера . К этому вопросу вернулись в 2011 году с новой работой под названием «Petite fantasie sur Les Barricades Mystérieuses (уже открытие) по мотивам Франсуа Куперена».
- 2007 «Разложение и исполнение» для фортепиано под названием «Les Barricades» канадского исполнителя Явена Вана .
- Электронная пьеса 2009 года под названием «Les Barricades Mystérieuses» португальского композитора Антониу Феррейры .
- Клип 2009 года "Les Barricades Mystérieuses" французского электроакустического исполнителя Mulinex .
- Пьеса 2010 года для гобоя, валторны, скрипки, альта, виолончели и клавесина «Таинственные баррикады» корейского композитора Юнга Сун Канга .
- Песня "Bambina" 2019 года из альбома Father of the Bride группы Vampire Weekend , имеющая сходство с этим произведением.
- 2021 Композитор Альма Дойчер предложила свою вокальную и визуальную аранжировку произведения. [ 13 ] где ноты разных голосов опираются друг на друга, как бочки, может объяснить образы баррикад.
Изобразительное искусство
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2012 г. ) |
Фильм
[ редактировать ]- 2006: снялась в фильме Софии Копполы « Мария-Антуанетта» . .
- 2011: сыграл заметную роль в фильме Терренса Малика « Древо жизни» .
- 2015: снялся во французском фильме Nous trois ou rien .
Литература
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2012 г. ) |
- 1922: Червь Уроборос. скорая помощь. Эддисон. В начале этого фантастического романа главный герой и его жена, слыша, как их дочь играет эту пьесу, комментируют друг другу, что только они знают истинное значение названия.
- 1955: рассказ Джоан Эйкен «Таинственные баррикады» в ее сборнике «Больше, чем вы рассчитывали».
- 1990: упоминается в книге Пола Остера «Музыка случая». Главный герой Джим Нэш чувствует себя обязанным сыграть это произведение, потому что оно напоминает ему о стене, которую он строит. Задаваясь вопросом о значении плитки, Наше заявляет, что «по его мнению, баррикады представляли собой стену, которую он строил на лугу, но это было совсем другое дело, чем знать, что они означают». (глава 8)
- 2002: показан в романе-триллере « Имприматур » Риты Мональди и Франческо Сорти как лекарство от искусственной чумы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бомон, Оливье (январь 1998 г.). Куперен: Музыкант королей . Открытия Галлимара (на французском языке). Полет. 339. Париж: Галлимар . п. 74. ИСБН 2070533123 .
- ^ Jump up to: а б Танли, Дэвид (2004). Франсуа Куперен и совершенство музыки . Олдершот, Англия: Эшгейт. стр. 113 , 115. ISBN. 0754609286 .
- ^ Бонд, Энн (1997). Путеводитель по клавесину (1-е изд.). Портленд, Орегон: Amadeus Press. п. 155 . ISBN 1574670638 .
- ^ Сервис, Том (14 января 2010 г.). «Разгадка «Таинственных баррикад» Франсуа Куперена» . Хранитель . Проверено 10 октября 2012 г.
- ^ Сир М (2014). «Таинственные названия, скрытый смысл» . Старинная музыка Америки . 20 (3): 32–36. Архивировано из оригинала 14 мая 2022 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эвнин, Саймон Дж. «Таинственные баррикады: пьеса и ее название» . Архивировано из оригинала 7 марта 2021 года.
- ^ Таффери П. (2020). «Таинственные баррикады» . www.clavecin-en-france.org (на французском языке). Архивировано из оригинала 27 марта 2022 года.
- ^ Игорь Кипнис, Музыка французского барокко для клавесина, EPIC LP кат.номер. BC1289, 1964, Библиотека Конгресса r64001444 Постоянная ссылка http://lccn.loc.gov/r64001443 , также http://catalog2.loc.gov/vwebv/holdingsInfo?searchId=207082&recCount=25&recPointer=3&bibId=9856129
- ^ Зеркало человеческой жизни »: Размышления о пьесах Франсуа Куперена «Pieces de Clavecin» Джейн Кларк и Дерека Коннона (Redcroft, King's Music, 2002), цитируется в Evnine .
- ^ (Франсуа Куперен и французская классическая традиция, новая версия, Лондон, Фабер и Фабер, 1987, стр. 400–2). Цитируется в Эвнине.
- ^ Уилдон М. (2009). Поздний стиль Дебюсси . Издательство Университета Индианы. стр. 67–68. ISBN 978-0-253-35239-2 .
- ^ Цитируется по: Уилдон (2009), с. 68; перевод Ричарда Лэнгэма Смита на: Урок Ф; Смит Р.Л., ред. (1977). Дебюсси о музыке: критические сочинения великого французского композитора Клода Дебюсси . А. А. Кнопф. п. 275.
- ^ Таинственные баррикады, аранжировка Альмы Дойчер , получено 30 ноября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Саймон Дж. Эвнин, Университет Майами, «Таинственные баррикады» . Полный список ссылок на другие работы, включая записи.
- Пьесы де Клавесин, Книга 2 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур